Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26 Сообщений: 44086 Откуда: из загадочной страны:) Медали: 66 Cпасибо сказано: 9929 Спасибо получено: 101834 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943
Случалось так, что в результате массовых эпидемий зимой люди гибли десятками, и хоронить всех не хватало ни сил, ни средств. Что могли предпринять оставшиеся в живых в подобной ситуации? Только одно: завезти трупы на санях как можно дальше в лес и оставить там, предоставляя хищным животным сделать своё дело.
Правда, посреди леса покойников всё же не оставляли. Для этой цели обычно использовали избушку лесника, а если тащить сани было слишком далеко, то и обычный (чаще всего, заброшенный) дом на окраине деревни. Такие вот самодельные морги, которые к началу весны иногда оказывались битком набиты мертвецами, и назывались божетами.
Скорее всего, именно отсюда пошёл общий страх и недоверие к заброшенным домам. Говорить о них вслух было не принято: тела считались не погребёнными по-человечески, по-божески, - а значит, неупокоенные души вполне могли явиться требовать страшной дани с живых. Недаром в страшных деревенских сказках, которых полным-полно в нашем фольклоре, присутствует столько праздношатающихся по ночам мертвецов. Внутрь живые люди их никогда не впускают, а избавляются с помощью ожидания (9 дней, 40 дней) и заказанных в церкви заупокойных служб.
Божеты или божетки оставались практически неизвестными довольно продолжительное время, даже несмотря на то, что слегка пролил на них свет один из отечественных художников – Перов – своей картиной «Проводы покойника» (см. картинку над статьёй). Правда, он изобразил в санях усопшего уже в гробу – в действительности же трупы, в основном, закутывали только в белый саван или простыню. Делали это не умышленно, а по бедности. Сколотить гроб порой бывало просто некому.
От обычных домов божетки отличались тем, что в них старались всё-таки заколачивать окна – в надежде на то, что тела всё-таки со временем разложатся без вмешательства санитаров леса и его хозяев (волков и медведей). Если по весне их по какой-либо причине забрать не могли, так всё и происходило. За одним исключением: бывало, что на такие дома-морги случайно набредали странники. Иногда их страшные находки оканчивались тем, что в божете становилось одним трупом больше.
Сохранились своеобразные морги в тайге с тундрой и в наше время. Найти их остатки можно, исследуя вымершие деревни. Тем не менее, в народе божетки по-прежнему считаются дурными, нечистыми местами, куда люди стараются не соваться.
В лесах иногда ещё можно наткнуться на полусгнившие остатки избушек. Что удивительно, избушки эти стоят уж очень далеко от населённых пунктов и совсем не похожи на домики лесничих.
Дело в том, что это не просто избушки – а божетки, или божеты. В особо холодные – и голодные – зимы в деревнях много умирало народу. А хоронить их не получалось, уж больно земля стылая. Такую землю просто так не раскопаешь под могилу. Именно для таких случаев и строились божетки.
Трупов обмывали и увозили в такие домики, где укладывали на лавки, а если трупов много было – то и на пол. Умершим закрывали глаза, и укутывали их до подбородка белой простынёй или какой-нибудь другой белой тканью. Так и оставляли до весны – такие вот импровизированные морги. Холод не давал трупам разложиться, а засовы не пускали в избушки диких зверей. Весной же родственники забирали тела умерших – и хоронили по всем правилам. Но случались и такие лютые зимы, что вымирала вся деревня полностью, и если находили и хоронили людей в самой деревне, то божетки так и оставались затерянными в лесу и набитыми телами…
Существует немало деревенских баек о том, что может случиться в божетке…
Однажды мужик шёл зимой из деревни в деревню, но на его беду поднялась страшная метель – он заплутал, и уже совсем отчаялся найти дорогу. И только он подумал, что, наверно, замёрзнет в лесу насмерть, как вдруг увидел вдалеке огонёк. Обрадовавшись, он со всех ног припустил на свет – и вскоре оказался возле избушки, в единственном окошке которой горел свет. Он начал стучать в дверь, и дверь открыла какая-то женщина. - Пустите меня переночевать! А то такая вьюга, насмерть ведь замёрзну! – взмолился он. - Проходи-проходи… - впустила его женщина. В избушке оказалось много народу – мужчины и женщины, дети и старики – и все они понимающе закивали, мол, оставайся, конечно. - Ты не обессудь, мы тебе на полу постелим. А то видишь, людей-то у нас много… - извинилась женщина. Время было позднее, а мужик уж очень устал. Так и лёг спать. Проснулся с утра и удивился – ни звука не слышно. Ни храпа, ни дыхания… Поднялся – да так и ушла душа в пятки. Вокруг одни мертвецы лежат, по горло укутанные…
У этой истории есть две концовки. По первой – мужик, сердечно поблагодарив трупов и пожелав им «Царствия Небесного» покидает божетку, плотно закрывая наружный засов, чтобы дикие животные не пробрались…
По второй – он с ужасом обнаруживает, что засов задвинут с той стороны. Выбить дверь у него не получается, двери тогда ставили толстые, дубовые, чтобы оголодавшие звери не выломали. А окошки – если и делали, что, кстати, редкость, - были такие маленькие, что в них взрослому человеку ну никак не пролезть. Так и находили мужика весной мёртвым.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения