Текущее время: 28 мар 2024, 15:37


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Генеалогия в культурной традиции Скандинавии (Ф.Успенский)
СообщениеДобавлено: 31 янв 2016, 15:10 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101830 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Генеалогия в культурной традиции Скандинавии (Ф.Успенский)

Роль родословных в средневековом обществе и в средневековой культурной литературной традиции, конечно, велика не только в Скандинавии, но в Скандинавии генеалогия, родословная приобрели какое-то, я бы сказал, гипертрофированное значение. То, что часто современным читателем пропускается в текстах саг, — огромные вереницы сложнейших родословных, — как ни странно, имело первостепенное значение для исландцев или скандинавов того времени. Как раз не то, как звали героя, было важно им, а гораздо важнее им был его родовой бэкграунд, который за ним стоял: там крылась основная, важнейшая информация. Генеалогии в Скандинавии могли образовывать даже самостоятельный жанр, поэтический жанр, например какие-нибудь генеалогические перечни, образчики таких генеалогических перечней — это в общем древнейшие скальдические тексты, которые до нас дошли.

Все, буквально все было пронизано родословными, и это актуально не только для древности. Надо сказать, что и современные скандинавы, в особенности исландцы, очень считаются родством. Поскольку исландцев мало, многие с гордостью могут возвести свою генеалогию к Эгилю Скаллагримссону, например, то есть к X веку, или к кому-нибудь чуть попозже, но все-таки к человеку, жившему и действовавшему в Средние века, и это вполне нормальное явление в современной Исландии. Конечно, этого было гораздо больше еще в Средние века, и тут генеалогия в каком-то смысле была тотальна, она поглощала и вбирала в себя все. Причем для рассказчика саги генеалогия — это, конечно, способ не только приблизить прошлое, но и в каком-то смысле перенести его, перетащить в настоящее, поскольку можно себе представить ситуацию, что аудитория рассказчика саги следила за его генеалогическими выкладками и экскурсами и узнавала среди перечисляемых действующих лиц своих предков, своих дальних или близких родственников, и тут вот нельзя было ошибиться. В этом смысле генеалогия — это такой каркас, на который натягивается нарратив, каркас, на котором держится все повествование, и этот каркас всегда достоверен, это всегда залог некоторой правдивости повествования. Не случайно собственно у всех героев саг генеалогия есть, а вот у рабов ее нет и, видимо, не было в исторической действительности, и нет генеалогии у фиктивных, вымышленных персонажей саг, которые появляются в саге с совершенно определенной функцией — перепрыгнуть от одного эпизода к другому. Вот у таких, конечно, генеалогии не будет, но само отсутствие генеалогии для слушателя уже было семиотично: они понимали, что такого человека, может быть, и не существовало.

Вместе с тем, конечно, генеалогии выходили и за пределы литературной традиции. Я хотел бы привести два примера, когда генеалогия оказывается нечто большим, чем просто упоминание предков в тексте. Вот король Норвегии — самозванец, а может быть и не самозванец, может быть, действительно король Норвегии — Сверрир, который претендовал на норвежский престол, одна из его задач во время гражданской смуты в Норвегии была объезжать тинги и, так сказать, вербовать свой электорат. И вот на одном из тингов — об этом рассказывается в саге, причем довольно подробно, — он вышел перед людьми, перед огромной толпой и, вместо того чтобы произносить зажигательную речь, сулящую всяческие блага и призывающую перейти людей на его сторону, начал с того, что стал рассказывать генеалогию своей матери Гуннхильд. И тогда, как сказано в саге, почти все присутствующие поняли, что они каким-то образом то ли с ней в родстве, то ли в свойстве, и он буквально так на словах опутал присутствующих, свой будущий электорат, так сказать, сетью родовых связей, он показал им, в каком отношении он и они могут находиться, если учитывать генеалогию будущего короля и родословные всех присутствующих.

Вместе с тем другой пример, который тоже, на мой взгляд, говорит довольно многое о культурной значимости генеалогии, родословных, в данном случае в исландском обществе, конечно, — Исландия в этом смысле даже на фоне скандинавов вообще сильно выделялась своей любовью к родословным. Отец исландской истории, священник Ари Торгильссон, написавший «Книгу об исландцах», в сжатом виде рассказывающую историю заселения страны, историю учреждения христианства, церковных институтов, появления епископов, закончил свою книгу словами «здесь кончается эта книга» — он имел в виду это сочинение, «Книгу об исландцах». Но на самом деле он не закончил ее этими словами, за пределы книги он вынес две генеалогии. На самом деле их гораздо больше, но можно сказать общо, что их две. Первая генеалогия — это генеалогия четырех епископов Исландии, причем двоих из тех епископов, которых он упоминает, уже не существовало, они умерли, а вот про остальных мы знаем, что они были непосредственными начальниками Ари Торгильссона, они были теми, кому он показывал свой труд, и они давали ему всяческие советы. То есть на самом деле мы видим, что генеалогия двух хотя бы епископов, живущих на момент составления текста, явно имеет некоторый этикетный характер. Ари Торгильссон, вместо того чтобы писать посвящение этим епископам и объяснять, что он посвящает эту книгу им, выразил это в форме генеалогии этих двух епископов, возводя их род к славным первопоселенцам, которые заселяли Исландию.

Дальше следует генеалогия, которая начинается причудливым именем Ингви Конунг Тюрков, то есть речь идет о мифологическом персонаже, который в данном случае возведен в статус земного конунга, земного короля, и дальше перечисляется ряд поколений, которые, спускаясь ниже, ниже и ниже, доходят до самого Ари. Эта генеалогия заканчивается словами «и Торгильса, моего отца, а я зовусь Ари», — говорит он. И на самом деле, когда доходишь до конца этой родословной, в общем создается совершенно устойчивое впечатление, что Ари Торгильссон таким образом оставил свой автограф, он так подписался, никакого другого способа выразить свое авторство над этим сочинением, выразить то, что он написал этот текст, составил его для людей и подписал его, в общем у него не было. И он таким причудливым образом, почти как росчерком пера, оставил генеалогическую роспись, которая при всяком тиражировании этого текста — я имею в виду тиражирование не полиграфическое, а в рукописях — всякий раз как бы возобновляется, потому что текст заканчивается словами «а я называюсь Ари», «я зовусь Ари», и авторство Ари Торгильссона над этим текстом оказывается некоторым неотчуждаемым условием. Такое возможно было только при помощи тех родословных, которые он построил, пусть они наполовину фантастические: действительно там Ингви Конунг Тюрков, там перечисляются некоторые боги скандинавского пантеона, которые опять-таки превращены в земных королей. Тем не менее эта генеалогия от этого только выигрывала, украшалась, и среди предков Ари оказывались действительно наполовину божественные предки.

То есть, таким образом, генеалогия в Скандинавии — это, как правило, не только экскурс в прошлое, когда отправной точкой для человека является настоящее, но, обращаясь к прошлому, он постепенно, как по ступеням, по поколениям спускается ниже, ниже и ниже, рассказывает о славных деяниях прошедших веков. Как ни странно, генеалогия в Скандинавии — это еще всегда способ вытащить это прошлое в настоящее, то есть перенести, перекинуть мост между прошлым и настоящим, потому что генеалогия, конечно, всегда прославляет предков, но она имеет и другое начало или другой конец — она всегда оканчивается тем человеком, который ее выстраивает.

И сам этот факт такой двунаправленности генеалогии играет огромное значение для скандинавов, это всегда нить, мостик между настоящим и прошлым, которое оживляет в сознании аудитории все родовые связи по мере произнесения этих родословных.

Именно поэтому практически все скандинавские тексты пестрят громадными перечнями имен, указаниями свойства, родства, кто кому кем приходился. И действительно, судя по всему, это находило отклик у исторической действительности, когда два конунга, так сказать, встречались посреди открытого моря, первое, что делали, — они как два песика, грубо говоря, начинали обнюхивать друг друга, а именно считаться родством. Первое, о чем они договаривались, столкнувшись в открытом море и даже еще не решив, надо им биться друг с другом или, наоборот, мирно разойтись, — они начинали считаться родством и выяснять, кто кому кем приходится. Как правило, это родство находилось, а уж в зависимости от степени отдаленности или близости такого родства они либо вступали в бой, либо, наоборот, становились союзниками, шли дальше и продолжали свои набеги на чужие страны.

То есть генеалогия — это действительно всегда не просто построение, всегда не просто некое сакральное знание о прошлом, но это всегда еще и очень действенный, эффективный и активизирующийся инструмент, который постоянно участвует в современной жизни, в текущей жизни, притом что он весь опрокинут в прошлое и весь держится на прошлом. Сама генеалогия всегда связана с прошлым, иначе и быть не может, но в данном случае мы постоянно видим у скандинавов, как она используется именно в интересах и нуждах именно настоящего, именно текущей современной ситуации, которую часто невозможно разрешить, не прибегая к родословным экскурсам, не перечисляя предков, не устанавливая ту или иную степень родства и связей между людьми. Собственно, так, по-видимому, из такого родового клубка скандинавы становились потихоньку нацией, ведь идея нации — это идея довольно поздняя. Сначала они начинали с того, что все время ощущали живые связи друг с другом, и даже если они были в некоторой вражде и в напряженных отношениях, тем не менее эта связь никуда не пропадала. Даже те скандинавы, которые уходили на Русь, там оставались и превращались, например, в русских князей, обрусевали, носили славянские имена и так далее и тому подобное, они все равно сохраняли, конечно, непосредственную связь со своей пусть все более отдаляющейся, но родней на Северном полуострове. Владимир Святой чуть что, чуть какой династический конфликт разгорается, он в испуге бежит не куда-нибудь, а к варягам и, видимо, просто к своим дальним родственникам, проводит там некоторое количество времени. Потому что, конечно, Владимир Святой, в общем уже полноценный Рюрикович, русский князь, которого можно перифрастически, в переносном смысле называть викингом на Руси, но, конечно, уже понятно, что Рюриковичи оседают на Руси и правят здесь. Тем не менее связь с родней, конечно, не утрачивается, и все, буквально все переосмысляется в родовой перспективе, в терминах родового мира.

http://postnauka.ru/video/52861
Фёдор Успенский
доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Анна Анина, gudwin
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB