Текущее время: 16 июл 2024, 07:13


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пятая лекция
СообщениеДобавлено: 19 май 2018, 09:43 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44851
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 71
Cпасибо сказано: 10394
Спасибо получено:
104380 раз в 28917 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Пол: Женский
Очков репутации: 77902

Добавить
Пятая лекция

Сегодняшний вечер давайте начнем с краткого обзора тем, освещенных в моих первых четырех лекциях. Я уже рассказал вам, что йога означает единство и что это единство — причина всех вещей. Сознание возникает в результате соединения непо-тижимого стимула с непостижимым же сенсориумом. Та разновидность йоги, о которой шла речь, — просто частное проявление этого принципа, слияние самосознания со вселенной.

1.Мы говорили о восьми членах йоги и уже разобрали те че-тыре, которые относятся к физической подготовке и опыту. Оставшиеся четыре члена связаны с психической подготов-кой и опытом; именно они станут предметом нижеследующих рассуждений.

2. Прежде чем углубиться в детали, думаю, будет полезно рассмотреть формулу йоги с такой точки зрения, которая мо-жет быть определена как математическая или же магическая. Эта формула (описанная в моем учебнике по Магии, в гла-ве III) есть формула Тетраграмматона1. Она охватывает целую вселенную магических операций. Слово, обычно произноси-мое как «Иегова», называется Непроизносимым Именем; счи-тается, что при правильном произнесении его вибрации разру-шат мир; и при более глубоком рассмотрении оказывается, что это воистину так.

того, они соотносятся с четырьмя стихиями — Огнем, Водой, Воздухом и Землей. Могу зайти еще дальше и сказать, что все существующие на свете вещи и явления можно для удоб-ства в определенных операциях классифицировать по соот-ветствиям одной или нескольким из этих стихий. Эти четыре буквы символизируют в определенном смысле вечную струк-туру, однако сами по себе они, так сказать, не первоначальны. Например, помещая Тетраграмматон на Древо Жизни, состоя-щее из десяти сефирот, или чисел, мы не включаем в него пер-вую сефиру. Иод соотносится со второй сефирой, Хе с третьей, Вав — с группой от четвертой до девятой, а Хе конечная — с последней, десятой. Символом же первой сефиры считается лишь самая верхняя точка буквы Иод [י] .

Проявленный мир возникает лишь в десятой сефире и пред-ставляет собой, соответственно, результат йоги всех остальных сил — первых трех букв Имени, активных стихий Огня, Воды и Воздуха. (Именно с этими тремя стихиями связаны три «ма-теринские» буквы еврейского алфавита.) Последняя стихия, Земля, обычно рассматривается как результат взаимодействия первых трех; но это не самая удобная точка зрения, посколь-ку само допущение о реальности вселенной тотчас же ввергнет нас в философский хаос. Впрочем, сейчас это не должно нас особенно волновать.

3. Применив этот символизм к йоге, мы обнаружим, что Огонь представляет человека, практикующего йогу, а Вода олицетворяет объект его медитации. (При желании може-те поменять местами эти атрибуции. Ни для кого, кроме ме-тафизика, разницы не будет. Да и для него — лишь крайне незначительная!)

Иод и Хе соединяются как Отец и Мать и порождают Сына, Вав. Этот Сын и есть то самое возвышенное состояние разу-ма, которое возникает при слиянии субъекта и объекта. В ин-дийской терминологии это состояние носит название самад-хи. У него есть множество разновидностей — все более и более тонких и чистых состояний; но, в целом, самадхн — это со-бирательный термин, обозначающий именно то слияние, ко-торое является предметом и целью йоги. Здесь как раз самое время вспомнить бедняжку Хе конечную, символизирующую экстаз — можно, я скажу «оргазм»? — и растворение в нем,
отменяющую его компенсацию. Здесь мне становится крайне трудно выразить свою мысль. Это одна из тех идей, которые в результате постоянной медитации укоренились у меня в со-знании слишком глубоко, так что я не могу отделаться от ощу-щения собственной ничтожности, когда говорю, что луч-шим определением Хе конечной будет «экстаз, возносящийся в Безмолвие». Отсюда мораль: медитируйте и выясняйте все са-мостоятельно! В конце концов, другого способа просто нет.

4. Думаю, раз уж мы с вами изучаем йогу с чисто научной точки зрения, будет крайне важно подчеркнуть, насколько точ-ны аналогии между йогическим и сексуальным процессами. Посмотрев внимательно на Древо Жизни, вы увидите, что вен-чающая его Первая сефира разделяется на Вторую и Третью — равных и противоположных друг другу Отца и Мать, а их союз производит на свет сложный комплекс Сына — группу Вав, по-еле чего вся структура возвращается к первоначальной простоте в последней сефире, Хе конечной, или Дочери.

Точно то же самое происходит и в биологии. Сперматозоид и яйцеклетка биологически представляют собой продукт де-ления единой непроявленной клетки, крайне простой по --------им функциям, хотя и содержащей в латентной форме все воз-можности. Союз этих двух элементов приводит к проявлению упомянутых латентных качеств в ребенке. Их потенциал выра-жается и развивается во времени и пространстве, а экстаз, со-провождающий акт единения, представляет собой естественное следствие того, что два эти элемента осознают свое уничтоже-ние как необходимое условия произведения потомства.

5. Было бы несложно проиллюстрировать этот тезис анало-гиями, почерпнутыми из обычной человеческой жизни: воз-растание страсти, сопровождающие ее голод и желание, могучее освобождение и радость, за которыми следует чувство удовлет-воренности. Мне нравится думать, что все истинные религии являли собой артистическую, драматическую репрезентацию сексуального процесса, и не только потому, что культ сексуаль-ности был полезен в контексте племенной жизни, но и пото-му, что за ним скрывался этот более глубокий, более близкий к истине смысл, о котором мы сейчас с вами говорим. Полагаю, любой жизненный опыт следует рассматривать как символ не-коего более истинного опыта более глубокой жизни. В Клятве Мастера Храма есть такие слова: «Я буду толковать каждое явле-ние как особое обращение Бога к моей душе».

Не наше дело критиковать Великий Орден за выражение этой возвышенной идеи в терминах, понятных любому обыч-ному разумному человеку. Давайте оставим в покое метафизи-ческие сложности и рассмотрим простое и очевидное значение этой фразы. Каждое действие должно быть актом йоги. А это подводит нас непосредственно к вопросу, который мы откла-дывали до этих самых пор, — к проблеме сосредоточения.

6. Сосредоточение! Сексуальные аналогии помогут нам и здесь. Помните браунинговского Аббата? Когда его упро-сили председательствовать на Суде Любви, он присудил по-беду женщине, чей объект страсти был совершенно никудыш-ным человеком, и произнес при этом следующие примечатель-ные слова:

Похоже, Бог бы отдал предпочтенье

Любви, в себе не знающей сомненья1.

Влюбленные безумны; это совершенно общее место, а в не-которых обстоятельствах (которые среди пошляков-англосаксов встречаются сплошь и рядом) и предмет для шуток. У влюблен-ного все ставится на службу страсти; никакие жертвы, никакие унижения, никакие неудобства не имеют ни малейшего значе-ния. Все силы напряжены и сплетены в единый узел, все энергии направлены на единственный объект. Мука расставания, пусть даже недолгого, кажется невыносимой; радость утоления — нео-писуемой, о да, почти превосходящей человеческие силы!

7. А ведь это как раз то, чем и должны заниматься йоги. Все книги (которые могут сколько угодно противоречить друг дру-гу по прочим вопросам, но совершенно согласны в этой един-ственной глупости) велят ему бросить то и отказаться от этого, иногда на вполне разумных основаниях, но чаще — из преду-беждений и предрассудков. На продвинутых ступенях йог вы-нужден отказаться от тех самых добродетелей, благодаря кото-рым достиг этих состояний! Каждая идея, рассматриваемая сама по себе, теперь превращается в мусор, мертвый груз, отраву; и, тем не менее, рассматривать этот отказ как жертвенный акт со-вершенно неправильно. Нет никакой необходимости лишать человека того, чего он хочет. Суть, скорее, в том, чтобы суметь отказаться от того, чего ты хотел во тьме, до того, как настала заря и ты открыл подлинный объект своей страсти. Поэтому — вни-мание! — сосредоточенность сокращает наши моральные обя-зательства до самых простых: теперь у нас есть единый стандарт, с которым можно соотносить все. К дьяволу Папу Римского! Если у вас расстройство желудка от омара «Ньюбург» (а для на-ших практик необходимо хорошее пищеварение), не ешьте ома-ра «Ньюбург». Если йог не уразумеет этот момент со всей ясно-стью, его постоянно будут отвлекать мудрствования религиоз-ных и моральных фанатиков. К черту архиепископов!

8. Вскоре вы, несомненно, поймете, что занятия такого рода требуют самого тщательного планирования. Вам придется рас-писать свою жизнь вперед на довольно значительный период времени, насколько это в человеческих возможностях. Если вы потерпите неудачу в первой же стратегической диспозиции, вы просто-напросто не выдержите тягот кампании. Тут же нач-нут возникать непредвиденные обстоятельства, и поэтому одна из обязательных мер предосторожности — формирование ре-зервных ресурсов, которые помогут вам справиться с неожи-данными атаками.

Разумеется, здесь пока что речь идет лишь о самой обыч-ной способности к сосредоточению в повседневной жиз-ни. Но привычка к ней хорошо подготовит вас к гораздо 60-лее суровой задаче — сохранению сосредоточенности во вре-мя йогических практик. Для тех, кто занялся предварительной подготовкой и пока еще ведет более или менее обычный об-раз жизни, нет ничего лучше, чем практики, рекомендуемые в «Эквиноксе». Ученик должен составить и исполнять четкое расписание, продуманное таким образом, чтобы каждый по-ступок напоминал ему о Великой Работе.

9. Классическое пособие на эту тему — «Liber Astarte vel Berylli», Книга Служения Избранному Божеству. Эта книга превосходна выше всяких похвал и подробно освещает предмет с безупречной отточенностью слога. Описанных в ней прак-тик самих по себе достаточно, чтобы привести верующего к вы-сотам достижения. Правда, она для немногих. Однако каж-дый ученик должен четырежды в день приветствовать Солнце (по методу, рекомендуемому в «Liber Resh»1), а также Луну при ее восходе на небо — при помощи Гаятри-мантры1 2. Самый луч-ший способ для этого — произнести мантру, как только вы уви-дите Луну, и если вам не удалось сделать это с полным сосре-доточением, повторять ту же мантру до тех пор, пока внимание не перестанет перескакивать с предмета на предмет.

Кроме того, ученик должен старательно практиковать «Liber III vel Jugorum»3. Суть данной практики заключается в том, что вы выбираете какую-нибудь знакомую мысль, ело-во или жест, который автоматически повторяете многократно в течение всего дня, и принимаете решение больше его не по-вторять. Всякий раз, когда вы нечаянно делаете это снова, вы на-носите себе глубокий порез на запястье или предплечье с помо-щью подходящего для этой цели инструмента.

Существует также практика, которую я нахожу весьма полез-ной для прогулок в христианской местности, — изгнание зло-го духа (с предписанным взмахом рукой вниз и вовне и со ело-вами «аро pantos kakodaimonos»4) из каждого встреченного че-ловека в религиозном облачении.

Все эти практики способствуют сосредоточению и помогают оставаться начеку. Они поистине бесценны в качестве предва-рительной подготовки к той колоссальной Работе по удержанию полной сосредоточенности, при которой приходится отслежи-вать мельчайшие и все более и более мелкие движения ума.

1ο. Теперь мы можем обратиться к рассмотрению йогиче-ских практик как таковых. Полагаю, за те две недели, что прош-ли со дня нашей последней лекции, вы достигли совершенства в асане и пранаяме; вы каждый день по двенадцать часов без ма-лейших затруднений держите на голове блюдечко с серной кислотой; вы энергично скачете кругом, словно лягушки, — но только в порядке отдыха от настоящей левитации; а ваша мантра непрерывно крутится у вас в голове с частотой биения сердца.

Оставшиеся четыре члена йоги суть пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

Я дам вам определение всех четырех за один прием, так как каждый до некоторой степени разъясняет следующий за ним. Пратьяхару можно в общих чертах определить как интроспек-цию, но этим словом обозначается также определенная раз-новидность психологического опыта. Например, вы може-те внезапно прийти к убеждению — подобно сэру Хамфри Дэви* 1, — что вселенная состоит исключительно из идей; или же вы убедитесь на личном опыте, что у вас нету носа, а это мо-жет случиться даже с лучшими из нас, если усердно сосредото-читься на его кончике.

11. Дхарана — это медитация, но не та, что состоит в глубо-ком размышлении о предмете с целью прояснить его суть или обрести более полное его понимание, а такая, в которой вся со-знательная деятельность сводится к одному намеренно выбран-ному воображаемому объекту.

Итак, эти два члена йоги представляют собой, по существу, методы работы на ментальном уровне. Даже после того, как мы достигнем успеха в самадхи, нам еще долго придется вести широкую программу раскопок в тайниках разума.

12. Слово «дхьяна» перевести довольно сложно; многие ав-торы используют его в совершенно противоположных смыс-лах. До некоторой степени вопрос дхьяны рассмотрен в части I моей «Книги Четыре». Я процитирую то, что написал о ней в заключение:

Давайте попытаемся выработать окончательное опре-деление. Дхьяна подобна самадхи во многих отношени-ях. И в том, и в другом состоянии «я» сливается воедино с «не-я»; и в том, и в другом случае человек теряет чув-ство времени, пространства и причинности. Исчезает всякая двойственность во всех ее формах и проявлени-ях. Идея времени подразумевает существование двух объектов, последовательно сменяющих друг друга, идея пространства — двух несовпадающих объектов, а идея причинности — двух объектов, связанных между собой1.

13. Самадхи, напротив, определить довольно легко. Тут нам помогут этимология вкупе с устойчивостью религиозной тра-диции. «Сам־» — на санскрите приставка, развившаяся в грече-скую «с««-», не изменив своего значения: «синопсис», «синтез», «синдром». Она означает «вместе с».

Корень «адхи» также пришел к нам через много столетий и множество языков. Это одно из древнейших слов в человече-ской речи; оно восходит к тем временам, когда у каждого звука было определенное значение, предполагаемое самим мускуль-ным движением, посредством которого производился звук. Так буква «d» изначально означала отца; отец, умерший и ставший «Богом» назывался «ad». Это имя неизменным пришло в Египет, как о том свидетельствует «Книга Закона». Санскритское ело-во «адхи» обычно переводилось как «владыка». В сирийской его форме мы получаем удвоение — «хадад». Вспомните Бен-Хадада, царя Сирийского1 2. Еврейское слово для «властелина» звучит как «адон» или «адонаи». «Адонаи», «мой господин», постоянно ис-пользуется в Библии как замена имени «Иегова» в тех местах, где последнее было бы слишком священным для упоминания или по иным причинам, приводить которые здесь мы не ста-нем. Со временем Адонаи (благодаря розенкрейцерской тради-ции) стало также означать Священного Ангела-Хранителя и тем самым — объект поклонения или сосредоточения. Это одно и то же: worship [англ, «поклонение»] — это worth-ship, «досто-инство»; а все, что не является избранным объектом сосредото-чения, по определению недостойно.

14. Поскольку дхьяна означает состояние уничтожения двойственности, провести границу между нею и самадхи до-вольно сложно. В части I «Книги Четыре» я писал:

Эти особенности состояния дхьяны противоречат условиям обыденного мышления, но в состоянии са-мадхи они проявляются гораздо более ярко, чем в опы-те дхьяны. И если в последнем это выглядит просто как соединение двух объектов, то в первом — так, слов-но все объекты без исключения устремляются навстре-чу друг другу и сливаются воедино. Можно сказать, что в дхьяне данное качество присутствовало лишь латент-но и что Единство существующего объекта там проти-вопоставлялось Множеству несуществующих; в самад-хн же эти Единство и Множество объединяются в союзе Бытия и Небытия. Это не умозрительные предположе-ния, а описание, сделанное по памяти*.

15. Однако это было написано еще в 1911 году, а с тех пор я со-брал колоссальный урожай опыта. В настоящий момент я пред-почел бы сказать, что дхьяна соотносится с самадхи примерно так же, как прыганье по-лягушачьи, описанное в предыдущей лекции, — с настоящей Левитацией. Иными словами, дхьяна — это неуравновешенное, или не достигшее совершенной чисто-ты, приближение к самадхи. В дхьяне субъект и объект тоже сое-диняются друг с другом и растворяются в экстазе, сменяющемся безразличием, и так далее; однако даже в этом новом состоя-нии сознания кое-что все же сохраняется. С этой точки зрения дхьяну можно уподобить взрыву пороха не самого лучшего ка-чества: большая часть пороховой смеси действительно исчезает со вспышкой и грохотом, но какие-то отходы остаются.

Впрочем, сами по себе эти рассуждения не слишком важны, поскольку вся последовательность трех этих медитативных состояний может быть представлена как единое целое, обозна-чаемое термином «самьяма»; перевести это слово вы уже смо-жете самостоятельно, если вспомните, что «сам» означает «вместе с», а «яма» — «контроль». Самьяма — это слияние множества отдельных малых актов контроля в единое дей-ствие; примерно таким же образом все отдельные клетки, ко-сти, вены, артерии, нервы, мышцы и прочие составляющие руки объединяются в бессознательном единодушном усилии для одного удара.

16. Итак, если мы употребляем термины пратьяхара и дха-рана как названия практик, то первый означает интроспекцию, а второй — сведение всех мыслительных процессов к одному воображаемому объекту. Пратьяхара — это движение мысли, дхарана — прекращение всякого движения. Но вы не достиг-нете сколько-нибудь заметных успехов в пратьяхаре до тех пор, пока не овладеете дхараной в достаточной мере, потому что под интроспекцией здесь понимается исследование тех глубинных слоев сознания, которые обнаруживаются лишь после того, как мы пройдем некоторый путь и начнем осознавать состояния, совершенно чуждые обычным интеллектуальным представле-ниям. Первый закон обыденного мышления гласит, что А есть А; это так называемый «закон тождества». Следовательно, мы можем разделить вселенную на А и не-А; и при таком разде-лении третьего не дано.

Однако йог уже на довольно раннем этапе медитативной практики обычно обретает непосредственный опыт осозна-ния того, что эти законы не являются истинными с какой-либо абсолютной точки зрения. Он достигает сфер, в которых ин-теллектуальные представления теряют всякую ценность; они остаются верными для обычных житейских дел, но при этом становится ясно, что все эти законы обыденного мышления — не более чем механизм, или система условностей.

Многие люди, изучающие высшую математику и метафи-зику, интуитивно улавливают проблески этой истины. В ходе своих рациональных исследований они вынуждены для вя-щего удобства пользоваться иррациональными понятиями. Например, такие понятия, как квадратный корень из двух или квадратный корень из минус единицы, сами по себе непости-жимы; они относятся к мышлению иного порядка, которое выходит далеко за пределы представлений первобытного чело-века, только что изобретшего счет на пальцах.

17. Таким образом, освоение йогической медитации лучше начать с дхараны. В ходе этих занятий йог получит — в качестве сопутствующего продукта — некоторые результаты пратьяха-ры, а также составит достаточно полное представление о ее ме-тодах. На первый взгляд может показаться, что пратьяхара ле-жит в стороне от основного направления йогической работы. Но это не так. В действительности она помогает йогу справ-ляться с новыми состояниями сознания, которых он достигает посредством дхьяны и самадхи.

А теперь перейдем к описанию простейших практик.

Поначалу периоды сосредоточения должны быть очень краткими. Самое главное — не перенапрячь механизмы, кото-рые задействуются для работы. Приучать ум к новым состоя-ниям следует очень медленно и постепенно. На начальном эта-пе своих занятий я обычно довольствовался минутой—двумя за раз; в целом один сеанс состоял из трех—четырех таких пе-риодов, а в день я проводил по два или три сеанса. Для этой стадии еще не требуется особого мастерства в асане, так как все, что могут дать эти начальные практики, — не более чем об-щее представление о том, с какими трудностями вы столкне-тесь, когда начнете практиковать всерьез.

18. На первых порах я брал какую-нибудь простую одно-цветную геометрическую фигуру — например, желтый квадрат. Вот официальные наставления из «Эквинокса»:

1. Усилием воли сосредоточьте мысли на воображае-мом простом объекте.

Для этой цели хорошо подходят пять таттв: черный овал, голубой диск, серебряный полумесяц, желтый ква-драт и красный треугольник.

2. Далее переходите к работе с сочетаниями простых объектов, например, с черным овалом внутри желтого квадрата, и так далее.

3. Далее переходите к работе с движущимися про-стыми объектами, например, качающимся маятником, вращающимся колесом и так далее. С образами живых существ работать не следует.

4. Далее используйте сочетания движущихся объек-тов, например, поднимающийся и опускающийся пор-шень на фоне раскачивающегося маятника. В разных экспериментах следует варьировать сочетания различ-ных типов движения.

Можно использовать даже целую систему махови-ков, эксцентриков и регуляторов.

5· В ходе этих упражнений ум должен полностью со-средоточиваться на избранном объекте; не допускай-те вторжения никаких посторонних мыслей. В подвиж-ных системах все движения должны быть размеренны-ми и слаженными.

6. Отмечайте в записях точную продолжительность каждого опыта, количество и характер посторонних мыс-лей, посещавших вас во время работы, отклонения са-мого объекта от заданной траектории движения и лю-бые другие явления, возникающие в ходе упражнения. Ни в коем случае не перенапрягайтесь. Это очень важно.

7· Далее переходите к сосредоточению на образах живых существ; выберите для этой цели какого-либо че-ловека, желательно знакомого вам лично и вызывающе-го у вас уважение.

8. Эти эксперименты можно перемежать попытка-ми сосредоточения на воображаемых объектах других чувств.

К примеру, попытайтесь вообразить вкус шокола-да, запах розы, ощущение от прикосновения к бархату, шум водопада или тиканье часов.

9· На последнем этапе постарайтесь очистить свое со-знание от всех чувственно воспринимаемых объектов и от каких бы то ни было мыслей вообще. Добившись не-которых успехов в этих упражнениях, вы получите право
на сдачу экзамена и, если выдержите его, сможете перейти к более сложным упражнениям1.
19. Одна из самых интересных и досадных особенностей, от-дичающих первые эксперименты в этой области, — вторжение посторонних мыслей. Это, прежде всего, странное поведение объекта, на который вы медитируете: он меняет свой цвет и раз-мер, движется с места на место, теряет исходную форму. И здесь одно из самых трудных условий, для выполнения которого тре-буются большое мастерство и опыт, — научиться по-настоящему осознавать происходящее. Вы можете подолгу предаваться меч-там, прежде чем вообще заметите, что отвлеклись. Именно поэ-тому я так настаиваю на необходимости вышеописанных подго-товительных практик, развивающих внимание и бдительность; вы сами убедитесь, что для мало-мальского продвижения в этой работе необходимо быть во цвете сил и в наилучшей психологи-ческой форме. Но когда вы приобретете некоторый опыт в от-слеживании и подсчете случаев нарушения сосредоточенности, вы увидите, что и сами отвлечения тоже полезны, так как по их характеру можно судить о степени вашего прогресса.

20. Отвлечения можно подразделить на следующие классы:

— во-первых, отвлечения, возникающие из-за физических ощущений. К этому времени вы уже должны были преодолеть их, освоив асану;

— во-вторых, отвлечения, возникающие в связи с событи-ями, непосредственно предшествовавшими медитации. Под влиянием этих событий ум развивает чрезвычайно бурную деятельность. Только практикующий дхарану начинает по-настоящему понимать, как много впечатлений мы на самом деле воспринимаем, не отдавая себе в этом отчета;

— в-третьих, отвлечения, которые можно классифициро-вать как погружение в фантазии или грезы наяву. Это очень ко-варное состояние: в нем можно провести довольно много вре-мени, даже не осознавая, что мы отвлеклись;

— в-четвертых, отвлечения весьма тонкого свойства, пред-ставляющие собой аберрации самоконтроля как такового.

К примеру, вас посещает мысль: «Как хорошо у меня все по-думается!» Или, допустим, вы начинаете воображать, как было бы здорово сейчас оказаться на необитаемом острове, в звуко-непроницаемом доме или под струями водопада. В действитель-ности все подобные мысли только нарушают сосредоточение;

— в-пятых, отвлечения, обнаружить источник кото-рых, по всей видимости, невозможно. Они могут выражать-ся в форме настоящих галлюцинаций, как правило, слуховых. Разумеется, галлюцинации бывают нечасто, и будем надеяться, что ученик всегда может опознать их как таковые (в противном случае ему стоило бы обратиться к врачу). Обычно при этом слышатся какие-то отдельные фразы или обрывки фраз, внят-но произнесенные человеческим голосом, но не голосом само-го ученика или кого-либо из его знакомых. Со схожим явле-нием сталкиваются телеграфисты, списывающие его на «атмос-ферные помехи».

— И, наконец, последняя разновидность отвлечения — сам результат, к которому стремится практикующий1.

21. Я уже отмечал, насколько утомительны эти практи-ки и как они постоянно озадачивают и разочаровывают йога. Достижению дхьяны предшествуют многочисленные промежу-точные результаты, свидетельствующие об избавлении от ин-теллектуальных ограничений. Если вам покажется, что эти ре-зультаты потрясают самые основы вашего сознания, не путай-тесь. Как после овладения асаной обнаруживается, что обычное тело — всего лишь сосуд боли, так и здесь становится ясно, что обычное сознание само по себе безумно — причем безумно по его же собственным стандартам. Достаточно прочесть, на-пример, такую простую книгу для начинающих, как «Введение в философию» профессора Джоэда1 2, чтобы убедиться, что лю-бое утверждение на определенной стадии развития начинает противоречить само себе. Существуют десятки способов проде-монстрировать, что, начав с «А есть А», вы неизбежно придете к «А не есть А». Разум сопротивляется такому выводу; стараясь
дит всю философию в категорию жонглирования парадоксами. Но это — трусливое и позорное бегство. Йогу надлежит мест-но принять тот факт, что все мы — буйнопомешанные; а ду-шевное здравие — если оно вообще возможно — обретается лишь в том состоянии ума, что не обременено интеллектуаль-ными правилами школы для благородных девиц.

Засим, всею душою стремясь на скамью покаянья, где самое место подобной невнятице, я прощаюсь с вами до следующей встречи.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB