Текущее время: 29 мар 2024, 09:05


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: МИФ О ВЕТАЛЕ И БХАЙРАВЕ В КАЛИКА-ПУРАНЕ
СообщениеДобавлено: 27 авг 2018, 15:23 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
МИФ О ВЕТАЛЕ И БХАЙРАВЕ В КАЛИКА-ПУРАНЕ

Кали Ветала и Бхайрава это два брата-близнеца, являющиеся центральными персонажами Калика-пураны. Подчеркнем, что здесь «Ветала» это именно имя собственное. Завязкой к повествованию о Ветале и Бхайраве выступает общеизвестный миф о рождении Сканды. Для зачатия сына Шива и Парвати предаются любви, и их «великим соитием» встревожен весь мир. Тогда боги во главе с Брахмой отправляются к Шиве и просят его прекратить соитие (46.29-41, 45-47, 52). На это он отвечает, что из-за прекращения соития Парвати станет бездетной (46.53), однако при этом уступает их просьбам и изливает своё семя в огонь (46.61). Огонь же переносит семя в утробу Ганги (46.82). От этого семени Ганга рождает двух близнецов: Сканду и Вишакху (46.83-84), ставших единым целым (46.86). Богиня оставляет новорожденного посредине зарослей тросника (46.86), откуда его забирает Бахула (одна из Криттик, олицетворений созвездия Плеяды) (46.88). Позже Бахула передает ребенка Шиве и Парвати (46.89). Сканда вырастает и, став предводителем воинства богов, умерщвляет асура Тараку (46.90-91). Версия мифа о Сканде, излагаемая в КП, это в общих чертах совпадает с тем, о чем говорится в других пуранах и эпосе, за исключением того, что в прочих версиях Сканду воспитывают шесть Криттик (Мбх IX, 43-46; Рамаяна I, 36-37; Матсья-пу-рана 146,158; Шива-пурана II, 4.1 -2), тогда как в КП эту роль выполняет одна только Бахула. Но при этом здесь же появляется один очень важный и оригинальный момент: Шива оказывается отцом не только Сканды-Вишакхи, но и еще двух существ божественной природы, выступающих в роли своего рода их миноритарных дублеров.

Сказано, что две очень мелкие частицы семени Шивы падают на склон горы, и из этих частиц появляются на свет еще два близнеца: Бхрингин и Махакала (46.62-64), воплощениями которых оказываются Ветала и Бхайрава. Это уже не общеиндуистский, а чисто ассамский, имеющий региональное значение миф, призванный возвеличить землю Камарупы. Следующая, 47-я глава начинается с того, что подросшие Бхрингин и Махакала, считающиеся сыновьями Шивы, ссорятся с Парвати из-за того, что бесстыдно смотрят на неё (47. 4-11). Тогда Парвати налагает на них проклятие, согласно которому они родятся людьми с мордами обезьян (47.14-15). В чем причина такой непривлекательной особенности внешности?

Во-первых, она зачастую связывается с монголоидным обликом аборигенов Ассама. Во-вторых, истоки этого следует видеть в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым (а сами близнецы — страшными и опасными). Наиболее ранний пласт близнечных представлений прослеживается в зооморфных близнечных мифах, предполагающих участие в близнечном рождении животных или родство между животными и близнецами. У нивхов (на Сахалине и в Приамурье) мать близнецов хоронили в медвежьей клетке, а о самих близнецах говорили как о «зверях». Ср. также обряд убийства близнецов после их рождения, который был распространён у многих народов. Их обычно относят (в горшках, как в древнехеттском близнечном мифе., или в кувшинах) в воду, болото или в лес (где они, по поверьям, блуждают и после смерти), отправляют на съедение животным, как бы возвращая той нечеловеческой (часто водной) среде, с которой связывают их рождение. Отметим также, что других известных близнецов в индийской мифологии, Ашвинов, представляли в виде двух птиц или птиц-коней, имя их выводится из «ашва» — конь.

Бхрингин и Махакала произносят ответное проклятие, по которому Шива родится на земле мужчиной, а Парвати — женщиной, и от этой четы уже появятся на свет сами Бхрингин и Махакала (47.21 -23). В дальнейшем Шива рождается как сын царя Паушьи Чандрашекхара (47.52-62), а Парвати как дочь царя Какутстхи по имени Таравати (48.2-15). На сваямваре Таравати избирает Чандрашекхару в мужья (48.63-64). Новобрачные отправляются в стольный град Чандашекхары (48.77). Однажды Таравати вместе с подругами идет к реке, чтобы совершить омовение (49.1-2). Тут её встречает мудрец Капота и просит о любовном соединении, угрожая в случае отказа наложить проклятие (49.3-23). Тогда Таравати посылает вместо себя к Капоте свою сестру Читрангаду, повелев ей надеть свои одежды и украшения (49.24-39). Капота не замечает обмана, и они счастливо наслаждаются любовью с Читрангадой, при этом у них тотчас же рождаются двое сыновей-близнецов (49.44-54). Однако по прошествии времени обман раскрывается (50.9-11). Тогда Капота налагает на Таравати проклятие, предрекая, что ей силой овладеет безобразный капалин, от которого у неё родятся двое сыновей с мордами обезьян (50.17-20). Царица рассказывает обо всем супругу, и тот успокаивает её и предпринимает меры для её охраны (50.32-43). Однажды бог Шива вместе с Парвати путешествует по небу и видят Таравати на крыше дворца (50.49-50). Тогда Парвати входит в тело Таравати, а Шива обращается в капалина и овладевает ею (50.53-58). Тотчас же у Таравати рождается двое сыновей с мордами обезьян (50.59). После этого богиня выходит из тела Таравати и та, придя в себя, потрясена (50.60-65). Шива объясняет ей смысл произошедших событий и исчезает (50.66-70), однако слова бога не могут успокоить её. Здесь мы можем наблюдать такую параллель: у Читрангады мгновенно рождаются в результате прелюбодейственной связи два сына-близнеца от Капоты, а у Таравати также в результате прелюбодеяния от Шивы.

Пришедший вскоре царь Чандрашекхара озадачен (50.74-87). Но тут странствующая по небу богиня Сарасвати подтверждает, что Шива соединялся с его супругой и наказывает ему воспитать обоих мальчиков (50.88-90). А затем во дворец Чандрашекхары является мудрец Нарада, который раскрывает царю и царице сокровенную подоплеку произошедшего и дает возможность узнать, что они на самом деле являются воплощениями Шивы и Парвати (50.102-143), а мальчики, родившиеся у царицы, это также воплощенные части божественных существ (50.143). Нарада дает им имена «Ветала» и «Бхайрава» (50.147), и царь воспитывает их вместе со своими родными сыновьями (50.155-156). Но когда они вступают в пору возмужания, Чандрашекхара начинает помыкать ими, опасаясь, что они станут угрозой для его собственных сыновей (51.4-9) и даже лишает их наследства (51.13, 47). Тогда Ветала и Бхайрава удаляются в добровольное изгнание с целью стать подвижниками (51.14). Однажды они встречают мудреца Капоту (51.36-37), который раскрывает им тайну их происхождения, рассказав, что подлинным их отцом является Шива (51.45-46, 49-52), и советует им найти прибежище у своего божественного родителя (51.47-48). Капота восхваляет святость города Варанаси (51.61- 71), но при этом говорит, что в этом городе можно почитать только Шиву, Парвати же его избегает (51.68), а поэтому им лучше отправиться в Камарупу (Ассам). Преимущество Камарупы заключается в том, что если в Варанаси надо долго вершить подвижничество ради обретения его плодов, то в Камарупе можно достичь все и сразу. Капота описывает братьям эту священную страну (51.71 -83).

Внемля совету мудреца, Ветала и Бхайрава идут в Камарупу (51.93) и являются к мудрецу Васиштхе, обитающему на горе Сандхьячала (51.106-110). Васиштха дает им наставления, в соответствии с которыми они должны будут почитать Шиву (51.119-158). Следуя этим наставлениям, братья в течение одной тысячи лет поклоняются Великому богу (51.167-174), и наконец, он сам является к ним (51.176). Тогда они возносят хвалу своему божественному родителю (51.179-198), и он в награду обещает преподнести желанный для них дар (51.200-201). Ветала и Бхайрава просят о том, чтобы они могли заниматься служением Шиве (51.202-206). В благодарность Шива наделяет их божественной природой (51.207-211) и советует далее поклоняться его супруге Парвати (51.212-214). Далее идут уже главы, целиком посвященные обрядам поклонения различным проявлениям Богини, которые и составляют ритуальную часть КП. Ветала и Бхайрава следуют этим наставлениям и поклоняются Камакхье, Трипуре и прочим проявлениям Богини на протяжении трех лет (76.85). Тогда Богиня является к ним и дает испить своего молока, благодаря чем они вновь обретают свой статус привратников Шивы и предводителей ганов (76.115). В дальнейшем пути обоих братьев расходятся. Бхайрава становится основателем династии царей, правившей в Варанаси (76.17-34), а Ветала вступает в любовную связь с божественной коровой Камадхену и так становится прародителем всех коров (76.7-20). Подводя итог, можно придти к выводу, что миф о Ветале и Бхайраве служит следующим целям:

В-первых, служит как художественное вступление для изложения обширного свода предписаний поклонения различным проявлениям Богини;

Во-вторых, подчеркнуть и возвеличить религиозное значение Камарупы (Ассама), которая объявляется землей более священной, нежели чем даже Варанаси;

В-третьих, обоснование легитимности династии царей, правившей в Варанаси; Bo-четвертых, Ветала и Бхайрава изображаются в роли идеальных почитателей Богини и таким образом становятся примером для подражания, также как у вишнуитов Хануман выступает идеальным бхактом Рамы.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB