Текущее время: 29 мар 2024, 01:12


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Символизм орла
СообщениеДобавлено: 04 июн 2019, 09:48 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101835 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
В.А. Бурнаков

Орел - один из наиболее почитаемых и распространенных персонажей фольклора и геральдической символики многих народов мира. В этой связи выдающийся исследователь-этнограф Л.Я. Штернберг (1936, с. 112) отмечал: «Культ орла... один из наиболее универсальных. Мы его находим у народов самых различных культур и самых различных рас, наиболее удаленных друг от друга». Мифологические воззрения об орле, как о священной птице, свое развитие получили и у хакасов. К сожалению, в научной литературе отсутствуют работы, посвященные изучению образа орла в мировоззрении и культовой практике этого народа. Сведения об этой птице встречаются разрозненно в разнообразной литературе по фольклору и этнографии хакасов. Попытаемся восполнить это досадное упущение. Прежде чем приступить к анализу воззрений об орле у хакасов, необходимо отметить, что в настоящей статье под орлом будут пониматься все соколообразные представители подсемейств орлиных (лат. А§иПтае) и ястребиных (лат. Ассіріігі-дае), а также все хищные птицы, которые так или иначе, напоминают прототипичного представителя этих подсемейств. Объединению этих птиц в единый образ орла способствует то, что в духовной культуре хакасов они имеют схожую символику, а также общую функциональную и семантическую направленность. Например, в героических сказаниях довольно часто используется метафора, иллюстрирующая феномен оборотничества фольклорного персонажа этих птиц с характерными для них способами передвижений. При этом сохраняется их общая семантическая нагрузка. Упомянутые птицы приводятся в едином смысловом контексте:

.. .Над перевалом соколом серым взмывает,

Черным орлом над вершинами гор проплывает...

(Байнов М.Р., 2007, с. 29)

.. .Как птица ястреб, распластался,

Как птица Хан-Кирет, взметнувшись, помчался...

(Хакасский..., 1997, с. 99)

Известный венгерский исследователь В. Диосеги, изучая традиционные верования хакасов, обращал внимание на то, что в шаманской практике образы орлиноподобных птиц нередко были взаимозаменяемы. «...Если какие-нибудь другие тесы (шаманские духи. - В. Б.) выставляются для борьбы, то каждый из них борется по-своему. То, превратившись в сокола или коршуна, нападает сверху, то еще как-нибудь...» . Стоит добавить, что в фольклоре, этнографической литературе и непосредственно в верованиях народа эти представители орнитофауны порой не всегда четко выделяются. Нередко многие соколообразные птицы объединены под общим наименованием «хара хус» - ‘орел’. Подобное явление можно объяснить их общей сакрализацией, а во-вторых, непосредственно самой этимологией названия птицы. «Хара хус» в хакасском языке буквально переводится, как «черная птица». В контексте традиционной хакасской мифопоэтики термин «хара» - ‘черный’ устойчиво соотносился с понятием «могучий», «огромный», «сильный» и др. (Хакасский..., 1997, с. 438). Из чего следует, что наименование этой птицы в мировоззрении хакасов семантически связано с восприятием ее как сакральной «могучей (сильной) птицы». Однако, исходя из данного посыла, было бы ошибкой утверждать, что хакасы не знали и не выделяли всех хищных птиц данного вида. Разнообразие и богатство природы Хакасии и ее орнитофауны, естественно, нашли свое отражение в языке народа. В лексическом фонде хакасского языка имеется около двадцати наименований для обозначения различных видов соколообразных птиц (Кильчича-ков А.Г., 1995, с. 37-46). Здесь при анализе фольклорных и др. материалов будут использоваться наименования птиц, точно соответствующие лексическому значению хакасского языка. В рассмотренных материалах среди этих хищных птиц чаще всего встречаются следующие названия: «хора хус» - ‘орел’, «хартыга» — ‘ястреб’, «чимчех ханаттыг чабылгай» — ‘с мягкими крыльями ястреб-перепелятник’, «киикчін» - ‘беркут (коршун)’, «ылачын» - ‘сокол’. Итак, приступим к анализу образа орла.

Орел всегда занимал важное место в мировоззрении и культовой практике хакасов. По этому поводу известный сибирский историк, профессор Н.Н. Козьмин (1916, с. 103), в своих исследованиях затрагивавший тему духовной культуры хакасов и других тюрков Южной Сибири, совершенно справедливо отмечал: «Как все живущие, и птица должна была занять свое место в культе. Несомненно, первое место принадлежало местному царю птичьего царства - орлу».

Одни из самых ранних письменных свидетельств использования орла в мифоритуальной и соционормативной сферах у предков хакасов обнаруживаются в «Сокровенном сказании монголов», датируемом XIII в. (1990, с. 118-119). В данном литературном источнике описывается следующий исторический факт. Многочисленное монгольское войско во главе с Джучи-ханом - старшим сыном Чингисхана, покоряя «лесные народы», прибыло на территорию Саяно-Алтая. Кыргызские князья Идей-Инал, Алдайар и Оре-бек-дигин во избежание бессмысленного кровопролития, вынужденно признают свое подданство Монгольской империи. Выражением признания монгольского верховенства явились дорогие подношения, адресованные Чингисхану. В числе этих даров были и орлы. Как повествуется в сказании: «Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхой, белыми же мертами да белыми же соболями» (Там же). Любопытно, что выдающемуся исследователю-путешественнику Н.Г. Потанину (2005, с. 919) во время экспедиции по Центральной Азии в XIX в. удалось зафиксировать в Туве подобный же исторический «рассказ о поднесении ястреба Чингис-кайракану». Представленный материал свидетельствует о том, что кречеты и ястребы, несмотря на их морфологические отличия, в мировоззрении народов Саяно-Алтая все же имели общую семантическую направленность.

Использование орла в культовой практике хакасов было отмечено и в более поздних источниках. В сказе, составленном в 1737 г. красноярскими детьми боярскими Прокопием Многорешным и другими, говорится: «Да у оных же татар вера имеетца и приносят жертву: бросают в огонь ядъ куски свои, и потом бросают шайтанам, которые весят на батогах у себя в юртах: голые соболи, и колонки, и горностаи и белки, и привязывают же всякие лоскутья и из птиц привязывают орлов и лунев и тем называют шайтанов и... в них веруют» (Андреев А.И., 1936, с. 100. Выделено мной. - В.Б.). И в более позднее время - ХІХ-ХХ вв. орел продолжает оставаться популярной птицей в ритуальной практике и фольклоре народа.

Орел - царь птиц

В культуре хакасов были широко представлены мифы о птицах, в которых пернатые полностью уподобляются людям. Прежде всего это относится к мифологическому изображению их образа жизни и «самоорганизации». Стоит заметить, что социальное значение мифа и сказки в своих исследованиях особенно выделял В.Я. Пропп (2009, с. 15). На «птичий мир» мифологическое сознание переносит социальную структуру и нормативные отношения, некогда бытовавшие в обществе. Отдельные виды птиц считались родами и племенами, а их объединение - союзом птичьего племени. Кроме того, птицы наделялись даром понимать человеческую речь, а отдельные из них - даже проклинать. Архаичные социальные отношения, отраженные в мифах, привлекали внимание некоторых исследователей. Н.П. Дыренкова (1940, с. 281), изучая мировоззрение хакасов и шорцев, отмечала их веру в то, что «звери-птицы своим собственным хозяевам выкуп дают. Птицы перья дают, звери шерсть дают. Весною все звери-птицы меняют покров. Весною звери линяют — хозяину горы и воды албан платят». В мифах повествуется о том, что для разрешения насущных проблем птицы, якобы, устраивают собрания или советы - «хустар чылии» (Совет..., 2006, с. 43—47). На одном из таких собраний, якобы, был поставлен вопрос об избрании птичьего царя. Выбор пал на орла, как самой сильной и неустрашимой птицы:

.. .Чьи когти сильнее,

Кто крепче в крылах? -Притихли все птицы,

Почувствовав страх.

И в полном согласье На царский престол Был птицами избран Могучий Орел.

(Килъчичаков М.Е., 1989, с. 11)

Отождествление орла с царем в фольклоре (Совет..., 2006, с. 43—47; Килъчичаков М.Е., 1989, с. 31 и др.), на наш взгляд, не случайно и во многом определяется природой птицы. Несомненно, что орлы (как и другие хищные птицы) отчетливо выделяются среди пернатых своими биологическими свойствами - быстротой полета, ловкостью, силой и смелостью при нападении на добычу, своеобразной яркой красотой и др. Этими особенными свойствами они противопоставлены миру других млекопитающих и птиц (Симаков Г.Н., 1998, с. 22). Общеизвестно, что орлы - самые крупные и бесстрашные хищники, не имеющие естественных врагов в своей зоологической нише. Почти все они обладают массивным телосложением, длинными широкими крыльями, огромным клювом и сильными лапами с крупными когтями, без труда разрывающими тела своих жертв. Л.Я. Штернберг (1936, с. 112), анализируя культ орла у сибирских народов, совершенно точно подметил, что «огромная сила этого хищного пернатого, дающая ему возможность уносить в своих когтях ввысь крупную добычу, в глазах... человека ставит его выше самых крупных хищников сухопутных, окружая ореолом всемогущего существа». Вероятно, поэтому хакасы называли орла «алып-хус» - ‘богатырской птицей’. Представленные природные характеристики нашли яркое выражение в эпическом творчестве хакасов, подчеркивавшем многогранные физические возможности, а также воинские качества орла:

.. .Пестрый Ястреб (Ала Хартыга - В.Б.) облетел округу -Многим поломал хребты и шеи.

Богатырь, что мял Алтын-Иргека,

Вдруг осел и рухнул бездыханный -

Оказалось, это Пестрый Ястреб Г олову богатыря когтями Вырвал из плечей его широких...

.. .Пестрый Ястреб услыхал призывы,

Прилетел, врага ударил грудью -И Хара-Хайысу позвоночник Расколол и вновь умчался в небо...

(Сарыг-Чанывар, 1991, с. 66)

.. .В лоне неба-хана,

[Крыльями] взмахивая, он [Ала Ылачын - Серый Сокол] стал парить,

Двух черных воронов Ударом ног разрубив, улетел...

(Хакасский..., 1997, с. 128—129)

Орлы - немногие из птиц, которые предпочитают почти все время находиться в воздухе, и по земле ходят редко. Свои гнезда строят на высочайших деревьях или отвесных скалах. Данный факт также был отмечен в фольклоре:

Чабылгай хустын палазы Птицы ястреба птенец Чалым хаяде чадыглыг; На отвесной скале располагается; Сарыг паарлыг хусхачах Птичка желтогрудая Сас чирде мастидыр. На болотистой земле гнездится.

(Хакасские..., 1980, с. 32)

Орлы «моногамны» и в отличие от других птиц не собираются в стаи. Изложенные характеристики, а также своего рода «возвышенный» (в прямом и переносном смыслах) образ жизни и определенная «дистанцированность» от остальных птиц, вероятно, послужили для мифологического мировосприятия одним из факторов для причисления орлов к самым высшим иерархам орнитофауны. Кроме того, охотясь, орлы, как правило, парят высоко над поверхностью земли, полагаясь в поисках добычи на исключительное зрение. В хакасском героическом сказании «Албынжи» по этому поводу дается следующая метафора:

.. .Куда ни кинешь орлиный взгляд,

Кругом равнинные земли лежат...

(Албынжи, 1984, с. 12)

Вызывает интерес, что особый, привлекающий внимание и пугающий пронзительный орлиный взгляд, в верованиях хакасов считался одним из признаков принадлежности к высшему сословию общества. Так, например, в народной песне о князе бельтиров* Сотке, при описании его внешности приводятся следующие эпитеты: «Сотка! Посмотреть на него спереди, - красавец! Посмотреть на него сзади, — красавец! — Глава толпы и народа — Сотка! Глаза у него, как у ястреба! Брови его черные!» (Катанов Н.Ф., 1907, с. 417. Выделено мной - В.Б.). В этой связи В.Я. и И.И. Бута-наевы (2008, с. 70), анализируя хакасский фольклор, отмечали, что хакасские чайзаны** в нем изображались как имеющие статное телосложение и «обладающие ястребиным взглядом». Исходя из этого можно предположить, что «орлиный взгляд» и исключительное зрение этой птицы послужили символом ума, дальновидности и властности представителей высшего сословия хакасского общества.

Орел - небесная птица

В течение многовекового наблюдения за орлом люди отмечали, что он летает выше и дольше всех птиц. В силу отмеченных свойств из пернатых именно орел всегда был ближе к небу. Вероятно, это послужило причиной того, что хакасы, как и другие тюрко-монгольские народы, стали называть его «небесной птицей» (Потапов Л.П., 1983, с. 107). Данное убеждение отражено и в шаманской традиции. Так, например, изображение орлов всегда располагалось в верхней части шаманского бубна, соотносимого с небесной сферой (Катанов Н.Ф., 1889, с. 113). В шаманской мифологии орел, кроме своего естественного наименования хара-хус, имел еще и сакральное - «харлых-хус». С помощью этой птицы шаманы, якобы, путешествовали по Верхнему миру (Катанов Н.Ф., 1889, с. 113; Бутанаев В.Я., 1999, с. 181).

В верованиях и фольклоре хакасов, непосредственно кроме орла, широко представлен другой орлиноподобный синкретичный персонаж - Хан-Киреті-хус (Хан-Киреде) (Трояков П.А., 1991, с. 316). Н.Ф. Катанов (1893, с. 110) соотнес его с мифической птицей счастья - феникс. Однако В.Я. Бутанаев (1999, с. 44) сопоставил Хан-Киреті-хус со священной индоиранской птицей Гарудой. Стоит признать, что обе птицы в мифах в семантико-функциональном отношении тождественны. Мы склоняемся к общепризнанной последней версии, так как в лексическом и сюжетном отношении Гаруда стоит гораздо ближе к Хан-Киреті-хус (Хан-Киреде). По всей видимости, данный орнитоморфный образ был заимствован хакасами из буддизма (Бутанаев В .Я., 2006, с. 51). По мнению А.М. Са-галаева (1984, с. 64), с которым мы солидарны, по распространенности и глубине проникновения в культуру тюрков Южной Сибири с мотивом божественной птицы Хан-Киреті-хус сопоставимы такие реалии, как книги (письма) и гора Сумер. Исследователь отмечал, что «имя мифической птицы, врага змеев, восходит к индийскому Гаруда, который в мифологии ламаизма мог символизировать собою целый мир: голова его являлась небом, глаза - солнцем, крылья - ветром» (Сагалаев А.М., 1984, с. 64). В адаптированном хакасском варианте священная птица Хан-Киреті-хус представлялась двухголовым орлом, имеющим золотое оперенье, медные клювы и лапы со стальными когтями. В фольклоре чаще фигурируют пара этих птиц (самец и самка). Они нередко служат ездовыми птицами богатырей (Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 34). Кроме того, в героической эпике хакасов Хан-Киреті-хус, нередко участвующая в борьбе героя с врагами, фигурирует еще и как покровитель и защитник (стража) стойбища (Трояков П.А., 1991, с. 316). Изложенный материал свидетельствует о буддийском или шире - индоиранском влиянии на религиозно-мифологическую систему предков хакасов в прошлом. Причем, как верно заметил А.М. Сагалаев (1984, с. 64): «Образ птицы Гаруда здесь является поздним наслоением на шаманский культ орла, широко распространенный у народов Южной Сибири». Подтверждением этой мысли может быть текст шаманской молитвы-обращения, записанный В.В. Радловым у алтайцев. В нем многие эпитеты, обращенные к образу орла, тождественны тем, которые применялись по отношению к Хан-Киреті-хус: Птицы небесные, пять меркут (беркутов. - В.Б ),

Вы, с мощными медными когтями,

Из меди коготь, словно месяц,

И из железа клюв, словно месяц.

Мощен размах широких крыльев,

Подобен вееру длинный хвост,

Левое крыло закрывает месяц,

А правое крыло - солнце;

Ты, мать девяти орлов...

(Радлов В.В., 1989, с. 380)

Хакасы верили, что «небесная» жизнь орла была закономерно связана и освящена солнцем. Полагали, что он способен долететь до небесного светила, смотреть и даже слиться с ним. Как справедливо писал Л .Я. Штернберг (1936, с. 112), «...несравненная сила полета, уносящая его в недосягаемую высь, к самому небу, страшный огонь в его глазах, мечущих молнии, ...человеку говорят о связи его с солнцем». В хакасской мифологии распространен сюжет, в котором благодаря мудрости орла спасается солнце (Архив МАЭ РАН. Ф. 5. Оп. 6. Д. 20. Л. 62-71). Помимо этого, в фольклоре отмечается, что во время полета по небу птица Хан-Киреті-хус отождествляется с солнцем (Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 34). В героическом сказании «Сарыг-Чанывар» по отношению к орлу применяется эпитет «луч солнца» (Сибирские сказания, 1991, с. 72-73). Данное выражение, вероятно, является реликтом воззрений об орле-солнце. Несомненно, прав был Н.Н. Козьмин (1916, с. 104), заметивший, что «основы этого миросозерцания уходили в темные мрачные ущелья, в холодные туманные долины, а религиозный порыв поднимал человека к освещенным ярким солнечным светом горным вершинам и к самому живительному источнику света и тепла - Матери Солнцу».

В традиционной культуре хакасов солнце, как податель жизни, света и тепла и устойчивый символ плодородия, занимало важнейшее место в обрядах жизненного цикла человека и семейнородовых ритуалах. Так, например, в свадебных ритуалах присутствовал обязательный элемент - «поклонение Солнцу и Луне» (Бутанаев В.Я., 2004, с. 116). Перед погребением покойника обязательно открывали крышку гроба для его «прощания с солнцем» (ПМА-2009, РХ). Любопытно и то, что хакасы срубали деревья таким образом, чтобы оно падало по направлению к солнцу. Как объясняли верующие, «дерево прощалось с солнцем» (Бурнаков В.А., 2006, с. 18). Данный пример интересен тем, что в мировоззрении хакасов дерево сближалось и соотносилось не только с отдельным человеком, но и целым родом (Бурнаков В.А., 2006, с. 18-19).

Жизнедательные функции солнца часто соотносятся с образом Богини-Матери. В хакасской традиции отмеченные функции совпадали с образом богини Ымай-іче (Умай). Тексты рунических надписей рисуют Умай божеством женского облика, супругой божественного неба Тенгри. В позднейшей традиции она является покровительницей деторождения (Сагалаев А.М., 1990, с. 22). Одним из символом Ымай-іче служили мишурные нити (золотые, серебряные, белые, зеленые), соотносимые с солнечным лучом - подателем жизненного начала. Солярная символика, универсальная для небесных божеств, раскрывается и через такую деталь, как волосы (лучи) богини. Клишированным является выражение «с гребневидными волосами Май-эне», в котором подчеркивается, вероятно, весьма важный признак богини. Символами волос Умай, опять-таки служили мишурные нити (Бурнаков В.А., 2006, с. 23). В хакасской, да и в традиции тюрков Южной Сибири в целом, Ымай-іче имела непосредственное отношение к образу птицы. Как писал Л .Я. Штернберг (1936, с. 118): «Птица - обитательница этого мирового дерева, носит в среднеперсидском название Ьита. Она рисуется - “самой величайшей среди орлов, благороднейшей и великодушной птицей самого лучшего предзнаменования”» (выделено мной. - В.Б ). Кроме того, птичьи черты облика Ымай-іче, как верно отмечал А.М. Сагалаев, «"заложены” в ее имени: наряду с “анатомическим” прочтением теонима существует и “орнитоморф-ное”. В тюркском мире умай, хумай, хубай, хума - мифическая птица, наделяющая людей счастьем. Истоки этого образа видят в иранской культуре, откуда в Сибирь, якобы, попало и имя птицы - хума» (Сагалаев А.М., 1990, с. 28). К сказанному уместно добавить, что в хакасской мифологии имеется синкретичный зооморфный персонаж «Хубай-хус» — собака-птица, появившаяся из первого яйца турпана (утки) и принесшая счастье своему хозяину. В конце своей земной жизни она отправляется на небо и превращается в созвездие Ориона (Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 145-146; Хубай-Хус, 2006, с. 101-103). В данном мифе представляет интерес то, что Хубай-хус, вероятно, будучи реминисценцией образа божества Умай (Ымай-іче), изображается рожденной из яйца утки. Эта птица в хакасской мифологической традиции воспринимается в качестве демиурга (Катанов Н.Ф., 1907, с. 522). Однако здесь для нас важно не столько видовое различие птиц, упоминаемых в мифах, сколько сам факт восприятия хакасами Ымай-іче как божества, имеющего прямое отношение к пернатым.

Итак, в мировоззрении хакасов орел занимал важнейшее место. Примечательные биологические свойства орла нашли своеобразное яркое отображение в мифах и ритуальной практике народа. В мифологическом сознании эта птица осмысливалась в качестве высшего иерарха орнитофауны, наделенного соответствующими сакральными характеристиками. Образ орла неразрывно был связан с культами Неба, Солнца, Богини-Матери и др.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Sfiris
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB