Текущее время: 29 мар 2024, 10:32


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Четвертая лекция
СообщениеДобавлено: 19 май 2018, 09:40 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Четвертая лекция

Асана и пранаяма Технические практики йоги

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

На прошлой неделе мы с вами отделались от ложного ощу-щения, что у предмета нашего изучения сломан хребет. Мы из-бавились от неверных путей, плохих жен и дурной погоды. Мы удобно расположились на солнышке, где нас никто не по-беспокоит. И у нас нет других занятий, кроме нашей работы.

Поскольку все так удачно сложилось, мы можем потра-тить часок на обдумывание следующего шага. Давайте вспом-ним первым делом, какова квинтэссенция нашей задачи. Она заключается в уничтожении дуальности и индивидуальности. «Мне место дай... — взывает персидский поэт, которого пере-водил Фицджеральд, не помню, как его зовут, но это не Омар Хайям. — Мне место дай на том диване, где места нет для двух». Поистине выдающееся пророчество о появлении однокомнат-ных меблированных квартир!

Нам предстоит объединить субъект и объект сознания в экстазе, который вскоре перейдет, как мы узнаем чуть поз-же, в еще более возвышенное состояние безразличия, а затем уничтожить все части как первой, так и второй из вышеуказан-ных сторон. Это неизбежно приведет к умножению частей — все более частного характера, куда посторонним вход воспре-щен, — пока их количество не достигнет бесконечности, ко-торую тоже нужно будет уничтожить, вернувшись, наконец, к изначальному Ничто. Но будет ли это Ничто тождественно изначальному? Да и нет! Нет! Нет! Тысячу раз нет. Ибо, реа-лизовав все благотворные возможности проявления того изна-чального Ничто, мы тем самым навеки уничтожили все его воз-можности проявиться во вред.

Таким образом, наша задача совершенно проста, и мы пре-красно решим ее сами, без помощи всяких паршивых риши и саньяси. Нет нужды взывать о наставлениях к стаду траче-ных молью архатов или пережевывающих бетелевую жвачку бодхисаттв. Как уже было нами сказано в первом номере пер-вого тома «Эквинокса»:

Мы в Голубя с Девой Не верим отсель:

Наш метод — наука,

Религия — цель.

Нам вполне достаточно здравого смысла, направляемого опытом, основанным на наблюдении.

2. Мы уже поняли, что процесс йоги присущ каждому яв-лению нашего бытия. Все, что нам нужно сделать, — это со-знательно распространить его на процесс мышления. Мы так-же поняли, что мышление не может существовать без непрекра-щающихся перемен; значит, все, что нам нужно сделать, — это остановить перемены. Любые перемены обусловлены време-нем, пространством и другими категориями; любой существу-ющий объект должен поддаваться описанию через систему осей координат.

Как-то на террасе кафе «Дё Маго» я столкнулся с необходи-мостью выразить все учение йоги в минимальном количестве слов «при возвещении, при голосе архангела и трубе Божией» (святой Павел, Первое послание к Фессалоникийцам, глава 4־я, стих 16-й). И я это сделал:

«Сиди неподвижно. Прекрати думать. Заткнись. Выйди вон!»

Первые два предписания охватывают собой все техниче-ские методы йоги. Последние два слишком возвышенны, что-бы распространяться о них на той начальной стадии, на кото-рой мы с вами пока что находимся.

Указание «сиди неподвижно» подразумевает торможение всех телесных стимулов, способных возбудить активность со-знания. Предписание «прекрати думать» означает такое же тор-можение психических стимулов. Вопрос о том, может ли вто-рое существовать без первого, обсуждать здесь нет нужды. Но совершенно очевидно, что многие психические процессы действительно возникают под влиянием физических; и если вам удастся справиться с телом, считайте, вы уже одолели вну-шительную часть пути.

3· Давайте сделаем небольшое отступление и разберемся с одним недоразумением, которое неизбежно настигает вся-кого, кто мыслит по-англосаксонски. Едва ли не самым худ-шим из всего, что породила наша выхолощенная школа ми-стицизма, стало отвратительное заблуждение, коренящееся в представлении о том, что телесные функции и потребно-сти имеют какой-то моральный подтекст. Это смешение пла-нов. В действительности между добром и злом нет никакого подлинного различия. Единственный вопрос, возникающий в связи с любым конкретным действием, — это вопрос его удобства и уместности. Прежде чем приступать к практикам йоги, раз и навсегда выкиньте из головы весь многовековой моральный и религиозный бред. Вы очень скоро на собствен-ном опыте поймете, что значит «поступать неправильно», — ибо в йоге любое действие по определению неправильно. Оно может быть относительно правильным лишь в силу того, что служит конечной цели: положить конец всей деятельно-сти вообще.

Такими относительно правильными действиями считаются как раз те, которые совершаются ради «контроля» или «добро-детели». Их невероятно много, однако их все же умудрились классифицировать, не пожалев времени и сил. Эта классифи-кация невообразимо сложна, сложна до такой степени, что даже простое изучение перечня различных ее систем влечет за со-бой лишь один гарантированный результат — помрачение ума до конца текущего воплощения.

4. Поэтому я попытаюсь упростить дело. Основных катего-рий всего две:

(а) асана, что обычно переводится как «поза»;

и (б) пранаяма, что обычно переводится как «управление дыханием».

Эти переводы, как обычно, совершенно неправильны и неа-декватны. Истинная цель асаны — обрести такой сознательный и бессознательный контроль за мышцами, чтобы никакие сиг-налы от тела не могли достичь сознания. Асана — это работа с телом как со статической системой. Пранаяма же представля-ет собой контроль за телом как динамической системой.

Есть в этой ситуации нечто парадоксальное. Цель процесса йоги — остановка всех процессов, в том числе и йогического.

Но если йог надумает застрелиться, это будет нецелесообраз-но, так как тем самым он утратит контроль и высвободит силы, приносящие боль и страдание. В метафизический спор о том, кто или что осуществляет этот контроль, мы вступать не ста-нем — а не то, не успеем мы оглянуться, как уже свихнемся на многочисленных гипотезах о том, что такое душа.

5. Итак, давайте выбросим из головы весь этот бред и за-думаемся о том, какие действия нам следует предпринять. Мы уже поняли, что, попытавшись остановить текущие про-цессы простым актом насилия, мы лишь высвободим со-вершенно нежелательные силы. Если мы захотим, чтобы в Дартмурской тюрьме воцарились мир и благодать, мы ведь не станем распахивать настежь двери камер. Мы введем ре-жим. А что такое режим? Это ритм. Собираясь лечь спать, вы ограждаете спальню от неожиданных и неритмичных звуков. Лучше всего, если вам еще и споют колыбельную. Вы пред-ставляете себе овечек, которые проходят через ворота или го-лосуют на избирательном участке. Если привыкнуть к пере-стуку колес поезда или шуму машины парохода, они тоже начнут оказывать убаюкивающий эффект. И с наличными функциями организма нужно поступить точно таким же об-разом — сделать их максимально регулярными и однообраз-ными, а затем постепенно замедлять, пока мы не перестанем осознавать их вовсе.

6. Давайте для начала решим вопрос с асаной. Мало что успокаивает лучше, возможно, думаете вы, чем равномер-ное раскачивание или мягкий массаж. В каком-то смысле и до определенного предела это действительно так. Но актив-ность не может продолжаться вечно, рано или поздно усталость возьмет свое, и организм воспротивится, погрузившись в сон. Следовательно, нам с самого начала нужно принять меры, что-бы свести телесные ритмы к минимуму.

живого эксперимента, допуская, что в один прекрасный день мы сможем от наблюдаемых въяве фактов перейти обратно к сопутствующей им метафизике.

Штука в том, что, сидя неподвижно — в самом прямом и не-посредственном смысле слова, — организм получает возмож-ность ответить на воззвание великого махатмы, Гарри Лаудера: «Кончай ерзать, Джок!»1

8. Но стоит нам обратиться к конкретным частностям аса-ны, на нас тут же обрушивается шквал индуистского педантиз-ма. Мы постоянно сталкиваемся с таким традиционалистским взглядом на духовные вопросы, какому позавидовала бы и сама покойная королева Виктория. Единственные типы асаны, спо-собные хотя бы ненадолго вызвать интерес, — это те, о кото-рых я вообще не намерен говорить, так как они не имеют ни-чего общего с той высоколобой йогой, каковую я стараюсь представить этой избранной аудитории. Они вогнали бы меня в краску. Да и потом, кому интересны эти нелепые позы? Если во всем этом и есть что-то забавное, то разве что процесс са-мостоятельного их нахождения. Допускаю, что если вы первым делом озадачите себя проблемой соположения собственного затылка и плеч с затылком и плечами другого заинтересован-ного лица1 2, ее решение может принести известное удовлетво-рение. Но полагаю, это удовольствие будет по большей части от тщеславия, и, как я уже сказал, оно не имеет никакого отно-шения к тому, о чем мы пытаемся рассуждать.

9. Ценность разнообразных положений тела, рекомендуе-мых наставниками йоги, определяется, главным образом, инду-истской анатомической теорией, а также мистическими пред-ставлениями о терапевтических и тавматургических свойствах тех или иных частей тела. Если вы, к примеру, покорите нерв под названием удана, вы обретете способность ходить по воде. Но какому нормальному человеку, к чертовой матери, пона-добится ходить по воде? Плавать куда интереснее и приятнее.

(Оставим за рамками акул, скатов-хвостоколов, каракатиц, электрических угрей и пираний. А также туристов, купающих-ся красоток и мистера Лэнсбери1.) Или другой выход — замо-розьте воду и хоть пляшите на ней! Судя по всему, большую часть сил индуисты тратят на обнаружение самого сложного способа добиться самого нежелательного результата.

ίο. Принявшись завязывать себя в узел, вы вскоре обнару-жите, что одни позы куда труднее и неудобнее, чем другие. Но это всего лишь начало. Если вы продержитесь в любой позе достаточно долго, у вас начнутся судороги. Я не помню точную цифру, но мне где-то довелось узнать, что мышечного напря-жения человека, мирно спящего у себя в кровати, хватило бы, чтобы поднимать в стратосферу по четырнадцать слонов в час. В любом случае помню, что поверить в это было невозможно, хотя я тогда и в себя-то не очень верил.

11. Зачем же тогда принимать какие-то специальные священ-ные позы? Прежде всего нам нужны устойчивость и удобство1 2. Кроме того, в этой позе мы должны быть способны выполнять пранаямуу если когда-нибудь достигнем той стадии, на которой можно будет попытаться ее практиковать. Таким образом, жела-тельные требования к позе можно приблизительно сформули-ровать следующим образом:

а) нам нужно идеальное равновесие;

б) нам нужны свободные руки (так как они используются в некоторых видах пранаямы);

в) нам нужен максимально свободный от напряжения и стесненности дыхательный аппарат.

И вот если вы будете держать это все в голове и не поддади-тесь таким совершенно неуместным идеям, как представление о том, что, принимая позы, традиционно приписываемые свя-тым и богам, вы и сами становитесь святее; а также если суме-ете избавиться от омерзительной пуританской убежденности

в том, будто все то хорошо для вас, что причиняет достаточ-но мук, — то после недолгих экспериментов вы сами найде-те для себя позу, которая будет отвечать этим условиям. И было бы прекрасно, если бы вы поступили именно так, а не шли ко мне, как к какому-нибудь тарабарскому гуру. Я вам не ка-кой-нибудь пукка-сахиб1, почитающий своим долгом па-сти варваров, — и даже не уроженец Пуны, — чтобы пичкать Ш[ирокую] Публику очередной полупереваренной невняти-цей1 2. Я предпочел бы, чтобы вы все сделали «неправильно» са-мостоятельно и научились на собственных ошибках, чем пере-няли «правильное» у учителя и довели до атрофии свою ини-циативную железу и способность чему бы то ни было учиться.

В то же время, будет совершенно правильно, если вы полу-чите некое представление о том, что может случиться, когда вы приступите к практикам.

12. Разрешите, я отвлекусь ненадолго и вернусь к тому, что говорил в своем учебнике по магии относительно формулы IA03. Эта формула объемлет собою все знание. Сначала вы ис-пытываете довольство, как ребенок, получивший новую игруш-ку; потом вам становится скучно, и вы пытаетесь ее разломать. Но если вы — мудрый ребенок, вы отнесетесь к своей игруш-ке с научным интересом и не станете ломать ее. Вы пройдете стадию скуки и, восстав из геенны мук, достигнете стадии вое-кресения, когда игрушка превратится в бога, поведает вам свои сокровенные тайны и станет неотъемлемой частью вашей жиз-ни. Вы избавились от грубых животных реакций наслаждения и боли. Новое знание усвоено.

13. Так же и с асаной. Избранная поза вам нравится; вы мур-лычете от довольства собой. Как умно вы поступили! Как ро-скошно поза отвечает всем необходимым условиям! Впору об-литься слезами сладкой сентиментальности. Знавал я учеников, которые не выдерживали искушения и преисполнялись благо-дарности и любви к Учителю! Совершенно очевидно, что есть в этом что-то неправильное. К счастью, Время, великий цели-тель, всегда на посту; Время не берет выходных; Время не оста-навливается полюбоваться собой; Время неуклонно движет-ся вперед1. Очень скоро вы распрощаетесь с самой мыслью об удовольствии; а о том, в каких выражениях вы станете ду-мать об Учителе, я лучше умолчу, а не то это будет уже совсем невежливо.

14. Даже если вы начали практиковать в самой удобной позе, первым делом вы, скорее всего, поймаете себя на том, что по-стоянно меняете ее, сами того не замечая. Например, если вы сидите в «позе Бога» с сомкнутыми коленями, уже через несколько минут вы обнаружите, что они слегка разъехались в стороны, не поставив вас об этом в известность. Фрейд, без сомнения, сообщил бы вам, что причина сему — в бессозна-тельном обострении инфантильного сексуального комплекса. Надеюсь, никто здесь не намерен докучать мне подобным тош-нотворным бредом.

15. Итак, вы обнаружите, что не можете удерживать позу, если не сосредоточите на ней все внимание. Это означает, что вы начали осознавать свое тело с такой стороны, с которой со-вершенно его не осознаете, когда поглощены какой-нибудь за-хватывающей умственной или даже чисто физической деятель-ностью, такой как бег. На первый взгляд это кажется парадок-сальным, но физические упражнения с большими нагрузками в действительности отвлекают внимание от тела. Причина здесь в том, что у каждого упражнения есть свой собственный ритм; а ритм, как я уже говорил, — это прямая дорога к верши-нам Безмолвия.

Что ж, прекрасно. Удерживая тело в относительной не-подвижности, ученик начинает осознавать всякие мелочи,совершенно не беспокоившие его в обыденной жизни (по край-ней мере, если ум его был занят чем-то интересным). Он при-нимается ерзать, чесаться, кашлять. Скорее всего, и дыхание начнет играть с ним шутки. Все эти симптомы необходимо тормозить. Процесс торможения симптомов крайне труден; как и все прочие формы подавления, он ведет к невероятному усилению тех явлений, которые мы пытаемся подавить.

16. Существует множество мелких уловок, знакомых боль-шинству мужей науки еще со студенческой скамьи. Некоторым из этих трюков можно найти применение и в йоге. К примеру, один из них позволяет победить в состязании на выносливость, даже если противник сильнее вас. Допустим, вам нужно удер-жать нечто тяжелое в вытянутой руке. Если вы сосредоточите внимание на руке, то устанете уже через минуту; но если вы бу-дете упорно думать о чем-то другом, то протянете пять—десять минут, а то и больше. Вся соль — в правильном чередовании активности и пассивности: если асана начинает докучать вам, начните докучать ей в ответ, противопоставив активной мысли о контроле за мельчайшими мышечными движениями пассив-ную мысль об облегчении раздражения и беспокойства.

17. Я сомневаюсь, что найдутся хоть какие-то правила вы-полнения этой практики, которые могли бы вам хоть немно-го пригодиться. Но существует множество мелких уловок, и все их можно опробовать; хотя будет куда лучше, если вы, как и в случае с позой, изобретете свои собственные уловки. Упомяну только одну: заверните язык назад, в сторону небно-го язычка, и одновременно сведите глаза к воображаемой точке в центре лба. Этот прием — средоточие всевозможной свято-сти; к нему бессчетное множество раз прибегали самые досто-почтенные божества. А теперь, прошу вас, выбросьте из го-ловы раз и навсегда весь этот бред! Единственное преимуще-ство этого приема — в том, что он заставляет вас сосредоточить внимание на удержании совершенно неуклюжего положения. В результате вы осознаете, что наступило расслабление, гораздо скорее, чем в других позициях; а кроме того, так вы продемон-стрируете остальному организму, что нет смысла терзать вас повышенной чувствительностью.

Но правил все равно нет. Я уже говорил об этом и скажу еще раз. Просто человеческий разум — штуковина настолько ленивая и бесполезная, что он все время инстинктивно изыски-вает возможности избежать тяжелой работы.

Все эти трюки могут оказать вам помощь, а могут и по-мешать; вам предстоит самостоятельно выяснить, какие из них для вас хороши, а какие плохи; самостоятельно найти ответы на всевозможные «что», «почему» и все прочие вопросы. В конечном счете все сводится к одному и тому же. Успокоить тело на достаточно долгое время можно только одним спосо-бом — попросту сохраняя неподвижность. Рано или поздно вы возьмете его измором.

18. Обостренная чувствительность постепенно превращает-ся в форменную агонию. Но любая попытка смягчить ее про-сто сведет всю ценность практики на нет. В особенности я дол-жен предостеречь соискателя от попыток рационализации. Мне доводилось встречать людей настолько безнадежно тупоголо-вых, что они рационализировали все время. Они говорили себе: «Ага, эта поза подходит мне не так хорошо, как я думал. Да, с позой Ибиса я дал маху... попробую-ка лучше Дракона». Но Ибис сумел простоять на одной ноге ровно столько веков, сколько было нужно, чтобы достичь божественности. Если от него вы отправитесь к Дракону, он вас сожрет.

19. Благодаря особой извращенности человеческой натуры самые острые муки начинаются, когда до успеха остается всего один шаг. Вспомните Галлиполи1! Я склонен полагать, что этот момент, когда страдания становятся воистину непереносимы-ми, и есть признак того, что практикующий подошел вплотную к переломной точке.

Вы, должно быть, спросите, что значит «непереносимо». На это я отвечу безо всякого снисхождения: «Узнайте сами!» Впрочем, если я скажу, что в последние месяцы моей собствен-ной работы у меня уходило минут по десять в конце каждого упражнения на то, чтобы разогнуть левую ногу, вы получите не-которое представление о том, что такое «еще терпимо». Я брал лодыжку обеими руками и разгибал ее буквально по миллиметру.

20. И тут вступает оркестр. Совершенно внезапно боль пре-кращается. Чувство неописуемого облегчения охватывает йога (заметьте, я больше не называю его ни учеником, ни соискате-лем), и он вдруг понимает одну очень странную вещь. Не толь-ко эта поза причиняла ему боль, но и все прочие, когда-либо испытанные им телесные ощущения также были по природе своей болезненны и переносились достаточно легко лишь по-тому, что он постоянно перепархивал с одного на другое.

Но теперь ему наконец стало по-настоящему легко — пото-му что впервые в жизни он полностью утратил осознание соб-ственного тела. До сих пор жизнь была сплошным бесконеч-ным страданием. Сейчас же — по крайней мере, на то время, пока он удерживает асану, — эта боль утихла.

Я чувствую, что мне так и не удалось в полной мере передать суть этого события. Но дело в том, что слова здесь бессильны. Как описать в словах это совершенное и радостное пробужде-ние от непрерывного, длиною в жизнь, кошмара физического дискомфорта?

21. Мастерство, достигнутое в асане, и результаты этой практики применимы не только в процессе достижения йоги, но и в самых обычных повседневных делах. В любой момент, когда вы почувствовали усталость, просто примите свою аса-нуу и вы тут же почувствуете себя полностью отдохнувшим. Похоже, что овладение этим искусством попросту сводит на нет всякую возможность испытывать боль в данной кон-кретной позе. И наука физиологии нисколько не противоре-чит этой гипотезе.

Победа над асаной повышает выносливость. Продолжив ре-гулярно упражняться, вы со временем обнаружите, что за де-сять минут в освоенной позе успеваете отдохнуть не хуже, чем если бы крепко проспали целую ночь.

Итак, вы преодолели первое препятствие — подчинили себе тело как статическую систему. Теперь давайте обратим силы на победу над его динамическим аспектом.

22. Обращаться к такой теме, как пранаяма, всегда приятно. Пранаяма означает контроль над силой. Это обобщенный тер-мин. В индуистской системе есть множество тонких подраз-делений телесных энергий, у каждой из которых — свое на-звание и свои функции. Я не предлагаю вам углубляться в эти
частности с головой. Практическое значение в жизни имеют только два направления пранаямы. Об одном из них я не стану говорить на публике в такой прогнившей стране, как эта; вто-рое же — это всем известный «контроль над дыханием».

Чтобы обрести «контроль над дыханием», вы попросту бере-те секундомер и назначаете длительность вдоха и выдоха в ци-кле. И вдох, и выдох должны быть как можно более глубокими. Мышечная система должна работать в полную силу, управляя расширением и сжатием легких.

Когда процесс дыхания станет медленным и равномерным (например, выдох будет занимать тридцать секунд, а вдох — пятнадцать), можно будет добавить несколько секунд на за-держку дыхания, либо на выдохе, либо на вдохе.

(Говорят, кстати, что выдох должен длиться примерно вдвое дольше вдоха, так как слишком быстрый выдох приводит к по-тере энергии. Думаю, в этом и вправду что-то есть.)

23. Существуют и другие практики. Например, можно сделать дыхание как можно более быстрым и поверхностным. Каждая хорошая практика дает свои результаты. Но, полагаю, вам уже понятно, что, согласно основной идее этих лекций, цель пра-вильной практики — задержка дыхания на максимально долгое время, поскольку в этом состоянии мы ближе всего подходим к полному погружению физиологического аппарата в состояние бездеятельности. Конечно, мы не пытаемся остановить его во-все, ничего подобного. Но мы намеренно вводим свой организм в заблуждение, внушая ему, что делаем именно это; и если нам удастся удерживать ум в неподвижности на протяжении двенад-цати секунд, то, согласно традиции, это будет один из высочай-ших результатов в йоге. Очевидный факт, что если выделить в ци-кле 20 секунд на выдох, 10 — на вдох и 30 — на задержку, за время такой долгой задержки сознание успеет прекратить свою злокоз-ненную деятельность. К тому времени, как этот цикл станет при-вычным, вы уже научитесь инстинктивно распознавать момент, когда открывается возможность вытолкнуть себя мысленным усилием в состояние концентрации. Иными словами, при помо-щи асаны и пранаямы вы хотя бы на несколько секунд обретае-те свободу и возможность прикоснуться к подлинному процес-су йоги, добраться до которого вам до сих пор не давала отвлека-ющая деятельность дыхательной и мышечной систем организма.

24. И что же дальше? Да, пранаяму можно описать как фор-менное развлечение. Уже довольно скоро после начала практики начнут происходить разные явления, которые, как это ни обид-но, будут радостью для вас, но смертью для йоги.

Классические результаты пранаямы на физическом плане обычно подразделяются на четыре стадии:

а) Потоотделение. Это не простое потение после усиленной физической активности; у него есть свои особенности, и о них я не стану вам рассказывать, так как для вас же будет лучше, если вы займетесь практикой, получите опыт и сами придете ко мне с информацией из первых рук. Только тогда вы буде-те знать, что действительно добились нужного результата. Если же вы узнаете все от меня, то, весьма вероятно, просто внуши-те себе, что его добились.

б) Автоматическое напряжение: тело застывает, словно при спазме. Это совершенно нормально и предсказуемо. Можно продемонстрировать сходный эффект на собаке. Поместите ее под стеклянный колпак и закачайте туда кислород, углекис-лый газ или еще что-нибудь, и собака буквально окостенеет. Ее можно достать оттуда и размахивать ею, держа за ногу, — она будет словно заморожена. Это не совсем то же самое, но близ-ко по эффекту.

25. Ученым во всей их исследовательской работе очень вредит то обстоятельство, что их специально обучают игнорировать неизмеримое. У любого явления есть тонкие свойства, в насто-ящее время не поддающиеся никаким чисто научным методам изучения. Мы можем воспроизводить природные процессы в лабораторных условиях, но имитация далеко не всегда тож-дественна оригиналу. Например, профессор Дж. Б. С. Хелдейн попытался провести ряд экспериментов с пранаямой — о ко-торых шла речь в «Эквиноксе» — ив процессе едва не погиб1. Он не увидел никакой разницы между экспериментом с соба-кой и явлениями, возникающими в кульминационной точке целой последовательности весьма деликатных операций. А раз-ница здесь такая же, как между приятным возбуждением от сма-кования бокала «Кло Вужё» 1926 года и безумием, в которое впадает человек, накачавшийся кукурузным виски. Такое же не-домыслие — полагать, будто нюхать кокаин не так вредно для здоровья, как жевать листья коки. «Кокаин же химически чист! — восклицают эти люди. — Кокаин — активное дей-ствующее вещество! И на кой нам эти мерзкие листья, в кото-рых наше священное снадобье перемешано со всякими расти-тельными составляющими, которые даже химическому анализу не поддаются, а значит, толку от них никакого!» В действи-тельности же автоматическая ригидность, или сукиша кумбха-кау отнюдь не сводится к физиологическому оцепенению. Это всего лишь самый материальный из ее симптомов.

26. Третья стадия отмечена наступлением бхукари-сиддхи. «Способность прыгать, подобно лягушке» — так можно очень приблизительно перевести это примечательное словосочетание. Это крайне необычный феномен. Сидите вы себе на полу — и вдруг вас начинает носить туда-сюда, словно сухие листья под дуновением легкого ветерка. Это не обман чувств; это про-исходит на самом деле; вы не сошли с ума... и при этом наблю-даете за собой такие фокусы.

У этого феномена имеется естественное объяснение: ваши мышцы совершают очень быстрые спазматические рывки, при-чем этого факта вы не осознаете. Здесь нам снова поможет со-бака, с которой тоже происходят такие непроизвольные сокра-щения. Против этого можно возразить, что с головой у вас, ка-жется, все в порядке. Есть, однако, один весьма специфический момент — ощущение почти полной потери веса. Для дипломи-рованного психиатра это может прозвучать как сигнал тревоги, поскольку подобного рода ощущения возникают при опреде-ленных типах умственных расстройств.

27. Четвертая стадия — Левитация. Индусы утверждают, что, «прыгая, подобно лягушке», вы и в самом деле теряете вес, а тот факт, что перемещаетесь вы при этом не столько вверх, сколько вбок, объясняется тем, что вы еще не довели практику до совер-шенства. Если бы вы были идеально уравновешены, утвержда-ют они, вы бы попросту спокойно и плавно поднялись в воздух.

Об этом мне ничего не известно. Я никогда не видел тако-го своими глазами. С другой стороны, у меня нередко возни-кало ощущение, будто нечто подобное действительно проис-ходит; и в трех случаях люди, хотя бы относительно достойные доверия, утверждали, будто видели, как я левитирую. Но, пола-гаю, это ничего не доказывает.

28. Эти практики, асана и пранаямау до некоторой степени механистичны, в силу чего человек, одаренный необычайной силой воли, располагающий массой свободного времени и при этом не несущий никаких обязательств, сможет проделать до-брую долю подготовительной работы йоги даже тут, в Англии. Однако я бы посоветовал ему сосредоточить свое внимание исключительно на физической подготовке и ни в коем случае не замахиваться на практики, связанные с сосредоточением ума как таковым, пока он не сможет обеспечить себе подходящие для них условия.

Но пусть он не воображает себе, что, делая такое серьезное попущение, я намерен и дальше защищать подобные халтур-ные методы. Если он решит посвящать асане, скажем, по четвер-ти часа дважды в день, постепенно увеличивая время до четырех раз по часу в день, и столько же времени ежедневно уделять пра-наяме> ему придется заниматься только этим. И никаких вечери-нок с напитками, никаких футбольных матчей, никаких похорон близких родственников! Ничто не должно нарушать установ-ленного режима. Все дело — в регулярном повторении, в фор-мировании привычки к контролю, которая куда более важна, чем просто успех в практиках как таковых. Лучше, если вы проерза-ете весь назначенный час целиком, чем просидите совершенно неподвижно пятьдесят девять минут. Причина этого станет ясна лишь тогда, когда мы доберемся в нашем исследовании до йоги высоких ступеней — предмета, который мы сможем рассмотреть только во второй серии из четырех лекций. И только по особо-му запросу — причем я надеюсь, что такового не воспоследует.

29. Прежде чем вы сможете выразить свои благодарности лектору за столь блестящее изложение столь сложного предме-та, я добавлю еще несколько слов по поводу мантра-йоги. Это не что иное, как подраздел пранаямы, вполне доступный для правильной практики и в пределах этой страны. Я уже доста-точно полно описал его в части I «Книги Четыре», приведя не-обходимые примеры1. Здесь же я считаю нужным сказать лишь,что непрерывное, не прекращающееся ни на миг чтение ман-тры днем и ночью — это, возможно, самый полезный метод подготовки потока мыслей к принятию ритмической фор-мы, а ритм — это великое лекарство от беспорядочности. Как только ритм установится, никакие помехи ему уже не страш-ны. Ритм естественным образом склонен замедляться, подоб-но маятнику, — до тех пор, пока время не остановится, а после-довательность впечатлений, на которых строится наше интел-лектуальное восприятие вселенной, не заместится той формой сознания (или, если угодно, бессознательного, хотя никто не имеет ни малейшего понятия о том, что это слово означает), которая свободна от всякой обусловленности и потому пред-ставляет собой совершенную реализацию йоги.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Mira-slava
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB