Заголовок сообщения: Готская легенда о происхождении Гуннов.
Добавлено: 05 май 2020, 15:16
galdramaður
Зарегистрирован: 26 мар 2013, 16:35 Сообщений: 1061 Откуда: РФ, Москва Медали: 9 Cпасибо сказано: 716 Спасибо получено: 3438 раз в 858 сообщениях
Магическое направление:: Руны, Шаманизм, Шумер
Очков репутации: 4735
Готский историк VI в. Иордан в трактате «О происхождении и деяниях гетов» приводит легенду о генезисе гуннов от женщин-колдуний Халиурунн (Haljarunos). Этимологизация готского слова Haljarunos А.А. Джонсом, Р. Вайсманом, Э. Торссоном от др.-сканнд. Hel (владычица Царства мертвых) позволяет соотнести это сказание с тюрко-монгольскими этногоническими мифами, связанными с прародительницами девами-лебедями из мира богини Умай и бога Эрлик-хана. Американские исследователи, доктора юридических наук: специалист по языкам Артур А. Джонс (Arthur A. Jones) и правовед-психолог Робин Вайсман (Robin Wiseman) в книге «Готы: дети бури» (The Goths: Children of the Storm, 2009) приводят песнь «Hildiredis Sangus / Hildarith's Song» умирающего готского солдата Хильдарида, сына короля визиготов Теодорида после битвы на Каталаунских полях. В ней есть строки: «Будет ли еще один стих Видугавиа [Widugauja – «житель леса»] / Помогать вам, когда мы погружаемся в смерть? / Тогда пойте с волками! И вой, брат мой! / Ужасай землю своим последним вздохом! / Нет, Халиурунны [Haljarunos], не пришли забрать меня. / Преследуемые людьми Филимера, / Теперь они степные ведьмы: шлюхи для гуннов». Иордан в трактате «О происхождении и деяниях гетов» в §121-123 описывает это преследование королем Филимером колдуний (лат. magas mulieres): «Король готов Филимер, сын великого Гадариха, после выхода с острова Скандзы, пятым по порядку держал власть над гетами и, как мы рассказали выше, вступил в Скифские земли. Он обнаружил среди своего племени несколько женщин-колдуний, которых он сам на родном языке (Patrio sermone) называл галиуруннами. Сочтя их подозрительными, он прогнал их далеко от своего войска и, обратив их таким образом в бегство, принудил блуждать в пустыне. Когда их, бродящих по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то в их объятиях соитием смешались с ними и произвели то свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, – малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи. Вот эти-то гунны, созданные от такого корня, и подступили к границам готов». Переводчик сочинения Иордана на русский язык Е.Ч. Скржинская (1960) комментируя этот фрагмент, отмечает, что эта легенда происхождения гуннов сочинялась, скорее всего, в христианской среде, где хотели подчеркнуть «нечистую», «демоническую» природу гуннов. Этого же мнения придерживается и С. Флауерс (Э. Торссон) в «Таинства готов» (росс. изд. 2015). На наш взгляд интересно мнение Джонса и Вайсмана о том, что готское Haljarunos может этимологизироваться от «hell's runes». Др.-сканд. Hel – Хель, сине-белая богиня, владычица мира мертвых Хельхейма (Helheim). Они также сравнивают Haljarunos с Валькириями (др.-сканд. valkyrja – выбирающая убитых) и «рунными женами» (rune-wives), то же, что и Spaewife , Spae-wife, Spey-wife – в шотл. «женщины предсказательницы» (др.-сканд. spá – пророчество), гадающие на рунах. Э. Торссон в книге «ALU, расширенное руководство по оперативной рунологии» (ALU, An Advanced Guide to Operative Runology, 2012) также пишет, что древнеанглийское слово hellerūnne – «колдунья» состоит из женской суффиксированной формы run и словом hell (царство мертвых), комбинация, восходящая к готскому Haljarunos. Эта легенда, о происхождении гуннов, приведенная Иорданом и этимологизации слова Haljarunos сделанные Джонсом, Вайсманом и Торссоном вполне соотносятся с тюрко-монгольскими этногоническими легендами, связанными с прародительницами Девами-Лебедями. Генеалогические легенды происхождения от Лебедя имеются у лебединых этносов Алтая (челканцы, кумандинцы), у бурят (хори-бурят, западных: аларских и тункинских хонгодоров, а также хангин, шарайд, гушад и шошоолог), у саха-якутов-намцев (уоргалар, оспех), у саха-якутов Эльгетского наслега бывшего Верхоянского округа, а также у тувинцев Центральной Тувы, у которых имеется род куулар. Лебедь почитался у некоторых хакасских родов – качинцев, бельтиров, сагайцев и кызыльцев, а также у у тувинцев-тоджинцев и тофаларов. Из современных монголоязычных народов тотемный культ лебедя отмечен у ойратов и дэрбэтов Западной Монголии [Лебедев Р.В., Интерпретация некоторых сакральных топонимов…, 2017]. Проведенная нами этимологизация этнонимов хакас, кыргыз и қазақ также указывает на тотемных первопредков – бледных светловолосых девушек-лебедей (ку-курьяк, ку-катын, хуу-хат, алмыс, пери, хуу иней) из мира девы-птицы Умай и Эрлик-хана [Лебедев Р.В., К проблеме локализации «Малых Эргенеконов»…, 2019]. Этих тюрко-монгольских тотемных девушек-лебедей мы неоднократно сравнивали с персонажами германской мифологии – Валькириями [Лебедев Р.В., Алтай – Европа, 2015, с. 37-39; Североазиатский Гнозис, 2019, с. 77-78]. Таким образом, сказание приведенное Иорданом («ut refert antiquitas» – как передает древность) о происхождении гуннов от дев Haljarunos связанных с Hel (царством мертвых) коррелирует с южно-сибирскими и центрально-азиатскими этногоническими мифами тюрко-монголов. На фото: Повелительница мёртвых Хель. Ксилография с картины Йоханнеса Гертса, 1889.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения