Текущее время: 29 мар 2024, 15:11


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Хаома — дополнение Хварны Источник: astro.kh.ua
СообщениеДобавлено: 14 янв 2017, 16:56 
 

Изображение


В зороастрийском миропонимании огромное значение имело Солнце и связанное с ним понятие хварны — блеска, яркости, выделенности и одаренности. Но не менее значимо для жизни людей ночное светило и особое связанное только с Луной психологическое состояние, называемое зороастрийцами Хаомой. Хаома — многогранное понятие. В авестийской мифологии это и мировое древо, и сок этого древа, дарующий вдохновение и ощущение бессмертия, и само трансцендентное состояние слияния со всем миром. Хранительница Хаомы Луна — удивительное светило. Древние персидские астрологи считали, что Луна является неким фильтром, предохраняющим подлунный мир от помех и искажений, вносимых в законы нашего мира силами зла. Луна ограждает Землю от посягательств темных сил, принимая на себя львиную долю астероидов и метеоритов, уготованных нашей планете.

Весь мир вокруг нас постоянно меняется. Он зыбкий, изменчивый, но эта зыбкость и изменчивость является изменчивостью калейдоскопа — меняется только соотношение компонентов, но их набор остается тем же самым. Меняются узоры, но никогда не нарушается равновесие. Оно и не может быть нарушено, поскольку Луна является отражателем солнечного света. Мы смотрим на мир сквозь фильтр Луны, влияние которой изменчиво подобно рисункам калейдоскопа Ночное светило имеет очень сложную траекторию — точное повторение взаимного положения Солнца и Луны относительно звезд происходит лишь через 19 лет (так называемый Метонов цикл), и до наступления этого срока картинка лунного калейдоскопа никогда не повторяется. Многообразие и многовариантность, изменчивость и подвижность — отличительные особенности ночного светила, светящего отраженным светом. Свет Луны — предмет особого разговора, древние видели в нем некую особую субстанцию, объединяющую, обобщающую, стирающую противоречия. Именно ночное светило позволяет людям жить общностью, пребывая в едином энергетическом потоке, едином поле, что коренным образом отличается от солнечного воздействия на людей. Солнце на психологическом уровне выделяет человека из общности, делает его заметным, заставляя жить собственными интересами, независимо от других. Луна же генерирует единое для всех резонансное поле, в котором каждый живет интересами общности, совместно с другими, не проявляя яркой индивидуальности. В поле действия Луны нет персональных судеб, все судьбы слиты воедино. Луна не имеет возможности светить собственным светом, она светит, но не греет, и в этом проявляется, с одной стороны, ее несамостоятельность, а с другой — компенсаторная по отношению к Солнцу функция. Луна, связанная с Землей незримыми узами, выполняет почетную миссию небесной хранительницы нашей планеты. Зеркало, отражающее солнечный свет, воспринимающее и преломляющее направленное влияние Солнца. На психологическом уровне Луна призвана уводить существа, обладающие ярко выраженным самосознанием, от концентрации на собственном эго. Трудно представить себе общество, состоящее только из исключительных личностей, ярких индивидуумов. В обществе, где каждый человек — светило, каждый сам себе режиссер, неминуемо произойдет столкновение различных интересов, в нем будут царить непонимание, раздор, вражда, что обязательно приведет к развалу общности. Если кто-то является источником энергии, значит, рядом должен быть кто-то, подобный зеркалу — таков принцип устойчивых соединений, на котором зиждется жизнь общества. У Луны не менее ответственная и не менее почетная миссия, чем у Солнца — она призвана создавать и поддерживать некое резонансное магнитное поле, в котором хаотическое броуновское движение индивидуальностей обретает какую-то направленность. Сами по себе индивидуумы не способны сообща координировать свои действия, в результате их активности хаос множится, и создаются условия для проявления деструктивных сил. Луна, противостоящая хаосу, объединяет нас на некоем энергетическом, непостижимом разумом, уровне, подобно атмосфере, которой мы дышим и которую практически не замечаем до тех пор, пока нас не лишат возможности дышать. Следует заметить, что бессознательное ощущение общности не менее нам присуще, чем ощущение отдаленности друг от друга. В этом противоречии кроется диалектическое взаимное дополнение солнечного и лунного начал, слитых в человеческой психике.

Изображение
Хаома


Ощущение некой общности, единства со всем миром и есть то уникальное состояние, которое зороастрийцы называли состоянием Хаомы. Хаома является необходимым дополнением понятию Хварны, так же как Луна для жителей Земли дополняет дневное светило. Для ощущения полноценной гармонии человеку помимо Хварны, гарантирующей ему выделенность и заметность, необходимо состояние Хаомы — чувство общности, растворения в коллективе, бессознательного понимания своего места в мире. Это понимание дарует просветление и ощущение сопричастности, единства со всем миром. На мифологическом уровне Хварна связана с живой водой, а Хаома — с мертвой. Но и та и другая нужны. Для исцеления изрубленного на куски воина в русских сказках его сначала поливали мертвой водой и разрозненные части срастались воедино, а потом сбрызгивали живой водой, вселяя жизнь в мертвые ткани. Хаома, объединяющая все воедино, — оборотная сторона Хварны, наделяющей жизнью и выделяющей человека из толпы. Хварна — живая вода Амертата, пробуждающего жизненную силу, дарующего яркость, блеск и заметность. Хаома же — мертвая вода Хаурвата, которая соединяет разъятое в единый целостный организм. Хаома дает ощущение блаженства, по сравнению с которым алкогольное опьянение — лишь бледная тень истинного экстаза. Хаома — напиток богов, то, что древние индусы называли Сомой и Амритой, а греки — нектаром и амброзией. Она дает человеку возможность расширить пределы своего сознания, возможность познания себя через других людей. Хаома позволяет человеку жить в ритмах объективных, трансцендентных по отношению к нему самому, превосходящих пределы его личных чувств. Истинная Хаома может дать познание золотой середины, осознание абсолютного единения со всем миром, она восстанавливает силы, умиротворяет хаос, восстанавливает естественное течение жизни. Хаома очень тесно связана с Вакшьей, скрывающей человека в коллективной среде. Индивидуум в состоянии Хаомы неуязвим, становясь человеком-невидимкой и живя в естественном ритме, он гармонично вписывается в среду, а потому не привлекает излишнего внимания со стороны темных сил. Человеку, наделенному Хварной, противостоять ударам судьбы гораздо труднее, поскольку они оказываются на виду и первыми становятся жертвами постороннего внимания. Хаома — это соприкосновение с бессмертием, освобождение от страхов и комплексов, уход от двойственности и выделенности. То, что зороастрийцы называли Хаомой, древние китайцы определили понятием Дао. Китайское понятие Де — аналог авестийской Хварны. Знаменитый трактат Лао Цзы «Дао де Цзин» можно перевести как «Книга о Хварне и Хаоме». Дао — это состояние вовлеченности в ход естественных процессов, когда человек живет синхронно с миром и ничего не боится. Состояние Де — это добродетели, развитие, эволюция, путь вверх, в то время как Дао — это путь в горизонтальной плоскости. Гармоничный человек должен развиваться в двух направлениях — горизонтальном и вертикальном, развивая в себе состояние Хаомы (Дао) и стараясь пробудить Хварну (Де). Сутью учения зерванитов всегда было соединение двух потоков — Хварны и Хаомы, двух свастик, вращающихся в противоположных направлениях.


Вернуться к началу
  
За это сообщение пользователю Scarlett. "Спасибо" сказали:
Ksenna
 Заголовок сообщения: Re: Хаома — дополнение Хварны Источник: astro.kh.ua
СообщениеДобавлено: 14 янв 2017, 17:03 
 

Хаома — древо всех семян


Хаома — древнейшее иранское божество, имеющее точный аналог в индийской мифологии. В Ведах авестийскому Хаоме соответствует Сома, чье имя, так же как и имя Хаомы, происходит от глагола «выжимать». Сома-Хаома — это прежде всего обожествленный ритуальный напиток бессмертия, обладающий галлюциногенными свойствами, способными пробудить в человеке его божественную природу, это также само божество, персонифицирующее волшебный напиток, и то растение, из которого выжимают сок для приготовления Хаомы. Хаома — триединое божество, в образе которого сливаются воедино качества трех благих царств, созданных Творцом, — растительного, животного и человеческого. В едином образе тройственного Хаомы растительное царство представлено тем самым растением, сок которого содержит в себе божественную силу, животное царство — молоком благой коровы, которое необходимо для приготовления ритуального напитка, а царство человека — антропоморфным образом самого божества Хаомы, который, согласно Авесте, стал первым жрецом, восславившим небожителей. Три воплощения Хаомы образуют нерушимое единство, что вполне соответствует духу самой иранской религии, для которой понятие тройственности мироздания было одним из отправных пунктов в космологической картине мира.

Изображение
древо хаома


Древо Хаомы, являющееся иранской интерпретацией архетипической идеи мирового древа, соединяет три мира верхний мир идей — Меног, средний мир — Ритаг и нижний воплощенный мир — Гетиг. Корни мирового древа уходят глубоко под землю, крона поднимается к звездам, Луне и Солнцу. Мировые воды озера Ворукаша питают Древо Всех Семян, давая жизнь всему сущему. Три мира Вселенной: Меног, Ритаг и Гетиг; три небесных сферы: неподвижных звезд, Луны и Солнца; три священных храмовых огня зороастрийской религии, посвященных трем сословиям: огонь царей и военачальников (Атар Гушнасп), огонь жрецов (Атар Фарнбаг) и огонь общинников (Атар БорзенМихр); три основных понятия зороастрийской этики: Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело, соответствующие триаде верховных божеств авестийского пантеона — Воху-Ману, Ахура-Мазде и Аша-Вахиште; три необходимых фактора для существования семьи и продолжения рода отец, мать и ребенок; три составляющие человеческой сущности: дух, душа и тело; три этапа любого процесса — все эти триады удивительным образом переплелись в тройственной символике мирового древа Хаомы. Троица, упорядочивающая мир, — не просто некая числовая константа, она есть мистический символ целостности мироздания, нашедший отражение в вертикальном членении мирового древа Путь эволюции, движение вверх, стремление к свету, рост и развитие — это те понятия, которые вкладывала человеческая мысль в образ мирового древа. Зороастрийцы видели в нем образ лестницы к небесам, по которой человеческая душа может подняться к небожителям. Древо Хаомы — связующее звено между небом и землей, между людьми и богами, и потому сок этого древа является напитком бессмертия и преображения. Считалось, что Хаома приносит счастье, богатство и радость, дарует жизненную силу, награждает поэтическим и пророческим даром, воодушевляет и толкает на подвиги. Употребление напитка Хаомы пробуждает в человеке высшую божественную природу, делая его способным различать добро и зло, видеть истинную суть вещей и событий, в чем заключается коренное отличие напитка Хаомы от других опьяняющих напитков, действие которых состоит в одурманивании человека и лишении его воли. Главное отличительное качество ритуального напитка зороастрийцев от любых иных алкоголесодержащих и наркотических веществ — это его тонизирующее воздействие как на психическую, так и физическую природу человека. В настоящее время достаточно трудно идентифицировать сому-хаому с тем или иным реально существующим растением. Ученые предполагают, что в качестве сырья для приготовления ритуального напитка древние арии могли использовать сок конопли, ревеня, вереска, белены, кузьмичевой травы, мухомора, молочая или эфедры. Попытки докопаться до истины в данном вопросе не приведут к бесспорной идентификации, поскольку, как известно, география расселения арийских народов чрезвычайно широка. Различие в климатических условиях и преобладающей растительности в удаленных друг от друга местностях невольно должно было привести к тому, что представители различных арийских племен для приготовления ритуального напитка должны были использовать различные растения, с тем лишь условием, чтобы эффект от его употребления соответствовал эффекту от употребления истинной Хаомы. Русское слово «хмель» по этимологии восходит к авестийскому Нош, что говорит о том, что наши предки использовали в ритуальных целях именно хмель, поскольку не имели возможности использовать эфедру — хвойный кустарник, растущий в Иране и на севере Индии, который в настоящее время используется для приготовления хаомы современными зороастрийцами. Опьяняющие качества хмеля были отмечены скифами, сарматами и осетинами, которые даже называли хмель Hauma-ariaka — «арийская хаома». Но не один лишь хмель способен был заменить истинную Хаому — в ранних индийских сочинениях говорится о том, что традиционный вид «сомы» в случае его отсутствия можно заменять другими травами, кустарниками и даже злаками, способными оказывать эйфорическое воздействие. Саяна — один из ранних комментаторов «Ригведы» — писал о том, что вьющееся растение «путика» может заменить сому, если ее добыть невозможно, если же нет ни сомы, ни путики, следует использовать сок темной травы «арджунани». Как мы видим, употребление ритуального напитка, раскрепощающего сознание, было широко распространено у многих арийских народов, хотя само растение, сок которого использовался для приготовления «напитка бессмертия», зачастую варьировалось. Если опираться на Авесту, то за истинную Хаому следует принимать золотистое благовонное растение с длинными побегами, растущее на горных склонах. Пехлевийские тексты называют Хаому «Древом всех семян», «Древом бессмертия», «Царем всех лекарственных трав». Хаома обладает силой исцеления, оказывает тонизирующее и врачующее действие на организм человека, высвобождает его творческий дух. Нет ничего удивительного, в том, что растение, обладающее подобными качествами, стало предметом поклонения. С древнейших времен оно использовалось ариями в религиозных целях.

Изображение
Древо всех семян

Значительная часть зороастрийского богослужения состоит из ритуала приготовления Хаомы — «напитка богов». Для того чтобы его приготовить, необходимо замочить стебли галлюциногенного растения в воде, затем растолочь их в ступке, выжать сок, смешать его с молоком, затем добавить в него ячменных зерен и оставить бродить на несколько дней. Все это действо сопровождается чтением молитв и магических заклинаний. Получаемый в результате напиток способен преобразить человеческое сознание, пробудить в нем желание стать лучше и чище, изменить себя и окружающий мир. Тому, кто отведает священного напитка, явится само божество — лучезарный золотоглазый Хаома в образе прекраснейшего мужа и откроет достойному тайны мироздания. В таком образе явился Хаома Заратуштре, согласно свидетельству авестийского Хом-Яшта: «Однажды на рассвете дня Хаома предстал Заратуштре, снаряжавшему огонь для жертвоприношения и певшему, в то же время, святые песни. Заратуштра, увидев его, спросил: «Кто ты, прекраснейший из людей, каких не видал я во всем мире, по твоему достоинству и по наружности, свойственной только существам бессмертным? » Ко времени получения откровения Заратуштра уже был жрецом арийской религии (что выделяет его из числа других пророков мировых религий). Явление ему Хаомы в человеческом образе во время исполнения Заратуштрой его жреческих обязанностей весьма неслучайно. Как мы уже отмечали, божество Хаома выполняло жреческие функции (он первым вознес хвалу Творцу мира Ахура-Мазде, за что ему был дарован усыпанный звездами пояс кушти — символ принадлежности к маздаяснийской религии). Хаома — первый жрец среди божеств, Заратуштра — первый жрец истинной религии среди людей. Явление божества-жреца человеку-жрецу следует понимать не просто как эпифанию (богоявление) — желанный итог любого богослужения, но и как указание на возможность общения человека с божеством в состоянии мистического транса, вызванного употреблением напитка бессмертия.

Изображение
Жрец, несущий чашу с хаомой. Фрагмент рельефа в Персеполе

Употребление ритуальных напитков мы видим и в других религиях, но особенно ярко в культе виноградной лозы в мистериях Диониса, адепты которых почитали виноградный сок как кровь растерзанного титанами Диониса, а вино, получившееся в результате брожения сока, — как символ бессмертия и воскресения божества. Христианская концепция Святого причастия и вкушения «тела» и «крови» Христовой восходит к древнейшей идее мистического слияния с божеством путем переживания вечного, но все-таки каждый раз нового акта мученической смерти и воскресения божества. Участник религиозного ритуала, воспроизводя в сотый раз одну и ту же мифологему, всякий раз заново переживает момент религиозного экстаза, сам уподобляясь умирающему и воскресающему божеству. Собственно говоря, смысл литургии и состоит в мистическом преображении человеческой души. Исповедь символизирует собой смерть грешной человеческой природы и отказ от ошибок прошлого, причастие же — символ рождения в Боге, воскресения человеческой души, обретения крыльев, способных поднять человека над суетой повседневности и направить его к небу, Солнцу и звездам. Прикосновение к извечным тайнам мироздания путем переживания мистического опыта слияния с божеством — это бесценный дар человеку, сумевшему прийти к осознанию своего места в мире. Употребление ритуальной пищи и напитков, помогающих человеку отрешиться от реальности и настроиться на общение с божеством, известно во многих религиозных традициях. Участник церемонии всякий раз переживает символическую смерть и всякий раз воскресает, тем самым уподобляясь самому божеству, что, очевидно, является для последнего лучшим видом пожертвования. Мисты, погружаясь в религиозный транс или просто вновь обыгрывая мифологический сюжет, действительно воскрешают то божество, которому поклоняются, оживляя его силой своего воображения. То, что происходит в психической реальности, не менее значимо для человека, чем то, что происходит в реальности физической. Психический уровень гораздо тоньше и пластичнее физического. Душа оживляет тело, она дает ему жизнь и заставляет двигаться. Когда же душа покидает физическое тело — тело погибает. Древние считали, что не только боги могут творить человека, но и человек может творить богов. Мы можем вдохнуть жизнь даже в каменное изваяние, подобно тому, как Пигмалион оживил Галатею, и не следует считать древних ваятелей глупыми идолопоклонниками. Человеческая душа, сливаясь с движением других человеческих душ в едином религиозном порыве, становится способна творить чудеса. Неистощимые психические ресурсы, дарованные человеку Природой, при правильном их использовании, делают возможным вознесение человеческой души до высот лицезрения Божества и даже более того — они придают божественному объекту поклонения силы, необходимые для воскресения. Все практики медитации сводятся именно к этому, все религиозные священнодействия заставляют верующих переживать символическую смерть, даруя возможность воскресения для новой безгрешной жизни. Смерть и последующее за ней воскресение божества — мотив универсальный, благодаря своей архетипической природе, принявший общечеловеческие масштабы. Он повторялся в различных мифологических традициях настолько часто, что для объединения довольно большой группы различных персонажей одного мифа исследователями религиозной мысли был даже введен термин «Умирающе-воскресающее божество». Коллективное бессознательное человечества породило этот универсальный образ, который в разных религиозных традициях получил имена Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса, Балу, Думузи и т.д.Дионис — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

Изображение
Дионис

Мифам об исчезающих и возвращающихся богах преимущественно свойственна земледельческая семантика, и, как правило, подобные божества символизируют собой производительные силы природы. Так, авестийский Хаома, который наряду с Сомой принадлежит к числу умирающе-воскресающих божеств, как бог плодородия, дарует тем, кто почитает его, богатые урожаи, обилие домашнего скота, здоровых сыновей родителям и мужей незамужним девицам. Но функции воспроизводства в культе Хаомы не были определяющими и не доминировали над его более сакральными функциями. Хаому почитали прежде всего как жертвенное божество, чья смерть является залогом спасения и бессмертия всей вселенной. Изначальный древнеарийский миф толкует гибель Хаомы, расчлененного другими божествами, растертого и употребленного на приготовление напитка бессмертия, как спасительный акт космического жертвоприношения, в результате которого устанавливается вселенский порядок.

Изображение
древо Хаома

Торжественное жертвоприношение Хаомы составляет основное содержание зороастрийского богослужения, которое так и называется — ясна («жертва» в переводе с авестийского). Жертвоприношение Хаомы гарантирует участникам зороастрийского ритуала бессмертие души, устойчивость социального и космического миропорядка. Согласно эсхатологическим представлениям зороастрийцев, последняя ясна, которую совершат Саошьянты — Спасители рода человеческого, вернет мир в изначальное совершенное состояние и люди обретут прекрасные бессмертные тела, не подверженные болезням и смерти, поскольку демоны разрушения будут уничтожены. То, что известно каждому христианину и что он повторяет ежегодно, встречая Пасху — «Христос восстал из мертвых, смертью смерть поправ», вполне доступно пониманию любого зороастрийца, и даже более того — вера в конечное воскресение и победу над смертью составляет суть жизнеутверждающей религии Зороастра.


Павел Глоба «Живой огонь» 2008г.


Вернуться к началу
  
За это сообщение пользователю Scarlett. "Спасибо" сказали:
Ksenna
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB