Текущее время: 28 мар 2024, 21:21


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вирд и Орлэг
СообщениеДобавлено: 04 дек 2016, 17:06 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101833 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Вирд и Орлэг

Изображение


Вирд[1] — основа многих верований Веднесбёри Шира. Это слово можно перевести как «карма», но даже это определение кажется недостаточным. Вирд не фатален и не экзистенциален по своей природе. Человек обладает свободной волей в достаточной степени, чтобы определять исход своей жизни, но существует некоторые принципы, которые тоже будут влиять на этот исход. К ним мы обратимся позже, когда будем говорить об орлэг[2] человека. Слово «Вирд» происходит от индоевропейского «wert» («вращать») и связано с древнеанглийским «weorþan» («становиться, случаться») и латинским «vertere» («вращать»). Поэтому, его исходным значением могло быть «то, что повернулось», по смыслу близкое к понятию «то, что случилось». В англо-саксонских текстах часто упоминается Вирд, следовательно, англо-саксонские язычники верили в него. Тем не менее, большая часть наших сведений о нём происходит из скандинавских источников. Внутри Традиции[3] существуют два образа Вирда. Один из них — это источник и дерево, источник Urðarbrunnr и дерево Yggdrasil эддического мифа. Как сказано в Младшей Эдде:

«Ask veit ek ausinn, Heitir Yggdrasil,
Hárr baðmr heilagr, Hvíta-auri;
Þaðan koma döggvar, Es í dala falla;
Stendr æ yfir gronn Urðarbrunni.

Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагой мутной,
росы от него
на долы нисходят;
над источником Урд
зеленеет он вечно»[4].

Источник Урд (Urðarbrunnr) – у корней дерева, и именно здесь Норны выполняют свою работу.

«Þaðan koma meyiar, margs vitandi,
þrár, ór þeim sæ, er und þolli strendr;
Urð héto eina, aðra Verðandi
—scáro scíði—, Skuld ina þriðio;
þær lög löumlgðo, þær líf kuro
alda bornom, ørlög seggia.

Мудрые девы
оттуда возникли,
три из ключа
под древом высоким;
Урд имя первой,
вторая Верданди, —
резали руны, —
Скульд имя третьей;
судьбы судили,
жизнь выбирали
детям людей,
жребий готовят»[5].

Именно так три великие Норны определяют судьбы людей. Каждое действие, которое они совершают, некоторым образом приравнивается к определению орлэга или (на древнескандинавском языке) орлога. Оставление Норнами зарубок на дереве можно рассматривать как вырезание рун[6], магический акт, связанный с проклятиями и попытками получить благословение. В «Речах Высокого» умение резать – одна из вещей, которые требуются тому, кто собирается[7] изучать руны. Выбор Норнами жизни – не столько выбор жизни, сколько выбор смерти. Вирд в древнеанглийской поэзии чаще всего связан со смертью, потому что смерть – окончательный итог жизни каждого. Наконец, они судят судьбу (орлэг[8]), «первичный слой», который определяет ход жизни людей. Эти действия олицетворяют ту часть жизни, которая не определяется свободной волей, те вещи, которые мы не можем изменить (или не можем изменить, не столкнувшись с большими трудностями). Но Вирд не фатален в смысле предопределения. Есть место для свободной воли, — это отражено во взаимодействии между источником и деревом. Источник олицетворяет прошлое.

«Источник назван в честь Урд, её имя означает «прошлое». Это прошлое включает в себя действия всех существ, которые живут в тени ветвей Иггдрасиля: людей, Богов, великанов, эльфов и т. д. Подобно воде, эти действия находят путь обратно, собираясь в источник; по мере того, как это происходит, все действия становятся известными, определёнными[9], завершёнными. В каком-то смысле, это те действия, что образуют слои или страты, которые (Норны) ежедневно закладывают в источник, изрекая судьбу[10]. Вхождение в источник методично и упорядочено; события явно связаны друг с другом, и существует система и структура их хранения». (Пол Баушатц, Источник и дерево: мир и время в ранней германской культуре. Амхерст, издательство университета Массачусетса, стр. 20.)

Дерево олицетворяет настоящее. Каждый день Норны орошают дерево из источника, возвращая действия из прошлого для того, чтобы влиять на настоящее, олицетворяемое деревом.

«Enn er þat sagt at nornir þær, er byggva við Urðarebrunn, taka jvern dag vatni brunninum ok með aurinn þann, er liggr um brunninn, ok ausa upp yfir askinn, till þess at eigi skulu limar hans trena eða funa, en þat vatn er sva heilagt, at allir hlutir, þeir er þar koma I brnninnn, verða sva hvitir sem henna su, er skjall heitir er innanliggr eggskurn.

И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца»[11].

Таким образом, Вирд цикличен по своей природе: прошлое приносится в настоящее только ради того, чтобы снова просочиться в прошлое. Источник и дерево были не единственной моделью, олицетворявшей Вирд в сознании древних язычников. Они также видели его в образе нитей, сотканных на великом Ткацком Станке. В Старшей Эдде, в Первой Песни о Хельги, убийце Хундинга, Норны воздвигают в небе ткацкий станок, закрепляя нити на севере, востоке, юге и западе. Подразумевается, что так они соткали события жизни мальчика Хельги. Личности обычно рассматриваются как простые нити на ткацком станке, а не целая ткань. Повсюду в Традиции мы видим упоминания о нити жизни человека. В то время как образ источника показывает взаимодействие прошлого с настоящим, образ нити наилучшим образом показывает взаимосвязь жизней. Каждая нить соприкасается с тысячами других нитей и воздействует на них. Внутри племени это символизирует отрезок ткани, все его нити касаются друг друга.

Вирд меняется, но некоторые его части неизменны. Возможно, подходящее сравнение — наша собственная Вселенная. С точки зрения науки, всё должно подчиняться законам Вселенной, но события, которые происходят в соответствии с этими законам, не предопределены. Таким образом, Норны или Вирд устанавливают определённые законы, которым подвластны события людских жизней, племён, и всего мира, но сами по себе эти события определяются, по большей части, нашими собственными действиями. В Традиции это явление известно как Scyld или (на древнескандинавском языке) Skuld. Скульд — третья Норна, и ее имя означает «то, что обязано случиться». Это вещи, которые люди не могут изменить. Они должны произойти по воле Вирда или Богов, или вследствие кармы предков, и никакие наши действия не могут изменить их. Древнеанглийское слово «orlæg» также означало «грех», нечто, влекущее за собой расплату.

У каждого человека есть свой личный «вирд» или орлэг. Фольклор и исландские саги наглядно показывают принципы человеческого орлэга. На страницах «Немецкой мифологии» братьев Гримм можно найти несколько историй, которые иллюстрируют это. Согласно фольклору, при рождении человека появляются три Норны. Первые две обычно благословляют ребёнка, в то время как третья насылает проклятье. (Немецкая мифология, пер. Дж. Сталлибрасс, Лондон: изд-во Джордж Белл и сыновья, 1900 г.) Такой же рассказ мы находим в шестой книге «Деяний данов» Саксона Грамматика. Фридлейф приводит своего трёхлетнего сына в храм, чтобы помолиться трём девам. Первые две даруют ему обаяние и благородство, а третья говорит, что он будет скуп на подарки. Это предсказание орлэга имеет первостепенное значение для жизни человека. Несмотря на то, что люди могут определять события своей жизни, благословения и проклятия будут решать исход многих из этих событий. Боги и Богини тоже могут определять орлэг человека. Возможно, лучший пример этого — повествование о Старкаде. Старкад предстал перед собранием Богов. Там Один и Тор поочерёдно благословляли и проклинали его. Тор сказал, что он будет бездетным. Один дал ему три срока жизни. Тор сказал, что он совершит подлое деяние в каждом из них. Один дал ему самую лучшую одежду и оружие. Тор заявил, что у него никогда не должно быть земли или поместий. Это продолжалось до тех пор, пока Тор и Один не закончили проклинать и благословлять его, после чего Боги решили, что всё это должно случиться со Старкадом. Так Боги частично определили орлэг Старкада.

Вдобавок к предсказанию орлэга при рождении и решениям[12] Богов, на жизнь человека будет влиять орлэг, полученный в наследство от кого-либо из предков. Древние язычники считали, что человек мог унаследовать части души предка. Так было в случае с Олафом Нечестивым (называемым христианами Олафом Святым), которого считали перевоплощением древнего языческого конунга Олафа. Глумр в «Саге о Вига Глумре» утверждает, что обладает хамингьей (удачей) своего деда.

Все эти вещей, а также поступки самого человека, вносят вклад в его орлэг. Жизнь не полностью предопределена, и не полностью управляется свободной волей. Некоторые вещи неминуемо происходят, а другие мы сами можем сделать реальностью.

У племён, как и у отдельных людей, есть орлэг. Наверное, больше всего это явление известно как dóm (закон). Это коллективные действия определённого племени[13]. Их обычаи, их карма, их традиции и закон. У племени, как и у человека, есть коллективный орлэг, определяемый Богами, Вирдом и поступками его членов в целом и по отдельности, прошлыми и настоящими. Этот орлэг подвергается воздействию многих вещей, таких как дела членов племени, его mægen[14] или (на древнескандинавском) хамингья или удача, покровительство Богов и Богинь, деяния его вождей. Племя — это единое целое для самого себя, подобно роду, семье или отдельному человеку. У него есть mægen и орлэг. Цель многих его коллективных действий — обеспечить продолжение хорошего орлэг. Его обычаи соблюдаются, потому что они всегда приносили mægen в прошлом. Законы существуют, чтобы убедиться, что никто не вредит mægen племени и не назначает ему новый опасный орлэг. Каждое действие, которое человек совершает, может установить новый прецедент для племени в целом и этого человека в частности. Новый прецедент может означать, что итоги любого действия могут измениться. Так, племя, которое всегда одерживало победу в бою, может потерпеть поражение, как было в случае с вандалами и лангобардами. Лангобарды, тогда известные как винилы[15], отправились на войну с вандалами. Превзойдённые противником численно, зная, что Воден (Один) уже обещал победу вандалам, они обратились к Фриге (Фригг). Она сказала им на рассвете встать лицом к востоку вместе со своими женщинами, чтобы у женщин волосы закрывали лицо. Затем она повернула кровать Водена к лангобардам. Когда он проснулся, он спросил: «Кто эти длиннобородые?» Фриге ответила: «Теперь ты дал им имя, ты должен дать им и победу». Древний германский обычай требует, чтобы тот, кто нарекает имя, дарил подарок, поэтому Воден должен был сделать подарок лангобардам. Обратившись к Фриге, лангобарды использовали старый прецедент (дарение подарков при имянаречении[16]), чтобы установить для себя новый — победу в бою.

Орлэг племени (как и его mægen) имеет первостепенное значение для вождей теода[17]. Они могут означать успех или неудачу для теода. Поэтому, каждое действие тщательно продумывается. Frith[18] внутри теода обычно поддерживается любой ценой, чтобы предотвратить орлэг раздоров, распространяющихся и разрушающих теод. Богам и Богиням постоянно поклоняются и приносят им дары, чтобы обеспечить их покровительство. Все внутри теода должны придерживаться его целей. Действия отдельных людей влияют на теод, а орлэг теода влияет на них. Нити судьбы каждого из членов племени составляют орлэг теода, и поэтому иногда тяжело понять, что в жизни отдельно взятого человека стало итогом его собственных действий, и что — результатом влияния орлэга теода. У семей и родов (как и у теодов) также есть собственные судьбы, и они тоже воздействуют на орлэг теода. Как видите, определить, что влияет и почему, может быть очень сложно. Именно по этой причине существуют закон, традиции и обычаи. Придерживаясь их, намного легче обеспечить безопасность теода[19]. Хотя вирд можно изменить при помощи рун и обращений[20] к Богам и Богиням, для того, чтобы он оставался благим, нет ничего лучше праведных дел[21].

Мирослав
Скрытый текст:
Источник: http://englatheod.org/wyrd.htm


[1] В оригинале — Wyrd. Примечание переводчика.

[2] В оригинале — orlæg, а также ørlög. Примечание переводчика.

[3] В оригинальном тексте — within the lore (внутри мудрости, внутри Веды). Примечание переводчика.

[4] Младшая Эдда. Видение Гюльви. Перевод О.А. Смирницкой. Источник: http://norse.ulver.com

[5] Старшая Эдда. Прорицание вёльвы. Перевод А.И. Корсуна. Источник: http://norse.ulver.com

[6] В английском переводе «Прорицания вёльвы» словам русского перевода «резали руны» соответствует предложение «Scored they on wood», т.е. «Оставляли зарубки на дереве». Примечание переводчика.

[7] В исходном тексте «one is to learn the runes», что, скорее всего, переводится как «кто должен изучить руны». Тем не менее, я оставляю «собирается», так как, на мой взгляд, это слово больше подходит по смыслу. Примечание переводчика.

[8] В английском переводе «Прорицания вёльвы» «spoke ørlög», «говорили орлог». Эта строка находится там, где в русском переводе А.И. Корсуна стоит «жребий готовят». В тексте статьи «говорят орлэг», что я перевёл как «судят судьбу». Примечание переводчика.

[9] В оригинальном тексте — fid. Примечание переводчика.

[10] В оригинальном тексте «laid in the well by the speaking of the ørlög». Примечание переводчика.

[11] Младшая Эдда. Видение Гюльви. Перевод О.А. Смирницкой. Источник: http://norse.ulver.com

[12] В исходном тексте — «deemings», по-видимому от глагола «deem» — «полагать, думать, считать». Примечание переводчика.

[13] В оригинальном тексте: «It is the collective actions of the tribe laid down». Примечание переводчика.

[14] В переводе с древнеанглийского — мощь, сила. Примечание переводчика.

[15] Так у Павла Диакона в его «Истории народа лангобардов». В оригинале — «Winni». Примечание переводчика.

[16] В исходном тексте «при» соответствует «for» (для, ради). Примечание переводчика.

[17] Theod — «племя» на древнеанглийском. Теодисты так называют свои сообщества. Примечание переводчика.

[18] Frith — «мир» на древнеанглийском. Примечание переводчика.

[19] В исходном тексте: «By keeping to these things one can more readily ensure that nothing bad comes of the theod». Примечание переводчика.

[20] В оригинальном тексте — «rites», «обрядов». Примечание переводчика.

[21] В исходном тексте – «nothing is greater than deeds to keep it on a good course». Примечание переводчика.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Soror Nelumbo
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB