Текущее время: 28 мар 2024, 21:33


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Неоязыческие кеннинги Локи
СообщениеДобавлено: 10 дек 2018, 13:43 
Meistarar rúnar
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 15 ноя 2017, 15:08
Сообщений: 2046
Медали: 19
Cпасибо сказано: 869
Спасибо получено:
2417 раз в 1451 сообщениях
Магическое направление:: рунология
Очков репутации: 10109

Добавить
Помимо традиционных кеннингов Локи, в северном неоязычестве используются новоизобретенные метафорические описания этого божества. Некоторые из них основаны на сведениях из исторических источников, некоторые — на теориях, выдвигавшихся исследователями скандинавской мифологии, а некоторые — на визионерском опыте современных духовидцев. При сравнении традиционных кеннингов с современными в целом заметны следующие тенденции:

а) появление кеннингов, основанных на чертах внешности;

б) сокращение числа кеннингов, содержащих негативный оценочный компонент и/или основанных на отношениях вражды;

в) рост числа кеннингов, содержащих положительный или амбивалентный оценочный компонент;

г) рост разнообразия функций и ассоциаций, служащих основой для кеннингов.

Следующий далее список не претендует на полноту, но содержит некоторые из самых распространенных неоязыческих кеннингов Локи.



Кеннинги, основанные на чертах внешности

Рыжий / Огненновласый / Пламявласый / Пламенновласый. Кеннинги основаны на распространенном представлении о Локи как рыжеволосом божестве. В исторических источниках цвет волос Локи не упоминается, а в изобразительном искусстве XIX—XXI вв. и в видениях некоторых неоязычников-духовидцев этот бог иногда предстает черноволосым или светловолосым. Тем не менее, в наши дни Локи чаще всего изображают и описывают как рыжеволосого («огненновласого» и т.д.). Первая причина тому — представление о Локи как о божестве огня[1], вторая — традиционные ассоциации рыжего цвета волос с хитростью, сексуальностью и магическими способностями. По этим же причинам неоязычники часто ассоциируют Локи с лисами и обозначают его кеннингом «Лис», хотя в исторических источниках нет упоминаний о его связи с этими животными.
Шрамоустый / Тот, чья улыбка изорвана в клочья. Кеннинги связаны с заключительной частью мифа о срезании волос Сив (карлик Брокк зашивает Локи рот ремешком, но тот вырывает ремешок с мясом).
Тысячеликий бог / Бог тысячи обличий. Кеннинги связаны с особым даром оборотничества, который Локи демонстрирует во многих мифологических сюжетах. Разнообразие обликов этого божества отмечают также многие современные духовидцы.


Кеннинги, основанные на функциях, способностях и чертах характера

Беспокойный умом.
Среброязыкий / Серебряный язык (метафорическое указание на красноречие).
Проказник / Лукавый / Шутник / Плут / Трикстер / Обманщик. Вариации на тему многих традиционных кеннингов Локи.
Отец раздоров. Вариация традиционного кеннинга rógbera ásanna («зачинщик распрь между асами»).
Греховодник / Распутник. Кеннинги связаны с многочисленными любовными похождениями Локи, прямо или косвенно упомянутыми в исторических источниках, и с современным представлением о нем как о чрезвычайно любвеобильном божестве.
Разрушитель миров. Кеннинг восходит к сюжету о наказании Локи (когда яд змеи каплет связанному Локи на лицо, «он рвется с такой силой, что сотрясается вся земля. Вы зовете это землетрясением»[2]) и к роли Локи в событиях Рагнарёка.
Расставляющий сети жизни. Кеннинг связан с мифом о Локи как изобретателе рыболовных сетей («…когда он сидел в доме, взял он льняную бечеву и стал вязать петли, как теперь делают сети»)[3] и с традиционным образом Локи как мастера хитроумных ловушек (не только в буквальном, но и в более абстрактном смысле слова), а также с ассоциацией между рыбацкой сетью и вирдом как «сетью судьбы».


Кеннинги, основанные на родственных связях

Сын великана. Обобщенная вариация на тему традиционных кеннингов sonr Fárbauta и mög Fárbauta («сын Фарбаути»). Этот кеннинг применим и ко многим другим божествам скандинавского пантеона, а потому употребляется только в случаях, когда его точное значение легко установить по контексту.
Ноша Сигюн. Переосмысление традиционного кеннинга farmr arma Sigynjar («бремя рук [=возлюбленный] Сигюн»). В современных неоязыческих источниках Локи обычно именуется «ношей Сигюн» в связи с сюжетом о наказании Локи (Сигюн вечно бодрствует над телом связанного мужа и держит над его головой чашу, в которую собирает змеиный яд).
Муж Ангрбоды. Кеннинг, образованный по аналогии с традиционным verr Sigynjar («муж Сигюн») и основанный на упоминании о великанше Ангрбоде как матери троих детей Локи — Фенрира, Йормунганда и Хель. Многие неоязычники рассматривают Ангрбоду как первую (или вторую после Глут) жену Локи, которую он позднее оставил ради Сигюн.
Отец чудовищ. Описание Локи как отца троих «чудовищных» детей от Ангрбоды.
Мать Слейпнира. Кеннинг связан с заключительной частью мифа о строительстве стен Асгарда (Локи в обличье кобылы рождает от жеребца по имени Свадильфари восьминогого жеребенка Слейпнира).
Мать ведьм. Кеннинг связан с неясным сюжетом, упомянутым в «Песни о Хюндле», 41: «Найдя на костре / полусгоревшее / женщины сердце, / съел его Локи; / так Лофт зачал / от женщины злой; / отсюда пошли / все ведьмы (flagð) на свете». Слово flagð иногда обозначает великанш или тролльчих, иногда — ведьм, колдуний. «Злая женщина» (ill kona) из этого отрывка отождествляется в современной традиции с Гулльвейг, Ангрбодой или Фрейей как богиней сейда.
Побратим Одина. Кеннинг, основанный на упоминании о побратимстве Одина и Локи: «Один, когда-то — / помнишь ли? — кровь / мы смешали с тобою…» («Перебранка Локи», 9).


Кеннинги, основанные на отношениях вражды

Враг Хеймдалля/Погибель Хеймдалля. Вариации традиционного кеннинга þrætudólgr Heimdallar («тот, кто препирался с Хеймдаллем»). В основе их лежат упоминания о борьбе Локи с Хеймдаллем в обличье тюленей за ожерелье Брисингамен («Язык поэзии», 15 и фрагмент «Хусдрапы», цитируемый в «Языке поэзии», 23) и о смертельной битве Локи с Хеймдаллем в день Рагнарёка («Видение Гюльви», 51).


Кеннинги, основанные на роли в мифологических сюжетах

Обманщик карлов. Кеннинг связан с сюжетом о срезании волос Сив (Локи хитростью заставляет два семейства карлов-кузнецов состязаться друг с другом в кузнечном искусстве).
Приносящий дары. Кеннинг связан с сюжетом о срезании волос Сив (благодаря Локи трое асов — Один и Фрейр и Тор — получают от карлов чудесные сокровища).
Хранитель сердца Ангрбоды. Это описание Локи связано с тем же сюжетом, что и кеннинг «Мать ведьм» (см.).


Кеннинги, основанные на других ассоциациях

Небесный странник/Небоходец. Кеннинг основан на общих ассоциациях Локи с небом и воздухом (отраженных в его хейти «Лофт»), а также на упоминании о том, что у Локи были «башмаки, в которых он мог бежать по водам и воздуху» («Язык поэзии», 43).
Лис. См. «Рыжий».
Звездный факел. Кеннинг основан на гипотетической связи Локи со звездой Сириус — альфой созвездия Большого Пса и ярчайшей из звезд ночного неба. Ее старинное скандинавское название, Локабренна (Lokabrenna), в поздней народной традиции, по-видимому, толковалось как «факел/костер (brenna) Локи». Неоязыческие интерпретаторы иногда связывают это название с ролью зачинщика Рагнарёка, которая отводится Локи в мифах, но чаще оно трактуется в более общем контексте современных ассоциаций между Локи и огнем.

[1] В исторических источниках Локи связывается не с огнем, а с воздухом, на что указывают некоторые его кеннинги и альтернативное имя (хейти) «Лофт» (букв. «небо, воздух»). Тем не менее, под влиянием ложной этимологии и контаминации с Логи (букв. «огонь»), олицетворением огня, в народной традиции Локи стал устойчиво ассоциироваться с огнем и игрой света (см. статью Акселя Ольрика «Локи в поздней традиции»), а впоследствии эта ассоциация широко распространилась среди неоязычников. Иногда ее обосновывают тесной физической связью между процессами горения и воздухом, а иногда — эзотерической связью между огнем и воздухом как «мужскими» стихиями. Ссылаются также на известное изображение на кузнечном камне из Снаптуна, отождествляемое с Локи: по своему назначению этот камень связан как с огнем, так и с воздухом (его помещали между горном и мехами, чтобы регулировать поддув и, в то же время, защищать мехи от огня).

[2] Младшая Эдда, «Видение Гюльви», 50.

[3] Там же.

(Анна Блейз)


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB