Текущее время: 28 мар 2024, 13:46


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Заяц в традиционной обрядности и шаманской практике хакасов
СообщениеДобавлено: 31 янв 2021, 10:45 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101827 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Заяц в традиционной обрядности и шаманской практике хакасов

Бурнаков В.А

Изображение

В традиционной культуре многих народов одно из ключевых мест отводится миру фауны. В жизни людей животные всегда были и продолжают оставаться важнейшим объектом хозяйственной деятельности; они выступают в качестве одного из основных источников пищи, сырья и пр. Образы многих из них были сакрализованы и стали объектами культа. В круг таких животных входит и заяц. Соответствующее восприятие и отношение к указанному зверю в полной мере было свойственно и хакасам.

Одним из самых распространенных на территории Хакасии видов зайцев является заяц-беляк (хак. ах хозан). Как известно, свое наименование он получил из-за характерного цвета своей зимней шерсти. Именно сезонный - белый - цвет шкуры стал одним из маркирующих признаков зайца в языке, фольклоре и обрядности хакасов.

В традиционной культуре рассматриваемого народа белый цвет относится к категории возвышенного, чистого и духовного. При этом он часто отождествляется с небесной сферой и даже выступает в качестве одной из характерных ее черт. В связи с чем по отношению к небу нередко используются такие эпитеты, как ах тигір - ‘белое/светлое небо’ или ах айас - ‘белая/светлая ясность’. При этом в религиозно-мифологическом сознании хакасов небо само по себе воспринималось еще ив качестве высшего абстрактного божества. В представлениях хакасов и других сибирских народов, очевидно, из-за соответствующего цветового признака заяц-беляк был причислен к животным, имеющим сакральную связь с небом.

Согласно хакасской шаманской мифологии, заяц имеет небесное происхождение. Так, в одной из шаманских молитв, обращенных к духу зайца, приведены слова, свидетельствующие о подобном его восприятии:

«Сотворен (ты) белым небом!
Преобразился в белого зайца! < .. >
Имеешь дом (владыка) на свежем облаке!
Имеешь селение на белом облаке!»

В процессе обряда жертвоприношения небу тигір тайыг хакасы часто обращались к божеству-покровителю - «человеку, ездящему на белом зайце, имеющему жертвою белого ягненка». Отметим и то, что в качестве ключевого жертвенного дара небу обычно выступал холощеный белый баран с черными щеками или ушами. Верующие объясняли такой выбор масти тем, что «раскраска жертвенного животного соответствует виду зайца» .

Следует добавить, что в религиозно-мифологическом сознании хакасов указанная цветовая символика жертвенного животного воспроизводит образ зайца-беляка именно в зимний период. Как уже было отмечено, в этот сезон вся его шерсть приобретает абсолютно белый цвет, лишь кончики ушей остаются черными.

В традиционной обрядности хакасов также была распространена практика принесения в жертву почитаемым божествам и духам непосредственно самих зайцев. По сведениям В.Я. Бутанаева, в долинах рек Аскиз, База и Есь горным духам приносили в жертву зайцев. Вследствие чего расположенные там перевалы с грудами камней обаа и заячьими костями местным населением назывались хозан тастацаң та - "седловина, где бросают зайцев’. Заметим, что традиция жертвенных даров в виде зайцев своим мистическим покровителям бытовала и среди других народов Южной Сибири. Так, известный исследователь XVIII в. И.Г. Георги сообщал следующее: «Телеуты в случае домашних нужд приносят в жертву зайца, которого шкуру с головою и ногами вешают перед дверьми на березке и часто оной поклоняются».

Традиция приношений зайцев в качестве ценного дара не только сверхъестественным существам, но и отдельным значимым людям нашла отражение в хакасском фольклоре. В частности, в нем имеется повествование о том, что хакасы в знак признания своего подданства подарили Белому царю белых зайцев .

Наделение зайца-беляка высоким сакральным статусом и вера в его небесное происхождение были свойственны не только хакасам, но и другим народам Саяно-Алтая. Например, алтайцы полагали, что такое почитаемое божество, как Іаіык/Джа-ик, воспринимаемое в качестве сына неба, имело вид зайца. Согласно другому алтайскому мифу, одна из дочерей неба превратилась в зайца и стала посредником между людьми и светлыми духами-небожителями . Глубокие убеждения в том, что заяц имеет небесную природу, были распространены и среди тувинцев.

В устном народном творчестве хакасов образ белого зайца как олицетворение небесной благодати и плодотворящей жизненной силы часто ассоциируется с пеной соответствующего цвета. В одной из легенд богатырь по имени Кӧтен хан, выбирая подходящую ему по силе и здоровью жену, особое внимание обращает на процесс ее мочеиспускания. В тексте об этом сообщается следующее:

«Одна дородная женщина ему приглянулась. Он обратил внимание на мочу во время ее туалета, которая била громадной струей, превращаясь в белую пену (ах кӧбек) величиной с зайца. "Вот сильная женщина, достойная меня”, - воскликнул Котен-хан и женился на ней». В другом варианте этой легенды у девы-богатырки «из белой, величиной с зайца, пены ее струящейся мочи родился ребенок, названный Ах Кӧбек - т.е. Белая Пена». В архиве Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета нами был обнаружен еще один малоизвестный вариант упомянутой легенды. В документах он обозначен как «Легенда об Ах Кӱбеке и Кӱден хане». Несмотря на лаконичность и некоторую логическую незавершенность повествования, это фольклорное произведение тем не менее ценно новизной сюжета и действующих персонажей. В нем, как и в предыдущих версиях, представлен образ «белого зайца - пены», но уже в ином контексте. Он описывается не в сравнительно-сопоставительном плане, а как прямое отождествление. Приведем текст с полным сохранением орфографии и стилистики: «У девушки с Иртыша, пришедшей и забеременевшей без мужа, родился сын Ах Кӱбек. Жила она в деревне Кобяковой. Качинцев и кызыльцев в то время возглавлял Кӱден хан. Был он сильным, охотничал, но наследников не имел. Охотился он как-то летом в горах Мара. Увидел сидящего в траве белого зайца. Выстрелил из лука. Подъехал, а это вовсе не заяц. Это как-бы пена белая в траве. От выстрела даже брызги полетели. Не знал Кӱден хан, что это должен был быть его наследником. В наследника своего он выстрелил».

В народе верили, что заяц обладает не только плодотворящим потенциалом, но и охранительными и защитными свойствами. Поэтому шкурку этого зверька часто использовали в качестве апотропея для маленьких детей. С этой целью ребенка сразу же после рождения заворачивали в ткань, а затем еще и в заячью шкурку. И в таком виде младенца укладывали в колыбель. Аналогичные обряды совершали шорцы и телеуты. В ходе этого действа часто произносились слова: «[Ребенка] в узкий подол завернула, в заячью шкуру завернула». Помимо того, оберег в виде заячьей шкурки нередко подвешивали непосредственно на саму колыбель.

Хакасы полагали, что заяц может исполнять апотропейную функцию не только в отношении детей: в отдельных случаях он защищает и взрослых. Были ситуации, когда в летний период человеку приходилось обустраиваться на ночлег в незнакомой местности. В связи с чем перед ним часто возникал вопрос выбора - переночевать в пустующем жилище или на кладбище. По традиции последнее место было более предпочтительным, т.к. заброшенный дом считался обителью нечистой силы, которая могла нанести человеку вред или даже погубить его. Кладбище же считалось безопасным и чистым местом. Хакасы были убеждены, что на нем покой человека будет надежно охранять дух-хозяин этого места, представляемый в виде зайца.

Отдельные хакасские сӧӧк ’и (роды), в частности пӱрӱт, хасха, воспринимали зайца в качестве своего тотема либо почитаемого божества. Они изготавливали ритуальное изделие, называемое Хозан/Ах тӧс - Заячий/Бслый фетиш’. Он осмыслялся ими в качестве одного из ключевых духов-покровителей людей и их домашнего хозяйства. В отношении него была сформирована специальная обрядность. Она включала в себя периодическое проведение общественных ритуалов жертвоприношения, посвящения священных животных - ызых ов, а также индивидуальные акты кормления и почитания. В архивных этнографических материалах встречаются интересные сведения о почитании зайца. Приведем их: «В амбаре видел в углу зайца шкуру. Туда нельзя было женщинам ходить и пакостить там нельзя. Он спасает от всякой болезни скота»; «[Люди] из рода кыргыз зайца не стреляли. Женщины не подходили к нему. Заяц [часто] напевал: "Я жену кыргызов узнаю. [Вижу] кто поздно встает, дверь поздно открывает. Скот голодный, а я жирный. Кто рано встает - дым из трубы рано появляется”. В род пӱрӱт входили Те-ляшкины и Кигеевы. Они почитают зайца. Если из Кигеевых кто-то зайца убьет, сразу же спина у него отнимется. Женщины очень зайца боялись. Жена моя из сеока пӱрӱт. Она не ест зайца, а я ем».

Заяц занимал важное место в обрядовой практике не только обычных хакасских мирян, но и шаманов. Он являлся одним из самых распространенных шаманских тӧс ’ов — духов-помощников. Известный исследователь Н.П. Дыренюва, изучая культуру коренных народов Саяно-Алтая, совершенно верно подметила факт того, что «заяц играет большую роль в шаманстве турецких племен. Его быстрый бег и белый чистый цвет способствовали тому, что шаманы считают его посредником между людьми, в частности шаманами, и верховными небесными духами, его считают посланником Ульгеня. Заяц причисляется к чистым духам - ак тӱс или ак тос. Шкура зайца вешается при камлании Ульгеню и небесным духам».Шорские шаманы перед отправлением в небесные дали к Ульгеню привязывали к головной повязке и к бубну кусок заячьего хвоста. Алтайскис же камы на пути к Ульгеню в шестом слое неба встречали зайца.

Немаловажная роль зайца в шаманской обрядности способствовала закреплению его образа в соответствующей атрибутике. Головной убор шамана хамдых/хамных пӧрік нередко изготавливался из заячьей шкуры, которая обшивалась лентами и конским волосом, закрывающими глаза.

Изготовление такого значимого ритуального предмета, как орба - шаманского жезла (колотушки) у хакасов и других южносибирских народов, редко обходилось без использования заячьей шкуры. Орба обтягивалась белой заячьей шкурой и сшивалась. Одно из обязательных условий выбора шкурки для указанного сакрального инструмента состояло в том, чтобы заяц непременно был самцом и при этом добыт без использования собаки. Обратим внимание на факт ситуативного запрета участия собаки в охоте на зверька, чья шкура употреблялась в обрядовых целях. В мировоззрении хакасов собака имела сложную и неоднозначную характеристику. Вместе с тем в традиционном сознании народа она часто воспринималась как нечистое животное, способное осквернить кого-либо и что-либо. При этом сам же заяц воспринимался как чистое небесное существо. Собственно, и само появление шаманского жезла орба у хакасов, шорцев и северных алтайцев также связывалось с небом. По их религиозно-мифологическим представлениям первому шаману с неба слетела орба, покрытая заячьим мехом..

Новые и оригинальные сведения об орба, в т.ч. и о технологии ее изготовления, обнаружены нами в архивных материалах. Представим их: «Колотушки я видел двух видов. Одна из березовой веточки. Развилка, от которой отходило три отростка. Ее обшивали холстом, а потом белой заячьей шкурой. Длиной она была приблизительно 35-40 см. Дерево, из которого изготавливали колотушку (орба), табылга <.. .> В конце ручки было сделано отверстие с продетым в него кожаным ремешком. На него были привязаны разные тряпочки чалацма» ; «Орбу делали из дерева. Она была похожа на сапожную колодку с ручкой. На нее натягивалась белая шкура зайца» ; «Орбу - колотушку делали деревянной. Шириной с ладонь. Обшивают шкурой волка, медведя, зайца или лисы. Скотской кожей нельзя. Нужно, чтобы была шкура дикого зверя. На ручке сделано отверстие. В него продеты тряпицы чалацма»; «Орбу (колотушку) делали следующим образом: брали ветку таволги с пятью отростками и обшивали белой заячьей шкурой (хозан терезы). В отверстие ручки продевали чаланма» ; «Орбу делает мастер. Он берет дерево таволгу (с развилкой) и обтягивает ее заячьей кожей. Обычно у одного шамана бывает один ттор (бубен) и одна орба. Но у самого первого шамана в Аскизском районе в с. Кызласе у Кидиекова Абсалина было два пора и две орбы. Один был из медвежьей шкуры и орба тоже из медвежьей кожи, а другой пор из конской кожи, а орба из заячьей кожи. Если он шел на плохое дело, он брал медвежий тюр и орбу. А если на хорошее дело, то брал тюр из конской кожи, то есть из скотской из кожи домашнего скота».

Согласно шаманской традиции, когда указанное изделие было готово, то приступали к обряду его оживления. Шаман в процессе камлания отправлялся в то место, где когда-то обитал заяц, и ловил там его душу — хут. Пойманную душу он помещал в орба. С этого момента она считалась живой, а ее хозяином был именно дух зайца. Она называлась ах орба - ‘белая орба’ .

Изображение зайца встречалось и на самом шаманском бубне (тӱӱр). Причем рисунок этого животного мог наноситься как на его верхнюю часть, соотносимую с небесным пространством, так и на нижнюю, олицетворявшую подземный мир. С.В. Иванов, анализируя рисунки на одном из хакасских бубнов, отмечал: «В правой половине верхней части одного из бельтирских бубнов мы видим “семь белых зайцев”, принадлежащих Ульгеню, но по своим формам эти “зайцы” напоминают изюбров-самок: у них длинная шея, длинное туловище, слишком короткие для зайца уши и длинные передние ноги». Образы небесных зайцев были распространены и на шорских бубнах.

В мировоззрении хакасов и других народов Сибири бубен часто отождествлялся с конем, на котором шаман совершал свои мистические путешествия в потусторонние миры. Сам же жезл - орба воспринимался как плеть. Поэтому хакасские шаманы в процессе камлания называли его ах хозан тирігліг азыр табылгат саптыг алтын хамцым -‘мой золотой кнут с ручкой из таволожника, со снаряжением из белого зайца’ . Священник Н. Катанов о функциональности рассматриваемого изделия сообщал: «Колотушка для бубна - орба сделана из таволожника и обшита заячьей шкурой; к рукояти прикреплены ленточки и звериные шкурки, которые служат бичами для отогнания злых духов». Помимо этого, шаманы часто использовали орба в качестве гадательного средства . Следует добавить, что наряду с этим хакасы в мантических целях использовали коленную чашечку правой передней ноги зайца. Для гадания ее необходимо было проглотить. В результате этого процесса, якобы, на теле человека появлялась небольшая шишка. Полагали, что если она выскочит на голове или руках, то это предвещает богатство, а если на ногах - бедность.

Образ зайца представлен и в эсхатологических воззрениях хакасов. Верующие были убеждены в том, что одним из ключевых признаков наступления конца света явится факт того, что у зайца выпадут все черные ворсинки и он станет абсолютно белым.Аналогичные воззрения были распространены и среди бурят .

Немаловажное значение придавалось зайцу в народной медицине. Верили в возможность исцеления от многих болезней путем обращения к хо-зан тӧс у - ‘заячьему фетишу’. Приведем архивные сведения об этом: «Я видел несколько тосей: хо-зан тос у пюрюттар, погонок тбс, чага тбс - платье тос. К ним обращались, когда человек заболеет. Ими бьют больного человека. Бьет шаман обычно, но иногда хоть кто, например, когда болит спина, и мать может ударить шкуркой зайца» .Помимо того, при лечении ожога и озноба использовались заячье сало или его шкура.

Значимость образа зайца в культуре хакасов была столь велика, что он вошел в традиционный двенадцатилетний календарный цикл и его год считался одним из благоприятных .

Таким образом, представленный материал позволяет сделать вывод о том, что в традиционной обрядности и шаманской практике хакасов важное место было отведено зайцу, а также его образу. Это дикое животное имело высокий семиотический статус. Полагали, что заяц имеет небесное происхождение и обладает магическими свойствами, в т.ч. апотропейными и мантическими. Заяц входил в число духов-помощников шамана, в связи с чем его символическое изображение было широко представлено в шаманской атрибутике: шапке, жезле орба и бубне. Этому зверьку находилось применение и в народной медицине, а также он был включен в календарную систему.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Белый медведь, Alenka1992, Darling, Миранда
 Заголовок сообщения: Re: Заяц в традиционной обрядности и шаманской практике хакасов
СообщениеДобавлено: 31 янв 2021, 17:56 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Не совсем понятно. Если Заяц имеет небесное происхождение, то получается, например, тотемное животное Заяц "выше по рангу" по сравнению с тотемным животным Волком?
Но ведь чем сильнее шаман, тем мощнее у него тотемное животное.
Например, у сильного шамана дух-помощник - Медведь или Волк, но никак не Заяц...

Цитата:
В старину вообще считалось, что шаман не может умереть естественной смертью, он обязательно должен быть рано или поздно "съеден" более сильным или более коварным и изощренным соперником. Правда, существовало "рыцарское" правило — большие шаманы никогда первыми не опускались до войны с теми, кто уж явно стоял несколькими ступенями ниже. И последние сами тоже не лезли на рожон, хотя не прочь были при случае устроить какую-нибудь мелкую пакость. Такое уважение "весовых категорий" объяснялось тем, что по большей части в поединках участвовали не сами шаманы, а их мистические мать-звери, и слишком неравным и нелепым выглядел бы бой, скажем, огромного Медведя с обычной Собакой. Другое дело, если более слабые ойуны объединялись против сильного в целую свору.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Vannadis
 Заголовок сообщения: Re: Заяц в традиционной обрядности и шаманской практике хакасов
СообщениеДобавлено: 31 янв 2021, 22:49 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101827 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
У некоторых народов самым сильным «животным» считалась вообще щука и она же была прародительницей народа, шаман обращался к праматери щук и получал помощь, а сейчас щука совершенно не котируется,потому что изменились потребности людей в том числе, хотя причин конечно не одна.Очень сложно сказать кто сильнее, потому что все зависит от ситуации по большому счету.

Думаю заяц не выше, заяц просто выполнял другие функции, волк это животное, которое как считается родилось в нижнем мире, заяц в верхнем, как и медведь, нет более сильных или слабых духов животных, так как каждый отвечает за свои задачи, каким бы сильным не был бы волк, он не обеспечит пропитание племени, как может заяц, а заяц не даст той защиты, которую может дать волк, вопрос в том зачем шаман обращается к тому или иному животному, если он зовет волка, то логично, что он собрался как минимум устроить заварушку(хотя совсем не факт, некоторые нойды обращались к духу волка чтобы узнать происхождение болезни например) , а если он зовет зайца, то он просит чтобы дух привел дичь(заяц к зайцу так сказать, он просит разрешения у духа зайца успешно поймать зайцев и использовать их в пищу, а потом они воскреснут, их души вернутся на небо и цикл повторится) , соответственно он просит в первую очередь о пропитании для общины.Если племя просит духа волка о дичи, он может привести только таких же духов( то есть волков), и толку с этих волков не будет, если кругом голод и сил их убить нет, если же шаман просит зайца, то зайца поймать и завалить как мамонта, не в пример проще.Если племя вымирает от недостатка пищи, то сильней будет заяц, ибо с волка толка нет, а если племя ведет войну, то волк будет сильнее заяйца, потому что волк может привести буквально болезнь в соседнее племя, с которым идет война, шаман работал в интересах общины в первую очередь и только позднее, он стал работать сам на себя.Шаман должен был уметь взаимодействовать и устанавливать взаимовыгодные отношения не только с богами и духами, но и с иными существами, которые не относятся к людям,но также населяют мир, анимизм это только часть шаманизм. Это гораздо позже по времени начались «личные» духи, потому что изначально даже личные духи служили общине, а не только шаману как самостоятельному человеку.Первичный тотемизм очень сильно отличается от того тотемизма, который мы можем увидеть сейчас, как по мне. ththt88888

Автор рассматривает шаманизм позднего времени и не углубляется в тьму веков, так как изначально на первом месте для шамана всегда было выживание племени, общины, во времена активных шаманских практик было просто не до разборок шаманов, потому что необходимо было обеспечить процветание и выживание племени,что в условиях дикой природы, ледников и других финтифлюшек было крайне проблематично, разборки иногда действительно происходили, но не по личным мотивам, а в случае если племя начинало испытывать серьезные проблемы из-за другого шамана.В первую очередь была важна общинная деятельность и не было личного «эго» , также не существовало никаких рыцарских правил в общем-то, это дикая природа, какое рыцарство, либо ты чужого шамана, либо он тебя, и что важнее твое племя также, ведь вступали в споры чаще всего когда один шаман насылал болезнь на племя, соответственно если защищавшийся шаман будет играть в рыцаря, его племя вымрет.Не все посылали животных духов, некоторые сами обращались в духов животных и использовали дополнительных духов для «комплекта». Объединялись также не для того чтобы завалить кого-то более сильного, а для того чтобы обеспечить выживание, цели были совсем другие, на мой взгляд.Заяц выполнял важную роль - заяц давал пищу, без пищи ни племя, ни шаман долго не протянули бы, ту же самую роль выполняло обращение к рыбе например, нет взаимодействия - нет еды, без еды много не навоюешь ни с кем, удача в вопросах пропитания была если не главенствующим, то важным вопросом, поэтому для них был важен заяц изначально, как мне кажется.

Хотя я ни в коей мере не шаман, это только имхо, возможно неправильное. ytyrt


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Белый медведь, Darling, Хрусталь
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB