Заголовок сообщения: Хайрхан (Кайракан) у бурят-монголов
Добавлено: 15 дек 2020, 02:46
Администратор
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
В некоторых шаманских мифах и призываниях бурят упоминается некий Хайрхан или Ээ Хайрхан. Г. Н. Потанин отмечал, что близ туранского минерального источника в Тупке почитают Хайрхана, имеющего золотисто-солового коня. Как нам удалось выяснить во время полевых исследований, Г. Н. Потанин имел в виду известного Хан-Шаргая, спустившегося якобы с неба для защиты бурят. Ц. Жамцарано, будучи у ольхонских бурят, установил у них наличие культа какого-то великого Хайрхана, который будто бы создал мир и богов и является отцом Эсэгэ Малан-тэнгэрн. Хайрхану ольхонские буряты при всяком обряде приносили жертвы кусочками мяса.
Согласно Г. Н. Потанину, выражение «Э, Хайрхан!» существует у монголов. Хайрханами в Монголии часто называются высокие горы. Для отличия одного хайрхана от другого к нарицательному «хайрхан» прибавляют собственное имя: Дзуп-хайрхан, Батор-хайрхан, Баин-хайрхап и т. д. Хайрхан как название горы встречается в Западной Монголии, в Хангас и на Алтае.
Хайрхан (тюрке, кайракан) широко известен саяно-алтайским народам. У алтайцев Кайракан поминается, когда гремит гром или случилась беда; ему делают специальное возлияние вином. В мифах, записанных Г. Н. Потаниным, Кайракан предстает то охотником, умершим и похороненным па Чулышмане, то могущественным шаманом с бубном. У урянхайцев па Улугхсме, в Туве, существовали два Кайракана: один небесный, производящий гром,— это Кайракан Кудай, другой, живущий на земле, в лесу,— медведь. Великий Кайракан Кудай обитал якобы на небе вместе с солнцем и луной.
У алтайцев иногда Кайраканом назывался Эрлик — глава подземного царства. Г. Н. Потанин считал его громовником, творцом жизни.
Кайракан, по-видимому, божество какого-то древнетюркского племени, обитавшего в районе Саяно-Алтайского нагорья. В связи с установлением тюркского господства в Центральной Азии объектом этого культа стали некоторые священные горы, где совершались жертвоприношения. После падения тюркского каганата в монголоязычной среде так почитались священные горы и абстрактное божество. В Бурятию культ Хаирхана занесен, очевидно, какими-то тюркоязычнымп группами, которые постепенно ассимилировались в повой среде. Могли занести его и монголы, воспринявшие этот культ от древних тюрок. В период же после монгольского владычества представления о Хайрхане в разных регионах претерпели изменение. Якутам это божество неизвестно.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения