Текущее время: 28 мар 2024, 13:10


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Химическая свадьба
СообщениеДобавлено: 04 июл 2019, 13:10 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101827 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Химическая свадьба  

Важнейшей книгой средневековья, серьезно повлиявшей на европейскую оккультномистическую философию и имеющей прямое отношение к разбираемой теме, является третий манифест братства розенкрейцеров «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459», автором которой считается немецкий теолог и математик Иоганн Валентин Андреа (1586–1654). В двух предыдущих манифестах, изданных анонимно, – «Fama Fraternitatis» («Слава Братства») и «Confessio Fraternitatis» («Вероисповедание Братства») – рассказывалось о создании Ордена розенкрейцеров (Розы и Креста) и о его таинственном основателе Христиане Розенкрейце. Согласно легенде, Христиан Розенкрейц родился в Германии в 1378 году, воспитывался с детских лет в монастыре, а потом отправился на Ближний Восток, узнав о существовании неких святых мудрецов, хранящих древние знания. Он находит их в Дамкаре и обучается искусству магии, каббалы и сновидения в течение семи лет, с 1393 по 1400 год, после чего возвращается обратно. Будучи не понят в «ученой среде», он вместе с монахами создает тайное общество для оказания помощи людям – Братство розенкрейцеров. В 1614 году, через 130 лет после его смерти, выходят первые два манифеста, еще через два года – «Химическая свадьба», описывающая события семи дней мистического путешествия основателя ордена в 1459 году. Книга написана от лица самого Христиана Розенкрейца и начинается с описания того, как в канун Пасхи, когда разыгралась непогода, его, погрузившегося в размышления в ветхом доме на горе, касается рука прекрасной девушки с большими крыльями, усеянными глазами. Она передает ему запечатанное письмо и под звук трубы исчезает. Это оказывается приглашением на Королевскую Свадьбу и, чтобы получить наставление в столь неясном деле, Христиан Розенкрейц, по обыкновению в таких случаях, ложится спать. Ввиду особой важности этого сновидения для понимания как последующих событий, так и того, какое место занимают откровения, получаемые во сне, в герметической философии того времени, приведем его полностью без сокращений.  

Сон Христиана Розенкрейца

Чуть только впал я в сон, привиделось мне, будто я лежу в темничной башне, скованный тяжкими цепями с множеством людей, не имеющих пред собою проблеска света, ни даже малой видимости, но сбитых тесным, как бы пчелиным роем, чем еще более усугубляли взаимные муки. И хотя ни я, ни лежащие со мною не видели ни зги, все же слышно было, как то один, то другой пытались приподняться над остальными, чуть только цепи и оковы хоть немного то позволяли, однако же никто не мог чрезмерно усердствовать, ибо все мы были товарищи по несчастью. Пролежав в толиком бедствии изрядное время подле остальных, из коих многие попрекали друг друга, зачем-де тот слеп или зачем дался в плен, как внезапно вострубили разом многие трубы и забили литавры, да столь искусно, что оживили и ободрили нас в нашем злополучии. При сем шуме в крыше приотворилась дверца, пропустив в темницу малый луч света. Тут-то впервые и открылся вид на наше коловращение, ибо все пошло вверх дном и тот, кто прежде чересчур возвысился, теперь уходил под ноги соседей своих. В общем, каждый старался взять верх над другими, я же и сам, не теряя времени понапрасну, водрузился на камне, ранее мною примеченном, хотя многие цеплялись за меня; однако я, как мог, отпирался от них руками и ногами, ибо все мы мнили непременно быть оттуда освобожден ными. Случилось же совершенно иначе, ибо немного спустя, когда Высшие, которые наблюдали за нами сквозь отверстие в потолке, достаточно позабавились нашей баталией и стенаньями, то некий Старец, белый как лунь, привел нас к тишине и, едва лишь она воцарилась, обратился к нам со следующими словами, кои по сию пору сохранились в моей памяти:

Кто сам не вознесется
Средь страждущих людей,
Тот, бедный, не спасется
Без матери моей,
Навек внизу застрянет,
Среди забот увянет,
В темнице пропадет.
Но мать моя готова
Вытаскивать на свет
И самого дурного,
Кому спасенья нет.
Хоть редко так бывает,
Пусть каждый уповает.
Считают: это бред.
Однако праздник ныне
Чье правило: блистать,
И, значит, благостыне
Нельзя не возрастать.
Когда канат спустился,
Кто за него схватился,
Тот спасся навсегда.

Едва он закончил свою речь, как Древняя Мать повелела своим слугам семижды опустить канат в темницу и вытащить наверх всякого, кто сумеет за него ухватиться. Боже правый, как опишу возникшее тут меж нас смятение! Каждый рвался к канату, но только и мог, что помешать остальным. Между тем по прошествии семи минут послышался звон колокольца, и по сему знаку слуги потянули канат в первый раз, извлекши при этом всего четверых. Сам же я и близко не смог к нему подобраться, так как имел великое несчастье (о чем упомянул ранее) прилепиться к камню, находившемуся у темничной стены, канат же свисал посредине, что и помешало моему намерению. И во второй раз тот канат был спущен, но изза тяжести цепей и по слабости рук каждый мог лишь увлечь за собою вниз другого, который иначе, глядишь, и удержался бы на канате. Да, многие из тех, кто сами не имели силы ухватиться за канат, лишь препятствовали другим, такова была зависть, владевшая нами даже в столь великой скорби. Но наибольшую жалость возбуждали во мне те, кто столь тяжелы были, что и ценою вывихнутых суставов не смогли бы себя поднять. И так случилось, что и на пятый раз вызволенными оказались лишь немногие, ибо, едва заслышав сигнал к подъему, слуги потянули канат весьма поспешно, отчего многие повалились друг на друга и канат вышел почти вовсе пустым. Тогда многие, и я в их числе, отчаявшись в избавлении, громко возопили к Богу, дабы Он смилостивился над нами и, буде возможно, спас нас от сей тьмы. И вот, иные из нас были услышаны Богом, ибо, когда канат был спущен в шестой раз, сумели крепко за него ухватиться. Он же, поднимаясь, стал ходить из стороны в сторону, и когда – верно, по Божией воле – оказался рядом со мною, я тотчас ухватился за него даже выше всех прочих и так, сверх всякой своей надежды, выбрался наружу, чему немало радовался, так что вовсе не чувствовал в голове моей раны, полученной при поднятии, – покуда вместе с остальными спасенными помогал вытаскивать канат в последний, седьмой раз (как было у них предпринято и прежде), ибо, хотя кровь при сем деле и залила все мое платье, я от радости не глядел на это. После седьмого испытания, коим спаслось более всего народу, Древняя Мать приказала отложить канат и повелела своему ветхому днями Сыну (приведшему меня в изумление) говорить к оставшимся в темнице, и тот, несколько поразмыслив, начал так:

Дети! Обряд
В таинстве свят.
Действо одно Завершено
Тем, что моя дарует мать,
Не следует пренебрегать,
А время, чаемое вами,
Счастливое, не за горами;
Друг другу будете равны
И не богаты, не бедны.
Кому доверяют, Того одаряют;
Кто знает, где клад, Тот будет богат.
Не плачьте в сумрачной тени.
Печальные недолги дни.

Лишь только прозвучало последнее слово, дверцу в темничной крыше снова закрыли и заперли на замок. Трубы и литавры вновь возгремели. Но сколь ни зычен раздавался от них гром, все же не мог заглушить жалобных стонов, возносимых пленниками из темницы, отчего глаза мои вскоре наполнились слезами. Между тем Древняя Мать воссела подле своего Сына на седалище, для них приготовленном, и повелела перечесть всех спасенных. Узнав число и занеся его на маленькую желтого золота дщицу, потребовала она себе все наши имена, каковые тотчас записаны были маленьким пажом. Оглядев всех нас по очереди, она вздохнула и обратилась к своему Сыну со словами, кои удалось мне расслышать: «Ах, сколь жалостны мне бедняки, оставшиеся в темнице! Будь на то Божия воля, спасла бы всех». На что Сын возразил ей: «Мать, такого Божие изволение, коему не пристало нам противиться. Когда бы все мы были Высшими и владели всеми благами земли, кто бы тогда бы прислуживал нам за столом?» В ответ Мать, помолчав, молвила: «Когда так, надобно все же избавить их от оков», что сразу и было исполнено, притом я освобожден был одним из последних. И хотя взор мой по-прежнему был устремлен на других, я не мог удержаться и склонился пред Древней Матерью, возблагодарив Бога, по-отечески милосердно перенесшего меня из тьмы на свет. Вслед за мною так же поступили и другие, что пришлось по сердцу Древней Матери. В завершение было нам роздано по золотой монете – в памятование и для траты. На одной ее стороне было выбито восходящее солнце, на другой – литеры D.L.S.. Засим были мы все освобождены и отпущены каждый по своим делам, с увещеванием, да станем, во славу Божию, благотворить ближнему и всегда держать в тайне все, чему были свидетелями, в чем мы обязались и вслед за тем разошлись в разные стороны. Я же из-за ссадин, натертых оковами, едва мог ступить и припадал на обе ноги. Древняя Мать сие заметила и, посмеявшись, вновь призвала меня к себе и сказала так: «Сын мой, не скорби о сем изъяне, но, памятуя о своих немощах, возблагодари Бога за то, что уже в этом мире позволил тебе, несовершенному, вступить в столь высокий свет, и храни эти раны в память обо мне». В тот же миг снова вострубили трубы, да так, что я от испуга проснулся и тут только понял, что все сие было лишь сном, каковой, однако, столь глубоко запал в мой ум, что я еще долго о том печалился и словно бы чувствовал раны на ногах моих.  

* * *  

По содержанию сна Христиан Розенкрейц понимает, что Богу угодно его присутствие на свадьбе. Он облачается в белый кафтан, подпоясывается алой лентой, втыкает в шляпу четыре розы, берет припасы и отправляется в путь. Едва покинув дом, во второй день своего путешествия он сразу оказывается в чудесном лесу, непохожем на прежний, что позволяет считать, что на самом деле он так и не проснулся, испытав так называемое «мнимое пробуждение»

Изображение

Так он доходит до трех высоких кедров, на одном из которых висит указатель выбора направления. Первый путь – короткий, но опасный, идущий через скалы; второй – обходной
и легче; третий – королевский, но по нему могут пройти лишь единицы из тысяч; четвертый – вовсе недоступен для смертных, так как требует «нетленного», то есть очищенного, тела. Волею судьбы Христиан оказывается на длинной, обходной дороге, ведомый на юг летящим впереди голубем, которого до этого угостил хлебом. Под вечер он видит Врата на высокой горе и, направляясь к ним, встречает Стража в голубых одеждах, который требует показать ему приглашение. В обмен на бутылку воды Страж дает ему золотой жетон и письмо для охранителя следующих врат. Достигнув их и встретив еще одного Стража со львом на цепи, Христиан меняет припасенную соль на другой жетон и, освещая путь факелом, который дала ему Дева в голубом у Вторых Врат, бежит к Третьим Вратам в глубине замка, чтобы успеть пройти до того, как они закроются на ночь.

Преодолев это препятствие и получив от Стража еще один жетон, он в сопровождении пажей попадает в комнату, где невидимая рука срезает волосы на макушке его головы. Через множество дверей и винтовых лестниц Христиана приводят в просторный зал, где уже собралось много гостей – знатных императоров и принцев, а также обычных людей, часть из которых оказалась знакомыми. Все заняли места за столом и приступили к трапезе, подаваемой невидимыми слугами. Захмелев, некоторые из гостей начали хвастаться, что преуспели во многих вещах. Тут громко зазвучала музыка и в зале появилась та самая Дева, что дала Христиану факел, но уже в белых одеждах, сверкающих золотом. Она плыла по воздуху на своем троне и возвестила, что утром будет взвешивание тех, кто, по их мнению, достоин присутствовать на Королевской Свадьбе, и что тем, кто сомневается, лучше остаться ночевать в зале. Христиан и еще восемь человек не покинули своих мест, чтобы перейти в предложенные другим спальни, и были крепко связаны пажами. Ночью Христиан увидел сон, в котором он смотрел с высокой горы на обширную долину, в которой находилось в тесноте очень много людей. Каждый из них был привязан нитью, выходившей из головы, к небу, причем одни висели высоко, другие – ниже, а третьи – вообще находились у самой земли. Между ними летал Старец с ножницами в руке и перерезал то одну нить, то другую. Те, кто были у самой земли, падали почти неслышно, но те, что висели высоко, производили во время приземления сильный грохот, нередко увлекая за собой и соседей. Некоторых предварительно опускали вниз, перед тем как обрезать нить, и они благополучно достигали земли. После пробуждения Христиан рассказал о своем сне одному из оставшихся в зале, и они возымели надежду о благополучном окончании дела. На рассвете третьего дня в зале собрались те, кто считал себя достойным быть на Свадьбе. Вскоре появилась и Дева в зеленом платье и с лавровым венком на голове. В зал внесли огромные золотые весы и предложили кандидатам взвеситься, ставя на противоположную чашу семь гирь разного размера. Гири не должны были перевесить достоинства. Из всех, кто вчера покинул зал, испытание выдержали лишь немногие, и им была вручена красная мантия и орден Золотого Руна с крылатым львом на нем.

Остальных вязали и отдавали группе рыцарей. Из девяти оставшихся в зале на ночь перевесили гири только двое – Христиан, оказавшийся тяжелее не только семи гирь, но и дополнительно трех рыцарей в полном вооружении и пажа, а также тот, кому он рассказал о своем сне. Затем наступило время завтрака, причем для выдержавших испытание слуги, подающие пищу, были уже видны, а для прочих, сидевших теперь за низкими столиками, – нет. Вскоре последним был оглашен приговор: те из них, кто был перевешен гирями с трудом, могли выкупить свою свободу за золото и драгоценности; другие, по мере их гордости, изгонялись из замка голыми или подвергались бичеванию розгами. Перед уходом все они должны были выпить особый напиток, дающий забвение. Для попавших в замок без приглашения предназначалась особая кара – меч и петля. Выдержавшим испытание взвешиванием стали показывать диковинных животных в саду и сокровища замка. Христиану и его компаньону выпала честь посетить королевскую гробницу и библиотеку, а
также увидеть сложные механизмы, показывающие звездное небо и движение планет. После ужина Христиан осмеливается спросить имя у Девы и получает ответ: «Мое имя содержит число пятьдесят пять, но имеет при этом лишь восемь букв, из коих третья составляет третью часть пятой, будучи же сложена с шестой, дает вместе с ней сумму, коей корень превышает сию третью на величину первой, сам же является половиною четвертой. Пятая и седьмая равны между собою, точно так, как первая и последняя, и, будучи добавлены ко второй, составляют вместе величину шестой, каковая содержит в себе на четыре больше, чем утроенная третья. Теперь сами скажите мне, сударь, как меня зовут?»34 После посещения часовен и исполнения духовных гимнов всех развели по спальням. Христиан в эту ночь видит ужасный сон, в котором пытается отворить некую дверь, и лишь приложив максимум усилий, ему удается сделать это. Утром четвертого дня Христиан выходит в сад и видит фонтан, исцеляющий все болезни. Все умываются и пьют из него, а потом поднимаются по лестнице из 365 ступенек и входят в зал, где предстают перед юными Королем и Королевой, восседающими в невыразимой славе, с золотыми коронами, парящими в воздухе. Придворный астролог старец Атлант приветствует их от имени Короля. Там же находятся еще два трона, на которых располагаются старый «Король седобородый» со своей молодой супругой и преклонных лет «Король черный» с пожилой матушкой. После окончания аудиенции все отправляются в нижний зал смотреть комедию о Принцессе, похищенной маврами и освобожденной юным Королем, вернувшим ей престол. Комедия отражается в действиях на свадебном пиру. Юный Король записывает имена собравшихся в книгу и дает им выпить из хрустальной чаши напиток молчания. Дева завязывает черным платком глаза трем королям и трем королевам, а мавр отрубает им всем головы, помещаемые с великой честью вместе с телами в шесть установленных гробов. Мавра-палача тоже обезглавливают. Дева сообщает собравшимся, что теперь жизнь королей и королев зависит от них, и пажи отводят всех по их спальням. В полночь Христиан видит в окне яркий свет и семь плывущих к замку кораблей. В них помещают шесть гробов королей и королев и раку с головой мавра. После этого корабли скрываются за горизонтом.

В начале пятого дня Христиана отводят в подземелье, где находятся склепы, и он случайно видит ложе спящей обнаженной Венеры, над которым висит табличка, возвещающая о том, что, когда плоды ее древа растают, она пробудится и станет матерью Короля. Христиана ранит стрелой в руку купидон, после чего Дева, одетая в черный бархат, отводит всех к шести гробницам. Она предлагает собравшимся отправиться к острову Олимпийской Башни, чтобы там найти средство для оживления королей и королев. Все отплывают на семи кораблях в море, тех самых, что Христиан видел в полночь, и через несколько часов достигают цели. Гробы и раку вносят в Башню, а участники путешествия спускаются в подземную лабораторию, где производят из растений и драгоценных камней эссенции и магические порошки. Работа продолжается до самой темноты. Перед сном Христиан видит семь огней, взлетающих на самый верх Башни под ураган и морской шторм. На шестой день страж Башни предлагает собравшимся разыграть по жребию лестницы, веревки и крылья. Христиану выпадает лестница, которую по условию он должен постоянно иметь при себе.

Вскоре открылось отверстие в потолке, и Дева предложила всем подняться к ней, для чего и потребовались все эти предметы. Наверху оказалась лаборатория. Чуть позже в нее внесли фонтан, тела королей и королев и раку с головой мавра. Все это поместили в эссенции и настойки, изготовленные вчера, и стали нагревать факелами. От этого вода в фонтане стала бурлить и брызгать, собираясь в сосуд, а из глобуса, который принесла Дева, стала капать красная жидкость. Все это продолжалось более двух часов, а потом вновь отворилось отверстие в потолке и всех пригласили подняться выше. Там располагалась лаборатория из зеркал, отражавших свет солнца. Сконцентрированное тепло падало на глобус, а когда его остудили и разрезали, то там оказалось огромное белое яйцо. С помощью веревок, крыльев и лестниц испытуемые поднимаются еще выше и находят квадратный сосуд из меди, заполненный песком, куда кладут яйцо. После разогрева на медленном огне из него вылупляется птенец. Ему дают выпить крови обезглавленных королей и королев, и от этого он начинает расти и покрывается черными перьями. На следующем этаже, на который попадают так же, как и в прошлые разы, птенец уже выглядит взрослой птицей, находящейся в горячей молочной ванне. От этого все ее перья вылезают, а после выпарки воды в ванне остается голубой камень, который превращают в порошок и натирают им тело птицы, кроме головы. На шестом этаже птица пьет из кроваво-красного фонтана и клюет змею. Потом птице отрезают голову, кровь собирают, а тело сжигают дотла. Дева говорит Христиану и еще трем, что не позволяет им подняться на седьмой уровень таинств, но они, минуя его, попадают по лестнице на восьмой этаж, где их поджидает Старец. Дева приносит пепел птицы и, поместив его в две формы, получает крошечных спящих младенцев мужского и женского пола. Им вливают в рот кровь птицы, и от этого они вырастают до обычного размера.

С помощью труб, приложенных к их губам и направленных в сферический потолок с отверстием, их пробуждают снизошедшим огнем. Этими детьми и оказываются юные Король и Королева, которые по пробуждении ничего не помнили о случившемся после их обезглавливания. Их сажают на корабль и отправляют домой. После ужина все идут спать. После завтрака в Башне на седьмой день Старец вручает каждому по медали, на которой выбиты такие слова: «Искусство – жрица Природы» и «Природа – дочь Времени». Сев на корабли, все отплывают в замок, где их еще по пути встречают Король и Королева. На берегу Король, Старец и Христиан, который оказался отцом Старца, сели на лошадей и достигли Первых Врат. Страж в голубых одеждах подал через Христиана прошение Королю,и все поскакали дальше. Когда Христиан спросил Короля о Страже, тот ответил, что он был астрологом, но как-то раз увидел Венеру во время ее отдыха и поэтому должен ждать у ворот, пока его освободят, а это может сделать лишь тот, кто займет его место, совершив такой же проступок. Эти слова сильно взволновали Христиана, ведь он тоже видел Венеру спящей, за что даже получил от купидона стрелу в руку. Но дело шло к ужину, во время которого каждый мог попросить у Короля и Королевы чего пожелает. Между тем Король дал прочитать Христиану прошение Стража, в котором сообщалось, что один из гостей видел Венеру и пришло время для его освобождения. Во время ужина Король посвятил каждого в рыцари Золотого Камня и взял соответствующие клятвы. На личной аудиенции Христиан рассказывает Королю о том, что это именно он видел Венеру, и просит освободить Стража Первых Врат. Король отпускает Стража и назначает Христиана на его место до свадьбы его будущего сына. Христиана уводят в спальню с тремя кроватями, предназначенными для него, придворного астролога Атланта и Старца из Олимпийской Башни.

Повествование оканчивается неожиданно в середине предложения, после чего следует концовка, сообщающая, что в тексте не хватает примерно двух страниц, и делается предположение о том, что автор, будучи должен встать наутро у Врат, в действительности вернулся домой. Если же рассматривать это путешествие как чудесное сновидение, на что имеются основания, то возвращение Христиана Розенкрейца можно рассматривать как пробуждение без какого-то пути обратно через лес к горе. На то, что это именно художественно оформленный сон с пятью мнимыми пробуждениями или визионерский опыт, указывает как общий характер построения сюжетной линии, так и многие детали, характерные для сновидения: отсутствие у персонажей имен или их нарочитая запутанность, сказочность происходящего, быстрое и неожиданное изменение образов и настроения. Таким образом, Христиан Розенкрейц, заснув в замке, просыпается наяву посвященным Стражем Первых Врат на пути к таинствам Короля и Королевы, что нужно понимать аллегорически, исходя из символизма средневековой алхимии, герметической философии и самого Братства розенкрейцеров.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB