Текущее время: 28 мар 2024, 15:47


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Большая Каменная бабушка
СообщениеДобавлено: 04 июн 2019, 09:50 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101830 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
В.А. Бурнаков
Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирский государственный университет.

В мифо-ритуальном комплексе хакасов особое место занимают стелы и каменные изваяния. Среди них наибольшей известностью и ритуальной значимостью выделяется Улуз Хуртуях тас - ‘Большая Каменная бабушка’. Этот историко-культурный объект расположен в Аскизском районе Республики Хакасия. Он является ключевым экспонатом Анхаковского муниципального музея под открытым небом «Хуртуях тас» и входит в список памятников окуневской культуры (конец III - начало II тыс. до н.э.) (рис. 1).

С момента изготовления каменного изваяния и до настоящего времени Улуз Хуртуях тас был и остается важнейшим культовым объектом для местного населения. В этой связи на протяжении уже более трех столетий он неизменно привлекает внимание исследователей.

Первое научное описание памятника с зарисовкой было осуществлено еще в XVIII в. Летом 1722 г. немецкий ученый-натуралист Д.Г. Мессершмидт в ходе экспедиционных работ в долине среднего течения реки Абакан впервые зафиксировал у хакасов культ этого каменного изваяния. В дальнейшем сведения о религиозно-мифологических воззрениях и ритуальной практике, связанной с Улуз Хуртуях тас, регулярно пополнялись такими исследователями, как П.С. Паллас , Г. Спасский, И. Пестов , И.П. Корнилов , Н.А. Костров;и др.

У хакасов широко распространено убеждение, что каменное изваяние Улуг Хуртуях Тас наделено особой чудодейственной силой, способной исполнять просьбы человека. Полагают, что в нем сосредоточена сакральная энергия, которая может защитить от бед и обеспечить благополучие. Верующие обращаются к ней в различных жизненных ситуациях. В традиционном сознании «Каменная бабушка» с ее нарочито выделенным животом (беременность) воспринимается как ключевой символ плодородия. Она почитается как одна из главных покровительниц женщин. Плодотворная сила этого изваяния подчеркнута фаллической формой, подразумевающей воспроизводящую мощь. Священный камень в мироощущении хакасов воплощает двуединую божественную целостность, которая гармонично сочетает мужское и женское начала, элементы человеческого и природного.

В 1954 г. археолог А.Н. Липский с целью гарантированного сохранения изваяния перевез его в Абаканский краеведческий музей. Следует отметить, что данное решение принималось без учета мнения и специфики религиозных настроений коренных жителей. Изъятие Улуг Хуртуях Тас с исконного места было воспринято верующими как попрание традиционных ценностей и покушение на один из главных источников плодородия и благосостояния, гарант стабильности жизни общества. Все это, естественно, вызвало волну негодования со стороны местного населения. Описание сцены вывоза Улуг Хуртуях Тас, ярко характеризующее традиционную ментальность и религиозные установки хакасов, есть в полевом дневнике А.Н. Липского. Приведем его полностью: «Оно стояло у самого улуса Онхаково, в нескольких десятках метров от жилищ и вывоз его явился для населения сенсацией. Почти все жители селения собрались вокруг нас, когда мы выкапывали камень. “Хуртуях тас увозят”, - слышалось то и дело среди собравшихся, объяснявших вновь подошедшим, что происходит. Я увидал старую женщину, согбенно опираясь на палку, подходившую к нам. Я повернулся к ней, чтобы приветствовать старого человека и это спасло меня от доброй “шишки” на голове. Старая женщина с удивительным проворством перехватила палку за тонкий конец и ударила по мне. Я увернулся и, убегая от ее кия, стал быстро ходить вокруг обелиска, а женщина за мной под хохот и восклицания собравшихся: “Бей его, бабушка, бей”. Но старушка быстро устала, села на курганный камень и... стала меня проклинать. Чего только она не пожелала!

Изображение
Рис. 1. Каменное изваяние УлугХуртуях Тас. Фото автора, лето 2013 г., с. Анхаков.

В тот день не пришел автокран, чтобы погрузить обелиск с изваянием на автомашину и мне пришлось заночевать в улусе. Со старым хакасом я пошел к бабушке, готовой было меня избить, чтобы узнать, почему же нельзя вывозить Хуртуях тас. Только под воздействием старика женщина со мной заговорила. “Если ты увезешь Иней тас -бабушку каменную”, - сказала старая женщина, -“ нам плохо будет, скот плохо будет водиться, детей не будет, больные они будут”. “Ты, бабушка, хитрая”, - ответил я, - “ты хочешь, чтобы только вам было хорошо, чтобы только у вас родились дети и здоровы были, а вот увезу я Хуртуях тас в Абакан, и она будет помогать и аскизским людям и боградским, да и нашим абаканским женщинам нужны дети”. “Ваши абаканские женщины ходят к доктору, чтобы у них детей не было”, - запальчиво ответила старушка, - “а нашим женщинам дети нужны, они хотят иметь детей”. Но потом, несколько поуспокоившись, старая женщина сказала: “Ты, пожалуй, прав. Вези Хуртуях тас в Абакан”. Когда погрузили его на машину, на темени каменной головы “бабушки” лежала свежая лепешка, а рот был обильно смазан салом: с Иней тас кто-то попрощался, покормил ее на дорогу. Может это все та же старая женщина, что вчера протестовала против ее вывоза...».

Будучи установлен на территории Абаканского краеведческого музея, Улуг Хуртуях Тас по-прежнему оставался культовым объектом для хакасов. А.Н. Липский стал случайным свидетелем ритуала почитания каменного божества. Этот случай он тоже зафиксировал в дневнике: «“У каменных бабушек какое-то моление”, - сказала мне сотрудница музея. - “Поглядите”! Действительно, во дворе музея у собраний древний изваяний, перед “Хуртуях тас” - каменной старушкой, - так называли ее хакасы, я увидел молодую женщину, стоящую с пиалой в руках, а сзади нее, на земле сидела на корточках очень пожилая хакаска и рядом с нею стоял пожилой мужчина. Втроем они были обращены лицами к изваянию. На земле между молодой женщиной и изваянием, стояли берестовые туяски с пищей, с аракой - молочной водкой. Рот каменной “старушки” был обильно обмазан салом и растертой на нем пищей. С чашки, что держала молодая женщина у рта изваяния, несло острым запахом араки. За калиткой штакет-ной ограды площадки музея собралось уже значительное количество прохожих, с любопытством и недоумением глядевших на происходящее у изваяний. Ко мне подошел товарищ из горкома. “Что здесь происходит? Моление какое-то?” -спросил он,- “Жертвоприношение?” Признаться,я был в тяжелом, затруднительном положении. Ну, что я мог ответить этому товарищу, готовому усмотреть в происходящем чуть ли не религиозную пропаганду. Подошли и некоторые из зрителей, увидев меня. Между тем, молодая хакаска, прошептав что-то, подняла чашку с аракой к губам “ бабушки” и тихонько вылила питье. Косясь в ее сторону, чтобы не пропустить действий молящейся, я ответил товарищу то “ спасительное”, что пришло в тот момент мне в голову. “Мы проводим репетицию, - сказал я. - “Будем снимать на кино древние обычаи”. Несколько позже, когда смущенные собравшимися зрителями, герои этого события, явно скомкав свое обращение к “ Хурту-ях тас”, приглашенные мною в музей, были у меня (мне хотелось узнать смысл этого моления), я услышал от пожилой женщины (молодая женщина вела себя со мной, как глухонемая), что молодая женщина - ее невеста, что она уже десятый год замужем, но у нее нет детей. И ей посоветовали поехать к Хуртуях тас и просить ее дать детей».

Изображение
Рис. 2. Молодожены совершают троекратный ритуальный обход вокруг Улуз Хуртуях Тас.
Фото автора, лето 2007 г., с. Анхаков.

В 2003 г. по многочисленным просьбам верующих было принято решение вернуть Улуз Хуртуях Тас на прежнее место, в урочище Хамхазы. С этого времени и организован одноименный музей. В наши дни каменное изваяние продолжает оставаться востребованным культовым объектом не только для коренных жителей, но и для представителей других народов. Зародилась традиция ее посещения местными молодоженами любой этнической принадлежности (рис. 2).

Таким образом, можно констатировать, что на протяжении более трех веков каменное божество Улуғ Хуртуях Тас у хакасов имело высокий культурный и обрядовый статус. В традиционном сознании хакасов его образ сочетает черты культурного героя и божества плодородия. Камень является сакральным символом материнства и неиссякаемой жизненной силы родной земли и предков.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Sfiris
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB