Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
Не так давно услышала фразу о том что все некрополисты больные на голову и только им может быть интересно всё что связано с кладбищами. А я как раз задумала цикл статей о надгробиях, о том какие они бывают, художественные и не очень. Разместила несколько отрывков на разных ресурсах, люди мне стали писать что это действительно интересно и раньше они о таких вещах не задумывались, а теперь вот стали обращать внимание. Предлагаю и вашему вниманию небольшой отрывок. Как видите упор сделан на фотографии м минимум текста. Как говориться: лучше один раз увидеть...
Расскажу как возникла эта идея.
Живу я в промышленном пригороде блистательного Санкт-Петербурга, в городе Колпино. В одном из парков у нас стоял камень. Странный такой камень и ничего на нём не было. Я, когда была маленькая, задавала вопросы, почему он здесь стоит, зачем, для чего. Никто из взрослых не знал. Потому что все они сами были приезжими, лимитчиками, приехали из разных краёв работать на заводе.
Как позже выяснилось, камень этот служил постаментом для памятника В.И.Ленину. Вождю мирового пролетариата, ежели кто не знает.
Но памятник демонтировали в 1954 году. А камень остался стоять.
Сейчас на нём установлен какой-то подозрительный глобус.
И вот, иду я как-то по Смоленскому кладбищу и вдруг вижу точно такой же камень. Ну один в один!
Потом ещё такой же. И ещё, только поменьше. Тут начинаю понимать, что в Колпино, в парке стоит самое настоящее надгробие. Выполненное в виде такого вот камня. Видимо, когда-то их делали массово. Тема меня заинтересовала, я стала искать сведения и выяснила, что, действительно одно время были в моде надгробия в виде набегающей волны.
И вошли они в моду после открытия памятника Петру Первому.
Выглядят они так:
На таком надгробии может размещаться крест, скульптура, всё что угодно.
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
Как видите, эстетика некрополя тесно связана с эстетикой города, городской среды. Возможно не все с этим согласятся. В последнее время появилось много людей, называющих себя экстрасенсами, рассуждающих об "энергетике", и они очень любят напустить туману и внушить страх, говоря о кладбище всегда подчёркивают что это город мёртвых и там всё не так как у живых. Но существование самого кладбища было бы невозможно без живых людей. Именно их вкусами и запросами руководствуются мастера, создавая надгробия. А вкусы горожанина формирует городская среда. Не долго думая он переносит на погост то что наблюдает вокруг себя. Бывает и наоборот: мастер ваяет творение, впечатлившись чем-то на погосте.
Приведу небольшую цитату из книги "Исторические кладбища Санкт-Петербурга: "Любопытно проследить возникновение новых форм надгробных памятников в связи с развитием архитектурных образов эпохи классицизма. Так, первый городской памятник в форме обелиска встал на Царицыном лугу в Петербурге в 1799 г. (обелиск «Румянцева победам», архитектор В. Бренна).
К этому же году относится наиболее раннее из известных надгробий этой формы – обелиск А. Литке на Волковском лютеранском кладбище (перенесен в Некрополь XVIII в.).
Ну, и пошло-поехало, обелиски стали появляться на могилах.
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
А с Александровской колонной - обратный случай. Фигура ангела с крестом символизирует Веру, и такие фигуры украшали надгробия раньше чем появился знаменитый столп.
То есть идёт такое взаимопроникновение, некрополь формируется как часть городской среды.
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
Далее я буду рассказывать о том какие ещё бывают надгробия. И начну, пожалуй, с обелиска, раз уж мы про него заговорили.
Обелиск - сужающийся кверху монумент, чаще всего квадратный в сечении. В Древнем Египте обелиски были символами солнца. В переводе с древнеегипетского "обелиск" означает "луч".
В ------ обелиски часто приземистые, больше похожие на пирамиду. Их ещё называют пирамидальными.
Обелиск может стоять на постаменте. Постамент - это основание, подножие сооружения.
И, разумеется, обелиски можно увидеть не только на кладбищах.
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
Позволю себе ещё одну цитату. Николай Семёнович Лесков писал: «...скромному и истинно святому чувству нашего народа глубоко противно кичливое стремление к надмогильной монументальности с дутыми эпитафиями, всегда более или менее неудачными и неприятными для христианского чувства. Если такая претенциозность и встречается у простолюдинов, то это встречается как чужеземный нанос — как порча, пробирающаяся в наш народ с Запада, — преимущественно от немцев, которые любят "возводить" монументы и высекать на них широковещательные надписи о деяниях и заслугах покойника. Наш же русский памятник, если то кому угодно знать, — это дубовый крест с голубцом — и более ничего. Крест ставился на могиле в знак того, что здесь погребен христианин; а о делах его и значении не считают нужным писать и возвещать, потому что все наши дела — тлен и суета. Вот почему многих и самых богатых и почетных в своем кругу русских простолюдинов камнями не прессуют, а "означают", — заметьте, не украшают, а только "означают" крестом. А где от этого отступают, там, значит, отступают уже от своего доброго родительского обычая, о котором весьма позволительно пожалеть» [Лесков Н.С. Карикатурный идеал // Собр. соч. Т. 10. М., 1958. С. 214-215.]. Сам Лесков завещал отметить место своего захоронения как можно скромнее, но не все мыслят подобным образом и надгробия встречаются весьма помпезные. Знаменитые скульпторы не гнушались работать в этом направлении и, поскольку образование у многих было академическое, мы можем проследить и влияние классицизма, берущего начало в Античности, и Древнего Египта, и многих других культур.
Лесков назвал самым правильным русским надгробием крест с голубцом. Рассмотрим. ГОЛУБЕЦ (Голбец) - крест с кровлеобразным покрытием; надгробие, напоминающее по форме дом.
Кроме такого скромного креста, к наиболее простой форме надгробия можно отнести плиту.
Ну, как сказать, - простое. На плите, кроме имени и дат, могут встретится символы, которые нашему современнику не совсем понятны или совсем не поняты. Вот здесь мы видим череп. Многие скажут что это символ смерти. Кто-то добавит что это ещё и символ бесстрашия перед её лицом. Но существует апокрифическое предание о том что Голгофа (гора на которой был распят Христос) - это могила ветхозаветного Адама. Череп Адама омывается кровью Распятого, что символизирует спасение и веру в воскресение мёртвых. Череп этот так и называют - Адамова голова.
На надгробиях он изображается внизу, так же как и на крестах.
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
Стела - это та же самая плита, только поставленная вертикально.
Стела времён Античности.
Кроме того, стелой могут называть стоящую вертикально колонну. Вот, например, в каждом городе, которому присвоено звание города Воинской Славы, обязательно должна быть установлена такая стела.
Лично я назвала бы эту конструкцию колонной на постаменте.
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
Саркофаг.
Не вникая особо какие химические процессы происходят в саркофагах скажем только, что буквально саркофаг означает - пожирающий мясо, пожирающий тело. То есть, тело должно быть помещено в саркофаг.
Так и было в том же Древнем Египте.
Или в Риме.
В Западной Европе тоже.
Но в ------, как всегда, пошли своим путём и стали устанавливать саркофаг просто как надгробие.
Саркофаги бывают сделаны из плит, полые внутри, бывают монолитные, но, как уже говорилось, это надгробия, а гроб с телом находится в земле под ним.
В Западной Европе было модно помещать на крышке саркофага скульптурное изображение усопшего, как будто он спит. Сон - аллегория смерти.
В ------ тоже есть подобные надгробия.
Но популярными они не стали.
Возможно именно поэтому наши люди упорно видят на Четвёрке Мечей (Таро Райдера-Уэйта) спящего человека, а не надгробную статую.
В связи с этим надгробием есть любопытная байка. Рассказывают что молодой офицер заснул то ли на посту, то ли на дежурстве и был застукан на месте преступления самим Николаем Первым. Сейчас невозможно сказать что было раньше:
1. Эта история вдохновила скульптора. 2. Надгробие вдохновило сочинителей историй.
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
Уже неоднократно мы упоминали Древний Египет, Грецию и Рим. И уйти от этого пока не получается. Потому что сейчас я буду рассказывать о таком виде надгробий как урна/ваза. Урна и ваза это, по сути, ритуальные сосуды. Наверно, все изучали в школе как готовили к погребению мумии. Сначала извлекали внутренности, печень, лёгкие, желудок, кишки и помещали в специально предназначенные для этого сосуды - канопы.
В греко-римском мире, там где была распространена кремация, прах тоже помещали в с ритуальные сосуды - урны. После чего сосуд или закапывали в землю или устанавливали в нишу колумбария или в склеп.
Недавно мне попалась любопытная статистика: на Западе кремируют 90 процентов умерших, в то время как в ------ не больше 15-ти. Такая вот разница культур. Ну, и масштабы тоже играют роль, сколько у них там земли и сколько в ------. В наши дни урны с прахом тоже или погребают на т.н "урновых участках".
Или помещают в колумбарий. Не все они, увы, выглядят достойно.
Ниже показаны надгробия, украшенные урнами. Разумеется, праха они не содержат. Это просто элемент декора.
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
До сих пор мы говорили про урны. Но бывают ещё вазы. Они немного другие.
Бывают вазы-курильницы, вазы-светильники.
Вообще, надо отметить что во времена Античности разнообразные сосуды, размещённые на поверхности не содержали праха, а предназначались именно для жертвенных благовонных курений, возлияний и т.п.
До сих пор существует обычай "кормления" усопших. Люди оставляют на могилах еду и напитки. Церковь уж который век безуспешно борется с этими пережитками язычества.
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
А теперь мы переходим к следующему виду надгробий - жертвеннику.
Обычно мы представляем жертвенник как алтарный столик на котором приносят жертву.
Когда речь идёт о надгробиях, жертвенником, как правило называют прямоугольный, вытянутый в высоту объем, увенчанный широкой карнизной плитой с треугольными или лучковыми фронтонами и акротериями.
Как-то на одной из экскурсий по Смоленскому кладбищу (да-да, проводятся и такие экскурсии) нам показывали различные "масонские знаки" на надгробиях. В том числе упоминалось, что надгробие в виде шахматной ладьи тоже может указывать на то что под ним покоится масон.
На самом деле вот именно этот памятник числится как гранитный жертвенник.
Глядя на него, можно получить представление как эти жертвенники выглядят.
Ниже показаны жертвенники с нишей.
Разумеется, на жертвенниках могли быть накладные детали из бронзы или иных цветных металлов, которые (разумеется) утрачены.
В нише мог помещаться бюст или та же урна/ваза.
Урна, ваза или светильник может помещаться и на жертвенник.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения