Текущее время: 29 мар 2024, 03:29


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Драконы из Уппокры
СообщениеДобавлено: 05 апр 2013, 13:12 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 23 мар 2013, 21:47
Сообщений: 1036
Откуда: Украина
Медали: 1
Cпасибо сказано: 573
Спасибо получено:
462 раз в 249 сообщениях
Магическое направление:: Руны, Таро.
Очков репутации: 104

Добавить
Драконы из Уппокры

Автор: Анне-Софи Грэслунд (Институт археологии и античной истории, Уппсальский университет)

Перевод с швед. © Глеб Казаков ([info]loddfafnirr), декабрь 2007

Плоская двусторонняя голова дракона из Уппокры является одной из первых находок среди множества подобных драконьих голов, найденных в поселениях и торговых центрах вокруг Балтийского моря. Выполнены были данные вещи в стиле Рингерике. Функции, выполняемые драконьими головами, также как и смысл самого этого символа являются предметами дискуссии.

Среди замечательных находок эпохи викингов из Уппокры есть и несколько небольших драконьих голов и драконов: U2684, U1305, U1182 и U9859. Здесь я вкратце рассмотрю голову номер U2684 — плоскую, двустороннюю голову, выполненную из бронзы и изящно декорированную неглубоким рельефом в стиле Рингерике. Особое пристрастие скандинавов к навершиям, выполненным в форме голов животных, прослеживается ещё со времени римского железного века. Ими украшались различные предметы: пряжки и броши на одежде, браслеты, головные уборы и рукояти мечей. Во время эпохи Великого переселения народов появляется своеобразный северный декоративный стиль, где в роли орнамента выступало переплетение голов и тел неких животных, не имеющих точных биологических прототипов.

То, что данная голова зверя из Уппокры и ее аналоги чаще всего характеризуются как «головы драконов», объясняется их устрашающим видом с открытой пастью и большими оскаленными зубами и иногда, как в случае с находкой U2684, четко обозначенным языком. Но что же на самом деле представляет собой дракон? Фантастический зверь, «изначально древневосточный сказочный ползающий зверь, который, однако, настолько по-разному воспринимался и описывался в различных регионах, что дать ему общее определение вряд ли возможно». В Северной Европе он явно воспринимался как большой змей: рассказы о Беовульфе, Сигурде Убийце Фафнира и Рагнаре Кожаные Штаны говорят об этих героях как о «драконоборцах», однако все эти чудовища, очевидно, являлись гигантскими змеями, что хорошо видно по рисункам на рунических камнях, изображающих сцены из истории о Сигурде, как, например, на знаменитом камне из Сёдерманланда (Sö101). Четырехлапый, крылатый и иногда ещё и огнедышащий тип дракона, популярный в христианском изобразительном искусстве и литературе, восходил, скорее, к образу ящерицы или, возможно, крокодила, и изначально, скорее всего, появился в тропических областях, где эти звери действительно представляли серьёзную угрозу людям и домашним животным и потому воспринимались как символы зла и смерти.

Изображение

В изобразительном искусстве скандинавского позднего железного века образ змея встречается в двух различных контекстах. Змей воспринимается как нечто «злое», если он находится в борьбе с неким четвероногим животным — наиболее известным примером здесь может служить рунический камень из Еллинга — причем это животное стояло на стороне Христа или, в более общем плане, на стороне «добра». Но змей мог быть и просто декоративным элементом, используемым для плетения орнамента. Этот тип восходит ещё к скандинавскому звериному орнаменту эпохи переселения народов. В XI веке оба змеиных изобразительных типа без труда слились в единую декоративную традицию, где присутствовали одновременно и большой змей с двумя лапами, и более маленький и узкий без конечностей, который за столетие был постепенно вытеснен крылатым драконом. Эти-то два змея и являются очень частым мотивом на рунических камнях, особенно в районе озера Меларен и южном Норрланде. Туловище большого змея, иногда ещё с добавленными к нему двумя лапами, образует собственно саму петлю рунического текста, в то время как меньший змей составляет дополнительную часть композиции, порою весьма важную для создания характерного узора, отличающего один декоративный стиль от другого. Это означает, что часто задаваемый вопрос о том, могут ли рунические камни действительно восприниматься как памятники христианства, если главным изобразительным мотивом на них является змей, не уместен, поскольку сам рунический зверь восходит к тому самому четвероногому животному, которое символизировало Христа/добрые силы. Леннарт Карлссон подчеркивал, что звери на камнях, несущие на себе рунический текст, зачастую должны восприниматься как стилизованные четвероногие создания. Таким образом, согласно моей гипотезе, для того, чтобы понять, как рунический зверь стал частью христианской иконографии, не нужно прибегать к допущению, что «змей» (т.е. рунический зверь) хоть и ассоциировался со злом, но на камнях как бы нейтрализовывался крестом.

Изображение

Именно при посредстве христианства образ крылатого дракона впервые появился в скандинавском искусстве. Четвероногие звери с крыльями известны с начала IX века — они присутствуют среди резных изображений из Усеберга и на камне из Спарлёсы. В XI столетии изображения крылатых змеев или драконов появляются на некоторых из уппландских рунических камней. Иногда крылатым оказывается непосредственно сам рунический зверь, как на камнях U107 и U305, но чаще это змеи, изображенные рядом. Все упомянутые здесь рунические камни с крылатыми драконами/змеями относятся к стилевой группе Pr3–Pr4 и соответственно ко второй половине XI века.

Существуют и более близкие аналогии дракону из Уппокры U2684. В результате раскопок 1970–1971 годов в Бирке в районе гавани была найдена выполненная из бронзы драконья голова, сломанная в области шеи и сейчас имеющая длину в 3,6 см. А при последующих раскопках в той же Бирке на территории т.н. «гарнизона» в западной части большого здания были обнаружены среди прочего осколки стеклянного кубка, две рукояти мечей и бронзовая голова дракона около 4 см длиной. Находки заставили предположить, что там располагалось почетное сидение. Кроме того, в некоторых других торговых городах того же времени были найдены схожие драконьи головы: одна, выполненная из свинца, в Рюриковом Городище под Новгородом, другая в Ралсвике на Рюгене, обнаруженная внутри дома 135/25, совсем рядом с гаванью. Среди находок из Хедебю тоже есть подобная голова дракона, служащая навершием 16-сантиметровой бронзовой иглы. 5-сантиметровая бронзовая голова дракона встречается и среди находок в одном из погребальных холмов на кладбище Слинкбакен, деревня Сёдербю в приходе Данмарк, в Уппланде. В холме находятся три захоронения по типу трупосожжения, два из них – могилы мужчин с мечами, одна относится к Н-типу, другая — к Х-типу. Даже на Готланде была найдена одна драконья голова, около 5 см в длину, к сожалению, не установлено конкретное место находки. Схожие головы, но с дефектом (сильно согнуты в шее) были найдены ещё на двух иглах.

Изображение

Общим для этих драконьих голов является то, что они все были закреплены на каком-либо предмете, но в то же время сидели достаточно свободно так, что обе их стороны были видны. Дракон из Городища имеет очень маленькую полость для насадки, а у головы из Ралсвика, наоборот, шея удлинена наподобие рукояти. У большинства голов имеется петля — небольшой выступ с отверстием, находящийся снизу на задней части шеи (загривке) (Бирка, Городище, Слинкбакен, Готланд, возможно также и Ралсвик). У дракона из Слинкбакена в это отверстие продето кольцо. У двух драконов с изогнутыми шеями из Готланда схожие петли находятся, однако, спереди, на горле. У дракона из района гавани в Бирке не сохранилось всей шеи целиком, почему и не представляется возможным узнать, имел ли он подобную петлю с отверстием, однако вместо этого в загривке у него просверлено отверстие, и по остаткам ржавчины там можно судить, что раньше в него было продето кольцо. Дракон с бронзовой иглы из Хедебю не имеет выступа-петли на шее, но схожая петля расположена у него перед открытым ртом с торчащими зубами. У головы из Городища и двух из Бирки зубы в распахнутой пасти расположены так, что создают подобие петель. Схожие сплетенные зубами четкие петли отсутствуют на других драконьих головах, но и у них разинутая пасть в большинстве случаев перегорожена так, что со всей очевидностью в нее можно было продеть, к примеру, нить или узкий ремешок. Также можно предположить, что там крепилась своего рода лента-украшение. Здесь также можно привести пример пластично выполненного зверя, увенчивающего корабельный вымпел из Челлунге, который, как и многие другие в его роде, имеет отверстие у нижнего края. В этом отверстии обычно видели место крепления специальной декоративной ленты, если исходить из рисунка из Брюггена, в Бергене, изображающего викингский флот (рис. 4). Кроме того, у зверя из Челлунге есть такое же отверстие и на загривке, и во рту, образованное мощными сомкнувшимися клыками. Может быть, при помощи предполагаемой ленты в пасти было принято изображать огонь? К сожалению, дракон из Уппокры сохранился лишь фрагментарно: нижняя часть шеи отломана, и большая часть нижней челюсти отсутствует, почему и представляется невозможным ответить на вопрос, имел ли он схожие крепления на шее и в пасти.

Изображение

Поразительно, что две драконьи головы из Бирки, из района гавани и из гарнизона, имеют много общего между собой и, кроме того, сильно похожи на голову из Городища. В свою очередь форма загривка у последней весьма близка к варианту головы из Слинкбакена, ближайшее же соответствие которой мы уже находим в лице находки из Хедебю. Дракон из Ралсвика сильно подвергся коррозии и сохранился лишь фрагментарно, но все же и он, подобно своему собрату из Уппокры, в основных чертах схож со всеми остальными. Более того, по форме загривка ближайшим соответствием ему будет именно дракон из Уппокры. Изображение гривы четко прослеживается на находках из Уппокры, Городища и Хедебю, а также на драконе с Готланда. Драконы из Слинкбакена, Хедебю, Городища и Готланда все имеют какого-либо рода кольца на шее.

Форма для литья в виде красивой драконьей головы есть и среди ранних находок, обнаруженных в Черной земле. В 1990–1995 гг. она использовалась в качестве эмблемы крупных раскопок, проводившихся в Бирке. Следует, однако, заметить, что, хотя данный предмет и помещен в каталоге Эрика Сёрлинга среди находок, обнаруженных Столпе на территории Черной земли и хранящихся в Государственном Историческом Музее Швеции, он не был найден Столпе во время раскопок, а представляет собой единичную находку, обнаруженную позже. Сохранившаяся половина литейной формы изготовлена из темно-серого мыльного камня. На ней изображена голова дракона с раскрытой клыкастой пастью и гривой, развевающейся в виде спиралевидных локонов, напоминающих аналогичные украшения из железа на штевнях некоторых вендельских кораблей из Вальсгерде и корабля эпохи викингов из датского Ладбю. Шею дракона с литейной формы обвило кольцо (а перед ним заметно некое утолщение в форме круга – возможно, место для будущей петли?).

Представляется весьма заманчивым связать эти драконьи головы с украшениями, увенчивающими носы викингских кораблей, о которых нам известно благодаря изображениям на готландских камнях и уже упоминавшейся сцене из Брюггена, в Бергене. На рисунке из Брюггена на носах некоторых кораблей можно увидеть головы змеев/драконов, что дает нам возможность представить, как мог выглядеть знаменитый корабль Олава Трюггвасона Великий Змей. То, что такие резные носовые украшения обладали немалой магической силой, следует из свидетельства «Книги о взятии земли», сообщающей, что мореплавателям следовало снимать оскалившиеся головы при возвращении из плавания, чтобы не пугать духов-покровителей земли. Однако о звериных головах на носах кораблей мы знаем не только по изображениям на камнях, но и благодаря фактическим находкам, таким как, например, вырезанный из дерева «дракон» из бельгийского Шельде. Не исключено, что определенная связь здесь прослеживается и с резными столбами спинок кресел, ярчайшими примерами которых являются находки из Усеберга. Более того, в погребении в Усеберге звериные головы встречаются и на иных предметах: на санях, кроватях, в качестве отдельных скульптур. С большими круглыми глазами и распахнутыми пастями они, безусловно, играли роль некого символа и давали окружающим четкое представление о статусе и силе своего владельца.

Высказывались мысли, что многие из этих скульптур представляют собой головы волков. Бьёрн Амбросиани предположил, что во многих случаях фигуры, изображающие орла, волка и кабана, являются намеками на власть уппсальских конунгов — исследователь исходил из мысли, что орел, а также, возможно, волк были символами Одина, а тот в свою очередь согласно Снорри был родовым предком уппсальской династии; кабан должен был при этом представлять Фрея. Тот факт, что в большинстве случаев мы сталкиваемся с изображениями хищных зверей, кажется очевидным. Однако согласно моему мнению, не менее вероятно то, что в основном люди прошлого старались изображать фантастического зверя — дракона.

В одной из предыдущих работ я рассмотрела несколько выразительных драконьих голов из женских захоронений в Вальсгерде и Бирке и предположила, что эти женщины, возможно, выполняли какую-то функцию в культе, аналогично тому, что было предложено о женщине/женщинах, захороненных в Усеберге. Найденная в Вальсгерде в захоронении 85 маленькая скульптурка в виде головы зверя, вырезанная из кости или рога и с круглыми глазами из карнеола, имеет ближайшие соответствия именно в находках из Усеберга. Особенно заметны здесь раскрытая пасть с крупными зубами и круглые глаза. Голова должна была прочно сидеть на неком подобии рукояти. Захоронение представляет собой трупосожжение пожилой женщины, чьи украшения позволяют датировать его X веком. В Бирке же, где захоронение женщины в камере Bj523 тоже благодаря сопровождающим покойную украшениям датируется X веком, среди погребального инвентаря был найден бронзовый сосуд, частично наполненный травой и замотанный в кусок льняной ткани. В сосуде были обнаружены деревянные миска и кубок, а также еще уникальная маленькая голова дракона, выполненная из дерева, 5,3 см в длину. В точности как дракон из Уппокры и ему подобные, она плоская, двусторонняя и, вероятно, была закреплена на каком-то предмете.

Несколько вещей и костяных игл из Хедебю оканчиваются со стороны рукояти драконьими головами. Два уже упомянутых ранее предмета из Готланда, вероятнее всего иглы, имеют похожие звериные головы, однако сильно согнутые в шее, и происходят из Хьонхема в Сойвиде и Крассе в Гульдрупе соответственно. Как и в Хедебю, среди материала из раскопок в Бирке есть примеры предметов из кости с навершием в виде головы некого зверя (дракона?). Особенно следует назвать небольшую голову из кости из захоронения с трупосожжением Bj308, поскольку на ней хорошо видны четко вырезанные клыки и бронзовое кольцо во рту. Находки из этого захоронения не дают никакой фоновой информации, но наводят на определенную мысль о погребальном ритуале: в центре археологического слоя сожжения был обнаружен глиняный сосуд с сожженными костями, перемешанными с яичной скорлупой. Та самая небольшая звериная голова лежала прямо в сосуде среди костей. На самом верху лежало кольцо с молоточком Тора. В слое среди прочего были найдены заклепки и гвозди, фрагменты каких-то предметов из бронзы и железа вместе с утраченными ныне деталями ремня и ножен, а также кусок шлака и лесные орехи, которые, как и яичная скорлупа в урне, могут иметь связь с переходом от жизни к смерти и воскрешением.

Что касается географического распространения фигурок наподобие дракона из Уппокры, то кажется достаточно очевидным, что все до сих пор известные экземпляры имеют тесную связь с регионом Балтики и его торговыми и политическими центрами: Уппокра, Хедебю, Ралсвик, Бирка, Готланд и Новгород. На общем фоне выделяется лишь дракон из Слинкбакена, поскольку место находки не связано непосредственно с торговлей, также это единственная голова дракона, обнаруженная в погребении. Однако сам факт находки может, вероятно, служить дополнительным аргументом в пользу гипотезы о значительной роли, которую играл район вокруг Сёдербю в поздний железный век. Сёдербю в приходе Данмарк, безусловно, стоит воспринимать в свете влияния Старой Уппсалы и её региона, поэтому дракон из Слинкбакена тоже вписывается в общую картину.

Датировка представляется несколько проблематичной, если художественным стилем признавать стиль Рингерике, поскольку он по большей части принадлежит первой половине XI в., в то время как драконы из Бирки, Хедебю, Ралсвика и Городища обычно датируются X в., поэтому наиболее логично предложить конец X в. как наиболее вероятную дату.

Изображение

Что касается выполняемых драконьими головами функций, то для экземпляра из района гавани в Бирке было предложено объяснение, согласно которому он крепился на торце крыши ларца с мощами, выполненного в виде маленького домика. Чюльберг указывает также на гобелен из Скуга, на котором как сама церковь, так и её часовня имеют драконьи головы на торцах крыш. В настоящее время этот гобелен при помощи радиоуглеродного анализа датирован второй половиной XIII в. Впрочем, то, что голова дракона зачастую появляется в христианской символике, хорошо прослеживается на примере ряда норвежских деревянных церквей, например, в Ломе и Боргунде. Одна из начальных сцен гобелена из Байё также представляет английского христианского короля Эдуарда Исповедника, сидящего на троне, украшенном звериными головами. Конкретным примером сидения, напоминающего трон Эдуарда, хотя и значительно более простого, является епископское кресло из Сунтака, Вестёталанд. Епископы конца XII в. и XIII в. также часто изображаются на своих печатях сидящими в креслах со звериными головами, как, например, архиепископ Уппсалы Петер в 1191 г., епископ Бенгт из Скары в 1220-е гг., архиепископ уппсальский Ярлер в 1244 г. и в 1270 г. епископ Скары Эрик. Таким образом, в средние века, очевидно, дракон воспринимался не только как олицетворение зла, но также и как символ защищающей, доброжелательной силы.

В своей работе об иконографии и символике романского искусства Лизе Готфредсен обращает особое внимание на амбивалентность образа дракона/змея. В библейских сюжетах в большинстве случаев изображение зла при помощи образа змея/дракона не вызывает никаких сомнений, но в то же время уже в иной связи он может сливаться с образом древа жизни или даже символизировать его часть, переходя тем самым в категорию добра. Иногда два змея располагаются друг напротив друга, и тогда один из них (обычно больший) выступает в роли добра, а другой — в роли зла. Исследовательница ссылается на утверждение Исидора Севильского, одного из отцов церкви (около 560–636 гг.), оказавшего сильное влияние на средневековую картину мира, что Христос — это новый змей, побеждающий старого. На это заявление опирается и Брита Малмер при истолковании изображения на некоторых скандинавских монетах 1020-х гг. (Кнута и Хардекнута), где большой змей заглатывает маленького. Но на наиболее древних скандинавских монетах змей, напротив, противостоит оленю и символизирует дьявола.

То, что в средние века в Швеции дракон мог восприниматься как добрый и надежный защитник-страж, следует хотя бы из примера небольшого железного дракончика, помещенного на заслонку, прикрывающую замочную скважину, на главных вратах церкви в Сале или из многочисленных примеров схожих драконов-оберегов на гребнях крыш, колоннах и консолях для крышек купель в романской декоративной деревянной орнаментации.

Возвращаясь к функциям, выполняемым драконом из Уппокры и ему подобными, высказывалось предположение, что, как уже было сказано, они располагались на коньке крышки домоподобного ларца для мощей. Другим объяснением, по аналогии с бронзовой иглой из Хедебю, было то, что драконы являлись головками игл, хотя само закрепление их на игле кажется чересчур трудоёмким, поскольку ни один из описанных экземпляров не имеет рукояти или отверстия под нее. Однако какую бы практическую функцию драконьи головы ни выполняли, их символический смысл также играл немаловажную роль. Присутствие голов в крупных центрах вокруг Балтики, а также их редкость указывают, что их ни в коем случае не стоит воспринимать как предмет повседневного обихода и собственность каждого.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB