Текущее время: 28 мар 2024, 14:23


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Малые боги и гении. Лары и пенаты
СообщениеДобавлено: 16 янв 2021, 05:19 
Модератор
Модератор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 13 авг 2014, 18:48
Сообщений: 8734
Откуда: Сибирь
Медали: 49
Cпасибо сказано: 18175
Спасибо получено:
16980 раз в 6201 сообщениях
Магическое направление:: таро,руны
Очков репутации: 72473

Добавить
Боги на все случаи жизни.

Кроме великих богов, у римлян было огромное количество более мелких, каждый из которых покровительствовал одному какому-нибудь делу. Этих божеств насчитывалось так много, что римляне даже не знали точно, кому молиться в том или ином случае. Поэтому часто житель Рима начинал молитву с таких слов: «Бог ты или богиня, этим или каким-нибудь другим именем следует тебя называть...» Если бы потребовалось записать имена богов и богинь, список составил бы целую книгу! Ведь даже ребенку, только что родившемуся, покровительствовали несколько десятков богов! Один давал ребенку жизнь, другой учил его видеть свет, третий — чувствовать; бог Вагитан помогал ребенку издать первый крик; были богини, учившие ребенка сосать молоко, есть и пить, ходить вперед и назад, выходить из дома и возвращаться обратно. Держаться ребенку на ногах помогали сразу три бога: Статин, Статина и Статилин!

Гении.

А еще каждый римлянин имел своего особого, личного бога. Он назывался гением и сопровождал человека от колыбельки до могилы, побуждая ко всему, что человек совершал на своем жизненном пути. Иногда считали, что человек имеет двух гениев, доброго и злого, первый побуждает его к хорошим поступкам, а второй — к дурным. Как думали римляне, гений наблюдал за человеком, помогал ему в жизни, насколько умел, а в тяжелую минуту было полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику. Поэтому римляне приносили гению дары в день своего рождения и отмечали жертвоприношениями все важные события своей жизни. После смерти человека его гений оставался на земле и пребывал рядом с могилой.
У женщин подобное божество называлось юноной, как и главная покровительница женщин на небе. Если гении были воплощением мужской силы, то юноны являлись воплощением женственности.

Изображение

Пенаты и лары. Были свои боги и в каждой римской семье, в каждом доме. Добрых домашних богов, охранявших единство и благополучие, римляне называли пенатами. Им приносили жертвы при каждом радостном событии в семье, а изображения этих богов помещались в закрытом шкафчике рядом с очагом, у которого собирались все домочадцы.

Лар.

Хранителями жилища были лары, добрые духи, никогда не покидавшие дом (этим они отличались от пенатов, которых можно было взять с собой при переселении в другое место). Изображения ларов также хранились в особом шкафчике, который назывался ларарий. В дни рождения членов семьи перед ним ставили пищу и питье, его украшали цветами. Когда мальчик первый раз надевал мужскую одежду, он приносил в жертву ларам медальон, предохранявший его от действия злых сил, который он носил в детстве на шее. Ларам приносила также жертву молодая жена, входя первый раз в дом мужа. Римляне очень почитали ларов, которые не только берегли дом, но и охраняли каждого члена семьи во время путешествий и военных походов.

Пенаты и лары — духи-покровители дома

Дом со всеми его обитателями находился в ведении благоволивших людям духов — пенатов. Название их происходит от латинского слова penus, которое означает провизию или съестные припасы. Поэтому считается, что первоначально пенаты олицетворяли домашнюю житницу или кладовую.

Как покровители кладовых, пенаты ведали запасами дома и пользовались ими наряду с другими обитателями, участвуя в домашних трапезах. Во время трапезы за общим столом пенатам бросали в очаг кусочки пищи или ставили на стол фигурки пенатов, а перед ними солонку и глиняные мисочки с едой.

Явно прослеживается связь пенатов с домашним очагом, которая в принципе характерна для домашних божеств многих народов. Очаг был местом приготовления пищи, у очага собиралась вся семья — такая связь между пенатами и огнем неудивительна. Близ семейного очага, где постоянно поддерживался огонь, в сердце дома помещались и изображения пенатов. Их изготовляли из глины, камня или дерева и хранили в специальном закрытом шкафчике.
Благодаря связи пенатов с очагом их культ стоял близко к культу Весты и ее священного огня. В некотором роде Веста была ответственна за духовное благополучие семьи, а пенаты — за материальное. Они заботились о насущном хлебе семьи, охраняли каждого из ее членов.

Пенатам приносились благодарственные жертвы, когда в семье происходили радостные события, такие как свадьба или рождение ребенка. Если семья переезжала в другой дом, то пенатов забирали с собой и их первыми вносили в помещение.

С развитием римского государства возник культ и общественных пенатов. Одной из главных святынь Рима считались пенаты римского народа. Верили, что их перевез Эней из Трои в основанный им город Лавиний. Поэтому римские консулы приносили им жертвы, называя пенатами Лавиния. Эти пенаты помещались во внутренней части храма богини Весты и считались залогом нерушимости Рима. В торжественных клятвах к пенатам взывали наряду с обращением к Юпитеру.

И конечно, известная поговорка «вернуться в родные пенаты» звучала первоначально как «вернуться к родным пенатам», то есть к хранителям дома, его душе.

Заботы о семье пенаты разделяли с ларами. Однако лары в отличие от пенатов почитались и за пределами дома. Считалось, что лары охраняли хозяев и во время путешествий, на войне, на полевых работах. Верили также, что лары наказывают тех, кто в должной мере не чтит семейные отношения, в частности тех, кто слишком жестоко относится к рабам. Интересно, что римские рабы наряду со своими хозяевами почитали именно ларов, но не пенатов.

Культ ларов был сосредоточен на перекрестках. Ежегодно после окончания полевых работ, в декабре римляне отмечали посвященный ларам праздник Ларалии, или Компиталии. Он объединял всех, чьи владения сходились на одном перекрестке, и ларам соседи приносили совместную жертву. На перекрестках во время Компиталий главы семей развешивали шерстяных кукол и клубки шерсти, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов. Есть мнение, что это были символы, замещающие человеческие жертвоприношения.

Пиршество на Компиталии было совместным для свободных и рабов. На этот народный праздник урожая было принято совершать нечто смешное и непристойное, и для этого участники Компиталий надевали маски из древесной коры, чтобы оставаться неузнанными, творя всяческие неподобающие поступки.

В городе улицы также имели своих покровителей-ларов, алтари которых ставились на перекрестках и украшались во время Компиталий.

Ларам приносили жертвы на все семейные праздники. Так, римская невеста брала с собой из родительского дома три медные монеты, одну оставляла на перекрестке, вторую приносила в дар ларам семьи, третью отдавала мужу.
Когда семья покидала дом, пенаты следовали за ней, но лары оставались в доме и оберегали его во время отсутствия хозяев. Изображения ларов хранились в особом шкафчике-ларарии у очага, по соседству с изображениями пенатов, и также изготавливались из камня или металла. Позднее их начали ставить при входе в дом или рядом со спальней.

Как и пенаты, существовали также общественные лары, хранители города и государства. В качестве таковых почитали близнецов Ромула и Рема, их кормилицу Акку Ларентию и других легендарных персонажей, которых чествовали на Компиталии.

Культ ларов и пенатов был в Риме чрезвычайно популярен и живуч: один из последних императорских указов, направленный против язычества в Риме — указ Феодосия от 392 го да, — запрещал именно семейные обряды, посвященные пенатам и ларам.




Изображение

Последний путь.

Что будет с человеком после смерти римлян интересовало не очень. Они долго не боялись смерти и не задумывались о ней. Когда человек умирал, его душа попадала в мир Орка, повелителя подземного мира (иногда его называли греческим именем Плутон). Похороны были в ведении богини Либитины, чьи жрецы занимались погребальными обрядами.
Покойников обычно сжигали, а затем урну с прахом помещали в фамильную гробницу. К месту погребального костра тело сопровождали друзья, родственники, и предки. Дело в том, что в доме каждого знатного римлянина хранились восковые бюсты или маски предков. В день похорон их доставали и несли вслед за умершим до самого костра. После совершения погребальных обрядов долг был выполнен, и затем умерших поминали раз в год, в Паренталии — годовщину смерти, украшая их могилы и принося жертвы богам.

Маны.

Души людей после смерти делались манами — духами предков. Маны были добрыми покровителями людей, а чтобы они не сменили свою милость на гнев трижды в году справляли посвященный им праздник Фералии. В эти дни открывали находящуюся на Палатине глубокую яму, закрытую камнем, которая называлась мундус и считалась входом в подземный мир. Считалось, что через нее на землю выходят тени умерших и собирают жертвы, оставленные на их могилах.
Римляне считали, что манам достаточно и небольших подношений — черепков, увитых веночками, горсточки зерна, крупинки соли, лепестков фиалок, кусочка хлеба, смоченного в вине. Ведь эти божества не жадны, и им дорог почет, а не стоимость подношения. Но уж если потомки забывали почтить предков, маны гневались не на шутку. Как-то в суматохе войн такое случилось — и вот по улицам города стонали и плакали поднявшиеся из могил предки, а по всем дорогам, наводя ужас на путников, завывали толпы бесплотных теней. И все это длилось до тех пор, пока жертвы не были, наконец, принесены.

Лемуры.

Кроме добрых манов существовали и злые мертвецы — духи людей, при жизни совершивших какое-нибудь преступление. Их называли лемурами или ларвами и изображали в виде скелетов. Они бродят по земле ночью и всячески вредят людям, но особенно опасны в Лемурии — ночи на 9, 11 и 13 мая. В эти зловещие дни были закрыты все храмы, не начинали никаких дел, не справляли свадьбы. В каждом доме его хозяин в полночь совершал древние магические обряды, чтобы обезопасить себя и своих близких. Он должен был босиком, сделав пальцами знак, оберегающий от встречи с тенью, омыть руки проточной водой, а потом девять раз бросить за спину черные бобы, повторяя: «Я бросаю эти бобы, чтобы уберечь ими от вас себя и своих!» После этого он девять раз ударял в медный таз, призывая призраки удалиться восвояси. Совершение этого обряда, как считали римляне, гарантирует полную безопасность.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Малые боги и гении. Лары и пенаты
СообщениеДобавлено: 16 янв 2021, 05:34 
Модератор
Модератор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 13 авг 2014, 18:48
Сообщений: 8734
Откуда: Сибирь
Медали: 49
Cпасибо сказано: 18175
Спасибо получено:
16980 раз в 6201 сообщениях
Магическое направление:: таро,руны
Очков репутации: 72473

Добавить
Сведения о ларах дошли до нас благодаря литературе и археологии. Ларов упоминают такие авторы, как Плавт, Катон, Варрон, Гораций, Овидий, Тибулл, Проперций, Плиний и другие. Благодаря раскопкам мы знаем, как выглядели ларарии — специальные домашние святилища, фрески, статуэтки, монеты с изображениями ларов. Уцелели некоторые алтари и посвятительные надписи. Но ни те, ни другие источники не дают единой картины: где-то лары упомянуты или изображены поодиночке, а где-то — парами; иногда рядом с ними стоит гений (дух-защитник хозяина дома, paterfamilias), иногда к ним ползут змеи; им приносят в жертву как свиней, так и крошки хлеба. У ларов нет имен, но есть эпитеты-функции: «домашние», «сельские», «дорожные». Их по-разному чтили в столице и в провинциях, в доме и на улице.

Объединяло все формы культа общее представление о ларах как защитниках границ дома и улицы, наблюдавших за сменой времен года и переменами в жизненном статусе (из детства в юность, от девичества в замужество и так далее). Лары — скромные и неприхотливые покровители, охотно довольствующиеся самой малостью, которая найдется даже у самого бедного раба. Ларов изображали веселыми молодыми людьми, нередко танцующими, часто держащими в руках рог и блюдо, символы достатка и сытости. Неудивительно, что эти симпатичные защитники были так популярны среди крестьян, рабов, простых горожан и вольноотпущенников всех мастей. Прозорливый Октавиан Август, гибкий и дальновидный популист, использовал их в рамках своей грандиозной религиозной реформы, реформировав культ ларов в Риме и превратив их в lares augusti.

Изображение

Бронзовая статуэтка, изображающая лара, II–I века нашей эры

Еще в начале XX века специалисты по римской религии разделились на два лагеря: одни вслед за Эрнстом Замтером считали ларов духами уже умерших и довольно сердитых родственников, которых надо постоянно задабривать. Вторые вслед за Георгом Виссовой полагали ларов доброжелательными малыми божествами-помощниками, коих у римлян было бесчисленное множество (замечательные примеры собраны М.Л. Гаспаровым в «Капитолийской волчице»). До сих пор в авторитетных изданиях вроде Оксфордского словаря классических древностей (Oxford Classical Dictionary) о ларах пишут осторожно: мол, может, и духи предков, а может, и божества. Гарриет Флауэр посвящает этой проблеме вводную главу своей книги. С точки зрения принстонской исследовательницы, лары — бесспорно божества и совершенно точно благоволящие к своим подопечным, кем бы они ни были: рабами, вольноотпущенниками или свободными, путниками или домовладельцами, невестами или матронами. Не исключено, что после монографии Флауэр версия о беспокойных духах предков окончательно останется в прошлом.
Ларов почитали вблизи домашнего очага, они, по крайней мере отчасти, и были божествами очага как центра дома. Флауэр отмечает, что в богатых римских домах очаг переместился из середины дома в кухню (об этом мы знаем из раскопок) и туда же переехали маленькие алтари домашних ларов, которым ежедневно приносили скромные жертвы: несколько капель вина, крошки или кусочки хлеба, чуть-чуть благовоний, гирлянду цветов. В парадном же центре дома стали устраивать небольшие святилища с бронзовыми статуэтками богов, которых почитали в данной семье. Эти группки богов и называли пенатами. Комбинация пенатов была вполне произвольна и зависела от того, где жили и чем занимались хозяева. Например, в Помпеях особо чтили Венеру, покровительницу города, и Меркурия, защитника торговли.


Изображение
Ларарий в атриуме «Дома Менандра» в Помпеях, I век нашей эры

Интересно, что Катон Цензор, знаменитый римский политик II века до нашей эры и автор первого дошедшего до нас прозаического латинского текста — трактата «De Agri Cultura», «О земледелии», поручает уход за ларами, точнее, за их алтарями и жертвоприношениями, управляющим имений — рабам или вольноотпущенникам. Несмотря на традиционалистскую интонацию «назад, к древней простоте», Катон адресовал свое сочинение новому поколению римской элиты — осевшим в столице владельцам нескольких имений, разбросанных по Италии. Катону представлялось очень важным отправление культа ларов, но поскольку хозяев дома или усадьбы часто не было на месте, он перепоручал это действие тем, кто неотлучно был при очаге. Гарриет Флауэр вслед за многими современными исследователями сельского хозяйства в Древнем Риме думает, что Катон вовсе не был глубоким знатоком земледелия, как считали в XIX веке. Его «De Agri Cultura» полна энтузиазма, но пестрит лакунами и ошибками. В тонкости и историю культа ларов Катон не вникал, как не вникал в тонкости сельского хозяйства.
Впрочем, после Катона никто из дошедших до нас авторов, включая энциклопедиста и антиквара I века до нашей эры (в значении «знаток древностей») Марка Теренция Варрона, не оставил непротиворечивых сообщений о ларах. Неудивительно, что и Овидий, крупнейший поэт рубежа нашей эры, писал, что ему непонятно происхождение ларов и неясна их иконография. В «Фастах», поэтическом календаре римской религии, Овидий размышляет: «у подножия Ларов стоит из камня собака — //Как объяснить, почему вместе здесь Лары и пес?» (V, 137-138, пер. Ф.А. Петровского). Гарриет Флауэр замечает, что Овидий, говоря об особой любви собак к перекресткам, явно иронизирует и что к свидетельствам поэта надо относиться точно так, как он этого хотел: отдавая себе отчет в его лукавстве и фантазии, а также изрядной горечи по отношению к Риму. Овидий, как мы знаем, начал писать «Фасты» в столице, а правки вносил уже в ссылке, из которой не вернулся. Наконец, напоминает Флауэр, имеющиеся в нашем распоряжении рукописи «Фастов» — поздние (не раньше IX века нашей эры) и не лучшим образом сохранившиеся. Об этом обстоятельстве современный читатель часто забывает: античные тексты дошли до нас за редчайшими исключениями только в средневековых копиях, от оригиналов их отделяют тысяча и больше лет и неведомое количество промежуточных списков.

Изображение
Римская монета достоинством в один денарий конца II века до нашей эры. На аверсе изображены лары с собакой

После анализа текстов Флауэр разбирает археологические свидетельства. Картина получается еще более сложная и неоднородная. Например, в Помпеях уцелело множество домашних фресок с изображением ларов, гениев и змей, причем сцены довольно однотипны: лары смотрят, как гений возливает на алтарь вино и укладывает еду, а змеи ползут сквозь густые садовые заросли с тем, чтобы, видимо, полакомиться приношениями. Оказывается, в античной литературе нет ни одного пояснения к подобной сцене: что это за змея (или змеи, они часто нарисованы парами) и какова ее связь с ларами и домом. (Есть знаменитая сцена в «Энеиде» Вергилия , но доказательно связать ее с культом ларов невозможно.) Причем выясняется, что изображения змей и ларов характерны для Помпей и окрестной Кампании, но не для других регионов. Скажем, на острове Делос, где исследовано немало домов, принадлежавших в начале новой эры богатым римским вольноотпущенникам, обнаружено несколько хорошо сохранившихся фресок с ларами. На этих изображениях есть хорошо узнаваемые лары, есть жертвы, которые им приносят благодарные домочадцы, но нет ни змей, ни сада. И в самом Риме змей с ларами не находят. Флауэр заключает, что никаких жестких иконографических правил относительно ларов в нормальном домашнем быту не было и никто их не стремился ни формализовать, ни соблюсти.
Помимо домашних ларов были еще и лары уличные, покровители улиц и перекрестков, а также отдельных районов города — «vici». Варрон рассказывает об интересном обычае в этой связи. Дело в том, что римляне редко праздновали пышные свадьбы. Обычно заключение брака состояло в скромной церемонии, частью которой была раздача трех бронзовых монет невестой. Одну монету невеста несла в руке и вручала ее жениху, вторую, спрятанную в башмаке, она подносила домашним ларам в своем будущем доме. Выйдя из нового дома, она направлялась к ближайшему уличному святилищу ларов и оставляла там третью монету, принесенную в специальном кошельке. Таким образом, невеста трижды препоручала себя защитникам: мужу, домашним богам и богам своего околотка.

Известно также, что в честь уличных ларов — lari compitalii — устраивали специальные, популярные в народе праздники Компиталии, отмечавшиеся в середине зимы. На околоточные алтари жители вешали куколки и шарики из шерсти, и, судя по всему, это было формой переписи населения: местный чиновник, vicomagister, пересчитывал эти приношения, чтобы представлять себе, сколько народу, как свободных, так и рабов, живет во вверенном ему районе. Тот же vicomagister распоряжался жертвоприношениями во время Компиталий и раздачей жителям жертвенного мяса.

Октавиан Август, как и Варрон, веривший в ценность традиционных устоев, одновременно создавал новое государство с новой идеологией, напоминавшей старую только внешне. Август видел в почитании римских lari compitalii нечто чрезвычайно для себя важное: их вневременность. Этим он и воспользовался, приказав превратить обычные многочисленные святилища уличных ларов в святилища августовых ларов — lari augusti. Так они стали одновременно старыми и новыми: традиционными и принадлежащими новой эпохе — его, Августа. Со временем они должны были превратиться и превратились из безымянных покровителей отдельных районов огромного города в постоянно возобновляемый источник памяти об императоре.


Изображение

Гений у алтаря и флейтист. Фрагмент фрески «Лары и гении» из ларариума в Помпеях, I век нашей эры

Гарриет Флауэр специально останавливается на некоторых аспектах провинциальных культов ларов, чтобы показать, как в далеких от Рима краях почитание ларов стало источником самоопределения населения как римлян. Нет ничего удивительного, заключает исследовательница, что солдаты Митридата Евпатора, отобрав в 88 году до нашей эры у римлян остров Делос, изуродовали изображения домашних ларов, лишив побежденных их символического родства с метрополией. Флауэр также подчеркивает, что, когда христианские императоры в 392 г. нашей эры запретили отправление культов ларов и пенатов, то это касалось всех язычников: то есть и тогда еще домашних божеств почитали широко, повсеместно и, что особенно важно, во всех слоях общества, а не только среди рабов, как часто полагали ученые в XIX и начале XX века. Закон должен был разорвать связь с одной из самых давних, глубоко укорененных и неброских традиций языческого Рима.
Одна из самых интересных сквозных тем в книге Флауэр — это неуловимость народных верований, от которых не осталось текстов, а только артефакты и история интерпретаций. Античные авторы безуспешно пытались подогнать ларов под лекала греческой мифологии, а позднейшие исследователи старались совместить сведения из древних источников с практиками примитивных обществ. Интерпретаторы стремятся создать универсальную картину, а ее не существует. Хороший современный историк, а Гарриет Флауэр из их числа, не боится ревизионизма и сам является ревизионистом. Как бы ни была далека от теории струн история римской религии, но точка зрения физика Леонарда Сасскинда годится для тех, и для других: «Неэлегантность и неоднозначность теории в конечном итоге следует рассматривать как ее сильные стороны. Честный и непредвзятый взгляд на реальный мир не предполагает математического минимализма» (из книги «Космический ландшафт. Теория струн и иллюзия разумного замысла Вселенной», перевод А. Пасечника).


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Малые боги и гении. Лары и пенаты
СообщениеДобавлено: 16 янв 2021, 16:52 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Уважаемая Миранда!
Насколько я понимаю, если сравнивать Римскую Традицию со Славянским Ведичеством, Пенатов условно можно отнести к Домовым, Овинникам и т.д. Ну а с кем тогда можно сравнить Ларов?


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB