Текущее время: 29 мар 2024, 05:18


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вторая лекция
СообщениеДобавлено: 19 май 2018, 09:33 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Вторая лекция

Яма

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

Звезды и плацентарные амниоты! И вы, обитатели десяти тысяч миров!

На прошлой неделе мы остановились на том, что наивысшая йога, дающая освобождение и уничтожающая чувство отделен-ности, которое есть корень Желания, достигается путем сосре-доточения всех элементов индивидуальной сущности для после-дующей аннигиляции ее в пламени слияния с самой вселенной.

Здесь я мог бы в скобках отметить одну из связанных с этим трудностей, а именно: количество элементов сущности каждо-го йога непрерывно возрастает по мере и в силу его продви-жения по пути. Но не будем делить шкуру неубитого медве-дя. Если мы с самого начала заложим в основу своей работы серьезные научные принципы, основанные на универсальном опыте, то в дальнейшем они будут служить нам верой и прав-дой на всех этапах путешествия.

2. Ко времени своего первого знакомства с йогой я, по сча-стью, уже располагал солидной подготовкой в области фунда-ментальных принципов современной науки. Я сразу же понял, что, если мы желаем привнести в эту работу некий здравый смысл (а наука и есть не что иное, как здравый смысл, подкре-пленный знаниями), то начать следует со сравнительного изу-чения различных мистических систем. При этом сразу же стало ясно, что все эти системы приводят к одним и тем же результа-там. Все мнимые различия объясняются лишь теоретическими расхождениями между учениями разных сект. Методы во всем мире также одинаковы. Мнимые различия объясняются рели-гиозными предрассудками и местными обычаями, но суть всег-да одна! Этого простого вывода оказалось вполне достаточно, чтобы очистить предмет изучения от всех немыслимых слож-ностей, привносимых в его толкования.

3. Когда дело свелось, таким образом, к простому анализу темы, возник вопрос: какую терминологию нам использовать?

В европейском мистицизме царит безнадежная неразбери-ха: практические методы затерялись под наслоениями тео-рий. Самой простой и возвышенной, вероятно, следует при-знать китайскую систему, но если вы не родились китайцем, едва ли вам удастся покорить неприступную вершину ее сим-волики. Буддийская система в некоторых отношениях наибо-лее совершенна, но в некоторых — абсолютно невразумитель-на. Термины в ней слишком длинны и трудны для запомина-ния; и к тому же в ней, грубо говоря, за деревьями не видно леса. Но, кроме всех этих систем, существует еще индуистская, и несмотря на то, что она перегружена разнообразными бес-полезными наростами, из нее относительно несложно извлечь метод, свободный от ненужных и нежелательных предпосылок, и разработать его интерпретацию, доступную для постижения европейским умом и приемлемую для него. Именно эту си-стему и эту ее интерпретацию я и намерен представить ваше-му вниманию.

4. «Афоризмы» Патанджали — великая классика санскрит-ской литературы. Он, по крайней мере, милосердно краток, и отбросить как обычный бред неупорядоченного ума при-ходится всего лишь девяносто — девяносто пять процен־ тов от всего, что он пишет. После этого останется чистое двадцатичетырехкаратное золото. И сейчас я одарю вас этим сокровищем.

5. Говорят, что йога подразделяется на восемь членов. Почему эти разделы называются именно членами, я не знаю. Однако я счел удобным принять данную классификацию; и если мы рас-пределим свои рассуждения по этим восьми категориям, то сможем осветить тему вполне удовлетворительно.

6. Категории эти таковы: 1 2 3 4 5 6 7 8

1) яма;
2) нияма;
3) асана;
4) пранаяма;
5) пратьяхара;
6) дхарана;
7) дхьяна;
8) самадхи.

При попытке перевести любой из этих терминов мы безна-дежно погрязнем в болоте недоразумений. Нам остается лишь разбираться с каждым по очереди, всякий раз начиная с некое-го определения или описания, которое поможет нам составить достаточно полное представление о том, что же это такое. В со-ответствии со списком я начну с рассказа о яме.

Внимайте! Осмысляйте! Отрывайтесь от земли!

7. Яма — самая легкая для определения из составляющих йоги; ей довольно точно соответствует наше слово «контроль». Если я скажу, что кое-кто переводил ее как «мораль», можете с полным правом содрогнуться от ужаса и отвращения перед безмозглой человеческой гнусностью.

Слово «контроль» здесь следует понимать приблизительно в том же смысле, что и биологический термин «торможение». Простейшая клетка, такая, например, как амеба, с одной сто-роны совершенно свободна, но с другой — абсолютно пассив-на. Все ее части одинаковы. Любой фрагмент поверхности мо-жет поглощать пищу. Если рассечь ее пополам, единственным результатом будут две самостоятельные амебы вместо одной. Какой же огромный путь прошла эволюция от этой стадии до чемоданных убийств1!

Специализация частей тела, посредством которой разви-вались все более и более сложные организмы, осуществлялась не через обретение новых способностей, а через ограниче-ние уже имеющихся. Так, специалист с Харли-стрит — это все тот же врач, самый обычный, но заявляющий: «Нет, нет и нет! Я не собираюсь выходить из дома, чтобы посещать больных. Не пойду, не пойду, не пойду!»

Далее, то, что истинно в отношении клеток, истинно и в отно-шении уже потенциально специализированных органов. Основа мышечной силы — жесткость костей и принципиальный отказ су-ставов двигаться в каких бы то ни было направлениях, кроме уста-новленных. Чем устойчивей точка опоры, тем эффективней ры-чаг. То же самое относится и к вопросам морали. Сами по себе эти вопросы совершенно просты, и только зловредная деятельность священников и юристов вносит в них чудовищную путаницу.

Ни к одной из вышеописанных проблем нельзя приме־ нить категории правильности и неправильности в абстрактном смысле слова. Абсурдно было бы заявить, что хлор поступает «правильно», когда с энтузиазмом устремляется в объятия водо-рода, но воротит нос от кислорода. В том, что гидра — гермаф-родит, нет ее личной заслуги; нежелание локтя двигаться --------бодно во всех направлениях нельзя причислить к его «добро-детелям». На каждого, кто знает, в чем заключается его работа, возложен лишь один долг — исполнить ее. Каждый, у кого есть та или иная функция, имеет перед ней лишь одно обязатель-ство — сделать все для ее свободного осуществления.

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

8. Итак, не будем удивляться, что невежественная и злостная фантазия набожного индуса извратила вопреки всякому здра-вому смыслу даже такой простейший термин, как «яма» (или «контроль»). Она истолковала слово «контроль» как подчине-ние неким жестким предписаниям. Под общим заголовком «яма» собрано изрядное количество запретов, в которых, впол-не возможно, и вправду отчаянно нуждалась определенная ка-тегория наблюдаемых Учителем людей, но которые совершенно бессмысленно были возведены в ранг универсальных запове-дей. Всем известно, что иудеям и магометанам запрещено есть свинину. На самом деле этот запрет не имеет ничего общего с ямой, или абстрактной праведностью. Он возник из-за того, что в восточных странах свиньи были заражены трихиной, от которой люди, евшие неправильно приготовленную сви-нину, умирали. Но объяснять это дикарям было бы совершен-но бесполезно. Они все равно немедленно нарушили бы ги-гиенический запрет, овладей ими голод и алчность. Поэтому следовало облечь эту рекомендацию именно в форму универ-сальной заповеди, освященной религиозным авторитетом. Для веры в трихиниллез у них просто не хватало мозгов, но Иеговы и Джаханнама1 они боялись. И точно так же из описания «ямы» мы узнаём, что взыскующий йоги, оказывается, должен быть «стоек в неприятии даров»; то есть, если вам кто-то предла-гает сигарету или стакан воды, вы обязаны самым виктори-анским образом отвергнуть его вероломные авансы. Именно подобный этому бред и дискредитирует всю йогическую на-уку. Однако если представить себе категорию людей, которой изначально был адресован этот запрет, он сразу же перестанет казаться бредовым; ибо, как мы увидим позднее, сосредоточе-нию ума предшествует контроль над умом, который означает его успокоение, а разум индуса устроен так, что дай его облада-телю любой пустяковый предмет, и этот инцидент станет вехой в его жизни, выбив его из колеи на долгие годы.

На Востоке совершенно машинальный и бездумный добрый поступок по отношению к местному жителю способен привя-зать последнего к вам телом и душой до конца дней. Иными ело-вами, он расстроит его, выведет из душевного равновесия; и по-этому он должен отвергнуть его, если стремится овладеть ис-кусством йоги. Но поскольку его сильно расстроит даже сам акт отказа, ему следует оставаться в этом отказе «стойким»; иначе говоря, он должен посредством отказа возвести такой прочный психологический барьер, чтобы искушение не порождало в его уме ни трепета, ни волнения, ни даже малейшего следа мысли. Вы, конечно, понимаете, что для достижения такого результа-та необходимо абсолютное правило. Индус не в состоянии даже попытаться провести различие между тем, что ему можно при-нимать, а что нельзя; он пойман в ловушку сократовой дилем-мы; если он дойдет до другого конца спектра и станет принимать все, что ему дают, его разум будет точно так же раздавлен необ-ходимостью иметь дело со всем тем, что он взял. Но к среднему европейскому уму все эти механизмы неприменимы. Если кто-нибудь даст мне двести тысяч фунтов, я даже не замечу. Это собы-тие будет совершенно в порядке вещей. Не верите — проверьте!

9. Существует и множество других запретов, и все их нужно изучить по отдельности, дабы понять, имеют ли они отноше-ние к йоге в целом и пойдут ли на пользу каждому конкретному ученику. Кроме того, нам нужно будет исключить все сообра-жения, основанные на фантастических картинах мира и на осо-бенностях расы и климата.

К примеру, во времена покойного махараджи кашмирского по всей стране была запрещена ловля рыбы махенр; а все пото-му, что давным-давно, еще в детстве, монарх однажды стоял, об-локотившись на перила моста через Джилам, что в Шринагаре, и нечаянно раскрыл рот, а проплывавший мимо махенр проглотил его душу. Поэтому невозможно было допустить, чтобы этого махсира поймал какой-нибудь сахиб — млеччха! 1. Эта история совершенно типична для девяноста процентов за-претов, отнесенных к категории ямы. Оставшиеся десять про-центов по большей части основываются на местных и климати-ческих особенностях, и следовательно, могут иметь отношение к вашему частному случаю, а могут и не иметь. Причем, с дру-гой стороны, существует множество хороших правил, которые и в голову бы не пришли учителю йоги, так как оные учите-ля не могли себе даже представить условия, в которых многие люди живут в наши дни. Ни Будда, ни Патанджали, ни Мансур аль-Халладж не предписывали ученику воздерживаться от прак-тики, когда в соседней квартире громко играет радиоприемник.

Вот поэтому-то каждый из вас, кто не зря коптит небо, очень обрадуется, когда я скажу вам: выбросьте к черту все пра-вила и придумайте свои собственные. Сэр Ричард Бёртон ска-зал: «Тот благородно жил и умер благородно, кто принял свой закон и следовал ему»1 2.

ю. Именно так и должен поступать в своих эксперимен-тах любой ученый. В этом и заключается суть эксперимен-та. Все прочие просто подчиняются своим дурным привычкам. Исследуя новую страну, вы не знаете, в каких условиях окаже-тесь; и вам предстоит справляться с этими условиями мето-дом проб и ошибок. Для освоения стратосферы человеку сей-час приходится развивать технику в таком направлении, како-го раньше никто и предвидеть не мог. Я не постесняюсь еще раз прогреметь на всю аудиторию: все рассматриваемые нами вопросы не имеют никакого отношения к понятиям «правиль-но» и «неправильно». Тем не менее, в стратосфере для челове-ка «правильно» быть запакованным в прочный скафандр с элек-трическим подогревом и запасом кислорода, но «неправиль-но» — надевать его для трехмильного кросса в рамках летних спортивных соревнований на плато Танезруфт.

Это ловушка, в которую ничтоже сумняшеся попадались все великие религиозные учителя; уверен — вы теперь с жадным любопытством глядите на меня, ожидая, что и я последую их примеру. Как бы не так! Есть один принцип, способный разре-шить для нас любые конфликты, касающиеся правил поведения, ибо он — идеально жесткий и в то же время идеально гибкий: «Твори свою волю: таков да будет весь Закон».

Итак, докучать мне с вопросами о том, что правильно, а что нет, нет ни малейшего смысла. Или вы хотите «в совершенстве овладеть скрипкой всего за шесть простых занятий по перепи-ске»?! Даже и не знаю, хватит ли мне стойкости, чтобы вас отвер-гнуть. Но яма не будет иметь к этому ни малейшего отношения.

Твори свою волю: таков да будет весь Закон. Вот она, яма.

Ваша цель — осуществить йогу. Ваша истинная Воля — со-четаться браком со всей вселенной, и ваш этический кодекс дол-жен постоянно и точно приспосабливаться к условиям вашего эксперимента. Даже если вы уже поняли, в чем ваш личный ко-деке заключается, его все равно придется изменять по мере про-движения по пути: «Лепи его, чтоб сердцу стал он мил», как го-ворил Омар Хайям1. Точно так же в гималайской экспедиции правила повседневной жизни, которым вы следовали в доли-нах Сикхима или верховьях Инда, неизбежно изменятся, когда вы доберетесь до ледника. Но при этом возможно будет указать (в самых общих чертах и с величайшей осторожностью), какого рода вещи, скорее всего, будут для вас плохи. Все, что ослабля-ет тело, истощает, беспокоит или распаляет ум, в этих условиях несет практический вред. По мере продвижения вы, вне всяких сомнений, обнаружите обстоятельства, с которыми в вашей конкретной ситуации ничего поделать нельзя; вам придется отыскать такой способ обращения с ними, чтобы причиняе-мый ими вред оставался минимальным. И вам предстоит об-наружить, что к разряду таких непреодолимых препятствий от-носится яма, которую никак не получится выкинуть из головы раз и навсегда. Условия, благоприятные для начинающего, мо-гут стать невыносимой помехой для адепта; то, что не имело почти никакого значения в начале пути, может впоследствии превратиться в серьезнейшее препятствие.

Кроме того, нельзя забывать, что в процессе обучения часто возникают непредвиденные трудности. Обычный человек, за-нимающийся своими повседневными делами, спокойно может сбрасывать со счетов свое подсознание как нечто несерьезное; однако оно может стать весьма существенной проблемой, когда обнаружится, что покой вашего ума нарушают мысли, о суще-ствовании которых вы ранее даже не подозревали, и о чьем ис-точнике не имеете ни малейшего понятия.

Опять же, материал, с которым приходится работать, всегда несовершенен; ошибки и слабости есть у всех; победит же тот, кто сумеет двигаться вперед даже с неисправным мотором. Само напряжение работы способствует развитию дефектов, и для того, чтобы идти в ногу с непрестанно меняющимися условиями жизни, вам понадобится высочайшая тонкость оце-нок и суждений. Вы увидите, что формула «Твори свою волю: таков да будет весь Закон» не имеет ничего общего с «Делай, что тебе заблагорассудится».

Повиноваться Закону Телемы куда труднее, чем рабски еле-довать набору мертвых предписаний. Освобождение, которое приносит этот Закон, — если под освобождением подразуме-вать облегчение бремени, — сводится, по сути, именно к раз-нице между Жизнью и Смертью.

Подчиниться некоему набору правил — значит, свалить всю ответственность за свое поведение на какого-нибудь преста-релого бодхисаттву, который горько обиделся бы на вас, если бы узнал об этом, и непременно отчитал бы в самых нелице-приятных выражениях за то, что вы по своему идиотизму ре-шили, будто тягот самостоятельного исследования можно из-бежать при помощи набора правил, не имеющих почти или со-всем ничего общего с реальными обстоятельствами.

Препятствия, которые мы сами же и создаем в процессе раз-бивания своих оков, поистине устрашающи. Аналогия с за-воеванием воздушного пространства и здесь работает отлич-но. То, что заботит пешехода, не представляет для нас здесь никаких затруднений; но для освоения новой стихии нашей ямой должен стать биологический принцип приспособления к новым условиям, сонастройки наших способностей с этими условиями, — принцип, ведущий к успешной адаптации в той картине реальности, которую Герберт Спенсер когда-то опи-сал применительно к эволюции нашей планеты, а Закон Телемы ныне распространил на все планы бытия.

А теперь, с вашего позволения, я дам волю своему гневу. Моя работа, утверждение Закона Телемы, — работа крайне неблаго-дарная. Очень редко удается встретить человека, имеющего хоть какое-то представление о том, что такое свобода. Поскольку Закон Телемы есть закон свободы, стоит лишь упомянуть о нем, как собеседник тотчас ощетинивается, как разозленный дико-браз, вопит, как выдранная из земли мандрагора, и в ужасе бежит с проклятого места. А все почему? Потому, что свобода подраз-умевает необходимость жить своим умом, в то время как есте-ственная человеческая инерция требует готовых религиозных и этических полуфабрикатов. Сколь бы нелепой и постыдной ни была теория или практика, которую им подсовывают, они скорее подчинятся ей, не раздумывая, чем поставят под малей-шее сомнение. Что бы это ни было — подвешивание на крюках и сати или консубстанция и супралапсарианство1, — совершен-но неважно: в любом случае эти люди не имеют ничего против обычаев, в которых были воспитаны, если, конечно, они вое-питаны хорошо. Они не хотят, чтобы к ним с этим пристава-ли. Старый школьный галстук начинает и выигрывает. А почему этот галстук украшает широкая стрелка — им невдомек1 2.

Все вы помните доктора Александра Манетта из «Повести о двух городах»3. Он много лет просидел в Бастилии и, чтобы спастись от надвигающегося безумия, испросил себе разреше-ние заняться башмачным ремеслом. Когда его наконец освобо-дили, ему это совершенно не понравилось. Чтобы вывести его
из тюрьмы, пришлось действовать очень осторожно: незапер-тые ворота вызвали у него приступ паники, а мысль о том, что он не успеет закончить к сроку башмаки (которые были нико-му не нужны), ввергла этого несчастного в совершенный ужас. Еще во времена Чарльза Диккенса подобное состояние ума вое-принималось как ненормальное и даже прискорбное, но сей-час в нем благополучно пребывают девяносто пять процентов жителей Англии. То, что свободно обсуждалось во времена ко-ролевы Виктории, теперь стало абсолютным табу: каждый под-сознательно чувствует, что, коснувшись этих предметов, пусть даже слегка и осторожно, он поставит на грань катастрофы на-сквозь прогнившее здание своего ума.

Вряд ли в Англии появится много йогов, ибо лишь немно-гим достанет храбрости овладеть хотя бы этой первой ступе-нью йоги —ямой.

Не думаю, что эту страну спасет что-нибудь кроме войны и революции, когда желающие выжить будут вынуждены начать думать и действовать самостоятельно в соответствии со своими отчаянными потребностями, а не меряя себя гнилой линейкой старых условностей. За одно-единственное поколение пришло в упадок даже мастерство разнорабочего! Еще сорок лет назад мужчина мог выполнить практически любую работу, воору-жившись одним только складным ножом, а женщина — закол-кой для волос. Сегодня вам уже для каждой простейшей опера-ции требуется отдельный инструмент.

Тем не менее, если вы хотите стать йогом, вам придется дви-гаться дальше.

Lege! Judica! Тасе!

Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB