Текущее время: 28 мар 2024, 14:29


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Седьмая лекция
СообщениеДобавлено: 19 май 2018, 09:52 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101827 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Седьмая лекция

Полагаю, вы не забыли, что на прошлой неделе наши занятия йогой довели нас до обращения к Отцам Церкви. Философия и наука последних — независимым образом — увенчалась в своем развитии знаменитым восклицанием Тертуллиана: «Certum est quia impossibile est!». Церковь была совершенно права, от-рицая авторитет Рассудка.

2. Трудно устоять перед соблазном отвлечься на минуту и уяснить, что же именно Церковь подразумевает под «верой». Святой Павел говорит, что вера есть «осуществление ожида-емого и уверенность в невидимом»1 2. Так что не стоит пони-мать слово «вера» в том смысле, который вкладывал в него этот похотливый толстопузый мужлан, Мартин Лютер. Вера в его понимании не имеет ничего общего с осуществлением, что же до уверенности, то она у него сводится к способности, как выразился один школьник, «знать, что это неправда, но все рав-но верить». Чтобы вера вообще обрела хоть какой-то смысл, она должна опираться на опыт, и эта точка зрения полностью согла-суется с выводом, к которому мы пришли в нашей предыдущей лекции. Нас не устроит ничто, кроме твердой уверенности, ко-торую не сможет поколебать никакая критика, а во всей вселен-ной этому условию удовлетворяет только одно: непосредствен-ный опыт восприятия духовной истины. Здесь и только здесь обнаруживается та точка, в которой сходятся все религиозные мыслители всех времен и народов. Она по определению выше догмы, ибо любая догма — это всего лишь набор интеллек-туальных утверждений, каждое из которых — равно как и его противоположность — может быть оспорено и опровергнуто.

Молодому человеку поручают обосновать какое-нибудь ужаса-ющее богохульство. И чем большим потрясением оно для него оборачивается, тем полезнее для ума оказывается это упражне-ние и тем лучшую службу он в конечном счете сможет сослу-жить Обществу — но лишь при условии, что разум его полно-стью очистится от уверенности в своей правоте и даже в самой возможности оказаться правым.

4. Рационалисты по своему убогому обыкновению возра-жают, что такой метод подготовки убивает в человеке свободу мысли. Ничего подобного! Напротив, это единственный путь к обретению свободы. В этом же Обществе на аналогичном принципе основывается обучение послушанию. Священник должен исполнять все, что прикажет ему вышестоящий член ордена, — «perinde ас cadaver»1. Протестанты считают это воз-мутительной тиранией, не имеющей никаких оправданий. «Бедняга! — восклицают они. — Из него напрочь выбивают всякую свободу воли!» Но это полная чушь. Отрекаясь от --------ей воли в практике священного послушания, иезуит на самом деле развивает и закаляет эту самую волю до такой степени, что ей становятся не страшны никакие естественные инстинкты, желания и привычки. Он освобождает свою волю от всех этих помех. Он превращается в безупречного исполнителя своей функции в механизме Ордена. В генерале же, возглавляющем Общество, сосредоточена сила всех подчиненных ему носи-телей воли; схожим образом каждая клетка человеческого тела должна полностью посвящать все свои способности исполне-нию объединенной воли организма.

5. Иными словами, Общество Иисуса в точности воспроиз-вело структуру своего прообраза — живого человека. Оно пол-ностью подчинилось порядку вещей, установленному боже-ственным провидением, и именно поэтому, не будучи особо многочисленным, стало одной из самых влиятельных органи-заций в истории Европы. Оно не всегда действовало безупреч-но, однако вины самой системы в этом нет; и даже несмотря на все недочеты, летопись его деяний поражает воображение. И одна из самых примечательных его особенностей — в том,что величайшие и наиважнейшие достижения этого Общества относятся к сфере естественных наук и философии. В рели-гии иезуиты не достигли ничего существенного; точнее ска-зать, они пытались кое-чего добиться и в этой области, но еде-лали только хуже. Какая незадача! Почему же так получилось? Да по той простой причине, что они были не в том положе-

нии, чтобы разбираться с проблемами религии: все эти вопро-сы решались Папой или церковными соборами. Благодаря это-му Общество Иисуса освободилось от религиозных проблем — точно так же, как послушник в этом Обществе получал полную свободу от моральной ответственности, отказываясь от своих личных прихотей ради воли вышестоящих лиц.

6. Я бы хотел отметить здесь, что «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы — это, по сути своей, превосходные йоги-ческие практики1. Правда, в них есть нечто от магических тех-

ник, и разработаны они были для догматической цели. Однако это было необходимо, и магия такого рода только полезна, по-скольку изначальная воля основателя Общества заключалась в том, чтобы создать военную машину для противостояния Реформации. Он разработал очень мудрый план, самым эф-фективным образом служивший этой единственной цели — вне зависимости от его абстрактных философских достоинств. Единственный изъян этого плана заключался в том, что по мае-штабу своему он был недостаточно космичен, чтобы справить-ся с внутренним противодействием. Достигнув более высо-ких планов при помощи вышеупомянутых упражнений, чле-ны Общества осознали, что изначальная цель его несоразмерна их возможностям; их оснащение, так сказать, превосходило сферу его применения. И тогда они по недомыслию вторглись в духовную сферу тех самых полномочных органов и лиц, ко-торых они, в соответствии со своей изначальной задачей, долж-ны были поддерживать; фактически, они поссорились с Папой, не сумев прибрать к рукам папский престол. Потерпев неуда-чу в этой затее и потеряв из виду свою истинную цель, они вернулись к своим практикам с удвоенным рвением; а одна из особенностей всех духовных упражнений — при условии добросовестного и правильного их выполнения — заключается в том, что они непрерывно выводят практикующего на все 60־ лее и более высокие планы, на которых все догматические со-ображения и все интеллектуальные концепции попросту теря-ют смысл. Поэтому не так уж удивительно, что генерал Ордена и его ближайшее окружение, по слухам, были атеистами. Если это правда, то из этого следует только то, что их развратила чрезмерная озабоченность мирской политикой, в сфере кото-рой невозможно работать иначе, как на атеистических осно-ваниях; отрицать последнее было бы безмозглым лицемерием, каковое следовало бы запретить законодательно, сделав исклю-чение лишь для Министерства иностранных дел.

Однако более разумно было бы предположить, что руково-дители Ордена в действительности достигли высочайших вер-шин духовного знания и свободы; и не исключено, что их ми-ровоззрение лучше всего описывается терминами «пантеисти-ческое» или «гностическое».

7. Все эти соображения вскоре окажутся нам чрезвычайно по-лезны, ввиду того что мы сейчас собираемся более подробно об-судить результаты йогических практик. Экстатические состоя-ния, которых достигали все великие мистики во всем мире, в об-щих чертах действительно очень схожи между собой. На это указывали, приводя конкретные примеры, многие исследовате-ли данного вопроса. Я же ограничусь только одним примером: «Твори свою волю: таков да будет весь Закон». Что это за предпи-сание? Это обобщение слов Блаженного Августина: «Люби — и поступай как захочешь»1. Но дабы слушателя не одолел внезап-ный приступ антиномианства, в «Книге Закона» к нему добавле-но пояснение: «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей».

8. Суть, однако, в том, что обсуждать результаты йоги — будь то йога Лао-цзы, йога Патанджали или йога Святого Игнатия Лойолы, — не имеет смысла, ибо наш исходный постулат гласит, что это попросту невозможно. Попытавшись рассуждать о них, мы лишь падем в яму, имя которой — «Потому что», и погиб-нем там среди псов Рассудка1 2. Поэтому единственная польза от описаний нашего опыта — в том, чтобы дать ученикам хотя бы некоторое представление о тех вещах, что начнут происхо-дить с ними, когда они достигнут успеха в йогических прак-тиках. «Вымыслы ненавижу, а закон Твой люблю», — говорит Давид в Псалмах1. «Плотские помышления — вражда против Бога», — говорит Святой Павел1 2. Фактически, едва ли не глав-ная тема всех Посланий Павла — борьба против ума: «Наша брань не против крови и плоти...» — ну и так далее, вы сами это знаете, не вижу смысла цитировать это целиком (Еф. 6:12)3.

9. Именно Святой Павел, по-моему, описывает Сатану (как он называет врага из-за незнания истории этого слова) как Князя, господствующего в Воздухе4; а это и есть Руах, ин-теллект; нам же не следует забывать о том, что к обращению Святого Павла послужило Видение, которое он узрел на доро-ге в Дамаск. Особенно примечательно, что после этого он уда-лился на три года в Аравийскую пустыню, прежде чем предстать перед язычниками как апостол. Святой Павел был ученым рав-вином, любимым учеником лучшего из толкователей еврейско-го Закона; однако же Видение, явленное ему, сокрушило в еди-ный миг и одним ударом все его разумные доводы!

ю. Узрев это Видение, Святой Павел ничего не сказал и мол-ча продолжил свой путь. В этом — великий урок для нас: нель-зя обсуждать результаты. Те из вас, кто читал «Равноденствие Богов», вероятно, были очень удивлены необычным предписа-нием в «Комментарии», а именно — запретом на всякое об-суждение Книги5. Я в свое время и сам до конца не понял это-го предписания, но теперь понимаю.

11. Давайте рассмотрим теперь несколько явлений, сопут-ствующих практикам пратьяхары.

На очень раннем этапе своих занятий, во время затворни-чества в Канди, я пытался научиться сосредоточению, скаши-вая глаза и глядя на кончик собственного носа. Кстати сказать, это не очень хорошая практика: от нее слишком перенапря-гаются глаза. Однако случилось вот что. Проснувшись но-чью, я случайно коснулся рукою носа... и тотчас же заключил, что я не один в комнате. Потом я понял, что ошибся; ошиб-ка же была вызвана тем, что в результате практики сосредото-чения мой нос перестал восприниматься как возможный объ-ект наблюдения.

12. Такого же рода вещи происходят при всякой достаточ-но полной концентрации на любом предмете. Любопытно, что им может сопутствовать феномен невидимости. Когда ваш раз-ум погружается внутрь себя так глубоко, что перестает осозна-вать и самого себя, и свое окружение, одно из самых обычных следствий этого состояния — то, что ваше тело становится не-видимым и для других людей. Не думаю, что это как-то от-разилось бы на фотографии, хотя свидетельствами на сей счет я не располагаю; но, так или иначе, со мной это происходило бесчисленное множество раз. Когда я жил на Сицилии, такое случалось чуть ли не каждый день.

13. Мы с компанией ходили на песчаный пляж на берегу очень красивой бухты, где из-под воды поднимались скальные островки самых причудливых очертаний, а вокруг полуколь-цом тянулись утесы, покрытые наносами морских сокровищ. Дорога туда вела по голому склону холма; не считая нескольких сотен квадратных ярдов виноградника, в окрестностях не было ни единого укрытия — негде спрятаться даже кролику. Но не-редко случалось так, что кто-нибудь из спутников оборачивал-ся поговорить со мной и в упор меня не видел. То же самое, как говорят, часто случалось, когда я диктовал тексты для записи: стул, на котором я сидел, казался пустым.

Между прочим, эту способность, проявляющуюся, как пра-вило (насколько я могу судить), бессознательно, можно развить и превратить в настоящий магический дар.

14. Был и такой случай, когда я оказался один среди мно-жества недружелюбно настроенных ко мне людей; но меня охватило удивительное чувство легкости и какой-то при-зрачности; казалось, я скольжу по улице беззвучно, как тень;и действительно, ни один из людей, высматривавших меня в толпе, так меня и не заметил.

Любопытная параллель к этому эпизоду встречается в одном из евангелий, где говорится: «...они взяли камни, чтобы побить его, но он, пройдя посреди них, удалился»1.

15. Однако пратьяхаре сопутствуют и другие явления, пред-ставляющие собой полную противоположность тому, о чем мы только что говорили.

Если вы сосредоточите внимание на какой-либо одной ча-сти тела, намереваясь исследовать ее, — то есть, иными словами, ограничите движение ума очень узкими пределами, — то в этой маленькой части сконцентрируется все ваше сознание целиком. Я часто прибегал к этому методу во время своего затворничества на озере Паскани. Обычно я брал палец руки или ноги и, слег-ка шевеля им, добивался того, чтобы мое сознание полностью отождествилось с этими его движениями. Описывать этот опыт в подробностях бесполезно. Могу только сказать, что до тех пор, пока вы не научитесь проделывать это сами, вы даже вообразить не сможете, какое восхитительное изумление и блаженство от-крываются в бесконечном трепете этого оргазма.

16. Если память меня не подводит, то именно эта практи-ка и ее результаты стали одним из главных факторов, позволив-ших мне достичь так называемого Транса Изумления, который относится к степени Мастера Храма и который можно описать как полное понимание организма вселенной и экстатическое преклонение перед этим чудом.

Этот Транс несравненно выше Блаженного Видения, ибо в последнем всегда участвует сердце — френ> а в первом — нус, божественный разум человека (тогда как сердце — это только средоточие его интеллектуальных и нравственных функций) 1 2.

17. Но до тех пор, пока вы работаете с физическими объек-тами, плоды ваших практик проявляются лишь на физическом плане; и основным результатом вышеописанного сосредото-чения на небольших частях тела оказывается понимание, или,точнее, обостренное восприятие чувственных удовольствий. Они становятся бесконечно утонченными, изысканными и на-сыщенными. Зачастую удается овладеть техникой, позволяю-щей опытному мастеру доставлять такое же удовольствие дру-тому человеку. Он может, например, отмерить три квадратных дюйма кожи в любом месте тела и наилегчайшими прикосно-вениями только к этому месту вызвать у объекта воздействия все мыслимые ощущения блаженства, на какие тот только спо-собен. Я сознаю, что это очень смелое заявление, но его очень легко подкрепить делом. Единственное, чего здесь стоит опа-саться, — что человек, достигший в этом мастерства, слиш-ком увлечется плодами своих достижений, вместо того чтобы извлечь из них истинно важный урок, а именно: грубые чув-ственные наслаждения ровным счетом ничего не стоят.

Эту практику — при условии, что вы хотите извлечь из нее хоть какую-то пользу, — следует рассматривать как пер-вый шаг к освобождению из плена телесных желаний, самораз-рушительных ощущений и жажды наслаждений.

18. По-моему, настал удобный момент, чтобы ненадолго от-влечься и поговорить о махасатнпаттхане. Эту практику осо-60 рекомендовал Будда, и только о ней одной он отзывался в столь возвышенных выражениях. Он говорил своим учени-кам, что, занимаясь ею регулярно, они рано или поздно обяза-тельно достигнут полного освобождения. Практика эта заклю-чается в осознанном анализе вселенной. Для начала вы берете какое-нибудь очень простое и монотонное физическое дей-ствие — например, движения тела при ходьбе или движения легких при дыхании. Вы исполняете это действие и постоян-но следите за тем, что происходит, например: «Я делаю выдох; я делаю вдох; я задерживаю дыхание». И в один прекрасный момент, совершенно неожиданно, вас настигает потрясающее открытие: то, о чем вы думаете, — неправда. Вы не имеете права сказать: «Я делаю вдох». Все, что вы можете утверждать, — это то, что вдох неким образом происходит.

19. Тогда вы меняете формулировку и начинаете говорить себе: «Происходит вдох; происходит выдох» и так далее. И очень скоро, при условии прилежной работы, вы испытаете еще одно потрясение: вы не имеете права утверждать, что вдох или выдох действительно происходят. Все, что вы можете сказать, — это то, что существует некое физическое ощущение вдоха или вы-доха. Тогда вы снова меняете формулировку и в один прекрас-ный день обнаруживаете, что это ощущение исчезло. Все, что вы можете утверждать, — это то, что существует восприятие физического ощущения вдоха или выдоха. Продолжайте — и со временем вы поймете, что и это была иллюзия. Вы обнару-жите, что существует лишь склонность воспринимать физиче-ские ощущения от данного явления природы.

20. Все предыдущие этапы без труда поддаются интеллекту-альному усвоению; столкнувшись с ними на опыте, практику-ющий сразу же принимает их умом; но со «склонностью» дело обстоит иначе, — или, по крайней мере, так это было у меня. Прежде чем я сообразил, что подразумевается под «склонно-стью», прошло немало времени. У меня есть хороший пример, который поможет вам понять, о чем идет речь. Представьте себе часы, единственная функция которых — показывать вре-мя и которые устроены так, что больше ничего о них мы сказать не можем. Мы можем сколько угодно спорить о том, правиль-ное ли время они показывают, но для того чтобы спор этот об-рел хоть какой-то смысл, мы должны знать, в какой части света находятся эти часы, управляются ли они при помощи электри-чества с астрономической станции, находятся ли работающие там астрономы в здравом уме и трезвой памяти и так далее.

21. Когда я жил в Дэн-юэ, городке в Юннане практиче-ски на самой границе Китая, в местное консульство ежеднев-но приходила телеграмма из Бэйцзина, отмечающая полдень1. Сама по себе идея была замечательная, потому что электри-чество распространяется почти мгновенно. Неудобство же — если это можно назвать неудобством, в чем я, честно говоря, со-мневаюсь, — состояло в том, что оттуда сообщения о наступле-нии полудня пересылали в местечко под названием Юнчжань. А тамошний связист, не будь дурак, постоянно курил опи-ум, так что телеграммы принимались редко, но зато целыми пачками, штук по десять, и в каждой сообщалось, что такого-то и такого-то числа в Бэйцзине наступил полдень! Итак, все физические явления, все сопутствующие им ощущения и восприятия иллюзорны. Единственное, что можно сказать, — что какой-то чокнутый псих из Бэйцзина имеет склонность со-общать жителям Дэн-юэ, который нынче час.

22. И даже эта скандха — лишь четвертая из пяти, но не по-следняя1. Если продолжать практику, она тоже окажется иллю-зией, и в результате не останется ничего, кроме чистого осозна-ния существования некой склонности.

Подробно рассказать вам об этом я не могу, потому что сам еще не проработал эту стадию достаточно тщательно; однако я очень сомневаюсь, стоит ли вообще переводить слово «вид-жняна» как «осознание». Мне кажется, более удачным перево-дом был бы «опыт» — в том смысле, в каком мы употребляли это слово до сих пор, то есть как непосредственное соприкос-новение с реальностью, стоящей за всеми наблюдениями и пре-восходящей их все.

23. Надеюсь, вы составили представление о том, насколько трудно дать внятное, пусть даже и самое приблизительное, опи-сание этих явлений, не говоря уже о том, чтобы составить чет-кую их классификацию. У них у всех есть одно чудное свой-ство — незаметно перетекать друг в друга. Как мне кажется, это одна из причин, по которым до сих пор невозможно было найти никакой мало-мальски удовлетворительной литературы по йоге. Чем дальше практикующий продвигается по пути, тем меньше он знает — и тем больше понимает. Этот феномен — всего лишь еще одно свидетельство того, о чем я твержу вам все время: обсуждать эти вещи почти бессмысленно; все, что нуж-но, — это постоянная и ревностная практика.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Mira-slava
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB