Текущее время: 29 мар 2024, 16:29


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Блистательный Вендель
СообщениеДобавлено: 18 ноя 2020, 15:05 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22061
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19276 раз в 12000 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70233

Добавить
Изображение

Вендельская эпоха — один из самых интригующих периодов в истории. Хронологически Вендель помещают между эпохой великого переселения народов и эпохой викингов, определяя примерные временные рамки с 550 по 790 гг.. Небезосновательно, кто-то видит в Венделе прообраз эпохи викингов, период формирования североевропейской культурной общности, идентичности и уникальности. Впрочем, разобравшись в определениях и некоторых фактах, становится ясно, что эпоха викингов и вендельская эпоха связаны не столь уж сильно и прямо. Но оставим это на другой раз. Сейчас же уделим внимание нашей «коллекции» посвящённой Вендельской Эпохе. Ниже представлена подборка из нескольких десятков постов, так или иначе охватывающих культуру германских народов 5-9 вв. Здесь, конечно, не всё, что было в нашем паблике по Венделю за 4,5 года его существования, но, полагаю, достаточно, чтобы составить представление об эпохе.

Вендель и Меровинги

Эпоха получила название по месту обнаружения группы артефактов в шведской деревне под названием Вендель. По какой-то причине это название распространяют также и на многие другие предметы 6-8 вв., найденные в Норвегии и Англии, несмотря на то, что название отсылает только к Швеции и скорее к локальному периоду в шведской историографии, а не к глобальной эре, затронувшей несколько европейских регионов. В Норвежской историографии и других, есть, на наш взгляд, более корректное название для эпохи, которое отражает всю суть процессов того времени и более точно указывает на подлинный эпицентр распространения культурного феномена 5-9 вв. — Меровингский период.

Именно к эпохе Меровингов восходят легенды о Беовульфе и Сигурде Убийце Фафнира, о Тидреке Бернском и Ингви-конунге. Именно в кузнях Меровингов ковали одноимённые мечи, модернизированные в знаменитые каролинги на рубеже 8-9 вв.. С династией Меровингов были связаны родством правящие дома Уэссекса, Тюрингии, Бургундского, Лангобардского, Остготского и Вестготского королевств и др.. Именно с Меровингов началась агрессивная христианизация германского мира. Собственно, и сам германский мир, как культурный феномен раннего средневековья, родился вместе с королевством Меровингов, существование которого стало возможным только после поочерёдного падения Гуннской иРимской империй.

Политический вакуум, образовавшийся в Западной Европе после исчезновения двух сверхдержав своей эпохи быстро заполнился многочисленными варварскими королевствами. Как правило, эти королевства возникали в следствии политической унии элит— слияния бывших римских латифундистов, обладавших экономической мощью и владевших средствами производства (землёй, ремесленными центрами, ресурсами), с этелингами, военной аристократией расселившихся на этой территории германских племён, обладавших реальным военным потенциалом. Подобный союз являлся ничем иным, как компромиссом: римские региональные элиты обеспечивали германцев кровом, пищей и всем необходимым (в т.ч. оружием), а германские воины охраняли суверенитет региональных римских элит, гарантировавших им красивую жизнь. Прикрывая таким образом спину друг другу, патриции и этелинги достигали общей цели — независимости от Римских законов и получали возможность делать всё, что они захотят, но, в рамках объективных возможностей.

Галлия, занятая франками, имела наибольший потенциал, поэтому быстро потеснила со своих позиций остготскую Италию и вестготскую Испанию, навязала свою волю ближайшим соседям фризам, саксам, тюрингам, баварам и лангобардам, и стала ориентиром для англосаксов и данов. Между тем, впечатлённые могуществом, которого достигли Меровинги, жители Скандинавии пытались перенимать опыт. В Норвегии в этот период формируется множество прото-государственных образований, так называемых карликовых королевств. Пока что они не обладали значительными потенциалом и силой, но всё же, были известны, в какой-то степени, на юге. О некоторых из них, например, упоминает Иордан и оставляет заметки Прокопий Кесарийский. В 6-7 вв. в Скандинавию начинают поступать предметы из Меровингской Европы. Это пряжки, фурнитура для оружия, рукояти мечей, украшения. В Швеции также пользовались популярностью мечи-меровинги и шлемы, напоминающие сильно те, что были в обороте в поздней Римской Империи, часть которой унаследовали франки. В этом мы можем однозначно прочитать стремление скандинавов быть похожими на франков. То же мы можем найти и на севере Италии, и в сопредельных областях Испании, и, в своеобразной форме, в Англии. Влияние Меровингов на всё германское пространство стало невероятным.

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Блистательный Вендель
СообщениеДобавлено: 18 ноя 2020, 16:14 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22061
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19276 раз в 12000 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70233

Добавить
Реконструкция

Меровингская эпоха известна плохо из-за скудного количества материальных свидетельств, дошедших до наших дней. Множество артефактов, которые представляются многим подлинниками, в действительности, всегда являлись не более чем реконструкциями, а реконструкция, если это не реплика, не может быть точной и всегда несёт на себе отпечаток представлений, современных её автору. На наш взгляд, во многом благодаря этой особенности, реконструкция облика людей Меровингского периода является одной из самых ярких в исторической реконструкции, воинские костюмы выглядят почти сказочно. Но, всё же не ясно, насколько точна эта реконструкция и если точна, насколько были распространены эти образы в ту эпоху, ведь на редких уцелевших средневековых изображениях мы видим несколько иной облик воинов той эпохи.

Разумеется, археологию можно считать исключительно достоверной наукой, но всё же, такая реконструкция выглядит довольно странно. Большинство из представленных шлемов ограничивают поле зрения, из-за чего снижают реакцию и манёвренность бойца, а следовательно, делают его неприкрытый доспехами корпус более уязвимым. Без большого круглого щита шлем в данном случае просто не имеет смысла. При его наличии, наоборот — шлем становится, как бы, его продолжением, позволяющим воину наблюдать за происходящим "из укрытия".

Но всё же, данные шлемы являются модернизацией позднеримских шлемов и были сделаны, скорее всего, последними из римских мастеров, в виду чего, должны были обладать в варварских сообществах высокой ценностью, а значит, вряд ли их использовали в сражениях. Напротив, наиболее вероятно, что данные шлемы были уникальными и единственными в своём роде.

Изображение
Реконструкция облика англосаксонских воинов на основании погребений, так называемой вендельской эпохи (6-7 вв.)

Изображение
Реконструкция щита I из погребения Вальсгарде 7, спаты I из погребения Вальсгарде 7, и шлема из погребения Вендель XIV.


Реконструкция женских костюмов варварских народов эпохи раннего средневековья (6-8 вв.)

С женскими нарядами проще — найденные украшения сохранились довольно неплохо, в то время как внешний вид платьев задокументирован в позднеримскую и раннесредневековую эпохи.

Изображение
Саксонка (континент)

Изображение
Франк

Изображение
Англо-саксонка (остров)

Изображение
Алеманнка

Изображение
Франк (Меровинги)

Изображение
Англо-саксонка (Кент)

Изображение
Остготка


Возможно, у кого-то появится вопрос, почему рога из Галлехуса, созданные на заре Меровингского периода, и датированные 5 в., попали в одну группу с постами о реконструкции, но, тем не менее, оригиналов этих рогов не сохранилось, это реконструкция 21 века, созданная по приблизительным рисункам первой трети 18 века. Соответственно, это реконструкция далеко не самой высшей точности.

Изображение

Ниже вы можете видеть рисованные узоры и надпись с большого золотого рога из Галлехуса.

Изображение

Надпись на ободе рога сделана на Proto-Norse Старшим футарком, датирована 400-450 гг. Русский текст: "Я, Левагастиз Холтов, сделал рог".

Декоративные панели украшены изображениями сцен из какого-то мифа. События развиваются по нарастающей снизу вверх, что подчёркивает некий смысл ритуального возлияния.

Самая нижняя панель демонстрирует трёх мужчин: один тянет правой рукой себя за правую ногу, второй держит два меча или кинжала, третий — с луком, направляется в сторону обезглавленного тела, либо разделанного животного.

Вторая панель демонстрирует как некий человек, вооружённый неким кривым мечом ведёт за собой коня и оказывается в окружении зверей.

На третьей панели изображено убийство: один воин стоит над вторым, сжимая в руке прямой меч. Далее воин (возможно, победитель) восседает на гарцующем коне. Подобные сюжеты не характерны для германцев и были ими заимствованы у римлян. Перед всадником олень. За оленем некий гигантский росток, возможно, мировое древо. За древом отчётливое изображение кентавра(!). За кентавром некое животное, имеющее две головы, одну сзади, вторую — спереди. В ряде случаев, в эпоху античности, так изображалась греческая Химера.

Четвёртая панель демонстрирует мужчину с луком, который целится в сторону кобылы/оленихи/волчицы, вскармливающей своего детёныша. Далее изображена большая змея, которую кусают за брюшко две более маленьких. За ними — трёхголовый великан в окружении скота, который ведёт на верёвке то ли козла, то ли антилопу. Это изображение можно соотнести с трёхголовыми великанами-турсами, известными по скандинавским сагам или трёхголовыми людоедами, известными по англосаксонскому фольклору. Однако, с учётом кентавра и химеры, увиденных ранее, напрашивается аналогия с Герионом — трёхголовом великаном-пастухом, чьё стадо угнал Геркулес. Согласно античному мифу, прежде чем добраться до стада, Геркулес раздвинул горы и преодолел океан, что снова даёт повод задуматься над многочисленными изображениями рыб на нижних двух панелях.

На заключительной верхней панели мы видим двух воинов с круглыми щитами и прямыми мечами. Правее от них в окружении зверей два воина в рогатых шлемах; один с диском (щитом?) и копьём, второй с кривым мечом и жезлом. Воинов в рогатых шлемах можно связывать с изображениями двух мужчин в рогатых шлемах, которые встречаются в Скандинавии примерно с 5 века. Однако, в контексте кентавра, Химеры и предполагаемого Гериона, вероятнее, что это сатиры. Кривой меч, уже изображаемый ниже, на второй панели, напоминает ромфею — меч древних фракийцев.

Суммируя все особенности изображений, всё как бы подталкивает внимательного зрителя к выводу о том, что данный рог родом с Балкан. Либо его создатель был родом оттуда. Вероятнее всего, как и котёл из Гундеструпа (1 в. н.э.), рог был изготовлен во Фракии.


Шлем из Саттон-Ху, 6-7 вв. Оригинал, Реконструкции и изображения с пластин, а также реконструкция погребения

К реконструированным предметам мы отнесли и шлем из Саттон-Ху, потому что всем известный образ с личиной в форме мужского лица с усами и длинными нащёчниками — реконструкция 1960-х годов. В действительности, целой была найдена только крестовина наносника и надбровников, всё остальное — россыпь из более чем 200 мелких осколков.

Саттон-Ху (Sutton Hoo) — курганный некрополь восточнее Вудбриджа в английском графстве Саффолк, где в 1938—1939 гг. были сделаны, возможно, самые значительные археологические находки в истории Великобритании, включая нетронутый погребальный корабль англосаксонского короля рубежа VI и VII вв.

Обнаружением сокровищ Саттон-Ху учёные обязаны любознательности и энергичности Эдит Мэри Притти. Эта особа, наслышанная от местных старожилов о скрытом в курганах золоте, увлекалась столоверчением. Когда ей стали мерещиться таинственные фигуры на холмах, миссис Притти решила успокоить их души путём проведения раскопок и обратилась за помощью к сотрудникам Ипсвичского краеведческого музея.

Перед миссис Притти стоял вопрос с чего начать раскопки — с большого погребального холма, на который ранее явно покушались грабители, или с трёх малых. Первым был вскрыт малый холм, однако обнаруженное там разочаровало археологов-любителей — по всей видимости, погребальную камеру давно посетили кладоискатели. В мае 1939 году был вскрыт большой холм — и результаты раскопок превзошли самые смелые ожидания.

Внутри погребальной камеры были обнаружены сгнившие останки погребальной ладьи — о её положении можно судить по находкам гвоздей. Прибывшие на место представители Кембриджского университета определили, что ближайшие соответствия таким захоронениям известны в шведских могильниках Венделя и Старой Упсалы. По английским законам обнаруженные сокровища перешли во владение миссис Притти, которая великодушно завещала их английской нации.

Находки, сделанные в большом кургане, многочисленны и по большей части не имеют аналогов на Британских островах. Среди наиболее значительных предметов следует указать следующие: большой круглый щит и меч с золотой рукояткой, украшенные гранатами; золотая пряжка в зверином стиле и подобие скипетра в форме оленя; искорёженная шестиструнная лира, завёрнутая в бобровую шкуру; кошель с меровингскими золотыми монетами; серебряная посуда византийского и египетского происхождения.

Отсутствие костяка трупа навело исследователей на мысль о том, что погребение являлось кенотафом. Однако не исключено, что все следы человеческих останков просто растворились в саффолкской почве, которая отличается кислотностью. На это указывает новейший анализ микроэлементов на месте находки. Лицо, погребённое в Саттон-Ху, не установлено. Вероятнее всего, могила принадлежит восточно-английскому королю Редвальду (около 599—624).

После смерти кладоискательницы в 1942 г. сокровища большого кургана поступили в собрание Британского музея. Менее значимые предметы, обнаруженные при повторных раскопках курганов и их окрестностей, ныне выставлены в Ипсвичском музее.

В 2002 г. в Саттон-Ху был открыт туристический центр. На церемонии открытия нобелевский лауреат Шеймас Хини зачитал отрывок из выполненного им перевода «Беовульфа». Выбор англосаксонской поэмы неслучаен, как неслучайно и то, что шлем из Саттон-Ху часто используют для иллюстрации изданий поэмы. Ведь могильник под Вудбриджем позволяет нам заглянуть в неизвестный дотоле мир англов и саксов VI—VII веков — тот самый мир, который нашёл отражение в англосаксонском эпосе.

Связь со сказаниями о подвигах геотского правителя подкрепляется тем, что ближайшие археологические соответствия находкам из Саттон-Ху обнаруживаются именно в Швеции. Для объяснения этих соответствий высказывается предположение о происхождении правящей династии Восточной Англии из земли гётов.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Кудес
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB