Текущее время: 28 мар 2024, 16:20


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Любовницы богов и матери болезней
СообщениеДобавлено: 04 июл 2019, 20:55 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101831 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Любовницы богов и матери болезней

К особой группе сновидений относятся сюжеты, в которых сновидец встречается с существом, как правило, противоположного пола и вступает с ним в сексуальный контакт. Эта тема широко представлена в мировой мифологии и фольклоре, а также в средневековых документах процессов по делу ведьм и колдунов. Все они описывают случаи сношения человека с потусторонними существами – древними богами и демонами в облике людей и животных. Результатом такого соединения подчас становится рождение боголюдей, воплотившихся на земле для передачи знания, или напротив – звероподобных тиранов, чьи помыслы направлены на разрушение и насилие. Наиболее часто божества рождаются от союза женщины и птицы. В христианской мифологии непорочная Мария зачинает Иисуса от Духа Святого, представляющегося в иконографии голубем, о чем сообщается ее земному мужу: Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого.

В легендах монголов и бурят происхождение Первого небесного шамана связывают с орлом. Вначале боги-тенгри посылают его на землю для борьбы с болезнями, но люди отвергают птицу, не понимая языка. Тогда тенгри говорят орлу, чтобы он наделил даром первого встречного. Вернувшись на землю, орел увидел спящую под деревом женщину и переспал с ней. По одной версии, женщина рожает после этого Первого шамана, по другой – начинает видеть духов и сама становится шаманкой. Аналогичная история имеется и у палеоазиатских народов: Великий Ворон Куркыль, он же Куйкынняку (у коряков) и Кутх (у ительменов), пролетая над землей, тоже видит спящую девушку необыкновенной красоты и думает, что она хочет пить. Набрав в клюв воды, он решает напоить ее, но случайно залетает «не в тот рот». Так рождается посланник, совмещающий природу человека и небесных существ. Что-то очень похожее есть и в греческой мифологии. Бог неба Зевс, очарованный красотой Леды, дочери этолийского царя Фестия, вступает с ней в контакт в виде лебедя, после чего, по одной из версий, она сносит два яйца, из которых выходят бессмертный Полидевк и прекрасная Елена. В другой раз Зевс проникает в спальню к узнице медной темницы непорочной Данае, дочери аргосского царя Акрисия, и оплодотворяет спящую золотым дождем . В результате появляется Персей, будущий победитель Медузы Горгоны и спаситель царевны Андромеды, отданной в жертву морскому чудовищу. Такие отношения между богами и людьми очень характерны для всего древнего мира: Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

В эпоху средневековья такие сюжеты сновидений толковались в зависимости от контекста. В одних случаях они рассматривались даже как предтеча христианского Благовещения – например, образ Данаи в работе монаха-доминиканца Франциска де Реца, в других же резко порицались, именуясь не иначе как сношением с дьяволом, за что полагалось соответствующее тому времени наказание. Все зависело от того, кому сюжет приснился – монарху, священнослужителю или простолюдину. Особое место занимают инициационные сновидения, в которых происходит встреча посвящаемого с божествами плодородия. Они появляются в виде прекрасных обнаженных девушек, цель которых – склонить неофита с помощью пения и эротических танцев к утешению плоти и тем самым отдалить от духовного преображения, показав свою гневную форму. В народном фольклоре в таком обличье предстают русалки, вилы, сирены и другие аналогичные персонажи, спутницы грозных мифических богинь, как правило открывающихся уже после прохождения испытания. Их тела – само совершенство, сама природа. Иногда это даже два тела, слитые воедино для передачи идеи двойственности, или они имеют множество грудей, «энергетическим молоком» которых вскармливают все живое, оставаясь при этом девственными и чистыми. В древнем мире так, например, изображали аккадскую Иштар, Артемиду Эфесскую и других матерей природы (рис. 3.14).

Изображение

ВЕЛИКАЯ ЖЕНЩИНА СНОВИДЕНИЙ (Из «Книги сна» автора, 18.11.14)

Я оказываюсь в темном пространстве. Это что-то вроде храма, но стен не видно из-за тусклого света. В центре находится очень красивая обнаженная женщина. Я воспринимаю ее как Лакшми – лотосовую супругу самого Вишну, пребывающего в Великом Сне, но одновременно и как шакти (женскую ипостась) Шивы, то есть Парвати. Я понимаю, что все есть одно, прямо чувствую это всем своим существом. Она начинает постоянно менять свои очертания, как будто находясь в каком-то трансцендентном потоке танца, пока не застывает свечкообразной фигурой со множеством грудей, как у Артемиды из Эфеса. Собственно, это уже и есть вечная дева Артемида – покровительница всего живого на земле. Я вспоминаю, что уже видел ее, но тогда она предстала во сне в виде моей младшей сестры с шестью большими грудями по две в ряд (сон от 10.05.02). А теперь это Великая Богиня. Я преклоняюсь перед ее образом, и все погружается в первозданный мрак природы вещей.

Такие образы были непонятны служителям христианского культа, хотя прототип непорочной, но рожающей девы имеет корни в предшествующих верованиях. Более того, на глубинном уровне он связан не только с божествами плодородия, но и с так называемыми матерями болезней, в частности – с чумой, эпидемии которой известны с древнейших времен как «черная смерть» и «моровое поветрие», насылаемое богиней Марой (Морой). В библейских сказаниях чума отождествляется с Божьей карой: И отяготела рука Господня… и Он поражал их и наказал их мучительными наростами. В Новом Завете чума предстает в виде всадника «на коне бледном», имя которому – смерть: И ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертую частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными106. То и дело вспыхивавшие в Средние века эпидемии чумы унесли в Европе десятки миллионов человеческих жизней, послужив катализатором повсеместных расправ над ведьмами и еретиками.

В это время в полуязыческой среде закрепляется культ Девы Марии, изображение которой считается охраняющим именно от чумы. Во время чумного бунта в Москве в 1771 году у чудотворной иконы Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города скопилось так много народа, что образ пришлось убрать, а короб для приношений опечатать во избежание дальнейшего распространения эпидемии. Помимо Матери чумы, охраняющей и насылающей болезнь одновременно, известны и другие держатели недугов: Хозяин оспы, супругой которого стала в сновидении жена нганасанского шамана Сыры’а Нгамтусо, мать знаменитого шаманящего во сне Дюхаде; двенадцать сестер-лихорадок из Дремучего леса под предводительством Кумахи и другие. Под двенадцатью лихорадками понимаются многие недуги. Вот один из традиционных списков: трясуница, колючка, стрельбеж, огневица, почесуха, ломотье, колотье, дерганье, морганье, глухота, слепота и черная немочь. Изгнанию их из тела посвящен целый пласт русских народных заговоров. В качестве противоборствующей силы часто выступают некие духовные старцы, которых видят во сне как христиане, так и язычники: На море на океане, на острове Буяне лежит камень Алатырь, на том камне сидят три старца с железными прутьями; идут к ним навстречу двенадцать сестер лихорадок. «Вы куда идете, грешные, окаянные, проклятые?» – «Идем в мир, у людей кости ломать да силу вынимать».

Сохранились сведения и о других способах, которыми в древности пытались ублажить гневных божеств, насылающих болезни. Например, в «Первой книге Царств» призванные филистимлянами во время бубонной чумы жрецы и прорицатели велели принести в жертву изваяния: «пять наростов золотых и пять мышей золотых»107, но это от «руки Господней» их не спасло, равно как и жителей Вефсамиса, делавших «всессожения» коров. Шаманы же заключали соглашение с хозяевами болезней во сне. Это тоже могла быть некая жертва, но для обретения могущества нужно было стать сыном или супругом болезни – пососать у Матери грудь, что равносильно усыновлению или удочерению, или вступить с нею в сексуальную связь. В древнегрузинском предании об оспе, кори и чуме есть очень подробное описание этого процесса.

Мать братьев Оспы и Кори, божество солнца Барбар-Барбол, живет на вершине высокой неприступной горы на берегу моря. Время от времени она посылает своих детей к людям отбирать у них глаза, то есть души. Случилось так, что попал туда один человек, спасшийся во время кораблекрушения. С большим трудом он поднялся на вершину горы и увидел широкое поле и родник. У родника стояла «белая как снег» нагая женщина и стирала белье. Свои большие груди она закинула за спину, чтобы не мешали. Подкрался человек к женщине и коснулся зубами ее груди – стал приемным сыном. Женщина сказала, что отправила в его края своих детей, и спросила, посетили ли они его. Рассказал человек о своих злоключениях, и мать болезней отвела его в свой дом. Посреди дома стоял столб – «со всех сторон был обит человеческими глазами». Хозяйка пояснила: «Сколько испортит мой сын глаз у людей, столько несет сюда и прибивает к столбу».

В это время вернулись ее дети – Оспа и Корь. Их мать попросила проводить человека невредимым домой, на что Оспа сказал: «Завтра Бог шлет Чуму на его соседей, вот с нею и отправим». Мать болезней стала водить человека по горе и показала жилища других болезней, в том числе землянку Чумы, из которой шел черный дым. «Только у Насморка здесь нет постоянного жилья», – сказала она. Когда наступила ночь, человека вручили Чуме, и на второй день он благополучно оказался дома. Мать болезней часто предстает во сне в виде чудовища, на счету которого многие миллиарды человеческих глаз-жизней, и, понятно, шаман испытывает трудности, когда хочет быть его сыном, а тем более любовником. Для этого он произносит во сне древнюю формулу, известную по сказкам, но воспринимаемую большинством иначе: «Стань ко мне передом, к лесу – задом». При этом божество принимает человеческий облик, с которым шаман и договаривается, а в некоторых случаях имеет от него потомство.

Изображение
Рис. 3.15. Фавн и спящая. Гравюра на дереве. 1490 г.

В средневековой Европе тема возможности зачатия от инкуба – духа в мужском образе и суккуба – в женском обсуждалась многими авторами. Одни полагали, что это невозможно, другие считали, что демоны могут похищать семя во время мастурбации или ночной поллюции, «сохранять в его естественной теплоте» и затем вкладывать в женщину (рис. 3.15). В уже упоминавшемся «Молоте ведьм» говорится:

Совершенно верно, что зачатие человека является действием живого тела. Если же утверждается, что демоны не могут дать жизни, так как она изливается из души, то это тоже совершенно правильно, но только потому, что жизнь изливается материально из семени, и демон, как инкуб, может, с Божьего попущения, ввести его с помощью совокупления. Но не свое семя вводит он, а семя, специально взятое для этого от какого-либо человека… У мужчины дьявол берет семя, принимая вид суккуба; вводя семя в женщину, превращается в инкуба. Для зачатия других творений демоны таким же образом пользуются и не человеческим семенем.

Именно поэтому во многих культурах осуждается мастурбация, хотя демоны, согласно мнению некоторых авторов, могли занимать и промежуточное положение между мужем и женой для сбора семени, а для предотвращения искушения во сне запрещалось иметь контакт с кем-либо, кроме Божественной Силы.

«У вас должно войти в правило призывать Мать, прежде чем уснуть, концентрироваться на ней, пытаться ощутить вокруг себя защиту, – наставляет индийский философ Шри Ауробиндо, имея в виду божественного покровителя. – В самом сне нужно сформировать привычку призывать Мать, когда вы оказываетесь в затруднении или в опасности; многие садхаки делают это. Надо не допускать вторжений, любых вторжений любых сил или существ, во сне ли, в медитации или в другое время, – никакой силы, кроме Божественной Силы, а это значит, что нужно отвергать их, никогда не делать им согласия, будь то через внимание к ним или через собственную слабость».

Для воплощения на земле, как считалось, демоны используют тела людей, вселяясь в них, или свежие трупы, особенно убиенных в детском возрасте. В мифологии папуасского народа киваи есть рассказ о девочке, которая стала после насильственной смерти духом и вошла в спящего брата, чтобы научить своего отца колдовству. Произошло это, как указывается в предании, в селе Маги у реки Бинатури. Там жил со своей женой человек по имени Бабоу. Своих детей у них не было, и они взяли приемных – девочку Гаибу из Туритури и двух мальчиков – Саи и совсем маленького Мируу. Как-то раз Саи поссорился с Гаибу и выстрелил в нее из лука. Стрела пронзила девочку насквозь, она дошла до огорода и там умерла. Отец похоронил ее и ночью увидел сон, в котором Гаибу появилась у хижины, упала и закричала в точности, как накануне. На следующую ночь Бабоу завернул маленького Мируу в циновку, отнес на то место, где во сне упала дочь, а сам вернулся домой. Он уже засыпал, когда услышал, что пришел дух девочки. Он заполз под циновку, в которой лежал Мируу, и поселился у него в животе – было слышно, как он там свистит. После этого Мируу стал «много знать», и его переселили в дом для мужчин. Однажды Мируу отправился спать в лес и встретил большую змею, которая сказала, чтобы утром он шел к берегу реки и сел в лодку. Он так и сделал, но лодка вместе с ним пошла ко дну. Под водой он снова встретил ту змею и стал учиться колдовству. Она рассказала, как с помощью тайных ходов появляться в соседнем селении. В другом сне ему показали дерево амухе с необычным плодом, а когда он нашел это место наяву, то увидел на ветке кускуса и сбил его стрелой. Здесь хлынул дождь, а кускус превратился в камень. Ночью кускус-камень явился к нему в человеческом облике и сказал: «Если тебе нужен дождь, возьми меня, натри колдовским снадобьем и положи у ручья».

Когда Мируу стал юношей, дух сестры вышел из него, и теперь его можно было видеть в темноте. Он выглядел как обыкновенная женщина, но лицо всегда было закрыто листьями. Дух Гаибы стал выполнять различные поручения Мируу, быстро преодолевая даже самые большие расстояния, и мог найти любую потерянную вещь, стоило юноше только свистнуть и взмахнуть над огнем ее юбкой. Сам Мируу стал колдуном и со временем подчинил себе других духов111. Особая мистическая связь камней и духов прослеживается и в других мифах киваи о получении могущества через сновидение, а также широко распространена и вне Папуа. Согласно рассказу представителя вьетнамского народа тил, в возрасте 11–12 лет он нашел особый камешек, называемый снар. Ночью, когда он спал, снар превращался в девушку – «духовную жену», которая предлагала вступить с ней в любовную связь, а днем снова принимала вид камня и помогала лечить болезни. Считается, что девушка-снар выбирает себе мужа, как и земная женщина, но знакомится с ним во сне и ей трудно отказать. Чтобы прекратить эту связь, нужно выбросить камешек, но это очень опасно делать, поскольку тогда человек лишается защиты и начинает болеть. Снар также может выбрать и женщину, приняв вид мужчины. Такая женщина обретает способность лечить и становится повитухой. Придя во сне к охотнику, снар показывает то место, куда он должен отправиться за добычей, а другим дает богатство, положение в обществе и даже может подарить человеку какую-нибудь вещь, которая, как верят тил, оказывается у него в руках после пробуждения112. Интересно отметить, что в тюркских языках алмас («камень») и алмыс («злой дух, возбудитель болезней») – однокоренные слова. От албысов (алмысов) ведут свое происхождение некоторые группы тувинских и алтайских шаманов. При встрече албыс обычно принимает облик девушки красивой наружности (рис. 3.16), но может изменять свою внешность, как вьетнамский снар, и становиться мужчиной. Албыса очень трудно отличить от человека, но у него всегда есть изъян: заячья губа, поврежден нос, отсутствуют части тела – например, кожа на спине.

Изображение

Этнограф и обладатель звания «живое сокровище шаманизма» М. Б. Кенин-Лопсан собрал в своей фундаментальной книге «Тувинские шаманы» старинные поверья об албысах: Весной, когда растает снег и появляются травы, одинокий человек, попадая в глухую местность, ложится отдыхать. К нему, крепко спящему, приходит албыс – «ведьма», ловит его куду – «душу» и уносит ее с собой. Человек, ставший жертвой албыса, сразу заболевает – падает в обморок, становится рассеянным, иногда сходит с ума. Большие шаманы, отразив наступление албысов, отвоевывают душу больного и, таким образом, спасают его жизнь. Борьба шамана с албысом завершается тем, что спасенный сам превращается в шамана. Таких шаманов тувинцы называют «ук чок хамнар», то есть «шаманы без рода»…

Жил шаман Куулар Тогдугаш Суг-Бажы возле устья Аянгаты БарунХемчикского района. Он говорил о себе: «Я – шаман из рода албысов – «ведьм». Я ходил по гальке, где было старое русло. Мне навстречу вдруг явились две красавицы, и незаметно я оказался между ними. Я чувствовал, что лежу в объятиях красавиц, крепко спящих. И так мы втроем спали на песчаной косе. Проснувшись, красавицы проводили меня к высокому яру СугБажы. Там стоял большой аал113, в котором жила целая группа албысов – «ведьм». Потом иногда они приходили в наш аал, видели их только мои глаза –простые смертные не могли увидеть их появления. Я вооружился шаманскими атрибутами и начал камлать. Меня никто не учил слагать шаманские песни, потому что я вышел из племени албысов».

Связь магических камней и экстатических жен прослеживается даже у народов, давно подвергшихся христианизации. Например, в сборнике «Колдовство в русском фольклоре» приводится очень интересная быличка, записанная в Боровичском уезде Новгородской области в 1903 году. На святочной неделе парни из артели отправились в соседнюю деревню «на посиделки», и попалась им по дороге баня для мытья льна. Один из них говорит товарищам: «Кто осмелится в эту баню зайти и взять с каменки (печки) камень, тому рубль серебра!» Один и пошел. Принес, получил свой рубль, а камень выбросил по дороге. Вернувшись с посиделок, парень вернулся домой, лег спать, и тут ему на ухо шепчет ктото: «Принеси мой камень! Где его взял, тут и положь!» Долго он сопротивлялся, но ни днем, ни ночью ему покоя не стало. Делать нечего, нашел этот камень и только хотел его обратно на печь-каменку вернуть, как кто-то невидимый схватил его за руку и говорит: «Ты должен быть моим мужем, а я твоей женою! А если ты меня не согласишься взять в замужество, вовеки не выйдешь из сей бани». Обещал парень жениться, родным рассказал, что если так не будет, то жизни лишится. Позвали священника, пошли в ту баню. Заходят и видят девицу в красивых одеждах, а лицо закрыто. Пока до аналоя с иконами не дошли, так ее никто и не видел. А там она уже покрывало откинула и предстала прекрасной девой. Рассказывает, что она проклятая царская дочь и нужно написать донесение ее отцу и матери. Если они признают ее, то все будет хорошо, а если нет, то она «должна жисть кончить». Пришел ответ от царской семьи: «Истинно, наша дочь». Так парень из бедного сословия сделался наследником всего царства115. На этих примерах хорошо видно, что одни и те же персонажи сновидений могли представать и как податели благ, и как держатели болезней, в зависимости от ситуации. Это остается справедливо и для древних культур, и для религий, пришедших им на смену. Договор, заключенный с тем или иным божеством, имеет целью остановить нужду или болезни посредством соблюдения табу, а память о нем – это полученный в результате камень или та же скрижаль завета, принесенная Моисеем с горы Синай. Все это не вечно, хотя камень крепок, поэтому религии сменяют друг друга. Приходят новые боги, и с ними заключаются другие соглашения, которые могут очень отличаться, но это всегда отказ от чего-то, часто от обыденных вещей – например, той или иной пищи или содержания животных. Существует мнение, что особое почитание Девы Марии в Европе было связано именно с эпидемией чумы, а Великая французская революция (1789–1799), низвергнувшая не только монархию, но и тоталитарную власть церкви, совпала с ее окончанием. Следует отметить, что в это время проводятся первые вакцинации от оспы, а всего через пару лет вакцинация становится обязательной для всех. Здесь можно привести строки из видения Иоанна Богослова, не только о всаднике-чуме на коне бледном, но и о «жене, облеченной в солнце», родившей сына пред красным драконом-зверем с семью головами и десятью рогами. Исцелившийся от смертельной раны зверь творит богохульные чудеса, обольщает живущих на земле людей и кладет знак свой на руку или чело каждого:

И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Согласно древним представлениям, Мать болезней имеет непосредственную связь с Солнцем, как уже упоминалось выше в описании экстатического путешествия к Барбар-Барбол – матери Оспы и Кори. А печать зверя – не о повальной ли вакцинации идет здесь речь, как результате соглашения между человеком и Оспой, прикладывающей свой палец? Такая трактовка кажется невероятной, но только на первый взгляд. Великая французская революция изменила весь уклад жизни, а инквизиции был нанесен сокрушительный удар, сродни апокалипсису. Видимо, в это время был получен новый камень, приведший впоследствии к расцвету материализма и научному прогрессу, но происходило это медленно и не во всех местах одинаково.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB