Текущее время: 29 мар 2024, 01:11


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Падшие Стражи: celebrate, not celibate
СообщениеДобавлено: 25 мар 2018, 22:10 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101835 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Балова Елена. Секреты енохианского языка / Елена Балова. — Н. Новгород: А. Г. Москвичев, 2017. — 288 с.

Падшие Стражи: celebrate, not celibate

Поименованные ангелы из числа двухсот падших — «предводители и начальники» прочих — перечисляются в двух отделах Книги Еноха (Втором и Одиннадцатом), причем информация в них несколько разнится. Протоиерей А. В. Смирнов, автор первого перевода Книги Еноха на русский язык (1888 год), утверждает, что речь идет об одной и той же группе: «Автор перечисляет [в Одиннадцатом отделе] имена начальников падших ангелов, названные уже в 6 главе (за исключением трех). Но кроме этих начальников указываются еще особые ангелы»34, — а значит, обращать внимание на эти различия не следует. Так ли это на самом деле, учитывая достаточно серьезные для того, чтобы оказаться вариациями, расхождения в списках?

VI глава Второго отдела Книги Стражей содержит восемнадцать ангельских имен; VIII глава — еще семь имен и сведения о некоторых сферах человеческой деятельности, за которые были ответственны ангелы на земле:

И вот имена их начальников: Семияза, их начальник, Ура-кибарамеэль, Акибеэль, Тамиэль, Рамуэль, Данель, Эзекеэль, Саракуйял, Азаэль, Армерс, Батраал, Анани, Цакебе, Самсаве-эль, Сартаэль, Турель, Иомияэль, Аразиял. Это управители двухсот ангелов, и другие все были с ними.(IEhox VI:7-8)

И Азазель научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади их; и научил их искусствам, — запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и употреблению драгоценнейших и превосходнейших каменьев, и всяких цветных материй и металлов земли. [...] Амезарак научил всяким заклинаниям и срезыванию корней, Армарос — расторжению заклятий, Баракиал — наблюдению над звездами, Кокабель — знамениям; и Темель научил наблюдению над звездами, и Асрадель научил движению луны.(IEhox VIII: 1—4)

Действительно ли семеро Стражей, перечисленные во втором фрагменте текста, имеют отношение к «управителям двухсот» — или же это рядовые ангелы, отличившиеся в своих деяниях настолько, что люди не могли не сохранить память о них? Судя по всему, верно первое утверждение — более того, в этом случае как раз высока вероятность допустить ошибку, «посчитав одного за двоих»: некоторые из приведенных в Книге Еноха (VI:7-8 и VIII: 1—4) имен очень схожи между собой, и расхождения в одной-двух буквах можно объяснить ошибками, допущенными при их письменной фиксации. Таким образом, получаем 22 имени (или 25 — если предположение о вариативности неверно и описок в текстах нет, то это все разные ангелы).

(Интересно, что современные исследователи часто предпочитают самостоятельно избавляться от указанных «колебаний». Например, в «Эфиопской версии книг Еноха», приведенной в монографии библеиста И. Р. Тантлевского — несомненно, заслуживающем доверия источнике, — нет разночтения в записи имен Азаэль/Азазель. В VI главе читаем: «...Саракуйял, Азазел, Армерс...»35; в VIII главе: «И Азазел научил людей...»36. В первоисточнике — переводе Смирнова — в первом случае написано Азаелъ, во втором — Азазелъ37; это совершенно точно не описка, а попытка переводчика максимально приблизить русский текст к немецкому исходнику38, где «спорные» имена записаны как Asåél и Azåzél.)

Тему ангелов, возглавлявших согрешивших Стражей, продолжает Одиннадцатый отдел Книги Притч, включающий 27 имен (к 21 ангелу добавляются — отдельной строкой, как и во Втором отделе, — шестеро «предводителей», с описанием их прогрессивной деятельности во благо человечества]:

И вот имена тех ангелов, и это имена их: первый из них Семияза, второй Арестикифа, третий Армен, четвертый Кока-баэль, пятый Турель, шестой Румиял, седьмой Данель, восьмой Нукаэль, девятый Баракель, десятый Азазель, одиннадцатый Армерс, двенадцатый Батариял, тринадцатый Базазаэль, четырнадцатый Ананель, пятнадцатый Туриял, шестнадцатый Симапизиэль, семнадцатый Иетарель, восемнадцатый Тумаэль, девятнадцатый Тарель, двадцатый Румаэль, двадцать первый Изезеэль. И это главы их ангелов и имена их предводителей над сотнею, пятьюдесятью и десятью. Имя первому Иекун; это тот, который соблазнил всех детей святых ангелов, и свел их на землю, и соблазнил их через дочерей человеческих. И имя другому Асбеэль; этот внушил детям святых ангелов злой совет, и соблазнил их, чтобы они осквернили свои тела с дочерьми человеческими. И имя третьему Гадреэль; это тот, который показал сынам человеческим все смертоносные удары, и он соблазнил Еву, и показал сынам человеческим орудия смерти, и панцирь, и щит, и меч для битвы, и показал сынам человеческим все орудия смерти. И из его руки они перешли к живущим на тверди, от того часа до века. И имя четвертому Пенемуэ; этот показал сынам человеческим горькое и сладкое, и показал им все тайны их мудрости. Он научил людей письму чернилами и употреблению бумаги, и через это многие согрешили от века до века и до сего дня. Ибо люди сотворены не для того, чтобы они таким образом, тростью и чернилами, закрепляли свою верность (свое слово]. Ибо люди сотворены не иначе, чем ангелы, чтобы им пребывать праведными и чистыми, и смерть, которая губит всех, не касалась бы их, но они погибают через это свое знание. [...] И имя пятому Касдейя; этот показал людям все злые удары духов и демонов, и удары рождения в утробе матери, дабы устранять его, и удары души, укушения змей, и удары, случающиеся в полдень, — сына змеи, именуемого Табаэт.

И это число Кесбеэля, который показал святым главу клятвы, когда он жил высоко вверху во славе, и имя ее (клятвы] Бека.

И этот ангел сказал святому Михаилу, чтобы он показал им сокровенное имя Божие, дабы они видели то сокровенное имя и упоминали его при клятве, чтобы содрогались пред этим именем и клятвою те, которые показали сынам человеческим все, что было сокрыто.(IEhox LXIX:2-15)

В вышеприведенном отрывке можно обнаружить несколько полных совпадений с именами ангелов, названных во Втором отделе, — это Семияза, Азазель и др. Есть несколько однозначных созвучий —Анани/Ананель и др. А также встречаются ранее не упоминавшиеся имена — причем одного и того же ангела теоретически могут называть разными именами-прозвищами или, наоборот, разные ангелы могут носить один и тот же «титул».

Анализируя содержание Книги Еноха, Смирнов приходит к выводу, что вся она «должна рассматриваться как произведение одного автора и одной эпохи», за исключением девяти глав — восьми явных поздних «прибавок» (среди которых названа и LXIX] и одной «сомнительной»39. Тем не менее он составляет следующую таблицу соответствий восемнадцати предводителей Стражей из VI—VIII глав и двадцати одного — из LXIX, объясняя критичные расхождения в списках «литературной вольностью переводчиков или переписчиков»40: «1) Семияза — Семияза; 2) ... — Арестикифа; 3) Уракибарамеэль — Армен; 4) Акибеэль — Кокабаэль; 5) Тамиэль — Турель; 6) Рамуэль — Румиял; 7} Данель — Данель; 8) Эзекеэль — Нукаэль; 9) Сара-куйял — Баракель; 10} Азаэль — Азазель; 11} Армерс — Армерс; 12} Батраал — Батариял; 13} ... — Базазаэль; 14} Анани — Ана-нель; 15} Цакебе — Туриял; 16} Самсавеэль — Симапизиэль; 17} Сартаэль — Иетарель; 18} ... — Тумаэль; 19} Турель — Тарель; 20} Иомияэль — Румаэль; 21} Аразиял — Изезеэль»41.

Многие исследователи склонны идентифицировать ангелов согласно их познаниям или сферам деятельности. Так, Ярл Фос-сум отождествляет ангела Кесбеэля, хранителя «клятвы сокровенным именем Бога», с Семиязой, чье имя на иврите означает «видящий Мое [Божественное] Имя»42; в арамейских фрагментах Книги Еноха читаем: «Шемихаза научил [людей] волшебству и собиранию целебных корней»43, — почти дословное совпадение с приведенной выше цитатой из нее (VIII:3) дает повод отождествлять Семиязу и Амезарака, и т. д. и т. п.

Говоря о Стражах, мы намеренно ограничиваемся Эфиопской Книгой Еноха — без учета разрозненных греческих и арамейских ее фрагментов, — чтобы минимизировать путаницу и разночтения. В некотором смысле это печально, потому что в других источниках можно почерпнуть интересную дополнительную информацию: например, в кумранских текстах ангелу Эзекеэлю вменяется в вину обучение людей умению «различать знамения вспышек молний»44 (а согласно «Преданиям еврейского народа», он учил «[различать] знамения по облакам»45], Самсавеэлю — обучение «знамениям Солнца» и т. д.

Отвлекшись на минуту от ангельской иерархической стратификации — на чем бы она ни была основана: на степени важности той или иной сферы деятельности для развития человечества или же степени вызванного ею «нечестия и великого непотребства», по канонической оценке современных религий, — попытаемся свести два вышеприведенных списка воедино, для удобства оперируя именами в алфавитном порядке. Окончательный перечень «глав ангелов и их предводителей», избавленный от повторов, будет насчитывать не 25-27, а 40-47 имен (курсивом выделены возможные вариации]: Азазель, Азаэль, Аки-беэль, Амезарак, Ананель, Анани, Аразиял, Арестикифа, Армен, Армерс, Армарос, Асбеэль, Асрадель, Базазаэль, Баракель, Бара-киал, Батариял, Батраал, Гадреэль, Данель, Иекун, Иетарель, Изезеэль, Иомияэль, Касдейя, Кесбеэль, Кокабель, Кокабаэль, Нукаэль, Пенемуэ, Рамуэль, Румаэль, Румиял, Самсавеэль, Сара-куйял, Сартаэль, Семияза, Симапизиэль, Тамиэль, Темель, Тарель, Тумаэль, Турель, Туриял, Уракибарамеэль, Цакебе, Эзекеэль; для двенадцати приведена информация об их так называемых зонах ответственности на Земле. Как видно, различия в большинстве созвучных имен ограничиваются присутствием хиатуса (стечения гласных, здесь — в основном на стыке морфем] в одном имени из пары и его отсутствием в другом (Баракиал/ Баракель и др.]. Но хиатус — неблагозвучное, неустойчивое сочетание, и в устной речи оно обычно стремится к изменению или уничтожению для упрощения произношения. Пример другого типа (Анани/Ананель] на первый взгляд не кажется столь явной вариацией, но постфикс вполне мог выпадать при беглом произношении, что, в свою очередь, могло привести к ошибке в письменной фиксации.

Возвращаясь к вопросу об идентификации ангелов по роду деятельности, констатируем: конечно, имена, прозвища, псевдонимы и прочие объекты изучения ономастики могут быть многозначны и изменчивы. Отчасти поэтому мы не видим смысла приводить здесь перевод с иврита всех вышеперечисленных имен-титулов: в книгах, написанных людьми, зафиксированы имена на языках людей, и с языком ангелов, «на котором, истинно, Адам говорил в своей невинности и который не произносился и не был раскрыт человеку с тех пор»46, они не коррелируют. Да, некоторые из упомянутых ангелов пересекаются в рамках той или иной «узкой специализации» (помимо зыбких материй вроде идеологической работы по совращению собратьев, хватает зримых деяний: например, как выше упоминалось, Азазель «научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири», а Га-дреэль «показал сынам человеческим орудия смерти, и панцирь, и щит, и меч для битвы»), что дает основание говорить об их отождествлении; но многие исследователи, в свою очередь, не выходят за рамки гипотезы, согласно которой двести енохиан-ских Стражей на самом деле — разные обличья одного мятежного ангела, вслед за ЛаВеем воспринимая его титул буквально как «олицетворение просвещения»47 в самом широком смысле. Несомненно, все эти точки зрения имеют право на существование (как и любые теории, которые направлены на поиск истинного знания, — за него, в конце концов, упомянутые Стражи и пострадали в свое время), но разделить их мы не можем. Ergo, Семияза и Азазель — это не один и тот же ангел, предводитель падших, известный человечеству под двумя разными именами; Азазель и Гадреэль — это не один и тот же ангел, ответственный за бурное развитие среди людей военного дела; ни один из вышеперечисленных — не тот ангел, который сегодня известен нам как Люцифер, и тем более все они, вместе взятые, — не собирательный образ последнего, единого во многих лицах.

Минимум четверо, как вытекает из первоисточника, вели на небесах информационно-пропагандистскую работу, приведшую в итоге к падению ангелов: Семияза, Иекун, Асбеэль, Кесбеэль. Деятельность остальных, видимо, была тесно связана не с ангельской коммуникацией, но с обучением людей тем или иным наукам:

— астрология, астрономия (Баракиал, Темель, Кока-бель, Асрадель);

— военное дело (Азазель, Гадреэль);

— косметология и ювелирное дело (Азазель);

— магия и оккультизм (Семияза, Амезарак, Армарос, Касдейя);

— металлургия и горное дело (Азазель);

— основы медицины и демографического регулирования (Касдейя);

— письменность и основы философии (Пенемуэ).

Вопрос о классификации части умений, сведения о которых зафиксированы в тексте, пока остается нерешенным. Азазель научил людей «видеть, что было позади их» — некоторые улавливают здесь «намек на изготовление зеркал»48, другие считают, что навык видеть незримое следует отнести к магической практике. Амезарак научил «срезыванию корней» — разброс мнений насчет цели этого безусловно полезного действия варьируется от варки приворотных зелий до изготовления наркотиков на растительной основе. Пенемуэ «показал [людям] горькое и сладкое, и показал им все тайны их мудрости» — обычно комментаторы делают упор на тайны мудрости, читая «показал горькое и сладкое» как «учил отделять дурное от доброго», но есть и те, кто полагает, что написанное следует воспринимать буквально, и на самом деле речь идет «об употреблении в пищу пряных приправ»49. К сожалению, вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время человечество сможет выработать единое мнение относительно этих спорных умений.

Об этих ли навыках думал Джон Ди, записывая со слов ангела: «И духи заблуждения начали учить [людей] своему учению, которое с той эпохи и до сего дня распространилось во все края мира и ныне есть мастерство и умение нечестивых. Так они [люди] говорят с демонами: не потому, что имеют над ними власть, но потому, что связаны с ними — объединены их собственным учением»? Ангелы Ди имеют власть над сферами, которые частично пересекаются с обозначенными как «гибельные для человечества» в Книге Еноха, — сравнить их можно с легкостью:

— медицина;

— механические ремесла;

— перемещение с места на место;

— поиск металлов и драгоценных камней;

— соединение природных веществ;

— трансформация;

— управление стихиями.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB