Текущее время: 01 дек 2022, 14:16


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Личины коряков
СообщениеДобавлено: 07 май 2021, 03:52 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 16802
Медали: 34
Cпасибо сказано: 627
Спасибо получено:
15972 раз в 9944 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 47967

Добавить
«...Некогда пухли у людей лица, и они умирали. Тогда шаман велел сделать маски и носить их в виде процессии. Окончив процессию утром, он уносил их на закат. С тех пор и носят их на закат», - это предание Владимир Богораз записал у алюторских коряков на северо-западе Камчатки.

Изображение

Коряки делали деревянные маски из ольхи, которые крепили к голове ремнями, из кожи, тогда они одевали их как шапку. Бороду, усы и брови обозначали сажей или кусочками меха, щеки - красной охрой. Личины служили как для обрядовых целей, так и просто для игр. Упоминаются и маски людоедов, чтобы напугать непослушных детей.

Изображение

Маски могли изображать духов, могли наоборот отпугивать духов, приносящих недуги - кала. Кала, или калау - злые духи, которые проникали в жилище через дымоход и насылали болезни. Воображение коряков рисовало их с когтями, острыми зубами и одним глазом. Иногда коряки надевали маску, чтобы кала "не узнал" хозяина.

Изображение

Часто, и этому пока нет правдоподобных объяснений, маски коряков изображают человека европейского типа - с удлиненным лицом, большим носом и заостренным подбородком.

Изображение

Кроме того, у коряков имелся обряд, напоминавший славянские колядования - когда толпа ряженых ходила по домам в личинах, если их не узнавали, требовали у хозяина угощения. Обычно маски использовали на играх во время корякского осеннего праздника благодарения "Хололо".

Изображение

Маски из травы надевали во время обряда "встречи и проводов кита", сопровождавшего его разделку. Травяную личину надевали на голову кита, чтобы он "не видел, как его режут". Травяные же маски носили женщины, которые "провожали" кита, когда обряд был окончен.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Личины коряков
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2022, 15:04 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 16802
Медали: 34
Cпасибо сказано: 627
Спасибо получено:
15972 раз в 9944 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 47967

Добавить
Уллаун - "деревянное лицо" коряков

Осенью, по окончании промыслового сезона, коряки –охотники на морского зверя и рыболовы, проводили благодарственный праздник, в последний день которого устраивали обход ряженых.

Участники обряда выворачивали одежду наизнанку или надевали костюм противоположного пола. Лицо закрывали деревянными масками уллаун (букв. «деревянное лицо»), которые иногда раскрашивали красками.

Хозяева дома, к которым приходили гости в масках, должны были узнать пришедших. Смотреть под маску в доме хозяевам строго запрещалось, поэтому ряженые открывали свои лица только за пределами жилища. Тот, кого не угадывали, мог попросить у хозяина любую понравившуюся вещь, и последний не в праве был отказать. На следующий год на празднике хозяин и гость менялись ролями. Таким образом, подарок компенсировался предметом равной ценности.

По завершению обряда маски уносили из селения на запад в сторону заходящего солнца. Их обкладывали заячьей шерстью. Считалось, что она обладает магическими свойствами, способными защитить от злых духов. Коряки Карагинского залива после осеннего праздника до восхода солнца уносили маски в лес. Перед тем, как оставить там личины, их «кормили» ритуальным блюдом - толкушей (смесь из сушеной икры, листьев кипрея, ягод и жира морских животных), а в отверстия глаз и рта насыпали мусор, принесенный из жилища.
Постепенно хождение ряженых утратило свое религиозное значение и превратилось в один из развлекательных элементов праздника.

Изображение
Коряки в деревянных церемониальных масках, 1901. Камчатка, фото В.И. Иохельсона, начало XX века. Этнографическая экспедиция 1900-1901 годов

Автор: Елена Анатольевна Андреева (Российский этнографический музей).


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
АМАЛИЯ
 Заголовок сообщения: Re: Личины коряков
СообщениеДобавлено: 24 ноя 2022, 16:53 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 16802
Медали: 34
Cпасибо сказано: 627
Спасибо получено:
15972 раз в 9944 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 47967

Добавить
Маски коряков

«...Некогда пухли у людей лица, и они умирали. Тогда шаман велел сделать маски и носить их в виде процессии. Окончив процессию утром, он уносил их на закат. С тех пор и носят их на закат», - это предание Владимир Богораз записал у алюторских коряков на северо-западе Камчатки.

У Коряков были деревянные антропоморфные маски-личины (как хорошо проработанные, так и сделанные грубо). Скорее всего, они использовались в обрядах изгнания злых духов «Калас» из зимних жилищ, а иногда во время праздничных пантомим. По форме корякские маски были овальные или заостренные книзу, типичная их особенность – маркирование растительности на лице. Оленные Коряки делали кожаные маски, изображающие злых духов-людоедов, которыми пугали непослушных детей.

Маски могли изображать духов, могли наоборот отпугивать духов, приносящих недуги - кала. Кала, или калау - злые духи, которые проникали в жилище через дымоход и насылали болезни. Воображение коряков рисовало их с когтями, острыми зубами и одним глазом. Иногда коряки надевали маску, чтобы кала "не узнал" хозяина.

Часто, и этому пока нет правдоподобных объяснений, маски коряков изображают человека европейского типа - с удлиненным лицом, большим носом и заостренным подбородком.

Коряки делали деревянные маски из ольхи, которые крепили к голове ремнями из кожи, тогда они надевали их как шапку. Бороду, усы и брови обозначали сажей или кусочками меха, щеки - красной охрой. Личины служили как для обрядовых целей, так и просто для игр.

Кроме того, у коряков имелся обряд, напоминавший славянские колядования - когда толпа ряженых ходила по домам в личинах, если их не узнавали, требовали у хозяина угощения. Обычно маски использовали на играх во время корякского осеннего праздника благодарения "Хололо".

Изображение
Коряки в масках, 1901. Камчатка, фото В.И. Иохельсона, начало XX века. Этнографическая экспедиция 1900-1901 годов.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
АМАЛИЯ
 Заголовок сообщения: Re: Личины коряков
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2022, 15:53 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 16802
Медали: 34
Cпасибо сказано: 627
Спасибо получено:
15972 раз в 9944 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 47967

Добавить
Травяные маски коряков

Маски из травы надевали во время обряда "встречи и проводов кита", сопровождавшего его разделку.
Во время разделки туши белого кита коряки надевали на голову кита травяную маску (капюшон), чтобы он не видел кровавой процедуры, «чтобы он не видел, как его будут резать». Кит являлся особо почитаемым промысловым животным у коряков, и его добыча сопровождалась определенными ритуалами. Праздник «Кита» проводился обычно осенью в конце промыслового сезона в течение нескольких дней и включал приветствия, рассказы, кормление духов, огня, гадания и т. п. На пятые сутки праздника устраивали проводы кита (кит - это «гость»), и женщины, снаряжавшие «гостя» в дорогу, надевали на лицо травяные маски, которые считались обязательным атрибутом этого праздника.

Использование травяных масок имело обрядовое значение для коряков во взаимоотношениях с самым большим млекопитающим на планете. Маски должны были предотвратить ссору с самым важным промысловым животным аборигенов Камчатки.

Изготовление коряками травяной маски приурочивалось также и к осенне-зимнему национальному празднику коряков «Хололо». На празднике Хололо устраивали обрядовое действие для мальчика, впервые добывшего зверя или птицу. Важнейшим компонентом обрядовой одежды мальчика был капюшон, сплетенный из травы и имеющий вставки из шерсти или носа животного, пера или клюва птицы – первой добычи юного охотника. По окончании обряда мальчик мог надеть эту маску на голову любого мужчины, который после весенней охоты дарил ему свою добычу.

Заканчивался праздник Хололо утром. До восхода солнца атрибуты праздника, в том числе и маски, коряки уносили в лес и там оставляли. При этом маски мазали толкушей*, а в прорези, обозначающие глаза и рот, насыпали мусор, принесенный из жилища. Возможно, насыпание мусора было связано с желанием возвратить в живой мир всех убитых животных и получить удачу в будущем промысловом сезоне. Выбрасывание мусора и остатков жертвоприношений из жилища описано В.Г. Богоразом и у чукчей.
______________
*Толкуша — традиционная еда чукотско-камчатских народов на русском Дальнем Востоке, особенно на Камчатке. Изготовляется путём дробления в деревянной ступке смеси из юколы или рыбьей икры, ягод (черника, водяника), кедровых орехов, кипрея, местных луковичных — например «сараны» (Рябчик камчатский, Fritillaria camschatcensis(L.), до пастообразного состояния. Некоторые народы, без дальнейшей термообработки, добавляют в пасту рыбий жир, а некоторые — варят смесь в тюленьем, китовом или рыбьем жиру.

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Личины коряков
СообщениеДобавлено: 28 ноя 2022, 17:03 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 16802
Медали: 34
Cпасибо сказано: 627
Спасибо получено:
15972 раз в 9944 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 47967

Добавить
Деревянные маски коряков

Изготовление и применение масок было присуще в той или иной степени всем народам Крайнего Севера. Их наличие зафиксировано в культурах коряков, эскимосов, чукчей. Особенно преуспели в изготовлении масок коряки.

Коряки - коренное население Севера Дальнего Востока России. Древние предки коряков - племена древнекорякской культуры Охотского побережья, сложившейся на основе внутриконтинентальных культурных традиций неолитических охотников. Сегодня коряки - жители Корякского автономного округа Камчатской области, Чукотского автономного округа и Северо-Эвенского района Магаданской области.

По данным Иванова С.В. у коряков до первой четверти XX века имелись деревянные антропоморфные маски-личины, происхождение и назначение которых недостаточно выяснены. Некоторые из корякских масок тщательно моделированы и носят реалистический характер, другие менее удачно передают черты лица и обработаны грубо. На отдельных из них на месте усов и бороды сохранились следы сажи, у других на тех же местах прикреплены пучки волос. Форма корякских масок различна: встречаются овальные, яйцевидные или заостренные книзу. На месте глаз прорезаны круглые, овальные или прямоугольные отверстия, но иногда таких отверстий нет. В.И. Иохельсон писал, что на масках черным цветом коряки обозначают бороду, а красной охрой или кровью – щеки.

Каплан Н.И. – исследователь народного декоративно-прикладного искусства Крайнего Севера и Дальнего Востока, отмечает, что наблюдательные и умевшие довольно точно передавать свои жизненные наблюдения средствами искусства, коряки не только не стремились к тому, чтобы маска воспроизводила корякский типаж, а, напротив, придавали маскам характер скорее европейский: подбородок острый, лоб покатый, глаза круглые, нос крупный, сильно выступающий вперед. Там, где должны быть уши, приделаны ремешки, с помощью которых маска закреплялась на лице. Маску обычно вырезали из древесины любимого северянами дерева — ольхи. Иногда для изготовления масок применялся кедровый стланик.

По сведениям В.Г. Богораза коряки-алюторцы в масках ходили группами от десяти и более человек. Среди них были и дети. Такое шествие В.Г. Богораз рассматривал как игру, а не религиозный обряд. О происхождении обряда хождения в масках коряки рассказывали В.Г. Богоразу следующее: «...Некогда пухли у людей лица, и они умирали. Тогда шаман велел сделать маски и носить их в виде процессии. Окончив процессию утром, он уносил их на закат. С тех пор и носят их на закат». Оставляя маски после праздника на западной стороне, коряки обкладывали их шерстью зайца. Они верили в магическую силу заячьей шерсти и использовали ее при изготовлении различных амулетов, которые способны были, по их мнению, защитить человека от вредоносных духов, являющихся причиной болезни. Вероятно, в данном случае шерсть этого животного выполняла именно защитную функцию. Постепенно, теряя связь с религиозной обрядностью, уже в начале XX века хождение в масках у алюторцев превратилось в один из развлекательных элементов праздника.

Источник: А.К. Сокольская "Маски коряков" // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 67-69.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Личины коряков
СообщениеДобавлено: 29 ноя 2022, 12:27 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 16802
Медали: 34
Cпасибо сказано: 627
Спасибо получено:
15972 раз в 9944 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 47967

Добавить
Маски праздника «Хололо»

Изготовление масок приурочивалось также и к осенне-зимнему национальному празднику коряков «Хололо», одним из эпизодов которого является выступление ряженых в масках «Уля-У» (праздник проводится и в наши дни). Ряженые разыгрывают перед зрителями маленькие смешные интермедии.

В конце праздника Хололо коряки ходили к друг к другу в гости, при этом они надевали на лицо маски уллаун, сделанные из дерева («деревянное лицо»), ровдуги или сплетенные из травы. Хозяева дома, которых посетили гости в масках, должны были узнать пришедших. Однако узнанные в доказательство того, что это были они, снимали маски, только выйдя из жилища. Смотреть под маску в доме хозяев строго запрещалось. Тот, кто не был узнан, имел преимущество. Он мог подойти к хозяину и указать на понравившуюся вещь. Тот не мог отказать пришедшему, и обязан был отдать ему то, что он требовал. Но, в свою очередь, владелец вещи проделывал тоже самое во время следующего праздника. Он приходил к человеку, которому сделал подарок, и указывал на вещь равной ценности. Таким образом, подарок компенсировался.
Заканчивался праздник Хололо утром. До восхода солнца атрибуты праздника, в том числе и маски, коряки уносили в лес и там оставляли. Обычно это делал шаман. Окончив процессию утром, он уносил их на закат. Оставляя маски после праздника на западной стороне, коряки обкладывали их шерстью зайца. Они верили в магическую силу заячьей шерсти и использовали ее при изготовлении различных амулетов, которые способны были, по их мнению, защитить человека от вредоносных духов, являющихся причиной болезни. Вероятно, в данном случае шерсть этого животного выполняла именно защитную функцию. Постепенно, теряя связь с религиозной обрядностью, уже в начале XX века хождение в масках у алюторцев превратилось в один из развлекательных элементов праздника.

Праздник жив и сегодня, пусть и в немного трансформированном, лишенном сакральности виде.

Вот как описывает в 1980-е годы праздничное действо «Хололо» Владимир Новиков, побывавший в корякском поселке Карага на празднике: «Уже который час длятся танцы, а исполнители не устают. Танец мастериц сменяют танцы орла, ворона, медведя... Вдруг раздается резкий стук в дверь — и смолкли бубны, смолкли певцы, прекратились танцы. В дом входят какие-то люди. Одеты они в вывернутые наружу кухлянки, стоптанные торбаса, на голове капюшон, шапка, женский платок. А лицо деревянное! Маска из красной ольхи. Стуча суковатыми палками о пол, «уляу» - маски шествуют друг за другом. У одного на спине сумка, у другого — связка юколы, у третьего — сломанное ружье. Ни один из них не произносит ни слова. Они танцуют, жестикулируют, показывают комические сценки. Вот одна из масок, по одежде «муж», отнимает у своей «жены» плетеную сумку из травы. В сумке кукла-ребенок, который переходит то к отцу, то к матери. Все смеются - отец не умеет обращаться с ребенком. В старину уляу могли прийти ночью в любой дом, взять излишки юколы, мяса и раздать людям селения. Особенно часто они заходили в дома богатых и жадных людей. Уляу могли ударить суковатой палкой любого, кто к ним без почтения относился. Так в древности при помощи ряженых регулировались некоторые отношения между представителями одного племени». Коряки поют: «А сейчас из древних плясок / Мы танцуем танец масок!/ Приезжайте в Карагу / На веселый «Уляу»!

Используются маски на празднике Хололо и в наши дни, хотя в большей степени сегодня этот праздник проводится для туристов.

Источник: А.К. Сокольская "Маски коряков" // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 67-69.

1Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Личины коряков
СообщениеДобавлено: Вчера, 15:46 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 16802
Медали: 34
Cпасибо сказано: 627
Спасибо получено:
15972 раз в 9944 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 47967

Добавить
Подводя итоги

Итак, мы рассмотрели основные типы корякских масок, они могли быть как деревянными, так и травяными. Их использовали при колядовании, на празднике «Кита», а также празднике «Хололо». Изначально маски коряков обладали магическими функциями, служили защитой от злых духов, регламентировали отношения с промысловыми животными, а также могли быть использованы в социальной среде, уравновешивая материальный достаток богатых и бедных коряков.

Однако коряки использовали маски иногда и с увеселительной целью: надев маски, молодые люди разыгрывали пантомимы, танцевали, изображая охоту на медведя, гонки на нартах и т. п. Деревянные корякские маски изображали как мужчин, так и женщин, но актерами на праздниках были только мужчины.

Оленные коряки пользовались иногда кожаными личинами, изображавшими людоедов. Их надевали женщины, чтобы пугать непослушных детей.

Коряки использовали маски также и с религиозной целью - напугать и изгнать злого духа Кала из зимнего жилища. Кала (калау) - злые духи, несущие болезнь и смерть и жившие под землей или в пустынных местах на Западе (но не на море). Они проникают в очаг с левой стороны через дымовое отверстие, кусаются, похищают души людей, стрелами вызывают болезни. Имеют облик животных или людей с острыми головами (иногда с несколькими головами), одноглазых, с длинными зубами и ногтями. Вероятно, для того чтобы Калау не узнали и не навредили тем, кто их изгоняет и требовались маски.

Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что корякские маски представлены головными уборами (капюшоны) и личинами; корякская типовая маска изображала собой человеческое лицо, выполненное максимально реалистично; некоторые из корякских масок тщательно моделированы и носят реалистический характер, другие менее удачно передают черты лица и обработаны грубо; изготавливались маски как мужские, так и женские; маски могли носить все - и мужчины, и женщины, и дети; в редких случаях их надевали на животных (кит); материалом для масок служили древесина (ольха, кедровый стланик), трава, кожа (особенность материала обусловила плохую сохранность масок, чем объясняется их отсутствие в археологических материалах); характерной особенностью корякских масок является маркирование растительности на лице красками и сажей; использовались маски у коряков во время религиозных обрядов и праздников.

Изображение
Маски коряков из собрания Российского этнографического музея (РЭМ), Санкт-Петербург

Источник: А.К. Сокольская "Маски коряков" // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 67-69.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы



Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB