Текущее время: 28 мар 2024, 18:04


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Речи Высокого как Моральный Кодекс Гражданина
СообщениеДобавлено: 16 ноя 2016, 20:26 
 

Речи Высокого как Моральный Кодекс Гражданина
(Автор - berkutu)



1.

Старшая Эдда содержит Речи Высокого. В них Один излагает основные правила жизни, которым нужно следовать, чтобы быть достойным членом общества. Большая часть их и сейчас применима для людей.

Первая часть Речей (1-46) посвящена тому, как себя следует вести, чтобы избавиться от ненужных проблем – а точнее, не создать их себе.

Вторая (47-89) – это сборник притч, поясняющих изложенные в первой части правила в доступной и понятной, более развернутой форме.

Третья часть (90-110) – это Песнь песней, рассказ о том, как следует строить отношения с женщинами.

А четвертая, заключительная, больше похожа на автобиографию Одина, которую он излагает некоему Лоддфафниру в виде советов. Причем делится эта часть на сами советы в быту (111-137) и на эзотерический опыт самого Одина, связанный с постижением им магической мудрости и рун (138-164).

Первая часть призывает жить мудро, руководствуясь высокими моральными принципами. Здесь Один основной упор делает на то, чтобы слушатель понял, что главное в жизни – не внешняя мишура, а обретение мудрости и друзей, которые не предадут. Особо оговаривается проблема, связанная с потреблением спиртного – пить рекомендуется немного, основной упор на пирах делать не на выпивку, а на общение с более опытными людьми, запоминая их рассказы. Даже наедаться Один советует не в гостях, а дома, потому что:



19 Пей на пиру,

но меру блюди

и дельно беседуй;

не прослывешь

меж людей неучтивым,

коль спать рано ляжешь.



20 Без толку жадный

старается жрать

себе на погибель;

смеются порой

над утробой глупца

на пиршестве мудрых.



33 Рано поешь,

а в гости сбираясь,

есть надо плотно:

или голодным

будешь в гостях —

не сможешь беседовать.



И не менее полезными оказываются советы по правилам поведения в гостях:



21 Знают стада,

что срок наступил

покинуть им пастбища;

а кто неумен,

меры не знает,

живот набивая.



22 Кто нравом тяжел,

тот всех осуждает,

смеется над всем;

ему невдомек,

а должен бы знать,

что сам он с изъяном.



27 Муж неразумный

на сборище людном

молчал бы уж лучше;

не распознать

в человеке невежду,

коль он не болтлив,

но невежда всегда

не видит того,

что болтлив он безмерно.



29 Кто молчать не умеет,

тот лишние речи

заводит нередко;

быстрый язык

накличет беду,

коль его не сдержать.



30 Насмешливых взглядов

не надо бросать

на гостей приглашенных

не спросишь иного —

он мнит, что разумен,

и мирно пирует.



31 Доволен глумливый,

коль, гостя обидев,

удрать ухитрился;

насмешник такой

не знает, что нажил

гневных врагов.



34 Путь неблизок

к другу плохому,

хоть двор его рядом;

а к доброму другу

дорога пряма,

хоть далек его двор.



35 Гость не должен

назойливым быть

и сидеть бесконечно;

даже приятель

станет противен,

коль долго гостит он.



40 Добра не жалей,

что нажито было,

не скорби о потере;

что другу обещано,

недруг возьмет —

выйдет хуже, чем

думалось.



41 Оружье друзьям

и одежду дари —

то тешит их взоры;

друзей одаряя,

ты дружбу крепишь,

коль судьба благосклонна.



42 Надобно в дружбе

верным быть другу,

одарять за подарки;

смехом на смех

пристойно ответить

и обманом – на ложь.



43 Надобно в дружбе

верным быть другу

и другом друзей его;

с недругом друга

никто не обязан

дружбу поддерживать.



44 Если дружбу ведешь

и в друге уверен

и добра ждешь от друга, —

открывай ему душу,

дары приноси,

навещай его часто.



С теми же, в чьем добром отношении человек усомнился, Один советует поступать адекватно:



45 Но если другому

поверил оплошно,

добра ожидая,

сладкою речью

скрой злые мысли

и лги, если лжет он.



46 Так же и с теми,

в ком усомнишься,

в ком видишь коварство, —

улыбайся в ответ,

скрывай свои мысли, —

тем же отплачивай.



Как видим, из приведенного, это достаточно четкое руководство к действию по поведению человека в обществе. Причем вне зависимости от того – среди своего народа ты или среди чужих людей.

Вторая часть – это уже философское обоснование ранее сказанного, основанное на личном опыте. Вот что Один говорит о разумном поведении и общении:



57 Головня головне

передать готова

пламя от пламени;

в речах человек

познает человека,

в безмолвье глупеет.



63 Вопросит и ответит

умный всегда,

коль слыть хочет

сведущим;

должен один

знать, а не двое, —

у трех все проведают.



64 Силу свою

должен мудрец

осторожно показывать;

в том убедится

бившийся часто,

что есть и сильнейшие.



65 Бывает, ты слово

скажешь другому,

а после поплатишься.



А также о тех «друзьях», которых много, когда у тебя имеются материальные ценности и которые исчезают, если с тобой приключается какая-нибудь беда:



67 Повсюду меня

приглашали бы в гости,

но только без трапез

иль если бы, окорок

съевши у друга,

я два отдавал бы.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Речи Высокого как Моральный Кодекс Гражданина
СообщениеДобавлено: 16 ноя 2016, 20:27 
 

2

В Речах, которые касаются женщин, Один не стесняется рассказать свой собственный печальный опыт, когда он нарвался на «динамщицу». Собственно, классической «динамщицей» не названную по имени дочь Биллинга не назовешь – ведь если бы Одину пришлось сводить ее в кабак, подарить что-то ценное, то он непременно упомянул бы об этом. Нет, один огорчен разве только тем, что его самым издевательским образом «кинули» - мало того, что девка не досталась, но еще и в насмешку к ее кровати привязали собаку – на, мол, получи, если секса захотелось. И из этого Один трагедии не строит – он понимает, что получил по заслугам. Возможно, что ухаживания его были слишком назойливы или вообще не к месту.

93 Никто за любовь
никогда осуждать
другого не должен;
часто мудрец
опутан любовью,
глупцу непонятной.

94 Мужей не суди
за то, что может
с каждым свершиться;
нередко бывает
мудрец безрассудным
от сильной страсти.

95 Твоей лишь душе
ведомо то,
что в сердце твоем;
худшей на свете
хвори не знаю,
чем духа томленье.

96 Изведал я это:
милую ждал я,
таясь в тростниках;
дороже была мне,
чем тело с душой,
но моею не стала.

97 Солнечноясную
Биллинга дочь
нашел я на ложе;
мне ярла власть
не была так желанна,
как светлая дева.

98 «Вечером, Один,
прийди, чтоб деву
к согласью склонить:
будет неладно,
если другие
про это проведают».

99 Ее я оставил —
казалось, от страсти
мой разум мутился;
таил я надежду,
что будет моей
дева любимая.

100 Вновь я пришел,
увидел, что воины
стали стеной, —
факелы блещут,
завалы из бревен
мне путь преградили.

101 А перед утром, —
все почивали, —
явился я вновь;
лишь сука была
привязана к ложу
девы достойной.

102 Девы нередко,
коль их разгадаешь,
коварство таят;
изведал я это,
деву пытаясь
к ласкам склонить;
был тяжко унижен
жестокой и все ж
не достиг я успеха.

Сам же Один сожалеет о своем обмане, допущенном им по отношению к охранявшей волшебный мед поэзии красотке - йотунше Гуннлёд. В его рассказе сквозит раскаяние, но в то же время и понимание факта, что иначе и люди, и боги остались бы без рифмованного слога, если бы Один не соблазнил несчастную Гуннлёд, отчаявшуюся в своей пещере обрести тихое семейное счастье.

104 [97] От старого турса [98]
вернулся назад я;
промолчал бы – что
………… пользы!
Но речи я вел
и удачи добился
в палатах у Суттунга.

105 Гуннлёд меня
угостила медом
на троне из золота;
плату недобрую
деве я отдал
за ласку, любовь,
за всю ее скорбь.

106 Рати клыкам
в камень велел я
крепко вгрызаться;
ётунов стены [99]
меня обступили,
мне гибель грозила.

107 Хитростью вдоволь
я насладился,
все умный сумеет;
так ныне Одрёрир [100]
в доме священном
людей покровителя. [101]

108 Не удалось бы
выбраться мне
из жилья исполинов,
когда бы не помощь
Гуннлёд прекрасной,
меня обнимавшей.

109 [102] Назавтра собрались
и двинулись хримтурсы [103]
к палатам Высокого
спросить у Высокого:
Бёльверк – спросили —
вернулся к богам
иль сразил его Суттунг?

110 Клятву Один
дал на кольце; [104]
не коварна ли клятва?
Напиток достал он
обманом у Суттунга
Гуннлёд на горе.

Судя по Речам, Одину периодически устраивали «кидалово», потому что значительная доля третьей части приходится на поэтические сравнения лживости обещаний и необходимости разумного и осторожного подхода ко всему, что кем-то сказано, а тем более – обещано.

80 [92] Вот что отвечу,
когда вопрошаешь
о рунах божественных,
что создали сильные,
а вырезал Вещий:
благо в молчанье.

81 День хвали вечером,
жен – на костре, [93]
меч – после битвы,
дев – после свадьбы,
лед – если выдержит,
пиво – коль выпито.

82 Лес руби на ветру,
жди погоды для гребли,
с девой беседуй
во тьме – зорок день;
у ладьи – быстрота,
у щита – оборона,
удар – у меча,
поцелуи – у девы.

83 Пиво пей у огня,
по льду скользи,
коня купи тощего,
меч – заржавелый, [94]
корми коня дома,
а пса – у чужих. [95]

84 Не доверяй
ни девы речам,
ни жены разговорам —
на колесе
их слеплено сердце, [96]
коварство в груди их.

85 Непрочному луку,
жаркому пламени,
голодному волку,
горластой вороне,
визжащей свинье,
стволу без корней,
встающему валу,
котлу, что кипит,

86 летящей стреле,
отходящему валу,
тонкому льду,
змее, что свилась,
жены объясненьям,
с изъяном мечу,
медведя проделкам,
и конунга сыну,

87 скотине больной,
рабу своевольному,
лести колдуньи,
врагу, что сражен,

88 всходам ранним
не должно нам верить,
ни сыну до срока:
погоде для сева
и сына уму
доверять не дерзай.

89 Брата убийце,
коль встречен он будет,
горящему дому,
коню слишком резвому, —
конь захромает —
куда он годится, —
всему, что назвал я,
верить не надо!

90 Женщин любить,
в обманах искусных, —
что по льду скакать
на коне без подков,
норовистом, двухлетнем
коне непокорном,
иль в бурю корабль
без кормила вести,
иль хромцу за оленем
в распутицу гнаться.

91 Откровенно скажу
о мужах и о женах:
мужи тоже лживы;
красно говоря,
но задумав коварство, —
улестим даже умных.

92 Красно говори
и подарки готовь,
чтобы жен соблазнять;
дев красоту
неустанно хваля,
будь уверен в успехе.

Особенно впечатляют здесь две вещи – в строфе 80 последняя строка, а в строфе 81 – вторая. Действительно, молчание – золото, и хвалить что-то можно лишь тогда, когда это увенчалось успехом и ты убедился, что сие есть зер гут. Поэтому ничего заранее не хвали, не верь особо тому, что тебе сулят и сам не давай поспешных обещаний. Если бы люди прислушивались к таким мудрым советам, то обманутых жен, мужей и вкладчиков банков было бы гораздо меньше.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Речи Высокого как Моральный Кодекс Гражданина
СообщениеДобавлено: 16 ноя 2016, 20:28 
 

3.



Советы Лоддфафниру – по большей части продолжение правил поведения в быту. Они интересны, но по большей части так или иначе повторяют начальную часть Речей Высокого, поэтому не станем особо заострять на них внимание. Кроме, разве что вот такой прекрасной строфе, касающейся отношений между мужчиной и женщиной:



130 Советы мои,

Лоддфафнир, слушай,

на пользу их примешь,

коль ты их поймешь:

если встречи с красавицей

ищешь и ею

насладиться намерен —

обещанья давай

и крепко держи их!

Добро не прискучит.



Грубо говоря, Один рекомендует тут крепко держать свое слово и, если что-то пообещал, то держаться своего обещания. А так как раньше он советовал не давать ложных обещаний тем, кто тебе дорог или нравится, то получается, что при соблюдении этих правил, семья будет крепкой и счастливой. То есть принцип «пацан сказал – пацан сделал» Одином признается как очень важное понятие для праведной жизни обитателей Мидгарда.



Но вот со 138 строфы начинается учение руническому знанию.



138 [108] Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем,

посвященный Одину,

в жертву себе же,

на дереве том,

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых.



139 Никто не питал,

никто не поил меня,

взирал я на землю,

поднял я руны,

стеная их поднял —

и с древа рухнул.



Здесь повсюду мы видим девятку – девять дней, девять ночей. Даже сам Иггдрасиль, к которому Один сам себя приколотил копьем – есть связующая ось между девятью мирами. А когда Один «поднял» руны с земли, то:



140 Девять песен узнал я

от сына Бёльторна,

Бестли [109] отца,

меду отведал

великолепного,

что в Одрёрир [110] налит.



141 Стал созревать я

и знанья множить,

расти, процветая;

слово от слова

слово рождало,

дело от дела

дело рождало.



Опять таки – девять песен. Почему именно девять, а не семь – как обычно? Все дело в том, что северная традиция, происходящая из арийской скотоводческой цивилизации, счет дням вела по солнечному календарю, а не по лунному, по которому жили земледельческие народы. В солнечный год прекрасно вписывалось другое священное число – сорок. Вместе с девяткой получались сорок девятидневных недель с дополнительными днями у солнцестояний, которые считались праздничными. Полные сутки, образованные девятками дней и девятками ночей, могут намекать на полные годы, которые Один провел в аскезе, познавая мудрость. Получается, что на это у него ушло девять лет. Достаточно большой срок, если учитывать длительность жизни у воинов конца I - начала II веков до нового летоисчисления.

Получается, что Один знал песню каждого дня недели и, следовательно, мог предвидеть все, что было раньше и все, что может случиться в любой день в будущем.

Все стенания Одина по поводу голода, холода и ограниченности маневра во время висения на Иггдрасиле могут быть поняты довольно однозначно – ему самому пришлось разбираться с этой проблемой. А вот когда перед Одином открылся истинный путь к познанию мудрости, то все проблемы решились, и появился свет, не просто который «в конце тоннеля», а который залил все пространство и не оставил ничего, что было бы недоступно взору и разуму.

Главные умения, относящиеся к рунической магии, Один перечисляет здесь:



144 Умеешь ли резать?

Умеешь разгадывать?

Умеешь окрасить?

Умеешь ли спрашивать?

Умеешь молиться

и жертвы готовить?

Умеешь раздать? [113]

Умеешь заклать?



И сразу же дает ответ:



145 Хоть совсем не молись,

но не жертвуй без меры,

на дар ждут ответа;

совсем не коли,

чем без меры закалывать.

Так вырезал Тунд [114]

до рожденья людей;

вознесся он там,

когда возвратился.



Далее идет перечисление умений, достигнутых Одином в изучении рун. Общим числом умений восемнадцать – и это опять дает нам две девятки, то есть полный цикл солнечной недели – девять дней и девять ночей.

Все умения Одина, им оглашенные, направлены на помощь людям. Что в очередной раз показывает общий гуманизм Речей Высокого в контексте Северной мифологии и ее человеколюбие - в отличие от человеконенавистнических идей некоторых иных религий.



164 Вот речи Высокого

в доме Высокого,

нужные людям,

ненужные ётунам.

Благо сказавшему!

Благо узнавшим!

Кто вспомнит —

воспользуйся!

Благо внимавшим!


(с) berkutu


Вернуться к началу
  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB