Текущее время: 28 мар 2024, 17:46


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Дикая Охота
СообщениеДобавлено: 25 май 2020, 11:28 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101831 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Юхан Эйдем Берг
(Johan Eidem Berg)
Немного про Дикую охоту

Дикая охота — распространённый в Европе миф о том, что в декабре (особенно в рождество) по небу проносятся ведьмы и похищают людей. Дикая охота в Норвегии называется Ускурэя (Oskoreia). Название означает «Асгардский конный поход», однако не все учёные согласны с тем, что Ускурэя связана с Асгардом. Тем не менее, часто название Ускурэи записывается как Åsgårdsreiden. С одной стороны можно предположить, что такое написание специально придумано, чтоб подтвердить связь поверья о Дикой охоте с древнегерманской мифологией, хотя, мол, на самом деле Ускурэя значит что-то иное. В этой статье будет приведена баллада, отчасти доказывающая, что Ускурэя всё-таки связана с Асгардом. Однако сначала предлагаю глубже вникнуть в то, что же Ускурэя из себя представляет.

Считалось, что во время Ускурэи из замерзающих озёр вылезает всякая нечисть, чтоб приветствовать летящих и скачущих по небу ведьм. Водяная нечисть начинает водить хороводы и играть в азартные игры с золотом. Это отнюдь не новое поверье, а, скорее всего было известно ещё при викингах, так как оно, так же связанное с зимой, есть также у якутов, евреев и японцев. У них и у скандинавов считается, что можно подкрасться к такому хороводу водяной нечисти и прокричать три раза петухом. Нечисть подумает, что скоро утро, и убежит, побросав золото, и тогда надо то золото украсть. Но делать это надо быстро, пока нечисть не поняла, что её обманули. Такие истории упоминаются в Упдарнских и Меддарнских сельских летописях (Oppdal og Meldal bygdebøker), где пугание хороводов нечисти описывается со слов местных крестьян, а также есть такие истории, уже авторски переписанные, у известных норвежских писателей Фалькберге, Асбьёрнсена и Му (Johan Falkberget, P.C. Asbjørnsen og Jørgen Moe).

В некоторых горных местах южной половины Норвегии считается, что Ускурэю ведут за собой не просто какой-то чёрт, а некие Щигюрь и Гюру (Sigur aa Guro). Хотя Гюру — женщина, а Щигюрь — мужчина, едет Гюру на чёрном коне, а Щигюрь летит на метле. Он стар и его веки тяжелы, как у гоголевского Вия, их поддерживают латунные крюки. Связано это с тем, что латунь вероятно ассоциировалась с чем-то магическим. Например, латунные крюки фигурируют в сказании о средневековом телемаркском святом Туллэве Салэмане (Þòrleifr hinn sæli), который завещал, чтоб его похоронили в каменном гробу, а гроб повесили в его же избе на латунных крюках, и тогда в селе будет удача.

Возвращаясь к Щигюрю с веками на латунных крючках, есть любопытнейшая баллада, записанная в нескольких версиях в северной половине Телемарка в XIX веке. В балладе рассказывается о том, что был некий Sigur Svein, выросший без отца. Он приходит на кулачные бои (Leikarvoll, Lekebøll) и дерётся метлой, все его боятся, но внезапно предлагают ему выяснить кто его отец. Озадачившись этим, Щигюрь идёт к своей матери Ёррис (Hjørdis / Hordis), но та советует ему ехать к Грейву (её брату и, соответственно, его дяде). Этот Грейв (Greiven / Greigve / Greip) правит Тэнтэборгом «вдали от дорог» или же живёт в Дании в Браттингсборге. Он может предсказывать будущее. Щигюрь идёт к конюшням матери, где Брюнхиль или Гринниль (Brynhill / Grindill) даёт ему позолоченный меч Грим и выводит ему огромного коня Гранэ. Щигюрь берёт с собой щит, кольчугу, метлу и запасного чёрного коня.

Грейв, даже когда Щигюрь ему угрожает мечом, не называет имени отца Щигюря, но сообщает, что отец Щигюря лежит под мраморным камнем. Щигюрь просит предсказать будущее, и Грейв говорит, что Щигюрю сто́ит покататься с некой Гюру. Грейв даёт Щигюрю золото из Бьярмэланда (Bjarmeland). Щигюрь горюет и едет, сам не зная куда, но Гранэ в Тёмном Лесу у водопада Rinarfoss/Grimarfoss ломает ногу и золото падает в водопад. По небу проезжает Ускурэя (Åsgårreie), возглавляемая Гюру Конский Зад (Guro Rysserova), которая приглашает Щигюря с собой в Осэгарь (Åsegår). Щигюрь, потерявший золото и коня, и не узнавший имя отца, и, видимо, припомнив совет дяди, соглашается. Он даёт Гюру своего запасного чёрного коня, а сам летит на метле.

Баллада явно основана на сагах. Щигюрь — это без сомнения Сигурд Фовнэсбанэ, он же Зигфрид. В сагах Ёррис (Hjørdís) и Грипэ (Grípir) — так же, как и в балладе, мать и дядя Сигурда. Грипэ, как и в балладе, провидец. Отцом Сигурда был Сигмюнд, он же Зигмунд, от которого Сигурд получил свой «огне-сияющий меч Грам», который в балладе упомянут как «сияющий позолоченный меч Грим». Гранэ — имя коня Сигурда в саге о Тидреке, где того коня Сигурду дала Брюнхильда, так же помянутая в балладе. Гюру — это Гудрун, она же Кримхильд. В балладе также иногда рядом с Гюру упоминается Гуннар. Гринниль — это не Грендель из Беовульфа, а, вероятно, Гейтир из Grípisspá. Сигурд на кулачном бою — это переиначенный мотив из саги о Тидреке, где Сигурд убивает Эккихарда. Бьярмэланд — это название севера ------, встречающееся во многих сагах, видимо, связанное с Пермью. И, наконец, Осэгарь — это Асгард, отчего можно предположить, что Ускурэя, в некоторых вариантах баллады прямо названная Åsegårrei, всё-таки связана с Асгардом. Причём это далеко не единственное упоминание Асгарда в поздних норвежских балладах, ведь есть много разных баллад с упоминанием «Тура и Фрёйи из Хавсгарда». Но всё же каким образом Сигурд и Гудрун из саг связаны с Дикой Охотой — не очень ясно. Но они, тем не менее, благодаря народному творчеству, всё же оказались во главе её.

Ниже — сокращённый перевод одного из вариантов баллады (тот, который начинается строкой „Og deð var kongins smádrengir“):

Вот королевские слуги собираются в толпу.
Они идут на кулачные бои на холме, становятся в круг.

Сигурд приходит на кулачный бой, подданные короля во дворе.
Он ударил одного под ухом и повалил ударом (метлы) остальных.

Сигурд вырос большим и веселился на боях.
Ранены все королевские слуги и кровь покрыла холм.

Тогда говорят слуги, все обозлившиеся:
«Лучше б ты узнал имя своего отца, чем приносил нам горе от ран».

Сигурд бросает метлу и не хочет больше веселиться.
Тогда идёт он к своей доброй матери, его щёки побелели.

Так (бледен) стал Сигурд Свейн, трёт щёки свои,
Идёт он в высокую избу к своей доброй матери (Ёррис):

«Слышишь меня, добрая моя мать? Избавь меня от боли,
Скажи мне имя отца, больно в неведеньи стоять».

«Слышишь меня, добрый мой сын? Я не хочу тебя ранить,
Но иди к Грейпу, к твоему дяде, он тебе даст совет».

«Ты знаешь, добрая моя мать, пути — они длинные,
Как же мне с твоего двора идти или ехать?»

«Конь стоит в конюшнях, слуги зовут его Гранэ,
Он тебя вывезет со двора, да на нужную дорогу».

Гринниль пошёл к конюшням отвязать Гранэ.
Сигурд садится в седло и принимает уздечку руками.

Вот берёт он золотой меч Грим и едет к дому Грейпа:
«Сегодня слуги не посмеются надо мной, раз Гранэ волен».

Ёррис идёт в избу и мешает медовуху с вином,
Потом она шлёт смесь сыну в седло коня.

Она даёт ему позолоченные меч, щит и кольчугу сверкающие.
Ёррис отводит сына к дороге, так мило сердце матери.

Сигурд выехал со двору с щитом и кольчугой сверкающими,
Мать провожает своего сына из города, так мягко сердце матери.

Таков был Сигурд Свейн, что поехал вперёд путём плохим.
Вышла со склона горы великанша, прося подвезти.

Великанша сошла со склона вниз в своём платье,
С носом, как дом, и глазами, широкими, как бочки.

«Что ж, я одолжу тебе коня моего, но едь осторожно,
Приостанавливайся и будь смиренной».

«Я сяду, но Гранэ ведь может нести нас обоих,
Одолжи мне уздечку, я буду осторожна».

Великанша села на зад Гранэ, который был как 12 пней.
15 локтей были его ноги, но ноги великанши волочились.

Великанша ехала так долго, что Сигурд недоумевал.
Вот Гранэ сбросил великаншу, сломав ей спину.

Сигурд ехал много дней и никого не встречал,
Пока не выехал к Тэнтэборгу, где был двор Грейпа.

Так говорит Грейп-король во время трапезы:
«Слышу аж внутри крепости, что кто-то снаружи подъехал!

Пейте ж медовуху из серебрянных чаш, не забывая пополнять!
Это же Сигурд, мой племянник, он заехал в наш край!

Гранэ будет в конюшнях, есть овёс и сено,
А Сигурд будет в высокой избе пить с девушками!

Гранэ будет в конюшнях, есть овёс и пшено,
А Сигурд будет в высокой избе пить медовуху из серебрянных рогов!»

Они отвели Гранэ в конюшни, слуги прозвали его Большим.
Он побил копытами всех коней и они убежали, проломив стены.

«Слышишь меня, мой дядя? Хочу тебя сейчас спросить,
Не знаешь ли кто мой отец. Не таи же!»

«Я не знаю про твоего отца, я живу далеко от путей,
Но я расспрашивал и узнал, что он лежит под мрамором».

«Слышишь меня, мой дядя? Я должен тебя спросить,
Кто станет невестой моей в году грядущем?»

«Слышишь ли ты, Сигурд, мой племянник, что я говорю?
Поскачи с Гюру Конским Задом — говорят, это весело».

Таким стал Сигурд Свейн, что вытащил меч из ножен.
«Не скажешь имя моего отца, заплатишь жизнью своею!»

«Замолчи ты, Сигурд Свейн, и спрячь меч обратно,
Я дам тебе столько серебра и золота, сколько захочешь.

Я дам тебе золотой сундук, сделанный в Бьярмэланде,
Езжай обратно домой к матери твоей и веди себя достойно!»

«Буду я со двора этого выезжать в стыде и сраме,
Никогда не увижу мать и родину».

Сигурд поехал со двора Грейпа, и был зол.
Но, въехав в Тёмный Лес, встретил он Дикую Охоту.

Гюру играла на арфе, и Гюннар отбивал такт.
Сигурд выехал к Рейнскому водопаду, но Гранэ сломал ногу.

Сигурд выехал к Рейнскому водопаду, но Гранэ сломал ногу.
Золотой сундук ускользнул и упал вниз.

«Слышишь ли ты, Сигурд Свейн, что ж ты теперь будешь делать?
Либо будешь главой Дикой Охоты, либо ничтожным под небом».

«А слышишь ли ты, Гюру Конский Зад, ты добродушна,
Но, не сломал бы Гранэ ногу, я был уехал от тебя.

Поеду сегодня же на Дикой Охоте, лишь бы Гранэ не отказался.
Стану высшим в этом веселье, ведь больно быть подданным.

Но Гранэ так слаб в ногах, что не хочет с вами.
Я одолжу тебе своего Чёрного коня, а сам поеду на метле.


Некоторые оригинальные варианты текстов баллады: http://www.bokselskap.no/boker/kjempeba ... igurdsvein
© Tim Stridmann


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB