Текущее время: 28 мар 2024, 23:09


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мельница Эрлика
СообщениеДобавлено: 05 май 2020, 13:27 
galdramaður
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 26 мар 2013, 16:35
Сообщений: 1061
Откуда: РФ, Москва
Медали: 9
Cпасибо сказано: 716
Спасибо получено:
3438 раз в 858 сообщениях
Магическое направление:: Руны, Шаманизм, Шумер
Очков репутации: 4735

Добавить
Мельница Эрлика

Исследователь Сибири, археолог и этнограф Н.М. Ядринцев в своих очерках путешествия по Алтаю(1) говорил, что у центрально-азиатских народов архаические верования и обычаи сохранились в первозданном, чистом виде. «Шаманизм, доселе мало исследованный, представляет древнюю, весьма распространенную религию, предшествовавшую буддизму, магометанству и проч. Это был род политеизма, из которого родилась целая мифология, героический эпос, поклонение предкам и проч». Он говорил, что именно здесь, в Сибири «открываются первобытнейшие мифы человечества во всей наготе» и именно «здесь часто, видно родство и сходство» центрально-азиатской мифологии и мифологии арийских племен. Н.М. Ядринцев отмечает, что Г.Н. Потанин в IV выпуске этнографических материалов собранных им во время путешествия по Сибири и Центральной Азии «дал доказательство общности европейского и азиатского мифа и его распространенности». При этом указывается, что самостоятельность и древность языческих центрально-азиатских мифов не подлежит сомнению.

В Европе, в тирольских горах (Южный Тироль, провинция Больцано, Италия) сохранилась легенда о короле гномов Лаурине, его розовом саде и «мельнице роз»(2).

В розовом саде короля гномов карлика Лаурина, волшебной стране, глубоко в ущелье, где вокруг растет множество роз стоит его Мельница. На ней работают гномы. Она приводит людей к спасению. Король Лаурин молол здесь муку и одаривал ею бедных людей. Мельница заперта до времени, когда вновь запоют птицы и появится рыцарь, ребенок или поэт (певец), который откроет мельницу и через мельничный Погреб (вход в Подземный мир?) попадет на горную тропу, заканчивающуюся ярчайшим светом. Это – райский сад короля Лаурина, в котором обретается вечность, бессмертие, ибо ему подвластны знания «о дне и ночи», т.е. «о жизни и смерти». «Царство божье» пылающее розово-фиолетовым огнем (Enrosadira, Alpengluhen) (3).

Шведский писатель и исследователь германской мифологии 19 века Виктор Рюдберг говорит (4) о существовании в тевтонском язычестве представления о двух мифических мельницах находящихся в «Низшем мире» - большой и малой «Гротти» - мельнице. Огромная мельница «Гроттир» перемалывающая вместо зерна почву, символически отражает в себе мощные разрушительные силы, таящиеся под землей. Малая мельница Гротти родственна большей. «Ее камни из Низшего мира были выброшены для развлечения молодыми девами гигантов на поверхность земли. Жернова ее были из подземных скал». Две великанши из Подземного мира вращают её жернова, производя для своего хозяина вместо муки «злато и безопасность, мир и порядок». Согласно древним сагам малая мельница погрузилась в морскую пучину, где стала источником морских штормов.

Легенду со схожими сюжетами и образами можно найти и в Северной Азии. Так, в хакасской сказке основанной на камских легендах «Харызах» также имеется упоминание о некоей Мельнице принадлежащей владыке Нижнего мира - Юзют-хану (ассоциируется иногда с Эрликом). Это была огромная Мельница, от которой по тайге шел грохот. Вокруг неё множество обитателей Подземного мира – нечисти, чертей. Мельницей управляет дочь Хозяина гор. На этой Мельнице Юзют-хана герой Харызах, что значит меленький, «с вершок», «мальчик с пальчик», из бедной семьи, намолол из зерна крупы, которую раздал бедным людям. Харызах, несмотря на то, что он – ребенок, обладал богатырской силой и хотел огромную Мельницу отнести бедным людям, чтобы сделать их богаче, но дочь Хозяина гор, распоряжающаяся Мельницей уговорила его вместо этого взять волшебное кольцо с её пальца. Это кольцо давало его хозяину власть над всеми силами Нижнего мира. В конце сказа карлик-богатырь Харызах освобождает из плена у злого земного хана всех пленников, превращает обратно в девушку заколдованную в коня дочь хана, «красавицу из красавиц», берет её в жены и становится управителем всего Нижнего мира (см. мотив: старый Эрлик и новый Эрлик в монгольских сказках Шиддикур).

Итак, проведем сравнение двух мифологических повествований. Трудно не разглядеть за образом северо-азиатского карлика-богатыря Харызаха образ карлика-короля Лаурина. В обеих легендах присутствует рассказ о подземной Мельнице мелющей муку для бедняков. Как в европейском мифе, так и в сибирском Мельницей управляют сказочные девы. Путь в райский сад короля Лаурина лежит через мельничный Погреб, что указывает на некое «Подземное», «Нижнее» месторасположение его царства, так и герою Харызаху становится подвластным силы «всего Нижнего мира». В легенде о Лаурине только ребенок может проникнуть в Мельницу и в царство Лаурина, так и в сказке про Харызаха, он – мальчишка, ребенок, который овладевает Мельницей Подземного царя Юзют-хана. Имеется в хакасском сказе и некоторым образом измененное представление о погружении мельницы на морское дно. Только здесь это не мельница, а её распорядительница – дочь Хозяина гор, превращенная в коня прячется от богатыря Харызаха, нырнув в море.

Германский историк и философ Отто Ран приводящий в своей книге «Двор Люцифера» легенду о короле Лаурине и его розовом Саде, говорит, что там, где находится Королевство Лаурина, «там также пребывает Двор Люцифера… Люциферианское королевство – не райские небеса…». Но, как рассуждает М. Серрано, именно здесь - истинный рай, в обителях Люцифера/Эрлика, во Внутренней Земле, Агхарте, которую слуги демиурга превратили в своих учениях в ад. Подземная же Мельница роз, Мельница Эрлика – это Мельница Гротти, вращаемая двумя валькириями, Мельница Вотана, Асов и Ванов, Колесо которой вращается в направлении противоположном ветру Сатурна-Хроноса трансформированного в демиурга-пожирателя (5).

Примечания

1. Ядринцев Н.М. Алтай и его инородческое царство (Очерки путешествия по Алтаю) // Исторический вестник. № 6, 1885.
2. Ран О. Двор Люцифера. – изд. «Ex Nord Lux», - Тамбов, 2008.
3. «Enrosadira» – на фриулийском диалекте означает розово-фиолетовое свечение, которым в лучах восходящего и заходящего Солнца окрашиваются склоны горой гряды Розенгартен (Rosengarten) в Южном Тироле. На Алтае в ущелье Ярлу есть также фиолетовая скала. Возможно эти места связаны с Внутренней Землей и Звездой Люцифера.
4. Рюдберг В. Великая Мировая Мельница и Мельница Фроди.
5. См. работы М.Серрано «Золотая цепь» и «Ману. Тот, Кто грядет».

На фото иллюстрация символ Ока Вотана или Мельницы Вотана из работы Вальтер Блахетта «Книга немецких графических знаков».

Урумбек Алпулы

Изображение Изображение Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB