Текущее время: 28 мар 2024, 14:26


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Женские архетипы анахаты
СообщениеДобавлено: 15 июл 2017, 10:56 
 

Изображение


Анахата- четвертая чакра, расположена она на уровне сердца. Она соотносится со стихией Воздуха. Цвет этой чакры – зеленый, цвет долгожданной и нежной весны. Слово анахата означает «нетронутый», «чистый» или «не испытавший удара».
Проблемы этой чакры очень сложны, как все, связанное с «любовью». В современной европейской культуре существует некий культ «любви», однако что это такое – остается загадкой, с которой мы постараемся разобраться с помощью архетипов Психеи, Ариадны, Богоматери и андерсоновской Русалочки.

АНАХАТА - КОТЕЛ ЭНЕРГИЙ, СТАНЦИЯ "СЕРДЦЕ-СОРТИРОВОЧНАЯ"

Блокируют сердечную чакру страдание, скорбь, зависть, ревность, злоба. Естественное проявление анахаты – любовь, радость. Столько чувств! Столько эмоций! Отказаться от страдания, от сердечной боли? Но как же тогда – сострадание, милосердие? Мил сердцу, радуешь сердце – говорим мы близкому человеку. Жгучая ревность – спутница любви… Да и само слово «любовь» - уж очень много смыслов несет оно. Иногда – любовь – острое оружие, иногда она лечит раны… В сердце горячим вихрем вскипает гнев, его до краев раздувает ярая ярость… Помните песню: «пусть ярость благородная вскипает как волна…»? А еще любовь бывает суровой, переливающейся алмазными гранями. Ангельская любовь, без привязаности, без пристрастия… Любовь: «я знаю, что для тебя хорошо», любовь: «я несу людям свет».
Сердце – это котел, где сплавляются энергии верха и низа. Мать Иштар (муладхара) и Мать София (аджна) посылают в него своих дочерей. Стихии огня (манипура) и эфира (вишудха) соединяются в воздушном пространстве анахаты. Баланс стихий в анахате - задача очень важная. Опасно, когда сердце целиком заполняет огонь. Травматично для человека и его близких, если в сердце, изгоняя теплую атмосферу дружбы и земной любви, поселяются энергии высших чакр –эфир и свет.

Анахата - чакра воздушная, легкая, объемная; человек с раскрытой анахатой дышит полной грудью, живет легко и свободно. Его Психея-душа летит, парит, дышит…Когда сердце не наполнено возникают апатия и бессилие – тогда опускаются руки. Руки, как и крылья растут из сердца. Любовь воодушевляет, вдохновляет, окрыляет! Но у большинства людей анахата похожа не на простор для свободного парения, а на захламленную комнату с бронированными стенами. Причем среди хлама преобладают тюки с тротилом, бочки с динамитом и мины замедленного действия.

Много метафор, связанных с анахатой, отсылают нас к стихии огня и стихии воздуха – стихиям манипуры и собственно анахаты: «жар в груди», «горю от любви», «холодное сердце», «горячая любовь», «жар страсти», «согреть любовью», и – «теплая атмосфера», «с легким сердцем», «ветреная кокетка» и так далее…
Из этого списка устойчивых словосочетаний видно, что основная « перепутка» и наиболее тесная связь существует между анахатой и манипурой. Мы часто путаем любовь с корыстью, жаждой обладания и контроля. На уровне манипуры порой расцветает пышным цветом любовь к «плохим парням». Тем, кто вечно ускользает от объятий, свободен как ветер, тем, кого вы вынуждены делить с другими женщинами, кто заставляет вас не спать ночами, ожидая «Его» звонка. Сердце – как запекшаяся рана, оно болит. Вас как будто поджаривает на медленном огне – придет или не придет? А может быть, он с другой? Горит сердце… Это гнев, жажда власти, ярость поднялись в него из предыдущей чакры. Огню место в манипуре, постарайтесь опустить его туда, проявить власть, но власть над собой.

Перепутка с манипурой явственно проявляется и в желании «отвечать» за своих любимых, опекать их. Ответственность – качество не любви, а власти, желание встать над любимым человеком.

Также сильна связь между анахатой и следующей чакрой, чакрой творчества – вишудхой. «О любви немало песен сложено…» Да, но воспевать любовь – не всегда значит ее чувствовать. Поэты и поэтессы, тонкие, прекрасные – как «сложна» их личная жизнь, какие непростые, болезненные отношения с детьми, с родителями. Это проблема анахаты и вишудхи – «перепутка» энергий воздуха и эфира. Опуская в сердце слишком много энергий вишудхи, мы вносим в него боль – боль недостижимости идеального.Восхищение «красотой страдания», принятое в европейской культуре, часто лишает нас истинного сострадания.

Сердечная чакра также связана с нижними чакрами – муладхарой (жить без тебя не могу, задушу в обьятьях) и свадхистаной, чакрой эротики (люблю тебя, моя сладкая).
А наверху – над вишудхой - аджна: любовь к совершенству, любовь ко всему миру: «все живые существа да будут счастливы, довольны и спокойны». Любовь ботхисатвы, желающего освободить из пут сансары мириады живущих – тоже чувство не анахатное. Это состояние божественного равнодушия, алмазный свет. Сердце же – живое, теплое, пристрастное. Цвет анахаты – зеленый, цвет травы и листьев. А растениям для фотосинтеза, для жизни, для дыхания нужен не только день, но и ночь. Не только свет, но и тьма. Пространство анахаты, залитое светом аджны и сахасрары – это иллюзия ума. Стремление к совершенству – это стремление в будущее, то есть, на уровне сердца - в иллюзию. Для сердца нет ни прошлого ни будущего. Оно сейчас.

Через сердце идут два мощный потока энергии - вниз и наверх. И, кроме того наиболее сильные потоки вовне и внутрь, от мира и в мир тоже идут от через сердечную чакру.Это крест энергий может быть губителен, если «не отправлять их по назначению»: манипурные – в манипуру, энергии вишудхи – в вишудху.
Таким образом, сердце можно сравнить с железнодорожной станцией, на которой вагоны отправляются по разным направлениям. Они не должны там задерживаться и также не должны попадать не на те пути. Сердце требует внимания и тщания. Мастера цигун советуют постоянно держать в поле внимание сердечный центр (в ци-гун он называется средний дянь-тянь) и возникающий там жар отправлять вниз, в живот (нижний дянь-тянь).
Разгруженная от «вагонов» чуждых ей эмоций анахата снова становится «чистой», «нетронутой». В ней появляется воздух, объем. Стихия воздуха рождает ветер (развеять тоску), затхлый мирок расширяется, превращаясь в свободный простор. Но слишком большая сила ветра опасна, ураган страшит. Нужно иметь очень большое сердце, чтобы вынести сильный ветер. Любить свободно и свободного – очень непросто.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ: ЛЮБОВЬ К СЕБЕ

Ключевые понятия для Анахаты – понятия «справедливости» и «несправедливости». Есть такое выражение – копить обиду в сердце. И обижаемся мы на некую несправедливость мира. Когда нас не любят, бросили, отвергли, когда к нам невнимательны, когда мы чувствуем, что нас используют – мы ощущаем это как несправедливость. Как будто кто-то когда-то нам пообещал, что мы будем любимы, обязательно любимы – другими. На самом деле такого обещания нам никто не давал. Только признав эту несправедливость мира, м ы можем начать любить – себя. И эту любовь у нас никто не отнимет.

Обида на «весь мир» - это как и есть «перепутка» энергий анахаты и манипуры. Справедливость – понятие манипурное ( Табити – богиня справедливости), в сердечных делах она неуместна: «не по хорошему мил, а по милу хорош». Если женщина льет горькие слезы и думает «я никому не нужна», она путает 3ю и 4ю чакры. Нужда, нужность, надобность,– это значимо на уровне чакры Манипуры. Сердце тут не при чем.
Понятия о нужности, хорошести, понятие о том, что любовь надо заслужить, к сожалению внушается нам с детства. Как сказал Ошо:

«Человек рождается императором, в полном восторге от самого себя. Но его отец хочет, чтобы он любил его, мать хочет, чтобы он любил ее. Каждый вокруг стремится завоевать его любовь. Никому нет дела до того, что человек, который не любит себя, не может полюбить и кого-нибудь другого. Мы живем в невероятно сумасшедшем обществе, в котором каждый хочет любить кого-то, но дарить любовь не может. Почему любовники постоянно дерутся, раздражаются и обижают друг друга? Причина кроется в том, что они не могут получить то, на что рассчитывали. Оба нищие, оба пусты.

Правильно воспитанный ребенок растет в атмосфере любви к себе. Его так переполняет любовь, что появляется необходимость поделиться с кем-нибудь, излить ее на кого-нибудь еще. Такая любовь никогда не приведет к зависимости от кого-то другого. Ты - дающий, а тот, кто чем-то делится с другими, не может быть нищим. Когда встречаются два императора, два повелителя своих сердец, рождается безграничная радость. Никто ни от кого не зависит, каждый независим и индивидуален, каждый любит и уважает себя самого. Корни глубоко уходят в самую сущность человека, туда, откуда нектар, называемый любовью, поднимается на поверхность и расцветает тысячами роз.»

Любовь к себе…Даже не так – «любовь себя», предлог «к» отделяет нас от объекта, который с нами, субъектом, неразделим. «Любовь себя» - самое главное и самое трудное! Эта трудность – на семантическом уровне, уровне чакры Вишудхи. Для животного или маленького ребенка тут проблемы нет – взрослый же человек обречен на нее.

Для интеграции всех частей себя ( любить в себе что-то, а что-то искоренять убивать – это не очень похоже на любовь) надо спуститься из вишудхи, чакры границ, в анахату и любить себя как животное. Некоторые части нашей личности можно сравнить с маленькими детьми. Может быть они нам не нравятся, но пытаться от них избавится –значит обрекать себя на внутреннюю и беспощадную борьбу с собой же. Это и жестоко и неэффективно.
Также стремление к будущей себе, любовь к будущей (исправленной, улучшенной) себе – любовь к вымышленному персонажу. Такой (такого) не существует! Вам ничего не надо достигать. Вы уже есть. Если ваша любовь переносится на призрак – светлое существо, парящее в высях – очевидно то, чем вы являетесь, сейчас вас сильно не устраивает. За этим – боль, опять боль. Боль сердца, ненависть к себе.

Для сердца нет вершин и низин, нет будущего, нет «других». Анахата – последнияя из биологичесих чакр животных. Она проста, усложнять ее не надо. Качество простой безусловной любви – это качество Богоматери, мощнейшего женского архетипа анахаты.
Бог и благодарность.

Любовь к себе тесно смыкается с любовью к Богу (И именно в анахате живет одно из главнейших человеческих чувств – религиозное чувство).Помните историю Иова, которого Бог испытывал разными несчастиями? Это архетипический сюжет, встречающийся в разных культурах и рассказывает он как раз о признании несправедливости Мира (Бога) и о любви к нему несправедливому – Богу, Миру и к себе.

Чувство, идущее из свободного от обид сердца – это чувство благодарности. И это очень естественно именно для женского сердца, ведь для женщины Мир (Бог) – любящий муж, дающий ей (на уровне манипуры) защиту и поддержку. На уровне анахаты эта энергия возвращается миру или близкому мужчине.

К чакре анахате относится тонкое различие между знанием и верой. «Верую, потому что абсурдно». Знание по определению критично, вера же – абсолютна. Если мы взглянем на своих близких с холодным сердцем, мы увидим, что они ничем не отличаются от остальных людей. Так говорят нам доводы разума (аджна). Но сердце знает, что это не так. Вера - знание сердца, «самого главного глазами не увидишь».

БОГОМАТЕРЬ. КАРТА "СОСТРАДАНИЕ"

"Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив,
спускается толпа, виясь между олив,
подобно медленному змию;
и матери глядят, как под гору, в туман
увещевающий уводит Иоанн
седую, страшную Марию.

Уложит спать ее и сам приляжет он,
и будет до утра подслушивать сквозь сон
ее рыданья и томленье.
Что, если у нее остался бы Христос
и плотничал, и пел? Что, если этих слез
не стоит наше искупленье?

Воскреснет Божий Сын, сияньем окружен;
у гроба, в третий день, виденье встретит жен,
вотще купивших ароматы;
светящуюся плоть ощупает Фома,
от веянья чудес земля сойдет с ума,
и будут многие распяты.

Мария, что тебе до бреда рыбарей!
Неосязаемо над горестью твоей
дни проплывают, и ни в третий,
ни в сотый, никогда не вспрянет он на зов,
твой смуглый первенец, лепивший воробьев
на солнцепеке, в Назарете.

Владимир Набоков, "Мать".

Богоматерь – очень сложный и очень мощный анахатный архетип. Мы, европейцы и россияне, выросли в системе христианского мифоса. Даже если мы атеисты или верующие других конфессий, символизм христианства впитан нами из окружающего смыслового поля «с молоком матери». Но сейчас мы попробуем рассмотреть этот архетип (амбивалентный, двойственный, как все архетипы) по возможности беспристрастно, познакомиться со всеми его гранями.

Культ Девы Марии – довольно поздний. Его не было в раннем христианстве. О Марии упоминалось, но без особого пиетета. Апостолы были против того, чтобы она сидела с ними за одним столом, лишь заступничество Христа, приравнявшего Марию к мужчинам, смирило их недовольство.

Некоторые теоретики православия и православные священники и по сей день против вознесения молитв Богородице и почитания ее как Пресвятой.
Мария была обычной женщиной, матерью других детей, родившихся после Иисуса (в библии есть упоминания о братьях и сестрах Христа). Христианство возникло как мужская религия. Зародившись среди рабов в римской империи, оно изначально было религией мученичества, страдания.

Великомученики сгорали на кострах, их колесовали, распинали, «бичевали воловьими жилами, строгали железными зубьями, посыпали солью раны и жгли огнём и смолой», загоняли в ледяную воду, побивали камнями, отдавали на растерзание зверям, протыкали копьями, варили, четвертовали, топили.

С появлением в четвертом – пятом веках нашей эры народного культа Божьей Матери в эту симфонию боли вплетается партия сострадания. Культ Богоматери возник «по запросу», запросу подавленной женственности. В нем (и это лишний раз подчеркивает его принадлежность к анахате) сплавились культы Иштар-Астарты и Изиды. Великая Мать, Вечная Женственность, вдохновляющая на экстазы, Дева-Жена, София. И – вместе с тем - простая, с младенцем на руках, заступница сирых и убогих, мать, не разделяющая своих чад на «хороших» и «плохих». Та вечная общая мать, которую (Мама! Мамочка!) зовут все женщины, в муках рожающие детей.

Один из граней образа Богородицы – его связь с животным в человеке. Символически это выражается в рождении Христа в яслях, среди животных: коров с телятами, овец с ягнятами, таких же матерей, как Мария. Ясли, где издал свой первый крик божественный младенец, именуются «Вертепом» - пещерой. Глубинный символ Женского, даже не земного – Подземного, символ биологический, анатомический – зачинают и рожают самки зверей точно так же, как и люди.

И точно так же звери любят своих детенышей. Нежно вылизывают, яростно защищают. Каждый охотник знает – нет страшнее зверя, чем медведица, защищающая медвежат, тигрица - тигрят. При посягательстве на гнездо с птенцами встревоженные птицы способны выклевать глаза агрессору. Любовь к своему потомству и к детенышам вообще – качество не только человеческое. Умиление, которое мы испытываем при виде щеночка или птенчика – встроенная природой программа, инстинкт.

Конрад Лоренц, этолог (этология – наука о поведении животных), изучая чаек, обнаружил, что на родительское поведение влияет гормон пролактин. Содержание этого гормона резко увеличивается у кормящих матерей, хотя в женском организме его много и в другие периоды. Интересно, что нижняя граница нормы содержания пролактина в организме у женщин совпадает с верхней границей у мужчин. Также важен и тот факт, что пролактин подавляет буйство половых гормонов, почему и редко беременность наступает во время кормления.
Именно пролактин «заставляет» нас испытывать умиление при виде даже чужого ребенка, при виде цыпленочка или кошечки. Все очень просто и эта простота может даже шокировать тех, кто считает человека Царем Природы, а не частью ее.

Возвращаясь к архетипу Богоматери, в этом ракурсе предстающем как архетип естественной, биологической любви к детенышам, хочется отметить что тема естественного материнства тесно связана с темой любви к себе. Когда мать носит и кормит ребенка, его развитие напрямую зависит от того, насколько хорошо (спокойно, легко, радостно, живо) чувствует себя родительница. На иконах, изображающих Божью Матерь с младенцем на коленях она предстает перед нами гордой, довольной и спокойной. Она лучится, она полна.

Родной, родненький – говорим мы близкому человеку. «Потерпи, родной - шептали во время Великой Отечественной Войны сестры милосердия, склоняясь над раненым. Братишка, браток – «в чем правда, брат?» - это обращение создает особую, доверительную атмосферу. Родная кровь! - это чувства анахаты, чувства, выросшие из животной нашей природы. Их не надо заменять и нельзя заменить на другие – «высшие», «божественные», их можно только дополнить до божественного.
Более того – они одной природы с божественным, с религиозным чувством. К «родственникам по вере» часто обращаются: «братья, сестры». Священник – «отец», настоятельница – «матушка». Родные, родня, свои!

На уровне анахаты, как ни пародоксально, имеет большое значение тело и телесные проявления любви (именно любви, а не эротизма, не секса). Ребенок научается распознавать сердечные чувства именно через тело – боль, тепло физические метафорически становятся сердечной болью и теплом души. Ранние изображения Богородицы (римские катакомбы III века) носят античный характер. Черты аскетизма в них отсутствуют, подчёркнута сила и значительность материнского тела, откровенно прописана материнская грудь – первый источник любви и связи с родом, с родными.

Родные, свои, свой круг – это понятия, связанные с воздухом, с пространством. Если воздуха мало, возникает замкнутость, нетерпимость к чужим. Если пространство расширяется возникает терпимость, толерантность. Если пространство распахивается безгранично – в нем не может удержаься теплота, там поселяется равнодушие.

Любовь, чувство анахаты может прявляться двояко – как любовь-забота и как любовь-свобода. Забота – это тепло материнской груди, ощущение «я среди своих!», ощущение связи, родства, стабильности. Свобода – это воля, позволение быть собой, отличаться от родителей, проживать свою уникальную жизнь. Это зеленый, разрешающий цвет. Это ветер перемен, расширение объема.

Два этих аспекта – две стороны одной медали, они связаны неразрывно. Выбирать что-то одно в ущерб другому – значит нарушать баланс, жить в дисгармонии.

Архетип Богоматери, как уже говорилось выше амбивалентный, двойственный, ни «хороший», ни «плохой».
Культ Богоматери - на сегодняшний день это не т олько и не столько культ счастливой матери. Это - культ вдовы, вдовы взрослого сына. Скорбящая, вечно застывшая над гробом – Пьета – вечно страдающая, безутешная. «Всех скорбящих радость»…

В европейской культуре традиционно «одобряема» красота страдания, радость скорби, уважение к страстям, к «несчастной любви»… Ореол страдалицы привлекателен, он дает некую вторичную выгоду. Даже неумение устроить свою личную жизнь «ясновидящие в 10м поколении» красиво называют «венцом безбрачия» - отсылка к терновому венцу Христа.
Страдание становится даром человечеству, подвигом, вне зависимости от того, в чем причина этого страдания.
Вечно носить траур – по чему бы то ни было- значит принижать роль страдания и не принимать радость и благодарность. Все время радоваться и лучиться оптимизмом ( такой подход к жизни предлагают нам новейшие течения в психологии) – это похоже на психическую болезнь, отнюдь не на целостность.
Страдание и радость – одно, они спаяны в сердце воедино.

Этимологический словарь М. Фасмера, авторитетное, хотя несколько устаревшее издание сообщает (приводим в сокращении):
Страдание - происходит от гл. страдать, из праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. страдати «стараться, добиваться» (страдалъ за миръ - «добивался мира»), ст.-слав. страдати, стражд , болг. страда;я, стра;дам «страдаю», чешск. str;dat «страдать» и т. д. Любопытно отметить: постра;да «конец жатвы, начало молотьбы», др.-русск. страдома;а земл;а - «пахотная земля». С др. стороны, предполагают родство с радеть.
Радость - происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск и ст.-слав. радъ ,укр. ра;дий, рад, белор. рад, болг. рад, сербохорв. рад, рада, радо «охотный», чешск. rаd — то же, польск. rad. Эти слова трудно отрывать от форм, приводимых на радеть, ради.

Продравшись сквозь чащу индоевропейских языков, мы видим, что слова «страдание» и «радость», хотя впрямую и не названы однокоренными, имеют общего родственника – слова «радеть», «ради»: ради кого-то любимого мы терпим страдания, испытывая радость от того, что добиваемся радости для другого.

Народная же этимология, соединенная напрямую с коллективным бессознательным, не утруждая себя многиями знаниями и противоречивыми толкованиями давно решила – слова «радость» и «страдание» происходят от одного корня. И корень этот – в сердце.

Культура успеха и эффективности стремится любой ценой избежать страдания.
Быть может, такой подход оправдан в бизнесе, но не в живой жизни. Никто не посоветует человеку, потерявшему друга, выпить шампанского и посмотреть веселый фильм, чтобы отвлечься от мрачных мыслей. После потери человек должен горевать – только так он проживает травму. Душевные страдания неизбежны. И зрелость человека связана со способностью добровольно переносить их.

Но заблуждение состоит в том, что человек либо страдает, либо радуется и что одно состояние полностью исключает другое. На самом деле полнота жизни – это больше и страдания, и радости одновременно. Когда человек не убегает от неприятного, он получает способность и радоваться больше, расширяя диапазон восприятия жизни.

Ресурсное взаимодействие с Богоматерью для женщины это прежде
всего любовь к себе и спокойствие. Такая женщина верит (знает сердцем), что Бог (или Мир, в нашей системе это – синонимы) о ней позаботится. Сердце бьется спокойно, ровно и ребенок, которого женщина носит под сердцем - счастлив и спокоен.

Именно любовь и чуткость к себе самой делают женщину, ресурсно связанную с архетипом Богородицы, чуткой и любящей. Сохраняя радость в сердце, она впускает туда и страдание, но оно не поселяется в ее душе надолго. Она умеет слушать и умеет слышать чужую боль. Умеет сострадать и сорадоваться. В генетической памяти каждой женщины на Земле впечатана информация о муке родов, о смерти детей. Даже не пережив боли и мук в реальной жизни, женщина, питаемая силой Архетипа Богоматери, имеет в душе опыт страдания, позволяющий ей сопереживать людям.

Богоматерь – дева. Она нетронута. И, символически, это следует понимать именно как нетронутость сердца. (Как вы помните, слово анахата переводится как «нетронутый»). Сердце Божьей Матери – целостное, полное. Поэтому-то и может она сострадать, отдавать энергию сердца вовне. Те, кто имеет доступ к энергиям Девы Марии, очень много тепла отдают людям. Но отдают они от избытка, от полноты, не истощаясь психологически.

Еще одно качество, даруемое архетипом – смелость. Это смелость рожать детей в большой и сложный мир, в котором и радость и страдание нераздельны. Это смелость защищать своих детей, мужа и других близких людей. Для женщины, ресурсно связанной с Богоматерью, ничего не значит мнение «других» об ее близких, например мнение учительницы об ее ребенке. Для нее – ее дитя совершенно. Сердцем она знает, что ее ребенок имеет божественную природу.

Нересурсное взаимодействие с архетипом, которое можно исправить работой с картой «Богоматерь», прослеживается у женщин, любящих «пострадать». Действительно, иные люди культивируют страдания. А если сказать точнее, такие люди культивируют страдания воображаемые именно потому, что боятся встретиться с каким-то страданием подлинным. Сентиментальность – отнюдь не доброта. Любить кошечку гораздо проще, чем человека и мы часто встречаем гипертрофированную любовь к животным там, где сердце закрыто для людей.
Для человека, находящегося в «плохих» отношениях с архетипом Богоматери, также, как и в ресурсном случае взаимодействия, в душе царит вечное «здесь и сейчас». Только это не «здесь и сейчас» радости и чистоты. Это остановившееся время боли, вечность страдания. В стихотворении Набокова, вынесенном в эпиграф в описании архетипа Девы Марии, отражено именно это состояние.

Скорбь по погибшим близким, боль от расставаний с возлюбленными, обиды на родителей, травмы и потери в этом случае как бы консервируются. На энергетическом плане на такую женщину надето черное покрывало вдовы. И мужчины вокруг такой женщины это чувствуют и не стремятся к близости – возможно из лучших побуждений – опасаясь осквернить земным ее «небесную скорбь». Вот вам и «венец безбрачия»! Снять его можно путем снятия «одержимости» архетипом Богоматери.

Признак нересурсных отношений с архетипом - обвинения окружающих в «неблагодарности», а мира - в «несправедливости». Такие обиженные дамы часто борются за правду, в разных масштабах – страны или семьи. Они входят в образ Жанны Д Арк, Орлеанской девы- спасительницы Франции. Качество анахаты – смелость – тут доводится до абсурда, проявляется не созидательно, а разрушительно. Сердце «отдается людям», но сердце страдающее, уязвленное, кровоточащее.

В таком сердце истинной доброты мало, и, как бы отдавая, оно на самом деле берет энергию – в виде общественного признания, в виде гордости собой, такой «хорошей».

Еще один вариант нарушенной, извращенной связи с архетипом Богородицы - это
непропускание ее энергий. В таком случае огромная сила архетипа берется на то, чтобы «не пропускать» ее же в мир, на то, чтобы нарастить на сердце панцирь, ледяную корку.
Страх боли и страдания приводит к тому, что сердце каменеет, замораживается и не может трепетать от радости жизни. Котел эмоций, сердце, замуровано, но под этой броней все равно бурлят чувства, взрывоопасные и «запретные». И они или рано или поздно высвободятся, и высвободятся травматично, или вся сила архетипа Богоматери будет тратиться на «заморозку» сердца. На поиск комфорта, закрывание форточек от сквозняков жизни. Жить не на вольном воздухе, а в пространстве, ограниченном возможностями кондиционера.

Люди, живущие так, верят в подход «без страданий» к любви и браку. А в результате получается бесчеловечная и ложная картина, как будто бы цель любви – любить другого с минимальным напряжением и прилагая как можно меньше усилий. И чтобы эта жизнь состояла из непрерывного счастья, а если счастья нет, значит, с браком что-то не в порядке – и тогда проще всего сменить «партнера» (ужасное слово, но тут оно уместно)

Радость важна. Но ее не бывает без страдания. И, возможно, любовь – это и есть добровольное страдание ради другого человека. Если стремиться к радости любой ценой, не получится не только любви – скорее всего со временем там не останется и самой радости. Возникнет «скорбное бесчуствие», корысть, расчет, материальный или сексуальный или - разглагольствования о высшем, о любви без привязанности, о беспристрастности, о любви к людям вообще, о высоком искусстве и так далее.


АРИАДНА - "ИСКРЕННОСТЬ"

Чувства, запирающее Анахату – скорбь, страдание, страсть, ревность. Чувство, отпирающее в женском сердце источник любви – радость, празднование каждого момента жизни. Антитеза «страдание-радость» выпукло проявляется в истории Ариадны, ее отношениях с вероломным Тезеем и Дионисом – богом экстатического празднования, ставшим ее любимым и любящим супругом.
Ариадна – по-гречески значит «чистая», уже само ее имя отсылает нас к анахате-чакре. Ее история, согласно древнегреческому мифу, такова:
Ариадна была дочерью Миноса, царя Крита. Чудовищный Минотавр (его второе имя – Астерий, Звёздный) был ее единоутробным братом. Их мама, Парсифая, родила его от белого быка. Страсть к быку, внушенная Посейдоном, настолько овладела царицей, что она попросила Дедала, «сумасшедшего ученого», сделать деревянную корову и залезла внутрь этой коровы. Одураченный бык исполнил то, чего желала супруга царя. Царь не мог осуждать жену. В такой унизительной для царицы и опасной для царства истории был виновен сам Минос. Он обещал принести этого быка в жертву Посейдону, однако, восхищенный красотой быка, заменил его на жертвеннике другим животным.

Минотавр был очень опасен и по приказу царя Дедал построил для него Лабиринт, выход из которого было невозможно найти. Минотавру платили дань афинскими юношами и девушками, которые бесследно исчезали в лабиринте – так и наши силы исчезают, пожираемые неосознанными, спрятанными от людей желаниями.

И вот убить чудовище пришел герой – Тезей. Юная Ариадна влюбилась в него с первого взгляда и мысль, что этот красивый юноша погибнет в лабиринте, показалась ей невыносимой. Она получила от Дедала волшебный клубочек, который вывел Тезея – победителя из лабиринта. Тезей, освобожденные им юноши и девы и Ариадна, на которой он обещал жениться под покровом ночи бежали с Крита.

Обещание тяготило Тезея. Это неприятное напоминание, что без нее он бы не справился, необходимость женится из благодарности… И вот, на одном из островков Адриатики, утомленные любовью, они заснули, обнявшись, на берегу моря. А потом Тезей осторожно выскользнул из объятий Ариадны, спустился горной тропкой к кораблю и приказал поднять паруса. Ариадна проснулась абсолютно одна, без всякого будущего. Только небо, солнце и каменная скала над морем. Покинутая, преданная, она - на грани самоубийства, она подошла к краю обрыва с намереньем броситься вниз. Такой увидел ее бог экстаза и творящей силы природы Дионис. Он спустился к прекрасной Ариадне, подхватил ее на лету, взял ее на руки и вознес на Олимп, сделав богиней и своей женой.

Хочется немного рассказать про Диониса, который, являясь мужским архетипом чакры анахаты, дополняет Ариадну до состояния гармонии. Хочется подчеркнуть, что речь в наших исследованиях и практиках идет о внутреннем союзе Мужского и Женского, слиянии разрозненных частей психики в одно целое.

Итак: Дионис. Или, в римской мифологии – Вакх, Бахус.
Дионис - особенный бог. Его родил сам отец Зевс, из бедра. Мать Диониса, Семела, была смертной женщиной. Однажды она попросила Зевса исполнить любое ее желание и Зевс, разнеженный любовью, согласился. Тогда Семела пожелала (желание это было внушено ей ревнивой Герой, женой Зевса) увидеть бога-возлюбленного в его истинном виде. Зевс явился ей, окруженный молниями и она сгорела в их пламени. Еще нерожденного Диониса Зевс вынул из чрева несчастной Семелы и доносил в своем бедре. Маленького Диониса отец отдал на воспитание тете. Чтобы скрыть его от гнева Геры, ребенка воспитывали как девочку, рос он в окружении женщин. Перед ним не стоит задачи познать женщину (жизнь, материю, природу), он уже знает ее. Он не хочет убить Отца, чтобы жениться на Матери, отец для него и является матерью. Дионис не страдает «материнским комплексом». Впоследствии он вызволил свою мать из Аида, царства мертвых и, как и Ариадну, перенес на Олимп.

Дионис – бог экстаза и безумия, он дал людям виноградную лозу. Дионис – «бог без кожи», он не ставит границ между собой и миром. Выйдя на связь с этим архетипом, человек обретает способность невероятно тонко остро и мощно чувствовать все оттенки жизни, прживать момент как вечность.
Празднества в честь Диониса были безудержны и кровавы, а одержимые им жрицы-менады (от слова «мания» — безумие) способны в экстазе и исступлении разрывать на куски собственных детей. Утверждать Дионисийское начало — значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать также и травматический опыт.

Как пишет Дж. Болен в книге «Боги в каждом мужчине» - «Эротические взаимоотношения с мужчиной-Дионисом сильны и экстатичны. Ощущение слияния, чувство необычайной близости, – и все же в этом опыте часто отсутствует личная связь. Эти переживания так и остаются надличными (как многочисленные взаимоотношения Диониса с менадами), пока он однажды не ощутит сострадание и сопереживание по отношению к какой-то определенной женщине, – вероятно, нечто подобное бог-Дионис почувствовал, обнаружив на пустынном острове брошенную и обманутую Ариадну.»
Союз с Ариадной дополняет Диониса от бога до человека. Через ее страдание он знакомится с ограничениями, с болью предательства, не с преходящей болью плоти, но с вечной болью души.

Карта, соответствующая в нашей колоде архетипу Ариадны, называется «Искренность».
Ариадна проживает свою историю честно, с открытой душой. Ее сердце делает выбор и ведет ее. Она « жжет за собой мосты» - полюбив Тезея, бросает родительский (царский!) дом и отправляется в неизвестность. В истории Ариадны очень много нарушенных обещаний – но сама она – честна и не предполагает предательства в любимом

Искренность – это настоящее. Настоящее в двух смыслах – подлинное, неискаженное и – настоящее время. Сердце переменчиво, как воздушная стихия. Говорить от сердца, открывать его – часто некомфортно. Проживать момент полно –часто означает – ранить близких, не вписываться в социум. Поэтому архетип Диониса, супруга Ариадны, в современном мире проявляется с большими искажениями, нересурсно.

В своем отчаянье, безнадежности, в обнажившемся ужасном «Здесь и сейчас», покинутая Тезеем на острове Накос, Ариадна достигла такой остроты проживания момента, такой придельной искренности, что сравнялась с богом- Дионисом. Именно в этот момент ее природа изменилось со смертной на божественную.

Интересно, что союз с Тезеем предвосхищал союз Ариадны с Дионисом. Союз с героем, смело идущим на смертельный риск – однажды. Затем – союз с богом, живущим на пределе смелости – всегда.

Ресурсное взаимодействие с Ариадной –
Проживание жизни легко и свободно. И эта легкость и свобода не зависят от перепетий судьбы, порой сложных и драматичных. Люди, ресурсно связанные с Ариадной – люди легкие и, как правило, везучие. Их искренность всегда приходится кстати, их смелость и жизнелюбие вызывают восторг.

Женщина, подпитываемая энергией Ариадны не боится рисковать, есть у нее путеводная нить, способная вывести из непростых ситуаций. Биография ее насыщена событиями, кажется, что она способна быть во многих местах одновременно. Она много путешествует, для нее не проблема сменить род деятельности.Ариадна не прячет сердце за дверью. Часто, перед тем, как найти спутника жизни, она проживает несколько бурных романов. Но, если связь с архетипом ресурсна, в зрелом возрасте «Ариадна» обретает своего «Диониса».
Искаженные отношения с архетипом - желание законсервироваться, застабилизироваться, боязнь перемен. Женщина с искаженными отношениями с Ариадной живет несбыточными мечтами или воспоминаниями, порой столь же иллюзорными, как и мечты. Она никогда не радуется моменту, она копит радость про запас. Такие люди часто любят фотографировать, заготавливая будущие воспоминания. Отбирая и редактируя фотографии (реальные или метафорические) человек укрепляет собственную иллюзию о себе, укрепляет не душу – персону, маску.

«Не пытайтесь удерживать удовольствие... Дайте возбуждению пройти, дайте ему умереть, переживите это умирание и перейдите в следующий за ним период спокойной заинтересованности и счастья. Сделайте это, и вы увидите, что вы все время живете в мире новых восторгов и нового трепета. Но если вы попытаетесь искусственно включить восторженное состояние в свое повседневное «меню», то обнаружите, как оно постепенно слабеет и все реже вас посещает, и вот уж вы доживаете свою жизнь преждевременно состарившимся, утратившим иллюзии человеком, которому все наскучило... Гораздо интереснее по-настоящему научиться плавать, чем бесконечно (и безнадежно) стараться вернуть то чувство, которое вы испытали, когда впервые ребенком надели ласты и поплыли.
Клайв Стейплз Льюис. "Просто христианство".

Другой вариант травмирующих отношений с архетипом Ариадны – дамы черезмерно резкие, порывистые. Записные «правдалюбицы», они и в зрелом возрасте сохраняют угловатость и конфликтность подростка. Об одной такой даме Пушкин написал:

«Нет ни в чем вам благодати,
С счастием у вас разлад:
И прекрасны вы некстати,
И умны вы невпопад»

Это – люди поступка. Они не боятся ветра. Но вот беда, ветер в их жизни – это ураган, с которым не справиться без ресурса Ариадны и Диониса.

ПСИХЕЯ, "БЛАГОДАРНОСТЬ"

Сердечная чакра, анахата –четвертая по счету: сперва-муладхара(жизнь),потом –свадхистаноа (тело), затем – манипура (социум). На уровне манипуры мы изучали социальную реализацию женщины. В патриархальном понимании это, в первую очередь – замужество. Анахата, сердечная чакра, чакра любви – следует за манипурой. Любовь приходит после свадьбы? Для нас это парадокс. Но в традиционных культурах дело обстояло именно так. Любовь приходила после того, как супруг переставал быть волнующей или пугающей загадкой, а становился понятным, родным. Этот архетипический сюжет мы рассмотрим на примере истории Амура и Психеи.

По гречески «Психе» – «душа», «дыхание». Взаимодействие с этим архетипом, центральным архетипом анахаты, позволяет вдохнуть полной грудью, расправить плечи, реализовать весь потенциал сердца. Символ Психеи –души – бабочка. И эта метафора очень глубока. Бабочка проходит стадию гусеницы, потом куколки. И только потом – наслаждение воздушной стихией. И – интересный биологический факт – для того, чтобы вылезти из кокона, бабочка должна очень сильно напрягать свои еще не окрепшие крылья. Она должна хорошо потрудиться, чтобы обрести радость полета! Если же попытаться «помочь» бабочке и снять кокон, то летать она не сможет. Именно во время трудной работы, которая необходима для выхода из кокона, в крылья бабочки нагнетается кровь и они становятся упругими и сильными. Эта метафора очень красиво иллюстрирует миф о Психее и ее союзе с богом Любви – Эротом.

…Росли в царской семье три дочери. Про младшую, Психею, люди говорили, что она прекраснее самой Афродиты. Люди стали поклоняться ей, как божеству! Услышав это, надменная богиня решила наказать дерзкую соперницу. Она призвала своего сына Эрота и повелела ему сделать так, чтобы Психея полюбила самого недостойного на свете человека. Психея же была не только прекрасна, но добра и скромна. Она тяготилась людскими почестями и о соперничестве с богиней даже не помышляла. Увидев прекрасную и нежную девушку, Эрот влюбился в нее и решил сделать своей женой.

По воле Эрота, к прекрасной Психее никто не сватался. В горе обратился её отец к милетскому оракулу. Оракул предрек, что будущий муж царской дочери столь страшен, что трепщут перед ним даже бессмертные боги (так и есть: все, и боги и смертные, боятся стрел Амура). Надлежит в погребальных одеждах отвести ее на вершину горы и оставить там – гласило пророчество. Так, плача, и сделали отец с матерью.

Психея дрожала, страшась своей роковой судьбы. Налетело дуновение ветра и перенесло напуганную девушку в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами. Она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Муж приходил к ней под покровом темноты и уходил засветло, но был так нежен и добр, что Психея была счастлива как в сказке. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры зазвали ее в гости и подговорили нарушить данное супругу обещание — подсмотреть, каков он. Ночью Психея зажгла лампу и впервые увидела Эрота.. Он был так прекрасен! Молодая женщина любовалась им, затаив дыхание… Но тут капля раскаленного масла из лампы упала на плечо спящего юноши и он проснулся с криком боли. Разгневанный и опечаленный бог горько упрекал жену за любопытство. Он рассказал Психее, кто он и поведал ей, что ради нее он нарушил волю своей матери, обрекший Психею на любовь к недостойному ее человеку. Но теперь, сказал он, им придется расстаться, он обожжен и потерял свою волшебную силу. И Эрот исчез – улетел лечиться во дворец своей матери, Афродиты.

Когда Психея поняла, кто такой ее таинственный муж, ее сердце преисполнилось благодарности и тепла. От сознания, что ее выбрал сам бог любви, что она – избранница самого Эрота взялись у нее силы отправится в путь – на поиски утраченного возлюбленного.
Бедняжка Психея ходила по земле, стирая в кровь свои нежные ноги, пока очутилась во владениях Афродиты. Афродита приняла ее (такова была воля Зевса), но отнеслась к ней весьма сурово.Живя под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить тиранства злой соперницы-свекрови, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Психея должна была разобрать громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды не много не мало - из Стикса… Но молодой женщине помогали насекомые, птицы, звери (любившие Психею также, как Белоснежку любили гномы) – она справлялась.

Последнее задание было самым смертоносным – невестке надо было принести из подземного царства стеклянный ларец. Психея боялась, что не сможет выполнить это задание, но над ней сжалились камни и пропустили ее в Аид. Прозерпина дала ей ларец и наказала не заглядывать внутрь

Однако на обратном пути Психея не удержалась от любопытства, она открыла ларец Прозерпины, и вылетевший из ларца волшебный сон усыпил ее. Она упала на землю, крепко уснула и спала бы вечным сном, если бы не Эрот. Он к тому времени выздоровел и отправился искать любимую супругу, нашел, поцеловал - и она проснулась. Афродита была разгневана, но смирилась с волею Зевса, даровавшего Психее бессмертие и вскоре стала бабушкой чудесной внучки, названной Волупия, «Наслаждение».

Благодарность – качество Психеи, она с самого начала истории предстает нам юной девушкой, источающей в мир благодарность, благодать, нежной, милой, ясноокой. Благодарна она Эроту за его выбор, за чудесный дворец, за нежность. С благодарностью относится и к суровой свекрови – ведь она – мать ее любимого. Психея, как бабочка, покидающая кокон, трудится для того, чтобы обрести крылья, заслужить свое счастье.
Благодарность - это деятельное чувство, направленное вовне. Отдавать себя другому – это никогда не легко, в каком-то смысле не «естественно» для любого человека. И двое людей, оказавшись вместе, непрерывно на протяжении многих лет открывают в себе все новые и новые бездны эгоизма и новые «задания Афродиты».

Ресурсные отношения с архетипом Психеи, с Душой, в современном коллективном бессознательном прописаны достаточно определенно и доступ к ресурсам Психеи не так уж редок. Женщина, в психике которой Психея проявлена ресурсно – хорошая жена. Она любит своего мужа и их отношения полны теплоты и доверия. Тепло ее души распространяется также и на родителей, детей, друзей, но супруг - всегда на первом месте.
Дар Психеи – умение благодарно относится к миру, к его устройству и порядку. Людям с проявленной ресурсной связью с Психеей часто присуще глубокое религиозное чувство, но их вера проста и душевна, как и они сами.

Нересурсные отношения с Психеей – неумение слышать свою душу. Ее голос заглушается голосом эго, животными инстинктами, завистью и корыстолюбием. Но основное качество, характеризующее человека, чей канал к Психее извращен или «пережат» - это неблагодарность. Ему всегда всего мало. Женщине, у которой связь с Психеей нарушена кажется, что ее недостаточно любят, хотя – «должны». Вообще такой даме по умолчанию «должны» все, это не обсуждается. В старости она превращается в старушку с поджатыми губами, осуждающую «нынешнюю молодежь», в зрелом возрасте тиранит мужа и детей, в молодости изводит придирками кавалеров и подруг.

РУСАЛОЧКА, "ЖЕРТВЕННОСТЬ"

Андерсоновская Русалочка… Дитя воды, стихии свадхистаны, она полюбила принца и пожелала обрести бессмертную душу. Страдала, ступая как по раскаленным углям (огонь - стихия манипуры, чакры воли)- но это было ее решение, ее воля. И, пожертвовав жизнью для спасения любимого, стала духом воздуха - стихии анахаты.

Русалочка была хорошей девочкой – из тех, кто попадает в рай (а плохие, как известно, – куда захотят) Чтобы архетип русалочки стал ресурсным, надо по-настоящему хотеть именно в рай.

Русалочка – карта очень непростая, волшебная, трикстерская. Героиня сказки Андерсена совершила скачок от свадхистаны (семья русалочки) с помощью колдовства (трюк) на уровень анахаты и устремления к высшим чакрам. На уровне манипуры она – неудачница. Замуж за любимого выйти не удалось, более того - Русалочка пожертвовала своей жизнью ради соперницы. Странная какая-то… Или святая?

Вообще-то такой путь возможен – отказ от социальной реализации, отказ от мирского, переплавка болью страсти в Любовь. Но он страшен, труден и редок.
Сейчас модно «просветляться». Но в большинстве случаев «путь Русалочки» подменяется сном, самообманом, психоделикой. Дамы, тяготеющие к мистике вместо замужества, становятся определенным социальным слоем, группой, почти (не обижайтесь!) стадом - полу-людей полу-животных. Путь же развития – всегда индивидуален. Что на самом деле вам хочется, чистой любви ко всему миру или мужа хорошего и много денег? Архетип Русалочки поможет найти ответ на этот вопрос…


© Copyright: Екатерина Бычковская, 2013


Вернуться к началу
  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB