Текущее время: 28 мар 2024, 21:57


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Шаманство и погребение в палеолите
СообщениеДобавлено: 21 янв 2020, 20:49 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101833 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Шаманство и погребение в палеолите
Антрополог Станислав Дробышевский об источниках духовной жизни древних людей, проблемах верификации и древних погребениях

phpBB [video]


Когда речь заходит о верхнем палеолите, возникает вопрос, что происходило в духовном плане, как древние чувствовали окружающий мир, какие у них были представления. Очень спекулятивная тема, про которую много рассуждают, но про нее у нас есть не очень много сведений. Мы черпаем их из нескольких источников. Во-первых, можно посмотреть на современные дикие племена. Идеальный образец — это, конечно, австралийские аборигены, потому что никого более «дикого» на планете в настоящее время нет. Они сохранили почти верхнепалеолитическое мировоззрение. То есть их орудия труда — это палеолит в чистом виде. Но проблема в том, что нет никаких внятных гарантий, что их духовные представления сохранились без изменений.

Также можно посмотреть на бушменов, пигмев, хадза, огнеземельцев и андаманцев. Но некоторые из них почти не изучены — например, огнеземельцы, андаманские аборигены. Сейчас изучают бушменов, но пока без видимых результатов. Про хадза тоже никто ничего не знает. Поэтому все этнографические исследования — это обрывки из отрывков. Тем более что большая часть современных дикарей уже тысячелетия живут в окружении земледельцев и скотоводов. Поэтому не факт, что их представления отражают что-то древнее.

Также у нас есть археология, в первую очередь погребения и вещи ритуального назначения. Иногда эти две вещи соединяются вместе. Погребения как таковые появились еще, видимо, у людей гейдельбергских, примерно 430 тысяч лет назад. Например, Сима де лос Уэсос в Испании — там датировка, если точно, 427 тысяч лет. Но это, видимо, были еще не совсем погребения, а санитарные погребения, когда трупы просто скидывали в яму. Причем яма никогда не копалась, это была просто дырка в земле. В этом погребении есть одно-единственное орудие, причем экзотическое, археологи назвали его Экскалибур — красный, с желтыми прожилками. Предполагается, что его поместили туда неспроста, что это ритуальное подношение, первый инвентарь.

У неандертальцев в плане погребений все уже интереснее: появились настоящие погребения. Но, в отличие от сапиенсов, в погребениях неандертальцев всегда лежит один человек, хотя несколько погребений могут располагаться взаимно друг другу вдоль или поперек. То есть видно, что когда они закапывали следующего человека, то знали, где лежит предыдущий. Поза погребенных у неандертальцев всегда одинаковая: скорчены на боку или на спине, нет какого-то разнообразия. Погребения всегда безынвентарные: нет никакой посыпки охрой, украшений. Хотя сверху могли лежать плиты из камня, рога горных козлов, как в Тешик-Таше.

У сапиенсов появляются все эти элементы примерно со времени 30 тысяч лет назад, а может, даже и раньше. А первые зачатки у протосапиенсов мы находим вплоть до 100 с лишним тысяч лет назад. В Схуле и Кафзехе есть погребения двойные и с инвентарем, с челюстью кабана в руке, с рогом лани сверху, с яйцом страуса, с украшениями из ракушек, с охрой. Форма погребения, то есть положение тела, меняется. Если раньше было скорченное тело, то у кроманьонцев положение разное: прямые, скорченные, на животе, на спине, сидящие погребения. В Костенках-2 мало того, что труп в сидячем положении, так для него еще выстроен целый дом. А совсем недалеко, в Костенках-14, труп заколочен в небольшую траншею.

Появляются обряды обезвреживания покойного, когда им подрезали поджилки, дабы он не убежал из могилы, не вылез и не начал ходить среди живых. Это наблюдается в Костенках-14, в Дольни-Вестонице — 3, то есть это довольно распространенная практика. Появляются представления о загробной жизни, а кроме того, шаманские практики. Распознать шаманское погребение проблематично, бывают нестандартные случаи — например, в погребении Дольни-Вестонице — 3. Там женщина вся засыпана густо-густо охрой, закрыта лопаткой мамонта и связана. На Ближнем Востоке такие захоронения тоже встречаются. Там женщина похоронена с тазом леопарда, с ногой кабана, со стопой мужчины в могиле, крылом беркута и шкурками от куниц. Это удивительный набор, и все это густо засыпано жареными черепашьими панцирями.

В Брно, например, мужчина лежит с закрытый костью мамонта, с челюстью и ребрами носорога, может быть, с бубном. По крайней мере, у него была колотушка из рога северного оленя. Также там обнаружена статуэтка с подвижными частями тела. Это единственная в своем роде находка: где голова крутилась, ручки, ножки. Все это было специально сломано. Есть предположение, что это обезвреживание вещей шамана, потому что в шаманских вещах живет дух.

Есть изображения подобных шаманов. Допустим, в пещере Труа-Фрер (Трех братьев) есть несколько таких изображений, в Ласко изображена фигура человека, но со звериной головой. Встречаются также рисунки с бычьими головами, как в Габиллу, с бизоньими, как в Шове. Причем эта пляшущая поза повторяется довольно регулярно на разных изображениях. Изображения есть наскальные, нацарапанные и нарисованные на предметах. Эти шаманские наряды и позы напоминают то, что мы знаем из этнографии наших северных сибирских народов или североамериканских индейцев. Если посмотреть изображения XIX века, на которых индейцы пляшут танец бизона, то это очень похоже на то, что нарисовано в Шове во Франции 20 тысяч лет назад.

Появляются инициации, которые мы узнаем по черепам людей. В Дольни-Вестонице у всех мужчин старше 18 лет есть шрамы на макушке, причем характерно расположенные. Видимо, делались ритуальные трепанации, но сквозные, шрамирование, скарификация, чтобы все опухло. У женщин и подростков такого нет.

Как минимум с верхнего палеолита, причем с раннего верхнего палеолита, начинаются такие практики. Но зачатки были и раньше. Правда, у более древних людей все ритуалы были намного скромнее. Например, есть неандертальская пещера во Франции, где найдены кости птиц с надрезками в тех местах, где крепятся очень красивые перья. Остается догадываться, что это они делали венки из перьев или себя украшали перьями, а если украшали, то зачем? В Брюникеле 176 тысяч лет назад люди — а это еще даже не неандертальцы — в 300 метрах от входа собрали сталагмиты, сталактиты, выложили из них круги и до угольного состояния жгли кости пещерных медведей. Видимо, это был ритуал, иначе зачем две тонны этих камней переносить и выкладывать?

С верованиями неандертальцев все очень непонятно. Начиная с верхнего палеолита появляется много материала, с которым можно работать, интерпретировать его. Появляются шаманизм, инициации, богатейшие погребения, самые неоднозначные. Погребения именно детей богаче, чем погребения взрослых. Причем детей не каких-нибудь, а с разными физическими патологиями, с экзотическими нарушениями. Есть идея у многих народов, что если высшее божество коснулось человека, то его перекосит, а значит, он особенный, и его надо беречь. В Ромито 1 и 2 обнаружено погребение женщины, молодой девушки, и мужчины. Мужчина ростом метр, с ахондроплазией, с укороченными руками и ногами лежит с девушкой в обнимку.

Проблема в том, что у нас есть все эти факты: шаманизм, инициация и погребения. Но что конкретно древние имели в виду, конечно, мы не узнаем, пока не изобретем машину времени. Потому что даже современные аборигены, когда их спрашивают, зачем они танцуют такой танец и почему именно так, почему у них такой узор на шаманском бубне, отвечают: «А дед так рисовал, так плясал, вот и я так же пляшу». Так что все мистические потусторонние вещи никогда не имели четкого выражения. Не было у них никакого внятного, осмысленного объяснения.

Тем более мы говорим о дописьменных культурах, у которых и не было унификации. Поэтому, например, погребения столь разнообразны, они все время чем-то различаются. Каждый раз, когда кто-то умирал — а умирали они редко, потому что в группе 10 человек, — древние уже забывали, как хоронили предыдущего, и на ходу изобретали по-новому. Это создает некоторые сложности для археологов. Очень трудно построить статистику, потому что каждый раз у нас что-то другое. С другой стороны, это дает повод современным писателям и, допустим, сценаристам художественных фильмов проявить свою богатую фантазию и изобразить жизнь древних людей гораздо интереснее, чем это делается сейчас.

https://postnauka.ru/video/101944


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Шаманство и погребение в палеолите
СообщениеДобавлено: 21 янв 2020, 22:05 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
К сожалению, информация о Богах неадертальцев вообщее отсутствует. Вероятнее всего здесь речь может идти о природных Духах.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Vannadis
 Заголовок сообщения: Re: Шаманство и погребение в палеолите
СообщениеДобавлено: 23 янв 2020, 15:18 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101833 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Точно неизвестно даже была ли сама вера какая-то у неандертальцев, раньше полагали, что нет, но современные исследования, говорят, что скорее всего вера в богов у них была, как и символизм, который присущ более поздним кроманьонцам.

Некоторые из наиболее важных доказательств ритуальных захоронений среди неандертальцев получены из пещеры Шанидар на севере Ирака. Датируемый возрастом более 46 000 лет, слой, в котором находятся неандертальцы, остается, и артефакты включают частичный скелет взрослого человека, который был обнаружен в могиле. На скелете было множество пыльцевых зерен цветущих растений. Ряд антропологов полагают, что эта находка указывает на то, что неандертальцы хоронили своих мертвецов с цветами, что является возможным свидетельством ритуальных погребальных практик и веры в богов загробного мира.

Изображение

Исследователи собрали и проанализировали образцы пыльцы снаружи и изнутри пещеры Шанидар. Тем не менее единого мнения нет , одни утверждают, что это были зачатки древней веры и неандертальцы хоронили своих соплеменников с цветами, обеспечивая проход в подземный мир к богу, другие считают, что пыльца была просто перенесена пчелами , так как ее количество в слое вызывает сомнения.

С кроманьонцами все по другому, то, что у них были боги - это определенно точно:

"Они также создали первые рудиментарные доменные печи, которые могли излучать огромное количество тепла, чтобы сжигать глину. Это было достигнуто путем выкапывания крошечного туннеля в нижней части очага, который позволял втягивать воздух. Действительно, 30 000 лет назад эти люди делали из керамики и глины фигурки животных и женщин с выпуклыми ягодицами и грудями - которые являются первыми богинями земли.

Многие из этих женских статуэток были сформированы так, что они сужались в конце. Предполагается, что для того чтобы устанавливать их в земле или на другие предметы, это были домашние богини, богини плодородия и земные матери. Фактически, большая часть произведенного искусства, будь то тонко обработанные «лавровые листья» или другие художественные шедевры, выполняли они ритуальные, духовные и эстетические функции. Тем не менее, они также создали искусство, которое предназначалось для того, чтобы на него смотрели, которым владели и которым восхищались, а также для торговли, в качестве ювелирных украшений и предметов домашнего обихода, а также в качестве предметов высокой ценности и религиозного почитания.

Тридцать пять тысяч лет назад кроманьонцы рисовали животных не только на стенах, но и на потолках, используя насыщенные желтые, красные и коричневые цвета в своих картинах и используя фактическую форму стен пещеры, чтобы соответствовать и придавать жизненный характер измерения, включая иллюзию движения к существу, которое они изображали. Многие из их гравюры на костях и камнях также показывают полное мастерство геометрического осознания, и они часто использовали контуры природы стен пещеры, включая выпуклости, для создания трехмерного эффекта.Подобные фигуры отражают не только действительность, но и первые зачатки веры в богов-животных и духов-животных."

Считается, что духовные системы верований кроманьонцев и других народов верхнего палеолита полностью превзошли системы своих предшественников по сложности, оригинальности, художественным и символическим достижениям. Кроманьонцы практиковали сложные религиозные ритуалы и, по-видимому, были первыми народами, которые пришли к концепции «бога». Однако они поклонялись не богу-мужчине, а богиням-женщинам, которых посещали животные и шаманы с головой животного.

35 000 лет назад кроманьонцы рисовали и гравировали медведя и мамонта, коней и беременных самок животных, а также богинь в углублениях темных пещер (Bandi 1961; Chauvet et al., 1996; Leroi-Gurhan 1964, 1982; Prideaux, 1973). У беременных женщин были статуэтки богинь плодородия. Кроманьонцы хорошо знали о различиях между стройной сексуальной женщиной и Богиней плодородия, поскольку они могли рисовать и то, и другое. То есть, в дополнение к беременным богиням плодородия, они рисовали стройных, стройных, обнаженных и пухлых молодых девушек в разных позах покоя (Joseph, 1993, 2000a).

Духи, души и колдуны

Как видно из их пещерного искусства и символических достижений, нижний мир кроманьонцев и других народов верхнего палеолита преследовался духами и душами живых, мертвых и тех, кто еще не родился, как животные и человек (Брэндон, 1967; Кэмпбелл, 1988; Кун, 1955; Прайдо, 1973).

Народы верхнего палеолита верили, что эти души и духи могут быть очарованы и управляться охотничьей магией, а также заклинаниями колдунов и шаманов. Следовательно, в сочетании с поклонением богине кроманьонцы также полагались на шаманов и священников(жрецов).

В сотнях футах под землей, найдено подобие одного древнего шамана, одетого в шкуры животных и рога оленя, украшает верхнюю стену прямо над входом в грандиозную галерею 20 000-25 000 лет в Les Trois-Freres на юге Франции (Prideaux 1973 ).

Изображение

Изображение

Вокруг этого древнего колдуна скачут и кружат бизоны, олени, лошади, олени и, предположительно, их дух и их души. Как ни странно, изображения почти идентичного «колдуна» снова появляются в древних шумерских и вавилонских надписях, созданных четыре-шесть тысяч лет назад.

Они также верили и поклонялись богине, которая была связана с плодородием земли, а также луной и звездами. Одна великая богиня была вырезана из известняка над входом в подземный собор в Лосселе, Франция, более 25 000 лет назад. Она была окрашена в цвета жизни и плодородия, кроваво-красный. Ее левая рука все еще лежит на ее беременном животе, тогда как в правой руке она держит рог в форме полумесяца луны, на котором выгравированы тринадцать строк - число лунных циклов в солнечном году. Она была богиней жизни, связанной с тайнами небес и магическими силами луны.

Изображение

Чтобы увидеть многие из этих картин кроманьонцев и «религиозных» статуй и святынь, нужно войти в скрытый вход в подземную пещеру и проползти на значительное расстояние, иногда сотни ярдов, через извилистую, сужающуюся черную смолу туннель до достижения этих верхнепалеолитических подземных соборов. Здесь кроманьонец зажигал свечи и лампы, выполняя магические и духовные ритуалы, когда нарисованные животные и духи колебались в свете пещер.Природа и местонахождение соборов кроманьонцев, которые были найдены по всей Европе, и характер извилистых маршрутов, по которым можно добраться до них, и эффект пещерного света, который оживляет эти картины, является значительным, поскольку он охватывает особенности, связанные с переживанием и посмертия.

В древних египетских и тибетских книгах мертвых, о которых было сообщено среди многих из тех, кто пережил «почти смерть» или «жизнь после смерти», пребывание в темном туннеле обычно происходит вскоре после смерти. Только когда человек поднимется по туннелю, он увидит на уменьшающемся расстоянии свет, «свет» небес и рая. Однажды охваченный светом «недавно умерших» могут приветствовать души мертвых родственников, друзей и / или сияющих людей или животных, подобных существам (Eadie, 1992; Rawling 1978; Ring 1980).

Учитывая природу их ритуалов, шаманских образов и фигурок богинь, включая символику полета, связанного со смертью, кажется, что кроманьонцы были, вероятно, первыми людьми, которые занялись магией и колдовством, и, возможно, были первыми, кто разработал понятия небес и бога и богинь и первыми изобрели священников и шаманов. И поскольку кроманьонцы, очевидно, верили в загробную жизнь, они хоронили своих мертвецов едой, оружием, цветами, ювелирными изделиями, одеждой, подвесками, кольцами, ожерельями, многогранными инструментами, головными повязками, бусами, браслетами и так далее. Кроманьонцы были глубоко духовными людьми, и они полностью подготовили мертвых к путешествию в духовный мир, вооружив их так, чтобы они могли вечно жить на земле богов.

В то время как охота была центром религиозной жизни для мужчин, сбор пищи и гербология служили той же цели для женщин. Такие собирательные группы, как правило, были громкими, шумными и очень веселыми, наполненными разговорами и пением женщин, звуками игр и воплями детей. Некоторые женщины были беременны или, вероятно, носили и кормили грудью детей, которых можно было бы передавать от матери к сестре, тете и обратно. Дети и подростки резвятся и играют. Женщины могли говорить, петь, праздновать изобилие жизни, а также делиться и практиковать свою духовную веру и поклоняться вместе, поскольку они собирали природные дары.

Женщина-собиратель поклонялась Великой Матери, Великой Богине, Владыке Творения, Матери-Земле, Матери Всего. И она несла с собой гравюры на слоновой кости и камне Великой Матери, а также амулеты и кольца, а также статуи богини-матери, которые можно было вонзить в землю.

И пока мужчины совершали свои ритуалы в глубоких тайниках пещер, женщина поклонялась Великой Матери ранним светом рассвета и светом жатвы луны. И в то время как мужчины практиковали ритуалы, связанные со смертью и духовным будущим, женщины практиковали ритуалы плодородия, которые праздновали изобилие жизни. Танцы, пение, обряды плодородия стали отличительными чертами их ритуалов.

Использован материал Rhawn Joseph, Ph.D. reef4v2


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Шаманство и погребение в палеолите
СообщениеДобавлено: 23 янв 2020, 23:57 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Vannadis писал(а):
Точно неизвестно даже была ли сама вера какая-то у неандертальцев, раньше полагали, что нет, но современные исследования, говорят, что скорее всего вера в богов у них была, как и символизм, который присущ более поздним кроманьонцам.

Некоторые из наиболее важных доказательств ритуальных захоронений среди неандертальцев получены из пещеры Шанидар на севере Ирака. Датируемый возрастом более 46 000 лет, слой, в котором находятся неандертальцы, остается, и артефакты включают частичный скелет взрослого человека, который был обнаружен в могиле. На скелете было множество пыльцевых зерен цветущих растений. Ряд антропологов полагают, что эта находка указывает на то, что неандертальцы хоронили своих мертвецов с цветами, что является возможным свидетельством ритуальных погребальных практик и веры в богов загробного мира.

Изображение

Исследователи собрали и проанализировали образцы пыльцы снаружи и изнутри пещеры Шанидар. Тем не менее единого мнения нет , одни утверждают, что это были зачатки древней веры и неандертальцы хоронили своих соплеменников с цветами, обеспечивая проход в подземный мир к богу, другие считают, что пыльца была просто перенесена пчелами , так как ее количество в слое вызывает сомнения.

Конкретно в этом случае можно предположить, что неадертальцы, не имея чёткого представления как выглядит и что из себя представляет их Бог, воспринимали его как Духа пещеры.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB