Текущее время: 29 мар 2024, 08:38


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Календарные празднества
СообщениеДобавлено: 29 апр 2019, 14:25 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Календарные празднества

Совершались по лунному календарю. Год в древнем Китае первоначально разделялся на «деловой» и «пустой» (зимний) периоды. Первый был временем роста всего живого и трудовой деятельности, второй – временем смерти земли и праздности.

Еще на рубеже II-I тысячелетий до н.э. древние предки китайцев различали только два праздничных периода: праздничный период начала хозяйственного сезона и праздничный период окончания хозяйственного сезона. Со временем из этих первичных празднеств выделились обряды весенние и осенние, летние и зимние. Новая система праздников была ориентирована на даты астрономического календаря. Новый год (астрономический) соотнесен с зимним солнцеворотом; центром весенних обрядов стали дни весеннего равноденствия (середина весны), центром осенних обрядов стали дни осеннего равноденствия (середина осени). Появился праздник летнего солнцестояния (середина лета).

Судя по сообщениям древнейших письменных памятников Китая, в обрядности календарных празднеств той эпохи доминировали черты характерные вообще для архаических праздников: праздничные излишества, ношение звериных масок, относительная свобода сексуальных отношений. В древнекитайской литературе понятие «безумства» первоначально относилось к состоянию праздничного экстаза, экзальтации – первобытные праздники имели оргиастический характер.

Помимо праздников в дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия были праздники начала агрономических сезонов. Так, в первый день весны император совершал в восточном предместье столицы обряд проведения первой борозды. Церемонии, связанные с приходом осени, совершались в западном предместье и служили сигналом к проведению военных состязаний и охоты, починке городских стен и казни преступников, потому что осень и зима считались временем господства начала инь и соответственно сезоном войны и смерти.

Характер празднеств во времени эволюционировал. Уже с середины 1 тыс. до н.э. образованные слои общества с подозрением смотрели на народные праздники, считая их «непристойными» и «бесполезными». С конца 1 тыс. до н.э. календарные обряды были подчинены государственному принципу формализации и рационализма.

День зимнего солнцестояния (солнцеворота)

Считался у древних китайцев началом нового астрономического года (середина зимы). Праздновался в Китае издревле. Приходится обычно на конец 11-го месяца лунного календаря. Инь достигала своей кульминации и начинало усиливаться светлое ян (середина зимы). В древности в день зимнего солнцеворота ели красные бобы. Бобы, по поверью, являются оберегом от духов (в летний солнцеворот ели собачье мясо). Духам-покровителям подносили рисовые клецки. Рисовые клецки шарообразной формы, которые китайцы ели в зимний солнцеворот, являются символом первозданного хаоса «хуньдунь» и носят такое же название. В зимний солнцеворот делались подношения душам умерших – рисовые клецки, красные бобы, вино и обязательно свинину. Верили, что в это время свинина дает силу и здоровье. По-видимому, древние китайцы в зимний солнцеворот, как и в летний, делали жертвы и духам и душам предков. День зимнего солнцестояния еще в эпоху средневековья было принято отмечать официальными церемониями и обрядами аналогичными новогодним. Частично эта традиция дожила до начала нашего столетия.

Императорский обряд во время зимнего солнцестояния совершался в самую длинную ночь года, когда достигала своего максимума тёмная сила инь. Император поднимался на верхнюю площадку круглого каменного алтаря к югу от столицы (в религии Индии южный алтарь – это алтарь духов и мёртвых предков). Чиновники громкими и медленными монотонными голосами взывали к царским предкам и Небу, прося у них поддержки и заверяя их в преданности правителя. Предков и божеств солнца, луны, звёзд, планет, ветра и дождя представляли таблички с надписями. Перед этими табличками ставили еду: супы, овощи и фрукты, а также рыбу, говядину и свинину. В жертву Небу приносился молодой рыжий бык без единого изъяна (символ ян). Его туша сжигалась на специальном алтаре. Жертвовались также вино, благовония и шёлк. Церемония проходила под гонги и барабаны. Приведём молитву императора «Верховному владыке», называемому в молитве Те:

В начале времён царил великий хаос, бесформенный и тёмный. Не круговращались ещё пять стихий и не сияли солнце и луна. Внутри этого не было формы, ни звука – Ты, о духовный Повелитель, явился в своём величии и впервые отделил грубое от тонкого. Ты сотворил небо; Ты сотворил землю; Ты сотворил человека. Все вещи с их способностью умножаться получили бытие.

О Те, когда ты разделил инь и ян (т.е. небеса и землю), началось твое созидание. Ты, произвёл, о Дух, солнце, луну и пять планет, чистым и прекрасным был их свет. Небесный свод распростёрся наподобие занавеса, а квадратная земля служила опорой всему находящемуся на ней, и все вещи были счастливы. Я, Твой слуга, дерзаю почтительно благодарить Тебя и, поклоняясь, представить это прошение Тебе, о Те, называя Тебя Повелителем. Ты снизошел, о Те, до наших молитв, ибо Ты относишься к нам, как отец. Я, Твое дитя, тёмное и непросвещенное, не могу выразить свое чувство благодарности Тебе. Благодарю Тебя за то, что Ты принял мои неумелые речи. Славно Твоё великое имя. С почтением предлагаем мы эти драгоценности и шелка, и, подобно ласточкам, радующимся весне, приносим хвалу Твоей щедрой любви.

Устроен великий пир, и голос радости нашей подобен грому. Владычествующий Дух снизошёл до принятия наших даров, и мое сердце ощущает себя пылинкой. Сварено мясо в больших котлах и приготовлены ароматные яства. Прими подношения, о Те, и все люди будут счастливы. Я, Твой слуга, получающий Твои милости, воистину благословен.

Из текста видно, что это – ритуальная молитва, в ней воспроизводится космогонический миф о творении мира, переход от хаоса, нерасчлененности к организованному космическому порядку. Следовательно, ритуал имеет целью магическое воспроизведение порядка в новом году. Но кто этот «Дух», именуемый «Те»? Следует обратиться к ритуальной символике древних китайцев.

Для учёных представляет проблему значение символа маски «тао-те», обычно являющейся центром композиции орнамента на ритуальных бронзовых сосудах, а также некоторых наиболее известных изделиях ритуального характера из камня (нефрит, мрамор и т.п.). Маска изображает, как правило, голову чудовища-монстра с огромными круглыми выпуклыми глазами, мощными надбровными дугами и крупными разветвлёнными рогами, обычно изогнутыми в затейливые спиралеобразные изгибы. Иногда маска снабжена туловом дракона, змеи, тигра, изредка – телом человека. Уже во второй половине I тысячелетия до н.э. самим китайцам не было известно подлинное значение этой ритуальной маски, так считают учёные. Хотя остаётся вариант табуации, запрещающей говорить о некотором существе неземного мира, даже и в наше время. Некоторые учёные (например, Л.С. Васильев) убеждены, что маска тао-те символизирует Шанди, на том основании, что эпоха распространения и господства в иконографии маски тао-те по времени совпадает с периодом интенсивного культа Шанди, а примерно с VIII века до н.э. и Шанди и тао-те быстро сходят со сцены. Шанди вытесняется Небом, а мотив тао-те в искусстве заменяется другими орнаментальными мотивами стилей «Среднего Чжоу» и «Хуай». Менее убедителен аргумент в пользу Шанди на основании «териоантропоморфности» маски (гр. терио – зверь). Зооантропоморфность действительно характерный символ идеи тотемизма. Но обратная теорема неверна: такой символ может обозначать вообще факт «превращения». Кроме того, голова маски не представляет головы какого – либо известного зверя, она «зверская» в смысле ужасная, фантастическая, не от мира сего. Во всяком случае, в отечественной литературе оставляется без внимания вариант маски как великого духа, с которым китайцы как-то связывали себя, поклонялись ему и регулярно приносили массовые человеческие жертвы, которые были отменены, когда этот культ был заменён культом Неба, но все ещё жил в древнем чувстве (в архетипе, сказал бы Юнг) китайца.

Иностранные авторы также связывают Дух Те с Шанди[10], как с первопредком китайцев. Интересно, что императоров хоронили на вершине горы – горы по вере древних китайцев место, где господствуют духи. В последнюю ночь лунного года приходил не только Дух Те, но и являлись духи всех предков знатных родов, а с того времени, как получила признание душа хунь у простых китайцев, то и их предки. Утром все предки, точнее их духи, уходили в свой мир.

Гражданский Новый год

Празднуется в конце зимы. Архаическими праздниками нового года были праздники чжа и ла, истоки которых теряются в неолитических культурах равнины Хуанхэ. По сообщениям древнего источника, чжа это было время, когда «все люди казались обезумевшими». Чжа посвящались земледельческим божествам и включали кровавые жертвоприношения, магические экзорцистские процессии и игрища. Празднества ла посвящались поклонению предкам и домашним божествам. И тот, и другой праздник носили оргиастический характер. В середине 1 тыс. до н.э. они слились в один праздник ла. Дата праздника ла отсчитывалась от зимнего солнцестояния по шестидесятидневному циклу и не имела фиксированного положения в лунном календаре. Обычно ла справляли незадолго до лунного Нового года. Праздник лунного Нового года не сразу получил признание в народе. Первоначально он был дворцовой церемонией. Но уже к рубежу нашей эры он вошел в сознание древних китайцев как большой праздник и в течение последующих трех столетий окончательно поглотил праздник лу. Гражданский Новый год (конец зимы — начало весны) в Китае отмечался в первое новолуние после вхождения солнца в созвездие «Водолей» (в западной традиции), что в переводе на григорианский календарь происходит не ранее 21 января и не позднее 19 февраля. Прелюдией к новогодним торжествам являлись обряды 8-го дня последнего месяца, которые восходили к обряду ла. Еще в VI в. н.э. в этот день устраивались ритуальные шествия, связанные с духами и приносились жертвы предкам и божеству домашнего очага. В древности новогодние празднества продолжались в течение всего первого месяца года, и еще в VI в. в последнюю ночь месяца древние китайцы совершали очистительный обряд, освещая факелами двор, чтобы изгнать злых духов. На рубеже нашего столетия праздник длился около полутора месяцев и даже более. Праздник Нового года являлся общим для всех слоев китайского общества. За неделю до Нового года, в 23-ий день 12 месяца совершался обряд проводов на Небо божества домашнего очага Цзаошэня (больше известного в народе под именами Цзаована или Цзаоцзюня) с докладом о всех делах происшедших в своем доме.

Весенние праздники

Весенние праздники китайцев были связаны с магией плодородия, а также происходила встреча живых с умершими предками. Уже в эпоху Чжоу центральное место в ряду весенних календарных праздников занимал праздник «Холодной пищи» (Ханьши) и «Чистого света» (Цинмин). Он имел вид известного у древних народов праздника Обновления огня. В эпоху Чжоу время наступления весны отмечалось зажжением нового огня с помощью зеркала, старый же огонь предварительно гасили, и в течение некоторого времени все ели холодную пищу. Зажжение нового огня было единственным большим праздником в году, дата которого высчитывалась по солнцу: его отмечали спустя 105 дней после зимнего солнцестояния (5 апреля по европейскому календарю). Со временем этот день получил название Цинмин. Празднества Холодной пищи первоначально были праздником любви, временем выбора жениха и невесты. Юноши и девушки в этот праздник качались на качелях, подвешенных к деревьям. К нашему времени они исчезли из быта китайцев. Теперь праздник Холодной пищи и Чистого света свелся исключительно к поминовению предков. Цинмин иногда называют теперь праздником подметания могил.

В дни праздника появлялись и «чужие духи». В этот день единственный раз в году к колодцам (напиться) приходили души женщин, умерших от родов. Приносились дары неупокоенным душам и душам «заброшенных могил». В древности верили в связь душ умерших и ивы. Побеги ивы прикрепляли к воротам дома и поклонялись предкам в том направлении, куда ветви указывали.

Праздник летнего солнцестояния (солнцеворота)

Праздник летнего солнцестояния (солнцеворота) приходится на пятый день пятого месяца по лунному календарю. Начало ян, достигнув предела, уступает развитию силы инь, темного, смертоносного начала. Этот праздник назывался еще праздником «истинной середины», или еще праздник Дуань, т.е. праздник Высшей точки ян. В этот день происходит свободная встреча земного и потустороннего, хтонического. Поэтому пятый месяц считается несчастливым. В древней книге «Ли цзи» (III в. до н.э.) пишется, что необходимо в течение 5 месяца поститься, не предпринимать никаких дел, никого не наказывать, не выходить из дома, не подниматься на холмы. Считалось, что ребенок, родившийся 5-го числа 5-го месяца, погубит своих родителей, браки, заключенные в 5-ом и 6-ом месяцах будут несчастливыми. В день летнего праздника духам выставлялись вино и мясо. Выставлялись также дары душам умерших. В качестве оберегов от потусторонних сил использовались амулеты. Например, обычай одевать в полдень 5-го дня 5-го месяца на руку или на грудь шелковые нити пяти цветов существует с глубокой древности. Духов отпугивали ветками персиков, ивы, листьями полыни, вывешивали также листья фигового дерева, чеснок. Носили их на себе и вывешивали на воротах дома. К воротам с внутренней стороны прикрепляли также свиток красной бумаги с заклятием. Верили, что травы в дни летнего солнцестояния обретают чудодейственные свойства. Вода также приобретала чудодейственные лечебные свойства. Воду после омовенья выливали на улицу – это называлось «спроваживать несчастья». Таким образом исцеление приписывались духам.

В литературе II в. до н.э. упоминается о «лодках-драконах» в празднике «Истинной середины». Считалось, что дракон является переносчиком душ умерших из загробного мира. Обряд «лодки-дракона», также как и обряд «зажжения огня», в древности считался как обряд встречи душ умерших. «Барабанный бой и огни факелов широко использовались как средство привлечения душ»[11]. Но похоже, что древние китайцы привлекали и хтонических духов, чтобы, принося им жертвы, получить от них чудесные исцеления и др., в то же время оберегая себя от вреда с их стороны, а потом вообще спроваживая их. Это – экзорцизм древних.

Праздник начала осени

7-ой месяц по лунному календарю. Праздник первого урожая и женских ремесел. Также и праздник благодарения душ умерших за собранный урожай. Чествование душ умерших начиналось с первых чисел 7-го месяца. В течение всего 7-го месяца двери преисподней были открыты и ее обитатели могли выходить в мир. Этот “праздник мертвых” (Чжуньюань) появился позже. Первое упоминание о нем относится к VI в. н.э.

Осеннее равноденствие

Праздник Середины осени. Приходится на средний месяц осени, или 8-ой месяц по лунному календарю. Основной обряд приходился ровно на полнолуние, т.е. вечер 15-го дня. Поклонялись луне, приносились ей жертвы. Жертвы были самые разнообразные, но особенно свинина. Источники древности упоминают оргиастические игрища и пляски девушек-шаманок под луной. К празднику приурочивался «обряд перехода», инициации подростков, так как состояние транса, одержимости духом, необходимое в инициациях, связано со светом луны. Подносились жертвы духам и душам умерших предков. Верили, что в 8-ом месяце «раскрываются могилы». Верили в связь луны с браком. В ночь лунного праздника вымаливали счастливое замужество. Для праздника в целом характерно экстатическое общение с божествами (духами). Был обычай «восходить на высоты». И, конечно же, праздновался сбор урожая. В древних мифах госпожа луна перевоплощалась в трехпалую жабу. Связан с луной и заяц. Коленной чашечке зайца приписывались магические свойства.

Праздник двойной девятки

Последний осенний праздник в 9-ый день 9-го месяца (перед началом зимы). Как и для всех праздников осенне-зимнего сезона характерно «восходить на высоты». Участники восхождения пили опьяняющие напитки.

Календарные праздники – время общения китайцев с духами. Подношения духам предков поддерживают гармонию отношений между живыми и мёртвыми и обеспечивают семье благодеяния со стороны предков.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB