Помимо тамариска, Шумерская традиция знает и еще одно дерево, описание которого в поэме «Гильгамеш, Энкиду и нижний мир» полностью соответствует традиционному образу Мирового древа. Это дерево Хулуппу. По мнению исследователей, этим словом шумеры, скорее всего, называли иву. Поэма начинается с описания времен творения, отделения земли и неба, с «предвечных дней, бесконечных дней». Rambler's Top100
«Тогда, в те дни, одно древо, Единственное древо, хулуппу - древо, На берегу Евфрата чистого посажено.»
Это дерево было сломано и с корнем вырвано безжалостным южным ветром и водами Евфрата, но его нашла богиня Инанна и посадила в своем саду.
«Пять лет прошло, десять лет прошло. Древо взросло, кору его не расколоть. В корнях его змея, заклятий не ведающая, гнездо устроила. В ветвях его Анзуд - птица птенца вывела. В средине его Лилит - дева жилье себе соорудила. Дева белозубая, сердце беззаботное.»
Поскольку Инанна намеревалась сделать себе из Хулуппу престол и ложе, ее такое развитие событий не могло не огорчить. Дерево было населено и присвоено другими существами, среди которых был даже загадочный демон Лилит.
Генеалогия этого месопотамского мифического персонажа загадочна. У вавилонян и ассирийцев под этим именем известен злой женский демон бурь. Вероятно, что в более ранней шумерской культуре понимание этого образа было сходным. Позднее, в еврейском фольклоре Лилит становится женским демоном ночи, «ночным привидением», «ужасом в ночи», насылающим эротические сновидения, врагом младенцев и молодых матерей. В каббалистической демонологии Лилит – одна из четырех «матерей демонов», убийца детей и совратительница мужчин, от чьих ночных семяизвержений она понесла бесчисленное множество демонов.
Согласно легенде, Лилит была женой Адама до сотворения Евы. Она поссорилась с Адамом, покинула его и отказалась вернуться, несмотря на повеление трех ангелов. Более того, она заявила, что намерена уничтожать потомков Евы, т.е. всех новорождённых младенцев. В качестве магического средства для защиты от Лилит использовались амулеты с начертанными на них именами трех ангелов.
Так или иначе, помочь богине смог Гильгамеш.
«В корнях змею, что заклятий не ведает, он убил. В ветвях Анзуд - птица птенца своего схватила, в горы полетела. В средине Лилит - дева дом свой разрушила, В разорении бегством спасается. А древо – корни его он разрубил, ветви его он расщепил. Сограждане его, что с ним вместе были, Ветви его отрезали, повязали, И сестре своей, чистой Инанне, для престола ее он дал, Для ложа ее он дал.»
Себе Гильгамеш сделал из корней Хулуппу волшебный барабан Пуку, а из ветвей – волшебные палочки Микку, с помощью которых мог подчинять людей своей воле. Таким образом, согласно поэме, Хулуппу было первым деревом на Земле и появилось оно еще во времена творения мира. Оно послужило материалом для изготовления магических предметов (волшебного музыкального инструмента) и священных предметов (престола и ложа богини). А в его описании использованы все упомянутые нами ранее атрибуты Мирового древа: птица в кроне, мифическая дева Лилит в средней части и змея в корнях.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения