Текущее время: 28 мар 2024, 15:12


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ч
СообщениеДобавлено: 24 мар 2013, 21:00 
Vörsluaðili Töfrumorku
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 23 мар 2013, 21:22
Сообщений: 1154
Откуда: Россия
Медали: 2
Cпасибо сказано: 275
Спасибо получено:
703 раз в 285 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 57

Добавить
Ч
Чары
Glamour

Слово glamour происходит от шотландского `gramarye' или `glaumerie'. Его использование еще с XVIII в. подтверждают "Цыганские края", опубликованные Рамсеем:

As soone as they saw her weel faur'd face
They cast their glamourie o'er her O!



Чаще всего этот термин обозначает гипноз или иллюзию, внушаемую чувствам, когда человек воспринимает или не воспринимает предметы по воле налагющего чары. Цыгане, ведьмы и более всего - эльфы владели этой силой; так, повитуха, вызванная к роженице, видит ее дом как красивый особняк, а саму пациентку как прекрасную леди, лежащую в широкой постели, пока в ее глаза не попадет мазь, которой она смазывает глаза новорожденному - тотчас же она обнаруживает себя в голой пещере, окруженную толпой морщинистых бесенят, а роженицу - лежащей на куче сухих листьев. Эльфийская мазь обладает способностью разрушать силу чар, равно как и четырехлистный клевер. Говорили, что и сама эта мазь изготовляется из побегов четырехлистного клевера.

[Мотивы: D2031; D2031.2]
Чахотка
Consumption

Народное название туберкулеза. Часто причиной ее считали козни ведьм, которые превращали своих жертв в лошадей и скакали на них по ночам на шабаши, так что больной делался "заезженным [hag-ridden]"; но еще чаще чахотка считалась эльфийских рук делом. Девушек и юношей ночь за ночью призывали плясать на эльфийских пирушках, и те чахли от истощения без ночного и дневного отдыха. Примечательно, что это поверье было в широком ходу там, где существовала тесная связь между эльфами и мертвецами. Финварра, ирландский король эльфов, был также королем мертвых. Леди Уайльд в своих "Древних Легендах Ирландии" приводит множество легенд с Иннис-Сарка, в которых эльфы и мертвецы взаимно подменяют друг друга. См. также Удары и хвори, приписываемые эльфам.
Черная Эннис
Black Annis

Ведьма-людоедка с синим лицом и железными когтями, которая жила, как считалось, в пещере в Данских Холмах в Лейстершире. У входа в пещеру рос зеленый дуб, в котором она, как говорили, пряталась и подстерегала заблудившихся детей и ягнят. Пещеру, называвшуюся Домом Черной Эннис, она вырыла в горе собственными когтями. Существовал обычай в пасхальный Понедельник с раннего утра проводить охоту с приманкой от Дома Черной Эннис до дома Мэра Лейстершира. Приманкой служила дохлая кошка, вымоченная в анисовом семени. Этот обычай отмер в конце XVIII в. Считается, что Черная Эннис и Добрая Энни восходят к Ану или Дане, кельтской богине-матери. Дональд А. Маккензи предполагает связь с ирландской Айне, матерью эрла Фитцджеральда. "Лейстерская хроника" 1842 г. упоминает могилу отшельницы Агнес Скот в Суитлендской церкви и предполагает, что она-то и была настоящей Черной Эннис. Рут Тонг в своих "Забытых народных сказках английских графств" воспроизводит рассказ о ведьме по имени Черная Эннис. Он был рассказан человеком, эвакуированным из Лейстера в декабре 1941-го. Описание ее показывает, что предание о Черной Эннис было еще живо не далее, чем тридцать лет тому назад:

Черная Эннис жила в Данских горах.

Она была очень высокая, и лицо у нее было синее, у нее были длинные белые зубы, и она ела людей. Она выходила только в темноте.

Моя мама говорила, что когда она скрипела зубами, люди слышали ее и успевали позакрывать двери на засов и держаться подальше от окон. Поэтому-то в наших лейстерширских домах нет больших окон, и она может только просунуть внутрь руку.

Моя мама говорила еще, что поэтому-то мы устраиваем очаг и трубу в углу.

Очаг когда-то клали прямо на земляном полу, и люди спали вокруг него, пока Черная Эннис не начала утаскивать через окно детей. Ведь никаких стекол тогда не было.

Когда Черная Эннис выла, ее было слышно за пять миль, и тогда даже бедняки в своих хижинах набрасывали на окна шкуры, а над ними вешали колдовские травки, чтобы отогнать ее.

Полное описание различных преданий, связанных с Черной Эннис, приводит К.Дж.Биллсон в "Сельском фольклоре" (т. I). Выдвигалось предположение, что именно она и есть "blew meager hag" Мильтона.

[Мотивы: A125.1; G211.1.7; G214.1; G261; G262.0.1]
Черные собаки
Black Dog

Истории о черных собаках можно встретить по всей стране. Обычно они опасны, но иногда оказывают помощь. Как правило, черные собаки огромные и лохматые, ростом с теленка, с горящими глазами. Если заговорить с ней или ударить ее, она может рассыпаться искрами, как Моти Дуг, черный пес из Пиль-Кастла на острове Мэн. В Англии черная собака – облик, который часто принимают призраки людей. Такого призрака, говорят, усмирили в Финстоке в Оксфордшире с помощью молитв, матери с новорожденным ребенком и трещотки, которую разъединили надвое и части бросили в пруды на разных концах деревни. Было сказано, что когда части трещотки воссоединятся, тогда снова появится Финстокская Черная Собака. В ‘Коллингборн-Кингстонской Черной Собаке’ из "Забытых народных сказок английских графств" Рут Тонг (стр. 48-9) животное служит инструментом правосудия. К другому типу черных собак принадлежит Церковный Грим. В "Английских волшебных и народных сказках" Хартленда (стр. 234-44) приводится рассказ о нем, но наиболее полно вопрос рассматривает Т.Браун в "Фольклоре" (т. 69 стр. 175).

[Мотивы: E423.1.1; E423.1.1.1; F234.1.9; G302.3.2]
"Черри из Зеннора"
Cherry_Of_Zennor

Вариант истории об эльфе-вдовце, приведенный в "Популярных сюжетах Запада Англии" Ханта (стр. 120-26). Он очень близок к "Дженни Пермуэн", тоже включенной в сборник Хантом. "Черри из Зеннора" – любопытная история, проливающая свет на многие эльфийские поверья. Порою испытываешь сильное искушение думать, что история эта основывается на реальных событиях, и что именно так необразованная девушка передает то, что случилось с ней. С другой стороны, история дает картину настоящих традиций подземной Волшебной Страны, похожей на ту, в которую попал Правдивый Томас.

Черри выросла в большой семье в Зенноре, маленькой корнуолльской деревушке, и когда ей исполнилось четырнадцать, пришло время ей отправляться в мир. Она пошла было на местную ярмарку искать себе работу и кров, но смелости ей не хватило, и возле Леди-Даунз она села на землю и заплакала. Пока она так плакала, рядом с ней появился красивый и хорошо одетый джентльмен и спросил, что ее печалит. Разговорившись с ней, джентльмен сказал, что он как раз искал симпатичную и работящую девушку для присмотра за своим маленьким сыном, потому что недавно остался вдовдцом. Он похвалил аккуратно починенную одежду Черри, ее приятную внешность, и уговорил ее наняться к нему. Они отправились к нему; шли они долго, вниз и вниз по извилистым дорогам и тропинкам, над которыми нависали высокие изгороди. Джентльмен перенес Черри через несколько ручьев, и наконец они пришли к воротам сада, в котором росли и одновременно цвели цветы разных сезонов. Повсюду пели птицы, и Черри подумала, что никогда не видала столь милого местечка. Навстречу им выбежал маленький остроглазый мальчик, а за ним вышла старая строгая женщина.

– Это моя теща, – сказал джентльмен, – но она пробудет здесь лишь несколько дней, чтобы ввести тебя в хозяйство, а потом она уедет.

Пожилая женщина придирчиво оглядела Черри и повела ее в дом, бормоча, что она так и знала, что Робин обязательно найдет какую-нибудь дурочку.

Это было странный дом, с длинными коридорами и большой запертой комнатой, в которую женщина и привела Черри. Комната была заполнена, как показалось Черри, неживыми людьми – очевидно, скульптурами – а посреди комнаты стоял черный ящик, похожий на гроб, который Черри и предстояло полировать. Когда Черри потерла его, он издал неожиданный стон, и Черри лишилась чувств. Прибежал хозяин, поднял ее и вывел наружу, поцеловал и успокоил Черри и отослал старуху.

Обязанности Черри были легки и приятны: она должна была играть с мальчиком, доить корову, которая таинственным образом появлялась, когда Черри ее звала, и каждое утро смазывать мальчику глаза зеленой мазью. Самой приятной из работ было помогать хозяину в саду. В конце каждой грядки он целовал Черри, и Черри была бы совсем счастлива, если бы хозяин не исчезал порою на много часов и не уходил в закрытую комнату, откуда снова неслись странные звуки. Маленький подопечный Черри не отвечал ни на какие вопросы, а только говорил: "Вот скажу все бабушке!", если Черри настаивала; но Черри додумывала то, чего не знала, и глаза мальчика лучились необычайной яркостью; поэтому однажды утром она отослала мальчика нарвать цветов, а сама набрала чуть-чуть мази и мазнула свой глаз. Тут же произошло превращение: сад оказался полон маленьких существ. На дне колодца Черри увидела танцующих человечков и, к своей ярости, увидела среди них своего хозяина, такого же маленького, как они все, и мило общающегося с какими-то эльфийскими госпожами! Вскоре она увидела, как хозяин вернул себе свой обычный рост. Он вошел в запертую комнату. Черри последовала за ним и заглянула в замочную скважину. Он поднял крышку гроба, и оттуда вышла женщина, села и стала играть на гробе, а все статуи начали танцевать. Черри убежала в слезах, и когда хозяин позвал ее пропалывать грядки, она пошла с большой неохотой. В конце первой грядки хозяин потянулся поцеловать ее, но она вырвалась и крикнула:

– Иди целуйся со своими лилипутками в колодце!

Хозяин очень огорчился:

– Черри, ты попробовала мазь, которую тебе велено было не трогать. Мне очень жаль, но тебе придется вернуться домой, а мне – снова вызывать старую Грэйс.

Черри плакала и умоляла, но хозяин заставил ее собрать вещи и вывел по длинной дороге в гору на Леди-Даунз. Больше она ни разу его не видела, и, как многие люди, побывавшие в Волшебной Стране, она не прижилась в мире людей, а так и бродила всю жизнь возле Леди-Даунз, ожидая, что ее хозяин Робин вернется и встретит ее.

Это единственный случай, когда прозревший глаз не был ослеплен. Хозяин Черри выказал большую сдержанность.

Любопытный момент в этой истории – то, что старая Грэйс держала сельскую школу. Она, судя по всему, была смертной, и следовательно, первая жена Робина была тоже из людей. Волшебная мазь была необходима, чтобы дать маленькому полуэльфу эльфийское зрение. По-прежнему остается неясным, нужна ли она чистокровным эльфам.

[Тип: ML4075. Мотивы: F235.4.1; F370; F372; F376]
Чертовы Псы Дэнди
Devil’s Dandy Dogs

Это корнуолльский вариант Дикой Охоты, тесно связанный с Дандо и его сворой, Гаврииловыми Трещотками и Wish Hounds, валлийскими Кун Аннун и, несколько более отдаленно, с Поездом Херлы. Последняя легенда наиболее эльфийская из всех – остальные относятся к верованиям, связанным больше с дьяволом, чем с эльфами. Черт и его псы-дэнди [dandy dogs] – самая опасная из всех дьявольских стай. Хант в "Популярных сюжетах Запада Англии" (стр. 223-4) цитирует историю, рассказанную Т. Куиллер-Коучем, в которой эти псы разорвали бы пастуха на части, если бы тот не пал на колени и не принялся молиться.

Бедный пастух возвращался как-то раз домой по болотам ветреной ночью, как вдруг вдалеке, где-то в Торах, услышал лай собак, в котором он вскоре признал гибельные голоса псов-дэнди. До дома ему оставалось мили три или четыре, и пастух, донельзя напуганный, заторопился домой так, как только позволяла обманчивая почва и темнота. Но, увы! мрачный лай и жуткий голос погонщика своры все приближались и приближались. После недолгой погони они оказались так близко, что оглянувшись – о ужас! – пастух мог уже явственно различить собак и охотника. На последнего было жутко смотреть: он обладал всем набором черт – глаза, как блюдца, рога и хвост – обычно приписываемых черту. Он, конечно же, был черен, и в руках держал длинный охотничий хлыст. Псы, которым не было числа, покрыли весь клочок болота, который можно было разглядеть; каждый извергал пламя и лаял неописуемо страшно.Ни хижины, ни скалы, ни дерева не было поблизости, никакого укрытия для бедного пастуха, и ему не оставалось уже ничего, как предать себя их ярости, как вдруг счастливая мысль осенила его. Когда псы уже готовы были наброситься на него, он упал на колени и принялся молиться. В святых словах, которые он произносил, была таинственная сила; потому что тотчас же, словно бы кто-то вступился за пастуха, адские псы остановились, и лай их стал скорее жалобным, а охотник прокричал: «Бо шров!», что (как говорит мой рассказчик), на древнем языке означает «Парень молится!», и вся охота помчалась в погоню за кем-то другим и исчезла.

Корнуолльский дьявол охотится за человеческими душами. Добыча многих других дьяволов – ведьмы; в скандинавской же легенде охоту ведет Один, впоследствии превратившийся, как и Дандо в полудьявола, и преследует он эльфийских женщин. На примере этих охот можно видеть, как мало может быть расстояние между чертями, эльфами и мертвецами.

[Мотивы: G303.7.1.3; G303.16.2]
[Fair Family, the]
Честная Семейка

См. Тильвит Тег.
Честность
fair dealing

Хотя сами эльфы не отличаются щепетильностью в вопросах честности, если им понравилась какая-то вещь, и несмотря на все эльфийские кражи и одолжения, эльфы весьма строго смотрят на нечестность смертных, и пытаться обмануть их в сделке очень неумно, хотя в случае каких-нибудь боглов-простофиль это и нетрудно. См. Эльфийская нравственность и Качества, ценимые эльфами.
Четырехлистный клевер
Four-leafed_Clover

Четырехлистный клевер считается средством защиты от эльфов. Обычно он применяется для рассеивания чар, наведенных эльфами или колдунами. Эльфийская мазь, позволяющая смертным видеть насквозь зачарованную внешность эльфов, по слухам, приготовлялась на основе четырехлистного клевера. Существуют различные истории о чарах, которые прозревал тот, кто, сам того не зная, в стоге сена или в охапке травы нес побег клевера с четырьмя листиками. Пример приводит Хант в "Популярных романах Запада Англии" (стр. 107-9).

Жила-была на ферме в Западном Бериенсе [West Buriens] прекрасная корова по кличке Маргаритка, которая много месяцев в году давала превосходное молоко, но никогда и никому не давала надоить больше двух галлонов; после двух галлонов она клала уши вперед, тихо мычала и переставала пускать молоко. Однажды вечером доярка доила коров на лугу, как вдруг все и случилось: она положила себе на голову пучок травы, чтобы подойник не так натирал, подняла подойник и направилась домой. Проходя через выпас, она оглянулась на Маргаритку и увидела, что ту окружили эльфы – обступили ее с маленькими подойничками в руках. Эльфы гладили и похлопывали корову, и Маргаритке явно была по душе ее компания. Один из эльфов, ростом повыше остальных, в котором доярка опознала пикси по его нахальной ухмылке, лег на спину, подняв в воздух ноги, а другие по очереди вставали ему на ноги и доили корову. Доярка поспешила домой сообщить обо всем хозяйке, которая не верила ей, пока сама не разобрала пучок травы по травинке в хлеву при свете фонаря и нашла в самой его середине четырехлистный клевер. Тогда она убедилась, что доярка говорит правду, но, к несчастью, этим она не удовлетворилась. Она спросила у своей матери, известной ведьмы, о том, как бы отвадить эльфов. Они сварили варево из рассола и вяленой рыбы и этим варевом протерли Маргариткино вымя. Против эльфов это помогло, но ферма не оказалась в выигрыше, потому что без своих приятелей Маргаритка зачахла, отощала и перестала доиться вовсе.

Такая же история, но без печального продолжения, рассказывается в Трактатах Денхэма о доярке из Нижнего Уиттона [Nether Witton].

Четырехлистный клевер может также исполнять желания. Это его применение описано в сказке Дж.Г.Эвинг "Амелия и гномы". Там Амелия, которую гномы захватили в плен, бежит от них, найдя во время эльфийского танца четырехлистный клевер.

[Мотив: F235.4.6]
Чистая вода
Clear_Water

Таз с чистой, хорошей водой нужно было оставлять в каждому месте, куда эльфийские женщины ходили с детьми, чтобы помыть их у огня. Грязная вода или пустые тазы обычно наказывались щипками или хромотой. См. также Недостатки, наказываемые эльфами, и Качества, ценимые эльфами.
Чистый очаг
Clean_Heath

Первым средством пригласить эльфов и заручиться их благосклонностью в старину было вычистить очаг и разжечь ровный огонь. Это представляется неким подтверждением точки зрения, что домовые эльфы относились к типу Ларов, древних духов тех, кто похоронен под очагом, согласно обычаю доклассических времен. См. также Качества, ценимые эльфами.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB