Текущее время: 28 мар 2024, 13:00


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Законы Гулатинга в редакции короля Магнуса Исправителя ....
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2020, 17:55 
Модератор
Модератор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 13 май 2013, 21:06
Сообщений: 6161
Медали: 48
Cпасибо сказано: 12968
Спасибо получено:
9863 раз в 4153 сообщениях
Магическое направление:: Руны, Глифы, Символы, Шаманизм
Очков репутации: 63523

Добавить
Законы Гулатинга
в редакции короля Магнуса Исправителя Законов 1274 г.


(IV) Здесь начинается четвертый Раздел уголовного права,
и в первой главе говорится, как поступают с убийцами [29]


55. (IV.1)

Прежде всего в нашем Разделе уголовного права говорится, что в стране, во владениях норвежского короля, каждый должен быть в мире и неприкосновенности со стороны других как внутри страны, так и за ее пределами. А если кто убьет другого человека, то будет он лишен всего, чем владеет, за исключением только земли одаль202, и неважно, мужчина убьет женщину или женщина мужчину, если только человек не совершил подлого убийства или позорного поступка.

56. (IV.2) Об имуществе убийцы

Далее, поскольку все то, чем владел убийца как в земле, так и в деньгах, прежде отходило королю, за исключением одальных земель, то и проявил досточтимый господин коронованный король Хакон такую милость и распорядился так203, что, что бы ни осталось из земельной собственности или денег, король не должен брать больше в качестве подданнического налога204, чем VIII эртогов и XIII марок серебра из денег или имущества того, кто совершил убийство, если только он ни совершил подлого убийства или позорного поступка. И если подданнический налог был уплачен земельной собственностью убийцы, тогда его наследники должны в течение Х зим выкупить земельную собственность, если хотят, и если это их одаль. Никогда наследник не должен продавать те владения, которые он получил после объявленного вне закона, пока жив объявленный вне закона, но пусть заплатит все законные долги землей, если нет денег.

Далее, так может случиться, что по просьбе хёвдингов или других добрых людей король дает убийце разрешение на проживание в стране, или же тот добивается встречи с королем и едет оттуда с миром. Тогда он должен выкупить свой мир у короля таким образом, насколько простирается королевская милость: возместить то, что совершил, таким количеством выплат, сколько, по мнению добрых людей, он способен совершить, если только все возмещения не были оплачены ранее. После этого их тяжба, если еще тянется, считается улаженной по суду короля. А сохранившие его имущество, пока он был объявленным вне закона, возвращают ему столько, сколько взяли, землю и деньги, за исключением арендной платы205.

57. (IV.3) О позорном убийстве и низком поступке


Никто не может лишиться своей земли, если только он ни совершил подлого убийства или позорного поступка. Самым позорным считается преступление, когда человек лишает своего короля земли или подданных. И если король обвиняет какого-либо человека в государственной измене, пусть назначит человека из своей дружины, равного по рождению тому человеку, кто должен отвечать за преступление. А если человек, который должен отвечать по этому делу, хорошего рода,206 тогда надо назначить сына бонда из дружины, если таковой есть, и пусть получит письмо и печать нашего короля, чтобы возбудить это дело по закону. А человеком хорошего рода считается тот, кто получает все права.

Позорным поступком207 считается также и то, когда кто-либо совершает убийство во время перемирия. Когда бы человек ни потребовал возмещения за причиненный ему лично ущерб, или за несовершеннолетних иждивенцев, за которых он отвечает по закону, или за наследников, или за всех тех, за кого у него самого есть право на возмещение, или он по закону за это отвечает, он сам должен заключать мир, принести клятву верности и мира при двух208 свидетелях. И этот мир будет распространен на всех его родичей, как будто каждый сам принес такую клятву верности.

Позорным поступком считается также и тот, когда человек убивает законоговорителя209, который выбран, чтобы объявлять людям закон, ибо, в таком случае, подрубает права всех людей, так как законоговоритель обязан блюсти права всех людей, как богатых, так и бедных, там, где он назначен.

Позорным поступком считается также и то, когда человек сжигает другого в доме. Позорным поступком является также и преднамеренное убийство. Позорным убийством будет также и то, когда человек мстит за вора. Позорным убийством будет также и то, когда человек мстит другим, вместо тех, которые совершили преступление или подстрекали. Позорным убийством будет также и то, когда человек отрубает кисть или ступню человеку, или выкалывает глаз, или отрезает язык, или намеренно убивает210 человека. Такие люди, за которыми когда-либо имелось такое, объявляются вне закона без права на возмещение, если только король не повелит наказать, чтобы очистить страну от злодеев. А если это произойдет во время драки с оружием, тогда пусть следуют тому, как решит король по совету добрых людей.

А если человек убивает собственного отца211, мать, брата или сестру, или дочь, тогда он объявляется вне закона без права на возмещение, если только это ни совершил умалишенный. Также точно если человек убивает свою жену или жена своего мужа, притом, что убийца нарушил супружескую верность или помышлял о прелюбодеянии. Это невозмещаемое преступление. Также если человек сам себя убивает, это невозмещаемое преступление. Невозмещаемое преступление и то, когда человек убивает другого в четырех стенах или на дворе внутри или за оградой, огораживающей поле или луг, в его собственной доме, если только ни имела место самозащита. Также и в том случае, если они уличены в таких делах, как то, что они сбежали с чужими женами. Тогда они объявляются вне закона без права на возмещение, как перед королем, так и перед мужем, и где бы ни были пойманы, будут забиты до смерти.

58. (IV.4) Об убийствах212

А те, кто ворует или грабит, расстанутся с жизнью, грабят ли они на море или на земле. А также убийцы или чародеи, все гадатели и все вызыватели троллей, тем самым служащие язычеству, а также люди, превратившиеся в летающих колдунов,213 чтобы убивать людей, с которыми у них нет никаких тяжб, и присваивать их добро. Все они расстанутся с жизнью, если только королевский управляющий214 не повелит наказать, чтобы очистить страну от злодеев или для установления мира. Также и те люди, которые, вопреки божественному праву и мирскому, умыкают женщин, будь то чьи-либо родственницы, или жены, или дочери, или другие родственницы, или захватывают как военную добычу без их на то желания215, даже если потом они изъявят согласие или будут жить вместе. А также и те, которые мстят за объявленных вне закона без права на возмещение или требуют за них выплаты, хотя и знают об этом216, В таком случае пусть он лишится имущества и мира217. А тот, кто защищал от них имущество и родственниц, будут под защитой закона. А те будут все объявлены вне закона218 как перед королем, так и перед мужем, будь они ранены или убиты.

Преступлением, которое не возмещается, считается также и то, если человек подделывает королевскую монету, письмо или печать нашего короля. Преступлением, которое не возмещается, считается также и то, если человек убивает того, кто несет письмо с печатью нашего короля с разрешением находиться в стране или для расследования, если ему было известно об этом, когда он убивал его.

Позорным убийством считается также и то, когда человек убивает кого-либо в королевских покоях или в его присутствии, или в королевской учадьбе, или на королевском корабле, даже если короля и не было во дворе или на корабле. А если произошло в городе, хотя бы короля там и не было219, или на корабле, или на пристани рядом с ним, с ними поступят так, как король решит220 согласно обстоятельствам.

Преступлением, которое не возмещается, считается также и то, если человек берет женщину силой, если были свидетели221 того, что это правда. А если свидетелей не было, а женщина утверждает, что была изнасилована, и заявляет об этом в тот же день, тогда пусть судят двенадцать самых сведущих мужей так, как им кажется, было на самом деле, и что им кажется ближе всего к правде. И хотя бы женщина защищала свою честь, так что он не осуществил свои намерения, так что ничего не произошло, тогда он не будет наказан по решению суда, если это доказано, что у него были полные желания к этому, и, таким образом, сохранит жизнь.

59. (IV.5) Если муж застает мужчину у своей жены

А если муж при законных свидетелях застает мужчину со своей женой, тот, кто лежал с женой, заплатит полную выплату мужу, столько, насколько у того есть право, если он был убит невинным. Если же он застал мужчину у своей матери, дочери или сестры, если они незамужние, — половинная выплата. Эти выплаты должны присудить двенадцать человек, законно назначенных судьей.

60. (IV.6) О наследстве объявленного вне закона222

Далее, когда бы человек ни совершил позорное убийство или позорный поступок, он объявляется вне закона и лишается мира в стране, имущества и денег, а также одальных земель своих и никогда не вернется обратно в страну, если только он ни принесет верных известий о войне, которые не были известны жителям страны до того. Тогда он получит разрешение жить в стране с таким выкупом мира, насколько простирается королевская милость. Но никто не может лишиться больше того, чем владеет.

А если человеку досталось наследство в то время, когда он находился вне закона, его родичи223 должны ему потом вернуть в таком же количестве и состоянии, в каком они получили, и он мог бы завладеть, когда был вне закона.

61. (IV.7) Если кто-либо продает свободного человека

Если кто-либо продает свободного человека за пределы страны, будет оштрафован королем на VIII эртогов и XIII марок серебра, и человек вернется обратно в страну, и возместит ему по суду двенадцати человек224 столько, насколько у того есть право. А если он не может вернуть его назад, тогда заплатит он за человека полное возмещение и такие выплаты, на какие у того есть право. А если он отрицает свою вину, пусть держит клятву с шестью присяжными.

62. (IV.8) Если человек дает приют или убежище объявленному вне закона225

Если человек, бонд или кто другой, дает приют и убежище объявленному вне закона и ест и пьет с ним, будет штрафован королем на марку серебра за одну ночь, две за две, а если он остается у него на три ночи, и он объявлен вне закона в пределах этого же фюлька, тогда он будет оштрафован королем на VIII эртогов и XIII марок серебра, если только волк226 был ему неизвестен. А сюслуман должен объявить на тинге в тот же день об объявлении его вне закона, если ему известно, что он совершил преступление, ведущее к объявлению вне закона.

63. (IV.9) Если человека зарубили на тинге

Если человека зарубили на тинге или на собрании, тогда все должны преследовать преступника до леса или гор, до берега или корабля.227 А тот, кто не бежит следом, будет оштрафован королем на пол марки серебра. А также тот, кто участвовал в преследовании, но не задержал, хотя мог бы, и тому есть свидетели. А если нет свидетелей, пусть отрицает свою вину клятвой в одиночку. Родичи по четвертое колено или свояки не должны участвовать в преследовании, если только они ни выражают желания. А кто окажет помощь, объявляется вне закона, если только волк ему был незнаком, и пусть приносит одиночную клятву.

А если человек был зарублен228 на тинге или собрании, все участвуют в преследовании за тем, кто начал драку229. Далее, поймали его, и он хочет защищаться по закону, пусть сложит оружие. В таком случае он будет находиться под защитой закона до тех пор, пока раненый жив. Этого человека следует связать и отвести к королевскому распорядителю230 или его управляющему под охрану. И если королевский распорядитель или его управляющий нуждаются в людях для его охраны, тогда следует назначить столько бондов, сколько ему необходимо. А если он сбежит от королевского распорядителя или его управляющего, и раненый умрет, тогда королевский распорядитель или его управляющий во власти королевского приговора, и он разрешит согласно обстоятельствам и по решению лучших мужей.

А если сюслуман или его управляющий отказываются принять преступника, у них должны быть свидетели тому, и пусть посадят преступника связанным в сенях у сюслумана. В таком случае он будет за него в ответе, если только тот ни вырвался от него силой. И когда бы сюслуман ни схватил объявленного вне закона231, он должен назначить человека для его наказания по суду участников тинга. Бонды в любом случае обязаны ехать для исполнения наказания. Заплатит каждый пол марки серебра232, если не будет участвовать.

64. (IV.10) Если умалишенный оказался убийцей

Далее, у человека помутился разум до того, что он вырвался из заточения и сделался убийцей. Тогда он должен возместить из своего имущества, если таковое имеется, полную выплату. А если имущества нет, и он выздоровел, то пусть он уедет из страны до тех пор, пока не заплатит за себя всех возмещений. А если люди видят, что он невменяем, пусть свяжет, кто хочет, безнаказанно, и приведет на тинг, и попросит родичей освободить его там, и снимет с себя ответственность, и возместит свои расходы, удвоив233, из имущества сумасшедшего, если таковое имеется. И всех сумасшедших люди берут под стражу безнаказанно.

Умалишенный не может распоряжаться своим наследством, однако, только после того, как его наследнику станет известно о его сумасшествии. Наследник может связать его, если хочет. А если истец уличает наследника умалишенного в том, что тот не хочет сторожить его, пусть приносит одиночную клятву. А если умалишенный ранит кого-либо, тогда наследник должен выплатить из имущества умалишенного возмещение за раны и деньги на лечение. А королю ничего с этого не причитается.

Далее, считается, что преступление совершено умалишенным в том случае, если он вырвался из заточения, или сведущие люди знают или признают то, что он действительно умалишенный.

65. (IV.11) Если кто-либо уличен в убийстве

Тот будет убийцей, на кого укажут очевидцы и свидетельствуют против него. И он не может очиститься клятвой, если только в тот день, когда произошло убийство, он был так далеко, что он не смог бы за один день для совершения убийства проделать путь в оба конца, и находился в хераде у церкви или на тинге, или на пирушке, или на корабле. Тогда пусть бывшие там вместе с ним двенадцать парней, свободные и совершеннолетние, поручатся за него. А если он был в каком-либо другом месте, хотя бы и так далеко, как здесь говорилось, пусть принесет за себя клятву с двенадцатью присяжными. А если по какой-либо причине очевидцы не смогут прийти на тинг и принести свидетельские показания, тогда двое должны выступать, и их показания на тинге были принесены на Священном Писании.

А если человек был ранен, и раненый мог говорить, когда его нашли люди, тогда убийцей будет считаться тот, на кого он показал, если он говорил, будучи в сознании и смог его узнать. Его рассказ будет принесен на Святом Писании на первом тинге, иначе пусть очищается клятвой с двенадцатью присяжными.

66. (IV.12) Заявление об убийстве

А если кто-либо забил человека до смерти, то тот считается убийцей, кто не заявил на себя234. Заявление должно быть сделано в пределах фюлька в день убийства, и пусть назовет свое имя, место своего ночлега и херад, откуда происходит, и должен заявить перед свободным и совершеннолетним человеком. На вызывном тинге235 следует указать место его ночлега, и бонды должны поклясться, что он был у себя ночью, и должны назвать себя по имени. Свидетели заявления об убийстве должны также выступить на тинге. А если человек не хочет принести свидетельство заявления об убийстве или присягнуть о месте ночлега, пусть тогда наследник убитого поедет к нему и вызовет его на тинг в пятидневный срок236, чтобы объявить по совести и разуму о том, что ему известно, и что он ничего не замалчивает. А если они не хотят выступать, каждый из них заплатит марку237 серебра, и половину получит король, а половину тот, кто возбудил тяжбу238. И так поступают со всеми свидетелями в уголовных делах.

Те деньги следует выплатить на тинге, созванном за пять дней, иначе ехать к нему, чтобы отобрать у него в половину больше.

Убийца не должен проходить мимо трех усадеб от того места, где было совершено убийство, не заявив об убийстве, если только там ни живут родичи убитого до четвертого колена или ближе, или свояк, или другие родичи убитого239, которые, по этим причинам, могут угрожать его жизни. А если он не заявит так об убийстве, тогда у него права убийцы, и лишится имущества и мира.

А если на первом тинге будет представлено как заявление об убийстве, так и рассказ раненого, предъявленное таким образом, как ранее было описано, в таком случае рассказ раненого будет более весомым, чем заявление об убийстве, но снимет подозрение в преднамеренном убийстве с убийцы, так что он только объявляется вне закона240. А если на первом тинге не будет представлен рассказ раненого, но придут очевидцы и свидетели заявления об убийстве, тогда весомее заявления об убийстве будут показания очевидцев, двух человек, свободных и совершеннолетних, если все представлено согласно закону.

А наследник умершего должен ехать в херад, туда, откуда родом сказался тот человек, и встретиться с человеком, которого так зовут, и если он ему кажется тем самым человеком, и тот этого не отрицает, то должен вызвать его на тинг. И на том тинге за него должны поручиться свободные люди241, а не назначенные свидетели, и поручиться на тинге. И если он не хочет поклясться, тогда он виновен в этом деле.

А если он поклялся, пусть тогда выйдет наследник умершего и подберет столько людей, сколько хочет, из тех, которые около него242, для клятвы с двенадцатью присяжными с описанными выше условиями.

А если человек избит или ранен, так что он не может ходить или говорить, пусть он вырежет стрелу, как только сможет говорить. И вызывной тинг должен иметь такое же значение, как и если бы стрела была вырезана в тот же день243. А если он умрет, пусть тогда вызов пошлет наследник и велит созывать тинг, или сюслуман, если наследника нет.

И если кто-либо подстрекает человека к убийству или ранению, или всему тому, что вследствие его подстрекательства приведет к опозориванию кого-либо или бесчестью, возместит по законному суду тому, у кого есть законные права взыскивать по этому делу, и также в королевскую казну, если только он не очистится по закону. Но совершивший преступление заплатит все же все полные выплаты по законному суду.

А если убит тот человек, который не введен244 законно в отцовский род, хотя некоторые люди и знают, что он был сыном, тогда родичи по матери получают возмещение, а также его право245. Если он избит или ранен, или опозорен, тогда получает он право как у отца его матери.

67. (IV.13) Исправления к законам короля Магнуса

Эти исправления к законам издал для всей Норвегии король Магнус, сын короля Хакона, внук короля Сверрира246, по совету и с согласия всех лучших мужей страны, и по просьбе всего народа, с тем, чтобы с теми людьми, которые причинили вред другим людям, поступали по закону так, как ранее было описано. Но шесть сведущих и правомерно назначенных судей отсуживают из наследства убийцы с законными условиями такую выплату, какую видят перед богом наиболее справедливой, только лишь наследнику умершего. А все другие выплаты родичам и взыскания отменяются, так что никакой родич не берет и не платит сверх того, чем то, как здесь было сказано. Далее, не хватает имущества убийцы для подданнического налога и возмещения, тогда надо сократить и то, и другое до того размера, который соответствует сумме добра. А если кто-либо против этого, тогда он лишится мира в стране, имущества и денег, и никогда потом не сможет откупиться. Также и все те, кто подстрекает вместе с ним к тому, чтобы это постановление было нарушено или не было выполнено.

Король Магнус повелел следовать этим исправлениям к законам и некоторым другим. Даже если было совершено позорное убийство, тогда сначала надо покрыть возмещением из имущества убийцы, и король получает то, что останется. А если получается меньше положенной суммы подданнического налога, тогда сокращают и то, и другое до того размера, который соответствует тому, что имеется. Король Магнус подтвердил также и то, что король не должен присваивать имущества убийцы или деньги объявленного вне закона до того, как будут уплачены все законные долги, сделанные до того, как имущество убийцы попало в эту тяжбу.

68. (IV.14) О том, как определить непреднамеренное преступление247

Непреднамеренные преступления следует распознавать с умом, каким образом они смогли произойти. Так как, в любом случае, пришлось ли людям совершить их для себя по необходимости или оказать необходимую помощь другим, эти непреднамеренные преступления следует судить мягче, чем те, которые были совершены без всякой необходимости, а, напротив, из-за халатности и по недальновидности.

Далее, едут два человека вместе в лес, и топор случайно попал в одного из них, без умысла того, который держал за рукоятку, и тот умер. Тогда пусть заплатит четверть возмещения наследнику умершего и клятвой с шестью присяжными снимет с себя вину в предумышленном убийстве. И так всегда следует возмещать те непреднамеренные преступления, когда они определяют, что они были совершены во благо, получают ли люди вследствие этого ранения или оказываются убитыми без умысла совершившего. Тогда надо возместить половинным возмещением или выплатой и обелить свои намерения клятвой с шестью присяжными.248 А королю ничего не достается из этих выплат. Король ничего не получает за непреднамеренные преступления.

А за все другие непреднамеренные преступления, как то: выстрел через дом или холм, или корабль, или сделанное без необходимости, получают ли люди повреждение или ранение, или оказываются убитыми без умысла совершившего, — следует возместить половинным возмещением или выплатой и обелить свои намерения клятвой с шестью присяжными. А королю ничего не достается из этих выплат. Король ничего не получает за непреднамеренные преступления.

Непреднамеренным убийством не называется то, когда человек замышляет или зарубает человека, хотя и не того, кому он хотел причинить зло. А если человек по собственной воле ввязывается в драку или в перетягивание каната, он сам за себя отвечает за все. А другой пусть поклянется одиночной клятвой, что произошло не по его воле, хотя бы первый и пострадал, если задетый сомневается.

69. (IV.15) Что причитается за ношение кинжала249

Большинству известно, что запрещено носить кинжалы. И тот, кто носит, будет оштрафован королем на III эйрира серебра. А тот, кто метнет нож в человека, но промахнется, должен выплатить тому, в кого бросил, полное возмещение по законному суду и III эйрира серебра королю.

Далее, если человек порезал другого ножом, тогда он будет объявлен вне закона и возместит тому, кого порезал, так, как рассудят двенадцать человек, законно призванных. И они решают, достаточно ли пострадавший почтен. Королевский управляющий250 должен приказать схватить того человека, который поколол ножом, и привести на тинг, а также принести и тот самый нож, которым колол. Там, на тинге, королевский обвинитель должен ему приказать воткнуть нож себе в руку, и таким наказанием он должен выкупить мир для себя, если тот жив и сам заботится о своей ране, как ему выпадает.

А если тот, кого беспричинно заколол, умер, тогда нанесший рану лишается мира и жизни. И если он сбежит, тогда будет объявлен вне закона и никогда снова не вернется в страну, если только королю ни представляется, что имели место какие-либо серьезные обстоятельства. Имущество убийцы в соответствии с предыдущими условиями платится в качестве подданнического налога и возмещения.

С такими же условиями поступают с тем, кто стреляет в человека, но не задевает его. Тогда возмещает III эйрира серебра королю и полное право тому, в кого стрелял, по законному суду. А если он ранил человека выстрелом, тогда стрелявший подвергается такому же наказанию, как и тот, кто колол ножом, и также, даже если тот, в кого стреляли, умер. Стрелявший должен быть подвергнут такому же наказанию, как и коловший ножом: заплатить как подданнический налог, так и возмещение.

70. (IV.16) О том, что причитается в том случае, если один укусил другого
251

Это ненормально, если человек кусается как собака или лошадь. Далее, такого человека, который кусает людей, сюслуман должен приказать схватить и привести на тинг, и выбить ему передние зубы. И потом королю ничего не платит в этом деле после такого наказания, если только сведущим людям не представляется, что имели место какие-то серьезные обстоятельства, и он сможет предоставить возмещение. Тогда он должен возместить тому, кого покусал, так, как рассудят двенадцать человек, и они перед богом видят, что потерпевший достаточно почтен.

71. (IV.17) О наказании за преступления252

Так постановлено и твердо принято по всей стране, что если человек убил кого-либо или помогал в этом, или совершил подобное преступление, за которые он по закону должен лишится жизни или конечности, тогда присутствовавшие там, которые могут первыми схватить такого человека, должны привести его к сюслуману связанным или закованным. А если они не делают так, хотя и могли бы, без вреда или позора для себя с его стороны, тогда каждый из них будет оштрафован на пол марки серебра королю, за исключением кровных родичей до четвертого колена или свояков. Они не обязаны хватать его, если только у них нет на то желания. Сюслуман обязан схватить этого человека и привести на тинг. А бонды обязаны судить его по закону на тинге, и сюслуман должен приказать наказать его по закону.

Далее, так постановлено, что никто не может это без греха делать, кроме судьи, которого король для этого определил, ибо закон наказывает, а не он, хотя он и исполняет свой долг согласно тому, как велит закон. А если другие делают из ненависти или злобы, то так часто и случается, что сначала они теряют людей, а потом искупают покаянием с суровыми денежными выплатами.

Далее, всякий, кто поступает иначе, и доказано, что он мог бы поступить по-другому, будет объявлен вне закона до тех пор, пока король ни определит в соответствии с обстоятельствами дела, что вынудило его пойти на преступление.

Далее, нет у него253 отряда, тогда он должен сообщить сюслуману. И если сюслуман собирает к себе людей, тогда каждый, кто не придет или не приедет, будет оштрафован на марку серебра254, за исключением родичей до четвертого колена или свояков того, кто совершил убийство или помогал в нападении.

Далее, все, кто участвует в погоне, объявляются под охраной закона, а все те, кто противодействует, объявляются вне закона, нанесли ли они ранение или совершили убийство.

72. (IV.18) Главка о суде: как суд должен усмирять255

Далее, поскольку тех людей, которые, как повсеместно свидетельствует Книга Законов, заслужили наказание, должны привести на тинг и судить, и после такого суда определять наказание, то выбранным в суд подобает обстоятельно расследовать и оценить с большой осторожностью, совершенно ли преступление против невинного человека, или из-за мелочи, но все же какой никакой, или по более серьезной причине, хотя и недостаточной, или достаточной, чтобы увидеть бедственное положение совершившего преступление. Также и в том случае, когда какое-либо законное предложение было сделано или нет, или, самое трудное, когда тот, против которого было совершено преступление, потребовал возмещения, но ничего не получил. Даже и в том случае, если какой-либо иск объявлен перед судьей или нет, когда сам выносит законное решение против тех, кто наносит вред безвинному человеку.

Поэтому и назначают судей, чтобы так взвешивали иски и преступления и соразмеряли приговор с тяжестью совершенного, как представляется участникам тинга и правосудию наиболее справедливым по совести перед Богом. А не так, как говорит об этом множество глупцов, что они судят не иначе, как по закону. Потому что они должны честно нести ответственность за то, что закон возложил на тех, кто позволяет злодеям ускользнуть без суда, когда безнаказанными выходят из рук судьи. Или, напротив, если слишком строго наказывают вследствие отсутствия надлежащего расследования тех, кто достоин снисхождения. Есть еще достаточно примеров и тому, что отпущенные без наказания получили суровое возмездие от Бога, но еще более суровое те, кто был осужден. И потому судья должен всегда стремиться к лучшему: когда оба противника в равном положении, тогда следует выбрать золотую середину. И чем труднее ее найти, тем счастливее те, кому известно о ценностях четырех сестер, необходимых всякому справедливому суду, чтобы угодить Богу и подобать людям. И это — Милосердие и Истина, Справедливость и Миролюбие. Милосердие предостерегает от того, чтобы злоба и ненависть не проникли в суд. Истина следит за тем, чтобы не прокралась ложь. Справедливость уберегает от неправого суда. Мир следует хранить до тех пор, пока не будет вынесено справедливое решение, чтобы не получилось поспешного обвинительного приговора из-за сильного гнева. И поэтому судьи оберегают их, поскольку они столь необходимы, что подтверждается всеми судами.

И поскольку люди слишком остерегаются неправого суда, то, в силу привычки, могут недоглядеть, если люди не знают и не помнят, что четырьмя способами несправедливый суд делается: во-первых, из страха, когда человек боится того, кого он должен судить. Кроме того, из алчности, если человек выпрашивает взятку. Или из ненависти, если человек ненавидит того, кого он должен судить. Или из дружбы, потому что хочет поддержать своих приятелей. И плохо то решение, когда таким выродкам предлагают войти, а упомянутых ранее законнорожденных сестер выгоняют. Ибо добрые люди мало ценят такой суд, а Господь и того хуже. И поэтому было бы лучше, чтобы эту главку чаще перечитывали, когда нужно судить серьезные тяжбы.

Люди должны также особенно помнить, что надо доставить священника тем людям, кого присудили к смерти или увечьям, до того, как наказание приведено к исполнению, и оставить на это достаточно времени и досуга, так как следует ненавидеть дурное дело, но вследствие естественной потребности возлюбить ближнего своего, а более всего душу как наибольшее уподобление Христу.

73. (IV.19) Здесь говорится о том, как следует соблюдать перемирие256

Если люди сражаются во время лейданговой поездки с королем, или на тинге, или во время вызова к законоговорителю, или пятидневного вызова, на пиру или на свадьбе, во время рождественского мира или ловли сельди, в страстной четверг и до конца пасхальной недели, так что мир сам собой устанавливается в местах такого рода и в такое время, права тех, кому был нанесен вред или причинили боль в таких местах, будут удвоены. И королю причитается здесь VIII эртогов и XIII марок серебра с каждой раны и удара палкой, камнем, или рукояткой топора, или если столкнут в воду. А за удар кулаком и его последствия — IV марки. А за пощечину и ее последствия — II марки.

А если один человек257 ранит другого или изобьет, или унизит его честь в его собственном доме, тогда права пострадавших или раненых удваиваются. Также вдвойне платят штраф258 те, кто совершил налет и нарушил домашний мир,259 и объявляются полностью вне закона, если хозяева умрут260.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB