Заголовок сообщения: описание гадания в "Германии" Тацита и руны
Добавлено: 25 мар 2013, 01:38
Администратор
Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26 Сообщений: 44087 Откуда: из загадочной страны:) Медали: 66 Cпасибо сказано: 9929 Спасибо получено: 101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943
Фрагмент из "Германии" Тацита (перевод на англ. Томаса Гордона): "К использованию плашек (lots) и знамений (auguries) они пристрастны более всех других народов. Их метод предсказания по плашкам чрезвычайно прост. От дерева, которое приносит плоды, они отрезают ветку и делят ее на две маленьких части. Их они различают по нескольким значкам; и бросают их наудачу (at random) и без порядка на белое полотно. Затем жрец общины, если вопрос общественный, или отец семейства (father of a family), если вопрос личного характера, после того, как он торжественно призвал богов, с поднятым к небу взором поднимает каждую часть трижды и после этого выносит суждение в соответствии со сделанными значками".
Мой комментарий: очевидно, что ситуация, когда ветку делят на две части, не может служить примером и уж тем более доказательством гадания на рунах. То, что некие "значки" могут быть рунами, а могут и не быть, уже обсуждалось. Обращает внимание агентивный аспект предсказания: его проводит мужчина-жрец или отец семейства. Упоминание общественного характера вопроса служит указанием на то, что гадание связано с жизнью всей общины. Во второй описанной ситуации речь идет о старейшем члене семьи - подразумевается, что "личный" характер вопроса - это вопрос, касающийся судьбы всей семьи. О вопросах личного характера в современном понимании речи нет вообще. Более того, использование плодородного дерева в качестве материала для плашек также указывает на то, что вопрос касается жизни общины или семьи. Семантика плодовых деревьев в мифологии и фольклоре охватывает вопросы, связанные с обжитым, упорядоченным, пространством. Плодовые деревья решают бытовые вопросы, но не упорядочивают пространство - например, у восточных славян существовал запрет на использование плодовых деревьев в строительстве дома (строительство дома - это освоение необжитого пространства, творение микромодели мира)*. И наконец, если указание на жреца общины как агента предсказания может предполагать обладание знанием рун (безусловно, сакральным, судя по сохранившимся мифам древних германцев и общей мифологеме сакральности письменности), то обладание сакральным знанием рун старейшим членом любой семьи довольно сомнительно.
По всей видимости, приводимое Тацитом гадание практиковалось уже и после конца периода использования Старшего Футарка. Вот, например, фрагмент из Ксантенских анналов 845 г.: "...Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать на пути к спасению, но жребии упали без пользы".** И еще один отрывок из гл. 30 Жития Ангсара (870-е годы): "...И вот бросили они жребий, но ни один из богов, как оказалось, не пожелал оказать им помощь".***
Форма гадания, описываемая Тацитом в "Германии", проста, как сам Тацит и указывает. Судя по фольклорным материалам, такая форма предсказания встречается также в культуре других народов. Я останавливаюсь на том, что описываемое гадание с рунами не связано.
К тому же, упоминаний годи (godhi, жрец) в качестве вырезавшего руны на сохранившихся рунических надписей нет (сравните значительную по сравнению с общим количеством сохранившихся старших рунических надписей долю надписей с указанием на эриля как агента, где эрили были предположительно древнегерманским племенем, но однозначно не указанием на жреца или старейшего члена семьи).
Источники: * См. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2005. ** Губанов И.Б. Культура и общество скандинавов эпохи викингов. СПб., 2004. С. 88. *** Там же. С. 99.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения