Текущее время: 28 мар 2024, 13:26


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Амулеты и талисманы Кавказских народов.
СообщениеДобавлено: 13 май 2018, 09:04 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101827 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Амулеты и талисманы Кавказских народов.
Чурсин Г.Ф


Слово амулет производят или от арабского hamail (повязка, от hamala - носить), или от позднего латинского amamoוimentum (от amoliri - отвращать). Слово талисман производят от арабского tilsam (чародейское изображение). Оба слова амулет и талисман часто употребляются в одинаковом смысле; некоторые же авторы делают между этими понятиями различие: амулетами называют предметы, магическим образом охраняющие человека от разных бед, отвращающие зло (обереги); талисманы-же - это магические средства, могущие влиять на окружающее, обеспечивать, доставлять своему обладателю различные блага (богатство, счастье, удачу и проч.). Амулеты носят, таким образом, пассивный характер, талисманы - активный.

Классифицировать амулеты можно, исходя из различных оснований. Можно в основу классификации положить амулетов и в таком случае распределить их на амулеты против дурного глаза, против укушения ядовитых животных, против той или другой болезни и проч. Классификация получается многочисленная, но научно мало ценная. Можно классифицировать амулеты по способу их употребления: одни носят на шее, на груди, пришивают к платью, другие хранят в доме, третьи вешают на скотину и т.д. Такая классификация тоже мало дает, для выяснения сущности веры в амулеты и талисманы. Более плодотворной следует считать такую классификацию, в основу которой положен характер предметов, служащих амулетами.

Такого рода классификация предложена В.Вундтом Он делит амулеты на 4 главные группы: 1} части человеческого тела и их изображение, 2) изображение животных, 3) амулеты, связанные, в силу ассоциации идей, с первичными мифологическими представлениями и 4) писанные чародейские .формулы. Недостатком этой классификации, как уже отметил проф. Е.Кагоров, является выделение в особую группу амулетов, связанных с первичными мифологическими представлениями, так как с этими представлениями могут быть,связаны и амулеты, относимые В.Вундтом к другим группам. Е.Г.Кагаров предлагает несколько иную классификацию амулетов (преимущественно античных): 1) объекты неорганической природы, 2) объекты органической природы, 3) магические слова и фигуры, 4) волшебные числа, 5) божественные и демонические предметы. Эта классификация имеет свои слабые стороны: последние две группы, 4־я и 5־я без особого ущерба могли бы быть соединены с третьей, так как "волшебные числа" употребляются как “магические слова", если они произносятся, или или как магические фигуры, если пишутся: амулеты же божественного и демонического характера - это либо имена богов и духов, что относится к области магических слов, либо предметы органического и неорганического происхождения, как зуб ведьмы, коготь дьявола и проч. Остается три группы амулетов: 1) объекты неорганической природы, 2) объекты органической природы, 3) магические формулы.

К этим трем группам необходимо присоединить четвертую: объекты материальной культуры. Употребление в качестве амулетов ножа, стрелы, сети и т.п. основывается на вере в магическую силу этих орудий, независимо от материала (органического или неорганического происхождения), из которых они сделаны. Магические формулы представляют собою объект духовной культуры. Введя предлагаемые мною поправки и дополнения, получим следующую классификацию.

1) Объекты природы:

1) Объекты органической природы,

2) Объекты неорганической природы,

2) Объекты культуры:

3) Объекты материальной культуры,

4) Магические формулы.

Первая группа амулетов представляет веру в силу природы органической и неорганической, вторая есть результат преклонения человека перед завоеваниями культуры материальной и духовной (культ слова).

Амулеты и талисманы, употребляющиеся у народов Кавказа, до сих пор остаются совершенно неизученными. Между тем, изучение их представляет большой и разно-сторонний научный интерес. Степень распространения и характер употребляющихся в народной среде амулетов могут служить ценным пособием при изучении различных сторон духовного и материального быта народов. Кроме того, на Кавказе, где на протяжении ряда веков, встречались и взаимно переплелись культурные влияния, исходящие из различных очагов древней культуры, изучение амулетов и талисманов может содействовать более полному научному освещению некоторых вопросов из истории культурных влияний и взаимодействий народов Кавказа и Передней Азии.

В настоящем очерке я отнюдь не претендую дать сколько нибудь полное описание употребляющихся у народов Кавказа амулетов и талисманов. Для этого в нашем распоряжении нет достаточно материалов. Существующие на Кавказе музеи до чрезвычайности бедны этого рода предметами. Более или менее значительное собрание амулетов и талисманов имеется лишь в этнографическом отделении музея Грузии, но и это собрание в научном отношении крайне неудовлетворительно. Так как этнографические сборы для музея производились в большинстве случаев не этнографами, то собранные ими талисманы и амулеты обыкновенно представляют собою голые предметы без каких бы то ни было данных для их научного описания: никаких отметок о том, кем носится амулет (мужчинами, женщинами и детьми), с какою целью (против той или иной болезни, против дурного глаза, для привлечения каких-либо благ); не отмечается способ употребления (носится на шее, на груди, пришивается к платью, вешается в доме и проч.); иногда не указывается и народность, употребляющая данный амулет, или она обозначается слишком общим и ненаучным термином, напр. "лезгины". Наконец, имеется ряд амулетов, купленных на Тифлисском базаре и носящих на этикетках отметку "случайная покупка", или "неизвестного происхождения".


В других Тифлисских музеях собрано лишь ограниченное число амулетов. В музее грузинского О-ва истории и этнографии имеется довольно много так называемых "авгарози", употребляющихся в качестве амулетов мо-литв, три амулета из агата, в том числе один с раковинами и бусами и одна крышка раковины морского моллюска. В Армянском этнографическом музее, ныне перенесенном в Эреван, имеется несколько амулетов "молитв" и несколько синих бус. Провинциальные музеи на Кавказе находятся все еще, можно сказать, в зачаточном состоянии. Самые крупные из них - в Краснодаре, Ставрополе и Владикавказе не богаты этнографическими коллекциями. В осмотренном мною летом 1917 года бывш. Владикавказском областном музее я не нашел ни одного амулета.

В виду этой скудности существующих этнографических собраний ограничиться при описании кавказских амулет тов и талисманов теми материалами, которые имеются в музейных коллекциях, значило бы дать лишь крайне отрывочные и разрозненные сведения. Поэтому для настоящего краткого очерка я решил использовать не только коллекции музея Грузии, но и разнообразные в многочисленных статьях по этнографии Кавказа сведения, могущие до некоторой степени заполнить пробелы, оставленные музейными материалами. Все это вместе взятое не дает, однако, возможности представить хоть сколько нибудь полную картину распространения амулетов и талисманов среди кавказских народов. Единственное, что мне казалось возможным сделать - это собрать имеющийся в нашем распоряжении материал и, сгруппировав его по определенным признакам, набросать общий очерк, который мог-бы облегчить в будущем работу всестороннего изучения этого глубокого интересного явления духовной культуры.

Объекты природы.

Объекты органического мира.

Части человеческого тела. Согласно примитивному воззрению, присущие человеку качества (сила, храбрость, ум и проч.) до Известной степени как бы пропитывают собой отдельные части тела человека, а от них могут переходить на других людей. Отсюда получают свое начало амулеты, изготовленные из частей человеческого тела, особенно из частей тела лиц, которые считаются наделенными особою силою и могуществом, каковы колдуны, чародеи, герои, святые. Части тела, обломки костей, волосы таких людей у многих народов хранятся и носятся зашитыми в материю, скрытыми в рукоятке меча, вложенными в ладонку и проч., К этой же категории явлений может быть до известной степени отнесено ношение в медальонах волос и ногтей близкого , любимого человека, что связывается с верою в возможность установить таким путем неразрывную связь и близость с данным человеком.

Пуповина, в виду ее тесной связи с ребенком, у многих народов считается имеющей влияние на судьбу человека. Грузины Тепавского уезда прячут пуповину ребенка у стены церкви, тогда ребенок вырастает в любви к церкви, если же бросить пуповину куда попало, из ребенка выйдет бродяга. Некоторые родители сохраняют пуповину до тех пор, пока ребенок не станет ходить. Тогда он сам должен подбросить ее к какому-либо ремесленному заведению, смотря потому, какое ремесло он хотел бы усвоить То же наблюдается и в других местностях Грузии, а также среди армян Кавказа и Турции. Так, армяне Ахалкалакского у. отрезанную пуповину прячут у церкви, чтобы ребенок был богомольным, дают скотине, чтобы любил скотину, или кладут в "бахчу" мелочного разносчика (платок, в котором мелочные торговцы завязывают товар), чтобы из ребенка вышел торговец .

Детское место или послед (״рубашка״) считается, как известно, обеспечивающим счастье тому, кто в "рубашке" родился. Этого мало: иногда "рубашке"приписывается также магическая сила ограждать от болезней; так, казаки ст.Расшеватской сушат "рубашку" и носят на шее от лихорадки.

У многих народов в качестве амулетов часто встречаем модели или изображения человеческой руки. "Известно,что рука, эмблема силы, представляет один из наиболее распространенных амулетов", говорит Fossey. ״'Арабы Алжира рисуют руку на стенах, чтобы удалить из дома злых духов; в Италии многие носят, в качестве брелков, маленькие коралловые руки, чтобы предохранить себя от дурного глаза.

Этот род амулетов восходит к глубокой древности и обнаружен в стенах ассирийских жилищ. "В Нимруде, говорит Смит, я нашел эти грубые любопытные модели руки, которые были замурованы в стены, с кулаком, обращенным кверху; назначение их было, вероятно,-ограждать место от злых духов .

На Кавказе амулеты в форме человеческой руки встречаются сравнительно редко. В музее Грузии имеется амулет ахалцихских армян-католиков в форме руки, вырезанной из серебряной пластинки, с выгравированным на тыльной стороне крестом, а на ладони двумя армянскими буквами и числом 1001; другой амулет из Ахалциха представляет медную штампованную руку с еврейской надписью; амулет называется ״шадай", привозится из Иерусалима и нашивается на детскую ермолку вместе с бусами и другими амулетами. В том-же музее имеются четыре амулета с серебряными штампованными моделями рук, доставленными из Ардеби-ля. Из Ардебиля . же доставлена имеющаяся в Музее маленькая подвеска.из кварца в форме кулака. Барон де-Бай сфотографировал в Дербенте тюркского мальчика с металлическим талисманом в форме руки, повешенным на шее у׳. Особая магическая сила приписывается руке, сложенной в виде кукиша или фиги. В Ейске, (ныне Донской округ), как. и в некоторых местностях РСФСР и ------ ׳, при лечении "ячменя" подносят ему кукиш и говорят: "Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, что хочешь, то; купишь; купи себе топорок,. руби себя поперек!" Понятно., что изображение кукиша должно иметь такую же силу, как и самый кукиш, Отсюда амулеты и подвески в виде кукиша. В коллекции музея Грузии имеется небольшая сложенная кукишем рука из розового коралла, приобретенная в Тифлисе. Заметим здесь, что рука, сложенная в виде кукиша или фиги, считается отвращающим амулетом и у некоторых, очень далеких от нас народов. Так, кукиш отвращает болезни и вредные влияния у негров Бразилии.

В Дагестане я наблюдал следующий обычай:после того, как вновь построенный дом обмажут глиной, одна из женщин, принимавших участие в обмазывании, отпечатывают на стене, у дверей дома, свою руку. Это изображение руки, вероятно имело первоначально характер охранительного средства, оберега, как у арабов Алжира. Впоследствии же смысл обычая был забыт.

Оттиски человеческой руки сохранились на цементе одной из крепостных башен г.Сигнаха (внизу по дороге в сел.Машнаари); с какой целью сделаны эти оттиски -неизвестно.

Возможно, что до известной степени характер амулетов имели и те отрубленные у врагов (лезгин, кистин) руки, которые тушины и хевсуры прибивали к дверям своих домов в качестве трофеев. Сила убитого врага, воплощенная в его руке, становилась на стражу дома победителя.

В качестве амулета употребляются иногда человеческие зубы. Плиний упоминает об обычае римлян привешивать первый выпавший у ребенка зуб в качестве амулета, защищающего ребенка от болезни; такой амулет считался иногда исцеляющим от зубной боли.

Части тела животных. Из диких животных более других внушали к себе уважение хищники, наводившие страх на человека, причинявшие ему чувствительное зло. Для народов Кавказа такими хищниками являются, главным образом волк, медведь, отчасти гиена. Преклоняясь перед волком, как перед грозным существом, человек охотно наделил его сверхестествен-ным могуществом и приписывал магическую сипу его зубам, когтям, шерсти и проч. На почве этой веры возникают соответствующие амулеты. У армян сел. Чайкенд, Гянджинского уезда, знахарки для изгнания из чертей одержимой ими родильницы "кладут под голову ее череп волка, щетину, тупой гвоздь и сталь; тогда бесы оставляют ее в покое״ . Сваны во время припадка падучей, перед носом больного сжигают волчью шерсть.

"По прошествии припадка больному привязывают заши-тые в лоскутке кожи волчий зуб и медвежьи когти ("Кисумбура" 13׳). Карачаевцы для отогнания злых духов к люльке привешивают иногда когти волка и рыси.

По старинному народному воззрению грузин, кто носит с собою волчий зуб, тому нечего бояться целого стада волков, а если привесить зуб к лошади, она сделается быстрою.

Курды Курдистанского уезда Азербайджана зашивают в материю волчью шерсть и вешают на шею ребенку в качестве талисмана - дуа (Минкенд, 1924 г.). Абхазы зашивают волчий зуб в сафьян и носят на себе в качестве талисмана (Окум, 1925 г.). Пчеловоды Абхазии прибегают иногда к магической силе волчьей гортани: вырезанную у волка гортань кладут у летнего отверстия улья; это сделает пчел, пролетающих через волчью гортань, непобедимыми в войне с другими пчелами (Джгерды). Авары Дагестана пользуются в качестве талисманов различными частями волка. Волчью шкуру вешают на пасеках; волчий зуб вешают на спину ребенка в качестве талисмана; альчик из ноги волка привязываят на шею овце, в качестве талисмана ограждающего от заболевания ревматизмом; повышенный на одну овцу, этот талисман предохраняет от ревматизма все стадо (Мачада, 1927 г.). В хлеву у потолка аварские овцеводы вешают иногда кусок волчей печени для ограждения овец от заболевания оспой, По поверью дидоев, любая волчья кость, лове-шейная барану на шею, предохраняет от оспы. Вырванная у волка при его издыхании шерсть, по мнению аварских знахарей, помогает в делах любви. Наконец, волчий глаз, если его носить при себе, помогает бодрствовать и легко пробуждаться от сна. Это последнее воззрение широко распространено не только среди аваров, но и между андодидойскими племенами - каратинцами, багулапами, тиндиями, ахвахами, хваршинами, дидоями и др.

Части тела медведя - когти, зубы, шерсть и проч., также довольно часто употребляются у народов Кавказа в качестве амулетов.

Авары вешают медвежью лапу на пасеках в качестве оберега; дедои вешают• медвежью лапу в хлевах и конюшнях, чтобы скот лучше размножался (Шаитль, 1928 г,). Хваршины прикрепляют медвежьи когти к талисману, который вешается на лошадь для отвлечения дурного глаза. (Хварши,1928 г.). Абхазы прибегают к магической силе медвежьего черепа, чтобы оградить свои земельные участки от размыва горными речками: если речка подымает берег, абхаз берет медвежий череп, привязывает к нему веревку и, бросив его в речку, тащит от того места, куда бьет вода, к противоположному берегу, чтобы направить туда речные волны (Джгеры, 1925 г.)

Осетины, найдя медвежий зуб или коготь, прибивают их к косяку дома, чтобы злые духи не могли войти в дом. Когти и зубы медведя вешаются также на люльке, чтобы оградить ребенка от злых духов и дурного глаза.

В коллекции Музея Грузии имеется несколько амупетов, состоящих из зубов и костей волка, но эти кости фигурируют в них как кости сверх׳естественных существ. Таковы пять амулетов из Ардебиля; один из них представляет волчий клык, перехваченный по средине серебряным кольцом, с ушком для подвешивания; считается он, однако, зубом "кулейбана" - злого духа оборотня. Два других - ложно коренные зубы волка, тоже зубы "кулейбана" с коронками в серебряной оправе. В качестве кости "кулейбана" фигурирует шейный позвонок волка (Ардебиль). Пяточная кость волка, с просверлен-ным для подвешивания отверстием, в качестве амулета, доставлена из сел. Кеп, Мушского санджала, Битлисского вилайета; носится армянами под названием "килу-чан", охраняет от испуга и страха.

Употребление амулетов из костей и зубов, приписы-ваемых сверх׳естественным существам, повидимому, не-давно еще было довольно обычным среди кавказских народов; к сожалению, этого рода амулетов в музеях собрано очень мало, в литературе же сведений о них почти не встречается. Могу отметить только сообщение, касающееся ингилоев Закатальского уезда. Там, после родов, чтобы ведьма не коснулась родильницы,навешивают ей на шею какой-то узелок, говоря, "гапьдабани" - "пятка ведьмы".

В этом обычае сказывается, по видимому, влияние, идущее из Персии и Талыша. Из Ленкоранского уезда мною доставлен в б.Кавказский Музей, талышский амулет, представляющий пяточную кость какого-то животного; амулет называется "алажени-чиг", т.е. кость кость из щиколотки алажена, существа, нападающего на рожениц; вешается амулет на шею роженице для ограждения ее от алажена. Гурийцы, в отвращение дурного глаза, к колыбели ребунка привешивают морскую раковину, которую они называют "алис-кури", т.е. ухо али (русалки).

Гиена сравнительно редко встречается на Кавказе; редко фигурирует она и в амулетах. По словам д-ра Яшвили, зуб гиены "служит амулетом против зубной боли, правый глаз - для предохранения от болезней и передняя нога - талисман любви״ . У армян сел. Татев, Зангезурского уезда, существует такое поверье: "кто хочет иметь успех на суде или в других предприятиях, должен носить на себе шерсть гиены".

3мея. Змея, вселяющая страх в человека, должна, несомненно, наводить страх и на злых духов. Отсюда широко распространенное употребление в качестве аму-етов змеиной шкуры, зубов и проч. По сообщению д-ра Яшвили, "язык змей способствует излечению лихорадок и горячек. Нужно вырвать язык у живой змеи, завернуть в чистый холст и повесить больному.

Сходного воззрения придерживаются казаки ст. Наур-...ской "Чтобы не страдать всю жизнь никакими болезнями, следует только убить змею и жало ее носить в кармане. Имея при себе такой талисман, не только болезни к человеку не пристанут, и самый укус змеиный становится безвредным" По поверью армян сел. Чайкенд, Гянджинского уезда, "чтобы избегнуть укуса змеи, следует в шапке носить шкуру ее" Подобную же веру в магическую силу змеиной шкуры встречаем у русского населения Сев. Кавказа, Европейской ------ и Сибири.

В стан. Наурской "лихорадка пройдет, если привяжешь к кресту кусочек змеиной шкурки" Мало того: змеиная шкурка спасает и от безденежья: "чтобы в кошельке были деньги, надо положить туда кусочек змеиной шкурки" . Армяне Зангезурского уезда, если ребенок в колыбели плачет, кладут ему под голову змеиную шкуру, заячьи уши или верблюжью шерсть. Армяне сел. Даш-Алты, бывш. Шушинского уезда, если ребенок страдает бессонницей, под голову его кладут уши зайца или шкуру змеи, которую она оставляет во время линяния . Так же поступают и другие - шкуру змеи клали в таких случаях в шапку, чтобы избавиться от головной боли . Также кожу змеи кладут ребенку под подушку, чтобы ребенок был умный. Грузины Кахетии советовали носить при себе куски змеиной кожи, чтобы избавиться от болезни глаз.В Закатальском уезде, чтобы оградить родильницу от злых духов, ее обкладывают черною веревкою похожею на змею и беспрерывно стреляют, так как злые духи боятся змей и выстрелов. Курды Азербайджана приписывают змеиной шкуре магическую силу и вешают ее на ребенка, чтобы оградить его от нечистой силы, дурного глаза и проч. (Минкенд, 1924 г.). Армяне сел. Коп, Мушского санджака, для ограждения от укушения змеи, носили амулет "оду-хлу״, состоящий из стеклянной бусы, напоминаю-щей, благодаря полосатому цвету, свернувшуюся змею (кол. музея Грузии).

Лягушка.У многих народов считается символом плодородия. Отсюда вера в то, что с помощью лягушки, или ее изображения, можно обеспечить плодородие, равно и всякое обилие. Так, лягушка становится талисманом против бесплодия. Жители сел. Варташен, Нухинского уезда, в качестве средства от бесплодия рекомендуют "освободить лягушку, пойманную змеей, убить ее, высушить и пришить к плечу бесплодной" 6 Путем естественного процесса примитивной мысли, сфера благодетельного влияния лягушки раздвигались все более и более, и за лягушкой стали признавать способность избавлять от некоторых болезней, обеспечивать счастье и т.п. Казаки ст. Наурской считают, что зеленая древесная лягушка (Rana esculenta) избавляет от лихорадки, "следует только засушить лягушечку, зашить ее в тряпочку и носить на шее вместе с крестом, на одном гайтане״.

В музее Грузии имеется амулет из Вана, в форме жабы, выкованный из серебряной пластинки. Амулет употреблялся армянами и нашивался на шапку детям и женщинам:приносит счастье. Другой амулет, тоже, повидимому, армянский, приобретен в Тифлисе; это сделанная из низкопробного серебра жаба, с двумя круглыми серебряными подвесками, на которых штампом вытиснено изображение человеческого лица.

Из других амулетов животного происхождения отметим следующие: в Западной Грузии дети в период учения носят иногда в качестве амулета косточку из костяной части уха какого то животного, чтобы быть вниматель-ными и понятливыми. Амулет этот называется "гупис-ку-ри", что в буквадьном переводе значит "ухо сердца". Д-р Яшвили рассказывает, что он сам был снабжен этим амулетом при поступлении в уездноё училище.

У удин сел. Варташен приписывалась магическая сила, между прочим, шерсти верблюда: "ребенок ночью не спит - пришей на плече его волос верблюда"’; советовали знающие люди .

В Имерии в качестве амулета носят иногда папу крота. Жители сел. Багдади, Кутаисского уезда, полагают, что "лапка крота помогает от глазной боли, почему страдающие глазами имеют эту лапку и всегда носят ее при себе - мужчины, напр., на цепочке или шнурке от часов״ В коллекции музея Грузии имеется из Имерии детский амулет "муду", употребляющийся против болезней, "происходящих от земли״, амулет состоит из нитки бус с лапою крота.

Зейтунские армяне покрывали позолотой когти орла и привешивали их к голове ребенка, чтобы предохранить его от■ влияния дурного глаза. По мнению жителей городка Ейска, "ружье приобретет удивительное свой-ство оставлять на месте птицу, хотя бы ее задела только слегка одна дробина, если убьешь ״скопу" (большая хищная птица, питающаяся рыбой) и коготь ее положишь под скобу ружья".Там же существует поверье: "Если промышляющий воровством зашьет себе в правую руку небольшой кусочек лапки черепахи, то он никогда не будет пойман.

В коллекции музея Грузии имеется армянский амулет из сел. Коп, Битлисск. вилайета, представляющий пару ящериц, составленных из разноцветного бисера и коралловых бусин; амулет называется "могозик" и носился девочками прикрепленным к головному украшению.

Жуки в качестве амулетов на Кавказе встречаются очень редко. В коллекции музея Грузии имеется лишь один такой амулет, доставленный из армянского сел. Талыши б.Джеванширского уезда. Состоит он из туловища жука (thorax Procetus caucasicus), к которому приве-шено несколько ниток бус, большею частью голубого цвета; амулет носится девушками на груди, чтобы привлекать поклонников.

Куриное яйцо играет, как известно, видную роль в народных суевериях, выступая в роли охранительного средства - оберега. Из соответствующих кавказских обычаев отметим следующие. По понятиям населения Зангезурского уезда Армении, больные роженицы и дети особенно часто подвергаются влиянию дурного глаза. Чтобы предохранить их от действия дурного глаза, привешивают у кровати яйцо, или кладут в чашку с водою два или три яйца и ставят чашку вблизи больного. "Сила дурного глаза притягивается яйцом, и если оно лопнет, вот лучшее доказательство, что сглаз подействовал на яйцо, минуя больного". У горских евреев Дагестана, когда перед венчанием к невесте приезжает от жениха гонец, на лбу его коня збивают яйцо, чтобы коню не повредил дурной глаз.

Перья и пух тоже считаются не лишенными магической силы. Ймеры Кутаиса советуют: "лошади, страдающей желудком, нужно привязать к хвосту пух, и она будет здорова". В Музее Грузии имеется доставленная из Ардебиля небольшая, шарообразной формы, подвеска из пучка пуха в серебряной оправе. Пучки перьев, окрашенных в различный цвет, имеются на нескольких амулетах музея Грузии в виде подвесок.

Лошадь и собака. Амулеты из частей тела домашних животных следует, собственно говоря, отнести к категории амулетов, выражающих преклонение перед завоеваниями материальной культуры, так как приручение и одомашение животных составляют одно из крупных культурных завоеваний человечества. Но чтобы не расчленять амулеты животного происхождения, мы ставим в эту животную группу и амулеты из частей тела домашних животных, выделяя лишь в особую рубрику. В этой группе амулетов чаще всего фигурируют лошадь и собака. Лошадь - неразлучный товарищ наездника, помогающий ему в его предприятиях. Было естественно поэтому наделить магическою силою лошадиный череп, копыто и проч. Черепа, как средство ограждающее от дурного глаза и проч., вешаются на копьях плетней, на особых шестах, на стенах. Армяне сел.Татев, Зангезурского уезда, "чтобы спасти огород, сад и хлебные стога от влияния дурного глаза, ставят на воткнутый шест в названных местах лошадиный череп" ׳. Имеры вешают лошадиные черепа на кольях заборов, для ограждения от нечистой силы.

В качестве средства, ограждающего от действия дурного глаза; я встречал лошадиные черепа на дворовых изгородях - как в Кахетии, Карталинии, Имерии, Гурии, Мегрелии, Свании, у кабардинцев, абазин, осетин, карачаевцев, балкар, азербайджанских тюрок. Встречаются они также у казанских татар, ногаев, османов, болгар, сербов и многих других народов.

С одинаковою верою в спасительную силу, наряду с лошадиными черепами, вешают нередко на забор коровьи и бараньи черепа. Значительно реже употребляется, в качестве талисмана, череп осла. Зейтунские армяне, в предотвращение несчастий,вешают в доме луковицу или череп осла. В Грузии было в обычае, чтобы унять плач ребенка, вешать на колыбель ослиное копыто. Армяне Зейтуна вешали в доме череп оспа, чтобы отвращать несчастья.

Собака, как верный страж своего хозяина и его имущества, естественно должна была в глазах человека приобрести характер защитника не только от волков и других хищников, но и против невидимых злых сил. По мнению армян Эчмиадзинского уезда, "в дом, в котором есть черная собака, черт никогда не заходит" . Осетины думают, что черт не выносит даже имени черной собаки - "саукай׳ ״. У имеров Кутаиса спасительным средством против лесного духа "каджи", кроме подковы, считаются "огонь, собаки и волос из конскЬго хвоста, - все это заставляет чудовище исчезнуть. По мнению армян Нахичеванского края, холера, которую представляют в виде ангелоподобного существа, боится черной собаки.

От этой веры в магическую силу собаки получают свое начало амулеты в роде собачьего уха, зуба, собачьей лопатки и проч. Так, армяне Нахичиванского уезда "при опухоли селезенки привязывают к боку больного левую лопатку собаки, отчего будто-бы становится легче" Армяне сел. Чайкенд, Гянджинского уезда, под головой детей держат череп собаки, чтобы детям не являлись домовые. Грузины в колыбель младенца клали иногда собачий зуб, так как по народному поверью он ускоряет прорезание и рост зубов младенца '. Равным образом в Средней Азии, у узбеков, "ухо большой степной собаки носится женщинами на шее, чтобы отгонять нечистых духов, Препятствующих ей забеременеть" Тот же обычай отмечен у киргизов.

У армян Закавказья и у хевсур в качестве амулета иногда употребляется также свиной клык и свиная щетина. Щетиной армяне Гянджинского уезда ограждают против сглаза. Хевсуры вешают свиной клык на колыбель для ограждения ребенка.

Растения. Растительный мир гораздо в меньшей степени, нем животный, мог непосредственно проявлять на человеке свою силу и потому меньше давал оснований к соединению из его объектов амулетов и оберегов. Колючие растения - шиповник, терновник, боярышник и др., являясь в виде колючей изгороди, хорошей преградой против людей и животных, должны были казаться отличным средством и для ограждения от нечистой силы и всяких невидимо проникающих бед. Основанные на этом взгляде обычаи встречаются у всех народов мира. На Малайском полуострове "племя оранг-лаут заваливает хворостом и терновником все дороги, ведущие к месту, где появилась оспа,- чтобы удержать демонов. Чехи, при первом выгоне стад, для Предохранения скотины от порчи, кладут в хлевах терновые ветки ьи׳ и т.п. и т.п. Аналогичные обычаи наблюдаются на Кавказе. В Грузии вечер страстной среды народ считал таким временем, когда нечистая сила особенно бесчинствует. В ограждение от нее окна, двери и трубы домов закрывались ветвями шиповника.Чечены против дурного глаза носят амулеты׳из боярышника, растущего в глухих местах. Куски этого дерева навешивают или на человека, или на рога и хвост животного.

Магическою силою наделяют некоторые народы Кавказа дикую черешню, по видимому, в виду горького вкуса ее плодов. Имеры сел.Зестафони (Квирилы) в великий четверг "во дворе втыкают в землю ветки дикой вишни, чтобы врагу все казалось горьким, как горьки плоды этой вишни״. В с.Гундаети Шорапанского уезда в страстной четверг приносят из леса ветви дикой черешни, скрепляют накрест и втыкают в землю во дворе,в винограднике и в поле, "чтобы посторонний глаз не мог ничего испортить в этих местах״ . Этот обычай наблюдается также среди грузин Горийского уезда. Черешня получает и иного рода применение. В грузинском карабадине (народном лечебнике) против лихорадки рекомендуется написать кончиком ножа,на коре горького черешневого дерева приводимую молитву и повесить на шею больного, в ограждение ребенка от дурного глаза, вешали ему на шею треугольный мешочек из красной материи, наполненный известными травами или скорлупу ореха, в которой заключен живой паук.

Армяне Нахичеванского уезда, "чтобы не сглазить ребенка, вешают ему на шею вырезанную дощечку из самшитового дерева" . Армяне сел. Татев, Зангезурского у. "для предохранения жирных домашних животных от волшебства, вешают на шею животному небольшие палочки (с большой палец величины) с насечками" ׳. Удины вешают на люльку ребенка, в качестве охранительного средства, сделанные из дерева кружки на подобие пуговиц, с отверстием посредине; эти деревяшки носят, как и у армян, название "дагдаган", по названию древесной породы, из которой они делаются. Кусочки дерева "дагдаган״, в качестве амулетов, употребляются также у тюрок и карапапахов.

У гурийцев в сел. Нигоити, Озургетского уезда, "во все время беременности женщина носит при себе завернутое в пояс растение, под названием ״какилари" (повой), чтобы не было преждевременных родов.

Армяне сел. Козлуджа, Ленинаканского уезда, в качестве талисмана, обеспечивающего плодородие и благополучие, употребляют нанизанные на нитке и особым образом сплетенные коробочки - плоды многолетнего сорного растения Редалит Harmala., из сем. Zygophy aceae. Талисман делается весною и вешается над камином. Экземпляр такого талисмана имеется в музее Грузии; там же имеется другой экземпляр талисмана из таких же коробочек Редапиш HarmalaL.׳ доставленный из Ардебипя; талисман считается ограж-дающим от дурного глаза; по средам и субботам с талисмана отрывается одна коробочка и сжигается.

Черкесы в старину, в ограждение себя от дурного глаза, носили на себе, в качестве талисманов, кусочки дерева, в которое ударила молния.

Из других амулетов растительного происхождения, в коллекции музея Грузии имеется (из Ардебипя) подвеска из лесного ореха в серебряной оправе. Известное отношение к растительному миру имеют также две подвески из сероватого камня, обделанные в форме лесного ореха или дубового желудя.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Амулеты и талисманы Кавказских народов.
СообщениеДобавлено: 13 май 2018, 09:05 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101827 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Объекты неорганической природы.

Раковины: Раковины, благодаря, главным образом, своеобразной форме, весьма часто употребляются в качестве амулетов. Употребляются они или особняком или, чаще всего, в соединении с бусами, камнями и другими мелкими предметами, нанизываемыми на нитку в виде ожерелья, или нашиваемыми на материю. В качестве амулета особенно часто употребляется на Кавказе раковина каури или Сургеа. Раковины эти попадают на Кавказ из Персии и Турции; добываются же, главным образом, на Мальдивских островах (к западу от Цейлона) и на островах Супу (между Филиппинскими островами и Борнео). Раковину каури можно встретить в амулетах чуть-ли не всех народов Кавказа. Я видел ее у аваров, где она под названием "маргап״ вешается на шею ребенку, у карачаевцев, балкар, талышей; употребляются они также у грузин, армян, азербайджанских тюрок, курдов и др.

Кроме Сургеа, довольно часто встречаются в амулетах и другие раковины как морские, так и речные. Так, в Гурии к колыбели ребенка, против влияния дурного глаза, вешается раковина Сургеа или другая, более крупная, морская раковина, известная у гурийцев под названием "алискури", т.е. ухо (русалки). Име.ры сел.Гундаети, Шорапанского уезда, вешают детям на шею раковину Сургеа и черную стеклянную бусу с коричневым пятном; амулет этот носит название "гвринчила" и предохраняет от дурного глаза. Такие же "гвринчипа" вешаются на ружье, чтобы его не сглазили. В других местностях Имерии, против дурного глаза, "матери к люльке своих детей всегда привешивают мелкие разные речные раковины, которые, по их понятиям, имеют свойство, предохраняющее детей от всего нечистого. Армяне б. Нахичеванского уезда, чтобы не сглазили ребенка, "привешивают к головному платку или шапочке несколько морских ракушек" . В амулетах Музея Грузии имеются крышки морских моллюсков Natica, крышка морской раковины рода Turbo, морская раковина рода Nassa, раковины Helix lucorum и раковины Cardidae.

Камни. Употребление, в качестве амулетов, разного рода камней представляет очень распространенное явпение на Кавказе. Имеющими магическую силу считаются камни с естественными отверстиями, камни необычной формы, необычного происхождения (находимые в земле каменные орудия, бусы и пр.) и драгоценные камни. Больших размеров камни с отверстиями часто служат для протаскивания сквозь отверстия больных, для излечения от бесплодия и пр. Армяне Ванского уезда "бесплодную женщину проводят три раза через камни с отверстиями"; там же, "если ребенок страдает обморочными припадками, то несут его к так называемым камням "талалоц" и три раза проходят через отверстия камней". В Хунзахе (Аварский округ Дагестана) на кладбище мне показали большой камень с отверстием, через которое во время Шамиля, в случае чумы, заставляли пролезать всех жителей аула.

Маленькие камни с отверстиями употребляются как амулеты. В некоторых местностях Имерии в страстной четверг, в ограждение от дурного глаза, насаживают на колья "камни с впадинами" . В Абхазии речные камни с отверстиями можно видеть на жердях изгородей, под крышею домов и хозяйственных построек. Среди амулетов музея Грузии имеется кусок известняка с естественным отверстием и темного цвета камешек из Ардебиля, с углублением и сквозным отверстием; камушек носит название молочного камня ("сюд-даши").

Естественное отверстие заменяется иногда искусственным. В Кахетии, чтобы излечить детей от коклюша, на шею им вешают на шнурке просверленные плоские камешки темного цвета, взятые из русла Алазани . Много просверленных камешков имеется и среди амулетов музея Грузии..Таков, например, амулет армян сел.Коп, Мушского санджака, помогающий при болезни глаз. Амулет называется "ачи-тюзи-хулу", пришивается к головному убору над больным глазом и состоит из просверленного камешка и двух бус. В амулете у кубинских евреев, среди других предметов, висит на нитке небольшой плоский голыш, с просверленным для подвешивания отверстием. Круглый известняковый камешек с отверстием входит также в состав талышского амулета "ниама", навешиваемого на горлышко кувшина для сбивания масла, чтобы масла получалось больше.

Наделенными особою силою считаются камни, которым почему либо приписывается небесное, или вообще необыкновенное происхождение. По мнению армян Эчмиадзинского уезда, "цагик-кар" (оспенный камень) падает с неба вместе с градом; это - круглый камешек, величиною с голубиное яйцо; оспенным его называют по его чудодейственной силе: если во время появления оспы на овцах его повесить на шею одному из баранов, то оспа оставляет стадо. В музее Грузии имеется один амулет "небесного" происхождения; это "тиэх-таб" - плоский овальный камешек, упавший будто-бы с неба вместе с градом; камешек нанизан на толстую нитку и считается защищающим от всяких болезней; приобретен от армянки беженки.из сел.Коп, Мушского санджака.

Целебными и спасительными считаются камни, взятые из священных мест. Св.Давид Гареджийский, согласно легенде, принес из окрестностей Иерусалима в Гареджийскую пустынь поднятый с земли камень; камень этот, по словам Муравьева, "доселе хранящийся на его гробе, получил от него благодатную силу исцеления" Богомольцы, посещавшие Новый Афон, брали с собою камни из пещеры имона Кананита.

Так называемые драгоценные камни, благодаря своему блеску, твердости, красивому цвету и проч., уже у древних народов считались обладающими необыкновенными свойствами. Перечень драгоценных камней, с указанием особых свойств каждого, встречаем уже у Плиния. В амулетах восточного происхождения.из этих камней чаще всего встречается сердолик. В армянской рукописи XVII века, относительно свойств сердолика (ямани) читаем: "Говорят, что он предохраняет от опасности быть раздавленным под развалинами дома или стены, и никогда между раздавленными в подобных случаях не видали людей, носивших ямани. Его охотно покупают персияне, османцы и во всей Румелии. Обыкновенно вырезывают на нем имя и носят в перстне" . В той же рукописи указывается другой вид сердолика - акик, который имеет свойство "предохранять от козней врагов и способствует при родах легкому разрешению от бремени".

По грузинской рукописи X века, представляющей перевод сочинения Епифания, еп.Кипрского, сердолик (сардиони) "имеет лечебную силу: врачи им лечат опухоли, прыщи и раны, полученные от меча. Для этого растирают его в воде и потом тою водою натирают больные места и раны излечиваются. В амулетах кавказских народов сердолик редко встречается особняком; обыкновенно он навешивается вместе с бусами и другими камнями на ожерелье, употребляющееся в качестве амулета.

Другим часто встречающимся в кавказских амулетах камнем является агат (акати), в форме пластинок или цилиндрических подвесок. Грузинская рукопись X в. говорит об акати: "если его растереть в воде и тою водою обмыть раны и повреждения, полученные от зверей , то "они заживают; также излечиваются раны и от укушения аспидов и ядовитых насекомых״ . По словам д-ра Яшвипи, ленточный агат служит талисманом против беременности; "пользуются им мужчины, когда представится в том надобность" . В коллекции Музея Грузии имеется целая серия амулетов, в которых, если не единственная, то. главная роль принадлежит агату. Таковы шесть персидских амулетов из Ардебиля, два армянских и проч. В музее Грузинского О-ва истории и этнографии также имеются три амулета с красивыми агатовыми камнями.

Яхонт или рубин всегда считался на Востоке наиболее драгоценным камнем и употреблялся, как для украшений, так и в качестве амулета. В армянской рукописи XVII в. читаем: "говорят, что носящий на себе яхонт бывает приятен людям, и что этот камень предохраняет от последствий удара״ . Согласно грузинскому переводу сочинения Епифания Кипрского, яхонту (iakunmhe) приписываются следующие свойства; "если кто станет точить (его в воде) на точиле и затем выпьет эту воду, то душа его, воспрянувши, получает стремление к правде, а если кто положит его в рот, то он станет творить нелицеприятный и правый суд" Под тем же названием iakunmhe (яхонт) описывается другой драгоценный камень, лвигвириони, относительно которого сообщается: "говорят и то, что при родах женщин, если роженице преподнести этот камень, то она терпеливо выносит боли, легко рожает и обычные боли исчезают" ). То же читаем и о иакинфе (яхонте) в русском "Азбуковнике״: "Глаголют 60, яко рождающим женам на потребу есть" Вера эта, как видно и до сих пор живет среди кавказского простонародья, так как, по словам д-ра Яшвили, яхонт, при трудных родах кладут на живот роженицы.

Алмазу также приписывается немало магических свойств. По воззрениям армян XVII в., "иметь при себе алмаз - приносит счастье. В "Книге Свойств" говорится, что из двух воюющих сторон победительницею выйдет та, которая владеет более тяжеловесным алмазом... Женщина при тяжелых родах легко разрешается от бремени, если привязать к ее руке алмаз" . Кроме того, "носящий алмаз бывает угоден царям, слова его уважаются, зла не боится, не будет страдать болью желудка" и т.д. Абхазы прибегают к чудодейственной силе алмаза при трудных родах; в таких случаях дают роженице пить "алмазную воду", для получения которой в стакан воды кладется алмаз

Бирюза - один из самых распространенных камней в украшениях персидского происхождения; в амулетах она встречается в виде вставок в металлические футляры, в которых носятся молитвы. Возможно, что постоянное присутствие бирюзы в восточных украшениях, в отделке оружия, в перстнях и проч., в значительной степени объясняется верою в необыкновенные магические свойства этого камня. Армянский источник XVII в. сообщает: "Говорят, кто носит на пальце бирюзу, тот не чувствует недостатка в деньгах; слова его встречают внимание.

Кроме того, если с утра посмотреть на бирюзу, то в течение целого дня человек освобождается от забот; носящий бирюзу будет- долго жить в благоденствии и не будет видеть худых снов. Бирюза помогает также против глазных болезней״. (Патканов, 49).

Объекты культуры

Материальная культура

Грузии имеется четыре таких амулета. Возможно, что камень этот употреблялся с магическими целями и у кавказских народов. В армянском рукописном памятнике XVII в, относительно нефрита сказано: "Ношение этого камня полезно противу болезни сердцебиения. Он предохраняет от удара молнии и от опасности при землетрясениях״ (Патканов, 35).

Гишер (по-армянски - ночь) или гагат, по словам арабских писателей, имеет способность укреплять зре-ние; это же свойство приписывается ему и армянами: "Доказано опытом, что смотрение на этот камень укрепляет зрение״ (Патканов, 42). В числе амулетов музея Грузии имеются: треугольный, гладко отполированный кусок гишера, с отверстием для ношения на шее; носится армянами бывш.Эриванской губ. против, дурного глаза; сердцевидной формы гишеровый амулет из Арде-бипя; сердцевидной же формы гишеровая пластинка из сел.Кубани, Табасаранского округа, и др. Гишеровые пластинки и бусы часто являются одною из составных частей амулетов, имеющих вид ожерелий.

Большое распространение, в качестве амулетов, имеют разного рода бусы и бисер. Армяне сел.Татев, Зангезурского у., "чтобы не сглазили ребенка, пришивают к верхнему платью его так называемые пестрые, против глаза, бусы или другие предметы, способные обратить на себя внимание ребенка, напр., окрашенные в разные цвета птичьи перья и стальные бляхи и т.п.". Часто среди кавказских амулетов и талисманов можно встретить "глазные бусы״, т. е. бусы с темным пятном, что придает им сходство с глазом. Назначение этих бус - отвращать, отражать влияние дурного глаза. Бусы употребляются также для лечения болезней. Так, жители сел. Варташен, Нухинск. у., “от колотья избавляются так: кладут заколдованную бусу в воду и дают пить больному (только некоторые имеют такую целебную силу). В амулетах мусульманского населения Кавказа особенно часты бусы раскопочного происхождения из пасты, камня и проч. Найденные в земле бусы уже своим происхождением внушает к себе особое почтение.

Наряду с бусами употребляется иногда и бисер. Армяне Ванского вилайета "для предотвращения влияния дурного глаза на детей пришивают синий бисер к шапкам, или к рукавам״. Такой же бисер, вместе с раковинами и косточками, вешается и на люпечной перекладине.

Среди амулетов камней у кавказских народов довольно видное место занимает так называемый "змеиный камень״, камень, который, по одним толкованиям находится в голове змеи, по другим - служит змее для подбрасывания вверх и забавы. У дагестанских арабистов, по некоторым сведениям, имелась книга на арабском языке, под названием-Харидатуль-эджаиб, т.е. "сумка чудесного״, в которой, между прочим, описываются целебные и магические свойства камней, деревьев, животных. Там, между прочим, указывается, что хаят - змеиный камень, находящийся в голове змеи, в форме пули, если его носить на теле, охраняет от укушения змеи, останавливает всякое ненормальное кровотечение и укрепляет мысли; если же его носить на шее, избавляет от головной боли. У грузин Имерии существует поверье, будто змеи обладают особым камнем, если суметь овладеть им и держать его при себе, все ваши желания будут исполняться. Поверье о волшебном змеином камне широко распространено также у абхазов, армян и др.народов Кавказа. Уже Гакстгаузен отмечает существование этого поверья у армян, сообщая, что, по народному воззрению, кто схватит на лету змеиный, камень, будет наслаждаться постоянным благоденствием.По другим сообщениям, змеиный камень или буса, будучи положены куда-либо, делают это вместилище (кошелек, кувшин и т.п.) неистощимыми.

Огниво . Злые силы боятся огня, и эта способность прогонять злых духов приписывается не только огню, горящей головне, углю, но также и орудиям добывания огня - огниву или кресалу и кремню, из которого высекают огонь. Относительно имеров сел. Сацири, Кутаисского уезда, читаем: "кроме кинжала, спасительным средством от чинки (лесное существо) служит огонь, которого тот боится; почему путешественник, имеющий при себе кресало и кремень, в дороге считает себя безопасным от чинки״ .

Армяне б.Нахичеванского у. "при купании ребенка кладут в воду огниво и иглу, тогда будто-бы черти не смеют приблизиться к нему, так как они боятся железа" .В коллекции Музея Грузии имеется небольшой амулет из Персии (Ардебиль) в виде маленького железного огнива.

Древесный у голь, как имеющий ближайшее отношение к огню, тоже считается действенным средством против злых духов, чар, волшебства и проч. Армяне Зангезур-ского уезда советуют: "когда выводишь ночью ребенка, дай ему уголь, так как черт боится угля".

У грузин Телавского уезда, "чтобы ребенок был спокоен и не подвергался влиянию нечистой силы, должно класть ему в колыбель куски железа, ибо нечистая сила избегает железа". Армяне сел. Даш-Алты, в бывш. Шушинском уезде, "когда рождается ребенок, то под головой его ставят какое-нибудь оружие: кинжал, ножик, ножницы, или какой нибудь кусок стали, с целью, чтобы дьяволы не задушили или не похитили ребенка, так как "во время купания ребенка в течение 40 дней всегда в ванну погружают железный гвоздь, прут, нож .дабы злые силы не причинили ребенку несчастья" . Армяне Зангезурского уезда Армении ребенку "под подушку и во время купания в воду кладут кусок стали - символ крепости״ . Кумыки сел.В.Ишкарты, Буйнакского округа, у порога дома, где есть больной, кладут железный топор или другой железный предмет, чтобы болезнь не усилилась от влияния человека с дурным взглядом, если он войдет в дом (запис. в 1916 г.). Сваны лечат железом укушенных ядовитыми животными коров: если у коровы от такого укушения распухло вымя и вместо молока идет кровь, "окуривают вымя дымом полыни и обводят его сталью или железом". Имеры Кутаисского уезда, чтобы предохранить вино от покражи ведьмами, что, по. их мнению, случается в ночь на 15 августа, днем идут в винный погреб - марани и к "винным бочкам прикладывают железо по куску к каждой, - этим лишают ведьм силы, необходимо, для того, чтобы открутить кран" Армяне Эчмиадзинского уезда в начале марта, когда действует нечистый дух швод, кладут у дверей дома пластинку железа, чтобы швод не мог войти. Карачаевцы, если в доме есть больной,кладут у порога комнаты какую-либо железную вещь, обыкновенно шампур. Осетины навешивали детям на шею мелкие кусочки железа, выкованные в среду первой недели великого поста; эти кусочки железа охраняли детей от злых духов и другого глаза.

Как ясно из приведенных примеров, простой кусок железа или стали уже сам по себе обладает магическою силою; еще более действенными считаются оружие или какие либо орудия из железа или стали. Осетины при случайных встречах с бесами "прибегают к горящей головне или кинжалу, причем последний, если наточен с обеих сторон, является самым лучшим средством к прогнанию нечистого". Этот же взгляд на кинжал встречаем у грузинских племен. По мнению имеров, "что касается оружия, пригодного против лешего, то таким может считаться лишь кинжал, так как он обоюдоостр, и чинке, желающему спастись от смерти, негде усесться на нем" ). Грузииы Телавского уезда, чтобы оградить родильницу от злых сил, поп подушку ей кладут обнаженный кинжал или саблю.

Подобный же взгляд на магическую силу кинжала существует у пшавов: "кинжал, по их понятиям, священный предмет, и они притом верят, что дьявол страшно боится кинжала и избегает его" . Армяне Эчмиадзинского уезда вокруг больного падучей болезнью советуют втыкать в землю кинжалы, чтобы черт побоялся стали и оставил больного. Айсоры сел. Койласар, Эриванского уезда, обводят вокруг родильницы кинжалом крестообразные линии, и затем в течение семи дней кинжал и евангелие лежат под подушкой родильницы, чтобы отгонять злых духов).

Будучи хорошим оружием против врагов и диких зверей, кинжал на этом же основании считается прекрасным средством и против невидимых злых сил. Поэтому ношение кинжала может до известной степени служить и магическим целям. Имея при себе кинжал, человек чувствует себя защищенным не только против реальных опасностей, но и против вредного действия сверхъестественных существ и невидимых сил. Таким образом, кинжал, выступает до известной степени в роли амулета.

Те-же магические свойства, но в меньшей мере, приписываются также шашке, ножу, топору и другим железным предметам. Гурийцы во время грома кладут под подушку ребенку ножницы для ограждения ребенка от удара молнии. Осетины, при купании новорожденного, "в посуду, где оно совершается, кладут ножницы, как средство предохранить ребенка от действия дурного глаза".

Подкова. Лошадиная подкова, особенно найденная, чуть ли не во всем мире считается приносящей счастье. Вера эта объясняется тем, что с одной стороны, подкова делается из железа, которого боятся злые силы, с другой - имеет близкое отношение к лошади, другу и товарищу человека в геройских подвигах.

У кавказских народов, как и у многих не кавказских, подковах чаще всего прибивается на пороге лавок, а иногда и жилых домов; делается это, главным образом, для того, чтобы привлекать в лавку или в дом богатство и благополучие. Это явление наблюдается в Закавказье у всех картвельских народов, у армян, у азербайджанских тюрок и друг. Прибивать подкову следует, по мнению одних, устьем внутрь, "чтобы деньги заходили в дом".


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB