Текущее время: 28 мар 2024, 12:19


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: «Владыки силы»: боги или демоны?
СообщениеДобавлено: 05 апр 2018, 17:58 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101826 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Е. В. Александрова, Н. В. Лаврентьева

(ВМОМК им. М.И. Глинки / ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва)

«Владыки силы»: боги или демоны?

Исследование демонологических представлений, бытовавших на заре письменной культуры, осложняется и немногочисленностью источников, и их внутренней «закрытостью», обусловленной контекстом бытования памятников. В «Текстах пирамид» - самом раннем письменном источнике, раскрывающем представления египтян об ином мире, - упоминания подобных персонажей крайне немногочисленны и ограничиваются довольно общими групповыми описаниями. «Тексты саркофагов», преемники «Текстов пирамид» в эпоху Среднего царства, многое из них заимствуют, но также привносят тексты из местных религиозных центров. Принципиально новый этап в построении и демонстрации образов существ иного мира представляет «Книга Двух путей», входящая в корпус «Текстов саркофагов»: здесь появляются первые изображения обитателей Дуата.

За этими существами из-за их устрашающего вида в литературе закрепилось название «демонов», однако они выполняют роли привратников и даже судей, от которых зависит дальнейшее существование покойного. Это существа пограничья, стражники врат, разделяющих пространства Дуата. В «Текстах пирамид» упоминания о них предельно кратки, об их внешнем виде мы узнаем только из детерминативов - это различные зооморфные персонажи. В «Текстах саркофагов» большая смысловая нагрузка содержится в их именах, отсылающих к определенному мифологическому эпизоду (к сожалению, не всегда нам известному и полностью понятному), проясняющему их функции («свернутая мифологема»). Сопровождающие этих персонажей тексты по-прежнему немногословны, а акцент делается преимущественно на описание общей ситуации и пространства, в котором они находятся. Гораздо более подробной оказывается визуальная разработка этих образов: как правило, эти персонажи имеют микса-морфный облик, сочетая в себе природу нескольких существ - животных, пресмыкающихся, людей. В руках или лапах этих стражей - длинные острые ножи. Зачастую их головы помещены на тела, лишенные образности, т.е. «подставок» в виде антропоморфных или зооморфных тел - так создатели «Книги Двух путей» старались изобразить таинственность, невидимость или бесформенность потусторонних персонажей. Показ неприспособленного к движению тела или обозначение его отсутствия также подчеркивает буквальную «привязанность» этих существ к месту своего обитания. Их «развоплощенность» является и свидетельством сознания их опасности для покойного: принадлежащее «инобытию» в заупокойных текстах иногда изображается не полностью, «калечится» или схематизируется.

В «Текстах пирамид», сосредоточенных на фигуре сакрального правителя как гаранта космического порядка (маат), вредители, разными способами препятствующие успешному воскресению фараона, в целом рассматриваются как его противники, силы зла (исефет). Среди них можно выделить тех, кто является воплощением хаоса «от века» - это в первую очередь различные пустынные животные и пресмыкающиеся, которых можно встретить еще на додинастических и раннединастических памятниках. Защите от этих созданий посвящены большие блоки защитных изречений. Другой тип представляют собственно «противники» (хефтиу), целенаправленно угрожающие существующему космосу. В этом контексте можно рассматривать и ряд изречений, посвященных защите от разрушительной силы самого фараона и изображающих его уже не как гаранта космического порядка, а с точки зрения мира иного, как непосредственную для него угрозу, пришедшую извне. Одним из самых загадочных в этом ряду является изречение 246, где фараон уподобляется черному барану, «ужасному мощью, силы которого не избежать». Это изречение находится в переходе между двумя главными помещениями гробницы (погребальная камера и аванкамера), что позволяет связать темы агрессии и опасности со стороны сакрального персонажа с переходностью его состояния. В «Текстах саркофагов» изображения «владык сил» также располагаются рядом с изображением Ра-Сетау -места, которое в египетской сакральной топографии представляет собой коридор-переход, где покойный подвергается наибольшему количеству опасностей.

В изречении 1071 «Текстов саркофагов» также упоминается «Владыка-Мощи / Силы», изображенный в виде черного барана, а точнее его силуэта, заполненного черной краской. Он представляется одним из судей. Существа в образе барана в заупокойном контексте и, в частности, в «книгах иного мира» представляют солнечное божество, поскольку баран - животное солнечного бога Амона-Ра. Его изображение среди судей-палачей и черный цвет роднят его с образом «врага бога», в данном случае - «Солнца-разрушителя». По-видимому, в более поздней иконографии подобные персонажи будут иметь вид черного солнца, которое принимает на себя все нападки сил зла на Солнечного бога. Присутствие его на суде способствует своего рода «впитыванию» в него зла и греха, защищая покойного как сподвижника благого Солнечного бога.

Соотнесение с подобным персонажем фараона представляется логичным, поскольку это и есть описание солнечной энергии, находящейся в переходном состоянии. В течение всего Древнего царства в Египте идет процесс ритуальномифологической интерпретации тех трансформаций, которые, в представлении египтян, происходят с сакральным правителем после смерти и распадения прижизненного единства его богочеловеческой личности. Однако уже в «Текстах саркофагов» подобными свойствами наделяется покойный-вельможа. Объявляя себя одним из «владык силы», он также включает себя в мир иной, подчеркивает свою лояльность и единосущность обитателям «того света». При этом стоит отметить, что уподобление «Солнцу-разрушителю» тесно связано с ситуацией «загробного суда»: и фараон, и вельможа, явившиеся в иной мир в виде существа чуждого, неумиротворенного, угрожают космическому балансу и выдвигают требования о присоединении к «тому свету». Само признание этого права и предоставление «места» в ином мире оказывается фактором умиротворения покойного и перехода агрессивной, разрушительной энергии в положительное качество защиты космического порядка. Таким образом, данные памятники показывают, что некоторые персонажи, зачастую воспринимающиеся как демонические в силу своей опасности для космоса или покойного, генетически являются носителями положительной божественной, даже более конкретно, солнечной энергии, которая в некоторых контекстах может получать опасные, агрессивные воплощения.

Литература
Скрытый текст:
Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М., 1972.

Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М, 2000.

Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.

Лаврентьева Н.В. Мир ушедших. Дуат: образ иного мира в искусстве Египта (Древнее и Среднее царства). М., 2012.

Тексты пирамид / Пер. А.Л. Коцейовского; под ред. А.С. Четверухина. СПб., 2000.

Allen J.P. A New Concordance of the Pyramid Texts: 5th and 6th Dynasty. [s.l.]: Brown Univ. (6 vols.), 2013.

Buck A. de. (ed.) The Egyptian Coffin Texts. Vols. I-VII. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1935-1961.

Hays H.M. The Organization of the Pyramid Texts: Typology and Disposition. Leiden; Boston: Brill (Probleme der Ågyptologie, n° 31, 2 vols.), 2012.

Hermsen E. Die zwei Wege des Jenseits. Das altagyptische Zweiwegenbuch und seine Topographie. Frieburg, Schweiz: Universtatverlag; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1991.

Posener G. Sur !,employ euhpémique de xftj(w) “ennemi(s)” // Zeitschrift fur Ågyptische


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB