Текущее время: 28 мар 2024, 14:52


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Бог леса удмуртов
СообщениеДобавлено: 19 май 2020, 19:03 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Изображение

Нюлэсмурт/Нюлэскузё/Нюлэспери — леший. У удмуртов, как народа, обитающего на территориях произрастания лесов, и в хозяйстве которых значительную роль играла охота, не могли не сложиться представления о духе-хозяине леса. У северных удмуртов он являлся одним из главных божеств пантеона, в честь которого устраивали всевозможные жертвоприношения. По мнению Г.Е. Верещагина, «первый и самый главный бог в плеяде языческих богов у глазовских вотяков — бог лесов и ветра». В представлении удмуртов Глазовского уезда Нюлэсмурт, или как они его называли Бацым Нюня ‘Старший Брат’, Нюлэс Нюня ‘Лесной Брат’, вырисовывается в виде человека огромного роста («голова его стоит на одной вышине с самыми высокими деревьями его леса»), живет он в лесу, где имеет свою жену и хозяйство.

Особо почитали его охотники, т.к. считалось, что звери в лесу находятся в его ведении, и при благорасположенности к людям он нагоняет в леса множество дичи. Но, если его прогневить, то он лишает охотника удачи, или «в наказание, уносит и водит по любимым им местам». Летом и зимой нюлэсмурты играют свадьбы: завалы леса, после смерча считались дорогой, где прошел их свадебный поезд. Его прогулкам всегда сопутствует сильный ветер. Также в его ведении находился скот, который северные удмурты выпускали на вольный выпас в лесу, или же в огороженные поскотины, устроенные в лесу. Поэтому благополучие скота зависело от воли Нюлэсмурта. Существовал запрет называть его по имени, поэтому использовали иносказательные обращения, например, Кыдёкысь ‘Дальний’, Педло палась ‘Из глубины [леса]’, Ачиз ‘Сам’ и т.д .

Полагалось приносить различные жертвы. Еженедельно устраивали сион поттон ‘вынос пищи’: у полевой изгороди ему оставляли блины, испеченные без соли. Глубокой осенью, после того, как загоняли скотину в стойла, устраивали пирдан сётон ‘принесение приданого’ в благодарность за благополучие домашних животных. В лесу приносили в жертву гуся или тетерева. Голову птицы, часть мяса от правого бока, горбушку хлеба, кашу, старую деревянную ложку складывали в жертвенную коробочку и оставляли под деревом. Специальные жертвоприношения устраивали также охотники с целью обеспечения удачи на охоте . Подобные представления о Нюлэсмурте и, отчасти жертвоприношения, посвященные ему, сохраняются у северных удмуртов и в настоящее время. В среде южных удмуртов Нюлэсмурт не пользовался столь глубоким почитанием, характерным для северных удмуртов. Это объясняется как природно-географическими (редкость, а в некоторых местах полное отсутствие лесных массивов), так и хозяйственными (доминирующее положение в хозяйстве земледелия и животноводства, незначительная роль охоты и лесных промыслов) факторами.

У закамских удмуртов культ Нюлэсмурта также не получил значительного развития. Вероятно, в прошлом, когда охота и собирательство играли значительную роль в их хозяйстве, он пользовался большим почитанием. Но к концу XIX — началу XX в. в связи с сокращением лесных массивов и уменьшением роли охоты и собирательства, образ Нюлэсмурта был практически вытеснен из сферы культовой практики.

В представлениях закамских удмуртов Нюлэсмурт — хозяин леса, обитающий в наиболее труднодоступных местах. Чтобы не разгневать его, в лесу необходимо вести себя тихо, запрещалось громко разговаривать и свистеть. В лес входили, помолившись, иначе мог показаться Нюлэсмурт и схватить: «Нюлэслэн кузёез уань шуыса верало. “Кузёез потоз, нюлэскы куриськыса пыре” шуозы вал.

Нюлэскузё, пе, кутоз шуо вал» — «У леса хозяин есть говорили. “В лес заходите, помолившись, иначе хозяин выйдет” — говорили. Говорили, что Леший схватит». Если человек заблудился в лесу, то считали, что это проделка Нюлэскузё. В этом случае необходимо было переменить обувь с одной ноги на другую, повернуть шапку, вывернуть одежду. Только после этого можно найти дорогу домой.

Бавлинские удмурты называли Лешего Сӱрткузё — Хозяин Сӱрт’а (лес, роща). По их мнению, он пугает в лесу, издает крики. Многие информаторы не могут ответить на вопросы о сущности Нюлэсмурта. Некоторые отвечают, т.к. нет лесов, то нет и Нюлэсмурта.

По сведениям Ю. Вихманна, удмурты д. Большой Качак Бирского уезда если считали, что схватили болезнь в лесу, то жертвовали для Нюлэсмурта/Нюлэспери мясо. Жертвенное подношение оставляли в дупле дерева, в кустарнике или же в другом укромном месте в лесу. У. Хольмберг сообщает, что жители д. Старая Кирга Осинского уезда представляли себе Нюлэсмурта в виде Палэсмурта, т.е. половинчатого человека, т.к. у него есть только одна половина тела: один глаз, одна нога, одна рука. Также он отмечает, что рассказы о хозяине леса редки, т.к. мало самих лесов.

Типичный Шаманъ


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB