Текущее время: 28 мар 2024, 14:21


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Кельтский пантеон
СообщениеДобавлено: 30 апр 2019, 08:59 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101827 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Кельтский пантеон

Езус (Эзус) – один из верховных богов галлов. Он бог “Гневный”, по выражению Лукана, он требовал жертв, повешенных на дереве (Бернские схолии к Лукану, 10 в.). Его изображают держащим в правой руке топор или серп, а в левой ствол дерева. С деревом Езуса ассоциируется бык со стоящими на его голове и спине тремя журавлями, известный также по изображениям на алтаре. Имя Езус означает «бог-господин».

Таранис – кельтский бог громовержец, бог грома. Его алтари распространены от Британии до Галлии, от Германии до Далмации. Имя Taranis (лат.) близко к кельтскому слову tarann – гром. Слово «таран» у валлийцев и бретонцев по сей день означает – гром. Галлы изображают Тараниса в камне бородатым исполином, в одной руке держащим колесо(или несколько спиралей), а в другой молот. В Бретани и в Рейнской области стоят колонны, которые венчает Таранис, под его ногами громадное чудовище со змеиными конечностями. Римский поэт Лукан, живший в 1 в. н.э., описывая в поэме «Фарсалия» войну между Цезарем и Помпеем (середина 1 в. до н.э.), упоминает Тараниса, говоря, что культ этого бога отличался особой жестокостью. Жертвы Таранису сжигались. Одни Тараниса сближают с Юпитером. Но в Бернских схолиях X в. к Лукану Таранис сближается с римским Дитом (Дисом). Поэтому другие видят в Таранисе римского Диспатера[11]. В своих “Записках” Юлий Цезарь также упоминал галльское божество, которое он по своему обыкновению именует именем подходящего римского бога – Диспатер. “Галлы – пишет он – все считают себя потомками Отца Дита и говорят, что таково учение друидов. По этой причине они исчисляют и определяют время, не по дням, а по ночам: день рождения, начало месяца и года они исчисляют так, что сперва идет ночь, за ней день”. Хтонический аспект Тараниса не исключается ассоциациями с Юпитером, которому посвящены дни полнолуний, иды, который почитался на возвышенностях и отождествлялся с Зевсом, имевшим хтонический аспект, недаром Зевс именуется Хтонием – «подземным» и «спускающимся вниз». Согласно свидетельству Цезаря, ассоциировавшего галльского бога с римским Диспатером, галлы, по их же мнению, произошли от божества потустороннего загробного мира. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в праздник Самхейн, отмечавшийся в ночь под 1 ноября, что по старинному кельтскому календарю знаменовало начало нового года, исчезала преграда между миром смертных и потусторонним миром, т.к. ритуально магически воспроизводился космогонический миф. Самхейн – это и есть праздник галльского Дита Отца (римск. соответ.: Диспатер, Dis pater). Диту Отцу соответствует Донн – «темный» ирландский бог мертвых, который собирает души мертвых на острове у юго-западного побережья Ирландии.

Тевтат – племенной бог (от галл. teuto, ирл. tuath – «племя»). Римский поэт Лукан упоминает его наряду с Таранисом и Езусом. Приносившиеся Тевтату жертвы топились в воде (согласно бернским схолиям к Лукану, 10 в.).

Луг – в мифологии ирландских кельтов один из наиболее значительных богов. Отождествлялся с Лугусом, богом бриттов и галлов, и с валлийским божеством Ллудом. Лугус (галл.) – “сияющий”. Ассоциируется со светом. Ллуд (Ллеу) – «искусная рука». Был богом искусств и ремесел. Прозвище Луга “Самилданах” – «знающий много ремесел». Ассоциируется с древнеримским Меркурием. Название городов Лан, Лейден, Лугано, Лугдунум (Лион) означают «крепость Луга». От его имени происходит название знаменитого праздника Лугнасад (1 августа). Луг, как и Меркурий, – бог магии. Оснащен магическим оружием: магическое копье племен богини Дану или чудесным оружием выкованным божественным кузнецом Гоибниу. С копьем Луга, добытым ему «тремя богами ремесла» с таинственного острова Ассал, связан другой эпитет Луга “Ламфада” («с длинной рукой»). Владение тайнами магии выражалось и в том, что Луг часто в битве принимал облик воина с одной рукой или одним глазом.

Бригита (ирл.). Кельты Ирландии подразумевают под именем Бригита то одно, то три женские божества, покровительствующие мудрости, искусству исцеления и кузнечному мастерству. Бригиту представляли птицей с человеческой головой или тремя птицами (журавлями или петухами). В Ирландии существует традиция зарывать у трех ручьев живого цыпленка, чтобы добиться расположения Бригиты. У британских кельтов Бригита почитается под именем Бригантия, что означает «вершина, королева» (богиня благосостояния, врачевания, войны и воды). В Галлии богиня известна под именем Бригиндо. Это указывает на общекельтскую основу богини и на ее древность. Сближают Бригиту с римской богиней Минервой, почитаемой в Галлии. Праздник Бригиты – Имболк первого февраля, когда у овец появляется молоко. Впоследствии Бригита стала христианской святой, сохранив традиционные атрибуты и имя богини.

Огма – бог красноречия кельтов. Поэт, музыкант, провидец. Создатель огамического письма, которое высекали на камнях, вырезали на прутьях ореха и осины и на коре. Сохранились надписи на камнях (около 4000 надписей). Отец Огма бог знаний Дагда. Огма провожает души в потусторонний мир. Огма изображают старцем, держащим в руке палицу и облаченным в звериную шкуру. Уши стоящих вокруг Огма людей соединены с языком бога тонкими цепочками – Огма бог красноречия. Место возникновения огамического письма – Ирландия или юг Уэльса (III в.), огам использовался кельтами и пиктами британского архипелага.

Суцелл («хорошо ударяющий») – галльский бог смерти и подземного мира. Изображался стоящим с чашей в правой руке и молотом на длинной рукоятке в левой руке. Нередко Суцелл изображен сидящим с богиней Нантосвельтой. По-галльски nant – “река”. Связь богов с богинями, олицетворяющими реки, характерная черта кельтского пантеона. Галльский Суцелл близок ирландскому богу Дагду.

Дагда – бог ирландских кельтов. Имя означает «добрый бог». Бог – отец и глава Племени богини Дану – основной группы кельтских богов Ирландии. Могучий бог, хозяин потустороннего мира, владеющий стоящим в пиршественном зале неиссякаемым котлом со свининой, излюбленным мысом кельтов. Дагда живет в холме (сиде) Бруиг, высящемся над берегом реки Бойн. Супруга Дагда – богиня реки Бойн. Дагду изображают мужем огромного роста, облаченным в короткую крестьянскую рубаху, чтобы подчеркнуть его сексуальность и плодородие. Дагда носил огромную дубину, обладавшую магической силой, волшебный котел и волшебную арфу. Выглядел толстым, огромным простаком, обладающим необъятным аппетитом и преувеличенной сексуальностью. Ирландского Дагда сближают с Галльским богом Суцеллом.

Гоибниу – бог кузнечного искусства у кельтов Ирландии. Создал для богов оружие, с которым они одержали победу над фоморами. Под землей гоибниу устраивает праздник “Флед Гоибненн”, где варит Магический Эль. Валлийцы божественного кузнеца называют Гофаннон.

Данỳ – богиня-мать племени ирландских богов (Нуаду, Диан-Кехт, Луг, Гоибниу, Огма и др.) «Племена Богини Дану» явились четвертой волной завоевателей Ирландии. Они пришли с таинственных северных островов, где они постигли искусство магии, ремесел и мудрости. Из городов северных островов боги из Племен Богини Данỳ принесли в Ирландию “камень фал”, издающий звук при ступлении на него будущего короля, меч Нуаду, копье и пращу Луга и магический, неистощимый котел отца богов Дагда. Овладев Ирландией после победы над фоморами, предыдущими завоевателями Ирландии, Племена Богини Дану уступили Ирландию пятой волне завоевателей “сыновьям Миля” (Мил – предок первых смертных правителей Ирландии). После поражения Племена Богини Дану поселились под холмами Ирландии, называемыми сидами. На новогодний праздник Самхейн они пускают смертных в свои подземные обители. Дон у валлийских кельтов аналог Данỳ. С ходом столетий валлийцы богиню Дон-Дану стали называть Анну. Валлийское название мира мертвых – Аннон. При этом слово anae (ирл.) означает “богатство”. У бретонцев, кельтов запада Франции, вытесненных на континент с островов Британии англосаксами (около середины 1 тыс. н.э.) богиня Анна выступает тоже владычицей мертвых. Таким образом основные кельтские боги оказались хтоническими.

Эпона – галльская богиня, одна из наиболее значительных. Небесная покровительница лошадей. Имя Эпона происходит от слова «лошадь». Изображалась неизменно в окружении лошадей. Рядом с ней изображались только кобылы, а иногда и жеребенок. Предполагается, что ее культ ассоциировался и со смертью. Считается, что она выполняла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир. На юге Англии на меловой скале изображена лошадь – символ Эпоны.

Нуаду – кельтский бог из Племени Богини Дану. Галлы называют его Ноденс, валлийцы – Нудд, бритты – Ллуд, а ирландцы – Нуаду. Великий предводитель божественного племени. Единственная рука (вторую потерял в битве при Мойтуре) вооружена мечом. Вокруг его головы пульсировал разными цветами круг света.

Беленус (или Беленос, или Бел) – солнечный бог галлов. У ирландских кельтов бог Биле. Диан Кехт – кельтский бог врачеватель.

Бели – бог смерти валлийских кельтов. Предание утверждает, что Бели основал Лондон. Супруга Бели – Дон, валлийская богиня-мать. Донн – «темный» бог смерти ирландских кельтов. Аравн – правитель Аннона, потустороннего мира кельтов.

Морриган, Махи (Масна), Немаин, Бадб – богини войны ирландских кельтов, носятся над полями сражений то воронами, то красивыми девами и даруют победу тому, кому благоволят.

Герои: Кухулин – основной герой преданий кельтов Ирландии. Сын бога Луга и Дехтире.

Ку Рой – маг, воин и путешественник. Кельты Ирландии представляют его божественным пастухом.

Финн Мак Кумал – ирландский герой.

Артур – сын британского короля Утера Пендрагона и Игрейны, супруги корнуольского герцога Горлойса.

Пуйл – один из владык потустороннего мира и герой кельтских преданий Уэльса. Супруга Пуйла Рианнон. Пуйл – некогда жил и лишь впоследствии стал одним из владык потустороннего мира.
Святилища

Хотя кельты возводили храмы для поклонения своим богам, они гораздо чаще использовали для культовых центров естественный ландшафт. Чаще всего местами расположения святилищ были священные рощи. Священными почитались многие деревья, среди которых выделялись особые породы с еще большей священной силой. Кельты использовали для религиозных ритуалов холмы или курганы. Некоторые из них оказались построены руками человека. Самый большой рукотворный курган в Западной Европе – холм возле Силбери Хилл в Уилтшире, его возраст превышает четыре тысячи лет. Иные центры связанные с религиозными ритуалами устроены на вершинах естественных холмов, несколько «доработанных». В некоторых случаях имелись каменные ограды – возможно остатки лабиринтов для религиозных процессий. На территории страны друиды особо выделяли сакральный центр – «святилище центра» (кельт. Mediolanon). Соответственно племенам шесть городов в Галлии, один в Германии и один в Британии носили имя Медиолан (один из них совр. Милан). На холме Людгейт-Хилл в Лондоне, а также на многих менее знаменитых холмах высились храмы. А одна из гор неподалеку от Бетс-и-Куд в Уэльсе выполняла роль британского Олимпа, где находился дворец древних богов.
Жрецы

Жрецы кельтов известны под названием друиды. Корень «ДР» означает дерево и в первую очередь – дуб (друс – древнее название дуба). В друидах сосредоточена вся полнота духовной силы и все знания, поэтому они занимали почетное второе место после королей и вождей. Они были освобождены от налогов и от обязанности участвовать в военных походах. Функции жреца-друида: посвятительные обряды и жертвоприношения[14], предписания и запреты. Помимо основной функции жреца друиды были учителями и судьями. Друиды были отшельниками, жили в лесу и не имели никакой недвижимости, жилищем им служили пещеры. Друиды имели высший почет в сравнении с городскими мирянами-велетами. Велеты занимались поэзией, гаданиями, целительством, толкованием законов, религией (за исключением жертвоприношений). Велеты в отличие от друидов владели землей и другим движимым и недвижимым имуществом, имели право обзаводиться семьей. В Ирландии городские велеты назывались филидами. Песнопения филидов, как и у друидов, имели магическую силу. С филидами соотносится термин барды, то как синоним, то как имеющий меньшее значение. Друиды объединялись в дружеские союзы (гетерии) для исследования таинственных вещей. Во главе всех друидов стоял один – главный друид, король друидов. В Ирландии короля друидов избирали с помощью боевого поединка. Многие друиды славились как сильные единоборцы, были целые отряды вооруженных друидов. Друиды учили всадников как быть воином и уметь умереть, открывая им в этом их смысл жизни. Учение, в которое посвящали друиды, передавалось устно, в стихах, принципиально не записывалось. Для полного знакомства с ним требовалось занятие в течение двадцати лет. Это учение связано с космологией и звездами (Цезарь). Но центральным пунктом его было учение о бессмертии, друиды учили о переселении душ, что побуждало к добродетели и преодолению страха смерти.
Сакральный календарь и праздники

Галлы считали месяцы и годы по лунному календарю. Время суток галлы измеряли не днями, а ночами. «Назавтра» звучит как «завтрашней ночью», «пятнадцать ночей» – полмесяца. Полгода (шесть месяцев) – светлая половина, полгода (шесть месяцев) – темная. Всякий месяц из тридцати дней – счастливый, всякий месяц из двадцати девяти дней – несчастливый. Каждый месяц (из 29 или 30 дней) разделен на темную и светлую половины. Дни каждой из половин месяца пронумерованы отдельно. Одни дни счастливые, другие несчастливые. Прибывающей частью года управлял дуб обыкновенный. Убывающей частью – вечнозеленый каменный дуб. Вторая половина года начиналась после семидневного поминального пира в честь дуба-царя.

Главные праздники кельтов: Самайн (Самхейн), Бельтайн, Лугнасад и Имболк. Самайн – это праздник Дита – отца, потомками которого галлы себя величали, они называли себя сынами темного бога Диспатера. В Великий праздник Самайн отмечался конец уходящего года и начало «темной» половины следующего года (1 ноября). Самайн – момент, когда открывался сид (могильный курган, врата загробного мира) и все сверхъестественное устремлялось наружу, готовое поглотить людской мир. В эту ночь боги приходили в мир смертных людей, а герои получали доступ в сид. В Галлии праздник длился три ночи, а в Ирландии – семь дней. Краткий период битв, союзов, браков людей с обитателями Сида – «ночь Самайна». В эту же ночь друиды зажигали королевский огонь. По традиции неугодного короля умерщвляли в праздник Самайн: топили в котле или сжигали. Папа Римский Григорий в 835 г. перенес День Всех Святых (англ. Helloween – от «Hellow, что означает «святой») с 21 февраля на 1 ноября. Так что получился Самайн-Хеллоуин. В праздник Всех Святых поминают канонизированных святых, а 2 ноября молятся за упокоение усопших. В Европе до сих пор верят, что души покойных посещают в эти дни родной дом. В древности праздник Самайн сопровождали оргии. Большие костры из дуба разжигали с наступлением темноты. Время Самайна считалось магическим временем, тем более что на него выпадала «темная луна» (луна на небе не видна). В Самайн приносили жертвы владыке загробного мира (у ирландцев Дагда, у галлов Суцелл). По ритуальному мифу люди во время Самайна должны были уплачивать фоморам ежегодную дань: из двух третей зерна, вина (молока) и детей родившихся в течение года.Ирландцы праздновали всенародно Самайн в Таре – священном центре, в столице верховного короля (ось мира).

Светлое время года открывал тоже важный праздник Бельтайн («Огонь бога Беля»). Возжигание жертвенного огня и жертвоприношения богу Белену. Изначально праздник приходился на полнолуние второго месяца после весеннего равноденствия (приблизительно 9 мая). В христианское время Бельтайн стали проводить 1 мая. В Бельтайн разжигали большие костры на рассвете на горных вершинах.

Имболк – очистительный общекельтский праздник (imb-olk – ливень»), напоминал римские луперкалии. Праздновался 1 февраля. Связан с ирландской богиней Бригитой, отождествляемой с хтонической богиней Нантосвелта, держащей в руках котел возрождения.

Лугнасад – «Свадьба бога Луга». Также имел всенародный характер, поэтому отмечался в сакральном центре, во владениях верховного короля (Тара). Священный брак бога Луга с богиней – дочерью Великой Равнины связан с культом земледелия и плодородия. В этот праздник совершались три ритуальные похищения, которые завершались тремя жертвоприношениями: быка под ярмом, молочных коров и первенца (теленка или ребенка – в зависимости от древнеирландских источников). В праздник Лугнасад устраивались женские соревнования в беге. Праздновался 1 августа. Луг – бог, знающий всю тайну магии, живет в сиде (холме), как и другие боги Туатха де Данаан. В полнолуние второго лунного месяца после зимнего солнцестояния справлялся один из четырех ежегодных праздников огня – день богини Бригантии, который знаменовал оживление года. В ночь накануне этого праздника британские ведьмы позднее справляли свои шабаши.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Alenka1992, April, Кроличья лапка
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB