Текущее время: 28 мар 2024, 22:35


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вхождение в состояние онгона
СообщениеДобавлено: 04 июл 2019, 20:58 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101834 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Вхождение в состояние онгона

Тема оборотней – животных, принимающих человеческий облик, людей, превращающихся в животных, духов, становящихся и теми и другими, – является одним из самых устойчивых сюжетов мирового фольклора. В легендах описываются многочисленные случаи подобных перевоплощений и нападений оборотней на людей, происходящих, по свидетельству очевидцев, наяву. Обычно в схватке человек отрубает зверю лапу или какую-либо иную часть тела, а потом выясняется, что у соседа или даже родственника оказывается поврежденной рука. Или охотники идут по звериному следу, который по ходу становится человеческим и приводит их к жилищу оборотня. Чаще всего в таких рассказах фигурируют хищники: волк, от кого и произошел термин, характеризующий этот феномен (ликантропия, от греч. ликос, «волк»), а также ягуар, тигр, медведь, гиена, лисица, реже – собака, кошка и другие самые различные животные. Заметим, что волки являются и самым распространенным образом во снах, а в рассказах участников событий дело практически всегда происходит во время ночлега в лесу. В Средние века такие сообщения считались подтвержденным доказательством связи с дьяволом, причем сама возможность физического перевоплощения в зверя часто рассматривалась на процессах как обман чувств, но отмечалось, что он происходил под влиянием демонической силы, вошедшей в человека, а значит, человек – либо колдун, либо одержимый бесами. Хотя проникнуть в душу может только тот, кто ее создал, однако демоны тоже могут с Божественного попущения проникать в наши тела. Так как они в состоянии воздействовать на наши внутренние способности, то они могут производить изменения в наших восприятиях133. Таким образом, вера в то, что человек физически может обращаться в зверя или кого другого, оспаривалась даже в те времена. Делались попытки объяснить это явление на уровне мозговых процессов: Это происходит следующим образом: демон возбуждает в памяти, находящейся в задней части головы, представление, например, о лошади, ведет это представление с помощью перемещения его в пространстве в среднюю часть головы, где находится клетка силы воображения, а затем проводит его до общего чувства, обретающегося в передней части головы. Действительно, превращение в зверя наяву видится крайне сомнительным, но в шаманских снах такие изменения случаются периодически. Так духи-помощники, каждый из которых обладает определенными характеристиками, проявляют свою силу.

ЖИВОТНЫЕ-ПОМОЩНИКИ (Из «Книги сна» автора. Август 2002)

Листаю большую книгу с множеством изображений обнаженных женщин в разных позах. Каждый рисунок сопровождается комментариями с указателем в виде стрелочки, к какой части тела относится текст. В помещение залетают два воробья и деловито расхаживают по дивану, объясняя значение половых органов человека и их связь с землей. Потом воробьи улетают, через окна протискиваются два волка и продолжают начатый рассказ о том, что женщина – это образ мира и, изучая ее тело,мы приобщаемся к тайнам мироздания. Появляется ворон, который как-то залетает в мою грудь и остается там. Иду по незастывшему бетону. Оборачиваюсь и вижу, что оставляю птичьи следы. Думаю: «Летать легко, если быть тигром» – и тут же взлетаю. Ощущаю, что моя голова стала тигриной. Смотрю на распростертые в полете конечности – толстенькие полосатые лапы.

* * * В легенде киваи рассказывается о Бидеду, который отправляется на поиски Куру – родины своего отца, одного из патриархов этого народа Папуа – и засыпает на одном из привалов: Проснувшись, стал казуаром – обличье человека ему надоело – и уже в обличье казуара пошел дальше135. В другом мифе приводятся подробности вхождения в человека духа из сна. Одна молодая женщина пошла в Ихо ловить крабов, но, гоняясь за духом Ваимеэ, который принял вид краба и убежал в яму с водой, так ничего и не поймала. Когда она вернулась с пустыми руками домой, то сильно захотела спать, даже подумала, что заболела, и попросилась лечь у очага, где обычно спала мать мужа. Ночью, когда все заснули, в дом вошел сам Ваимеэ и из-за перемены мест вселился не в девушку, а в ее свекровь. Разум старухи от этого помутился, и она тут же вскочила на ноги и заплясала… Поплясав, старуха опять легла и заснула, и ей приснилось, что пришел Ваимеэ и сказал: «Позови всех односельчан, пусть пойдут с тобой на место, которое называется Ихо, и расчистят его, чтобы оно стало ровное и красивое, – вы там будете танцевать»136. Так дух-покровитель Ваимеэ установил танец на священном месте, который должен обеспечивать удачу рыбакам и охотникам на крабов. Во время подражательного танца для лучшей передачи образа танцоры надевали соответствующие костюмы и маски, изображающие того или иного духа или зверя. Пожалуй, это самый древний вид магического обряда, известный повсеместно, и это справедливо как для первобытных культур, так и для поздних религий (рис. 4.12). В Аттике жрицы богини охоты Артемиды носили шкуры медведей, а в Риме во время луперкалий (от лат. lupus, «волк») по городу бегали обнаженные люди в собачьих шкурах, изображая мертвецов. Считается, что до XII века в королевстве Оссори существовало страшное проклятие, согласно которому члены семьи одного из ирландских родов должны были жить в лесу как волки в течение семи лет.

Изображение

Гиральд Камбрийский в своей книге «Топография Ирландии» приводит реальный по его заверению случай, произошедший в 1182 году. Священник во время поездки из Ольстера в Мит был вынужден остановиться на ночлег в лесу. Возможно, он уснул и видел все это во сне, но, по легенде, к нему пришел волк и попросил его на языке людей пройти с ним к его жене, чтобы благословить ее перед смертью. Священник отказался совершать обряд оборотню, но тот снял со своей жены шкуру, а под ней оказалась старая женщина (рис. 4.13). В народном фольклоре о шаманах-оборотнях, вервольфах или волкодлаках можно найти и подробности процесса превращения человека в зверя: «через голову перекувырнулась, волком стала»137. Иногда добавляют, что кувырок делается через нож, воткнутый в сучок дерева. В одном из ненецких сказаний приводится описание битвы между шаманом-богатырем Сюхунеем и эвенком-оборотнем Младшим Тунгусом в обличьях разных животных: Очень долго стреляли. Наверное, прошло много времени. Года три прошло – двух тунгусов убил парень (Сюхуней), а один – Младший Тунгус – остался. Они вдвоем очень долго бились, а потом у Младшего Тунгуса лук сломался, нечем стало стрелять. Он куда глаза глядят побежал, а парень за ним бежит.

Изображение

Долго ли, коротко ли бежали, парень вперед смотрит – там волк стоит, зубами щелкает. Это – Младший Тунгус. А парень через голову перевернулся и стал оленем. Рога очень большие у него. Олень на ходу налетел на волка. Тут стали драться. Очень долго дрались. Земля стала как болото мягкой. Олень стал волка ногами топтать. Волк испугался и убежал, а олень в эту пору поел, да за ним побежал. И опять олень побежал по следам и долго бежал.

Изображение

Как-то впереди видит – край леса и стоит медведь, ощетинился. Этот медведь – Младший Тунгус. Олень налетел на медведя. Опять стали драться. Всю землю вытоптали: где делали ямы, где делали холмы. Очень долго дрались. Потом медведь стал слабеть. Олень стал медведю на голову вставать, передними ногами по голове стукать. Медведь испугался и убежал, а олень поел, полежал, отдохнул и опять по следам побежал. Бежал, бежал, впереди видит – около озера стоит лось – рога железные, копыта тоже железные. Олень опять налетел на него. Опять стали драться. Если рогами стукнутся, только искры сверкают; если копытами бьют друг друга, из копыт искры сыплются. Очень долго дрались. Олень лосю на голову стал вскакивать. Лось испугался и опять убежал, а олень поел, полежал и опять побежал по следам. Долго бежал, впереди видит – человек стоит. Это Младший Тунгус. Олень тоже через голову перевернулся, парнем сделался. Тут стали опять драться.

В других описаниях оборотень выворачивается наизнанку, становясь то человеком, то зверем. Во времена инквизиции с осужденного колдуна иногда снимали кожу, чтобы найти с обратной стороны шерсть. Более того, даже волосистое родимое пятно могло послужить для обвинителей знаком оборотня, а такие атавизмы, как многососковость или наличие копчикового отростка, рассматривались как прямое свидетельство связи с потусторонними силами. Такие люди, если выживали, изгонялись из общества или, как это происходило до недавних пор в Сибири и на Крайнем Севере, принимали шаманство (как, например, Тайбула, один из родоначальников линии нганасанских сновидцев Нгастусо, родившийся с волчьим хвостом).

ОБОРОТЕНЬ (Из «Книги сна» автора, 24.04.06. Под утро) Я нахожусь во дворце среди великолепных драпировок и цветных мозаик. Везде прислуга, охрана. Всем здесь управляют две молодые девушки – сестры, которых можно различить по цвету волос: стервозная Черненькая и более покладистая и младше по возрасту Беленькая. Они носят красивые длинные платья из шелка, на ногах – изящные туфельки на высоком каблуке. Самые настоящие принцессы, но я хорошо понимаю, что вся эта сказка мне только снится. Идет пир, но я ощущаю, что где-то должна быть ловушка для меня, и хочу незаметно уйти, но везде у дверей стоит охрана. Ко мне подходит Беленькая принцесса, и меня внезапно посещает идея, как покинуть это место. Я целую Беленькую в губы и как-то весь пролезаю через ее рот внутрь; становлюсь ею, но ощущаю себя собой. Выхожу из-за стола, но Черненькая о чем-то догадывается и останавливает меня словами: «Примерь платье». Появляется прекрасное платье, расшитое камнями. Я примеряю его, но оно оказывается длинным, так как ее сестра была выше меня. Поднимаюсь на цыпочки и поспешно надеваю туфли на каблуках. Пытаюсь говорить женским голосом простые фразы. Черненькая сомневается, но все же дает мне уйти. Оказавшись на улице, бегу по дороге домой. Вдруг осознаю, что передвигаюсь на четырех конечностях. Мое тело покрыто шерстью, разинута пасть… Да ведь я волк! Или Беленькая? Дома выворачиваюсь через рот и вновь становлюсь собой. Сразу после этого открываю глаза – я действительно прибежал домой.

В традиционном шаманизме, весьма далеком от фольклорных сведений о нем, изменения, происходящие при перевоплощении, принято признавать сугубо внутренними, имеющими место во снах, под воздействием тех или иных психотропных веществ или при реализации особой практики, известной как «вхождение в состояние онгона», то есть предоставление своего тела духам во временное пользование. Монгольским словом онгон называется вместилище для духа – наполненная содержанием изначально пустая форма. В качестве такой формы может выступать не только изображение или камни, о чем говорилось в предыдущей главе, но и тело животного или человека. Это согласуется с общим убеждением шаманов, согласно которому существа сна и яви могут меняться телами. Индийский философ Шри Ауробиндо так ответил на вопрос о том, может ли кто-то войти в тело, пока оно лежит на постели: Иногда бывают существа витального мира, которые не имеют тела и хотят заполучить его ради забавы такого опыта, и, когда они видят, что
кто-то вышел из тела и недостаточно защищен, они могут вторгнуться в тело, чтобы занять его место.

Когда человек спит и не понимает, что спит, то есть пребывает в обычном состоянии сна, его самоидентификация, состоящая из присущих ей индивидуальных качеств и омрачений, не распространяется на форму, в которой находится в тот или иной момент сновидения. Другими словами, спящий попадает в некую форму в определенной сюжетной линии и не может изменить ни то ни другое, находясь в ней как наблюдатель. Существа сновидений точно так же проникают в тело человека во время бодрствования. При этом не возникает конфликта до тех пор, пока ни одна из сторон не осознает своего реального местонахождения. В случае, когда сновидец понимает, что находится во сне, он пробует выйти из текущего сюжета, внося в него элемент безумия. При этом он встречает сопротивление, выражающееся в увеличении интенсивности происходящего, или даже видит неких стражей, целью которых является воспрепятствовать изменениям и привести человека к пробуждению. Та же картина наблюдается и при обратном процессе, когда существа сна не только пребывают в теле человека, но и пытаются управлять им, например принуждая совершать те или другие движения, что-то говорить, вообще не следовать установленному порядку вещей. В этот момент окружающим будет казаться, что человек сошел с ума (рис. 4.15). Через какое-то время приступ проходит без следа, не считая последствий от сотворенного внутри него, но через какое-то время велика вероятность рецидива, что хорошо известно в психиатрической практике.

Изображение

Это происходит потому, что существо сна закрепилось в этой форме и начинает ее периодически навещать, вызывая те же эффекты восприятия и поведения. Когда-то подобное называлось одержимостью духами, а сейчас рассматривается как психическое заболевание. Но это не болезнь, как таковая, если принять во внимание, что сновидец, осознавая себя во сне, делает то же самое: шаманы из мира людей ходят в сновидение, а шаманы из мира сна – в явь. Именно поэтому практики осознанных сновидений раньше были только прерогативой шаманов, йогов и других посвященных и не давались тем, кто не приобрел в ходе длительной духовной работы соответствующих навыков безопасного разотождествления себя и тела, движения ума и пустого разума. Это очень важно на этапе продвинутого уровня практики осознанного сновидения, где с существами снов заключаются соглашения, манифестацией которого и является вхождение в состояние онгона.

ИСПЫТАНИЕ НА ОСОЗНАННОСТЬ (Из «Книги сна» автора, 7.08.14. С 3 до 4 ночи. Место сна – г. Абакан, Хакасия)

Группу людей, в том числе и меня, пригласили принять участие в соревновании, результатом которого должно стать вхождение в состав команды небольшого корабля вроде тральщика со снятыми тралами. Испытания были необычными и очень опасными. Я и еще один парень, кавказец с короткой стрижкой по имени Рустам, удачно прошли все текущие проверки. Во время последней, особенно сложной для описания, мы как бы очнулись с ним на одной кровати лицом к лицу, смотря друг на друга. «Это во сне», – поняли мы без слов и ушли из этого сюжета обратно в сон о наборе команды матросов. (Рустам – сновиденческий персонаж, не имеющий прототипа наяву.) Я и Рустам оказываемся в круге других людей (всего человек десять), сидящих на полу со скрещенными ногами. В центре находится что-то вроде горящего огня, но это не костер; за нашими спинами – танцующая под музыку толпа. Я рассказываю о том, через какие трудности мы прошли, а Рустам, переживший то же самое, временами что-то добавляет от себя. Замечаю, что это не очень интересно собравшимся, замолкаю и тут возникает особое чувство прозрения: «Так ведь все это уже было на одном из этапов состязания! Сейчас сюда придут бандиты».

Спешно говорю всем: «Надо уходить! Сейчас!» Некоторые остаются, другие следуют за мной и Рустамом. Мы быстро спускаемся по лестнице и встречаем между этажами трех людей в одежде сотрудников НКВД, которые поднимаются наверх. Я хорошо удерживаю понимание того, что это происходит во сне, и спрашиваю у полной женщины в белой рубашке навыпуск, подпоясанной ремнем с портупеей: «Как тебя зовут?» (На самом деле я знаю, что это Полотесова Светлана Ивановна из моего прошлогоднего сновидения о соединении пространств сна и смерти (8.03.13), но проверяю.) На этот раз она отвечает неразборчиво: «… Ивановна» и вместе с другими чекистами в кожанках минует нашу группу. Мы идем по лестнице вниз, и тут звонит телефон – стационарный, на проводе. Поднимаю трубку – это моя бабушка. Спрашивает: «Какой двигатель лучше: на бензине или на масле?» Я ее вижу: вот она, в подвале, вокруг механизмы в смазке. Вначале теряюсь с ответом, но потом вспоминаю: «Она же умерла!» Еще одно испытание на осознанность. Спускаемся, спускаемся и попадаем на крышу высотного дома. В одной из стен на крыше – дверь, причем в мою квартиру. Я, Рустам и другие, кто пошел с нами, садимся передохнуть. Через дверной глазок видно, что в квартире горит свет и там кто-то есть из-за периодически возникающей тени. Дверь начинает колыхаться, и я обращаю внимание всех на это. Мне отвечают, что это не дверь колышется, а я сам трясусь. Да, действительно, сижу и трясусь, но дверь при этом просто ходит ходуном. Тут она вылетает и из проема на нас надвигается поток вязкого воздуха с цементом и песком. Все убегают. Некоторые, достигнув края крыши, прыгают вниз и разбиваются.

Думаю, что так люди и кончают жизнь самоубийством. Нащупываю в полутьме железную ручку лестницы и спускаюсь вместе с Рустамом вниз. Мы оказываемся единственными, кто дошел до этого этапа испытаний. Просыпаюсь. Наяву воздух очень вязкий, удушливый. Забиваю табак в трубку, открываю окно, курю… И тут началось! Меня начинает трясти, как на крыше с дверью из сна, и бросает в пот. Я как бы в себе и вне себя. Приходят они. Их много, более десяти. Их тела постоянно изменяются, но у каждого на свой лад. У одного кривой глаз, а другой вытаращен и бешено вращается. Вот появляется одноногий. Его передвижения судорожны, прерывисты. Капают слюни с отвислой губы разорванного слева рта у другого. Похожий на вытянутый бело-голубой колокольчик берет начало где-то у меня в желудке и оканчивается во рту. С его приходом ощущаю страшные спазмы в горле. Из моего рта высовывается щупальце-тычинка. Еще один, шипящий, как ветер между скал, имеет длинное змееобразное тело длиной не менее 25 метров. Он жжет мои ладони зажигалкой. У каждого из них свой танец, своя песня. Из стены появляются еще два существа: желтого цвета, небольшие (по полметра), с ликами, повторяющими каменные стелы окуневской культуры древней Хакасии. Они не до конца отделяются от стены, просто смотрят на меня, а в это время внутри беснуются кривые духи, шипят, поют. И я пою вместе с ними на горловом пении и стучу трубкой о пластмассовый пищевой контейнер за неимением бубна. Духи кричат, перебивая на разные голоса: «Спрашивай! Спрашивай!» Просыпается Шончалай, хочет узнать, что со мной случилось, но я только пою и шиплю, когда змей проносится внутри меня. Она смотрит мне в глаза, и тут у нее сразу начинается рвота и расстраивается желудок. Все это продолжается минут сорок. Потом интенсивность переживаний стала спадать, чему в немалой степени поспособствовали горячий чай и трубка табака. И последняя часть испытаний не была сном или сейчас я еще не проснулся до сих пор.

Обычно шаман приглашает в свое тело животных-помощников, экстатическую супругу и непосредственных предков, что считается более безопасным из всего перечисленного. Это всегда происходит контролируемо и только во время совершения обряда. В противном случае шаман становится жертвой, бесноватым и одержимым в прямом смысле этого слова. Вызывание духа из мира сна происходит с помощью той песни, что была от него получена. Также это может быть особый танец или другие специфические действия, но все они исходят непосредственно от самого духа, служа ключами к раскрытию двери в тело шамана. В разделе, посвященном экстатическому супружеству, мы уже упоминали нанайского шамана из записей Л. Я. Штернберга, который во время инициационного сна встретился с айями в виде маленькой женщины, которая умела превращаться в тигра и дала ему помощников. Вот как шаман описывает свои переживания от встречи с ними наяву: Когда я шаманю, айями и духи-помощники овладевают мною: проникают в меня как дым или влага. Когда айями во мне, то именно она говорит моими устами и всем руководит. Подобным образом, когда я ем сукду (жертву) или пью свиную кровь, то не я ее пью, а сама моя айями.

ВХОЖДЕНИЕ В СОСТОЯНИЕ ОНГОНА: ПРАКТИКА

Прежде всего: никогда не делайте эту практику, если на предыдущих этапах вы не добились осознанности наяву и не получили во сне от безопасных существ согласия на нее! Рядом всегда должен находиться помощник, который знает, что делать в случае непредвиденных ситуаций, и будет подавать то, что, возможно, потребуется в ходе выполнения практики. Исключите из окружения все колюще-режущие предметы, даже если вы считаете их своими ритуальными атрибутами. На первых порах практика должна проводиться на природе для сведения к минимуму любых травматических последствий. Если вы не считаете себя шаманом и не ведете соответствующий образ жизни, то лучше откажитесь от нее. Здесь мы говорим не о распространенной сейчас «городской» форме язычества, а о шаманстве, как оно есть. Если вам жалко, что ваш бубен улетит в процессе в реку, а долго шитый красивый костюм за раз превратится в грязные лохмотья, в которых вы и будете впоследствии ходить без возможности постирать, то эта практика не для вас. Будьте правдивы по отношению к себе. Заранее тщательно подготовьте место для практики. Уберите из поля зрения сучки и острые камни. Постелите для себя и для алтаря коврики. Все атрибуты должны находиться под рукой. Поставьте на алтарь образы тех духов, песни которых знаете, но лучше, если это будут все же фотографии умерших предков, с которыми во сне у вас наладилась связь.

У вашего помощника всегда должен быть наготове горячий крепкий черный чай в термосе, вода, молоко и набитая табаком трубка. Даже если вы сами не курите, то это не распространяется на духов, которые будут курить через ваш рот. Еще у помощника должен быть мягкий и плотный коврик. Помощник следит не только за тем, что вам может понадобиться (и вовремя вкладывает это в руку), но и за всеми вашими перемещениями, чтобы в нужный момент подстелить коврик, если вы упадете. Ваш костюм в обязательном порядке должен включать специальную шапочку с бахромой, закрывающей все лицо или, по крайней мере, глаза (рис. 4.16). Их никто не должен видеть. Присутствующие на обряде не делятся впечатлениями друг с другом, сидят с закрытыми глазами, сложив ладони у груди и опустив голову, а если смотрят на шамана, то только через пальцы, подушечки которых находятся у бровей. Все, что говорит шаман в процессе практики, является обязательным для всех и немедленно исполняется. Сразу исключите из своего окружения тех, кто с этим не согласен, потому что они могут вызвать неудовольствие духов и сами же пострадать.

Изображение
Рис. 4.16. Бурятский шаман Юрий Балданов во время вхождения в состояние онгона. Его лицо закрывает шапка с глазами и бахромой. Фото автора. 2006 г.

Окурите себя и свой костюм дымом горного можжевельника, полыни или чабреца, в зависимости от традиции141. Уделите особое внимание стопам, промежности и подмышечным впадинам. Окурите точно так же алтарь и все атрибуты. Поставьте у изображений духов любимую ими еду и сбрызните молоком. Не начинайте сразу, просто посидите, выкурите трубку, ни с кем не общаясь, – столько, сколько понадобится для того, чтобы настроиться. Возможно, пройдет полчаса, может – час, а то и вовсе вы раздумаете делать практику. Начните медленно и ритмично ударять в бубен, а когда захотите петь – пойте с закрытыми глазами. Постепенно привычный мир будет удаляться. Он должен уйти сам, без вашего участия и тогда, когда это произойдет. В это время ваш бубен будет уже звучать в полную силу, а песни – громко. Ваше тело начнет сильно раскачиваться из стороны в сторону, а перед глазами возникать образы. Вначале они будут подобны вспышкам во время засыпания, потом приобретут устойчивость и ясность. Когда это произойдет – вставайте и начинайте кружение на месте. Со стороны будет казаться, что вы все еще здесь, но для вас это будет происходить во временах сновидений. Перемещайтесь с бубном волчком, кружась все быстрее и быстрее; пойте песни, призывайте своих духов. Кто-то из них войдет в вас. В этот момент вы полностью потеряете ориентацию, все закружится, и вы рухните вниз. Помощник должен быть наготове и, предугадав момент, подстелить коврик, чтобы смягчить падение. Всё, вы больше не хозяин своему телу. Оно еще воспринимается, но совершает движения без вашего участия, а вы при этом как бы смотрите на все сверху. Это действия духа. Теперь он будет говорить вашими устами. (Здесь важно, чтобы присутствующие не испугались, поскольку со стороны это выглядит ужасно и похоже на самое настоящее безумие.) В этот момент его можно спросить о чем-либо и получить ответ непосредственно от того, кто находится за пределами этого мира и больше знает о причинах происходящего в нем. Через какое-то время вы вновь начнете чувствовать связь со своим телом, то спускаясь в него, то снова вылетая. Постепенно периоды пребывания вне тела будут уменьшаться, пока вы полностью не придете в себя. При этом возникнет особое восприятие окружающего мира, в котором все наделено смыслом и силой. И это будут не просто слова, а внутреннее знание. От того, что раньше вы не ощущали таких простых вещей и что это понимание с каждой минутой утрачивается, вас одолеет невыносимая грусть и тоска. Скорее всего, вы заплачете и будете долго рыдать над ускользающим миром, который только что был рядом. А о том, что происходило в момент вхождения духа, останутся только смутные и обрывочные воспоминания или вы даже вообще не сможете вспомнить ни о чем.

В традиционной культуре практика вхождения в состояние онгона направлена на получение ответов от духов, лечение, поиск помощи в самых трудных ситуациях (рис. 4.17). Выполняется она не часто, но если шаман долго ее не практикует, то начинает болеть. В этом случае духи могут прийти сами в неподходящее время, и тогда шаман может потерять над ними контроль. В чем-то это похоже на другую практику – вхождение в пространство эпилепсии, когда шаман особыми песнями и ритмами вызывает у себя припадок во время камлания и, сохраняя осознанность при входе, может решать различные задачи, находясь в измененном состоянии сознания. Этим это и отличается от обычного эпилептического припадка, который случается неожиданно и не оставляет после себя воспоминаний о том, как проходил. И то и другое – одна и та же болезнь, но в первом случае она воспринимается как дар, а во втором – как тяжелый недуг. Весь вопрос в умении осознавать свое состояние и использовать его для выхода из физического тела. Как и в случае вхождения в состояние онгона, вхождение в пространство эпилепсии подразумевает периодичность; в этом и заключается схожесть, хотя сами практики различны.

Изображение

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕК (Из дневника городской шаманки Тланги-Лы (Лоры Ди), 2000)

Я пела гимн в честь духов Огня, отбивая ритм на бубне и кружась по комнате. Постепенно слова песни стали путаться, ритм изменился как бы сам собой и превратился в дробь. Я кружилась по комнате все быстрее и быстрее, пока окружающие предметы не заслонила темная пелена, а меня не стало бросать из стороны в сторону. Я не сопротивлялась и полностью отдалась входящей в меня Силе. Удары в бубен воспринимались теперь как раскаты грома. В паузе слышалась музыка, похожая на звуки органа. Затем все смешалось, послышался какой-то треск, и зрение прояснилось. Комнату озарил свет. Предметы, находящиеся в комнате, виделись неестественно ярко, но это были совершенно другие предметы. Напротив висел большой ковер с преобладанием красных тонов. В такой же цветовой гамме был выдержан весь интерьер. Я обернулась и различила неясный маленький силуэт внизу. Перестав колотить в бубен, я попыталась разглядеть его получше. Силуэт все время ускользал из поля зрения, перемещаясь то влево, то вправо. Потом мне все же удалось его рассмотреть.

Это был маленький человечек в красном колпаке, в каком обычно изображают гномов. Я нагнулась и спросила человечка: «Кто ты? Как тебя зовут?» Он ничего не ответил и побежал. Я вновь нашла его и повторила свой вопрос. Гном насупился и ответил: «Никак». Продолжая допрос, я осведомилась: «Из какого ты мира?», на что получила явно неверный ответ: «Из десятого». Я разозлилась и, схватив его с двух сторон руками, стала трясти. На лице человечка отразился неподдельный ужас. Было, похоже, что он настолько сжался, что стал еще меньше. Мне стало его жалко, и я разжала пальцы. Человечек не заставил себя ждать развязки и быстро юркнул в щель за диваном. Почти сразу после этого я очнулась в обычной реальности. Бубен валялся на полу, а я сама полулежала, опираясь на стену. Кассета, вставленная до этого в магнитофон, валялась посреди комнаты. Ее пленка была размотана и запутана. Я сидела и искала глазами гнома, но он, повидимому, остался в том мире, откуда я только что вернулась.

Все измененные состояния сознания, будь то сон или шаманское камлание, приобретают ценность только при условии сохранения осознанности и памяти о том, что нужно делать. А она исходит из осознанности наяву, поэтому не стоит убегать в сон от неустроенной повседневности. Сон и явь – две стороны жизни человека, истекающие друг из друга.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB