Текущее время: 29 мар 2024, 00:15


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: «Голова Горгоны»
СообщениеДобавлено: 08 апр 2019, 11:42 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101835 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Золотникова О.А., кандидат исторических наук, Открытый Университет Кипра (Кипр),Греческий Открытый Университет (Греция)

«ΓΟΡΓΕΙΗ ΚΕΦΑΛΗ» («ГОЛОВА ГОРГОНЫ») МИКЕНСКОГО ВРЕМЕНИ ИЗ ДОДОНЫ ?


В Музее Акрополя в Афинах с Июня 2016 по Март 2017 г. проходила выставка, по- священная святилищу Зевса в Додоне (Эпир), под названием: «Додона. Оракул звуков». Организаторам удалось собрать и выставить в объединенной экспозиции археологические находки из Додоны, постоянно хранящиеся в Афинском Национальном Археологическом Музее и в Археологическом Музее города Иоаннина. Среди артефактов позднего дои- сторического периода, представленных главным образом керамическими сосудами раз- личного предназначения и бронзовым ору- жием [3, c. 52-57], особый интерес вызывает небольшая терракотовая головка, являющаяся на данный момент единственным фигурным фрагментом эпохи бронзы, найденным на территории святилища (см. фото 1-2).

Головка хранится в Археологическом Музее Иоаннины (музейный № 4172), но оставалась не- опубликованной до организации выставки и включения ее в каталог экспонатов [3, c. 58, № 24]; по сути, краткое описание этой головки в каталоге выставки, выполненное греческим археологом Христосом Клитсасом, стало ее первой официальной публикацией. Настоящая статья имеет целью дать расширенное иконографическое описание головки из Додоны, специфицировать ее типологические характеристики, определить категорию доисторических терракотовых статуэток, к которой она может быть отнесена, уточнить ее датировку, а также интерпретировать образ, в ней представленный.

Описание артефакта Рассматриваемая терракотовая головка миниатюрна и трехмерна (объемна): ее высота 6.5 см, толщина 4.8 см, ширина лица 5.4 см; лицо тонкое, заметно сужается к низу. Головка цельная (т.е. не полая внутри); выполнена вручную из оранжево-желтоватой глины. Черты лица были обозначены с аккуратностью, очень четко, в натуралистической манере и, несмотря на некоторые поверхностные повреждения, просматриваются достаточно ясно: большие круглые, глубоко посаженные глаза в огромных круглых орбитах (глазницах), выступающие надбровные дуги; нос от-бит; у переносицы что-то вроде угловатой складки (если только это не результат повреждения); рот несколько поврежден, но заметно, что он открыт и что из него проступает либо высунутый язык, либо клык(и), либо и то и другое вместе, как в архаических и ранних классических изображениях Горгоны [8, № 251, 252, 255, 267 и др.]. Выступы, сохраняющиеся на лбу, и выступающее по окружности головы обрамление указывают на то, что го- ловка венчалась либо пышной прической женского типа (?) либо крупным головным убором (венком из цветов ? широкой диадемой ? полосом ?). Неровный нижний край головки и просматривающиеся следы шеи поз- воляют предполагать, что эта головка являлась частью небольшой фигурки, размер кото- рой мог быть ок. 25-30 см, если та была антропоморфной. Организаторы выставки датируют головку XVI-XI веками до н.э., но поскольку она изготовлена из такой же оранжево-желтоватой глины, какая была использована для изготовления найденных в святилище керамических сосудов XIII-XI вв. до н.э., ее тоже, видимо, следует датировать позднемикенским периодом. Кроме того, слишком ранняя нижняя датировка головки (XVI в. до н.э.), предлагаемая организаторами выставки, ставит ее в необоснованно исключительное положение среди всего доисторического керамического материала, найденного в Додоне до настоящего времени. По мнению Х. Клитсаса, в данной головке, имевшей функцию оберега и какое-то символически-ритуальное значение, представлен некий «демонический об- раз» [3, c. 58, № 24], однако такая интерпретация изображения слишком неопределенна.

Изображение

Иконографический анализ Проанализируем это изображение. С точки зрения типологии, головка из Додоны имеет целый ряд черт, которые в совокупности не встречаются в доисторических (минойских и микенских) терракотовых статуэтках и фигурах, известных на данный момент [12; 4]. Верхняя часть головки, будь это прическа или головной убор, указывает на женский пол образа. При этом реалистичное исполнение черт лица отличает додонскую головку не только от микенских цельных терракотовых статуэток традиционных типов (пси, фи, тау, куротрофос) со схематическим изображением головы и условной передачей деталей лица [4, c. 112- 144; 9, c. 166-167, figs. 127, 128], но и от тех немногочисленных микенских терракотовых ста- туэток и отдельно сохранившихся головок, которые составляют так называемую «натурали- стическую группу» [4, c. 109-112], а также группы «головки без покрытия» и «головки с полосом» [4, c. 144-147, 147-150]. Одна из черт додонской головки, обращающая на себя внимание прежде всего, это большие выпуклые глаза в огромных глубоких орбитах: очевидно, изготовитель головки сначала сделал большие углубления для глазниц, которые затем заполнил глиняными шариками. Такая манера исполнения глаз, при- дающая глазам особую выразительность, восходит к традициям минойского искусства и прослеживается в критских терракотах со среднеминойского периода (приблизительно XX-XVII вв. до н.э.) [12, c. 4, № 5; c. 77, № 89 – фото крайнее справа]. Так, глаза головки из Додоны удивительно напоминают глаза ми- нойской терракотовой головки, найденной в критском святилище на горе Кофинас (см. фото 3), датируемой примерно 1700-1580 гг. до н.э. [12, c. 55-56, № 60].

Изображение

Микенские мастера переняли эту миной- скую манеру исполнения глаз и применяли ее, как правило, при изготовлении вручную цель- ных терракотовых статуэток; при изготовлении же на гончарном кругу полых статуэток и бόльшего размера глиняных фигур, вместо углублений для глазниц они делали углубления вокруг глаз, что в принципе производило почти такой же эффект [12, с. 25-26, № 28-29; с. 32, № 36-37; с. 50, № 50, и др. терракотовые статуэтки, изготовленные во время греко-микенского присутствия на Крите]. Так, можно отметить разительную схожесть между додонской головкой (см. фото 2) и головами некоторых из глиняных идолов, найденных в Культовом Центре в Микенах (см. фото 4), датируемых примерно XIII-м веком до н.э. [13, с. 52-53; 9, c. 142, fig. 110], несмотря на разницу в размере (головы микенских идолов примерно 10-12 см) и тот факт, что идолы были выполнены на гончарном круге и полы внутри.

Изображение

Еще одна черта, усиливающая сходство между додонской головкой и головами некоторых из микенских идолов, это треугольная, или V-образная, форма лица, прослеживающаяся в изображении лиц в микенском искусстве с так называемой «маски Агамемнона» (XVI в. до н.э.) [9, c. 35, fig. 20-centre]. Треугольная форма лица, в принципе, отличает не только целую группу полых терракотовых статуэток микенского периода из Арголиды (например, женские статуэтки из Медеи, Тиринфа и Микен [9, с. 183, fig. 136]), но и при- мечательные головы из гипса – мужскую и женскую, найденные в Микенах и хранящиеся в Афинском Национальном Археологическом Музее [14, с. 83, pl. 104, b; 9, с. 180, fig.135], а также мужскую головку из слоновой кости, найденную в Микенах и хранящуюся в Археологическом Музее города Нафплион [9, c. 145, fig. 114]. Поэтому, может показаться, что додонская головка явилась в какой-то мере провинциальным периферийным подражанием терракотовым, гипсовым и другого рода скульптурным изображениям, изготавливавшимся в центральном регионе микенской культуры. Самая примечательная черта додонской головки, не имеющая параллелей ни в миной ских, ни в микенских терракотовых статуэтках и фигурах, найденных на данный момент, это широко открытый рот, из которого, как кажется, высунут язык и торчат зубы (клыки ?). В греческой иконографии исторического времени эти элементы были характерны для изображений Горгоны, идентифицируемых с начала VII в. до н.э., т.е. с раннего архаического периода [7, с. 46-80; 8, c. 289; 10, c. 79- 81]. Поражающе огромные глаза додонской головки также могут связывать ее с концепцией Горгоны, взгляд которой считался смертоносным, поскольку, согласно мифу, она превращала любого, смотрящего ей прямо в глаза, в камень. Тема устрашающей «головы Горгоны» / «Γοργείη κεφαλή», упоминаемая уже в поэмах Гомера (Илиада V.741, Одиссея XI.634), восходит к доисторической традиции [18, с. 353], и ее происхождение связано с минойскими религиозными представлениями: например, призматическая печать среднеминойского периода, сделанная из сердолика и хранящаяся в Музее Ashmolean в Оксфорде,имеет на одной стороне изображение человеческой головы с выпученными глазами в больших глубоких орбитах и широко открытым ртом, в котором видны длинные, явно нечеловеческие зубы [6, с. 235, № 101a] (см. фото 5).

Изображение

Это и еще несколько подобных средне- минойских и ранних позднеминойских / позднеэлладских изображений, обнаруженных на печатях, сосудах и оттисках печатей [11, с. 52- 54; 16, с. 174-176; 15, c. 83-84, fig. 34], определяются некоторыми исследователями как доисторические горгонейоны и считаются предшественниками раннеархаического иконографического типа «голова Горгоны» / «Γοργείη κεφαλή». Терракотовая головка из Додоны, видимо, тоже должна быть определена как изображение (или фрагмент изображения) Горгоны, при этом уникальное, поскольку на данный момент других доисторических / микенских фигурных изображений Горгоны неизвестно (с некоторой натяжкой как «Γοργείη κεφαλή» / горгонейон можно было бы определить небольшую терракотовую маску конца бронзового века, найденную на Кипре вблизи кипро-микенского культового комплекса в Энкоми, имеющую приблизительно те же черты, что и вышеупомянутые минойские горгонейоны – главным образом, широко открытый рот; однако, по мнению автора публикации, в которой эта маска приведена, она является просто «миниатюрной гротескной маской» [1, с. 7, fig. 4-top-right]). С точки зрения континуитета религиозной иконографии и религиозных представлений, важно то, что головка из Додоны, которую следует датировать позднемикенским периодом (XIII-XI вв. до н.э.) заполняет разрыв в более чем полутысячелетие между горгоновидными изображениями среднеминойского - раннего позднеминойского / позднеэлладского периодов (приблизительно XVIII-XIV вв. до н.э.) и самыми ранними архаическими изображениями Горгоны в греческом искусстве исторического времени (начало VII в. до н.э.).

Интерпретация изображения Согласно исследованиям по Горгоне, она изначально выражала примитивную устрашающую ипостась могущественного женского божества дикой природы и своим грозным видом должна была не только наводить на человека благоговейный страх, но и отпугивать от него «злые силы» [5, c. 349, 373; 7, с. 16-17; 18, c. 359-362]. Находки возможных изображений Горгоны доисторического времени, упомянутые выше, не соотносятся с определенным религиозным контекстом. Однако самые ранние исторические изображения Горгоны были найдены в таких культовых местах, в той или иной степени связанных с почитанием великого женского божества, как Кабирион у Фив в Беотии, святилище Артемиды Ὀρθεία в Спарте, Акрополь в Афинах [8, № 1, 6-8, 252, 279]. Особенно следует отметить горгоновидные изображения (ритуальные маски), датируемые архаическим периодом и очень похожие на додонскую головку, найденные в святилище Артемиды Ὀρθεία в Спарте (см. фото 6), которая являлась местной лаконской версией Великой Богини природы [2, c. 172, pl. 56, № 2-3]. Там же была найдена выполненная из кости головка несохранившейся фигурки Артемиды Ὀρθεία, датируемая VI- м в. до н.э., имеющая «устрашающие» черты лица – большие безжизненные глаза и проступающие изо рта верхние зубы [2, c. 219, pl. 120, fig. 6] (см. фото 7).

Изображение

Изображение

Таким образом, на основании указанных иконографических характеристик и приведенных историко-религиозных параллелей, рассматриваемую микенскую терракотовую головку с чертами Горгоны из Додоны можно считать изображением доисторического женского божества, связанного с грозными силами дикой природы и представлявшего устрашающий облик древней Великой Богини. Фигурка, которой принадлежала эта головка, могла быть либо вотивным приношением, сделанным в контексте культовой активности в Додоне в микенский период, либо предметом домашнего культа, предназначенным оберегать жилище, в котором она хранилась. Значение артефакта для установления истории святилища В заключение необходимо подчеркнуть значение самого факта находки этой головки на территории додонского святилища и ее идентификации как изображение Горгоны. Присутствие в Додоне Великой Богини в микенское время и в начале исторического периода признается и постулируется многими исследователями [3, c. 41], однако их аргументация, из-за отсутствия необходимого археологического материала, вынужденно основывается на данных более поздних источников, датируемых архаическим, классическим, эллинистическим и даже римским периодами.

В поддержку мнения о почитании в Додоне великого женского божества на доисторическом – ранне-историческом этапе, как правило, привлекаются следующие сведения [17, с. 72]: упоминание Павсанием почитания в Додоне Матери-Земли (Павсаний, Описание Эллады, X.12.10), действие в Додоне во второй поло- вине первого тысячелетия до н.э. культа Дионы как позднейшей версии богини-матери [3, c.43-44], обозначение додонских жриц культовым термином «голубицы» - «Πέλειαι» (Со- фокл, Трахинянки, 172) и бытовавшее в антич- ности поверье о том, что пророчества в До- доне давались путем воркования голубей с ветвей священного дуба (Геродот, История, II.54-58), при том что в греческой религии голуби традиционно связывались с женским божеством. В этом отношении додонская головка, определяемая как изображение Горгоны микенского периода, представляет собой непосредственное археологическое свидетельство почитания в Додоне в конце бронзового века могущественной и грозной богини природы минойско-микенского типа. Это позволяет проследить более обоснованно эволюцию религиозной концепции, связанной с Додоной: возникшее в конце третьего тысячелетия до н.э. как типично индоевропейское место почитания бога грома, организованное вокруг «священного дуба» [17, с. 18, 47-48, 71], святилище, очевидно, было микенизировано в конце второго тысячелетия до н.э. и частично переориентировано на почитание минойско- микенской Великой Богини.

Кроме того, идентификация среди доисторических артефактов такого признака культа всесильного женского божества, как «голова Горгоны», дает основания предполагать, что религиозная деятельность в Додоне в конце доисторического периода включала и ряд других культовых элементов, традиционно связываемых с концепцией Великой Богини, таких как оргиастические ритуалы, почитание различных божеств плодородия, и т.п. Для выяснения присутствия этих элементов в Додоне и уточнения тех форм, которые они принимали в культах Додоны на протяжении веков, необходимо дальнейшее тщательное рассмотрение всего материала – археологического, мифологического, и т.д., связанного с додонским святилищем.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Астильба
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB