Текущее время: 28 мар 2024, 13:06


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: 3. Комплексы мемов (мемокомплексы)
СообщениеДобавлено: 11 окт 2017, 19:08 
 

3. Комплексы мемов (мемокомплексы)


Объединяясь между собой, мемы образуют мемокомплекс1,
причём если один единственный мем может просто оставать-
ся «локальной ошибкой» и не влиять в целом на поведение
человека, то объединение подходящих мемов между собой мо-
жет задавать довольно жёсткую структуру поведения, которую
практически невозможно перепрограммировать. Так, несколько
теистических мемов, объединившись, сформируют типичную
картину мировоззрения верующего человека.

Вы легко могли бы сами построить схемы наиболее часто
встречающихся заблуждений или тупиков, комбинируя сочета-
ющиеся мемы из разных или одних и тех же блоков между
собой. Например, мем картины мира «существует отдельная
трансцендентная реальность» + мем абстрактной цели «От-
крытие Врат» + мем стратегии «мои ощущения меняют мир»
приведут к поведению, при котором человек будет сидеть до-
ма и, медитируя на какие-то образы, записывать свои потоки
сознания, считая, что один только его «метафизический опыт»
меняет мир в целом.

Другой пример: мем картины мира «человек—демон» и «мир
враждебен мне/создан светлым богом» + мем цели «разрушение
мира» + мем «личные ощущения всегда истинны» и мем мето-
дологии «проведение ритуалов само по себе важно» приведут
к тому, что человек потеряет опору в этом мире, он будет
до посинения справлять ритуалы, не заботясь о том, чтобы
они имели конкретные результаты или хотя бы конкретную
цель. Всё, что взбредёт ему в голову, он будет видеть под-
тверждением того, что мир скоро рухнет («через 2 дня после
ритуала, посвящённого Баалсеноту, где-то упал фонарный столб
и преградил дорогу автомобилю, в котором троюродный брат
двоюродной тётушки протоиерея РПЦ ехал на день рождения
к бывшему корреспонденту одной малоизвестной правитель-
ственной газеты — это точно знак грядущего Апокалипсиса»).

Также этот мемокомплекс чреват аутодеструкцией, т. к. соче-
тание «я демон в теле человека» и «этот мир создан богом
и враждебен мне» подводит человека к тому, что и его тело,
как часть этого мира, враждебно «внутреннему демону». Такие
мемы прекрасно распространяются в среде людей, имеющих
либо психологические проблемы, либо склонных к мазохизму.
По-настоящему «властвовать над плотью» можно занимаясь йо-
гой, единоборствами, профессиональным или экстремальным
спортом, а не нанося себе увечья — последнее как раз таки
и есть психическая слабость: говоря образно, сильные завоёвы-
вают мир, а слабые пытаются себя разрушить, облегчая задачу
своим врагам, которые были бы рады их «сожрать в борьбе
за выживание».

___________________

1 В англоязычной литературе могут использоваться термины meme-complex
или memeplex.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: 3. Комплексы мемов (мемокомплексы)
СообщениеДобавлено: 11 окт 2017, 19:09 
 

Мем «одни мои (или чужие) желания являются Волей Дьявола,
другие — влиянием Бога, и я умею отличать одно от другого»
прекрасно сочетается с мемом «демон в теле человека», либо
усиливая раскол в сознании человека, либо, при должном уровне
доверия и авторитета, позволяя отдельной личности манипулиро-
вать членами культа, становясь для них проводником «высшего
знания» и «судьёй». Источником этого мема является ярко выра-
женная дуалистическая картина мира, в основе которой лежит
война двух персонифицированных начал.

В третьем блоке («как делать?») встречается такой мемоком-
плекс: «практиковавшиеся другими ритуалы точно работают» +
«сильные практики прячутся, не интересуются демонстрацией
способностей» + «провозглашение определённых исторических пер-
сонажей сильными магами, при этом любые подтверждающие это
легенды безоговорочно принимаются на веру, а противоречащие
этому сведения игнорируются». Результатом этого мемокомплекса
будет попытка слепо повторить все то, что пишут в «Древних
гримуарах», раскиданных по Сети, особенно если автором этого
гримуара значится некто сумасшедший аббат, а сам человек
(искатель Великой Тайны), который рискуя жизнью привёз эту
книгу из Гималаев и перевёл её с неизвестного науке языка,
без вести сгинул в морской пучине1.

Следующий пример: «мои ощущения меняют мир» + «проведение
ритуалов само по себе важно и меняет мир». По сути, этот
мемокомплекс подразумевает отсутствие грамотной стратегии
действий и возможности проследить результат своих действий.

____________________

1 В этом случае очень хочется вспомнить слова Тертуллиана: «... prorsus
credibile est, quia ineptum est... certum est, quia impossibile» — «... это совершенно
достоверно, ибо нелепо... это несомненно, ибо невозможно».


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: 3. Комплексы мемов (мемокомплексы)
СообщениеДобавлено: 11 окт 2017, 19:10 
 

В какой-то степени все люди обладают способностью менять мир
одним фактом своего существования. Но это не отменяет вопроса
о сути производимых изменений, которые могут быть оценены
исключительно по своему результату. К сожалению, только лишь
личные ощущения не могут быть достаточным критерием оценки.
Достоверно известны случаи, когда практик переживал сильный
ритуальный опыт, но находящийся рядом с ним человек, который
не был эмпатически вовлечён в его практику, не ощущал ничего.
Истории известны случаи сильных коллективных галлюцинаций1,
что снова отсылает нас к тому факту, что многие возникающие
на ритуалах ощущения чисто субъективны — так практик может
наблюдать, как вокруг него клубятся чёрные разрушительные
энергии, но никаких реальных следствий, которые говорили бы
в пользу этого (кроме разве что метафорических — в виде
повышенной агрессивности и мрачности), может не быть2.

_______________________

1 Р. Докинз, «Бог как иллюзия» [8]:
Массовые видения, такие как свидетельство в 1917 году 70 тысяч
пилигримов в португальском городе Фатиме о том, как «солнце
сорвалось с небес и упало на землю», на первый взгляд, опроверг-
нуть трудно. Объяснить, каким образом семьдесят тысяч человек
оказались подвержены одинаковой галлюцинации, нелегко. Но ещё
труднее согласиться с тем, что описываемые ими события имели
место и никто, кроме находящихся в Фатиме, этого не заметил —
и не только не заметил, но и не почувствовал катастрофиче-
ского разрушения Солнечной системы, сопровождаемого силами
ускорения, достаточными для рассеивания всех жителей Земли
по космическому пространству. Как не вспомнить тест Дэвида Хью-
ма [Юма] на чудеса: «Никакое свидетельское показание не может
служить доказательством чуда, за исключением ситуации, когда
ложность свидетельства представляется ещё более невероятной,
чем тот факт, который оно должно подтвердить».

2 Нагляден в этом случае пример, когда одному практику во время ритуала
в экстатическом состоянии действительно казалось, что мир вокруг него
рушится и распадается, время перестаёт существовать, пространство меняется,
мир падает в бездну. В то же время встретивший его чуть позже коллега-
практик в ответ на эти несомненно важные для первого переживания отметил:
«Это очень интересный опыт, но замечу, что мир как стоял, так и стоит».
Было это давно и с тех в мире пока ничего глобально не изменилось. Одно
время это послужило причиной для вопроса: «Разрушают ли адепты Хаоса
внешний Космос или только «свой внутренний»?» Напрашивается вывод, что
не стоит трактовать постулаты Изумрудной Скрижали слишком буквальным
образом, ведь они написаны для преодоления иллюзий, а не для создания
новых.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: 3. Комплексы мемов (мемокомплексы)
СообщениеДобавлено: 11 окт 2017, 19:13 
 

Таким образом, у носителя мемокомплекса формируются две
ошибочные позиции. Во-первых, у него отсутствуют внятные
критерии результативности проводимых ритуалов. В качестве
такого критерия у него выступает не конкретная статисти-
ка успехов и неудач, а некое «внутреннее ощущение». Так,
разовые удачи приписываются своей воле (а не случайности
или действию сторонних сил), а все неудачи — не изначаль-
но неверному методу, а недостатку усердия или помехам со
стороны так называемых Высших Сил. Во-вторых, носитель
мемокомплекса готов принять любое изменение, даже по смыслу
не относящееся к ритуалу, за успешный результат. Например,
положительным результатом практики с проклятием на смерть бу-
дет считаться новый любовный роман с совершенно не имевшем
отношения к ритуалу человеком. Есть примеры, когда согласно
«внутреннему ощущению» практик достигал кажущегося успеха
в практике «чтения по фотографии» (определении, жив или
мёртв изображённый на фотографии человек), но конкретная
проверка его способностей показывала, что на большой выборке
суммарный результат не превышал 50% вероятности. Просто
разовые успехи принимались за правило, а неудачи невольно
игнорировались.

Мем «одни мои (или чужие) желания являются Волей Дьявола,
другие — влиянием Бога, и я умею отличать одно от другого», как
правило, сочетается с вирусами «идеалистического мышления»
(«личные ощущения всегда истинны», «истинно то, что вызывает
сильные переживания», «принятие желаемого за действительное»).
Эти мемы совместно поддерживают в сознании адепта идею
откровения. В результате любые личные ощущения и озарения
могут быть восприняты как исходящие напрямую от божества,
что уводит их от критического отношения, т. к. всё, что получает
статус откровения, тут же автоматически считается истиной,
ставить под сомнение которую, значит вступать в конфликт
с божеством. Не зря авраамические религии часто называют
религиями откровения — этот механизм эффективно служит их
целям уже тысячи лет.

Отметим здесь, что если влияние отдельных вредоносных
мемов ещё может как-то компенсироваться другими мемами
(«мемами здравомыслия»: практическими критериями оценки,
методами самоконтроля и т. п.), то комплексы поддерживающих
и усиливающих друг друга вирусных мемов вытесняют всяческие
«мемы здравомыслия» и превращают адекватное мировоззрение
в религиозный фанатизм. Такой мемокомплекс оказывается
практически идентичен мемокомплексу любой авраамической
религии, от экстремиста монотеистической религии его носи-
теля отличает только набор сигнальных мемов (имён, обрядов
и абстрактных догм).

Следует отметить, что личностное восприятие Сил может
хорошо сочетаться с различными вредоносными мемами (в
особенности «одни мои (или чужие) желания являются Волей
Дьявола, другие — влиянием Бога и я умею отличать одно от другого»
и «всё положительное в жизни — помощь дружественной сущности,
всё негативное — козни враждебной»), но мы не можем отнести
его само по себе к вредоносным мемам. Эзотерические культы
часто предполагают персонифицированное восприятие тех Сил,
с которыми взаимодействует практик. Более того, это восприятие
является совершенно естественным — оно проявляется в гимнах
и воззваниях, в творчестве и в снах. Оно является ещё одной
формой выражения творческой натуры человека и одной из форм
его восприятия мира.

В то же время эти личностные образы являются лишь одной
из формой сознательной интерпретации восприятия, неизбежно
ограниченной. Специфика этой формы позволяет отразить лишь
часть того, с чем взаимодействует практик. Восприятие может
иметь и иную форму — как чувство Потока, как созерцание
игры Стихий или Первоэлементов, и даже как ощущение чего-
то совершенно «внечеловеческого» и очень далёкого от любых
персонифицированных форм. Нужно иметь некоторую смелость,
чтобы принять идею о том, что Тьма не ограничена при-
вычными нам формами, и проявляется гораздо многообразнее
любого доступного нам опыта. И нужно воображение, чтобы
хотя бы на уровне идеи ощутить её грандиозность, понять,
что в ней едва ли может существовать нечто персонифициро-
ванное или тем более «отцовское» или «материнское». Более
того, можно придти к пониманию, что взаимодействие с ней
бесконечно далеко от человеческого общения, что речь идёт
о Стихии, полное погружение в которую и полное слияние
с которой подобно смерти, потому как совершенное единство
с ней неизбежно привело бы к уничтожению сознания со всеми
его привычными категориями восприятия и мышления1.

Осознанная таким образом Тьма — это не набор «сущностей» или
«ликов», с которыми можно выстраивать привычные социальные
взаимоотношения, а Стихия абсолютно бесчеловечной и жесто-
кой до смертоносности природы. И нет никаких оснований
принимать распространённую претензию на «соприродность»,
якобы делающую отношения с Тёмными силами по-человечески
тёплыми и дружественными.

Хотелось бы также отметить здесь широко распространённую
среди шаманов и практиков ПЛР вполне здравую идею о том, что
«духи» представляют собой скорее некие эгоистичные сущности,
и что появление их в образах снов или медитаций вовсе
не означает, что можно тут же рассчитывать получить от них
помощь, защиту или какой-то добрый совет. Идея же, что всё, что
происходит в таких визуализированных путешествиях, делается
ради самого практика и его блага, т. е. буквально преподносится
на тарелочке с голубой каёмочкой, рассматривается как большая
ошибка, которая может привести к негативным последствиям
вплоть до полной потери психического здоровья. Переводя это
на язык психологии, можно сказать, что какие-то процессы
внутри психики, связанные с её развитием и разведыванием
доселе тёмных и неизвестных областей бессознательного, какие-то
процессы глубинного самопознания явно не похожи на приятное
переживание детского комплекса примитивной идеализации (см.
далее), где «добрый родитель» охраняет и защищает, помогает
и ведёт в свой уютненький мир. Такая ситуация будет говорить
разве что о затянувшемся детстве, а в плохом варианте —
о развитии патологического (невротического) состояния.

Персонифицированная форма восприятия неизбежно перено-
сит на объект черты антропоморфности, её скорее можно отнести
к издержкам человеческого восприятия, которому сложно отойти
от привычных форм и которое привыкло грубо очеловечивать
природу, чтобы найти с ней «общий язык» — проще говоря,
договориться о благах наиболее удобным для людей образом,
т. е. через речь и социальные сигналы. Всё это зачастую ведет
к возникновению персонифицированных культов и поклонению
как наиболее примитивному (с точки зрения истории челове-
чества) способу взаимодействия со сложным для понимания
миром, полным неведомого.

___________________________

1 Хочется здесь же подчеркнуть неадекватность одного расхожего пред-
ставления: расширение сознания и чувство потери пространства-времени,
кратковременное ощущение «понимания всех причинно-следственных связей»
не являются таким состоянием — они возникают при изменении локальной
активности мозга под влиянием разных факторов (от гиперкапнии до эпилепти-
ческой активности и делирия, возникающего под воздействием психоактивных
веществ, включая алкоголь) и могут быть вызваны химическим путём прак-
тически у любого человека, далёкого от какой бы то ни было духовной
практики.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: 3. Комплексы мемов (мемокомплексы)
СообщениеДобавлено: 11 окт 2017, 19:16 
 

Не стоит забывать, что восприятие действующих в мире
сил как «человекоподобных духов» — это всё-таки архаизм, если
смотреть на него с точки зрения истории развития человечества.
На заре человечества оно служило едва ли не единственной
формой восприятия мира, доступной пониманию человека, од-
нако позднее появились отличные от него формы религиозного,
философского, научного восприятия мира. Причём если в ре-
лигиозном мировосприятии можно найти отголоски древнего
анимизма (попытка очеловечить силы природы и договориться
с ними — например, в обмен на подношения в ходе ритуала
практик «уговаривает» некую ангельскую или демоническую
сущность что-то для него сделать), то в других, более современ-
ных формах они уже не встречаются. Кроме того, религиозное
мировосприятие даёт основу для отражения в мировоззрении
множества совершенно индивидуальных проекций, связанных
уже с конкретным человеком и его личной историей.

Сущностное сходство архаичных форм мышления и детского
мышления (в данном случае онтогенез повторяет филогенез)
отмечал ещё Людвиг Фейербах в своих «Лекциях о сущности
религии»:

Бесчисленные беды, которые человек хотел устранить
при помощи религиозных средств, но устранить но мог,
устранило или во всяком случае смягчило образование,
устранила или смягчила человеческая деятельность
благодаря применению естественных средств. Религия
есть поэтому выражение детства человечества.
Или:
в религии человек — дитя. Дитя не может собственными
силами, при помощи самодеятельности осуществить
свои желания, оно обращается со своими просьбами
к существам, от которых чувствует и знает свою
зависимость, к родителям, чтобы при их посредстве
получить то, чего оно хочет. Религия имеет своё
происхождение, своё истинное место и значение лишь
в период детства человечества, но период детства есть
в то же время и период невежества, неопытности,
необразованности или некультурности.

Пожалуй, наиболее наглядно это видно в некоторых моно-
теистических культах, где практикуется обращение к богу как
к «верховному папочке», который обязан защитить от невзгод,
покарать врагов и восстановить справедливость, если только быть
послушным и хорошо просить. Надо понимать, что такое перене-
сение детских комплексов на представление о божестве связано
не с попыткой понять мир и достигнуть высокого духовного уров-
ня, а с застреванием человека на инфантильной стадии развития.
Тем более нелепо это выглядит, когда подобные тенденции начи-
нают просачиваться в культовые практики (пусть даже и не в столь
явной форме) и считаться чем-то самим собой разумеющимся.

Однако, повторим: любая практика может содержать в себе
формально личностный компонент. Это не обязательно должно
принимать вид попытки сторговаться с некоей сущностью за бла-
га, есть, к примеру, более соответствующая духу ПЛР практика
инвокации — воплощения божеств или их ликов (в индийской
традиции — ишта девата, в тибетской — йидам1). В этой практике
человек ощущает своё единство с божеством или ликом,
на который он настраивается, доходя до состояния, в котором
разделить свою личность и собственно лик становится невозмож-
но. Таким образом, практик, становясь подобным этому божеству
или лику, трансформируется в выбранном в соответствии с его
сутью направлении. Если же практик обращается к божеству
или лику преимущественно как чему-то внешнему (или тем
более поклоняется ему), то он уже тем самым отделяет его
от себя, лишая себя возможности почувствовать божество в себе,
вобрать в себя его атрибуты, проявить его качества в своей
повседневной практической деятельности.

_____________________

1 В учении бон существуют практики разных ступеней (по классификации
Тэгпа Римгуй Бон), одной из которых является Тр ¨ улшен тэгпа (‘Phrul-gshen ¨
theg-pa). Она содержит в себе обращение к йидаму, подношение и просьбу.
В процессе тантрической практики человек временно входит в состояние
отождествления с йидамом, что является условием её успешности.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: 3. Комплексы мемов (мемокомплексы)
СообщениеДобавлено: 11 окт 2017, 19:16 
 

Возвращаясь к теме мемокомплексов, рассмотрим, что же
они из себя представляют и почему они так опасны?
Суть мемокомплекса состоит в том, что он формируется
вокруг «ядра» мемов, поддерживающих друг друга. В таком
«ядре» имеются мемы, обеспечивающие другим мемам ком-
плекса подкрепление положительными эмоциями (например,
посредством связи с эмоционально значимыми образами или
личными желаниями).

Другие мемы выступают логическими обоснованиями друг на
друга. Например, образуется ситуация, когда один мем опирается
на другой, а тот — на первый. Образуется логическая «петля»,
которая может состоять из гораздо большего количества мемов.
И если «петлю» из двух обычно нетрудно выявить, то в случае
с более длинными «петлями» это может быть задача, практиче-
ски не решаемая человеческим рассудком, в силу естественных
ограничений последнего. Такая структура оказывается логически
непротиворечивой системой взглядов, то есть, с точки зрения
блуждающего в этом лабиринте рассудка, целостным мировоззре-
нием. Поэтому просто хорошее владение формальной логикой
не может разрушить эту структуру, это возможно только путём
сопоставления с действительностью, путём проверки практикой.

Такую непосильную для рассудка задачу может решить только
разум, разум, не ограниченный формальной логикой, мыслящий
диалектически (к сожалению, часто разум путают с рассудком
и потому необоснованно критикуют за недостатки последнего)1.

__________________

1 Проблема различия между рассудком (ratio) и разумом (intellectus) была
поставлена ещё Аристотелем. Различными авторами (Николаем Кузанским,
Джордано Бруно, Кантом, Гегелем и др.) она понималась по-разному. Не вдаваясь
в тонкости различных подходов и не претендуя на точные определения,
постараемся пояснить, что мы понимаем под рассудком и разумом. ´

Рассудок можно определить как способность строго оперировать абстрактными
понятиями (посредством формальной логики), проводить анализ, исчисление,
классификацию и упорядочивание. Рассудочное мышление алгоритмично,
оно свойственно в определённой степени животным и компьютерам. Чисто
рассудочное мышление догматично, оно не имеет своей собственной цели,
а исполняет заранее заданную цель.

Разум можно определить как целенаправленную, активную творческую дея-
тельность, раскрывающую конкретную сущность действительности посредством
синтеза отдельных знаний, диалектического объединения противоположностей,
интуиции. Разум способен создавать новые идеи, выходящие за пределы
сложившихся систем знания, определять цели, рефлексивно осмысливать само
мышление.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: 3. Комплексы мемов (мемокомплексы)
СообщениеДобавлено: 11 окт 2017, 19:20 
 

Впрочем, не всегда недоверчивое отношение к разуму обуслов-
лено путаницей в понятиях: зачастую это может быть действие
специальных защитных механизмов мемокомплекса, «подавляю-
щих иммунитет» носителя1. Паразитический мемокоплекс может
определять то, что человек считает для себя критически важным,
может формировать его страхи. Это позволяет использовать
защитные механизмы психики для защиты самого мемоком-
плекса. Из-за этого носитель мемокомплекса при попытке со
стороны как-то критически осмыслить его воззрения встаёт
в глухую оборону, не хочет ничего слышать и может начать
вести себя агрессивно.

В качестве характерного примера защиты мемокомплекса
можно привести часто встречающееся презрительно-недоверчивое
отношение к науке (впрочем, это актуально и для философии
и разума вообще).
Казалось бы, чем может быть плоха для Тёмного наука, ведь,
по выражению Томаса Гексли [21]:

Наука — всего лишь крайнее проявление здравого смыс-
ла, т. е. неуклонная точность в наблюдениях и безжа-
лостность к логическим ошибкам.

Однако, встречаются персонажи, считающие науку этаким собра-
нием примитивных заблуждений (или «всего лишь очередным
мнением», которое было якобы «взято из ничего», просто по про-
изволу, и равное по сути любой другой выдуманной системе
взглядов — это позволяет такому человеку убрать из рассмотре-
ния практические методы и объективную проверку, на которых
строится научное знание, приравняв ее к любому иному «ме-
тафизическому знанию», и свести весь вопрос к «делу вкуса»),
а достижения науки, позволяющие решать проблемы внешними
материальными средствами, — помехой развитию внутренних
духовных способностей2. При этом сами они не торопятся от-
казываться от полётов на самолёте в пользу левитации или
телепортации, а от телефона и «Скайпа» — в пользу телепатии.

С этим мемом вплотную смыкается мем «блаженство в неведе-
нии». Его носитель не испытывает никакого интереса к изучению
природы и общества, истории их возникновения и развития. Он,
как правило, считает эти сферы порождёнными враждебным бо-
гом и совершенно неинтересными. В результате его переживания
и относящиеся к мемокомплексу идеи занимают в его картине
мира непропорционально большое место. Начинает работать
принцип, обозначенный Фейербахом [23]:

Чем ограниченнее кругозор человека, чем меньше
он знаком с историей, природой и философией, тем
искреннее его привязанность к своей религии.
Здесь уместно вспомнить о седьмом сатанинском «грехе» по
ЛаВею — забвению ортодоксий прошлого3.

_____________________

Вслед за Гегелем, разумное мышление можно назвать мистическим [2]:
Разумное же мышление как таковое состоит именно в том, что оно
содержит в самом себе противоположности как идеальные моменты.
Всё разумное мы, следовательно, должны вместе с тем назвать
мистическим, говоря этим лишь то, что оно выходит за пределы
рассудка, а отнюдь не то, что оно должно рассматриваться вообще
как недоступное мышлению и непостижимое.

***

1 Крейг Джеймс [26] относит мем антирационализма (вместе с мемами
«блаженство в неведении», «непогрешимость священных текстов», мемами
мученичества и гонимости, мемом «нации, единой в Боге») к «иммунной
системе» религии. Мы же склонны видеть в нём аналогию с используемыми
паразитами инструментами подавления иммунной системы носителя.


2 Это хорошо объяснеятся сохранением некоторых черт детской психологии,
см. [17]

3 «Forgetfulness of Past Orthodoxies» [27].


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: 3. Комплексы мемов (мемокомплексы)
СообщениеДобавлено: 11 окт 2017, 19:21 
 

Сколь-нибудь последовательное знакомство с историей мысли
позволило бы понять, что, скажем, гностические идеи ведут своё происхождение
от совершенно белосветных культов зороастризма, христианства,
мандеизма и манихейства и, соответственно, не имеют никакого
отношения к чему-то Тёмному.

Итак, проверка практикой способна вызволить человека из под-
чинения мемокомплексу. Однако, для противодействия этому
мемокомплексы обычно включают в себя в качестве «подтвержде-
ний» специально отобранный набор фактов, не противоречащих
своим мемам. То есть, мемокомплекс спасает избирательность
в признании фактов: «если факты противоречат теории, тем
хуже для фактов». Чтобы перестать отбрасывать неудобные
факты, нужна большая смелость, нужна готовность перенести
когнитивный диссонанс и признать ошибочность своих взглядов.
Обычно это очень тяжело и часто человеку для этого нужен
толчок, кризис, потрясающий основы. Он должен оказаться перед
фактом, который не сможет просто так отбросить.

Добавим, что для освобождения от мемокомплекса может
быть полезно понимание альтернативных систем практики.
Возможно, так называемая Восточная картина мира будет более
адекватна, чем так называемая Западная авраамическая (которая
на деле для европейца является южной семитской системой,
ничуть не более близкой, чем Восточная). Впрочем, сравнение
различных традиций как мемокомплексов — отдельная тема.

Исходя из вышесказанного, условиями освобождения от ме-
мокомплексов мы видим развитой разум, духовную смелость
и суровое столкновение с реальностью, а также знакомство
с наличием альтернатив. Как видно, это не самые распро-
странённые условия, поэтому-то от мемокомплексов так редко
удаётся освободиться.


Вернуться к началу
  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB