Текущее время: 28 мар 2024, 19:24


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Фигуры геомантии- Puer ‘мальчик’ и Puella ‘девочка’
СообщениеДобавлено: 01 сен 2019, 09:49 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101832 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
А.С. Данилов
К вопросу о переосмыслении фигур арабской геомантии при их ассимиляции в европейской традиции (на примере фигур Puer ‘мальчик’ и Puella ‘девочка’)

Геомантия — способ гадания, зародившийся на Ближнем Востоке и известный в Европе с XIII в., состоящий в интерпретации серий точек, наносимых на поверхность земли, песка или бумаги. Несмотря на закат популярности геомантии уже в XVH в. и относительно малую известность этого способа гадания в наши дни, существуют исторические свидетельства, убедительно доказывающие, что на протяжении не менее четырех веков геомантия оставалась одним из наиболее используемых в Западной Европе способов предсказания, составляя конкуренцию «царице мантических искусств» — астрологии. О практике и знаках геомантии упоминают, в частности, Ленгленд, Чосер, Шекспир и Данте. Мнение о геомантии как о явлении низовой культуры, своеобразной «астрологии для бедных», неоправданно: среди известных гадателей были отмечены как европейские монархи, так и высшие иерархи католической церкви.

«Лексикон» геомантии состоит из 16 пунктированных фигур, которые в процессе гадания вносятся в особого вида таблицу. При интерпретации фигур в тех или иных ячейках таблицы возникают шаблонные «сообщения», которые кверент (гадатель) адаптирует в соответствии с особенностями актуальной ситуации. Так, согласно интерпретационному каталогу Генриха Корнелия Агриппы, фигура Caput Draconis «Голова дракона» во втором доме (2 ячейка таблицы) «увеличивает богатства и владения, спасает вора от преследования, препятствует нахождению спрятанного сокровища» [1: р. 30], а фигура Acquisitio «приобретение» в одиннадцатом доме (11 ячейка таблицы) «привлекает друзей, способствует приобретению полезных знакомств, дарит покровительство могущественных людей» [1: р. 18]. Fortuna Minor «Меньшая удача» в 15 ячейке таблицы (позиция Judex «Судья») дает ответ общего характера на вопрос кверента, заданный перед началом гадания, в данном случае — указывает на негативную динамику текущего процесса, возможность неблагоприятного поворота событий.

Каждая из фигур европейской геомантической традиции имеет собственное латинское имя и связывается с определенной семантикой, которая, как становится очевидным при анализе популярных интерпретационных каталогов, непосредственно связана с мыслительными категориями европейских Средневековья и Возрождения. Вместе с тем в исторически первичной арабской традиции шестнадцать стандартных фигур связаны со специфически-арабскими реалиями, зачастую не вполне ясными для первых европейских практиков этого способа гадания, а также для авторов ранних латинских геомантических трактатов. Очевидно, что при ассимиляции арабской традиции ilm al-raml (дословно «наука песка») в XII-XIII вв. исходный арабский смысловой пласт был во многом стерт в результате действий западных интерпретаторов. Как можно полагать, немалую роль в переосмыслении экзотического арабского искусства предсказания и адаптации его к европейским культурным реалиям сыграла графическая форма шестнадцати знаков геомантии.

Джон Греер, автор ряда популярных работ по геомантии1, призывает при интерпретации геомантических фигур обращать внимание на графическую форму знаков и на ассоциативные связи, которые формируются в сознании интерпретатора под воздействием этих форм: “...the geomantic figures are presented primarily as stylized visual images, and are to be read as such” «...фигуры геомантии в первую очередь представляются нам как стилизованные визуальные образы, и именно такого прочтения они требуют» [4]. Так, Греер во фрейдистском духе усматривает в очертаниях знака V Puella «девочка, девушка» «женскую фигуру с гипертрофированным бюстом» (a female figure with exaggerated breasts) [5: p. 41]. Ожидаемая параллель обнаруживается в одном из латинских имен фигуры Rieg «мальчик, юноша» — Gladius Erigendus «восставший меч», т. е., как указывает Стивен Скиннер, «фаллос» [6: р. 245] (ср. лат. vagina «ножны для меча»). Греер, в свою очередь, видит в очертаниях знака Puer «мужскую фигуру с гипертрофированными тестикулами» (a male figure with exaggerated testicles) [5: p. 29].

Рассмотренные нами попытки вторичного толкования графической формы знака опираются на психический процесс, в котором сознание соотносит некую сумму несвязанных элементов (в нашем случае — набор точек) с набором архетипических клише и, под влиянием примеси либидозного содержания, истолковывает образ в сексуальном ключе. Отметим, что попытки толкования знаков геомантии с позиции их сходства с некими архетипическими объектами (чаша, мужские гениталии, рогатая голова,хвост) являются не чем иным, как случаями парейдолии, сродни тому, как человеческое воображение рисует лицо на поверхности лунного диска или очертания животных среди облаков. Однако, как показывает приведенный выше пример, выбор архетипических клише в XII и XXI веках следует по вполне предсказуемым траекториям.

Заметим, что фигуры Caput Draconis «Голова дракона» и Cauda Draconis «Хвост дракона» с большой долей вероятности являются результатами парейдолического переосмысления графических образов — в большинстве арабских источников эти фигуры называются, соответственно, al-’ataba al-dakhila «внутренний порог» и al-’ataba al-kharija «внешний порог». Набор точек, составляющих знак i, косвенным образом связанный с созвездием Дракона, был осмыслен как «Голова дракона» и, следуя ассоциации второго порядка, парный инвертированный знак был истолкован как «Хвост дракона».

Отметим, что фаллическая интерпретация знака v Риег как Gladius Erigendus «Восставший меч» — это в значительной степени отход от исходной семантики, подразумеваемой арабским al-kausaj «со скудной бородой». Неясно, были ли в традиционном арабском интерпретационном каталоге явные указания на гендерную отнесенность парной знаку v фигуры V; араб, naqiu al-khadd «безбородый, с чистыми щеками» само по себе не указывает на женскую природу денотата, и Гуго Санталлиенский, первый европейский переводчик арабского трактата по геомантии (Ars Geomantiae), следуя арабской традиции, называет фигуру mundusfacie «с чистым лицом» [6: р. 245]. Добавив к двум приведенным терминам, содержащим отсылку к «бороде», арабское название фигуры al-lahyan «бородатый» (ср. Гуго Санталлиенский: лат. barbatus «бородатый»), мы можем усомниться в том, что хотя бы один из них описывает женское лицо — вполне возможно, три термина описывают различные градации мужественности.

Не исключено, что гендерный аспект был заострен в латинских именах Puer и Puella уже в европейской традиции, что могло быть отчасти подсказано планетарными атрибуциями знаков: Puer соотнесен с Марсом, Puella — с Венерой. В любом случае, имена рассматриваемых фигур прошли немалый путь от араб. al-kausaj «со скудной бородой» и naqiu al-khadd «безбородый» до Puer «Мальчик» и Puella «Девочка».

В процессе ассимиляции геомантии на Западе, при установлении новых ассоциативных связей арабских фигур с европейскими реалиями, графическая форма знаков, очевидно, наложила определенный отпечаток на их понимание интерпретаторами и гадателями. Однако еще на арабской почве традиционные имена знаков, воспринимавшиеся авторами геомантических трактатов как данность традиции и не имевшие «диахронического измерения», могли ставить арабских интерпретаторов в тупик, заставляя придумывать новые «интерпретационные» имена (ср. альтернативные наименования знаков у Ибн Махфуфа) и вызывая разночтения, как,например, в случае с уже известной фигурой распространенное арабское название которой al-lahyan «борода» рассматривается Вимом ван Бинсбергеном как возможное искажение первоначального al-ahyan «благоприятные времена» [2: р. 5, 48]. Вим ван Бинсбер-ген описывает эти явления вполне уместным термином «семантическая эрозия» (semantic erosion) [2: р. 46].

Если на арабском Востоке, в колыбели геомантического знания, смысл исходных терминов мог быть существенно размыт, то в областях, куда геомантия была импортирована, «арабский субстрат» в семантике шестнадцати знаков мог быть и вовсе потерян, что неизбежно влекло за собой переосмысление всей знаковой системы с позиции «туземных» категорий мышления.

Так, в интерпретационном каталоге племен Южного Чада значения фигур «размышления о чем-либо» и «гнев деревенских жителей, но не из-за голода», очевидно, не имеют ничего общего с исходными арабскими значениями «скудобородый» и «безбородый». Для полноты картины достаточно сказать, что в гадательной практике sikkidy (Мадагаскар) те же фигуры имеют значения,соответственно, «талисман, траур» и «грабители, бродяги» [3: с. 156-157]. Совершенно очевидно, что семантика универсальных шестнадцати знаков в практике африканских племен никак не мотивирована категориями арабской культуры, из которой были импортированы все известные разновидности геомантии, и набор известных символов, будучи оторван от арабской основы, соединен с местными культурными реалиями.

В Европе практика геомантии сохранила основные классические черты, однако, насколько можно судить, и здесь в XII-XV вв. происходила «перепайка» системы значимостей геомантии под влиянием складывавшегося в Европе симбиоза оккультных наук. Геомантия была импортирована на Запад в своего рода «черном ящике»: на поверхности лежали набор символов и интерпретационный каталог, однако круг ассоциаций, замкнутых на арабские реалии, уже на этапе первичной интерпретации оказывался в большой степени скрытым от европейца. Если первые переводчики геомантических трактатов, зачастую находясь в зонах межнациональных контактов, имели определенное представление об этнокультурной специфике арабского метода предсказания, то на уровне второго-третьего списка слой арабской семантики, как можно думать, терялся из виду.

Возвращаясь к фигурам Puer «мальчик» и Puella «девочка», можно допустить, что «игры с бородой» в приведенных выше случаях были не вполне понятны европейцу, тогда как толкование знаков в рамках бинарного противопоставления «мужское» - «женское» могло давать приемлемый результат. Фигуры, отягощенные в нижней части и утонченные в верхней, универсально ассоциировались с мужским началом (фаллос, нож, ср. символическое изображение «мужской» стихии огня в алхимии и смежных традициях), тоща как фигуры с утяжелением в верхней части и утончением в нижней воспринимались как женские (сосуд, принимающий влагу, как символ женского чрева, ср. знак «женской» стихии воды: ”). Похожим образом был интерпретирован европейскими оккультистами и более поздний импорт — колода карт таро XIV-XV вв., где «мечи» были истолкованы как «мужские» знаки в их связи с огнем, а «:чаши» — как «женские» знаки в их связи с водой.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB