Заголовок сообщения: Кот Баюн — кот-людоед с волшебным голосом из русских сказок
Добавлено: 09 мар 2022, 16:56
Администратор
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
Он заговаривает и усыпляет своими речами подошедших путников. Если на пути его слабые и неподготовленные герои, Кот Баюн убивает их. Но кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов: сказки Баюна целебны.
Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»).
В сказках Баюн сидит на высоком железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве.
Ещё вариант - это безжизненный мертвый лес без птиц и зверей. Можете привести примеры таких лесов из разных мифологий?
В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн жил у Бабы-Яги.
Существует большое количество сказок, где герою дают задание изловить кота. Как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца.
Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, он доставляет его во дворец к своему отцу.
Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
Все догадались, почему кота можно схватить только железными предметами?
Заголовок сообщения: Re: Кот Баюн — кот-людоед с волшебным голосом из русских сказок
Добавлено: 09 мар 2022, 17:52
Модератор
Зарегистрирован: 13 авг 2014, 18:48 Сообщений: 8735 Откуда: Сибирь Медали: 49 Cпасибо сказано: 18175 Спасибо получено: 16982 раз в 6202 сообщениях
Магическое направление:: таро,руны
Очков репутации: 72473
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.
Читая русские народные сказки легко заметить, что в них кошка — чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. А вот Кот Баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти.
Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
Но у каждой сказки, как известно, есть основа, сплетенная из реальных событий. Слетать в прошлое и расспросить наших прапрапра и так далее бабушек врядли удастся, однако, рассуждая с точки зрения Славяно-Арийских вед можно составить себе более-менее правдоподобный образ этого, безусловно, мистического кота. Итак, Кот Баюн – явно лесной житель.
Размеры Кота Баюна значительно превосходят размеры обычной домашней кошки. Это скорее размеры сибирского лесного кота или амурского лесного кота (длина тела 75-90 см, хвоста – 35-37 см), или даже амурского тигра (возможно отсюда представление о трехцветной кошке – желто-черно-белой – как о Настоящей, приносящей удачу). Также возможно, речь идет о рыси. Так как мы говорим о сибирском, амурском лесных котах, то, скорее всего, место происхождения образа – Урал и Сибирь, когда там жили предки русских – арии. Было это 5 -7 тысяч лет назад. Следовательно, история кота в русской мифологии насчитывает не менее 5 тысяч лет, а это старше древнеегипетской культуры.
Фараоны Египта, древние евреи, шумеры, не говоря уже о римлянах и греках и всей наспех сколоченной европейской цивилизации – неразумные младенцы по сравнению с котом Баюном, которого каждая русская мать запросто приглашает побаюкать детку «за рюмочку вина да конец пирога».
Между прочим, именно за пирог и вино приглашали кота баюкать деток в древней Руси. Это уже потом рюмка вина была заменена на «кринку молока», по мере того как изначальный образ Баюна забывался и приближался к домашнему коту. А прежде расплачивались вином, как с человеком.
Приглашали обычно так:
Приди, котик, ночевать, Приди детку качать, Я те, котик, заплачу: На неделю дам харчу, Дам те рюмку вина И конец пирога.
А баюкали деток так:
Придет серенький коток, Сынка схватит за бочок И утащит во лесок Да зароет во песок, Под ракитовый кусток.
Ничего себе, да? И все так ласково, нежно, баюкая. Почему так притягательна смерть в древнерусской мифологии? Интересный вопрос, но уже иная история…
Итак, мы разобрались, что женщины зовут Кота баюкать деток. Значит, он не живет вместе с людьми (его надо позвать!), он дикий лесной житель, более того, житель потустороннего мира. Или скорее пограничного мира. Отсюда в привычных нам сказках его нужно искать в тридевятом царстве.
ытует также мнение, что Баян (великий легендарный сказитель, русский Гомер) и Баюн – одно и то же слово. То есть — это сказитель, он рассказывает о делах далекого прошлого, но не просто прошлого, а об истории предков, о которых никому из живых неведомо. Это посредник между цивилизацией, которая исчезла, и нынешней цивилизацией людей – русских, между Гипербореей и Русью.
С другой стороны, Кот Баюн = Гамаюн, или Гам Баюн (гам – гимн, предание, баюн – сказитель) – вещая птица. Но вещая не потому что предсказывает будущее, а потому что ведает прошлое. Такое глубокое и древнее прошлое, которое неведомо никому из людей и не описано ни в какой летописи. Это история прародины русских или Ариев – Гипербореи.
После гибели Гипербореи Кот Баюн переселяется в мертвый лес (или лес мертвых), на границу между Явью и Навью, где он опять же сидит на высоком железном столбе.
Так что Кот в русской мифологии – образ нисколько не заимствованный, а скорее, один из древнейших в мировой цивилизации, более древний, чем образ кошки в древнеегипетской мифологии.
Кот Баюн – исконно русский персонаж, идущий от прародины Руси – древней Гипербореи, хранитель ее тайн и ее истории. А если учесть, что Гиперборея погибла примерно 17 тысяч лет назад, то сколько же лет Коту Баюну?
Интересно также заметить, что образ Кота-рассказчика не застрял в безнадежном прошлом. Мы сейчас имеем ввиду сказки именно народные, те, которые передавались из поколения поколению без всяких книг. Совсем недавно, каких-то 200 лет назад убаюкивающий кот появляется в одной из самых известных сказок последних лет, а именно в поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Приведем отрывок из этого произведения:
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.
Лукоморье, место где проживает Кот Баюн У Пушкина Кот Баюнходит по дубу «направо-налево», но это искажение русской мифологии, в которой Кот ходит вверх-вниз. Идет вверх – рассказывает сказку, предание, идет вниз — поет песню. Дерево, по которому ходит Кот Баюн – то самое Мировое Дерево, которое растет на горе Меру на Северном Полюсе, в стране Гиперборее. В других мифах Кот Баюн ни по какому дереву не ходит, а восседает на высоком железном столбе (возможно представление о планетарной оси вращения Земли). Это было в те времена, когда хребет Ломоносова еще не ушел под воду, и гора Меру возвышалась над океаном.
Таким образом, можно утверждать, что кот-баюн русских сказок – это заимствованный славянами кельтский мотив. У самих кельтов в образе кота-сторожа на столбе появился в результате знакомства с древневосточными храмами и статуями львов, охранявших ворота храмов.
Т.е Волк наше родное, славянское и более древняя версия колыбельной, а Баюн-более свежая версия
Цитата:
Интересно, почему в более поздней редакции Котика на Волка заменили?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения