Заголовок сообщения: 2. Контрпродуктивные мемы. 2.2. Мемы цели
Добавлено: 11 окт 2017, 18:59
2.2. Мемы цели
Разумеется, если сознание человека подготовлено какими- нибудь мемами картины мира к заражению сопутствующими мемами целей, он может легко оказаться подчинён этим мемам и начать действовать в чьих-то чужих целях. Такие мемы без- условно контрпродуктивны, но не заслуживают особого внимания сами по себе. Ведь фундаментом для них служат мемы картины мира и они полностью зависят от того, проработает ли практик эти мемы. Если нет — он так и будет работать на чуждые его Сути цели, если проработает и изменит свою картину мира, то мемы ложных целей долго в его голове не задержатся.
В общем виде цели («зачем человек что-то делает») могут делиться следующим образом: глобальные метафизические (к примеру, «привести мир к Хаосу», «Открыть Врата Ада»2) и физические («стать политическим лидером и участвовать в мировой политике»), локальные удовольствия (хобби, творчество, спорт) и привычки (или рутина — работа как образ жизни). Притом, дажеесли считать, что «Путь бесконечен», то наше пребывание «здесь и сейчас», наша деятельность состоит из локальных и глобальных целей, которые мы выбираем в соответствии с какими-то своими внутренними потребностями и ощущениями. Так, даже если человек ничего особенного не делает, а сидит и медитирует на образ божества или духа, то у него все равно присутству- ет некая цель (или, можно сказать, мотивация), которая его к этому сподвигла — например, «обретение мудрости», желание пережить некий опыт или же попросту банальное удовольствие от состояния «медитации». Большое количество людей вовсе не имеет глобальных целей, они живут локальными целями.
_______________________
1 Экспериментально подтверждённый эффект, который заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации, что приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях. С другой стороны, действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными.
2 Часто глобальная метафизическая цель тесно связана с определённой эсхатологической концепцией. На этот счёт в разных культурах существуют свои представления: Рагнарёк в германской мифологии, Апокалипсис и Страшный Суд в авраамических религиях, пришествие Кецалькоатля и свержение Тескат- липоки в мифологии ацтеков, эсхатологический миф о грядущей катастрофе мира у майя и другие. Даты этих событий, если таковые указывают, как правило, назначаются и переносятся, однако бывают и интересные совпадения. К примеру, прибытие конкистадоров в Мексику в 1519 году как раз совпало с тем периодом, в который ожидались смена эры и пришествие божества- защитника Кецалькоатля. По иронии судьбы за такового жрецы ацтеков приняли конкистадора Кортеса (в его облике наблюдалось некоторое сходство с божеством из ацтекских легенд), который, ведомый жадностью и ненавистью к «иноверческим богам», воспользовался доверчивостью императора ацтеков Монтесумы и верой ацтекского народа в свои мифы, вместе с горсткой това- рищей вырезал всё местное население, разграбил храмы и превратил некогда цветущий город в безжизненную пустыню, а могущественную империю — в руины. Так что польза от таких глобальных метафизических представлений вполне может быть, но важно понять, польза для кого?
За это сообщение пользователю Scarlett. "Спасибо" сказали: Latrix_Etanobis
Scarlett.
Заголовок сообщения: Re: 2. Контрпродуктивные мемы. 2.2. Мемы цели
Добавлено: 11 окт 2017, 19:03
Таким образом, мемы целей бывают разные, но сами по се- бе интересны лишь «самоподдерживающиеся» мемы, мемы абстрактных целей. То есть у человека есть глобальная цель, но он не имеет ясного представления, что конкретно должно ´ произойти, когда эта цель будет достигнута, а значит, не в состо- янии правильно оценить, насколько он близок к ней и насколько его деятельность приближает эту цель.
Скажем, практик воспринял мем, утверждающий, что целью является уничтожение мира (другие популярные варианты — воцарение Ада, союз/слияние с Тёмной Силой, персональное превращение в демона). Представляет он себе, как это может произойти? Только на уровне фантазий. Может ли он оце- нить, скоро ли это произойдёт и происходит ли вообще? Нет. Знает ли он, что для этого делать? А вот тут в окружении ´ растерянного практика может найтись ловкий манипулятор, «подсказывающий», что ему делать. В своих, естественно, ин- ´ тересах. В результате практик попадает в ловушку, когда цель вечно находится на горизонте и вечно ускользает от него, когда он, словно осёл, бредущий за подвешенной на удочке морковкой, тащит на себе другого в нужном этому другому направлении. Да и без внешней манипуляции этот мем вреден — он даёт почву для оправдания безрезультатности собственной практики. Когда неясно, далеко ли цель, всегда можно убедить себя, что ты к ней приближаешься, хотя давно уже топчешься на месте.
Нужно пояснить, что иногда важна не конкретная цель, а процесс движения (например, сам Путь Левой Руки вряд ли можно представить движением к определённой цели). Но тогда нужно, во-первых, отдавать себе в этом отчёт. А во-вторых, нужно иметь конкретное представление о том, есть ли вообще движение и в верном ли направлении оно происходит.
Частным случаем вышеописанного мема является мем по- иска абстрактной Истины. Заражённый этим мемом тратит всё свободное время на бесконечное блуждание в текстах и раз- мышлениях, оторванных от реальных проблем. Особенно этому способствуют увлечение гематрией и нумерологией, составление симпатических таблиц и гоэтических иерархий Ада, откры- тие имён архонтов и подсчёт количества демонов на кончике иглы.
Отметим также мем «цели Тёмных лежат вне социума». Обычно это объясняется тем, что социум — человеческая среда, Тёмные же имеют природу, отличную от человеческой и т. д. Из положения об исключительно внесоциальной деятельности Тёмных делаются выводы, что работать с человеческим социумом не нужно, достаточно получше замаскироваться, чтобы не нарываться на открытое противостояние.
Мем основывается на иллюзии независимости от социума. Носитель мема принимает ощущение отчуждённости от обще- ства за независимость от него. На самом же деле вся его жизнь обусловлена этим самым обществом: начиная от вли- яния используемого языка на мышление1 и заканчивая тем, что почти все его потребности от биологических до культур- ных удовлетворяются благодаря труду окружающего «быдла». Неужели Тёмный не заинтересован, чтобы вокруг по крайней мере не установилась монотеистическая теократия (или проре- лигиозный фашизм)? И неужели он не заинтересован в том, чтобы удовлетворение его биологических потребностей требо- вало как можно меньше времени и сил, оставляя как можно больше времени и сил на практики, познание и творчество? А ведь всё это непосредственно зависит от ситуации в соци- уме2. Вне социума может появиться только «маугли», который, конечно, уже не будет человеком, но вот демоном — не будет тем паче.
Как тут не вспомнить высказывание Перикла: «Если ты не ин- тересуешься политикой, это не значит, что политика не интересу- ется тобой». По отношению к тому, что непосредственно влияет на жизнь человека, может быть только две позиции: актив- ная, сопровождающаяся формированием собственного мнения, постановкой целей и приложением усилий к их достижению, и пассивная, когда человек смиряется со своей неспособно- стью что-то изменить. Мы считаем, что смирение недостойно Тёмного.
Здесь также уместно затронуть идеи об изменении мира в целом. Стремление менять мир (иногда обозначаемое как «взлом системы», «изменение основ мироздания» и т. д.) может иметь несколько форм (точнее, столько, насколько у людей хватает фантазии), но в целом её можно разделить на две очень условных основных идеи:
1. Человек обретает способность управлять системой, он обретает над ней некоторую власть, понимает как она работает и может повышать своё влияние в мире. 2. Человек власти над системой как таковой не приобретает, но он активно разрушает систему, что-то в ней портя.
На самом деле, разницы в сути между этими двумя положе- ниями нет, т. к. «обретя власть над системой» или «обретя её понимание» можно поставить перед собой любую цель — хоть тотально деструктивную (разрушить систему), хоть тотальное изменение (например, способствовать её развитию в каком- то нужном практику направлении). Естественно, что созидание без разрушения невозможно — чтобы направить систему в нуж- ном направлении, необходимо вначале разрушить то состояние, в котором она находится в данный момент (как пример книга Чака Паланика «Бойцовский Клуб»). С другой стороны, абстракт- ное «разрушение мироздания» не имеет конкретной цели, оно идёт по сути от отрицания мира и описывается примерно как желание «оказаться где-то, только не здесь» (в Хаосе, Абсолюте, Нирване — в зависимости от картины мира человека). Последнее очень роднит эти воззрения с христианским мемом о «страдании в мире»: в случае христианского восприятия, мир — это напол- ненное страданиями место, отданное во власть демонам, где каждый должен нести свой крест и проходя испытания заслужить рай (или, как вариант, дождаться конца света — апокалипсиса); идея о жертвенности Христа была также основана на этом — страдание есть испытание и очищение (искупление). Нельзя не отметить некоторого сходства с современной идеей Тёмных о том, что мир — это враждебная к ним среда, в которой страда- ния часто являются признаком того, что практик действительно идёт вперёд на своём пути.
И здесь мы закономерно приходим к уже рассмотренным мемам «ПЛР тяжёл», «мир враждебен», мемом жертвенности, наблюдаем, насколько хорошо они сочетаются с вредоносными мемами целей. Получается, что определённая картина мира подталкивает человека к не менее определённым целям в этом мире.
________________________
1 Гипотеза Сэпира—Уорфа, конечно, только гипотеза, но уж очень убедительно аргументированная. 2 Именно поэтому ЛаВей писал о сатанинском «грехе» отсутствия широты взглядов [27].
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения