Текущее время: 28 мар 2024, 23:13


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 23 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПАЗЫРЫКА - ЛЕДЯНОЙ МОГИЛЫ АЛТАЯ
СообщениеДобавлено: 06 июн 2022, 15:37 
Модератор
Модератор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 13 май 2013, 21:06
Сообщений: 6161
Медали: 48
Cпасибо сказано: 12968
Спасибо получено:
9865 раз в 4154 сообщениях
Магическое направление:: Руны, Глифы, Символы, Шаманизм
Очков репутации: 63538

Добавить
ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПАЗЫРЫКА - ЛЕДЯНОЙ МОГИЛЫ АЛТАЯ


Алтайские горы на юге Сибири — это обширный массив высоких скалистых хребтов, ледников и обрывистых ущелий. На северо-западе склоны гор покрыты дремучей тайгой, а на юго-востоке ландшафт полупустынный. К середине I тысячелетия до н.э. кочевой образ жизни здесь стал преобладать над древним земледелием. Тогда здесь жил ираноязычный кочевой народ, изготавливавший великолепные бронзовые, а затем железные оружие и другие изделия, культура которого испытывала влияние ахеменидского Ирана, а также Китая. О жизни, быте и культуре древних кочевников Алтая можно судить по ледяным могилам, разбросанным среди гор у границ ------ с Китаем и Монголией.

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ХОЛМЫ ПАЗЫРЫКА


Обычно цивилизация связана с городами. Однако алтайские скотоводы вели кочевую жизнь, меняли места базирования в зависимости от времени года и создали культуру, для процветания которой хватало походных шатров.

Основной признак давнего присутствия в этих краях людей — погребальные холмы в виде огромных куч камней, называемых курганами. Они встречаются повсюду в степях Евразии и доходят на западе до дунайских равнин. Однако алтайские курганы особенные — на высоте 1600 м над уровнем моря вечная мерзлота свыше 2000 лет (с IV—! вв. до н.э.) отлично хранит их содержимое.

В 1929 и 1947—1949 русские ученые провели раскопки в горном урочище Пазырык. Здесь находилось 5 крупных курганов, окруженных более мелкими. Пробив шурф к погребальной камере, археологи вступили в мир вечного холода: обнаружили гроб, завернутый в бурый войлок с яркой каймой. Вокруг лежала погребальная утварь — роскошные ковры и ткани, шкуры, бронзовые и железные изделия, арфа, тамбурины и многие другие предметы из дерева, кости и оленьего рога. За бревенчатой перегородкой находились останки нескольких лошадей с подстриженными гривами и заплетенными хвостами, а рядом — богатые чепраки, седла с кожаными подушками на деревянном каркасе, удила, уздечки, прочие части упряжи с ярко раскрашенными и позолоченными украшениями.

Очевидно, вскоре после похорон в курганах покопались охотники за сокровищами. Бальзамированные тела вынуты из саркофагов. Однако небольшие очаги вечной мерзлоты под насыпями курганов предохранили трупы людей и лошадей от гниения. Сохранились и многие предметы, сделанные из таких нестойких материалов, как шерсть, ткани, мех, войлок, кожа. Краски на тканях такие же яркие, словно над ними совсем недавно трудились мастера. Войлок ковров до сих пор упругий, меха шелковистые, дерево почти не тронуто гнилью.

Пазырыкские мумии относились к скифам — воинственному ираноязычному народу, различные племена которого (от царских скифов до массагетов и саков) господствовали тогда в степи от Алтая до Дуная (отметились курганами даже на Одере). Они периодически наводили ужас на тогдашние великие державы, доходя до Палестины и Месопотамии. Об обычаях скифов (одних из предков русских) можно прочесть у греческого историка Геродота (между 490 и 480— ок. 425 до н.э.).

Если верить Геродоту, каждому скифскому воину, чтобы сохранить честь, полагалось хоть раз в год убить врага. Трофейные черепа становились чашами, а кожи будто бы дубились и шли на плащи и подушки. В нелегких природных условиях, в постоянной борьбе с врагами могли выжить только суровые и закаленные воины. Именно скифы первыми развеяли ореол непобедимости своих «родственников» — персов и мидян. В 530 до н.э. в битве с восточными скифами (массагетами и саками) погиб вместе со всей армией создатель империи Ахеменидов Кир II Великий. А летом 512 до н.э. европейские скифы отразили глубокое (Дарий I дошел до района нынешнего Тамбова!) вторжение иранской армии.

Геродот пишет, что тело своего умершего царя скифы бальзамировали и хоронили в квадратной могиле, заваливаемой камнями. Рядом с покойным туда клали его коней, личные ценности и предварительно удавленных жен и рабов. Многие сообщения Геродота подтверждаются раскопками западных скифских курганов. Однако Пазырык дал то, чего в них не было. Вечная мерзлота позволила сохраниться уникальным в своем роде реликвиям.

Возможно, Геродот имел в виду жителей Алтая, описав далекое племя аргиппов. Оно занимало важное место в скифской мифологии. Аргиппы жили в горах и известны как хранители золота. Согласно легенде, они похитили драгоценный металл у стороживших его грифонов — крылатых монстров, часто украшавших скифские изделия. На языках тюрок, сменивших здесь скифов, «Алтай» значит «Золотые горы».

КОЧЕВОЙ БЫТ ПАЗЫРЫКЕ


Здесь жили скотоводы, кочевавшие со своими стадами в поисках хороших пастбищ. Люди зависели от животных. Пока скоту хватало травы и воды, у племени были мясо, молоко, шерсть, кожи. Как только пастбище истощалось, все снимались с места. Добро (везли на лошадях и в кибитках. Гак и сейчас живут степные кочевники, например казахи или монголы.

Эта жизнь подчинена законам природы. На Алтае маршруты кочевников определялись временами года и рельефом. Весной стада щипали свежую траву в речных долинах. Летом поднимались по зеленым склонам па высокогорные пастбища, где успевали буйно разрастись разнотравные луга — лучший корм для скота.

С приближением холодов стада гнали вниз, па полуоседлую зимовку. Люди почти не выходили из юрт — куполообразных разборных шатров из натянутого на деревянный каркас войлока. Подобное жилье и сейчас можно видеть по всей Центральной Азии. Ставили и бревенчатые срубы, крытые корой или деревянным настилом.

Громоздкая утварь не для кочевников: они предпочитали ковры и набитые конским волосом или травой подушки из шкур, кожи и войлока. Кошмы из него на полу и стенах защищали от холода и служили отличным материалом для декоративной отделки. Пазырыкские курганы дали великолепные образцы местного прикладного искусства, включая войлочные ковры с цветными аппликациями.

Две находки говорят о тесных контактах с другими странами. Первая — ворсовый ковер размером 2x2 м. На красном фоне вдоль его краев идет геометрический орнамент с грифонами, а в центре — декоративные джунгли, сквозь которые пробирается вереница пасущихся оленей и цепочка охотников. Это вещь иранского происхождения.

Вторая — чепрак с каймой из красного и синего фетра и кожаными вставками, украшенными золотыми и оловянными заклепками. По краям свисают шесть длинных пучков шерсти яка, но сама ткань — тонкий китайский шелк с фазанами, вышитыми среди замысловатых разноцветных арабесок. Даже в Китае материя такого качества была редкостью и встречалась разве что в приданом придворных дам. Не исключено, что ее привезла с собой невеста. Возможно, один из китайских правителей выдал собственную дочь за вождя кочевников Алтая, надеясь обезопасить границы от их набегов — именно против такой угрозы была выстроена в III в. до и.э. Великая китайская стена.

Эти находки говорят, что древние жители Алтая общались с великими державами к западу и востоку от своей горной родины. Кочевые торговцы уже проторили длинный трансазиатский маршрут, предшественник Великого шелкового пути Средневековья. Он проходил между Ираном и Китаем, и кочевники Алтая наверняка пользовались выгодами своего географического положения.

Немногая обнаруженная в Пазырыке мебель приспособлена к кочевому образу жизни. Это маленькие деревянные столики, состоящие из столешницы с четырьмя съемными ножками, искусно вырезанными в форме стоящих на задних лапах существ, похожих на кошек. Вещица легко разбирается и пакуется для транспортировки. Столешницы овальные, с бортиком и могут использоваться как блюда. Из сосудов найдены глиняные кувшины и деревянные миски, но больше всего кожаных контейнеров. Это кошели, мешки, бурдюки, фляги и вьюки, украшенные великолепной кожаной и меховой аппликацией.

Одежда древних жителей Пазырыка


Пазырыкские мужчины основное время проводили в седле, следя за стадами или охотясь. С помощью лука и стрел они защищали свой скот от хищников. Шкуры диких животных использовались на месте или продавались соседям. Больше всего ценился соболь, но хорошо шли также меха выдры, ирбиса, горностая и белки. Пух-перо давали дикие гуси, лебеди и куропатки.

Мужчины носили меховые штаны, заправленные в войлочную обувь или сапоги из мягкой кожи. Рубахи были посконные, отороченные шнуром из ярко-красной шерсти. Сверху надевали кафтан, часто из шкур мехом внутрь. Некоторые кафтаны просто роскошные. Один пазырыкский наряд изготовлен из бархатистых соболиных шкурок и покрыт тонкой вышивкой того типа, который и сейчас популярен в Афганистане. Еще его украшает кожаная аппликация в виде оленьего силуэта: рога окружены головами грифонов, а глаза — крошечные золотые бусинки — память о том, что олень, замененный лошадью, играл гораздо большую роль, чем сейчас (на панты). Для защиты от ледяных степных ветров были жизненно необходимы шапки. Меховые или войлочные, они делались с ушами, которые можно было поднимать или опускать, и, по словам Геродота, «жестко стояли остроконечным колпаком». Головные уборы такого типа и сейчас носят азиатские кочевники.

Мумии богатых женщин одеты не беднее мужчин. 11а одной женщине отороченный выдрой беличий кафтан мехом внутрь с широкой полосой лошадиной шкуры по подолу. Рукава узкие, с тонким декором. Кроме кафтана на ней безрукавка из меха выдры, белки и соболя, две пары войлочных чулок и сапоги из красной кожи с богатым узором даже на подошвах.

Татуировки кочевников


Из Пазырыкских курганов украдены драгоценности, но этот тип украшений воров не заинтересовал. Руки, ноги и торс одного мужчины покрыты фантастической татуировкой. Черты умершего явно монголоидные. Большинство пазырыкцев относилось к северному европеоидному типу, но 1 в. до н.э в восточную часть Алтая уже начали проникать монголоиды. Мужчине под 60, он довольно тучный. Татуировка явно наносилась в молодости, поскольку побледнела и растянулась в местах, где накапливался лишний вес.

Монголоида украшает целый зоопарк реальных и мифических созданий: тут и олени с рогами, унизанными птичьими головками, и зубастые хищники вроде барсов, но с крыльями. Снаружи между коленом и лодыжкой притаилась рыба, а по внутренней стороне ноги — четыре диких барана. Точно напротив сердца наколота львиная голова грифона. Его выгнутая спина охватывает туловище сбоку, а закрученный спиралью хвост кончается на лопатке.

«Львиное сердце» погиб в бою. Его череп пробит, а скальп снят. Геродот пишет о скальпировании врага, как о ритуале присвоения его жизненной силы. Однако в данном случае соратники компенсировали потерю, пришив павшему герою парик. К подбородку прикреплена фальшивая борода из окрашенного в антрацитовый цвет конского волоса.

В глазах античных авторов татуировка и скальпирование относились к самым удивительным обычаям кочевников. У греков всякая метка на теле ассоциировалась с рабским клеймом. Однако «варвары» носили татуировки с гордостью.

Декоративные элементы одежды и домашней утвари пазырыкцев тоже отражают тесную связь человека с животным миром. Пронизывающие взгляды и крепкие клювы орлов, гибкие спины и острые зубы диких кошек — все передано с экспрессивной простотой и точностью.

РИТУАЛЫ ПОГРЕБЕНИЯ В ПАЗЫРЫКЕ

Когда умирал важный соплеменник, кочевники прилагали немалые усилия, чтобы, пользуясь простыми орудиями, обеспечить подобающее случаю захоронение. Среди орудий — клинья с горцами, расплющенными молотом. Возможно, их вколачивали в грунт для его разрыхления в ходе земляных работ. Схема всех курганных захоронений примерно одинакова. Рыли прямоугольную яму, которую обшивали лиственничными бревнами, получая камеру для одного или нескольких тел. Стены часто двойные. Пол дощатый. Потолок перекрыт бревенчатыми накатами.

О религии пазырыкцев известно мало. О западных скифах Геродот писал, что «у них не в обычае возводить статуи богов, алтари и храмы». Олицетворением, например, бога войны становился воткнутый в землю железный меч-акинак, перед которым приносились жертвы. На Алтае постоянных святилищ также не найдено. Поскольку кочевники не имели письменности, религиозных текстов они не оставили. Однако в Пазырыке обнаружен явно обрядовый атрибут — кожаный мешочек с ногтями и волосами. Очевидно, это следы обычая или ритуала, как-то связанного с магией. Косвенные признаки говорят о религии, близкой к шаманизму, до сих пор распространенному в Сибири и Монголии.

Шаман — это священник, колдун, посредник между земным и сверхъестественным мирами. Для общения с духами он надевает особый наряд, часто с оленьей головой или рогами, ест галлюциногенные грибы и, колотя в бубен, впадает в экстатический транс.

Скорее всего, похоронами в Пазырыке руководили шаманы. По характеру погребений можно судить о связанных с ними обрядах. Вероятно, могилы копали летом, когда почва достаточно оттаивала. Тела бальзамировали, удалив через надрезы внутренности и мышцы, а пустоты набивали травой. Потом кожу зашивали сухожильными нитями. Гроб с такими мумиями, очевидно, вождей и их жен, ставили в погребальную землянку, оформляя ее утварью, необходимой в загробной жизни: коврами и драпировками, посудой для пищи и напитков. За перегородкой укладывали специально забитых великолепных коней.

Геродот пишет о таком окуривании после скифских похорон, сравнивая его с парной баней. Эта деталь вполне совпадает с пазырыкскими находками: «На три опорных шеста, соединенных вершинами, они натягивают шерстяную ткань, следя, чтобы ее куски соединялись как можно плотнее. В этот шатер ставят блюдо с раскаленными докрасна камешками. Потом берут конопляное семя, заползают внутрь и бросают его на камешки. Семя сразу же начинает куриться, давая пар, которого не найдешь ни в одной бане Греции. Скифы так наслаждаются им, что вопят от удовольствия...»

Почти наверняка хоронили с музыкой. В могилах найдены бубны из перепонки, натянутой на роговой обод, похожие до сих пор используются азиатскими племенами. Отдав последние почести, могилу накрывали ветками и берестой, а затем несколькими накатами лиственничных бревен. Поверх насыпали вынутую землю, а затем кучу валунов высотой до 4,5 м. Прошли столетия, скифы на Алтае исчезли, и каменные курганы остались свидетелями их своеобразной цивилизации.

Калинина Наталья
astromeridian.ru


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Sfiris "Спасибо" сказали:
Миранда
 Заголовок сообщения: Re: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПАЗЫРЫКА - ЛЕДЯНОЙ МОГИЛЫ АЛТАЯ
СообщениеДобавлено: 07 июн 2022, 15:40 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Изображение
Всадник, Пазырыкский войлочный артефакт, около 300 г. до н.э.

Изображение
Ковер. Фрагмент с фениксом. Могильник Пазырык, курган 5

Изображение
Колесница. Могильник Пазырык, курган 5

Изображение
Принцесса Укока — V век до н.э.

Изображение
Пазырыкский ковёр

Изображение
Узда с бляхами в виде личин. Деталь. Могильник Пазырык, курган 1

Изображение
Узда с бляхами в виде личин. Могильник Пазырык, курган 1

Изображение
Чепрак с изображением лося


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПАЗЫРЫКА - ЛЕДЯНОЙ МОГИЛЫ АЛТАЯ
СообщениеДобавлено: 26 июн 2022, 16:52 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Загадка 5-тысячелетних рисунков из Сибири, изображающих странных существ

Данные фрески нашли в Алтайских горах. Как утверждают ученые - их возраст более 5 тысяч лет. Археологи обнаружили данные рисунки в селе Каракол.

Обнаружили ещё 1985-ом, однако только в этом году их выставили в музее.

На фресках вы можете разглядеть людей в непонятных одеяниях с перьями и других существ. Некоторые из этих фигур довольно сложно распознать, так как выглядят они уж очень неестественно.

Эти плиты с фресками нашли в захоронениях рядом со скелетами. Для чего их положили в захоронение - непонятно, однако исследователей больше интересует смысл рисунков. На камень нанесены краски белого, красного и синего цвета, а подобные камни больше не удавалось найти в Сибири.

Несколько месяцев назад ученые из Курчатовского института выяснили, каким образом первобытные люди смогли изготавливать краски для подобных фресок.

"Мы узнали состав красителей - было выяснено, что минерал сначала нагревали. Старинный живописец нагревал минерал до соответствующей температуры для того, чтобы получить краску нужного цвета" - рассказал главный ученый института, Роман Селин.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПАЗЫРЫКА - ЛЕДЯНОЙ МОГИЛЫ АЛТАЯ
СообщениеДобавлено: 05 сен 2023, 14:53 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Конские маски Древнего Алтая

Открытие курганов. Пазырыкская культура

Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н.э.), основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае.

Сведения в основном получены при раскопках так называемых Пазырыкских курганов. Носители этой культуры обитали на смежных территориях нынешних ------ (плато Улаган, Укок), Казахстана и Монголии.

Культура выявлена в 1865 году В.В. Радловым при раскопках Берельского и Катандинского курганов. Своё название получила по памятнику в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган близ села Балыктуюль (Улаганский район), где экспедицией академика С.И. Руденко были в 1929 году раскопаны усыпальницы пазырыкской племенной знати.

Несмотря на неодобрительное отношение местного населения, исследования пазырыкских курганов не прекратились и с распадом СССР. Время от времени учёные находят и мумифицированные тела. Так, в 1993 году была обнаружена так называемая «принцесса Укока».

Этнически ирано-самодийская пазырыкская культура появилась в результате тесного контакта самодийской каракольской культуры с иранской бегазы-дандыбаевской или близкой ей культурой. Далее сосуществовала с раннескифской усть-куюмской группой, а затем с кара-кобинской культурой.

В 1924 г. экспедицией Этнографического отдела Русского музея, руководимой академиком С.И. Руденко, была открыта группа из пяти больших скифских курганов, расположенных в горной долине Пазырык на Алтае, на склоне правого берега реки Улаган — правого притока реки Башкаус. В 1929 г. отряд М.П. Грязнова в составе экспедиции С.И. Руденко раскопал первый курган из этой группы. Завершены раскопки всех пяти курганов были в 1947-1949 гг. экспедицией Института истории материальной культуры (затем Института археологии АН СССР) под руководством С.И. Руденко, с участием с 1948 г. Государственного Эрмитажа.

Несмотря на то, что большинство курганов были разграблены еще в древности, в исследованных погребениях ученые обнаружили уникальные по своей сохранности вещи, которые укладывали с умершими вождями в их могилы.

Сохранность предметов из органических материалов (дерево, кожа, ткани), которые обычно не сохраняются в археологических памятниках, была обусловлена наличием на Пазырыке подкурганной мерзлоты. Исследование мерзлотных погребений стало большим научным открытием мирового значения.

В настоящее время ценные экспонаты из Пазырыкских захоронений хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Новосибирска и Горно-Алтайска.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПАЗЫРЫКА - ЛЕДЯНОЙ МОГИЛЫ АЛТАЯ
СообщениеДобавлено: 06 сен 2023, 18:10 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Погребения и мерзлота

Пазырыкские курганы вполне могли бы остаться «одними из». Мало ли найдено кочевнических погребений раннего железного века? Мировую славу Пазырыку принесла фантастическая сохранность тел погребённых и положенных с ними вещей, «погребального инвентаря», как выражаются археологи. Как же это объяснить, ведь в нормальных условиях все органические материалы должны были давно разложиться? Дело в том, что внутри погребений возникла мерзлота, как бы законсервировавшая тела и предметы. Однако пояс вечной мерзлоты происходит гораздо севернее Алтая, откуда она в Южной Сибири?

Мерзлота в Пазырыкских курганах не имеет никакого отношения к вечной мерзлоте. Она самостоятельно возникла в виде линзы под курганами. Для того чтобы это понять, нужно представить себе устройство пазырыкских гробниц.

Погребальный обряд пазырыкцев предусматривал сооружение на дне могильной ямы лиственничного сруба, в котором в колоде либо на деревянном ложе помещался мумифицированный погребенный. Насыпь кургана, который возводился над могилой, состояла из камней, валунов и гальки и была легко проницаема для воды. Летние и осенние дожди, а также почвенные воды наполняли лиственничные погребальные склепы водой, которая замерзала зимой и нередко не оттаивала летом. Не исключено, что это делалось пазырыкцами намеренно, они, конечно, знали свойства холода предотвращать процессы гниения, поскольку эти знания были частью их повседневного опыта.

Ситуацию усугубили грабители. Через их проходы вода полностью заполняла не только сруб, но и остальное подкурганное пространство. Все предметы внутри просто замёрзли – как в холодильнике. Даже в нетронутых грабителями курганах набиралось много воды. Находившиеся внутри деревянные вещи всплывали, а потом как бы врастали в лёд.

Однако не только лёд сохранял тела пазырыкцев: они и сами заботились об этом. Останки людей несут явные следы бальзамирования. Умершему человеку делали трепанацию черепа и извлекали мозг (второй вариант – через нос). Также удаляли и остальные внутренности, а на разрезы накладывали швы – для своего времени пазырыкцы были неплохими хирургами. Любопытно, что сделанная учёными реконструкция погребального бальзамирования очень похожа на тайный обряд, который, по свидетельству древнегреческого историка Геродота, проводили древнеегипетские жрецы. К сожалению, мы не можем уверенно говорить, случайно ли такое сходство или пазырыкцы и древние египтяне почерпнули технологии сохранения тела умершего из общего источника. Для бальзамирования также применяли специальные составы, а тела часто набивали травой и землёй, которым в индийской и иранской культуре приписывается живительная сила. Упоминания об этом встречаются, например, в упанишадах. Таким образом, тела не просто сохраняли, но и как бы подготавливали их к новой жизни.

Учёные предполагают, что мумификации подвергались только представители знати, прочим же она была недоступна. Бальзамированные тела окружали богатыми погребальными дарами, которые должны были обеспечить достойное существование умершего в будущей жизни.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПАЗЫРЫКА - ЛЕДЯНОЙ МОГИЛЫ АЛТАЯ
СообщениеДобавлено: 07 сен 2023, 17:18 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Конская маска, имитирующая голову и рога благородного оленя

Войлок, кожа, мех, шерсть, конский волос, листовое золото (фольга), краска.
Размеры: носовая часть: 60 х 26 см., длина рогов: 105 см.
Пазырыкская культура. Железный век (IV-III вв. до н.э.).
Найдена в первом Пазырыкском кургане. Горный Алтай.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. ----. (ГЭ № 1295-458).

В 1929 году М.П. Грязновым был раскопан Первый Пазырыкский курган, положивший начало знаменитому собранию алтайских древностей Эрмитажа, ныне насчитывающему около 6000 разнообразных предметов.

В Первом Пазырыкском кургане с усопшим вождём были погребены десять лошадей рыжей масти в богато украшенном конном снаряжении. На головах двух коней находились маски. Особый интерес вызывает одна из них, сшитая из тёмно-коричневого войлока толщиной 3-5 мм, покрытого сверху тонкой кожей. К верхней части маски прикреплены, выполненные почти в натуральную величину, рога, имитирующие рога благородного оленя (марала).

Маска из грубошерстного темно-коричневого войлока (толщиной 5-7 мм) сшита шерстяным шнуром желтого цвета (толщиной 2 мм), скрученным из двух нитей. Войлочная основа маски покрыта сверху тонкой кожей, окрашенной прежде в красный цвет. К верхней части маски прикреплены выполненные почти в натуральную величину рога, имитирующие рога благородного оленя. Они прошиты выворотным швом из толстой, свернутой трубочкой кожи и обтянуты тонкой кожей, в которой имеются орнаментальные прорези. К каждой ветви рога пришито по семь отростков, украшенных пучками конского волоса, окрашенного в красный цвет. По обе стороны от рогов пришиты кожаные уши. Задняя сторона ушей из целого куска кожи, передняя – из кожи со сквозными прорезями ромбической формы. Щечные поверхности маски имеют вид фигурных лопастей, символически изображающих тело оленя. На носовую часть маски наклеено изображение тигра, вырезанного из меха, окрашенного в синий цвет, на него наклеены кружки из листового золота. Хищник изображен распластавшимся в прыжке, как бы вцепившимся в голову оленя пастью и передними лапами. Таким образом, маска в целом воспроизводит один из популярнейших сюжетов древнеалтайского искусства – борьбу животных, где образы оленя, тигра и коня оказались завязанными в сложный композиционно-смысловой узел.

Мы не можем сейчас раскрыть тайну маскирования пазырыкских лошадей под оленей и других диких животных, дабы не уменьшать интереса к данной теме. О значении этой и других масок для алтайских скифов – пазырыкцев – будем говорить ниже…

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПАЗЫРЫКА - ЛЕДЯНОЙ МОГИЛЫ АЛТАЯ
СообщениеДобавлено: 09 сен 2023, 17:43 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Кто такие пазырыкцы?

Пазырыкцы – это не коренное население Алтая. Они мигрировали туда из какого-то другого региона в VI до н.э. Судя по всему, прародина носителей пазырыкской культуры – Бактрия, расположенная на востоке Ирана. Их уход с насиженных мест можно связать с бурными событиями ближневосточной истории: скорее всего пазырыкцев просто «выдавили» более сильные соседи. По дороге они вобрали в себя другие, более мелкие народы. Безусловно, элита пазырыкцев имела иранские корни. Это подтверждают как генетические исследования, так и изучение искусства. Например, знаменитый пазырыкский ковёр выполнен в иранском стиле.

Сам открыватель пазырыкцев Сергей Иванович Руденко считал их юэчжами – кочевым племенем, разбитым гуннами и бежавшим от них на север. Эту гипотезу нельзя как полностью отвергнуть, так и согласиться с ней. Вероятно, юэчжи могли соединиться с пришедшими с запада иранцами в одном политическом образовании.

Если нанести на карту курганы пазырыкской культуры, то окажется, что все они укладываются в границы той территории, которую мы сегодня называем Алтаем. Севернее пазырыкцев располагалось мощное объединение племён, обозначаемое как каменская культура, где, кстати говоря, тоже найдены огромные «царские курганы». Между двумя культурами проходит чёткая граница: пазырыкцы не выходили в степь, а каменцы не лезли в горы. К востоку от них жили представители тагарской археологической культуры, также очень мощной.

По своему антропологическому типу пазырыкцы были типичными европеоидами с небольшими вкраплениями монголоидной расы. Основным занятием населения Древнего Алтая было кочевое скотоводство. Со своими многочисленными стадами пазырыкцы кочевали, перегоняя зимой скот в высокогорья, где меньше снега, а летом — к богатому разнотравью долин. Знали они и земледелие. Перемалывая зерно на тяжелых каменных жерновах, хранили его зимой в глубоких, выстланных берестой, ямах и пекли из него пресные лепешки. Жили в домах, срубленных из массивных лиственничных бревен. Из таких же брёвен устраивали подкурганные склепы для своих умерших вождей. Знатные пазырыкцы носили шёлковые рубахи, имевшие один покрой как для мужчин, так и для женщин, в погребениях же рядовых членов общества рубах обнаружено не было. Мужским элементом одежды были штаны, тогда как женщины носили трёхцветные юбки. Общей деталью гардероба для женщин и мужчин пазырыкцев были войлочные чулки, которые были удобны для верховой езды. Также пазырыкцы носили меховые шубы, зачастую сделанные мехом и внутрь, и наружу. Такие шубы имели войлочные аппликации-украшения, а также украшались ценными мехами, выкрашенными в синий цвет. Непременными атрибутами их жизни были конь, оружие и вера в помощь предков и небесных покровителей.

Погибла пазырыкская культура в конце III века до н.э. по вине хунну. Согласно китайским источникам, в 201 году до н.э. шаньюй Модэ - основатель и царь империи сюнну (хунну) совершил северный поход. В результате была завоёвана Южная Сибирь и покорён Алтай. По всей видимости, всю пазырыкскую элиту либо перебили, либо ассимилировали. В то же время исчезают и археологические следы пазырыкцев.

После падения пазырыкского объединения снова возобновился процесс формирования новой культуры под влиянием сначала хунну, потом сяньби и жужаней. Потом на этой основе формируется тюркская общность, приходят кыргызы, найманы, монголы…

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПАЗЫРЫКА - ЛЕДЯНОЙ МОГИЛЫ АЛТАЯ
СообщениеДобавлено: 13 сен 2023, 00:15 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Алтайские скифы и их лошади

В жизни племен пазырыкской культуры конь занимал особое место. В буквальном и переносном смысле он кормил, поил, одевал и обувал древних скотоводов Алтая. Из кобыльего молока готовили напитки, мясо употребляли в пищу, из шкуры выделывали кожу, сухожилия использовали в качестве нитей.

Среди лошадей, найденных в алтайских курганах, выделяется две породы: местная (похожая на современную монгольскую) и среднеазиатская (напоминающая ахалтекинцев). Преобладали лошади рыжей и гнедой масти. Верховым коням аккуратно подстригали гривы, оставляя у холки прядь волос, за которую мог ухватиться всадник, вскакивая в седло. Хвосты могли быть подстрижены или заплетены в косы.

Существование без коня было немыслимо даже в загробном мире. Лошадей, предназначенных для сопровождения умершего, забивали во время похорон и укладывали за стенкой сруба в северной стороне могильной ямы. В больших курганах число лошадей колеблется от семи до двадцати двух, в рядовых захоронениях обычно не превышает трех. Не вызывает сомнения, что число коней в могиле было обусловлено достатком и социальным положением погребенного.

Благодаря вечной мерзлоте в Первом Пазырыкском кургане достаточно хорошо сохранились останки захороненных здесь коней. Все они были убиты ударом чекана в лоб и уложены в могилу в определенном положении: с поджатыми под брюхо ногами и опущенной вниз мордой. Поверх каждого из десяти коней был положен комплект его снаряжения.

Конское снаряжение, изготовленное из различных видов войлока, представлено самыми разнообразными предметами: конскими масками, нагривниками, потниками, седельными покрышками, чепраками.

Всадники и колесничие с незапамятных времен придавали большое значение внешнему виду своих коней. Пазырыкцы, так же, как и ассирийцы, урартцы, мидийцы и персы, следуя, как считали греки, варварскому обычаю, стригли гриву, подрезали и подвязывали или заплетали хвосты коням. Этот обычай был воспринят и китайцами: глиняные фигуры из погребения Шихуанди, многочисленные ханьские рельефы изображают коней именно таким образом.

Так же, как и всадники и колесничие, боевые кони нуждались в защитных доспехах, и они не замедлили появиться. Сначала в Месопотамии, а позже и в Ассирии конский доспех был матерчатым или кожаным, возможно усиленным мелкими металлическими пластинками. В период существования пазырыкской культуры у причерноморских скифов для защиты боевых коней использовались бронзовые налобники и нащечники. Подобная защита для головы коня, вероятно, существовала и у персов, хотя собственно персидских налобников не найдено.

Конечно, по сравнению, например, с парфянскими катафрактариями, кони которых с головы до ног были покрыты железным чешуйчатым доспехом, пазырыкские войлочные попоны, чепраки и маски выглядят скорее украшением (разговор об их сакральном предназначении впереди), чем защитой. Тем не менее, как показывает краткий исторический экскурс, они могли в какой-то степени выполнять и эту функцию. В пазырыкской культуре войлок занимал огромное место. Он обладал не только реальной защитной функцией (известно, что свойства войлока таковы, что он может предохранять от повреждений тупыми орудиями и смягчать удары острых), но и свойствами оберега. Его прочность усиливалась также благодаря использованию характерных для пазырыкцев аппликаций и многослойности. Таким образом, пазырыкское конское снаряжение можно отнести к снаряжению легкой конницы: войлочные попоны и чепраки с войлочными длинными подвесками в виде фигур рыб и волков, голов баранов, кисти и бахрома, войлочные маски, закрывавшие конские морды, возможно, были призваны не только украшать, но и защищать животных (хотя не было главного – защиты груди).

Источник: Н.В. Полосьмак "Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.)". / Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. - Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПАЗЫРЫКА - ЛЕДЯНОЙ МОГИЛЫ АЛТАЯ
СообщениеДобавлено: 13 сен 2023, 00:25 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Конские маски. Общие характеристики

Особое место в изучении древностей скифской эпохи занимают материалы из курганов пазырыкской культуры Горного Алтая, где были найдены полностью сохранившиеся уздечные наборы и сбруя, законсервированные в вечной мерзлоте. В погребениях пазырыкской культуры кони, как правило, имели пышно орнаментированную церемониальную узду. В некоторых из этих курганов сохранились останки коней с головными уборами-масками.

Сейчас хорошо известно, как выглядели конские маски и головные уборы из Пазырыкских курганов (Горный Алтай). Благодаря усилиям ученых и реставраторов эти произведения скифо-сибирского звериного стиля представлены в экспозиции Государственного Эрмитажа. О них конкретно и пойдет речь ниже. Однако фрагменты конских масок сохранились также в ранних курганах пазырыкской культуры - во Втором Башадарском и Первом Туэктинском курганах (Центральный Алтай). Здесь маски делались из сыромятных шкур крупного домашнего скота или лошадей, рога были выполнены из кедра и ели. Для изготовленных ритуальных масок использовались типовые гвоздики-заклепки из самой ходовой бронзы местного производства.

Конские маски «царских» Пазырыкских курганов представлены тремя хорошо сохранившимися экземплярами (из I и V могильников) и одной полумаской, или, точнее, конским головным убором, найденным во втором Пазырыкском кургане. Маски сделаны из толстого грубого войлока плотной катки темно-коричневого цвета. Войлок состоит из стриженых волокон шерсти овцы естественной окраски. В его состав входят также пух, переходный волос тониной 12-48 мкм, ость и грубая ость.

Конские головные уборы-маски были сшитые из кожи, меха и войлока, закрывали всю морду коня, имели отверстия для глаз, ноздрей и ушей и закреплялись под подбородком посредством кожаных ремешков.

Грива и хвост коней с головными уборами-масками непременно закрывались специальными футлярами из кожи и войлока. Художественная выразительность и мастерство исполнения делают головные уборы-маски одними из лучших образцов скифо-сибирского звериного стиля.

Головные уборы-маски разделены нами на два типа:

1) головные уборы-маски с рогами диких копытных животных в натуральную величину;
2) головные уборы-маски с навершиями в виде голов диких и фантастических животных и птиц в уменьшенном размере.

Источник: М.А. Очир-Горяева "Маскировка коней под мифических животных в пазырыкской культуре Горного Алтая".

Изображение

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПАЗЫРЫКА - ЛЕДЯНОЙ МОГИЛЫ АЛТАЯ
СообщениеДобавлено: 15 сен 2023, 00:42 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Конская маска (ГЭ № 1295-458)

В Первом Пазырыкском кургане с усопшим вождём были погребены десять лошадей рыжей масти в богато украшенном конном снаряжении. На головах двух коней находились маски. Особый интерес вызывает одна из них, сшитая из тёмно-коричневого войлока толщиной 3-5 мм, покрытого сверху тонкой кожей. К верхней части маски прикреплены, выполненные почти в натуральную величину, рога, имитирующие рога благородного оленя (марала). Они сшиты выворотным швом из толстой свёрнутой трубочкой кожи и обтянуты тонкой кожей. Кожаные рога оленя сплошь покрыты прорезным орнаментом, состоящим из неправильной формы треугольников, ромбов и завитков, выкрашенных в красный цвет, с наложенными местами золотыми кружками.

М.П. Грязнов отметил, что прорези в древности были покрыты листовым оловом, а в двух местах — золотом. Однако в настоящее время следы металла на рогах отсутствуют. К каждой ветви рога пришиты по семь отростков. Два передних — «глазничный» и «ледяной» — сближены друг с другом, третий — загнут крючком. Ни у одного реального вида оленей такой формы отростков не бывает. Последующие отростки, как и первые два, имеют по три ответвления, украшенные пучками конских волос красного цвета.

По обе стороны от рогов пришиты кожаные уши. В основании маски имеются специальные отверстия, в которые просовывались уши коня. Щёчные поверхности маски оформлены в виде фигурных лопастей, орнаментированных так же, как и рога. Возможно, эти лопасти символически изображают тело оленя. Края щёчных лопастей скреплялись двумя кожаными ремнями, которые завязывались под челюстью. Большая часть маски — рога, уши, щёчные лопасти — была окрашена в красный цвет.

На переднюю часть маски наклеено изображение тигра или гепарда, вырезанное из меха. Контуры его головы и лап переданы схематично. Вся фигура окрашена в синий цвет и покрыта золотыми кружками. Хищник распластался в прыжке, мордой и передними лапами он как бы вцепился в голову оленя. Таким образом, маска в целом воспроизводит один из популярнейших сюжетов древнеалтайского искусства — борьбу животных, где мотивы оленя, тигра и коня оказались завязанными в сложный композиционно-смысловой узел.

Источник: Л.Л. Баркова "Конская маска из Первого Пазырыкского кургана. Материалы и исследования по археологии Евразии". / АСГЭ. Вып. 34. СПб: 1999.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 23 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB