Текущее время: 29 мар 2024, 12:07


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Этнос народа Саами
СообщениеДобавлено: 29 янв 2019, 10:50 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101838 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Этнос народа Саами

Таинственный и суровый Север. Земля, овеянная мифами и легендами об Арктической цивилизации. Ведическая Земля Белого Вепря. Земля, находящаяся под покровительством души Бога Войны Сканды, сына Великого Бога Шивы. Пантеон древнейших Богов Земли– Илматары и Ильмариса, Одина и Тора. Русский художник и философ Николай Константинович Рерих говорил: …”вообще помни о Севере. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что он Севера не знает. Ту радость и бодрость, и силу, какую даёт Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждений. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний? “ О Далеком Севере, где-то подле ледяных регионов Северного полюса легенды говорят как о древней и в большинстве забытой цивилизации. Мифическая в характере, арктическая цивилизация процветала, как сообщается, в самой северной области Земли в то время, когда это место было подходящим для человеческого обитания. Согласно основным эзотерическим системам и духовным традициям Север был земным и небесным началом цивилизации, Обителью истинного Человека. Некоторые теории определяют Север как настоящий Сад Эдема, как точку пересечения земных и небесных планов. И сказано, Человек нарушил божественный закон в Цивилизации золотого Века, исключительной ценой чего явилось его изгнание во внешний мир. Человек расселился в другие области Земли, основывая новые цивилизации, приближая конец этого великого и славного Золотого Века. Северный символизм имеет отношение к истоку, изначальному раю, из которого берет начало вся человеческая цивилизация. Север есть сторона Света избранная изначальным логосом для того, чтобы проявить себя в Истории, и всякое последующее его проявление лишь восстанавливало изначальный полярно- райский символизм. Святая география связывает Север с духом, светом, чистотой, полнотой, вечностью и единством. Там, где присутствуют Священная Чистота и Мудрость, там незримо присутствует Север, независимо от пространственной или временной точки нашего нахождения. Перемещение центра Примордиальной Традиции в ходе циклического развития всегда коррелированно с изначальной северной ориентацией и можно утверждать, что именно арктическое наследие передается в своей полноте и целостности от одного центра к другому как символическое «золото Севера», о котором говорили античные авторы.

Это означает, что все вторичные месторасположения Полюса Традиции являются отражениями Северного Полюса, его проекциями, носителями тайны его. В традиции Русских немало существует легенд о Белом Острове, многие старообрядцы в старину в горах Алтая и Северных Морях искали мифическую страну Беловодье, где как раз и находился таинственный остров земного рая. Об острове Буяне рассказывали многие старинные русские поверья и сказания. Также Беловодье это другое имя Ирия-рая, Царства богов. Ирий получил это имя из-за молочной реки, текущей по раю из вымени небесной коровы. Беловодьем именовали в древности север Евразии, земли от устья Оби и далее до Анадыря. Вторым Беловодьем почитались земли Южного Урала близ горы Иремель и хребта Кумартаг. В мифологических сюжетах славянских и русских преданий север имеет положительную, световую солнечную окраску, а юг наоборот негативную, тене- вую. Кроме пространственного передвижения проекций арктического континента по мере раз- вития цикла проходило и его постепенное сокрытие. Он становился все более тайным, недо- ступным, секретным. Этому соответствовал и его переход от явного и очевидного наличия на поверхности земли (состояния горы, замка) к спуску в подземные регионы. Так буддистские и индуистские доктрины говорят о Шамбале и Агартхи, как центрах Традиции, где пребывает Король Мира. «Совершенной стране» нет необходимости лежать в определенной земной точке, но существует она в первичном состоянии, независимо от земных катаклизмов. «Совершенная страна», в общем, определяется как полярная по ориентации, символически всегда представленная как «Ось Мира» и в большинстве случаев определяется как священная гора. Гора из земного рая идентична «полярной горе», которая рассматривается под разными именами почти во всех традициях: Meru у Индусов, и Alborjy персов, как и Monsalvat из Западной легенды о Граале. Приведем в пример также гору Qafu арабов, и даже греческий Olympe, кото- рый во многих отношениях имеет то же значение. Речь всегда идет о некоей области, которая подобно земному раю, стала недоступной для обычного человечества и расположена вне пределов досягаемости любых катаклизмов, потрясающий мир человеческий в конце определенных циклических периодов. Эта область, вероятно, является «верховной страной». По некоторым ведическим и авестийским текстам ее расположение было изначально полярным, даже в буквальном смысле этого слова. И чтобы там не происходило с ее расположением в течение различных фаз истории земного человечества, она всегда оставалась полярной в символическом смысле, так как, в сущности, она представляет собой фиксированную ось, вокруг коей происходит вращение всех вещей. Теософские труды нашей соотечественницы Елены Петровны Блаватской говорят нам о Пяти Человеческих Расах, которые были и есть на Земле. Четыре Великие Расы, предшество- вавшие нашей адамической расе, родились, жили и умерли. Это была Несокрушимая Поляр- ная Страна – первый материк на котором была развита прародителями первая раса. Далее был Арктический материк– вторая страна, которая простерла свои земли в южном и запад- ном направлениях от Северного полюса, чтобы принять вторую расу титанов, вмещая все, что известно сейчас как Северная Азия. Указанная область включала в себя нынешнюю Гренлан- дию, Шпицберген и Скандинавию. Лемурия – третий материк, который был в районе Индий- ского океана, где проживали гигантские лемурийцы. Потом пришла четвертая раса Атлантов на материки Атлантического и Северного океана. И, наконец пришло время Пятой Арийской Расе. Её континентом стала Европа. Анналы седой истории Земли бережно хранят тайны древних народов Севера. Одним из них является народ Саамов. Таинственный и древний народ Севера, именуемый Лопари или “жители окраинной земли”, в переводе с финского языка. Древнейшие поселения, обнаруженные на территории Ловозерья, относятся к VI-V тыс. до н.э. Люди, жившие на берегах Ловозера, занимались охотой и рыболовством, о чём свидетельствуют найденные археологами наконечники гарпунов и стрел.

Оленеводство, являющееся в наши дни приоритетным занятием коренного населения и основой его культуры, возникло лишь в начале II тыс. до н.э. – конце I тыс. н.э. Основная волна расселения людей проходила вдоль береговой зоны Ловозера, а Тундры до середины ХХ века оставались практически не тронутыми людьми. Вплоть до X-XI в. н.э. преимущественным населением Кольского полуострова являлись саами. Сегодня Кольских саамов относят к отдельной этнографической группе. Первое упоминание о них встречается в «Германии» Публия Корнелия Тацита (98 г. н.э.), где саами именуются «феннами». Удалённость от основных очагов европейской цивилизации и труднопро- ходимый ландшафт способствовали культурной изоляции этой этнической группы, благодаря чему она смогла длительное время сохранять свои традиции и образ жизни. Активное освоение территории полуострова, именовавшегося Тре и являвшегося одной из новгородских волостей с нечётко очерченной границей (в более поздних исторических доку- ментах фигурирует иное название – Терьский или Терский наволок), началось в XIII веке. С этого момента культура саами начала испытывать русское влияние. Внутренние территории полуострова, в частности, его центральная часть, включающая Ловозерские тундры, долгое время были неизвестны европейцам. Так, шведская географическая экспедиция появилась в этих краях лишь в начале XVII века. На общественное и культурное развитие аборигенов силь- ное воздействие оказали неоднократные набеги врагов – «чуди», которые порой целиком уни-чтожали целые саамские поселения. Эти нашествия нашли отражение в саамском фольклоре и ряде локальных топонимов.

С середины XVI века началась ненасильственная христианизация саами, придерживавшихся анимистических, языческих воззрений и почитавших обширный пантеон как верхов-ных, так и местных божеств. Несмотря на усилия миссионеров, саами вплоть до 1920-х гг. сохраняли свои верования, священные места и обряды, сочетая их с христианскими религиозными ценностями.

Первое летописное упоминание поселения у озера Ловозеро относится к 1608 г., а пред- положительной датой его основания считается 1574 г. В конце XVIII века, общая численность жителей Ловозерского погоста составляла 94 души, а к середине XIX века – около 120 чело- век, в хозяйстве которых насчитывалось 210 оленей. Основная деятельность населения была связана с ловлей рыбы на озерах Ловозеро и Сейдозеро, а также с охотой на диких оленей. К 1887 году, на момент переименования погоста в село, оленье стадо ловозерских саамов увели- чилось до 3800 голов. Наиболее заметные изменения в культуре ловозерских саамов связаны с приходом коми- ижемцев в конце 1880-х гг., и периодом советской власти. Тем не менее, ловозерские саамы, относящиеся к Кильдинской этнографической группе, одной из самых многочисленных, в зна- чительной степени сохранили родную культуру, традиции и язык. Естествоиспытатель А.И. Кельсиев говорил, что "лопари – народ честный, добрый, услужливый, гостеприимный, веселый, идеально кроткий в семейной жизни". По языку саамы входят в финно-угорскую группу. Но занимают в ней несколько обособ- ленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия среди финно- угорских языков. С точки зрения антропологов, у саамов мало чего общего с финно– угорами. Скорее они напоминают сэту – загадочную группу людей, живущих неподалеку от Изборска. Ученые хоть и с оговорками, но высказывают предположение, что маленькая группа сэту, обнаруженная среди балтийских, финских и славянских племен, – "осколок очень древнего населения Европы, может, даже потомки охотников на мамонтов".

Один из этнографов обратил внимание на то, что в их национальном орнаменте есть элементы и композиции, встречающиеся только в орнаменте саамов. В первой четверти XIV века произошло открытие мурманского берега норвежцами. Начиная с XV века, они разделили лапландцев на Кончанскую, Терскую, Лешею и Дикую (некрещеную) Лопь. В XX веке проживающих в северных частях Норвегии, Швеции, Финлян- дии, а также на Кольском полуострове саамов насчитывается 31 тысяча. Если брать всех саамов (и русских, и скандинавских), то в их языке выявлено 55 диалектов. Кольские же саамы гово- рят на четырех: нотозерском, бабинском, йоканьгском и кильдинском. На 1990 год кольских саамов насчитывается 1700 человек (в 1897 году их было 1724). Численность в ------ народ- ности саамов около 2000 человек, на 2002 год. В многочисленных трудах писателей лапландцы "все до единого были колдунами и могли управлять явлениями природы”. Сами себя лопари называют саме, самелатс; некоторые полагают, что с этим именем связано и финское название Финляндии Суоми. В Швеции и Норвегии они также жили в древние времена южнее, чем теперь; на это указывают, между прочим, находимые вне области нынешнего жительства лопарей "лапландские могилы". По данным языка, саамы принадлежат к финнам, и притом к западным, т. е. стоят ближе всего к тавастам и корелам, хотя язык их представляет и многие особенности, между прочим, много слов, заимствованных из древнего скандинавского и даже готского языка, что указывает на их продолжительное проживание, уже в древние времена, рядом с германскими народностями.

В отличие от саамов, живущих в части Лапландии, расположенной в Норвегии, Финляндии и Швеции, которых называли финнами, в исторических документах IX века встречаются терфинны, или трефинны – саамы Кольского полуострова. Норвежцы именовали Кольский полуостров Тренинес, или Тернес. Есть высказывания, что Тре, Тер означает лес. Выходит, саамы Кольского полуострова – лесные саамы. Н. И.Надеждин писал в 1837 году, что новгородцы называли нынешнюю Русскую Лапландию странным именем Тре, которое производят от шведского trae, датского tree, англо– сакского trev, то есть дерево, лес. Древние саамы мореходством не занимались. От скандинавских пира- тов, приходивших морем, они укрывались в горах. Поэтому к ним подошло бы и название горные саамы. Может быть, название Новгородской волости Тре, Тер, Тир появилось вследствие неточно воспроизведенного русскими саамского слова Термь, или Терми, или Тьерми – горушка, возвышенность. В этих словах, в результате фонетической адаптации, а может и пря- мой ослышки новгородцев, утратились звукосочетания (-мь или -ми), и образовалось название, которое донесли до нас летописи и новгородские грамоты. Кроме того, расшифровка названия волости Тер, Тре… как Возвышенная страна вполне соответствует рельефу Кольского полу- острова. Тогда и норвежское название саамов терфинны будет означать горные финны. Терский наволок. – Возвышенный наволок. Терский берег – Берег возвышенного наволока. Древнее название Терский полуостров было заменено на Кольский не сразу. Длительное время полу- остров именовался Лапландским. И название это существовало наряду с Кольским или просто полуостров Кола. И только в середине XIX века окончательно закрепилось название Кольский. А Терским стал называться лишь южный берег полуострова. На картах XVI века Кольский полуостров нередко назывался Биармией, а картограф Г. Дуста на карте 1589 года дает сразу три названия полуострова: Биармия, Лапния и Лапланд. Фени – самое древнее название саами.

Само слово саами схоже с суоми – самоназванием финнов. Лопью (Lapps, Lapins) саами назвали викинги раннего средневековья. Самые первые достоверные упоминания относятся к 9 веку и принадлежат норвежцу Халогаланди Оттару – по его описанию страна саамов terj'inns (Кольский полуостров) пустынна, селения малочисленны. Все последующие упоминания саамов вплоть до 20 века непременно упоми- нают бедность и малочисленность этого народа. В этом ряду стоят упоминания и Саксона Грамматика 12 века (впервые упоминавшего лопарей как искусных лучников, лыжников и магов), автора книги "Лаппония" Иоганна Шеффера жившего в 16 веке, даже в эстонском эпосе Кале- випоэг упоминается "скудный берег лаппу". Карельская Калевала и эстонские сказания среди первых признаков северного народа особо подчеркивали магические способности саамских шаманов. Также саамские предания "ловты", собранные В. Чарнолусским повествуют о пред- ках саамов, некогда окаменевших в тундре и ставших скалами "Праудедками". Вот что писал В. Чарнолусский о двух останцах этих скал Старике и Старухе: "Казалось, эти люди куда-то шли, но преступили какой-то запрет и окаменели". Космический цикл сотворения человека в мифологии саамов описан следующе: Маддер-Áкка– "Земная женщина", в саамской мифо- логии богиня земли, выступает как супруга бога Мадер-атче ("отец земли"). В антропогони- ческом мифе скандинавских саамов эти божества участвуют в космическом цикле рождения человека: "бог-сын" Радиэн-киэдде передаёт сотворённую им душу Маддер-атче; тот вкладывает душу себе в живот и, обойдя вокруг солнца, относит её Маддер-акке. Она наделяет душу телом; если рождается мальчик, он поручается дочери Маддер-акки Укс-акке ("дверная жен- щина", она обитает под порогом, следит за первыми шагами ребёнка), если девочка – другой дочери, Сар-акке ("прядущая женщина"). По другим вариантам Сар-акка вкладывает ребёнка в чрево матери, она покровительствует роду у людей и животных, росту растений и т.п. Тре- тья дочь Маддер-акки Юкс-акка ("лук-женщина", может переменить пол ребёнка с женского на мужской, сделать мальчика хорошим охотником, по другим представлениям Юкс-акка – тролль или божество подземного мира). Можно также сравнить трёх богинь судьбы с богинями индоевропейских традиций – скандинавских норн, славянских судениц и т.д.” Также карело-финский эпос Калевала говорит о сотворении мира: “Ильматар, дочь воз- духа опустилась с небес на воды. "Сотни лет ее качало на хребте прозрачном моря".

На колено божественной деве села пролетавшая утка и свила гнездо, в котором снесла золотое яйцо. Ильматар пошевелила коленом и яйцо разбилось, произведя творение мира. «Из яйца, из нижней части – Вышла Мать-земля сырая; Из яйца, из верхней части – встал высокий свод небесный, Из желтка, из верхней части – Солнце светлое явилось; Из белка, из верхней части – Ясный месяц появился; Из яйца, из пестрой части, – Звезды сделались на небе. Из яйца, из темной части – Тучи в воздухе явились». Согласно финской и карельской картине мира, круглая земля: омывается водами и накрыта вращающимся небосводом, неподвижный центр которого – Полярная звезда – гвоздь земли", "небесный шарнир". Небесный купол поддерживает железный столб, вершина которого касается Полярной звезды. Затем Ильматар создает мысы, глубины, берега и скалы. Наконец, от дыхания ветра она рождает Вяйнямейнена, песнопевца и первого шамана. Он выходит на пустынный берег. По просьбе Вяйнямейнена, маленький Сампса Пеллервойнен засевает пустынную землю и растут ели, вереск, березы, черемуха, рябина, можжевельник. Не всходит только дуб. Тогда пять девиц вышли из моря и скосили сено, а морской исполин Турсас запалил его огнем. Дуб, удобренный золой, быстро пошел вверх и достиг небес, дав сто вершин, заслонив солнце и месяц (образ напомиает мировое древо). Жизнь стала печальной. Вяйнямейнен обращается к Ильматар с просьбой о помощи. В ответ из моря выходит медный человечек размером в палец. Он начал расти и достиг головой туч. С трех ударов срубил человечек дуб. Вяйнямейнен засевает землю семью зернышками, которые он нашел у моря. Всходят колосья хлеба. Посреди полей песнопевец оставил березу, на которой свивает гнездо орел. Так была создана светлая страна Калевала.” Саамская мифология близка финской. К древнейшим пластам саамской мифологии относят цикл мифов о небесном сватовстве солнце Пейве (мужской персонаж) сватает -------- ему сыну Пейвельке дочь луны, но получает отказ. Тогда начинается борьба стихий: на сто- роне солнца выступают земля и горы, домашние животные, олени, птицы, на стороне луны – вода, тень, загробный мир, сполохи (северное сияние), дикие звери. Космическую борьбу пре- кращает полуночный старик в облике моржа (инкарнация высшего божества), спускающий на землю ночь. Луна, наконец, вступает в брак. С оленеводством связан цикл мифов о Мяндаше, тотемическом первопредке. Состав пантеона различался у разных групп саамов (особенно у восточных и западных). Образ бога Юбмела (Ииммела, Ибмела) в некоторых мифах заменён представлением о боге- отце Радьен-атче и боге-сыне Радьен кьедде.

Отец в одном из мифов поручает творение мира сыну, а тот перепоручает его богине земли Маддер акке (Мадератье), которая выступает иногда супругой небесного бога Мадератча. Эти боги участвуют в космическом цикле рождения чело- века. В пантеон входят многочисленные божества со специализированными функциями. Гро- мовник Айеке (ср. эстонского Эйке – бога грозы) (Тьермес, Тиэрмес), по некоторым мифам, – сын Перкеля, насильно овладевшего его матерью, поэтому Тьермес преследует громами злых духов. От солнца Пейве зависели благополучие людей, хорошая погода. По некоторым мифам, Пейве начинал путь на медведе, продолжал на олене-самце, заканчивал на заходе на важенке. Богом ветра считался Пьегг-ольмай («ветер мужчина») у восточных саамов. Ильмарис (Иль- маратче, восходящий к образу бога воздуха, ср финского Ильмаринена) – у западных Вераль- ден-ольмай («мужчина вселенной») – бог плодородия, поддерживающий мир столпом; Айлеке (Пассе-ольмай, «мужчина праздников») – божество праздников; Рананейда – богиня весны и плодородия, дочь Радьян-атче. У терских саамов главный бог – Каврай, покровитель шаманов; его брат Рухтнас – бог воитель, защитник саамов. Среди женских божеств известны покрови- тельница ягельных пастбищ, сестра Каврая Разиайке, богиня леса Вирес акка (Вирка), хозяйка подземного мира и его богатств Выгахке и др

. К божествам, от которых зависели охота и про- мыслы, относился Лейб-ольмай («ольховый человек»), Луот-хозик – хозяйка оленей, женщина, покрытая оленьей шерстью (ее муж – Поз-хозяин); богиня Аккрува, женщина с рыбьим хвостом, от которой зависела удача в рыбной ловле (соответствующий мужской персонаж – Тьяс- ольмай). Божества подземного мира мёртвых – его повелитель Рота (Руста, Мублен), бог болез- ней и смерти, изображавшийся в виде всадника, и Ябме-акка, «мать мёртвых». Саамские боги населяли три яруса вселенной – верхний (небесный) мир, землю и подземный (загробный) мир (Ябми-аймо, Муббе аймо. умершие от эпидемий направлялись в мрачный мир Рутайло); эти три яруса изображались на шаманских бубнах. Существовало представление о счастли- вом потустороннем мире – стране изобилия Сайво. Вселенную сибирские и саамские шаманы представляли в виде круга, причем не только в пространственных измерениях, но и во вре- мени. Все в мире находится в циклическом движении. В качестве примеров можно привести ежедневный путь Солнца, смену времен года, а также цикл существования всех живых духов, раз за разом возвращающихся на Землю для новой жизни. Круг делится на четыре части осями четырех направлений, или сторон света, а ось, проходящая через его центр, направляется через Отца-Небо в Верхний мир и через Мать-Землю в Нижний мир. На эту схему накладывается образ Вселенной в том виде, как он предстает в шаманских путешествиях. Несмотря на то, что глубина неба считается бесконечной, шаманы настаивают на существовании пути, позволяю- щего проникнуть за небеса. Точно так же, хотя Земля и считается глубокой и твердой, суще- ствует много путей, пройдя через которые духи и шаманы могут попасть в Нижний мир. Еще одним аспектом традиционного образа Верхнего и Нижнего миров является то, что они очень похожи на Землю, имеют свои Солнце, Луну, леса и похожих на людей жителей. Обитатели Верхнего и Нижнего миров невидимы, когда оказываются в нашем, Среднем, мире, и точно таким же образом шаманы, путешествующие в эти миры, являются в них невидимыми. При- сутствие пришельцев может быть выдано неожиданным треском костра, воем собак, лаем лис. Их также могут обнаружить находящиеся в экстатическом трансе шаманы. Нижний мир пол- ностью подобен нашему, с тем лишь отличием, что его обитатели имеют одну душу, в то время как люди обладают тремя. Душа "ами", которая отвечает за дыхание и тепло тела, у них отсут- ствует, из-за чего обитатели Нижнего мира холодны, а в их жилах течет черная кровь. Некото- рые из жителей этого мира также являются человеческими душами "сане", ожидающими оче- редной реинкарнации в нашем мире. Солнце и Луна в Нижнем мире менее яркие, чем в нашем. Согласно верованиям саамов причина этого в том, что они имеют полусферическую форму, а не сферическую, как у нас. В Нижний мир и обратно ведет множество путей. Одним из них является путешествие по текущей туда Реке Мира. Река Мира имеет множество стремнин, и путешествовать по ней в одиночку шаману очень рискованно. Когда во время путешествия шаман умирает, говорят, что его душа "теряется" в том мире. Кроме Реки Мира, проникнуть вниз можно через пещеры, водовороты, источники, а также через один из многочисленных туннелей, по которым обитатели Нижнего мира попадают в наш.

Верхний мир, подобно Ниж- нему, выглядит очень похожим на мир, в котором мы живем. Однако в нем не встречается человеческих душ, кроме путешествующих по нему шаманов. Этот мир ярче нашего: некото- рые легенды говорят, что он имеет семь солнц. Верхний мир остался не испорченным людьми, и его обитатели до сих пор живут по традиционным законам предков. Иногда, когда ворота из нашего мира в Верхний открываются, люди могут видеть его сияние, которое выглядит как лучи солнечного света, пробивающиеся сквозь тучи. Молитвы, которые произносятся в такой миг, обладают особенно большой силой. Чтобы отправиться в Верхний мир, надо уметь летать, и шаманы, решив совершить путешествие туда, часто превращают себя в птиц. Дру- гими образами, которые шаман может принять для этого, являются летающий олень или конь. Направление путешествия может быть прямо вверх или к югу, откуда проистекает Река Мира. В некоторых культах, перед тем как кандидат в шаманы пройдет инициацию в нашем мире, он должен отправиться в Верхний мир и пройти посвящение у живущих там духов. Другим способом попасть туда является путешествие вверх по Дереву Вселенной, образ которого в шаманских церемониях представляет обычное дерево. Находясь в состоянии экстатического транса, шаман лезет по этому дереву вверх, а его душа в это время, как считается, поднимается по настоящему Дереву на небеса. Дерево – вообще один из основных элементов шаманской космологии. Прежде всего, оно символизирует связь между временным и физическим, с одной стороны, между вечным и духовным – с другой.

Лопарские сейды. У лопарей-саамов дохристианского периода существовало два религи- озных культа: культ высших богов и культ священных камней сейдов. Последний относится к фетишизму. Явление когда народы избирают в качестве фетишей камни, чрезвычайно распро- странено на всем земном шаре. Камням поклоняются и в Индии, и в центральной Австралии и в Африке, и вероятнее всего, все народы, когда-нибудь поклонялись камням. У приполяр- ных народов этот культ достиг сравнительно очень большого развития. Самоеды поклоня- ются священным камням, которые называют Hahe (сюда же относятся их Sjadaei), и этот культ тождественен с лопарским культом сейд. У остяков мы находим культ Jiljan, который также имеет много сходственного с поклонением сейдам. Что почитание камней у приполярных народов, в частности у лопарей, получило особенно большое распространение, объясняется отчасти влиянием окружающей природы. Полярные народы вообще чрезвычайно впечатли- тельны, темь более, что истерия и эпилепсия сильно распространены среди них, что засвиде- тельствовано многими путешественниками и исследователями и составляет давно известный факт. Эта склонность северных народов к истерии и эпилепсии обуславливается влиянием длинной полярной ночи и вечного дня полярного лета при весьма неудовлетворительных усло- виях жизни вообще.

Принимая во внимание общую бедность и однообразие природы дальнего Севера, делается ясным, что причудливыя формы гор несомненно должны были влиять на восприимчивую душу аборигена. Только тот, кто сам бывал в Лапландии, видел эти фанта- стические очертания лапландских скал, озаренных то полуночным солнцем, то северным сия- нием, вслушивался в царящее кругом молчание, в котором как бы застыла вся природа, он поймет, какое огромное влияние эта, иногда сказочная природа должна была оказать на пер- вобытного лопаря. О том, насколько распространен был культ сейда, свидетельствует большое число сказаний, отчасти сохранившихся и до сих пор среди лопарей-саами, а также распро- страненность по всей Лапландии разных географических названий с корнем Seit, напр. Seitjavr, Seitjok, Seitwaara и т. п. Сейды определяются, как каменные или деревянные изображение которые употреблялись лопарями в их религиозном культе, а также сейды означают идолов, которыми лопари пользовались при колдовстве. Саамы усматривают в сейдах главным образом домашних богов, настоящих пенатов, покровительствующих либо семье, либо отдельной лич- ности. Слово сейд обозначает всякого рода божественность. Лопари-саамы обладают камен- ными изображениями бога охоты Сторъюнкаре и изображения эти (большею частью простые, необработанные камни) в некоторых местностях Лапландии называть сейдами. Изображение бога грома – Айеке (он же Тирмес) лопари делают из дерева и такое изображение также назы- вают сейдом. Из этого становится ясным, что под сейдами древние лопари понимали не только изображения домашних богов, но вообще всякий предмет, который, по их мнению, обладал чудодейственной, волшебной силой. Главное значение этого слова заключается не в том, что сейды являются защитниками лопарского дома, а в самой сверхъестественности, присущей некоторым предметам.

В скандинавской “Эдде” встречается слово Seidhr в смысле “волшеб- ство”, еще чаще находятся слова с корнем Seid в сагах: seidhberendr—волшебник, sidha—кол- довать. Сейду приносили жертвы, веря в то, что, если его умилостить дарами, он приносит добро и излечивает от болезней. Самым популярным сейдом в Карелии считается "Kuiw" на Сейдо- зере (по лопарски Seitjavr). Это озеро находится к западу от Ловозера и соединяется с ним небольшой порожистой речкой Seitjavrjok. Сейдозеро расположено черезвычайно живописно и является одним из самых красивых уголков в Лапландии. С трех сторон оно окружено мрачными скалами Lujavr Urt'a, которыя отвесно падают к озеру и отражаются в его идеально чистой и прозрачной воде. Быть может мрачный колорит, которым проникнута вся эта местность, отчасти содействовал тому, что как раз здесь мы находим сразу три сейда, из которых Kuiw и сейчас находится в большом почете у лопарей. Этот сейд стоит на северном берегу озера, на Kuiw-tschorr'е (Kuiw – по лопарски значит старик, tschorr – гора, плоскогорье) и хорошо виден с озера. В одном месте на скале находятся трещины и эти трещины образуют нечто подобное человеческой фигуре, которую можно различить с несомненной ясностью. Саамы, когда проезжают мимо этого острова, стараются не упустить случая оставить около "Старухи" кое-что из своих запасов, рыбу или что-нибудь иное. Вера в то, что во власти "Старухи" посы- лать ту или другую погоду, сохранилась у большинства саамов. Куйва на Сейдозере пользуется особенным почетом со стороны сейдозерских лопарей. Проезжая на лодках мимо Куйвчорра, саамы опасаются громко кричать и ругаться из боязни, что "Старик" разгневается. Они избе- гают грязнить воду в Сейдозере, так как "Старик" этого не любит и в противном случае "не даст рыбы". Когда появляется надобность наполнить котел водой, лопарь никогда не зачерпнет воду закопченым котлом прямо из озера, как это принято обыкновенно, а зачерпнет чистым ковшем и потом уже перельет воду в котел. Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: "Старик ныне сердит". На Сейдозере находится еще тундра, называемая Nepeslogtchorr.

По лопарскому преданию в этом месте некогда окаменели три колдуньи: мать с двумя дочерьми. К югу от Умбозера расположено озеро, которое так же называется Сейдозеро (Seitjawr); из этого озера вытекает речка Seitjok, речка длинной около 12 километров, впадающая в Умбо- зеро. На берегу озера стоит "старуха”. Этот камень появился тогда, когда "земля родилась". Саамы некогда отмечали места погребения умерших камнем. И около таких камней в честь умершего совершались жертвоприношения. Впоследствии такие камни сделались сей- дами. Легенды саамов упоминают, что сейды передвигались сами движимые некоей магиче- ской силой, эти верования были настолько распространены, что до сих пор Лапландию иногда именуют "страной летучего камня". У саамов знания о строительстве сейдовых комплексов были утрачены, либо их никогда не было, так как они были возведены до прихода саами. Подоб- ное можно наблюдать и в западной Европе и на Кавказе где дольмены и карны зовут домами карликов или эльфов, а камни знаменитого Стоунхенджа также были перенесены волшебни- ком Мерлином по воздуху. Интересно, что, не указывая на сооружение сейдов, традицион- ное саамское верование лэхте-верра упоминает о таком свойстве духов населяющих сейды, как неприятие шума. Духи, живущие в сейде, не выносили шума и могли покидать камень, не только "перелетая" в другое более спокойное место, но и материализуясь в человеческом облике Недалеко от одного из Сейдозер, расположенного в северной части Кольского полу- острова находится мегалит, который можно смело назвать "царь-сейдом". Это огромная плита весом не менее 25 тонн установленная на три крупные опоры, увенчанная навершием – еще одним сейдом средних размеров также покоящимся на трех опорах, общая высота конструк- ции около 3м, говорить о природном происхождении тут уже не приходится. Несмотря на то что финно-угры являются самыми древними народами заселившими европейский Север в их преданиях упоминается народ предшественник – карлики, ушедшие в горы или под землю.

В лапландских преданиях часто упоминается враждебная чудь, Куйва запечатленный в скалах Сейдозера был предводителем чуди побежденный саамским шаманом-нойдой, c чудью (tjud), приходящей с гор, связаны предания в области Финмарк, в северной Норвегии. В одном из первых рассказов П. Бажова "Дорогое имечко" – чудь, или "старые люди", это высокий кра- сивый народ, живущий в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор, живущий почти незаметно для других. Люди эти не знают корысти, равнодушны к золоту. При появлении в глухих местах их обитания людей они уходят подземными ходами, "закрыв гору".

Куйва переводится как "северный ветер", что позволяет предположить трактовку этого пре- дания как борьбу с враждебным северным населением либо северной стихией? В основном этот сюжет развит в мифах ненцев, где карлики-сиртя, аналоги европейских гномов имену- ются народом-предшественником. В саамской мифологии аналог сиртя – чакхли (чаклинги), но прямой связи чакхли с сейдами в преданиях нет. Зато есть упоминание о том, что чаклинги жили в кочках и трещинах в скалах. Существует и другая версия – сейды возводились доса- амским народом, именуемым скольды (в настоящее время скольдами иногда называют часть саами), по этому предположению скольды являются истинными наследниками культуры север- ных мегалитов.

Среди наречий саамского языка существует и скольдский диалект, именуемый еще колто-саамским. Скольды (скандинавское скъельды (skjold) – потомки бога Одина из рай- она Варангер-фьорда, сказители – скальды (хранители традиций), западноевропейское средневековое "скрелинги"– Skraelings) вполне могли быть тем гипотетическим общим источни- ком мифологий кельтов, скандинавов, северных финно-угров. Существует предание о том, как скрелинги обитавшие где-то в окрестностях Гренландии использовали против викингов некое сверхъестественное оружие, заставившее грозных норманнов бежать от столь презренно упоминаемых сагами "дикарей". Обычно норманны именовали скрелингами индейцев и про- чих поселенцев, отличных от самих норманнов и традиционно известных им народов инуитов, лопарей и прочих. Почти все нынешние народы северных регионов знали о том, что до них эти земли были заселены другими племенами – туниты, сиртя, есть ли в этом ряду место для пред- шественников саами? В научной литературе для обозначения строителей лабиринтов и прочих северных мегалитов используется термин "прото-саамы" и "культура Комса". Кем они были – загадочный северный народ оставивший после себя непонятное каменное наследие? Есть гипотеза о том, что сиртя ненцев и были остатками прото-саамов, согласно этой версии предки саамов откочевали на Кольский полуостров с северного Урала. В тоже время лабиринты, также соотносимые с прото-саамами, встречаются и в исконно мегалитических Швеции, Британских островах, где предков финно-угров быть не могло.

К слову в европейских мифологиях лаби- ринты также связаны с сверхъестественным народом – эльфами. Еще один намек на то, что северные мегалиты могли быть созданы до саами, содержит сама саамская трактовка понятия сейда. Саами сейдом именовали любые выдающиеся природные объекты – озера, скалы, дере- вья, то есть нерукотворные образования, и в этом же ряду стоят и явно рукотворные мегалиты, без малейшего упоминания их создания. "Летающие камни" и все. Это наводит на мысль, что саами уже застали эти камни поставленными, и так как они явственно выделяются из окружа- ющего ландшафта, заселили и их "духами". Образно говоря, приравняли непонятные искус- ственные конструкции к природным артефактам. В камнях живут духи и они могут летать – иначе как могли образоваться эти странные валуны на камнях-опорах? Еще одним связующим звеном между Европой и Америкой являются гурии – навигационные башенки-пирамидки сложенные из камней. На русском Севере они соседствуют с сейдами. Сложенные из плоских камней цилиндрические башенки-гурии известны и на горе Нинчурт в районе Сейдозера, в центре Кольского полуострова. На русском севере их происхождение приписывается не только поздним саамам, но и поморам, ставивших гурии на берегу океана (хотя подобные, но невы- сокие каменные пирамидки встречались автору и на скалах Онежского озера).


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Этнос народа Саами
СообщениеДобавлено: 29 янв 2019, 10:50 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101838 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Связь сейдов с водой отмечается не только в постановках сейдов на островах, либо ска- листых берегах верховых озер горных плато, камни-сейды ставились еще и у источников. Мно- гие родники в Ловозерских горах окружающих Сейдозеро и Мончетундрах, окружающих другое священное озеро с таким же названием, буквально вытекают из-под сейдов. Это может подчеркивать принадлежность сейдов к верхнему миру духов, который по верованиям саами располагался выше истоков, в то время как нижний мир получал "географическую привязку" ниже устья реки. Это вполне объясняет и то, почему даже поздние саами обращались к сейдам со столь широким спектром просьб – иррациональным, сверхъестественным силам воплощенной природы должно быть подвластно все, или почти все – удача на охоте и рыбалке, избав- ление от болезней, погода… Итак, если заключить, что сейды – воплощение магических сил окружающего мира, то следующим пунктом становится объяснение феномена плато сейдов. Здесь также можно наблюдать интересные пересечения. Скоплениями сейдов отмечены осо- бые места, точно также как западноевропейские мегалиты ставились в "местах силы", на пере- сечениях, так называемых лей-линий (линий определяющих некую энергетическую структуру Земли), скопления из сотен сейдов тоже отмечают то геологический разлом, то эпицентр древ- него землетрясения, выход радона. В общих словах элементы ландшафта, наделенные осо- быми свойствами, отличными от окружения. Нет никаких сомнений, что эти свойства были известны шаманам-нойдам и использовались в магических практиках. Понимание специфики этих мест – "мест силы", вполне объясняет и запрет на посещение(приближение) к сейдам женщин и детей, организм которых в отличии от мужчин, выносливых охотников и рыболовов мог быть более подвержен негативному воздействию энергий Земли. А большое количество сейдов всего лишь подчеркивало "святость" данных мест. Образно трактуя, если в сейде живет дух, то в "месте силы" где природные факторы влияют на человека гораздо сильнее, их коли- чество явно должно отличаться в сторону увеличения от окружающего фона. Сейды мегали- тических весогабаритов тоже укладываются в данное объяснение, это стопроцентно были свя- щенные центры, подобно "летучему камню", охватывавшие большие территории. Точно также как в православии в небольших деревнях есть маленькие часовни и церкви, а в городах боль- шие соборы. Вполне уместно упомянуть и то, что по некоторым данным возле сейдов делались захоронения умерших членов рода, вполне логично, что заботу об ушедших предках древние саами могли поручить тем, кто воплощал в себе магических духов природы, но это уже сви- детельствует о переходе простого почитания сил природы к неким почти социальным пред- ставлениям о загробной жизни.

Присутствие "духа" в сейде мифологически "подтверждают" и некоторые природные особенности конструкций, на Кольском полуострове довольно часто встречаются расколотые сейды. Механизм раскола сомнений не вызывает – камень, поставлен- ный неустойчиво легко трескается от сезонных климатических изменений. Но для древних саами подобные явления могли подчеркивать то, что "дух" покинул камень – "улетел", что вполне могло трактоваться как дурное предзнаменование. Таким образом, сейды "жили" свое- образной "каменной жизнью", что, несомненно, не могло ускользнуть от внимания древних людей. Во многих местах Карелии и Мурманской области можно увидеть огромные трещины в скалах, следы древних землетрясений. Но вот на скалах рядом с сейдами трещины часто заполнялись камнями, либо камни ставились над ними или даже сами сейды ставились над трещиной. Практически не вызывает сомнений связь этого обычая с миром подземных духов Ябме-акко-абимо. Возможно, древние люди, размещая камни и насыпи из камней над тре- щинами, пытались таким образом умилостивить грозные подземные силы "страны матери смерти" , способные разрушать скалы – сакральные места обители духов-помощников Сайво- олмако. Сакральная трактовка гор характерна для всех народов, именно поэтому многие ком- плексы сейдов возводились на возвышенностях. Может быть сейды ставились над трещинами и на останцах треснувших скал, нависая над обрывами как противовес духов-помощников верх- него мира, своеобразную защиту от подземной разрушительной стихии саамского ада Ябме- аймо? Пока более детально восстановить эту часть культа древних обитателей Арктики не представляется возможным, но связь культа сейдов с разрушительными землетрясениями в той или иной степени практически не вызывает сомнений. Существует тождественность сейдов с описанной в карельском эпосе Калевала чудесной мельницей Сампо, приносящей счастье и принадлежащей хозяйке Похъелы, как карелы называли страну саами, колдунье Лоухи.

В такой трактовке сейды были олицетворением сампо – мельницы, каменной зернотерки, а сюжет эпоса с похищением "мельницы счастья" карельскими героями у саамской колду- ньи Лоухи и последующего затопления сампо в водах, может быть символическим описанием вытеснения карелами лопарей-саами и завершения для европейского севера "золотого века", возможно ассоциированного с эпохой северных мегалитов. В мировозрении древних жителей Саамиедны – страны саами, сейды были населены духами и обладали всевозможными сверхъестественными способностями. Культ сейдов веро- ятно был главным в полярной тундре, основой древней религии – возле некоторых сейдов до сих пор можно увидеть следы древних приношений – истлевшие рога оленей. Более поздние упоминания оставленные в 18 веке указывают на приношение сейдам рыбы, камней измазан- ных кровью жертвенных животных, табака, кусочков ткани. Связь культа сейдов с лапландской магией настолько велика, что в преданиях описывались случаи, когда шаман-нойда умирая, "превращался" в сейд, помогая из потустороннего мира своим соплеменникам. Так, например сохранилось предание о том, как нойда по имени Сырец, живший в районе Печенги после смерти стал сейдом Репт-Кедги. Этот сейд мог управлять погодой – как, выполняя просьбы о хорошей погоде, так и насылая бурю на тех кто шел в горы чтобы уничтожить его. Вообще лапландская магия, вероятно ввиду северного расположения, часто обращалась к управле- нию погодой. Лапландские шаманы при помощи магических узелков-наузов "наколдовывали" мореходам погоду и в средние века.

Адам Бременский, хронист 11 века упоминал, что лапланд- ские шаманы могли узнать, чем занимаются люди в отдаленных местах и силой заклинаний выбрасывать на берег китов. В сохранившихся до наших дней документах 17 века описыва- ются процессы над шаманами в области Финмарк (Норвегия), занимавшимися вредоносной магией "ганд" (gand). В этих процессах подробно рассказано о ритуале шаманов и инструмета- рии (бубнах, runebom). Но кроме бубнов и сейдов у древних шаманов были и другие могуще- ственные приспособления – "чуэрвь-гарты". Данные "приборы" представляли собой выкладки из оленьих рогов и камней. Двигая рога, шаман мог управлять погодой, охотой и ловлей рыбы. По некоторым преданиям сейды, как воплощенные шаманы-нойды осуществляли связь мира живых с миром ушедших предков. Считалось также, что сейд живет до тех пор, пока его почитают люди, в противном случае сейд теряет магические свойства. Таким образом, сейды были населены духами, способными помогать человеку, в обмен на приношения, как в магии, так и в быту. Однако кроме охранительных и вспомогательных функций духи, населяющие камни были еще и некими вратами между мирами. Старое лапландское предание сохранило описание одного такого "перехода", когда заблудившийся в пурге охотник, обойдя скалу, внезапно оказывается в "ином мире", населенном счастливыми предками.

Находясь "в гостях", охотник пережидает пургу, и вновь выйдя в "реальность" находит своего завистливого спут- ника погибшим. Интересно отметить, что священные камни, останцы скал и мегалиты, в мифо- логии других северных народов скандинавов, кельтов, инуитов (эскимосов) также несут функ- ции "врат" в иной мир. Что это, сходство мифологий или реальные неизвестные нам свойства мегалитов и природных объектов? Само слово "сейд" также близко к ирландскому "сид", с тем же значением "святой" и названием раздела древнескандинавской магии "сейдр"(seidhr), что означало на древнеисландском речь, пение, заседание для общения с духами. Маловероятна случайность этих совпадений, скорее всего они указывают на некие общие корни традиций разных северных народов. Принятие этой версии также показывает на возможность заимство- вания культа сейдов саамами у более древнего народа, оказавшего влияние не только на финно- угров, но и кельтов и скандинавов. Представляет интерес взглянуть на магию сейдов с позиций современных знаний о при- роде и человеке. В первую очередь невозможно необратить внимание на некоторые аномаль- ные феномены, связанные с сейдами – субъективные ощущения некоторого психического воз- действия как позитивного, так и отрицательного, странные проблемы, возникающие с фото и видео техникой, иногда засветки на фотографиях. В основном подобными фокусами известно плато сейдов на горе Воттоваара. Вероятно, это все связано с тем, что комплексы располага- лись в так называемых "местах силы", местах, где проявлялись необычные свойства Земли связанные с геологическим строением. Учитывая особенности геологии Кольского полуост- рова можно, например, объяснить целебные свойства некоторых мест сейдов выходом радона, слаборадиоактивного природного газа, радоновые источники были известны своими целеб- ными свойствами еще в 19 веке, задолго до объяснения самого эффекта. Но кроме этого еще совсем недавно страна саамов, славившаяся на всю Европу своими шаманами, была известна и распространением "шаманской болезни", "мерячения", выражавшейся в спонтанном впаде- нии в транс, как отдельных индивидуумов, так и одновременно целых коллективов.

По признакам данного странного феномена психики, присущего только Лапландии, шаманы отби- рали себе будущих учеников. С 1593 до 1695 года в северной Норвегии было осуждено "за колдовство" 175 человек, интересно, что пятая часть из "испытаний ведьм" действовала на саами, но лишь несколько испытаний могут выявить наличие феномена лапландского "трансо- вого" шаманизма. Именно исследование этого присущего саами психического феномена было одной из основных целей экспедиции А. Барченко в 1920 году. Может быть, данные паранор- мальные способности человеческой психики связаны с воздействием на человека в полярных условиях редкоземельных и радиоактивных руд в недрах Кольского полуострова, или здесь влияют другие, неизвестные нам пока факторы? Но наличие комплексов сейдов в "местах силы" – энергетических центрах Земли заставляет предположить, что древним нойдам были хорошо известны свойства и строение планеты, и они могли ими пользоваться, также легко как современный человек телевизором. Вполне реально попытаться объяснить воздействие сейдов на психику человека и особым "иррациональным" расположением камня, один вид которого вызывает недоумение и некоторый сбой в "стандартном" мировосприятии, как бы уже визу- ально погружая сферу восприятия человека в "потусторонний мир". Возможно, этот эффект имеет общие корни со "смещением точки сборки" упомянутым К. Кастанедой, облегчая дру- гие методы воздействия на человека – природные факторы, камлания шаманов и т.д. Биолокационные исследования сейдов расположенных в районе Сейдозера в Ловозер- ских тундрах позволили выявить наличие так называемых ГАЗ "геоактивных зон". Вокруг сей- дов существуют зоны диаметром 2.5-3 м, в которых отклоняются биорамки, но о чем это гово- рит? Всего лишь о том, что культовый камень расположен на пересечении подземных водных потоков или о чем-то большем? Биолокационные исследования позволяют указать отличие от фона, но отличия "чего", сказать сложно, может быть реакции самого оператора на камень? Биолокация активно используется при исследовании мегалитов, но объяснения отличий пока- зателей "от фона" не системны и часто противоречивы.

При определении биолокацией пара- метров сейдов по фотографиям были получены следующие интересные результаты, в которых прослеживается намек на некую "материальную" логику: большинство сейдов на рамки никак не воздействовали, но сейды, вокруг которых не растет мох и кустарник дали сильное враще- ние рамки против часовой стрелки, кроме того такое же вращение фиксировалось на фото- графиях трещин в скалах, а вот фото с трещинами заложенными камнями уже никак не вли- яли на поведение биорамок – неужели закрывая трещины древние на самом деле не столько "приносили жертвы духам", сколько "блокировали" некие "отрицательные энергии"? Напрашивается фантастический вывод – древние при помощи камней воздействовали на окружаю- щее пространство, приспосабливая его для своих нужд? Также заслуживает внимание реак- ция рамок на белые камни, которые часто ставились на видных местах, например в массиве Ловозерские тундры, и венчали сейды в Мончетундрах, окрестностях Мурманска, в Норвегии. Рамки показывали, что белые камни "нейтрализовывали" своей постановкой некие природные силы вызывающие сильное отрицательное вращение рамок. В чем сила белых камней и как ее определяли и использовали те, кто их ставил? Каков субъективный фактор оператора биора- мок в этих процессах? Эти вопросы не имеют четкого ответа. Здесь проявляется еще одно интересная параллель – в саамских ловтах трещины в скалах упоминались как жилища карликов-чакхлей, фантастических существ, вроде гномов. Если к этому добавить, что те же трещины могут являться источниками неких энергетических воз- действий из недр Земли, то вполне понятным становится отнесение их не только к "иным мирам", но и персонификация в образе подземных жителей. Либо эти природные "места силы" на самом деле могут являться "вратами между мирами", где под воздействием неизвестных факторов недр Земли могут происходить "чудеса", либо те же природные силы оказывают силь- ное воздействие на психику людей, вызывая галлюцинации и измененные состояния сознания. Возможно, мифологически трещины блокировались камнями, чтобы преградить выход в мир подземных существ чаклингов? Сочетания забитых трещин и сейдов в одних комплексах тоже определенно неслучайно, ведь в некоторых случаях сами сейды тоже стоят над трещинами. Возможно наши попытки "реконструировать культ первобытных саами" не более чем попытки ребенка нарисовать человека из палочек и кружочков, а реальность гораздо сложнее. Но данное предположение подразумевает наличие у древних шаманов таких невероятных зна- ний, к которым наша цивилизация и сейчас только начинает подходить. Использование биолокации в чем-то неуловимо напоминает использование электриче- ства – далеко не каждый включающий лампочку знает теорию возникновение тока в проводни- ках, но всем известно его действие на вольфрамовую спираль в стеклянной колбе. Интересное магическое предание, связанное с сейдами, есть в Финляндии, после того как в 1864 году при строительстве церкви в деревне Хетта со склона холма был скинут в озеро Оунасярви почита- емый сейд Юппира в озере стало заметно меньше рыбы.

Если в этой легенде есть доля правды, то она сообщает нам об еще одном странном свойстве лапландских почитаемых камней. Кроме биолокационных отклонений один из сейдов Воттоваары является и источником магнитной аномалии – стрелка компаса вокруг этого сейда буквально движется по кругу. Явля- ется сам камень магнитной аномалией или просто поставлен над ней остается невыясненным, но сам факт наводит на мысль о гораздо больших познаниях древних шаманов, в том числе и о магнитных свойствах Земли. Вероятней всего объяснение феноменов сейдов лежит в син- тезе нескольких направлений – воздействии особых геологических факторов, влиянии формы и расположения (арктический аналог китайского Фэн-шуй) на психику человека и природу. Вполне возможно, что воздействие геологических факторов сочеталось с какими-либо косми- ческими ритмами – фазами Луны, равноденствиями, многодневными полярными зорями и специально усиливалось сейдами, как некими доисторическими техническими устройствами. Как известно некоторые западноевропейские мегалиты менгиры и кромлехи при восходе солнца "звучат" в ультразвуковом диапазоне, возможно, что и полярные мегалиты возводились и "работали" с учетом подобных факторов. Кроме того, кристаллическая структура камней приподнятых над землей на подставках, вполне возможно обладает и интересными пьезо-элек- трическими свойствами – на эту мысль наводит и "разнопородный" выбор камней для сейдов и их подставок. Приняв гипотезу о сейдах, как непросто выделяющихся из общего ландшафта абстрактных святилищах, а неких "технических устройствах" становится понятным многое – наличие большого количества сейдов в местах разломов вполне возможно способствует усиле- нию и возможно направлению в нужное строителям русло земных энергий, системы в располо- жении сейдов создают нужное воздействие в определенном месте. Неустойчивое положение – не прихоть, а единственно возможная форма постановки для функционирования неизвестных нам процессов, возможно связанных с резонансом.

Из этого можно заключить, что знаменитая лапландская магия не что иное, как обрывки реального, абсолютно научного знания забытого доисторического народа. Вполне логично, что среди саами лишь небольшая прослойка шама- нов-нойд смогла перенять и адаптировать эти знания, для остальных осталось лишь примитивное почитание и свод запретов связанных с камнями. Исходя из предположения, что сейды технические устройства для использования энергий Земли, можно попытаться восстановить для каких целей они применялись. Очевидно, что не для вяления рыбы и сушки дров, бытовое значение исключено, остается магическое. Во все времена люди стремились к силе и знанию (не все конечно, но весь прогресс заслуга именно стремившихся). Вероятней всего именно в расчете на человека и строились данные комплексы, управляя энергиями Земли, их строители могли воздействовать на человека – изменяя сознание, излечивая болезни, проводя обряды инициации. Конечно, это абсолютное знание замыкалось не только на то, что в определенных точках сквозь земную кору сквозит некое неведомое нам излучение недр, несомненно, что была и цикличность использования святилищ – вероятно расположенные в Арктике, они могли менять свойства в связи сезонами года, фазами Луны и подобными факторами. В общих чертах можно сказать, что древние обладали знанием и пониманием свойств Земли, позволяющим им создавать практически универсальные комплексы для воздействия на человека – возможно в определенные дни можно излечиться от болезней, в другие медитировать, "расширить созна- ние" (опять намек на саамское "мерячение"), а следующие лучше вообще не появляться, либо находиться ограниченно. Строители комплексов сейдов использовали их примерно также, как в современной медицине используются радиоактивные элементы, рентген, ультрафиолет – губительные по сути, но в определенных условиях излечивающие. Возможно знание этих "определенных усло- вий" и есть основа понимания сейдов. Вероятно, это был довольно сложный комплекс знаний, хранившийся особой кастой шаманов, в последствии у саамов понимание этих процессов было утрачено, оставшиеся крохи позволили создать примитивный "культ сейдов", где к некоторым сейдам приближаться было запрещено (атавизм знания о цикличности "работы" сейдов), дру- гим нужно приносить жертвы для удачи на охоте и здоровья (остатки знания об укрепляющем и оздоровительном воздействии комплексов на организм и психику перед охотой), возле сей- дов нельзя шуметь (если учесть что неустойчивые сейды могли быть и резонаторами акусти- ческих колебаний, инфра– и ультра– звуковых, подобно другим мегалитам, этот запрет вполне объясним: посторонний шум мог нарушить эти колебания с нежелательными последствиями для посетителя). Интересно, что комплекс на горе Воттоваара известен тем, что рядом с сей- дами раздаются щелкающие звуки, а также "гудение горы" ночью.

Акустические свойства сейдов в районе карельского города Кемь, так называемого "поющего камня" – древнего сейда установленного на вершине сопки так, что воздушные потоки, проходя под камнем, издавали звуки, напоминающие пение. Причем камень так искусно сба- лансирован, что может раскачиваться на вершине. В зависимости от силы ветра и наклоне- ния неустойчиво расположенного камня изменяется и тональность звуков – данная находка фактически подтверждает возможное использование сейдов и как резонаторов акустических колебаний. Предположив в сейдах сугубо рациональное "техническое" начало необходимо сразу определить ту категорию сейдов, в которой оно проявлено – очевидно, что это будут самые тяжелые и сложные конструкции, как единичные, так и в комплексах. В общем, все те мегалиты сооружение которых не соответствует возможностям кочевых охотников-рыболовов. Случайны ли природные, магнитные и акустические феномены сейдов? Маловероятно, что это случайность (хотя и такое объяснение нельзя оставлять без внимания), получается, что часть сейдов сооружалась все-таки с определенными техническими требованиями. Если это так, то древнее знание строителей сейдов развивалось совершенно по дру- гому пути, отличному от нашей науки, возможно именно поэтому для нас мегалиты являются неразрешимой загадкой. Знания их строителей имело совершенно другие точки отсчета, нам неведомые. Этим отличием, например, может являться то, что все современные технологии рассчитаны на внешний мир человека и усовершенствование внешних условий существова- ния, их знание было обращено на работу с внутренним миром человека. Прогресс, пойдя по материально техническому пути, ушел довольно далеко, но технологии работы с внутренним миром до сих пор практически не изменились со времен камланий шаманов и медитаций йогов. Понимание мегалитов для нас так сложно еще и потому, что древние наверняка стре- мились к универсальности – каждый комплекс выполнял не одну, а несколько функций, при- чем связанных отнюдь не с материальными потребностями человека. Возможно, именно это ставит нас в тупик в понимании феномена "плато сейдов" – мы не можем представить себе, например, чтобы транспортное средство одновременно являлось приемником информации, гидромассажной ванной и буфетом. Универсальность и цикличность функционирования ком- плексов могла быть единственным практически осуществимым наименее трудоемким и раци- ональным путем, в точности соответствуя мудрости "семь раз отмерить – один раз отрезать". Гораздо проще и эффективнее в данных условиях возвести один комплекс работающий "в раз- ных режимах", чем несколько разной специализации. Но в так называемых аномальных зонах ("местах силы") встречаются не только сейды, но их "спутники" гурии, каменные пирамидки встречаются не только на русском Севере и в Канаде, но и на Урале (в том числе в известной пермской аномальной зоне, где они расположены в вершинах воображаемого равнобедренного треугольника, образуя геометрическую фигуру) и в Гималаях. Конструктивно простые камен- ные столбики разных частей света могли быть и не связаны между собой, но несли общие сакральные и навигационные функции у различных народов.

Упоминая сакральные функции сейдов интересно соотнести общее их количество – вероятно в пределах 5000-10000 штук, с численностью саами. Кроме вопроса возможности создания мегалитических комплексов мало- численным народом, напрашивается и вопрос о религиозной необходимости сооружать такое обилие культовых камней. В тундрах Кольского полуострова есть места, где плотность сейдов превышает все разумные пределы представимых ритуалов "транзитных" кочевых родов-сии- дов. Впрочем, в такой религиозной одержимости, возможно, нет ничего необъяснимого – в древнерусских городах в некоторых местах церкви ставились почти вплотную, часовни были также почти во всех деревнях. Но здесь логический подход вновь упирается в численность населения, даже сравнивая с известной в историческое время плотностью ритуальных построек и мест, плотность сейдов Лапландии поражает. Или возможно строители сейдов знали какие- то секреты возведения мегалитов "не числом, а уменьем"? Строительство культовых сооружений всегда начиналось с разметки, межевания обозре- ваемой территории на определенные участки. Межевать – означает устанавливать и обозначать межи, границы земельных участков.

Но дело все в том, что такие границы проходили по сило- вым (энергетическим) линиям, так называемым магнитным линиям земли. Еще в глубокой древности существовал магический принцип, по которому располагались святые места. Раз- метка таких линий существует на всех континентах, включая архипелаги и острова. С этими линиями связаны многочисленные истории о потоках магической энергии. В Ирландии, напри- мер, существует много преданий о волшебных дорожках, по которым путешествуют колдуны и другие духи в особое время года. По этим дорожкам текут невидимые и таинственные “токи“ внутренней Земли. Каждое здание, камень, посаженное дерево в китайском ландшафте распо- лагалось так, чтобы соответствовать загадочным “токам дракона”, протекающим вдоль линий. Основные пути этих сил, считали китайцы, определяются путями Солнца, Луны и пяти главных планет по небесному своду. Современные ученые в процессе различных исследований лишь подтвердили факт влияния галактических тел, вызывающих магнитные и электромагнитные колебания, на органическую и неорганическую жизнь земли. Те же самые колебания исходят от внутреннего, земного ядра.

Ласточкин В.Р.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB