Текущее время: 29 мар 2024, 14:35


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Размышления о древнескандинавских мифах - Похороны Вождя
СообщениеДобавлено: 16 май 2021, 22:33 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44088
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101842 раз в 28406 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73944

Добавить
Размышления о древнескандинавских мифах - Похороны Вождя
Hannah Burrows
Кафедра английского языка, Сиднейский университет
Изображение

Выдержка:

«Я не буду вдаваться во все детали, но даю краткое описание описания Ибн Фадлана, принимая во внимание только ту часть информации, которая значима для рассмотрения вопроса.

Вся последовательность вызвана смертью вождя, и первое, что мы узнаем о нем, это то, что он отделен от живых и помещен во временную могилу на десять дней, что составляет девять ночей в скандинавском подсчете ». Обряды совершаются в этот период с вождем, сами обряды не описаны детально, но в эти дни очевидно, он отделен от своего прежнего статуса, но еще не достиг своего нового статуса в царстве мертвых.Теперь мертвый вождь больше не является центром действия (предметом ритуала), и весь ритуал переключается на рабов. Хотя из обрядов очевидно, что раб должен быть женщиной, кажется, это очень общие замечания и вместо рабов могли быть добровольцы, которые участвовали в ритуалах погребения. В этом случае вся ритуальная последовательность может меняться.

Мы знаем не из ненадежных письменных древнескандинавских источников, а из археологических раскопок (например, могилы Осеберга), что рабы могли быть похоронены вместе с благородным человеком, смерть которого является центром события и была очень важна. Здесь стоит упомянуть, что статус рабыни меняется во время ритуала, так как два раба, которых Ибн Фадлан видит в качестве охранников, также должны мыть ноги, что делается только слугами благородных людей, а не рабами как мы читаем в Helgakviða Hundingsbana II, 39. Другими словами,статус рабыни мог быть ритуально изменен на статус жены вождя (Duczko, 2004, 145-46), вероятно,это связано с вдовами, и поэтому ее жертвуют как своего рода заменитель жены, независимо от того умерла ли настоящая жена или нет.( Sass and Warmind 1989, 42). Мы знаем от Ибн Руста (Birkeland, 1954, 17), что такие вещи имели место. Это означает, что не только вождь проходит через проход из этого мира в другой, но и рабыня меняет свой статус в двухэтапной операции: во-первых, она становится символически женой мертвого вождя, а после этого она тоже должна отправиться в другой мир. Мы узнаем, что она поет обрядовые песни и пьет каждый день в этот период, и хотя Ибн Фадлан не считает это ритуалом, вряд ли есть сомнения, что все это имеет ритуальное значение из-за ритуальных рамок. Мы знаем, что так было по всей Скандинавии, где священные песни, так и пить играло важную роль в разных ритуальных событиях, как мы видим, например, в Hávamál 139:

Девять песен узнал я
от сына Бёльторна,
Бестли отца,
меду отведал
великолепного,
что в Одрёрир налит.
(в русском переводе 139 стих,перевод А. И. Корсуна)

9 «Девять» - это известное священное число в древнескандинавской религии. Его точное значение (если оно когда-либо было) неясное, но оно явно означает некоторую полноту действия и священность (Schjødt, 1988).

Из главы 89 рассказа Ибн Фадлана мы узнаем, что он является свидетелем совершаемых обрядов. Очевидно, что за десять дней были произведены различные ритуала и подготовка. Корабль был доставлен на берег, некоторые деревянные конструкции были установлены, и на судне установлена ​​скамейка. Все это должно было произойти, пока мертвый все еще был в своей временной могиле. Последнее, что мы слышим до того, как труп доставляется на корабль, - это то, что старуха по имени «ангел смерти» кладет на скамейку одеяло.

«ангел смерти» - Как и в случае с термином «рай», суть этого выражения нужно искать у самого переводчика Ибн Фадлана, который не смог найти лучшего выражения для понимания среди арабских терминов. Скорее всего, что «ангел смерти» - это своего рода жрица, которая обращается к Хель, но у нас нет точного описания.

В связи с этим нам также сообщают, что вождь возьмет с собой еду и питье, и некоторые музыкальные инструменты с ним в его временной могиле. Все предметы будут вывезены на корабль, а мертвые одеты и помещены в шатер, который установят на корабле. В этом шатре девушка- рабыня будет убита, и поэтому ее следует рассматривать как ритуальный центр последовательности погребальных действий.

Ниже мы приводим описание предметов, которые доставляются мертвым на корабль: фрукты и nabidh (напиток из фруктов), что, вероятно, является своего рода алкогольным напитком, параллельным меду, который известен из скандинавских источников, «могильные подарки», пища, зерно, личные вещи. Кроме этого многие животные были найдены в могилах на Севере. Функция этих даров неясна, но некоторые из них (те, которые можно рассматривать как «пары», например, домашняя птица, быки и лошади), скорее всего, понимаются как символизирующие статус умершего, также в в другом мире и нужны для того, чтобы покойный не потерял свой статус в ином мире. Что касается общей символики и структуры обрядов прохождения, можно было бы сказать гораздо больше, но из-за отсутствия последовательных описаний в норвежских источниках невозможно провести какие-либо параллели на более конкретном уровне. Мы просто укажем, что эти обряды описают вождя как важного субъекта ритуала и все эти «жертвы» выполняются ради него.

Это также относится к актам общения между рабыней и мужчинами, которые описаны как «Genossen der Verstorbenen» (Тоган 1939, 93), что указывает на то, что эти люди выбираются по ритуальным критериям. Взаимодействие направлено на общение с мертвыми, поскольку каждый из мужчин говорит, что то, что он делает, делается из любви к мертвым или в версии Амина Рази - как дружеское обязательство. Эта комбинация символики плодородия и общения с другим миром известна из нескольких скандинавских мифов (например, отношения между Sigmundr и Signy в саге Völsunga, Фрейя и Оттарр в Hyndluljóð и др.), в которых мужской субъект из этого мира имеет сексуальные отношения с женским образом из другого мира. Однако отношение здесь перевернуто вверх дном, поскольку женский образ из этого мира - тот, кто «получает» что-то от мужских представителей другого мира, тем, что они являются символическими заменителями мертвого вождя. Это соответствует «логике» ритуала, так как девушка-рабыня собирается отправиться в другой мир, тем самым приобретая еще один статус. Таким образом, ее следует рассматривать как посвященного, так же как и мужчин в сюжетах вышеупомянутых мифов. В этой ситуации мы замечаем, что в ритуале, а также в мифах речь идет о какой-то священной информации, которая имеет свои корни и в культе плодородия.

Глава 90 начинается с обряда «дверной рамы», в которой она поднимается три раза некоторыми мужчинами, каждый раз произносится несколько слов. Сначала рабыня говорит, что видит своих отца и мать, потом ее умерших родственников и, наконец, своего хозяина, окруженного молодыми людьми. Нет сомнения, что она смотрит в другой мир, выраженный как своего рода рай, красивый и зеленый. После этого она берет курицу, обезглавливает ее и кладет на корабль. Символизм здесь не совсем ясен, но мы можем получить некоторую помощь, сравнив его с историей Саксо о Hadingus.Мы также должны понимать, что она здесь говорит как жена мертвого вождя, так как маловероятно, чтобы родственники раба жили в Вальхалле.

Затем девочку рабыню вывозят на корабль, где снимают с ее рук браслеты для плеч и кольца. Первое дано ангелу смерти, а второе - ее дочерям. Здесь может быть связь с историей похорон Бальдра, где Бальдру дается кольцо Драупнир на костре, вероятно, чтобы обеспечить ему какое-то возвращение. Кольцо, однако, не имеет власти в мире Хель, поэтому его нужно вернуть. Такую же концепцию можно увидеть здесь: рабыня не вернется, поэтому нет смысла оставлять с ней кольца и браслеты.

Когда она всходит на корабль, люди со щитами и посохами предлагают ей nabidb, над которым она поет, а потом она пьет его. Ибн Фадлану говорят, что таким образом она простится со своими друзьями. Мы не знаем слов, произнесенных, но нет сомнений в том, что их следует рассматривать как ритуал. После пения и выпивки она попадает в шатер на корабле. Наконец, ее убивают , одновременно удушая и закалывая острым ножом,это вероятно отсылка к самопожертвованию Одина на Иггдрасиле, что описано в Hávamál 138-41 стих, хотя контексты очень разные.

138. Девять ночей я качался на дереве,
Под ветром повешен в ветвях,
Ранен копьем, в жертву Один отдан —
Себе же — я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней.

139. Никто не давал мне питья и питания
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я —
Долу упал я тогда.

140. [Меня научил девяти заклинаньям
Сын Больторна, Бэстли отец.
И выпить я мог заповедного меда,
Одрэрир я осушил.]

141. Стал я расти и познания множить,
Здоровье и силы обрел.
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.

После того, как она была помещена рядом с мертвым вождем, костер зажигался особенным образом. Нам говорят, что тот, кто поджигал корабль, является самым близким родственником умершего, и являлся ли он сыном или нет, разумно сделать вывод, что он станет новым вождем. То, как он зажигает огонь становится понятным только в ритуально-символической перспективе. Он приближается к кораблю, двигаясь назад, с горящим куском дерева, с одной стороны, и с другой стороны, и он голый. Этот обряд рассматривается как апотропный (Strom 1961, 214, Sass and Warmind 1989,43), ссылаясь на известный страх перед мертвыми. Однако этого недостаточно для того, чтобы объяснять довольно своеобразный способ, который использует этот человек. Фолк Стром напоминает нам о страхе перед глазами мертвых, но поскольку он находится в шатре на корабле, вряд ли его взгляда могли бояться. Не исключено, что нагота вызвана страхом «загрязнить» одежду, поскольку шесть мужчин, которые убили девушку, были намного ближе к мертвому и,они не были голыми, Ибн Фадлан определенно сообщил бы, если бы это было так. Мое предложение состоит в том, что этот странный обряд лучше всего объясняется в свете посвящения.

Если нагота рассматривается как часть обрядов реинтеграции этой последовательности с новым вождем как ее субъектом, было бы естественным рассматривать ее как символическое выражение возрождения. И другой элемент описания усиливает это предложение: его хождение назад с его лицом склоненным к живому означает, что, даже если он должен приблизиться к мертвым, чтобы зажечь огонь, он отправляется в этот мир живым. Таким образом, символическое рождение вождя - это то, что определяет нагота и действия описывают символичность жизни и нового рождения. Хотя Ибн Фадлан этого не осознавал, очевидно, что этот человек также прошел обряд посвящения, как мертвый вождь и рабыня. Нет сомнений, что многие другие обряды были выполнены в связи с появлением нового вождя, но, по-видимому, они не были такими впечатляющими, как те, которые связаны с девушкой. Возможно, они даже выполнялись в тайне, как это часто бывает с обрядами посвящения, и, как следствие, Ибн Фадлан не мог видеть их.

После сожжения возникает ветер, который позже интерпретируется так, как хороший символ и успешное путешествие вождя в иной мир . Наконец, курган курган засыпают, оставляя инициалы вождя.Очевидно, что модель инициации обладает высокой степенью объяснительной ценности, и особенно признание того, что мы сталкиваемся не с одной, а с тремя инициирующими последовательностями, делает, на мой взгляд, многие детали более понятными.

Однако многие из ритуальных элементов, рассмотренных выше, носят очень общий характер и не помогают нам в решении вопроса о том, сталкиваемся ли мы с ритуалом или некоторыми ритуальными структурами, выполняемыми в Скандинавии в эпоху викингов. Мы уже видели, что некоторые особенности могут быть истолкованы как отражающие элементы скандинавской религии, хотя некоторые из них также носят общий характер и могут быть объяснены совпадением. Тем не менее, есть, на мой взгляд, элементы, которые ярко указывают на то, что ритуалы, описанные Ибн Фадланом, основаны на убеждениях и методах, известных из средневековых текстов, и таким образом стоит попытаться интерпретировать остальные действия в одном контексте,хотя как уже упоминалось, многие детали будут оставаться неопределенными. Мы рассмотрим 3 элемента, которые позволяют расширить понимание погребальных ритуалов.

Первый элемент - это ссылка на «рай». Когда девушка поднимается над чем-то, что Ибн Фадлан сравнивает с дверной рамой, она символически смотрит в другой мир. Как упоминалось ранее, она видит отца и мать и других родственников, и, наконец, ее хозяина, который окружен другими людьми. «Рай» красивый и зеленый. Вид земли мертвых, как он описан здесь, действительно напоминает нам о Вальхалле, особенно из-за явной ссылки на молодых и других людей, сидящих или стоящих вместе со своим хозяином. Если мы попытаемся представить, как мусульманин мог бы понять такое видение Валхалла, земли мертвых, он, несомненно, не стеснялся называть его «раем», поскольку он находится недалеко от описания его собственной «земли мертвых» и ясно обозначил его как очень позитивное место. Другими словами, если бы арабский ученый должен был найти имя для Валхалла, которое его аудитория могла бы понять, это, скорее всего, было бы слово «Рай».

Можно было бы утверждать, что большинство «земель мертвых» можно описать таким образом, и поэтому все это ничего не говорит о конкретной скандинавской концепции, и это отчасти верно. Однако мы должны понимать весь контекст, чтобы сделать определенные выводы. Картина Вальхаллы со всеми деталями, описанными Снорри в Gylfaginning, даже если это была настоящая религиозная концепция, несомненно, не могла быть известна ​​Ибн Фадлану, но некоторые моменты описания удивительно схожи.

Следующие два примера кажутся более конкретными. Первый касается бога, к которому вождь приближается после похорон: его хозяин, как сказано. Единственное, что мы узнаем о нем, это то, что, когда все кончено, и корабль подожжен, один из присутствующих говорит, что владыка вождя послал ветер, чтобы огонь взял его в течение часа. Теперь, если мы зададим простые вопросы о том, кто является богом, который приглашает вождей в свое царство, когда они умирают, и кто бог, который управляет ветром, ответом, безусловно будет Один, если сравнить с описанием Снорри в саге Инглингов-7 глава:

Paccкaзывaют кaк пpaвдy, чтo кoгдa Oдин и c ним дии пpишли в Ceвepныe Cтpaны, тo oни cтaли oбyчaть людeй тeм иcкyccтвaм, кoтopыми люди c тex пop влaдeют. Oдин был caмым пpocлaвлeнным из вcex, и oт нeгo люди нayчилиcь вceм иcкyccтвaм, ибo oн влaдeл вceми, xoтя и нe вceм yчил. Teпepь нaдo paccкaзaть, пoчeмy oн был тaк пpocлaвлeн. Koгдa oн cидeл co cвoими дpyзьями, oн был тaк пpeкpaceн и вeликoлeпeн c видy, чтo y вcex вeceлилcя дyx. Ho в бoю oн кaзaлcя cвoим нeдpyгaм yжacным. И вce пoтoмy, чтo oн влaдeл иcкyccтвoм мeнять cвoe oбличиe кaк xoтeл. Oн тaкжe влaдeл иcкyccтвoм гoвopить тaк кpacивo и глaдкo, чтo вceм, ктo eгo cлyшaл, eгo cлoвa кaзaлиcь пpaвдoй. B eгo peчи вce былo тaк жe cклaднo, кaк в тoм, чтo тeпepь нaзывaeтcя пoэзиeй. Oн и eгo жpeцы зoвyтcя мacтepaми пecнeй, пoтoмy чтo oт ниx пoшлo этo иcкyccтвo в Ceвepныx Cтpaнax. Oдин мoг cдeлaть тaк, чтo в бoю eгo нeдpyги cтaнoвилиcь cлeпыми или глyxими или нaпoлнялиcь yжacoм, a иx opyжиe paнилo нe бoльшe, чeм xвopocтинки, и eгo вoины бpocaлиcь в бoй бeз кoльчyги, яpилиcь, кaк бeшeныe coбaки или вoлки, кycaли cвoи щиты, и были cильными, кaк мeдвeди или быки. Oни yбивaли людeй, и ни oгoнь, ни жeлeзo нe пpичиняли им вpeдa. Taкиe вoины нaзывaлиcь бepcepкaми.

Эта комбинация быть богом мертвых, имеющими специфическое отношение к вождям и другим благородным людям, а также быть богом ветра, может быть не уникальной, но тот факт, что это единственные функции этого бога, которые связаны, предполагает, что Один на самом деле был богом, который посылал ветер, при сожжении корабля. Представляя ритуал похорон в Скандинавии под влиянием концепций, известных из средневековых текстов, именно эти характеристики, вероятно, были упомянуты. Однако, конечно, нет доказательств того, что Один был богом, посылающим ветер. Но окончательное убийство рабыни,которое совмещает удушение и травмы, также позволяет сделать вывод, что очень многое было связано именно с Одином.

Последний пример, имеет детальную параллель в скандинавских источниках, и мне кажется, что нет возможности объяснить это, обратившись к широко распространенным явлениям религий и ритуалов.

Как уже упоминалось, после того, как рабская девушка была поднята над дверной рамой, она берет курицу и отрубает ей голову, которую она затем отбрасывает, а мужчины берут тело курицы и бросают ее на корабль. Семантическую параллель с этим, хотя и структурно перевернутая, можно увидеть в истории Саксо о Hadingus (I, viii, 14). Здесь рассказывается о том, как Хадингус был приглашен женщиной из подземного мира, который также является миром мертвых, присоединиться к ней, чтобы увидеть, куда он пойдет после своей смерти (credo diis infernalibus ita destinaribus, ut in ea loca vivus adduceretur, qua: morienti petenda fuerant) (Olrik and Reder 1931,30) (я считаю, что боги подземного мира решили таким образом, что он должен видеть, пока он еще жив, места, куда он должен отправиться после смерти ).

Пройдя сквозь туман, он видит солнечное место со свежей травой. Затем они приходят к реке, в которой плава различное оружие, и над которой есть мост. Пройдя это место, они видят две армии (асов), сражающиеся. Это люди, объясняет женщина, которые умерли в бою и делают то же, что и в то время, пока они еще живы. Затем они приходят к стене, которую трудно пересечь, но женщина отрезает голову петуху и бросает ее через стену. Без дополнительной информации нам сообщают, что Hadingus вернулся в свой мир.

Несомненно, здесь есть важные отличия между эпизодом, записанным Ибн Фадланом и тем, что сказал Саксо. Это касается прежде всего контекста. Первый пример - это ритуальный акт, тогда как последний пример имеет дело с мифическим или полумифическим сценарием. С другой стороны, опять же, неудивительно, что символические структуры в мифах можно встретить и в ритуалах. Но есть и другие различия. Ибн Фадлан пишет о курице, тогда как Саксо упоминает петуха; а во-вторых, рабыня и Хадингус, хотя оба имеют дело с миром мертвых, но в различном статусе: Хадингус находится в царстве мертвых, тогда как рабыня все еще среди живых. Женщина в Саксо бросает голову в мир живых, кричит как знак жизни, тогда как в описаниях Ибн Фадлана тело курицы бросается в мир мертвых, то есть в корабль, таким образом происходит серия инверсий. В рассказах Ибн Фадлана женщина собирается присоединиться к мертвым, курица обезглавлена, а ее тело брошено в мир мертвых некоторыми мужчинами, тогда как у Саксо человек собирается присоединиться к живым , петух обезглавлен, а его голова брошена в мир жизни женщиной.

Все это означает, что, хотя эти два эпизода очень разные, они описывают систему. Состав ритуальной части одинаков: человек собирается переходить из одного мира в другой, используется обезглавленная голова и тело птицы,части птицы бросают в мир живых или мертвых.

Как упоминалось ранее, похороны всегда будут следовать структуре, изложенной van Gennep. Это также структура посвящения, которая часто рассматривается как своего рода ритуал, но которая на более общем уровне кажется глубоко укоренившейся идеологической структурой, выражающейся в мифах и других жанрах повествования, а также в ритуалах. Основные характеристики этой структуры заключаются в том, что она, на горизонтальном уровне, следует структуре модели van Gennep: то есть отделение от начальной фазы, характеризующейся отсутствием знания, входом в ограниченную сферу, в которой эти знания получены, и возвращение в обычную сферу, но теперь на более высоком уровне, обладая знаниями, необходимым для нового социального и / или религиозного статуса. Это изменение статуса в принципе необратимо, является ли субъект членом воинской группы, священником, шаманом или кем-либо другим. На вертикальном уровне характерно, что мир исходной и заключительной фаз противоположен срединному миру, поскольку этот мир всегда описывается как иной мир.»


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB