Текущее время: 29 мар 2024, 04:02


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Исцеление на средневековом севере
СообщениеДобавлено: 16 май 2021, 22:28 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101836 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Исцеление на средневековом севере
Фьёрн

Языческий Бог для Исцеления?

К сожалению не так много известно о богах, когда речь заходит о богах, непосредственно связанных с исцелением. Если мы рассмотрим Эдду, есть одна богиня, которая, как известно, связана с искусством исцеления, и ее зовут Эйр. Она описывается так:

Изображение

iij er eir hō er lækn̅ beztr
Þriðja er Eir; hon er læknir beztr.
Третья - Eir; она - лучший целитель

Однако, кроме этого, почти ничего не говорится о богах целителях. Позднее она упоминается в названиях валькирий, одна из богинь, но ее скорее можно отнести к валькириям, она зовется Фёльсвиннмаль ,хотя понимание ее образа до конца неизвестно.Таким образом, мы начинаем сталкиваться с неизвестностью даже в самом начале исследования: действительно ли она была богиней? Была ли она только валькирией, а не богиней? Или она была «Эйр» просто носила другое имя как Фригг? Практически нет ответов на эти вопросы и исследователи могут только предполагать, однако можно отметить, что в Эдде содержится два имени, которые связаны с целительством - Эйр и Фёльсвиннмаль.

Исцеление магией и рунами

Но когда мы смотрим на царство магии, то находим довольно много информации, которую еще предстоит осмыслить и раскрыть. Обратимся теперь к Hávamál и рассмотрим несколько слов, приписываемых Одину в стихах:

Лист Hávamál 147. Я знаю второе [заклинание], которое нужно сыновьям людей,
тем, кто хочет жить в качестве врачей (læknar).

Хотя сама по себе строчка ничего не объясняет,но она показывает нам, что магическое исцеление было чем-то известным на средневековом Севере - и что оно могло быть связано с Одином. Но так как только поэтическая Эдда не может утолить нашу жажду, то обратимся к другому источнику. Перенесемся во времени и рассмотрим второе Мерзебургское заклинание , которое сохранилось на древне-высоком немецком языке с десятого века. Такие заклинания имели несколько стандартную форму, в которой заклинание было разделено на две части: рассказ и заклинание (как магическая аналогия).

Пфол и Водан выехали в рощу.
Тут Бальдеров жеребчик вывихнул бабку.
Заклинала Синтгунт с Сунною-сестрицей;
Заклинала Фрия с Фоллою-сестрицей;
Заклинал и Водан; заговор он ведал.

2 вариант:

Фоль6 и Водан ехали к лесу.
Тогда у кобылы Бальдра была вывихнута нога.
Тогда заклинала8 её Синтгунт Сунна её сестра.
Тогда заклинала её Фрейя, Фолла её сестра.
Тогда заклинал её Водан так хорошо, как он умел
и от вывиха кости, и от вывиха крови, и от вывиха сустава:
кость к кости, кровь к крови,
сустав к суставу да приклеятся.

Учитывая что Один раньше ассоциировался с исцеляющими заклинаниями, не так уж трудно рассмотреть строфу 147 Хавамала аналогичным образом. Однако я не стал бы говорить, что точное заклинание упоминается в этом стихотворении. Тем не менее, есть еще примеры, которые мы должны рассмотреть. Какое волшебное исцеление практикуется смертными, а не богами? Давайте теперь рассмотрим случай рунического исцеления из Саги Эгиля .

Исцеление с помощью рун

Эгил был ... трудным человеком. Но как истинный скальд (поэт), он был, безусловно, талантливым и умел использовать слова. Как мы видели выше, заклинания могут принимать форму поэтических заклинаний - поговорка о том, что «слова имеют силу» имеет серьезную историческую основу. Но этот отрывок, относящийся к нашему рассмотрению сегодня, касается молодой леди, которая злоупотребляла рунами. Эгиль, видя, что она лежит на скамейке, борется с ее болезнью:

***

Когда Эгиль и его люди сели за еду, Эгиль заметил, что на поперечной скамье лежит больная женщина. Он спросил Торфинна, кто эта женщина, которая так страдает. Торфинн ответил, что ее зовут Хельга и что она его дочь:

— Она уже давно болеет. У неё сильная лихорадка. Она не спит по ночам и стала как помешанная.

— И вы ничего не пробовали, — сказал Эгиль, — против ее болезни?

Торфинн ответил:

— Были вырезаны руны. Здесь неподалеку живет сын одного бонда, он и сделал это. Но с тех пор ей стало много хуже, чем раньше. Может быть, ты, Эгиль, можешь помочь чем-нибудь в такой беде?

Эгиль сказал:

— Пожалуй, хуже не станет, если я возьмусь за это.

И когда Эгиль насытился, он подошел к больной и поговорил с ней. Он попросил приподнять ее со скамьи и подстелить ей чистые одежды. Так и было сделано. Тогда он обшарил то место, на котором она лежала, и нашел там китовый ус, на котором были вырезаны руны. Эгиль прочел их, соскоблил и бросил в огонь. Эгиль сжег весь китовый ус и велел вынести на воздух те одежды, которые были у нее раньше. Тогда он сказал:

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.
Десять знаков тайных
Я прочел и знаю,
Что они причина
Хвори этой долгой.

Эгиль вырезал руны и положил их под подушку на ее ложе. Ей показалось, будто она проснулась ото сна, и она сказала, что теперь здорова, хотя и совсем без сил. Ее отец и мать очень обрадовались. Торфинн предложил Эгилю располагать всем, что ему только нужно было.

***

Археология

Но как могло выглядеть такое руническое заклинание? К счастью, у нас есть археологические свидетельства, подтверждающие саги, и, таким образом,мы можем увидеть примеры подобных заклинаний. Амулет Сигтуны, который относится к середине-концу одиннадцатого века, является отличным примером примером рунического талисмана исцеления конца эпохи викингов. Давайте посмотрим на него:

Изображение

Изображение

Этот пример из прекрасной книги под названием « Рунические амулеты и магические объекты» , написанной Минди Маклеод (из Университета Дикина) и Бернардом Менсом (из Мельбурнского университета).

Как вы можете видеть, рунические заклинания выше требуют, чтобы «великан раневой лихорадки» (предположительно болезнь, беспокоящая пациента) бежал из тела, которому в настоящее время наносится вред. Но эту болезнь называют также «волком», который часто использовался против преступников, которые были объявлены вне закона; и в скандинавском фольклоре волки часто изображаются как посланники каких-либо сил или преследователи. Здесь, однако, эти культурные идеи, окружающие волков, собрались вместе, чтобы обратиться к демону, которого нужно вытеснить из тела страдающего пациента.В средние века была широко распространена вера, что демоны и духи болезни могли проникать в тела пациентов через открытые отверстия ( рот,нос, уши, раны и т.д.). В этом случае мы можем предположить, что демон вошел через рану, и этот амулет послужит для того, чтобы волк преследовал духа(великана), который наносил вред его хозяину, - до тех пор, пока руны были вырезаны правильно.

Наследие

Стоит также упомянуть Colic Leaf или Kveisublaðið . Она датируется с 1600 года, эта рукопись довольно уникальна тем, что ее, вероятно, носили как амулет, который был обвязан вокруг пациента. Звучит знакомо, не так ли? Даже в шестнадцатом веке кажется, что исландцы все еще использовали практику, присущую рунической магии. :

«Kveisublaðið , вероятно, единственная в своем роде рукопись, которая сохранилась в Исландии. Лист представляет собой полоску с текстом или молитвой против колик или артрита. Такие молитвенные листы считаются довольно распространенными, но они были конфискованы в период охоты на ведьм в 17 веке. Полоса использовалась как амулет и чаще всего обвязывалась вокруг пациента. Этот лист сохранился в архивах епископов и, как полагают, был написан примерно в 1600 году. Текст как на латыни, так и на исландском языке ».

Изображение

Изображение

Лечение (без магии)

Но не все исцеление включало обращения к божествам или рунам, вырезанным на предметах. Некоторое исцеление основывалось на другом источнике магии- знании трав и тела. Но как это выглядело на практике? Для этого мы можем обратиться к Саге Святого Олафа из Heimskringla Снорри Стурлусона, где женщина лечит человека, который был ранен в бою:

«3aтeм Topмoд yшeл из capaя и вoшeл в кaкoй-тo дoм. Taм былo мнoгo тяжeлo paнeныx, и кaкaя-тo жeнщинa пepeвязывaлa им paны. Ha зeмлянoм пoлy был paзвeдeн oгoнь, и oнa гpeлa нa нeм вoдy для пpoмывки paн. Topмoд ceл y двepeй. Люди, кoтopыe yxaживaли зa paнeными, вxoдили и выxoдили. Oдин из ниx, пpoxoдя мимo, пoвepнyлcя к Topмoдy, взглянyл нa нeгo и cкaзaл:

— Oтчeгo ты тaкoй блeдный? Tы paнeн? Пoчeмy ты нe пpocишь, чтoбы тeбя пoлeчили?

Toгдa Topмoд cкaзaл тaкyю виcy:

Mглиcт чeлoм, кyдa мнe
C pyмяным paвнятьcя —
Ha нac и нe глянyт —
Myжeм Haнны кpyжeв165.
Ceгoдня я блeдeн
Hecпpocтa, pacтpaтчик
3лaтa: мнoгo выжглo
Paн opyжьe дaнoв.

Topмoд вcтaл, пoдoшeл к oгню и пocтoял тaм нeкoтopoe вpeмя. Лeкapкa cкaзaлa eмy:

— Эй ты! Пoйди-кa пpинecи дpoв, кoтopыe лeжaт тaм cнapyжи y двepeй.

Topмoд вышeл, пpинec oxaпкy дpoв и бpocил ee нa пoл. Tyт лeкapкa пocмoтpeлa eмy в лицo и cкaзaлa:

— Ужac, кaкoй oн блeдный. Чтo c тoбoй?

Topмoд cкaзaл:

Boт, cтpaшит лeщинy
Бpaшeн блeднocть нaшa,
Hикoгo, xoзяйкa
Бyc168, нe кpacят paны.
3нaй, oт мoщнoй длaни
Лeтeли в нac cтpeлы.
Pядoм c cepдцeм, чyю,
Bcтaл зyбeц жeлeзный.

Toгдa лeкapкa cкaзaлa:

— Пoкaжи-кa мнe твoи paны, я пepeвяжy иx.

Oн ceл и cбpocил c ceбя oдeждy. Ocмoтpeв eгo paны, лeкapкa cтaлa oщyпывaть paнy в бoкy и пoчyвcтвoвaлa, чтo тaм зacтpялo жeлeзo, нo oнa нe мoглa oпpeдeлить, кaк глyбoкo oнo вoшлo. B кaмeннoм кoтлe y нee вapилacь cмecь лyкa c дpyгими тpaвaми, и oнa дaвaлa этy cмecь paнeным, чтoбы yзнaть, глyбoки ли иx paны: ecли paнa oкaзывaлacь глyбoкoй, тo из нee чyвcтвoвaлcя зaпax лyкa. Oнa дaлa этoй cмecи Topмoдy и вeлeлa eмy cъecть. Oн гoвopит:

— Унecи этo, я нe гoлoдeн.

Toгдa oнa взялa клeщи и xoтeлa вытянyть жeлeзo. Ho oнo cидeлo кpeпкo и мaлo выдaвaлocь нapyжy, тaк кaк paнa pacпyxлa. Toгдa Topмoд cкaзaл:

— Bыpeжь вce вoкpyг жeлeзa, чтoбы мoжнo былo yxвaтить eгo клeщaми, и дaй иx мнe, я eгo вытaщy.

Oнa cдeлaлa, кaк oн cкaзaл. Topмoд cнял зoлoтoe oбpyчьe c pyки, oтдaл лeкapкe и cкaзaл, чтo oнa мoжeт дeлaть c ним, чтo зaxoчeт.

— Этo xopoший пoдapoк, — гoвopит oн, — Oлaв кoнyнг пoдapил мнe этo oбpyчьe ceгoдня yтpoм.

Пocлe этoгo Topмoд взял клeщи и вытянyл из paны нaкoнeчник cтpeлы. Ha eгo кpючьяx зaцeпилиcь вoлoкнa cepдцa, oдни кpacныe, дpyгиe бeлыe. Увидeв иx, Topмoд cкaзaл:

— Xopoшo кopмил нac кoнyнг! Жиp y мeня дaжe в cepдцe.

Tyт oн yпaл нaвзничь мepтвый. 3дecь кoнчaeтcя paccкaз o Topмoдe.».

К сожалению, этот источник не говорит нам точно, какие травы она использовала, но тем не менее мы видим (довольно подробное) описание на то, как этот процесс мог выглядеть (в тринадцатом веке). Но есть несколько других примеров практикующих врачей в сагах исландцев , и хотя они могут не предоставлять таких конкретных подробностей, они все равно помогают понять смысл того, что, по всей видимости, может быть основами медицинской практики на севере.

В примере выше, Thormod отправился к лекарю после битвы королей в Норвегии. Перенесемся теперь в Исландию, чтобы увидеть, как лечили раны, полученные в междуусобице (Сага о Торде Пугале):

«Они (Торд и Индриди) долгое время сражались, прежде чем Индриди упал на ноги Торда, его раны зияли. Тогда Торд обвинил товарищей Индриди, и они не сражались до того, как Торд убил обоих. После этого Торд сел и перевязал раны, потому что он получил много глубоких ран. Он подошел к Индриди и спросил его, можно ли его вылечить.

«Я думаю, что есть надежда на это, если меня увидит целитель», - сказал он.

Тогда Торд вытащил Индриди из крови и помог ему сесть на лошадь. Он сел на свою лошадь, поехал на запад в Bolstadarhlid и сообщил, что произошло. Затем он поехал в Engihild с Индриди. Торвальд приветствовал Торда, велел ему устроиться дома и спросил, что случилось. Торд рассказал ему о битве в Arnarstapi и о четырех смертях: « И я пришел сюда, потому что хочу, чтобы ты исцелил Индриди , потому что ни один человек не был смелее, чем он». Торвальд сказал, что он это сделает. Он взял Индриди, приготовил для него ванну и очистил его раны. Ни одна из его ран не угрожала жизни. Торвальд предложил лечение Торду . Он отказался от этого: «Я собираюсь добраться до северной страны,будь, что будет».

Индриди начал говорить: «Это так: как вы знаете, я пытался отомстить Орму . Но оказалось, что четверо моих товарищей погибают от руки Торда, и я серьезно ранен. Мое дело с Тордом, возможно, и должно было сложиться именно так, потому что ни один человек не может сравниться с его доблестью. Теперь, Торд, мой совет, вам нужно поехать на север к моему кораблю и ждать меня там. Хозяйка дома на острове называется Олоф. Она сильная женщина и очень опытный целитель. Попросите у нее укрытия, пока я не приеду на север и не излечусь . ...»

[Он следует этому плану, и Олоф сказала ему (после обсуждения с человеком по имени Торхолл о том, следует ли ему лечиться или нет):]

«Я думаю, что тот, кто помогает Индриди, справился бы с этим лучше. Торд, я приглашаю вас остаться здесь столько, сколько захотите, и я перевяжу ваши раны и, если будет суждено,вы исцелитесь » .

Затем Торд спешился. Хозяйка дома отвела его в пристройку, и фермер не дотянулся до лошади. Олоф поставил еду для Торда, и он начал есть. Когда он закончил, она приготовила для него ванну и очистила его раны . У него было несколько глубоких ран.

Торд оставался тайно в Осланде, пока все его раны не были излечены ».

Можно заметить, насколько похожи эти примеры целителей (Торвальд и Олоф) на (слегка) более подробный пример из Heimskringla. Но считается, что «Сага о Торде пугале » составлена ​​примерно в 1350 году, что намного позже, чем Heimskringla Снорри.Тем не менее, обе записи не дают нам более детальных подробностей, и это характерно для многих саг , которые описывают исцеление. Какие виды трав были использованы для лечения этих ран? Чтобы ответить на этот вопрос нам придется рассмотреть все более подробно.

Травяные средства и медицинские книги

Давайте сначала рассмотрим строфу 137 havamal , в которой перечислены средства для лечения различных болезней:

Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
если ты захмелел —
землей исцелишься,
ведь землей лечат хмель,
а пламенем — хвори,
понос лечат дубом,
колосьями — порчу,
безумье — луной,
бузиною — желтуху,
червями — укусы
и рунами — чирьи,
земля ж выпьет влагу.
(перевод А.И.Корсуна)

Здесь мы можем увидеть, какие травяные средства указываются для поддержания хорошего здоровья и лечения, он также дополняется рунами (для изгнания духов болезней). К сожалению, этот список дает нам лишь поверхностное представление об использовании трав.

Существуют средневековые исландские рукописи, содержащие более подробные списки трав, используемых для медицинских средств. Одним из них является Lækningabók (AM 655 XXX 4to) , который относится к поздней половине тринадцатого века,есть также Lækningakver (AM 434a 12mo) , который является обширной сокровищницей средневековых исландских медицинских знаний. Этот текст был написан примерно в 1500 году, и благодаря переводу рукописи Бена Ваггонера,мы можем рассмотреть методы лечения более подробно.

Следует, однако, отметить несколько вещей: это текст, сильно смешан с континентальными знаниями и практикой; не все эти травы были легко доступны на Севере и должны были быть импортированы; и поэтому они могли быть использованы либо в позднем периоде, либо их использование пришло уже с континентальной части и не имеет прямого отношеия к лечению непосредственно на севере.

Вопрос о том, какие травы были родными для средневековой Исландии, а какие нет, а также какие травы на самом деле выращивались и использовались в Исландии в то время, довольно слоэен. Steinunn Kristjánsdóttir занимается тщательным изучением средневековых исландских трав в контексте монастырских садов и дает нам представление об исландских травах, его работы будут рассмотрены в других статьях нашего журнала.

AM 434a 12mo: медицинская рукопись из Исландии

Но прежде чем мы сможем продолжить, я должен объяснить абсолютные основы средневековой медицины, как это было известно остальной части средневекового мира.Средневековая медицина была сосредоточена вокруг концепции четырех телесных элементов : крови, желтой желчи, черной желчи и мокроты. Каждый из этих элементов был затем связан с различными элементами, временами года и балансом тепла, и влаги. Обратимся к таблице ниже:

Четыре качества (Artistole), связанные с телом:

Изображение

Важно было сбалансировать эти элементы, а это означало, что многое зависело от сезона и условий, влияющих на тепло и влажность пациента. Тем не менее, эти характеристики были также связаны с кожей, которая была медицинской «чертой», связанной с людьми. Средневековый врач использовал эти элементы, чтобы вылечить пациента. Например, человек, описанный как имеющий «сангвинический темперамент», был связан с «кровью» и был в целом счастливым, харизматичным и приятным. Тогда как его тело было бы более жарким и влажным, чем, скажем, у человека связанного с черной желчью.

Но теперь давайте посмотрим:

Изображение

Возьмем для примера апрель:

«В апреле хорошо сдавать кровь, принимать напитки, есть мясо и использовать тепло. Рута излечивает боль в животе.И телу полезно питье ».

Учитывая наши примеры из саг выше, давайте рассмотрим несколько предложений по лечению ран:

«Для ран: насыпьте соль на нее и дайте человеку масло с вином, чтобы выпил.

Если стрела застряла в человеке (как в случае с Тормодом), можно сделать так: возьмите чертополох и виноград, и белое яйцо и привяжите их.

Для лечения ран: возьмите яичную скорлупу и сожгите ее,добавьте ложку меда и равное количество масла,смешайте все вотрите. Это средство полезно для ран.

Если раны разрослись и заболели повсюду, то используйте сыр.

Но если рана старая, возьмите козьего навоза и варите его в холодном вине или в козьем молоке, столько же, сколько кашу или капусту. Положите это на рану. Это исцелит, хотя это может показаться безнадежным целителю.

Кроме того, тысячелистник, измельченный и наложенный на рану, хорошо заживляет каждую рану.

Также для раны: возьмите железную ржавчину и сорвите папоротник,и смешайте все это вместе и [положите на рану]. Это хорошо исцеляет.

Разотрите траву, названную чистотелом, очень хорошо, со свежим жиром, и положите ее на рану. Это очищает и заживляет хорошо.

Кроме того,для того же самого: возьмите подорожник и разотрите его с белым яйцом, и положите его на рану. Затем она будет очищена и не останется шрама.

Кроме того, для раны, которая открывается сама по себе, возьмите траву под названием horehound и измельчите ее со старым жиром. Это очень хорошо очищает и заживляет.

Для раны возьмите кожу от свиньи и меда, а также сок травы, называемый сельдереем, и белую муку, равное количество каждого, и сделайте пасту из них и положите ее на рану. Это хорошо исцеляет.

Для раны: возьмите порошкообразную траву под названием столетник и посыпьте ее на рану. Это исцелит и очистит ее ».

Также актуальным для наших примеров саги является следующее:

«Паровая баня хорошо помогает: она увлажняет тело и открывает поры для пота и смывает грязь, и уменьшает загрязнение тела. Она ослабляет эелемент и помогает хорошо спать. Это делает кровь легкой,если раньше она была тяжелой ».

Но давайте также посмотрим также более подробный пример из рукописи:

«Аланум, квасцы, очищает глаза и делает взгляд ясным, и сжимает чрезмерную плоть в веках мужчины и в других частях, и не позволяет плохим болячкам расти. Квасцы с медом и уксусом исцеляют опухшие десны и зубы. Квасцы исцеляют волдыри и струпья, если их промывают водой, в которой растворяют квасцы. Алюминий, увлажненный уксусом, исцеляет больной живот и болезненность, называемую scruf. »

Конечно, этого достаточно, чтобы дать нам возможность взглянуть на несколько возможных травяных средств, используемых в средневековом севере, хотя это может свидетельствовать только о времени около 1500 (и в Исландии). Использовалась ли эта книга на практике? Вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, но скорее всего да. Для получения дополнительных ответов мы должны еще раз обратиться к другим источникам.

Монашеская медицина на севере

Последний монастырь Исландии, Skriðuklaustur , был основан в 1493 году, примерно в то же время, когда был написан AM 434a 12mo.Тем не менее, археологические раскопки между 2002 и 2010 годами показали, что это место было не только монастырским сообществом августинских монахов, но и больницей.

Медики - монахи (и монахини)

Однако, Skriðuklauster в Исландии, конечно же, не был уникальным. Монастыри средневекового мира были местами обучения и, следовательно, имели доступ к медицинским текстам. Обычно также описывалось, что они заботились о больных в своих общинах. Хильдегард из Бингена (d.1179) является известным примером монашеской медицинской практики в действии. Она написала « Причины и лекарства» , которая представляет собой медицинский текст, в значительной степени связанный с концепцией и здоровьем женщин. Однако к двенадцатому столетию Церковь все больше отвергала практики монашеской медицины и постепенно вводила новые таинства против этой практики. В 1123 году, например, монахам было запрещено покидать монастырь, чтобы посетить больных. Позже им будет сказано не заниматься медициной за деньги. Медицинская практика не всегда рассматривалась как строго духовная работа, которая должна была стать основной целью монаха в жизни. Но это, конечно, не остановило тех, кто имел знания о медицине от помощи больным.

Сага о Skriðuklaustur

Раскопки в Skriðuklaustur показали, что в нем был лазарет, который принимал как мужчин, так и женщин, что свидетельствует о том, что в нем обычно лежали люди, а не только монахи, живущие и работающие в монастыре. Это подтверждается свидетельством того, что большинство скелетов, погребенных там, обнаруживают признаки различных заболеваний. Были также объекты, связанные с медицинской практикой, найденные в этом месте, включая (но не ограничиваясь этим) восемнадцать ланцетов, скальпелей и штифтов, что говорит о том, что там происходило как общее лечение, так и хирургическое вмешательство.

Изображение

Во время этих археологических исследований в Skriðuklaustur было обнаружено свидетельство о десяти травах, что может помочь пролить свет на наш пример из рукописи. Следующая таблица была воссоздана в книге «Лекарственные травы и средневековое здравоохранение в монастыре Skriðuklaustur, Восточная Исландия» Дебора Смит , стр. 206:

Allium -Laukur - Лук / чеснок
Betulapubescens - Birki- березовый
Galuimverum - Gulmaðra- Galium verum - Подмаренник настоящий
Juniperuscommunis - Einir - Можжевельник
Plantago major - Græðisúra - Подорожник
Ranunculus acris - Bennisóley - Лютик
Rhinanthus minor - Lokasjodur- Погремок малый
Sassafras albidium - Steinbrjotur- Сассафрас беловатый
Thalictriumalpinum - Brjóstagras - Василистник альпийский
Urticadioica - Brenninetla - крапива

Учитывая растущее количество археологических открытий в таких местах, становится более очевидным, что места в средневековом севере, такие как Исландия, могли поддерживать травяные сады в своих монастырях, несмотря на сложные природные условия. Кроме того, Skriðuklaustur демонстрирует, что средневековые знания (и практика) в том числе и зарубежная, действительно использовалась как в монастырях, так и богатыми людьми. В какой степени такие монастыри способствовали исцелению и медицине на средневековом севере? Чтобы понять это нужно угулбиться в исследования медицины севера.

Медицинские чудеса северных святых

Изображение
Деревянная статуя святого Олафа из церкви Тильдален, Норвегия, (c.1275-1300) из Национального музея Копенгагена.

Святой Олаф Харальдссон из Норвегии (995-1030)

Святой Олаф, сага, которую мы уже рассматривали выше, был королем в Норвегии, который стал почитаемым как мученик и святой после его смерти в битве при Stiklestad. Его культ быстро распространился по средневековому Северу, даже проникнув в Англиию всего через двадцать лет после его смерти. Он стал самым популярным святым в Скандинавии, и бы также высоко оценен в Исландии. Следующее медицинское чудо (которое является одним из многих) происходит от Страсти и Чудес Благословенного Олафа :

"Точно так же, через год, в день святого Олафа, другая девушка выиграла щедрость подобной благодати, потому что ее сухожилия были иссохшими, и уже более пяти лет ее пятки были соединены с ее корнями. При содействии верующих она была перенесена перед дверь храма, и когда святое тело Олафа было снято для шествия, раздался треск сухожилий, и в этот момент она была исцелена чудесной силой. "

Святой Торлак Торхалссон из Исландии (1133-1193)

Изображение

Статуя святого Торлака в Католическом соборе в Рейкьявике, Исландия.

Святой Торлак, пожалуй, самый известный святой из Исландии, поскольку он единственный, кому удалось получить официальное признание в глазах Католической Церкви. Но его значение выходит за рамки этого, поскольку его почитание как святого ознаменовало начало местной агиографии в Исландии. Он был избран епископом Скалхольта, и сказано, что он боролся за право Церкви над имуществом в Исландии, но его почитание, похоже, больше зависит от его морального и этического положения в жизни. Следующее медицинское чудо описано так:

«Был человек по имени Тьерви; он сильно пострадал из-за болезни рук. Руки стали жесткими и прокаженными, так что он не мог выпрямить пальцы, и эта болезнь продолжалась пятнадцать лет. Он призвал благословенного епископа Торлака помолиться за его исцеление. После этого он заснул, и когда он проснулся и хотел помыться, его руки были полностью исцелены, и их показали всем присутствовавшим. И как только это чудо стало известно всем, то один за другим люди начали молиться на святого епископа Торлака, и это было не странно, так как чудесная сила была настолько велика, что была дарована почти до того, как ее спросили ».

Гудмунд Добрый в Исландии (1161-1237)

Изображение

Статуя Гудмунда-Доброго около Холара.

Гудмунд Арасон был избран епископом Холара в 1203 году, хотя он был священником с 1185 года. Как епископ, он столкнулся с могущественными вождями по вопросам отделения церковных судов от светских судов (в то время в Исландии не было никакого различия). Результатом стала страшная вражда, которая в конечном итоге стоила ему жизни. Следующее медицинское чудо описано так:

«Был фермер по имени Калф, который был хорошим другом священника Гудмунда. Он заболел такой сильной болезнью горла, что он не мог говорить или глотать еду. Гудмунд отправился навестить его и помолился над ним и окропил водой со святыми мощами. У него было такое затруднение с глотанием, что оно заставляло его сильно потеть, и он сразу же сказал об этом низким голосом, а затем начал разговаривать. После этого он вышел в хлев, чтобы заботиться о скоте, и его здоровье полностью восстановилось ».

Хотя многие из вас могут почувствовать, что включение святых в дискуссию относительно практики исцеления не нужно, мы должны помнить, что многие люди в средневековье (включая средневековую Скандинавию) рассматривали мощи святых как символы исцеления, когда времена были совсем трудными. Это правда, что некоторые монастыри предлагали исцеление, но это был не единственный доступный вариант. Некоторые люди, живущие в средневековом Севере, искали религию для исцеления, надеясь, что святой будет работать с Богом от их имени.

Известные средневековые скандинавские целители

На самом деле, исцеление, совершенное людьми, которые не были почитаемы как святые, было довольно распространенным явлением и так или иначе, часто связывалось с религией. Например, «Сага о епископе Торлаке» делает следующее заявление о целителях: « Бог создал целителей, чтобы они иногда могли по воле Бога прекратить длительные неудобства с болями» . Хочется нам этого или нет, исцеление в средневековом мире никогда не было полностью отделено от религиозных убеждений, будь то языческие или христианские убеждения. Но, тем не менее, многие хорошие средневековые скандинавские целители получали образование в светских учреждениях за рубежом, таких как знаменитая «школа» Салерно .

Hrafn Sveinbjarnarson из Исландии (d.1213)

Hrafn Svenbjarnarson был среди тех, кому посчастливилось путешествовать за границу и пожинать плоды отдаленных знаний. Будучи вождем в Вестфьордах, он родился в знаменитой семье целителей (о чем говорится в главе 28 «Саги о Магнусе Добром » ), Храфн был исключительно опытным в искусстве исцеления (и, скорее всего, из-за его обширных путешествий) , вот пример его лечения пациента с использованием прижигания :

«Был человек по имени Торгилс, который страдал от болей, все его тело опухло - его голова, туловище, руки и ноги. Он отправился к Храфну в место, где он жил, и попросил у него лечения. Храфн прижигал его болезнь многими знаками в форме креста - на груди, голове, плечах и между лопаток. И через две недели вся опухоль в его теле исчезла, так что он был совершенно здоров ».

Несколько других примеров показывают глубокое знакомство с континентальными хирургическими методами в середине тринадцатого века. Одним из таких примеров это пример, в котором Hrafn проводит операцию для человека по имени Marteinn, удаляя у него камни:

«Храфн взял [Мартинна] и долгое время был с ним , и облегчил его страдания с большим мастерством. Но болезнь поразила его так, что он стал смертельно больным, и лежал опухшим, как в болоте. И затем Храфн призвал своих священников и самых мудрых людей в его доме и спросил, думают ли они, что этот человек близок к смерти из-за его болезни; и все они сказали, что они думают, что он обречен умереть, если только лечение не будет проведено. И Храфн сказал, что возьмет на себя это по воле Бога и по их вердикту. Затем он водил руками по пациенту и ощутил камень в животе и как можно дальше отвел его, и использова льняную нитку, чтобы обвязать, чтобы камень не сдвинулся назад, а затем связал и другой камень новой ниткой ниткой.Затем он попросил всех повторить пять раз Отче Наш, прежде чем он предпринял операцию. И затем он сделал разрез продольно ножом и удалил два камня. Впоследствии он перевязал рану, обработал ее бальзамом и лечил человека так, что он поправился ».

Гудрун П. Хельгадоттир указал на поразительное сходство этого примера с несколькими текстами из других источников в средневековом мире.

Henrik Harpestræng из Дании (d. 1241)

Хенрик Харпестэнг, пожалуй, самый известный из всех средневековых скандинавских врачей. Он известен тем, что привез медицину Salernitian в Скандинавию и укрепил ее влияние своими трудами, что повлияло на рукопись, которую мы рассмотрели(AM 434a 12mo). Большая часть его работы проистекает из текстов, написанных такими авторами как Odo Magdunensis "De viribus herbarum" и Constantine Africanus "De gradibus liber".

В средневековом севере исцеление обычно происходило через людей с различным уровнем знаний и образования. Только после двенадцатого века мы можем увидеть на Севере академически подготовленных врачей и хирургов, таких как Hrafn Sveinbjarnarson. До этого исцеление в основном было в руках нескольких человек в каждом районе, и люди, которые в конечном итоге получали ранения (или больные), должны были искать их, если бы они хотели лечения, - как мы видели в случае с Тордом.

Исцеление может основываться на магии (через руны), травяных средствах, знании человеческого тела или комбинации всех трех способов. Наши источники не всегда дают полное представление о практике, но очевидно, что значительное количество людей знали основные виды лечения, в том числе о том, как очищать раны и давать определенные травяные средства. Пример из Heimskringla дал нам прекрасный взгляд на то, как средневековый целитель практиковал свое ремесло. Что касается магического исцеления, Сага Эгила дала нам честное представление о том, что не следует делать, в то время как наши археологические данные дали нам более полное представление о том, как бы на самом выглядела подобная практика.

Мы также увидели, что после двенадцатого века исцеление стало меняться, так как тексты из-за рубежа стали влиять на медицинские знания на Севере. Источник 1500 года содержал большую специализированную информацию о травах и различных методах лечения. Мы также посмотрели северный монастырь в Исландии, известный как Skriðuklaustur, который дал нам представление о том, как выглядел медицинский «институт» в более позднем средневековом севере. Мы видим, что медицина была не только практикой нескольких известных людей, но и общин монахов, обслуживающих их местное сообщество.

Несколько языческих богов (таких как Эйр и Один) могли быть связаны с исцелением, но наши источники для знаний об этом к сожалению почти все утеряны. У нас есть доказательства того, что в раннем средневековье существовали исцеляющие песнопения, которые вызывали силы божественного, чтобы направить исцеляющее заклинание. Что касается более позднего средневекового периода, мы видим несколько рассказов о чудесном исцелении, совершенном святыми. Исцеление по-прежнему считается сложной взаимосвязью между религиозным и светским , и даже талантливые люди, такие как Храфн, обращаются к Богу, прежде чем выполнять операции пациентам.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Кудес
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB