Текущее время: 29 мар 2024, 05:48


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мифологические сюжеты островитян Полинезии
СообщениеДобавлено: 01 апр 2017, 18:42 
 

Начало триединого мира


Самыми старыми божествами считаются небо и земля - Рангинуи (Ранги) и Папатуануку (Папа), заключенных в тесных объятиях друг друга. Когда у них родились сыновья, родители держали их между собой, пропуская к ним лишь лучи света. Сыновья пытались освободиться. После нескольких неудачных попыток один из сыновей, Танэ, уперся ногами в Ранги, а вытянутыми руками в Папа. Упираясь изо всех сил, вниз головой, он сумел с помощью своих братьев разделить родителей. Ранги стал небом, а Папа землей - Небо-Отец и Мать-Земля. Горе разделенных родителей выражается в падающем с неба дожде и поднимающемся с земли тумане. Можно заметить, что здесь присутствуют и взбунтовавшиеся сыновья, и все атрибуты мифического создания мира.

Древние философы маори много размышляли о начале мира и выразили свои верования в песнях. Одна из них рассказывает о времени небытия (Тэ Корэ); после которого пришло время возможного бытия (Тэ Корэкорэ), затем время глубокой тьмы (Тэ По). Потом тьма была побеждена и возник мир света (Тэ Аомара-ма). На этих мифах основано понятие маори о триединстве мира: небо (Тэ Ранги), мир света (Тэ Аомарама) ["белый свет" у славян] и глубокая тьма, царство мертвых (Тэ По).


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Мифологические сюжеты островитян Полинезии
СообщениеДобавлено: 01 апр 2017, 18:43 
 

Белый бог грозы и земледелия Ронго
Ронго (Лонго, Лоно, Роо, Оно) - в полинезийской мифологии - один из главных богов. Ронго считался громовником, хозяином дождя и водных потоков, богом земледелия. В ряде восточнополинезийских мифов Ронго был близнецом Тане или Тангароа, одним из братьев-богов, последовательно рожденных матерью-землей (Папа) и отцом-небом (Ранги). В противовес другим богам, которые создавали все красное (темное), он творил светлое. Согласно некоторым мифам (например, на о. Таити), Ронго являлся духом заклинаний, которыми он изгонял злых духов. В мифах гавайцев, Ронго (Лоно) спустился по радуге на землю в поисках земной жены, нашел, но вскоре убил ее из ревности. В горе он уплыл прочь на плавучем острове, чтобы когда-нибудь потом вернуться.

Именно за Ронго, светлокожего бога, сначала был принят капитан Кук. В мифологии маори Ронго как бог мира противостоял богу войны Ту. (Елисеева Л. А.)

Налицо индоевропейское (культ Бога Грозы, который, впрочем, имеет ближневосточное происхождение) и иранское (дуалистический культ) влияние.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Мифологические сюжеты островитян Полинезии
СообщениеДобавлено: 01 апр 2017, 18:44 
 

Жизненная сила маури (полинезийский даосизм и синтоизм)


Общение со всеми тремя ипостасями происходит постоянно, потому что во всем, в том числе и в человеке, присутствует Маури. Это понятие близко понятию души на Западе или жизненной силе (ки, ци, чи) на Востоке.

За что или почему мы должны ценить природу? Маори дают множество ответов, объясняя их различными идеями, каждая из которых достойна изучения. Одна из них – идея “маури”. Каждое творение имеет жизненную силу (что и носит название “маури”); эта сила объединяет все – людей, богов, животный и растительный мир, реки и горы, моря и воздух – в одно целое. Каждая часть зависит от благополучия другой и системы в целом.

Идея жизненной силы происходит от одного из древних преданий племени маори о времени, когда еще не было мира, а царил хаос. Тогда великий Бог Танемахута вдохнул жизнь в существо, которое он создал из земли, и его слова звучали так: “Наслаждайся дыханием жизни!”

Поневоле приходится относиться к природе с уважением. Ведь часть маури природы является твоей. Происходит постоянный обмен жизненной силой или «дыханием бога». Поедая своего врага, маори одновременно приносит жертву богам, но в то же время и получает его маури, а значит становится сильнее. Мужчине нужно больше маури, чем женщине. Потому что, рожая ребенка она передает ему часть своей силы, но восполняет ее за счет мужчины.

Когда местная газета опубликовала предложение сбрасывать сточные воды в реку, вождь племени маори возразил – это не угодно духу реки. Кто-то спросит – зачем я должен ценить духов других созданий? Ответ вождя маори прост: духи всех творений взаимосвязаны. Когда одно существо страдает, его страдание передается другим. Все существа находятся в родстве – их роднит Небо и Земля. Жизненную силу (или маури) все черпают из одного источника.

Маури каждого существа взаимодействуют с маури земли [в ки тоже объеденены понятия гравитации, инерции, жизненной силы, энергии, и даже ума], поэтому, если мы заботимся о земле – мы будем процветать. Благосостояние всех зависит от благополучия каждого, следовательно, необходимо уважать и ценить маури каждого. Эта необходимость уменьшает значимость (или превосходство) человека в природе. Если человек не будет уважать маури реки или леса, он никогда не получит удачу, потеряет силу и жизнь.

Здесь опять возникает идея гармонии: каждое наше вторжение в природу должно быть осмысленно, а не экономически выгодно; продумано с точки зрения гармонии и баланса в природе и среди других существ, с точки зрения заботы о здоровье и благополучие окружающего мира.

То же самое относится и к произведениям искусства. Ведь для того, чтобы что-то создать из дерева, или глины – материал сначала нужно убить. Отняв маури дерева, художник потом отдает его своему произведению. Потому что не может быть на земле ни единого создания, не имеющего маури. Как хотите, назовите – души или жизненной силы.

Центральная мысль философии маори - мы не одиноки в этом мире. И хотя мы стараемся относиться к природе с уважением, благодаря родству через Бога, наше обращение с ней оставляет желать лучшего. Мы, люди, ставим себя выше природы. Не может человек иметь большую значимость в природе, чем остальные существа. Все – они и мы – одна семья. У маори нет конфликта между природой и человеком, их дом – лес, они – люди Земли. Естественно, в их мире без особого труда можно сохранить дикую природу, они обращаются с ней осмысленно и с уважением. Не может быть и речи о борьбе между человеком и природой. Над природой нельзя господствовать. Главное для маори – идти по верному пути жизни в гармонии с природой. Не противопоставление себя ей. Понимая установленный в природе порядок, маори просят разрешения у богов прежде, чем вмешаться в этот порядок. У маори позиция антропоцентризма невозможна из-за родства всех существ. Необходимо выпросить разрешения прежде, чем срубить дерево. Этот принцип передавался из поколения в поколение как предание. Все существа священны, имеют душу (или духов), являются детьми Бога Танемахута.

Маори считают себя братьями и сестрами животных и растений. Когда в определенных случаях человеку приходится почувствовать свое превосходство над природой, он просит разрешения у богов на право этого ощущения, проводя соответствующий ритуал. Например, при необходимости убить животное или растение для употребления в пищу. Ритуал повторяется время от времени, различные существа и творения требуют различных ритуалов.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Мифологические сюжеты островитян Полинезии
СообщениеДобавлено: 01 апр 2017, 18:44 
 

Сверхъестественная сила мана


Ио был первоисточником всей сверхъестественной силы (мана). Он жил на самом верхнем из 12 небес и мог управлять всеми событиями в мире. Ио был известен только тщательно отобранным лицам, посвященным, получившим образование в полной изоляции. В уединенных местах они проводили соответствующие ритуалы и никогда не говорили об Ио.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Мифологические сюжеты островитян Полинезии
СообщениеДобавлено: 01 апр 2017, 18:45 
 

Карлики со сверхчеловеческими способностями


Предания полинезийцев говорят о менехунах - карликах, обладавших нечеловеческими возможностями и силой. Они были строителями мегалитов, от их взгляда застывала кровь, хотя они и не вредили людям, а появляться могли только в тёмное время, т.к. не выносили солнечного света. Возможно, это сохранилась память о реликтовых атнтропоидах каких-то островов Океании, антропологически родственных открытому недавно флоресскому человеку.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Мифологические сюжеты островитян Полинезии
СообщениеДобавлено: 01 апр 2017, 18:50 
 

Культура жителей острова Пасхи (рапануйцев)


Приводятся знания рапануйцев о мире, в том числе в виде мифов. Возможно, не все эти знания имеют этнические полинезийские истоки, а были получены от проживавших прежде аборигенов острова иного антропологического типа, которые могли быть индейцами Южной Америки. К сожалению, эти светлокожие аборигены были уничтоженны в гражданской войне с полинезийцами.


"Дощечка С":
Изображение
http://www.garshin.ru/history/mythology ... lendar.gif

"Дощечка С" корпуса кохау-ронгоронго (КРР) имеет условную интерпретацию в виде любовной песни Атэ-а-ренга-хокау ити похераа, спетой туземцем Уре Ваеико.

По версии Фишера, на этой дощечке представлен лунный календарь.

Подробно о дощечке здесь - http://www.garshin.ru/linguistics/scrip ... mamari.htm

Изображение


С garshin.ru.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Мифологические сюжеты островитян Полинезии
СообщениеДобавлено: 01 апр 2017, 18:55 
 

Рапануйская мифология


Мифологические представления рапануйцев - коренного населения острова Пасхи (Рапануи). Особенности Р. м., как и всей культуры рапануйцев, во многом обусловлены сложностью процесса заселения острова (в 3-4 вв. н.э. на острове появились переселенцы с Маркизских островов, в 8-9 вв. - новые переселенцы с других островов Восточной Полинезии) и последующими контактами рапануйцев с индейцами тихоокеанского побережья Америки. На основе изучения археологических и этнографических данных, рапануйского фольклора и его сопоставления с мифами и фольклором других народов Полинезии большинство исследователей полагает, что Р. м. представляет собой ветвь полинезийской мифологии (см. в ст. Полинезийская и микронезийская мифология): фольклорные материалы и отрывочные сведения рапануйских информаторов показывают, что рапануйцам были известны главные боги общеполинезийского пантеона, имевшие здесь другие, локальные, имена (Макемаке, Меа Кахи, Теко и др.). Норвежский исследователь Т. Хейердал считает, что главные боги Р. м. имеют неполинезийский характер. Образы богов и духов (аку-аку) нашли отражение в песнопениях и заклинаниях, исполнявшихся во время празднеств и обрядов умилостивления богов, обладавших таинственной силой (мана), в сакральной части генеалогий верховных вождей. Есть все основания полагать, что пантеон рапануйцев включал могущественных богов, принимавших участие в сотворении мира из хаоса и тьмы (Тане, Танга Роа, Ронго и др.), и детей и внуков великих богов - обожествлённых предков и духов, возведённых позднее в ранг богов (Тики, Хена Наку, Хива Кара Рере).

Космогонические мифы рапануйцев не сохранились, однако в фольклоре зарегистрирован сюжет о Хеке - великом осьминоге мифических времён и др. Созданию мира посвящена поздняя экзотерическая версия "Сотворение мира", согласно которой божества, соединяясь друг с другом или с какими-либо предметами и явлениями природы, порождают растения, животных, рыб, птиц, людей. В космографии нашли, очевидно, отражение дуалистические представления о двух мирах - мире света и мире тьмы, куда, покинув телесную оболочку, отправляются духи умерших. По представлениям рапануйцев, духи (существа мужского или женского пола) могли вселяться в птиц, рыб, животных или в растения; злые духи, поселяясь на земле, вмешивались в жизнь людей, мстили им за обиды и оскорбления. Духи молодых островитян, рано покинувших мир света и солнца, могли вернуться на землю и вновь стать людьми. Духи верховных вождей и знатных рапануйцев, согласно традициям, возвращаются на Хиву (местный вариант страны Гаваики - легендарной прародины восточнополинезийцев). Как и повсюду в Полинезии, богам были свойственны черты культурных героев и хозяев стихий: они создают острова и первых людей (Макемаке), способствуют росту растений и размножению птиц (Макемаке, Ронго), иногда действуют в образе животных - обитателей тех стихий, над которыми они властвуют (Танга Роа). Верховный бог Макемаке близок по своим функциям общеполинезийскому Тане (отчасти, возможно, и Танга Роа). Макемаке, как и Тане, создаёт землю, солнце, луну, звёзды, а также первые живые существа - прародителей рапануйцев. В представлениях рапануйцев Макемаке ("светлый") был некогда тесно связан с солнцем и символическим огнём; атрибутом бога была молния, а символом - красный цвет. "Красная вода" Макемаке воплощала жизненную силу. Макемаке, властитель небесных сфер и хозяин птиц, почитался в образе его священных птиц - морских крачек. Наскальные личины Макемаке, его гротескные фигурки из дерева, череп - воплощение таинственной силы (маны) Макемаке играли большую роль в магических обрядах. Антиподом бога-творца Макемаке выступает Уоке (Увоке), бог-разрушитель (видимо, поздняя ипостась общеполинезийского бога - громовержца и покровителя земледелия Ронго). Уоке разрушал землю, поднимая и опуская её с помощью палки-копалки до тех пор, пока от неё остался один остров Рапануи ("пуп земли"). Символом Уоке было, вероятно, нагрудное украшение (реи миро), вырезанное из дерева в виде полумесяца, концы которого оформлены как стилизованные головки бога - такое украшение рапануйцы носили некогда во время празднества посадки батата кумара (ср. Ронго как покровителя кумары в Новой Зеландии). Исследователи полагают, что рапануйцам было известно полинезийское хтоническое божество Хиро, которого они наделяли также функциями бога дождя. Ещё в 1-й трети 20 в. сохранялись воспоминания об обряде вызывания дождя ("длинных слёз Хиро"), возводимого Хейердалом к древним культурам Южной Америки. В селении Оронго обнаружены изображения "плачущего бога". Несколько экзотерических версий мифов связано с образом Танга Роа, хозяина водных стихий и морских животных; рапануйцы возводили к Танга Роа (и его сыну Ронго) генеалогию своих верховных вождей (резные двуликие антропоморфные изображения Танга Роа вырезаны на церемониальных жезлах - атрибутах власти священных правителей острова Пасхи). Своим земным предком рапануйцы считали также Тики те Хату (Тики-господин); в мифе о сотворении мира Тики выступает в роли непосредственного предка легендарного вождя рапануйцев Хота Матуа.

По мере развития Р. м. в ней появились новые, местные боги и божества. Божество Хива Кара Рере по существу дублирует общеполинезийского Хиро, а бог Хена Наку (покровитель птиц) принимает некоторые черты и функции Макемаке. Полинезийская богиня луны и покровительница женщин Хине (Хина) трансформировалась в злую старуху Нуахине, властительницу человеческих судеб. К общеполинезийскому Мауи восходят многие черты рапануйского культурного героя и трикстера Уре а Ваи а Нухе (эпитет Мауи); Уре, персонаж версий этиологического характера, не просто изобретательный шутник, похожий на хитроумного Мауи, - это сам Мауи в ином, позднем амплуа. Ряд мифологических и фольклорных (о помощи отца после смерти, о бессмертии души) сюжетов появился уже после знакомства рапануйцев с библейскими сказаниями (в процессе христианизации острова Пасхи в кон. 19 в.).

Мифологические представления пронизывают и версии древних исторических преданий рапануйцев, повествующих о плаваниях их предков, жизни первых поселенцев, о войнах между разными группами населения [в частности, между ханау момако ("короткоухие") и хану еепе ("длинноухие")]. Легендарные вожди и герои рапануйцев, жрецы и прорицатели действуют в легендах с помощью магии, колдовства, заклинаний, чудесных превращений.


С symbolarium.ru


Вернуться к началу
  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB