Текущее время: 28 мар 2024, 15:19


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Айны и лосось
СообщениеДобавлено: 21 авг 2020, 10:25 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101829 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Айны и лосось

Айны в силу при­род­ных ус­ло­вий, а имен­но се­зон­но­го при­хо­да ло­со­сё­вых на нерест, вы­ра­бо­та­ли свою сис­те­му взаи­мо­от­но­ше­ний с ок­ру­жаю­щей сре­дой: по­сред­ст­вом оп­ре­де­лён­ных тех­но­ло­гий до­бы­ва­ли про­пи­та­ние, присылае­мое бо­же­ст­вами-камуями, ко­то­рые по­се­ща­ли мир айнов. Айны вери­ли в то, что меж­ду людь­ми и камуями су­ще­ст­ву­ет тес­ная и нераз­рыв­ная

Изображение

связь, ока­зы­вав­шая по­ло­жи­тель­ное влия­ние на их взаи­мо­вы­год­ное сотрудни­че­ст­во. Оно вы­ра­жа­лось в том, что камуи обес­пе­чи­ва­ли лю­дей пищей, оде­ж­дой, ле­кар­ст­ва­ми, сред­ст­ва­ми су­ще­ст­во­ва­ния че­рез товарообмен, по­сы­лая еже­год­но ста­да ло­со­сей, они учи­ли лю­дей быть социаль­но от­вет­ст­вен­ны­ми. Люди, в свою оче­редь, вы­ра­жа­ли им свою бла­го­дар­ность че­рез про­во­ди­мые ри­туа­лы и стро­гое со­блю­де­ние пред­пи­сан­ных за­пре­тов. Взаи­мо­за­ви­си­мость камуев и лю­дей оп­ре­де­ля­ла жизнь айн­ско­го со­об­ще­ст­ва. Это был сим­би­оз жиз­нен­но­го, ми­фо­ло­ги­чес­ко­го и ри­ту­аль­но­го про­странств, со­хра­няю­щих жиз­нен­ную силу эт­но­са. В ар­хаи­чес­ких куль­ту­рах,к ко­то­рым от­но­си­лась куль­ту­ра айнов Са­ха­ли­на, Ку­рил и Хок­кай­до, люди не вы­де­ля­ли себя из при­ро­ды, они были ор­га­ни­чес­кой её ча­стью, при этом не су­ще­ст­во­ва­ло гра­ниц меж­ду дей­ст­ви­тель­ным и ми­фо­ло­ги­чес­ким. Животный и люд­ской миры были ча­стью мифа.

Лосось и лососевые важный составляющие рыболовства айнов. Что очень важно — стабильный источник . Рыбу добывали с июня по ноябрь. Айны разработали технические приспособления , позволяющие заготавливать рыбу в большом количестве. Лососевых не только ели. Лосось был объектом торговли с соседями. был материалом для изготовления одежды и обуви.

Интересна общность менталитета народов живущих за счет так называемого присваивающего способа хозяйства — тип охотников-рыболовов-собирателей.

Мы знаем о культе медведя у айнов. Теперь познакомимся с лососем.

Почитание лосося как божественной рыбы нашло широкое выражение в ритуалах и мифологии . Ранее племена айнов населяли территорию между дальневосточными владения ------ и Японии. Выход русских землепроходцев на побережье Тихого океана, открытие Сахалина и Курильских островов, совпали по времени с подобным освоением японцами Хоккайдо (в переводе с айнского — земля северных морей). Японцы появились в своей стране позже Зародившееся на самом юге архипелага быстро растущее Японское государство к началу средних веков вытеснило айнов отовсюду, кроме, Хоккайдо.

Айнов, проживавших на Хоккайдо, Курильских островах и Сахалине называли «Хоккайдские айны», «Курильские айны» и «Сахалинские айны» соответственно — у каждой ветви был свой диалект. Ритуалы встречи лосося ,существовавшие тогда, практикуют и сейчас. Есть b специальные ритуалы проводов лосося.

Лосось — божество и лосось- рыба .держащая на своей спине земную твердь, и лосось — рыба отдающая свое тело людям. Эти образы в юкара — айнских сказаниях . они же в увепекере, особых волшебных сказках. Неуважительное отношение людей к выловленной рыбе . могло вызвать неудовольствие богов. и как следствие. стать причиной сокращения численности ,а то и ухода стада с нерестовищ. Наиболее перспективные территории для охоты, равно как и нерестилища лосося, были именованными.

Для этноса айнов лососевые породы рыб были жизненно важны еще с эпохи неолита.

По предположению археологов — это идущие на нерест лососи. рыбы изображены идущими цепочкой, у них характерный горб, на теле рыб характерный нерестовый окрас.

Недалеко от г. Исикари на Хоккайдо обнаружены остатки древних сооружений — «эри» для ловли лосося.Это специальные запоры , датирующиеся периодом Дзёмон. В айнском календаре даже названия месяцев связано с ловлей рыбы. Октябрь у сахалинских айнов именовался сурани чух/уребокитамбе — » месяц в котором при свете зажженного факела над водой в реке ловят рыбу». Лосось заходит на нерест практически во все реки восточного и юго-восточного побережья Хоккайдо. В кому юкар ход лосося сравнивали с волной порожденной землетрясением. Раньше всех на нерест идет сима июнь-июль. ход горбуши (сак ипе) июль август,в июле-ноябре идет кета, (чу кипе — осенняя рыба. мата чеп — -зимняя рыба ) с августа до середины ноября нерестится кижуч. Ранее так описывали ход рыбы » огромнейшие рыбы медленно ползли плотной массой, до того тесной , что тысячи рыб выпирало на песчанную отмель, воды даже не было видно..вокруг тишина и только река трещала под натиском рыбы..»Сейчас лов рыбы в реках запрещен. Рыбу можно ловить только в море и только по лицензии и только айнам разрешен ограниченный вылов для проведения обрядов .

Веками айны соблюдали определенные правила во время хода рыбы. Считалось большим грехом загрязнять реку. стирать в ней белье.Упавшие в воду кустарники с плохим запахом следовало немедленно убрать. На нерестовых реках не строили мельничных плотин или дамб. Люди в этот период старались не пользоваться лодками. а уж тем более веслами.

Отдельно оговаривалось применение орудий лова. запоры или запруды сооружали только на некоторых притоках или протоках. оставляя реку для прохода. В море использовали большие сети и неводы. но в реке это было запрещено. при заходе рыбы в реку использовали только закидные орудия. а в верховьях рек только крючки. Таките запреты давали возможность рыбе от нереститься и уйти. Пришедшее и отметавшее икру стадо сохранялось и через три года возвращалось в те же речки.

Отдельные правила были для матерей и отцов новорожденных детей. Молодым женщинам во время регул строго запрещалось переходить реку , где должна была нерестится рыба, что бы не разгневать духа воды. Отцам новорожденных запрещалось выходить на рыбалку пока у младенца не отпадет пуповина.

У айно существовал специальный термин именно для ловли лосося — чеп койки. Орудия лова универсальные для всего этноса. Сеть ( сах. ясь. тус — из растительных волокон; хок. я. яросики), невод (сах. урай, така — из растительных волокон, хок. яс я), острога-гарпун (кур. опф, сах.хок. марек, шиите корке марек). крюк с тетивой .приспособление на сваях для лова рыбы на реке. ловушка-верша.прямоугольная ловушка, загородка, запруда, крючки с веревкой. Рыбу так же ловили при помощи зажженных факелов и собак. айнов Сахалина был зафиксирован уникальный способ ловли лососевых с помощью собак.



Для того что бы ход начался вовремя и был хорошим , перед отправкой на рыбалку люди благодарили божеств . позволявших воспользоваться присылаемыми ими дарами , проводя ритуал «кормления духа воды». За приход лосося благодарили бога моря Атуй кор камуя и божество рек Вакка ус камуя. Им жертвовали священные фетиши инау. и возносили молитвы.

Мужчины в праздничных одеждах собирались на берегу реки , где устанавливали алтарь и инау. В верховьях реки .куда должна была зайти рыба , устанавливались наукесь амба инау , непосредственно на берегу в жертву божеству , дающему рыбу , устанавливались цеп инау каруси , при этом люди просили камуя реки убрать грязь со дна для того что бы рыба могла зайти в реку и копать лунки для икры. На Хоккайдо в этом ряду стояло Божество Лиса , покровитель охоты и рывбалки . Полмимо инау на берег приносили в качестве подношения богам свежеприготовленное саке и разбрызгивали его с помощью специальных палочек икуниси.

В качестве жертвеннной пищи готовили рис, клубни сушеной сараны или ритуальное блюдо мос.

По приметам можно было судить будет ли удачным ход в этом году : чистые камни на дне реки, пение глухой кукушки. появление в сентябре большого количества лысых ворон и сов. насекомых шипе-кикир и червей уре-мунинкан-пе . обильное цветение яблонь, цветение магнолий чашечками вниз и т.д.

добывали лосося коллективно и индивидуально. К ловле рыбы допускались и женщины . ловля отличалась лишь орудиями , мужчины лучили с помощью остроги (марек(п). женщины ловили специальными ловушками , которые готовились всем сообществом под наблюдением старейшего из мужчин. Все должно было быть сделано по правилам иначе рыба могла обидеться. Однако большинство женщин занималось обработкой улова.

Лососевые для айнов были одним из основных видов пищи , в айнском языке существовало два слова для понятия «еда» . Первое — аеп a e п- «то что мы едим » ,подразумевает еду вообще, второй — чеп чи-е-п «настоящее , что мы едим «- непосредственно связано с рыбой , а точнее с лососевыми камуй чеп -божественной рыбой . Все части рыбы шли в пищу : мясо. кишки, голова, глаза, икра. молоки. кожа. После специальной обработки лосось можно было употреблять в пищу целый год.

Рывба заготавливалась вялением (хара) . копчением в жилище над огнем (убаррууши чеп) и жарением цельными кусками с последующим высушиванием. Курильские айны еще разваривали рыбу . затем скатывали в шарики и сушили , затем в таком виде добавляли в похлебку или перетирали в муку (парса) . Айны Хоккайдо употребляли в пищу лосося в сыром виде.блюдо чситатап готовили из из спинного брюшного и хвостового плавников и головы лосося с добавлением лука .В сыромвиде употреблячлись кишки, (дело в том что перед заходом на нерест рыба перестает есть ). , замороженные кусочки рыбы руипе » то , что тает во рту» , основным блюдом считался суп из лосося чеп охау.

Кроме этого , в качестве деликатеса или закуски в пищу употребляли плавательный пузырь, наполненный слабосоленой икрой мароткесипаро .Его высушивали над огнем и в таком виде употребляли в пищу. В моем детстве мальчишки проделывали такое с пузырями крупных карпов . и хотя они были без икры . это было вкусно).

Из вареной и растертой в пену кожи лосося с добавлением ягод готовили ритуальное блюдо мос. Лососевая икра считалась лекарством для лечения кожных заболеваний .

Не только люди питались лососями . собак тоже кормили специально заготовленной для них рыбой.

Как и при вылове существовал ряд правил соблюдаемых при приготовлении этой рыбы .

Ее нельзя было готовить вместе с другой рыбой. Женщину нарушившую это правило могли заставить сменить имя. Затем оскорбленного лосося ставили в известность , что виновница в поселке больше не живет .

Тоже касалось и посуды. Посуда и пища не отделимы. Лососю и тут воздавали соответствующие почести У сахалинских айнов существовали подносы в виде рыбы . именовавшиеся чепенимап.

Лососевые не только служили пищей но и одевали и обували , прочная и водонепроницаемая кожа служила материалом для особых халатов и обуви.

Несмот­ря на тру­до­ём­кость про­цес­са вы­дел­ки, бо­лее проч­ный и непро­мо­кае­мый ма­те­ри­ал най­ти было труд­но. Ха­ла­ты гемой­кахкая, чухчеп­ках кая , на по­шив од­но­го из ко­то­рых мог­ло ухо­дить до 50 шку­рок кеты, и обувь киро поль­зо­ва­лись боль­шой по­пу­ляр­но­стью сре­ди на­се­ле­ния. С из­на­ноч­ной сто­ро­ны та­кие из­де­лия име­ли мах­ро­вую по­верх­ность и не вы­зы­ва­ли непри­ят­ных ощу­ще­ний во вре­мя нос­ки.

Ши­ро­кое при­ме­не­ние по­лу­чил рыб­ный клей, который готовили пу­тём вар­ки рыбьей кожи. Ло­со­сё­вые вы­сту­па­ли и в ка­че­­ст­ве то­ва­ра. Име­ют­ся све­де­ния, что в пе­ри­од Эдо (1603—1868), на­ря­ду с мор­ской ка­пус­той и сель­дью, ло­со­си были од­ним из ос­нов­ных пунк­тов тор­гов­ли айнов с япон­ца­ми. Это была со­лё­ная и вя­ле­ная рыба. Во­пер­вых, под­чёр­ки­ва­ет­ся кол­лек­тив­ное вла­де­ние нерес­то­вы­ми ре­ка­ми айна­ми Са­ха­ли­на и Хок­кай­до. Груп­па лю­дей, жи­ву­щая на бе­ре­гу нерес­то­вой реки, даже име­ла на­зва­ние, про­ис­хо­див­шее от гид­ро­ни­ма: на­при­мер, жив­шие на бе­ре­гах реки Ото­пу­кэ име­но­ва­лись Отопукэ ун утару. Если кто­то из сто­рон­не­го по­се­ле­ния хо­тел по­ры­ба­чить на та­кой реке, то он дол­жен был спро­сить раз­ре­ше­ния у реч­ной груп­пы.

Во­вто­рых, в на­уч­ных ра­бо­тах об­ра­ща­лось вни­ма­ние на кол­лек­тив­ное про­ве­де­ние всех об­ря­дов, свя­зан­ных с до­бы­чей ло­со­сё­вых.

В­треть­их, важ­ным было кол­лек­тив­ное по­еда­ние пер­вой пой­ман­ной рыбы. С. Кай­а­но от­ме­чал, что пер­вый пой­ман­ный ло­сось ни­ко­гда не съе­дал­ся семьёй в оди­ноч­ку. Несмот­ря на вре­мя су­ток (ран­нее утро или позд­ний ве­чер), дети при­гла­ша­ли со­се­дей на уго­ще­ние. По­ми­мо это­го, немощ­ные ста­ри­ки, оди­но­кие жен­щи­ны, ко­то­рые не мог­ли сами вы­хо­дить на про­мы­сел, обя­за­тель­но обес­пе­чи­ва­лись вы­лов­лен­ной ры­бой.

Эта по­ро­да рыб обо­же­ст­в­лялась айнами, и это было много причин.

Ло­со­си были, пре­ж­де все­го, «бо­же­ст­вен­ны­ми ры­ба­ми» — камуй чеп (сах., хок., кур.). Х. Ва­та­на­бэ обоб­щил ос­нов­ные взгля­ды айнов на эту рыбу. Со­глас­но ани­ми­сти­чес­ким воз­зре­ни­ям, ло­сось был по­слан­ни­ком реч­но­го и мор­ско­го камуев. Эти камуи (Атуй камуй и Вакка ус камуй), имев­шие в -------­их сфе­рах че­ло­ве­чес­кий об­лик и жив­шие в та­ких же до­мах, что и люди, отправля­ли айнам ло­со­сей в ка­че­ст­ве пищи. Имен­но они оп­ре­де­ля­ли, в какую реку на­пра­вить рыбу. Боль­шее ко­ли­че­ст­во ло­со­сей на­прав­ля­лось туда, где люди над­ле­жа­щим об­ра­зом встре­ча­ли бо­же­ст­вен­ных рыб. Сре­ди ду­хов ло­со­сей обя­за­тель­но су­ще­ст­во­ва­ло оп­ре­де­лён­ное ко­ли­че­ст­во во­жа­ков утару паке куру, ко­то­рые на­прав­ля­ли -------­их со­ро­ди­чей под непо-­средст­вен­ным ру­ко­во­дством ичан кара камуев (ка­му­ев нерес­ти­лищ) в раз­ные реки. От­дав лю­дям мясо, ло­со­си при­ни­ма­ли че­ло­ве­чес­кий об­лик и на лод­ках от­прав­ля­лись до­мой в море, взяв с со­бой в ка­че­ст­ве по­дар­ка от айнов инау.

Бо­же­ст­во оча­га ста­ру­ха Фучи обя­за­тель­но рас­ска­зы­ва­ла реч­ным ду­хам петорун камуям о том, как об­ра­ща­лись люди с вы­лов­лен­ны­ми ры­ба­ми, воздава­лись ли им по­ло­жен­ные по­чес­ти … И люди ста­ра­лись не на­ру­шать за­ве­щан­ных пред­ка­ми обы­ча­ев. В честь ло­со­сей про­во­ди­лись и про­во­дят­ся до сих пор празд­ник встре­чи «ново­го духа» асири чеп номи и празд­ник про­во­дов ло­со­ся петорун ка­муй номи, срав­ни­мые по зна­чи­мо­сти с мед­вежь­им празд­ни­ком. Во вре­мя празд­ни­ка встре­чи ло­со­ся пер­вая за­шед­шая на нерест рыба по­свя­ща­лась духу огня и духу дома. И эта пер­вая рыба-камуй об­ла­да­ла, по мне­нию айнов, сверхъ­ес­те­ст­вен­ной си­лой. Если празд­ник про­во­дил­ся на ули­це, то то­гда здесь со­ору­жал­ся очаг и вы­но­си­лись все са­мые цен­ные вещи айнов. Ме­сто ук­ра­ша­лось мно­го­числен­ны­ми ри­ту­аль­ны­ми фе­ти­ша­ми инау, со­ору­жал­ся ал­тарь нуса. Если празд­ник про­во­дил­ся в доме, то пер­вую вы­лов­лен­ную рыбу на­са­жи­ва­ли на па­лоч­ку и по­ме­ща­ли на ме­сто хо­зяи­на дома, го­ло­вой к оча­гу. Муж­чи­на, гла­ва семьи, кла­нял­ся «бо­же­ст­вен­ной рыбе» и го­во­рил при­мер­но та­кие сло­ва: «Бла­го­да­рим тебя, что поч­ти­ла нас -------­им при­сут­ст­ви­ем в на­шем доме». За­тем про­из­но­си­лись сло­ва бла­го­дар­но­сти бо­же­ст­ву оча­га ста­ру­хе Фучи и пред­ла­га­лись пер­вые ку­соч­ки рыбы, от­ре­зан­ные спе­ци­аль­ным но­жом инауке макири: «Се­го­дня в пер­вый раз в этом году я при­нёс до­мой ло­со­ся. По­жа­луй­ста, по­ра­дуй­ся вме­сте с нами. Этот ло­сось не толь­ко для нас, лю­дей, что­бы мы его сами съе­ли, но и для того, что­бы мы раз­де­ли­ли его с бо­же­ст­ва­ми и с мои­ми деть­ми. По­жа­луй­ста, бла­го­сло­ви меня, что­ бы я мог пой­мать мно­го ло­со­сей» . От пер­во­го ло­со­ся ос­тав­ля­ли обыч­но ниж­нюю че­люсть и по за­вер­ше­нии пу­ти­ны со­вер­ша­ли об­ряд пе­торун камуй номи, во вре­мя ко­то­ро­го ук­ра­шен­ную ри­ту­аль­ны­ми струж­ка­ми инау-кике ниж­нюю че­люсть опус­ка­ли в реку со сло­ва­ми на­де­ж­ды на бу­ду­щую хо­ро­шую пу­ти­ну. Та­кое про­ве­де­ние об­ря­да было ха­рак­тер­но для айнов раз­ных рай­онов, но су­ще­ст­во­ва­ли и ре­гио­наль­ные осо­бен­но­сти. На­при­мер, в Ку­си­ро на бе­ре­гу ста­ви­лось два инау в честь бо­жеств муж­ско­го и жен­ско­го пола, вла­дею­щих ре­кой, и здесь жен­щи­ны до­пус­ка­лись к уча­стию в ри­туа­ле. В Си­раой все муж­чи­ны се­ле­ния со­би­ра­лись вме­сте для из­го­тов­ле­ния инау и стро­го сле­ди­ли за тем, что­бы ро­див­шая жен­щи­на не при­ка­са­лась к пер­во­му вы­лов­лен­но­му ло­со­сю и к по­су­де, в ко­то­рой он ва­рил­ся. Во вре­мя ри­туа­ла, про­во­див­ше­го­ся в Хо­ро­бе­цу, пра­во про­из­но­сить мо­лит­ву пре­дос­тав­ля­лось не толь­ко ста­рей­шине се­ле­ния, но и лю­бо­му же­лаю­ще­му это сде­лать муж­чине — жи­те­лю се­ле­ния и т.д.

Че­рез та­кие об­ря­ды осу­ще­ст­в­ля­лась нераз­рыв­ная связь че­ло­ве­ка и при­ро­ды и во­пло­щал­ся в жизнь миф уми­раю­ще­го и вос­кре­саю­ще­го зве­ря. Обо­же­ст­в­ляя ло­со­ся, ку­риль­ские, са­ха­лин­ские и хок­кайд­ские айны были уве­ре­ны в том, что опо­рой, на ко­то­рой по­ко­ит­ся их зем­ля Айну Мо­сири, была боль­шая рыба Moshiri ikkewe chep и непре­мен­но из по­ро­ды ло­со­сё­вых. Эта рыба была по­хо­жа на фо­рель и яв­ля­лась «хреб­том» зем­ли, нёс­шим на себе вес все­го мира. Айны ве­ри­ли, что зем­ле­тря­се­ния, при­ли­вы, цу­на­ми были ре­зуль­та­том жиз­не­дея­тель­но­сти этой фо­ре­ли . (это олчень напоминает сказки про рыбу-кит на спине которой поселялись люди) Пред­ста­ви­те­ли ло­со­сё­вых вы­сту­па­ли в ка­че­ст­ве жерт­вен­ной рыбы на са­мом глав­ном айн­ском празд­ни­ке йоманте — мед­вежь­ем празд­ни­ке. Она, за­вя­лен­ная и за­вёр­ну­тая в струж­ки инау кике, пред­ла­га­лась «от­прав­ляе­мо­му» бо­же­ству-медве­дю. По окон­ча­нии празд­ни­ка этот ло­сось уби­рал­ся и вновь ис­поль­зо­вал­ся во вре­мя сле­дую­ще­го празд­ни­ка.

В богатом фольклорном наследии айнов со­хра­ни­лись об­раз­цы ска­за­ний юкар (в них пред­став­ле­ны бо­же­ст­ва сти­хий, жи­вот­ных, рас­те­ний и бо­же­ст­ва, оли­це­тво­ряю­щие на­род­ных ге­ро­ев) и вол­шеб­ных ска­зок увепекере (сказ­ки о жи­вот­ных, бы­то­вые сказ­ки), в ко­то­рых ло­сось вы­сту­па­ет в раз­ных ипо­ста­сях: как ло­сось-спаси­тель, как ло­сось-опре­де­ли­тель бо­жеств и обо­рот­ней, но был и об­раз ло­сося-разру­ши­те­ля.

Сто­ит под­черк­нуть, что по­ло­жи­тель­ный об­раз ло­со­ся в фольк­ло­ре встре­ча­ет­ся чаще, чем от­ри­ца­тель­ный, по­то­му что во мно­гом бла­го­да­ря этой рыбе люди обес­пе­чи­ва­ли своё фи­зи­чес­кое су­ще­ст­во­ва­ние, и толь­ко из­за непро­ду­ман­ных дей­ст­вий бо­жеств она ста­но­ви­лась злой и неуправ­ляе­мой. Но айны ис­прав­ля­лиси­туа­цию, и ло­сось из от­ри­ца­тель­но­го об­раза пре­вра­щал­ся в по­ло­жи­тель­ный. Все ука­зан­ные об­ра­зы были муж­ско­го пола, так как жен­щи­на рас­смат­ри­ва­лась айна­ми в ка­че­ст­ве су­ще­ст­ва сла­бо­го, неспо­соб­но­го к ре­ши­тель­ным дей­ст­ви­ям, ко­то­рое все­гда было на вто­ром плане во всех жиз­нен­ныхси­туа­ци­ях, что на­шло от­ра­же­ние и в фольк­лор­ных про­из­ве­де­ни­ях.

Дж. Бэт­че­лор опуб­ли­ко­вал два юкар, где рас­ска­зы­ва­лось о слу­чив­шем­ся в зем­лях айнов ве­ли­ком го­ло­де. Люди уми­ра­ли, но, что­бы по­лу­чить хоть немно­го пищи, они долж­ны были при­го­то­вить сакэ для бо­жеств и пре­под­не­сти его с прось­бой при­слать лю­дям пищу. И бо­же­ст­ва, видя бед­ст­вен­ное по­ло­же­ние айнов, ус­лы­шав их мо­лит­вы, сжа­ли­лись над людь­ми. Бо­ги­ни рек и усть­ев реки на­пол­ни­ли реки ло­со­ся­ми, явив­ши­ми­ся спа­си­тель­ным сред­ст­вом от го­ло­да. Су­ще­ст­ву­ет и ле­ген­да о том, как Бо­же­ст­во Рыб, что­ бы обес­пе­чить айнов пи­щей, сам ныр­нул в реку, сбро­сив че­шую, и пре­вра­тил­ся в ты­ся­чи рыб, при­хо­дя­щих к лю­дям . Б.Х. Чем­бер­лен за­пи­сал сказ­ку, по­ве­ст­вую­щую о том, как од­на­ж­ды айн, по­пав­ший в силь­ный шторм, был спа­сён ло­сосем-камуем, дос­тав­лен в стра­ну ло­со­сей, про­жил там год, по­сле чего был от­прав­лен до­мой с на­ка­зом пред­ла­гать ры­бам в честь гла­вы ло­со­сей под­но­ше­ния в виде сакэ и свя­щен­ных инау. В слу­чае, если бы айн за­был о -------­ём обе­ща­нии, он был бы на­ка­зан бед­но­стью. По­это­му, по­лу­чив в ка­че­ст­ве воз­на­гра­ж­де­ния инау, рыбы-камуи да­рят своё тело лю­дям и от­прав­ля­ют­ся в свою стра­ну, что­бы прий­ти к лю­дям на сле­дую­щий год .

При­го­тов­лен­ное из внут­рен­но­стей ло­со­ся блю­до име­ло чу­до­дей­ст­вен­ную силу — по­мо­га­ло об­на­ру­жить скры­вав­ших­ся под мас­кой че­ло­ве­ка бо­жеств и обо­рот­ней. Так, Бо­же­ст­во Лис, скрыв­шись под ли­чи­ной че­ло­ве­ка, ре­ши­ло по­про­бо­вать фар­ши­ро­ван­ный ик­рой ло­со­ся пла­ва­тель­ный пу­зырь, но, вме­сто того что­бы от­ку­сить ку­со­чек, он за­тол­кал в рот всё. Икра, ко­то­рой был на­пол­нен пу­зырь, тут же за­стря­ла у него меж­ду зу­ба­ми. Ос­во­бо­ж­да­ясь от неё, Лис был вы­ну­ж­ден при­нять свой обыч­ный вид . Од­на­ко не все­гда ло­со­сё­вые вы­сту­па­ли в ка­че­ст­ве по­мощ­ни­ков и за­щит­ни­ков че­ло­ве­ка. В неко­то­рых сказ­ках от­дель­ные их виды были от­ри­ца­тель­ны­ми об­раз­ами, в ча­ст­но­сти, кунд­жа амемасу была на­де­ле­на от­вра­ти­тель­ны­ми чер­та­ми ха­рак­те­ра, та­ки­ми как зло­ба, жад­ность, над­мен­ность, на­ро­чи­тая де­мон­ст­ра­ция силы, вы­зы­вав­шая страх у ок­ру­жав­ших рыбу жи­вот­ных и лю­дей. Она уби­ва­ла всех, кто пы­тал­ся её пой­мать.

Дж. Бэт­че­лор за­пи­сал ещё один ва­ри­ант этой сказ­ки, где глав­ным дей­ст­вую­щим ли­цом была не кунд­жа, а ог­ром­ная фо­рель токусис, гло­тав­шая не толь­ко рыб того озе­ра, в ко­то­ром она жила, но и при­хо­див­ших к нему жи­вот­ных, и даже лод­ки с людь­ми. Но, несмот­ря на пря­мую уг­ро­зу жиз­ни, люди сно­ва и сно­ва пы­та­лись из­ло­вить её, что­бы ос­во­бо­дить­ся от стра­ха пе­ред чу­до­ви­щем. И это им уда­лось с по­мо­щью бо­жеств. Сказ­ки ещё раз по­ка­за­ли, что если жерт­во­вать бо­же­ст­вам инау и воз­но­сить им мо­лит­вы, то мож­но рас­счи­тывать на их по­мощь. Но так было не все­гда. Поль­зу­ясь те­лом и ко­жей рыбы, люди без долж­но­го поч­те­ния от­но­си­лись к ней, о чём го­во­ри­лось в юкара, на­пе­той айн­ской скази­тель­ни­цей Юкиэ Тири:

А рыбу до­би­вал он
Гни­лой ду­бин­кой,
Что по­стыд­ным было…
И рыба
С пол­ным ртом гни­лу­шек
Пред Бо­же­ст­вом -------­им
Яв­ля­лась пла­ча

Со­глас­но айн­ской тра­ди­ции, до­би­вать ло­со­ся мож­но было толь­ко свя­щен­ным ин­ст­ру­мен­том и­сапа­кик­ни — спе­ци­аль­ным об­ра­зом об­ра­бо­тан­ной пал­кой, на по­верх­но­сти ко­то­рой рас­по­ла­га­лись неболь­шие струж­ки инау кике. Раз­гне­ван­ные по­ве­де­ни­ем лю­дей бо­же­ст­ва от­ка­за­ли айнам в пище, и на­чал­ся го­лод. Но люди, осоз­нав своё непо­до­баю­щее по­ве­де­ние, по­ви­ни­лись, ста­ли соблю­дать за­ве­щан­ные пред­ка­ми обы­чаи и вер­ну­ли себе рас­по­ло­же­ние
бо­жеств, ко­то­рые ста­ли опять при­сы­лать им ло­со­сей.

Автор - Марина Викторовна Осипова


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB