Заголовок сообщения: Рукотворное чудо – мавзолей в Галикарнасе
Добавлено: 21 июл 2019, 19:24
Администратор
Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53 Сообщений: 22049 Медали: 53 Cпасибо сказано: 866 Спасибо получено: 19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203
В древности на территории современной турецкой провинции Мугла располагалось государство Кария, со столицей в городе Галикарнас. Этот город-порт существует и в наши дни, и носит название Бодрум. Расположен он примерно в 300 км к западу от Антальи, и отделен от материка безводными равнинами и поросшими лесом горами. Мавзолей в Галикарнасе, построенный в IV веке до нашей эры по приказу царицы Артемисии III в память о ее супруге - карийском царе Мавсоле, считался одним из семи чудес света, так как был плодом трудов лучших архитекторов, скульпторов и художников того времени. Несмотря на то, что Геродот был уроженцем Галикарнаса, о раннем прошлом этого города известно не так уж много - «отец истории» упоминает о нем лишь изредка, и это не удивительно – ведь события, принесшие Галикарнасу известность, произошли более полувека спустя после смерти Геродота. Римский ученый I века до нашей эры Витрувий писал, что Галикарнас своим расположением на склонах холмов напоминал круглую сцену театра, а внизу, у пристани, посреди обширнойплощади находился знаменитый Галикарнасский мавзолей.
Мавсол и Артемисия – правители Карии
В годы правления царя Мавсола (377 – 353 гг. до нашей эры) Галикарнас достиг своего наивысшего расцвета - в знак того, что он намерен распространить свои владения и на близлежащие греческие острова, карийский царь сделал этот прибрежный город столицей своего государства. Будучи талантливым дипломатом, Мавсол был практически независим от влияния Персидской империи и подчинил себе всю юго-восточную часть Малой Азии. Мавсол был большим поклонником греческой культуры: при его дворе процветали греческие науки, искусство и философия, и он всячески способствовал их распространению. После смерти царя на трон взошла его супруга Артемисия. Правила страной она недолго – всего лишь 2 года, так как сильная скорбь о потере любимого мужа пагубно сказалась на ее здоровье, однако царица не забывала о своих обязанностях и придерживалась преимущественно принципов правления, принятых при Мавсоле.
Когда жители острова Родос узнали, что женщина правит всей обширной территорией Карии, они решили захватить ее царство, направив для этого в Галикарнас весь свой военный флот. Получив сообщение об этом намерении родосцев, Артемисия приказала жителям города выйти на крепостные стены, а карийскому флоту занять место в тайной гавани. Когда родосцы пристали к берегу, жители Галикарнаса по указу царицы приветствовали их с крепостных стен. Захватчики оставили свои корабли и вошли в город, и в этот момент из укрытия показался флот Артемисии. Пути к отступлению у родосцев не было и, застигнутые врасплох, они были перебиты прямо на Галикарнасской площади. Заняв вражеские корабли и украсив их лавровыми венками, карийцы направились к Родосу. Жители острова, уверенные в том, что их флот вернулся с победой, позволили им пристать к берегу, в результате чего Родос был захвачен, а его правители казнены. В честь своей победы мстительная Артемисия приказала установить на покоренном острове памятник, состоящий из двух фигур: царица Карии, выжигающая рабское клеймо на теле мужчины, символизирующего Родос. Памятники, возведенные в честь победы, считались священными, и даже после обретения родосцами независимости от Карии религиозные представления не позволяли им уничтожить ненавистную статую, поэтому они возвели вокруг нее стену и выставили охрану из лучших воинов, в результате чего доступ к памятнику стал невозможен, и он получил название «абатон» - закрытый, недоступный.
Мавзолей – свидетельство любви
Строго говоря, в Галикарнасе больше не происходило событий, которые имели бы историческое значение, поэтому своей известностью этот город обязан именно знаменитой гробнице, возведенной Артемисией для увековечения памяти Мавсола. У царственной четы не было детей, и Мавзолей стал единственным свидетельством любви и невероятной скорби Артемисии о покойном супруге - вдовствующая царица все оставшиеся дни прожила в печали, которая и свела ее в могилу. Ходили слухи, что она подмешивала прах мужа в свое питье. Проект гробницы был разработан греческими архитекторами Пифеем и Сатиром, а воплощали их замысел в жизнь величайшие скульпторы того времени – Скопас, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Сама художественная идея Мавзолея была совершенно нова: впервые в истории греческой архитектуры соединялись в одном сооружении все три основных стиля – коринфский, ионический и дорический, а также высота здания превышала длину фасада, что нетипично для греческих храмов. Основой для Мавзолея служил массивный пьедестал, сложенный из необожженного кирпича, и облицованный плитами из белого с черными прожилками проконесского мрамора. Именно внутри этого основания и находилась погребальная камера, где покоился прах Мавсола, а затем и Артемисии. На пьедестале располагался храм, опоясанный 36 колоннами высотой около 7 метров – там совершались жертвоприношения в память усопшего, а крышей служила пирамида, состоящая из 24 ступеней. На вершине пирамиды была площадка, на которой располагалась скульптурная группа, изображающая колесницу, запряженную четверкой лошадей, и стоящих в ней Мавсола и Артемисию. Здание как изнутри, так и снаружи было украшено множеством барельефов и статуй, выполненных с величайшим искусством: покой усопшего охранялся каменными львами, мифическими существами и воинами. Имена авторов многочисленных скульптур, заполнявших колоннаду храма, остались неизвестными. По свидетельству Плиния Старшего, рельефы с восточной стороны Мавзолея выполнены Скопасом, с северной – Бриаксидом, с южной – Тимофеем и с западной – Леохаром. Сюжетами для оформления Мавзолея стали подвиги Тесея, битва греков с амазонками и кентавров с лапифами. Часть фриза работы Скопаса, украшавшего восточную часть Мавзолея, сохранилась, и это дает нам возможность оценить мастерство одного из величайших скульпторов античности, способного передать все оттенки человеческих чувств. В подражание Галикарнасскому мавзолею по всему античному миру строились подобные гробницы, однако ни одна из них не приобрела такой известности. Артемисия, не дожившая до окончания постройки Мавзолея, все-таки добилась своей цели – в современном мире имя Мавсола упоминают чаще всего именно в связи с гробницей, построенной в его честь, а понятие «мавзолей» стало именем нарицательным. Галикарнасский мавзолей просуществовал 19 столетий и в XIII веке был разрушен землетрясением, а в XV веке рыцари мальтийского ордена использовали камни и мраморные плиты древней усыпальницы для постройки крепости св. Петра на месте, где некогда располагался царский замок. Впоследствии крепость св. Петра была захвачена турками, и в настоящее время это замок Будрум в одноименном турецком городе. В 1846 году Британским музеем была организована экспедиция для исследования развалин Галикарнасского мавзолея, и на основании полученных данных были составлены несколько вариантов реконструкции первозданного облика этого знаменитого памятника архитектуры.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения